Оглавление → Корабли авиации → Корабль обеспечения "Hans Rolshoven"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабль обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff)
Германия, 1938 г. 1 ед. (проект K IV) * K-41 Hans Rolshoven *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Четвёртый корабль обеспечения полётов, заказанный под индексом "Flugsicherungsschiff D", формально уже не относился к семейству "Кришанов". Ещё при заказе 13 августа 1936 ему заранее присвоили имя "Peter Strasser", но позже решили его присвоить планирующемуся к постройке авианосцу, и при спуске на воду корабль получил другое имя - "Hans Rolshoven", в честь лётчика 1-й мировой войны (первый руководитель эскадрильи Seefrontstaffel I, основанной в сентябре 1917 в оккупированных Фландрии, разбился на самолете у Дюнкерка). Корабль имел в целом подобные размеры, что и предыдущий "Bernhard von Tschirschky" но был предназначен для обеспечения и ремонта гидросамолетов на отдаленных пунктах базирования, поэтому получил больше помещений под мастерские, склады и каюты для авиаперсонала. Для выросших в результате надстроек (полубака) пришлось пожертвовать частью рабочей палубы и грузоподъёмностью башенного крана, который также был установлен на козловой станок, который мог передвигаться по рельсам вдоль всей грузовой палубы. На корабле вернулись к двухвальной силовой установке, но с двумя дизелями MAN на каждом валу, работавшими через редуктор фирмы "Vulkan". Дальнейшим развитием стала серия кораблей типа Karl Meyer. После окончания испытаний 9 февраля 1938 года корабль прибыл на место службы на морскую спасательную станцию в Буге на Рюгене (SNB Bug a. Rugen), где в это время базировалась авиашкола FWS (See) 2 (Heinkel He-60). "Hans Rolshoven" также обслуживал гидросамолёты ВВС за рубежом, в частности, с 4 по 20 мая 1938 года на Международном авиасалоне в Хельсинки, когда был впервые публично показан Arado Ar-95 - V-3 D-ODGY. УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ После начала войны сперва продолжал служить в Балтийском море, а с конца сентября 1939 года был подчинён спасательному центру Seenotzentrale (L) Nord в Северном море, базировался на острове Боркум при станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney, совместно с эскадрильей 3./Kü.Fl.Gr.106. По некоторым данным продолжал нести торговый флаг. В 1939: 26 сентября в квадрате 9587 спас Heinkel He-59 M2+SL, (стр. № 1975) из 3./106 и доставил его в Боркум. 29 сентября в 11:50 вышел для спасения вражеского экипажа, в 20:30 после безуспешного поиска вернулся в Боркум. 28 октября с 14:00 находился на позиции метеорологической станции в кв. 9172. 3 ноября принял большое количество воды, идя против восточного ветра и волнения в шторм в кв. 9513, бортовая качка достигала 30-35°. 7 ноября в 9:27 находился в кв. 8332, в 16:25 вернулся в Боркум. С 14 до 17 ноября находился в неисправном состоянии. 20 ноября на позиции метеорологической станции в кв. 8316. 30 ноября в 2:15 обыскивал кв. 9591, в 6:00 прекратил поиск из-за метеорологической ситуации, в 12:10 вернулся в Боркум. 5 декабря в 23:35 направился в кв. 8316. 6 декабря у Амеланда спас совершившего вынужденную посадку Heinkel He-59 8L+NL, (стр. № 2604) из 3./906, затем у Терсхеллинга поднял с воды обломки Dornier Do 18 D3 8L+FK, (стр. № 811) из 3./906. 14 декабря, согласно записи в журнале дозорного судна "V-807", ок. 18:00 "Hans Rolshoven" шёл у Хуберта-Тонне с бортовыми огнями и 2 прожекторами. При этом экипаж катера был ослеплён светом. 20 декабря на "Hans Rolshoven" закончили установку орудий на верфи в Вильгельмсхафене, 21 декабря он ушёл в Боркум, а 28 декабря - в Хуберт-Гат-Тонне. В 1940: 2 января с 13:55 до 16:45 перешёл в Эмден, по пути в 15:15 повреждён в столкновении с лоцманским п/х (вероятно, "Dorum"?), получил пробоину в левом борту ниже мостика в 25 см от воды размером 1x0,5 м. 3 января стал на ремонт сроком примерно на 2 дня. 4 января в 8:00 "Hans Rolshoven" снова был готов к службе, в 17:00 он был на Боркумском рейде (где не смог стать на якорь) и 6 января в 15:45 прибыл в Гельголанд. 