ОглавлениеКорабли авиации → Корабль обеспечения "Hans Rolshoven"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабль обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff)

"Hans Rolshoven"


Германия, 1938 г. 1 ед. (проект K IV)

 

*
K-41 Hans Rolshoven
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hans Rolshoven K-41 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, "Flugsicherungsschiff D", стр. № 697. ? SNB Bug a. Rügen, Буг, в 03.1940 на Гельголанде, с 04.1940 SND II, Берген, с 8.04.1943 SNDF 5, Тронхейм, 2 октября 1942 затонул у о. Борнхольм от подрыва на мине; 26 июля 1943 г. поднят, не отремонтирован; в марте 1945 г. потоплен брит, авиацией в Засснице. В 1949 поднят и в 1950-1951 разобран.
20.02.1937
9.02.1938
ТТХ
Водоизмещение стандартное 985 т
полное 1168 т
регистровое 992 брт
Размерения длина КВЛ 73,1 м
наибольшая 76,2 м
ширина 10,64 м
осадка (носом/кормой) 3,77 / 3,3 м
высота борта 5,0 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 2х3-лопастных винта Ø 2,1 м
? МО 4 диз. MAN (12 цил. 4-тактн.), 2 редуктора Vulcan
мощность 8800 л.с.
Ходовые данные скорость 21,1 уз
топливо 125 т соляра
дальность плавания на 16 уз. 3800 миль
на 21 уз. 1700 миль
Экипаж (без авиаперсонала) 67 чел. (7 оф.) *в мирное время - 63 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, по типу буксира
ВООРУЖЕНИЕ
  сперва с 1940 позже позже
авиационное мог принять до 3 гидросамолетов (He-60, He-114, Ar-196) или 1 летающую лодку (Do-18)
1х10-т башенно-козловый кран
артиллерия без артиллерии 2x1 — 20-мм/65 автомата C/30 3x1 — 37-мм/83 автомата SK C/30
2x1 — 20-мм/65 автомата C/30 5x1 — 20-мм/65 автоматов C/30 (не подтверждено)

 

Четвёртый корабль обеспечения полётов, заказанный под индексом "Flugsicherungsschiff D", формально уже не относился к семейству "Кришанов". Ещё при заказе 13 августа 1936 ему заранее присвоили имя "Peter Strasser", но позже решили его присвоить планирующемуся к постройке авианосцу, и при спуске на воду корабль получил другое имя - "Hans Rolshoven", в честь лётчика 1-й мировой войны (первый руководитель эскадрильи Seefrontstaffel I, основанной в сентябре 1917 в оккупированных Фландрии, разбился на самолете у Дюнкерка). Корабль имел в целом подобные размеры, что и предыдущий "Bernhard von Tschirschky" но был предназначен для обеспечения и ремонта гидросамолетов на отдаленных пунктах базирования, поэтому получил больше помещений под мастерские, склады и каюты для авиаперсонала. Для выросших в результате надстроек (полубака) пришлось пожертвовать частью рабочей палубы и грузоподъёмностью башенного крана, который также был установлен на козловой станок, который мог передвигаться по рельсам вдоль всей грузовой палубы. На корабле вернулись к двухвальной силовой установке, но с двумя дизелями MAN на каждом валу, работавшими через редуктор фирмы "Vulkan". Дальнейшим развитием стала серия кораблей типа Karl Meyer.

     

После окончания испытаний 9 февраля 1938 года корабль прибыл на место службы на морскую спасательную станцию в Буге на Рюгене (SNB Bug a. Rugen), где в это время базировалась авиашкола FWS (See) 2 (Heinkel He-60). "Hans Rolshoven" также обслуживал гидросамолёты ВВС за рубежом, в частности, с 4 по 20 мая 1938 года на Международном авиасалоне в Хельсинки, когда был впервые публично показан Arado Ar-95 - V-3 D-ODGY.

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

После начала войны сперва продолжал служить в Балтийском море, а с конца сентября 1939 года был подчинён спасательному центру Seenotzentrale (L) Nord в Северном море, базировался на острове Боркум при станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney, совместно с эскадрильей 3./Kü.Fl.Gr.106. По некоторым данным продолжал нести торговый флаг.

В 1939:
26 сентября в квадрате 9587 спас Heinkel He-59 M2+SL, (стр. № 1975) из 3./106 и доставил его в Боркум.
29 сентября в 11:50 вышел для спасения вражеского экипажа, в 20:30 после безуспешного поиска вернулся в Боркум.
28 октября с 14:00 находился на позиции метеорологической станции в кв. 9172.
3 ноября принял большое количество воды, идя против восточного ветра и волнения в шторм в кв. 9513, бортовая качка достигала 30-35°.
7 ноября в 9:27 находился в кв. 8332, в 16:25 вернулся в Боркум.
С 14 до 17 ноября находился в неисправном состоянии.
20 ноября на позиции метеорологической станции в кв. 8316.
30 ноября в 2:15 обыскивал кв. 9591, в 6:00 прекратил поиск из-за метеорологической ситуации, в 12:10 вернулся в Боркум.
5 декабря в 23:35 направился в кв. 8316.
6 декабря у Амеланда спас совершившего вынужденную посадку Heinkel He-59 8L+NL, (стр. № 2604) из 3./906, затем у Терсхеллинга поднял с воды обломки Dornier Do 18 D3 8L+FK, (стр. № 811) из 3./906.
14 декабря, согласно записи в журнале дозорного судна "V-807", ок. 18:00 "Hans Rolshoven" шёл у Хуберта-Тонне с бортовыми огнями и 2 прожекторами. При этом экипаж катера был ослеплён светом.
20 декабря на "Hans Rolshoven" закончили установку орудий на верфи в Вильгельмсхафене, 21 декабря он ушёл в Боркум, а 28 декабря - в Хуберт-Гат-Тонне.

В 1940:
2 января с 13:55 до 16:45 перешёл в Эмден, по пути в 15:15 повреждён в столкновении с лоцманским п/х (вероятно, "Dorum"?), получил пробоину в левом борту ниже мостика в 25 см от воды размером 1x0,5 м. 3 января стал на ремонт сроком примерно на 2 дня.
4 января в 8:00 "Hans Rolshoven" снова был готов к службе, в 17:00 он был на Боркумском рейде (где не смог стать на якорь) и 6 января в 15:45 прибыл в Гельголанд.
11 января в 21:10 корабль вышел из Гельголанда, но получил приказ вернуться, так как вышел без разрешения морского центра подготовки.
12 января повторно вышел на поиск самолета.
24 и 30 января - следующие выходы из Гельголанда.
6 февраля по пути из гавани Гельголанда на рейд пропала шлюпка с "Hans Rolshoven" с 5 отпускниками, вероятно из-за плотного тумана, обнаружена в 23:00.
8 февраля корабль выполнял поиск пропавшего без вести баркаса в кв. 9582 и 9563. В 8:15 тот был обнаружен в кв. 9562 во льду северного берега, остановившийся из-за недостатка горючего. 5 человек умерли от голода и замерзли.
9 февраля в 0:20 "Hans Rolshoven" стал на якорь на северном рейде Гельголанда, в 9:50 ушёл в Лангеог и в 13:12 был на позиции у буя Лангеог.
10 февраля отмечены проблемы с охлаждающей жидкостью мотора, однако корабль вышел на позицию метеорологической станции между Лингбигом и Бобьергом, в кв. 9558, 9325 к западу от Хорнс-Рифа.
11 февраля налетела юго-западная пурга, сбив корабль с курса.
13 февраля в 4:30 "Hans Rolshoven" отправился в Гельголанд, куда прибыл в 7:45, в пути произошла авария одного из левых моторов.
22 февраля корабль вышел на поиск упавшего в 5 км от Лангеога самолёта, а в 14:01 вернулся в Гельголанд.
26 февраля вышел по направлению в Кампен, в 18:35 прибыл в Лист, в 22:00 вышел в Боркум, куда прибыл в 23:00, но не смог стать на якорь на рейде и ушёл в Хуберт-Гат.
28 февраля из-за плотного тумана (видимость 10 м!) "Hans Rolshoven" остался в Хуберт-Гате.
29 февраля в 7:15 вышел и в 11:15 прибыл в Гельголанд, откуда в 15:50 отправился в Лист. 2 марта в 17:25 вернулся в Гельголанд.
6 марта в 16.30 "Hans Rolshoven" прибыл в Боркум. 7 марта получил ледовую пробоину в корме. 8 марта из за льда стал на якорь у маяка "Elbe III", 9 марта продолжил движение. Из-за нехватки запасных частей шёл только на 3 моторах, в 11:00 прошёл Брунсбюттель, в 13:30 был в Гамбурге, где принял груз и персонал и направился в Лист. В 14:50 между Брунсбюттелем и Куксхафеном встретил сильный лед. 11 марта в 11:15 с помощью ледокола вошёл в Эльбу. В 14:00 он был в Куксхафене, где принял продовольствие. 12 марта в 10:30 вышел из Куксхафена в Лист, куда прибыл 13 марта в 16:30 15 марта 15:45 - принял дополнительный персонал: 56 человек.
16 марта в 12:50 РЛС FuG III была уже на борту, однако, монтеры военной верфи Вильгельмсхафена еще не прибыли для её установки.
19 марта в 17:30 корабль покинул Лист.
28 марта в 16:45 из опасения повредить палубный груз "Hans Rolshoven" и "Bernhard von Tschirschky" были отозваны с операции спасения - в Северном море сила ветра составила 10 баллов.
1 апреля "Hans Rolshoven" применялся для управления по радио транспортным движением (транспортный круг III) совместно с наземной станцией (транспортный круг I) и наземным радиообменом (сеть связи командования).