11 января в 21:10 корабль вышел из Гельголанда, но получил приказ вернуться, так как вышел без разрешения морского центра подготовки. 12 января повторно вышел на поиск самолета. 24 и 30 января - следующие выходы из Гельголанда. 6 февраля по пути из гавани Гельголанда на рейд пропала шлюпка с "Hans Rolshoven" с 5 отпускниками, вероятно из-за плотного тумана, обнаружена в 23:00. 8 февраля корабль выполнял поиск пропавшего без вести баркаса в кв. 9582 и 9563. В 8:15 тот был обнаружен в кв. 9562 во льду северного берега, остановившийся из-за недостатка горючего. 5 человек умерли от голода и замерзли. 9 февраля в 0:20 "Hans Rolshoven" стал на якорь на северном рейде Гельголанда, в 9:50 ушёл в Лангеог и в 13:12 был на позиции у буя Лангеог. 10 февраля отмечены проблемы с охлаждающей жидкостью мотора, однако корабль вышел на позицию метеорологической станции между Лингбигом и Бобьергом, в кв. 9558, 9325 к западу от Хорнс-Рифа. 11 февраля налетела юго-западная пурга, сбив корабль с курса. 13 февраля в 4:30 "Hans Rolshoven" отправился в Гельголанд, куда прибыл в 7:45, в пути произошла авария одного из левых моторов. 22 февраля корабль вышел на поиск упавшего в 5 км от Лангеога самолёта, а в 14:01 вернулся в Гельголанд. 26 февраля вышел по направлению в Кампен, в 18:35 прибыл в Лист, в 22:00 вышел в Боркум, куда прибыл в 23:00, но не смог стать на якорь на рейде и ушёл в Хуберт-Гат. 28 февраля из-за плотного тумана (видимость 10 м!) "Hans Rolshoven" остался в Хуберт-Гате. 29 февраля в 7:15 вышел и в 11:15 прибыл в Гельголанд, откуда в 15:50 отправился в Лист. 2 марта в 17:25 вернулся в Гельголанд. 6 марта в 16.30 "Hans Rolshoven" прибыл в Боркум. 7 марта получил ледовую пробоину в корме. 8 марта из за льда стал на якорь у маяка "Elbe III", 9 марта продолжил движение. Из-за нехватки запасных частей шёл только на 3 моторах, в 11:00 прошёл Брунсбюттель, в 13:30 был в Гамбурге, где принял груз и персонал и направился в Лист. В 14:50 между Брунсбюттелем и Куксхафеном встретил сильный лед. 11 марта в 11:15 с помощью ледокола вошёл в Эльбу. В 14:00 он был в Куксхафене, где принял продовольствие. 12 марта в 10:30 вышел из Куксхафена в Лист, куда прибыл 13 марта в 16:30 15 марта 15:45 - принял дополнительный персонал: 56 человек. 16 марта в 12:50 РЛС FuG III была уже на борту, однако, монтеры военной верфи Вильгельмсхафена еще не прибыли для её установки. 19 марта в 17:30 корабль покинул Лист. 28 марта в 16:45 из опасения повредить палубный груз "Hans Rolshoven" и "Bernhard von Tschirschky" были отозваны с операции спасения - в Северном море сила ветра составила 10 баллов. 1 апреля "Hans Rolshoven" применялся для управления по радио транспортным движением (транспортный круг III) совместно с наземной станцией (транспортный круг I) и наземным радиообменом (сеть связи командования). В 1940 после оккупации Норвегии: 9 апреля "Hans Rolshoven" перешёл в Тронхейм, где с апреля 1940 числился в составе спасательной службы Seenotzentrale (L) norw. Westküste в Бергене, где в это время находился отряд из боевой авиагруппы для спец. операций KGrzbV108. 11 мая корабль попал под налет английской авиации на топливные склады в Тронхейме. 31 мая перешёл в Ставангер. 6 июня получил приказ перейти в Ставангер для использования в качестве плавучей мастерской и радиостанции для обслуживания Dornier Do 18 из эскадрилий 2./406, 3./406 и 2./906. 8 июня в 4:15 "Hans Rolshoven" прибыл в Ставангер в распоряжение F.d.L. West. 20 июля его сменил "Karl Meyer" и "Hans Rolshoven" ушёл на ремонт. С 27 июля в ремонте на Norderwerft. 8 августа "Hans Rolshoven" был заявлен готовым к применению, 3 сентября прибыл в Гамбург, 30 сентября из за задержки с доставкой персонала и запасных частей готовность корабля ожидалась лишь 9 октября, но ремонт затянулся ещё на 2 дня. Лишь 15 октября корабль направился в Ден-Хелдер. 21 октября "Hans Rolshoven" был выделен спасательному району Seenotbezirkstelle (L) Holland в Схеллингвауде у Амстердама, в составе флотилии Seenotflottille Schellingwoude. 3 ноября находился в Ден-Хелдере. 