В 1940 после оккупации Норвегии:
9 апреля "Hans Rolshoven" перешёл в Тронхейм, где с апреля 1940 числился в составе спасательной службы Seenotzentrale (L) norw. Westküste в Бергене, где в это время находился отряд из боевой авиагруппы для спец. операций KGrzbV108.
11 мая корабль попал под налет английской авиации на топливные склады в Тронхейме. 31 мая перешёл в Ставангер.
6 июня получил приказ перейти в Ставангер для использования в качестве плавучей мастерской и радиостанции для обслуживания Dornier Do 18 из эскадрилий 2./406, 3./406 и 2./906.
8 июня в 4:15 "Hans Rolshoven" прибыл в Ставангер в распоряжение F.d.L. West.
20 июля его сменил "Karl Meyer" и "Hans Rolshoven" ушёл на ремонт. С 27 июля в ремонте на Norderwerft.
8 августа "Hans Rolshoven" был заявлен готовым к применению, 3 сентября прибыл в Гамбург, 30 сентября из за задержки с доставкой персонала и запасных частей готовность корабля ожидалась лишь 9 октября, но ремонт затянулся ещё на 2 дня. Лишь 15 октября корабль направился в Ден-Хелдер.
21 октября "Hans Rolshoven" был выделен спасательному району Seenotbezirkstelle (L) Holland в Схеллингвауде у Амстердама, в составе флотилии Seenotflottille Schellingwoude.
3 ноября находился в Ден-Хелдере.
16 ноября корабль выходил для подъёма подавшего сигнал спасательного буя № 19 в 1000 м по направлению 325° на север от Ден-Хелдера.

В 1941:
23 января "Hans Rolshoven" доставил в Айнсварден летающую лодку Blohm&Voss BV-138.
26 января доставил из Айнсвардена в Бремерхафен и в полдень спустил на свободную воду Blohm&Voss BV-138 CB+UJ (стр. № 310 030) и полностью заправил её для полёта в Брест. Затем ушёл в Айнсварден за следующей Blohm&Voss BV-138.
28 января "Hans Rolshoven" был в Куксхафене, так, как самолёт передали слишком поздно. 5 февраля из за льда он по-прежнему стоял в Куксхафене. Лишь 15 февраля корабль смог отправить следующий Blohm&Voss BV-138 в Брест.
Затем в Кайзер-Вильгельм-канале была проведена проверка размагничивающей обмотки. При выходе из шлюза 17 февраля случилась поломка шпиля. Корабль сразу отправился в Гамбург, чтобы заменить его.
17 февраля на рейде Брунсбюттеля артиллеристы "Hans Rolshoven" сбили Веллингтон (номер NARC 101864), который летел в снежных зарядах на высоте 500 м. Известно, что это был 3-й самолёт, сбитый зенитчиками корабля.
21 февраля "Hans Rolshoven" отправился в распоряжение Seenotzentrale (L) Norwegen в Тронхейме, куда прибыл 28 февраля.
18 апреля в Тромсё он принял Dornier Do 18 (стр. 887) и доставил его в Тронхейм на ремонт.
С августа 1941 корабль числился при SNB VIII в Тронхейме, организационно относясь к флотилии Seenotflottille 8, а 27 октября на время ремонта был заменён на "Max Stinsky".