16 ноября корабль выходил для подъёма подавшего сигнал спасательного буя № 19 в 1000 м по направлению 325° на север от Ден-Хелдера. В 1941: 23 января "Hans Rolshoven" доставил в Айнсварден летающую лодку Blohm&Voss BV-138. 26 января доставил из Айнсвардена в Бремерхафен и в полдень спустил на свободную воду Blohm&Voss BV-138 CB+UJ (стр. № 310 030) и полностью заправил её для полёта в Брест. Затем ушёл в Айнсварден за следующей Blohm&Voss BV-138. 28 января "Hans Rolshoven" был в Куксхафене, так, как самолёт передали слишком поздно. 5 февраля из за льда он по-прежнему стоял в Куксхафене. Лишь 15 февраля корабль смог отправить следующий Blohm&Voss BV-138 в Брест. Затем в Кайзер-Вильгельм-канале была проведена проверка размагничивающей обмотки. При выходе из шлюза 17 февраля случилась поломка шпиля. Корабль сразу отправился в Гамбург, чтобы заменить его. 17 февраля на рейде Брунсбюттеля артиллеристы "Hans Rolshoven" сбили Веллингтон (номер NARC 101864), который летел в снежных зарядах на высоте 500 м. Известно, что это был 3-й самолёт, сбитый зенитчиками корабля. 21 февраля "Hans Rolshoven" отправился в распоряжение Seenotzentrale (L) Norwegen в Тронхейме, куда прибыл 28 февраля. 18 апреля в Тромсё он принял Dornier Do 18 (стр. 887) и доставил его в Тронхейм на ремонт. С августа 1941 корабль числился при SNB VIII в Тронхейме, организационно относясь к флотилии Seenotflottille 8, а 27 октября на время ремонта был заменён на "Max Stinsky". В 1942: 29 января после окончания ремонта "Hans Rolshoven" был отправлен на срок ледового периода в распоряжение SNB V с якорной стоянкой в Гельголанде. 2 февраля срок готовности корабля был сдвинут на 10 февраля, так как были обнаружены трещины в обшивке кормы. Вечером 8 февраля "Hans Rolshoven" был готов к выходу. После проверки размагничивающей обмотки около Брунсбюттеля он был полностью готов к службе, но из-за ледохода на Эльбе в море не выходил. 7 апреля в 6-м цилиндре мотора правого борта произошёл взрыв, вследствие чего был разрушен поршень и повреждён поддон. Корабль вынужден был вернуться в Гамбург на Norderwerft. Срок ремонта - 4 дня. 12 апреля 16:30 "Hans Rolshoven" вернулся в Гельголанд. 30 апреля на пути к Зассницу, корабль зашел в Киль, так, как не смог дальше двигаться из-за закрытия фарватера военно-морским флотом. 14 июня в 17:26 у Зассница в тумане столкнулся со шведским паромом "Konung Gustav V", был вдавлен форштевень. Никто из экипажа не пострадал, но корабль снова не был готов к службе и с 17 июня ремонтировался на Norderwerft. 15-16 июля "Hans Rolshoven" наконец перешёл в Буг на Рюгене, в распоряжение SNB VI (Seenotflottille 6). 1 октября 1942 в 13:52 в 6 милях от Борнхольма (55°1,5´N / 14°14´E) "Hans Rolshoven" подорвался кормой на мине и в 15:30 затонул на глубине 17 м. Экипаж не пострадал. Левый борт возвышался над водой на 1 м. Был выставлен буй. Комиссия, проведя предварительную проверку, 9 октября заключила: "Положение корабля исключительно неблагоприятно. Он лежит плоско на боку. Дно сильно покрыто камнями, из которых самые маленькие 2 м, самые большие возвышаются до 10 м, что создаёт дополнительные трудности. Кроме того, имеется сильное течение, которое поднимает большое количество песка, так что водолазу уже в 1 м ничего не видно. Спасение возможно только при абсолютно спокойной погоде и займёт минимум 3-4 недели. Предусмотренные аварийные транспортные средства будут готовы, вероятно, во вторник следующей недели (13 октября) и сразу должны идти к месту аварии. Водолазы военной авиации в данный момент предпринимают спасение орудий. Буксир "Bruno Dreyer" готов для участия в спасении, однако, не может подойти непосредственно к месту аварии, так как прежде всего там нужно убрать другие мины, что и проводится в данный момент". 26 июля 1943 г. "Hans Rolshoven" был поднят с помощью судов "Hiev" и "Griep", отбуксирован в Зассниц буксирами "Seeteufel" и "Reiher". Планировалось перевести его для ремонта в Гамбург на Norderwerft, но он так и остался стоять в Засснице, где в марте 1945 г. был потоплен британской авиацией. В 1949 обломки были подняты и в 1950-1951 разобраны.
|