В 1942:
29 января после окончания ремонта "Hans Rolshoven" был отправлен на срок ледового периода в распоряжение SNB V с якорной стоянкой в Гельголанде.
2 февраля срок готовности корабля был сдвинут на 10 февраля, так как были обнаружены трещины в обшивке кормы.
Вечером 8 февраля "Hans Rolshoven" был готов к выходу. После проверки размагничивающей обмотки около Брунсбюттеля он был полностью готов к службе, но из-за ледохода на Эльбе в море не выходил.
7 апреля в 6-м цилиндре мотора правого борта произошёл взрыв, вследствие чего был разрушен поршень и повреждён поддон. Корабль вынужден был вернуться в Гамбург на Norderwerft. Срок ремонта - 4 дня. 12 апреля 16:30 "Hans Rolshoven" вернулся в Гельголанд.
30 апреля на пути к Зассницу, корабль зашел в Киль, так, как не смог дальше двигаться из-за закрытия фарватера военно-морским флотом.
14 июня в 17:26 у Зассница в тумане столкнулся со шведским паромом "Konung Gustav V", был вдавлен форштевень. Никто из экипажа не пострадал, но корабль снова не был готов к службе и с 17 июня ремонтировался на Norderwerft.
15-16 июля "Hans Rolshoven" наконец перешёл в Буг на Рюгене, в распоряжение SNB VI (Seenotflottille 6).

1 октября 1942 в 13:52 в 6 милях от Борнхольма (55°1,5´N / 14°14´E) "Hans Rolshoven" подорвался кормой на мине и в 15:30 затонул на глубине 17 м. Экипаж не пострадал. Левый борт возвышался над водой на 1 м. Был выставлен буй.
Комиссия, проведя предварительную проверку, 9 октября заключила: "Положение корабля исключительно неблагоприятно. Он лежит плоско на боку. Дно сильно покрыто камнями, из которых самые маленькие 2 м, самые большие возвышаются до 10 м, что создаёт дополнительные трудности. Кроме того, имеется сильное течение, которое поднимает большое количество песка, так что водолазу уже в 1 м ничего не видно. Спасение возможно только при абсолютно спокойной погоде и займёт минимум 3-4 недели. Предусмотренные аварийные транспортные средства будут готовы, вероятно, во вторник следующей недели (13 октября) и сразу должны идти к месту аварии. Водолазы военной авиации в данный момент предпринимают спасение орудий. Буксир "Bruno Dreyer" готов для участия в спасении, однако, не может подойти непосредственно к месту аварии, так как прежде всего там нужно убрать другие мины, что и проводится в данный момент".

26 июля 1943 г. "Hans Rolshoven" был поднят с помощью судов "Hiev" и "Griep", отбуксирован в Зассниц буксирами "Seeteufel" и "Reiher". Планировалось перевести его для ремонта в Гамбург на Norderwerft, но он так и остался стоять в Засснице, где в марте 1945 г. был потоплен британской авиацией. В 1949 обломки были подняты и в 1950-1951 разобраны.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
5 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 21.01.2020

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945
Торговый флаг Германии 1938-1945
Hans Rolshoven
Модель "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
Модель "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
Модель "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
Модель "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" после подрыва на мине.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" после подрыва на мине.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven", подъём разбитой летающей лодки Blohm&Voss BV-138.
Hans Rolshoven
Heinkel He-59 и "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
Dornier Do 24 у борта "Hans Rolshoven"
Hans Rolshoven
Dornier Do 24 на палубе "Hans Rolshoven".
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven"
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven"
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven", справа - Junkers Ju52/3m из DLH Sanitats.Flugber 3.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven"
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" с усиленной артиллерией.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" до войны.
Hans Rolshoven
Спуск "Hans Rolshoven" на воду.
Hans Rolshoven
Спуск "Hans Rolshoven" на воду.
Hans Rolshoven
Спуск "Hans Rolshoven" на воду.
Hans Rolshoven
Спуск "Hans Rolshoven" на воду.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" в начале войны.
Hans Rolshoven
"Hans Rolshoven" до войны.
Ганс Рольсхофен
Следующая страница - крановые спасательные баржи гидроавиации типа "BP III"
Предыдущая страница - спасательные корабль гидроавиации "Greif"