|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный корабль обеспечения полётов гидроавиации (Hilfsflugsicherungsschiff)
Германия, с 1941 г. 1 ед. (трофейный югославский), с 1942 минный заградитель Drache 1941/1943
* Drache *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Бывший Югославский авиатендер-плавмастерская "Zmaj". Заказан в начале 1928 года как плавбаза для 10 гидросамолетов и быстроходных спасательных кораблей. Один из первых специализированных кораблей подобного назначения. "Zmaj" имел оригинальную конструкцию, впоследствии послужившую прототипом для разработки немецких кораблей обслуживания авиации. Корпус с удлинённым полубаком имел очень высокий надводный борт (7,65 м на миделе). В середине корабля находился ангар, в котором мог размещаться 1 De Havilland DH.60 Moth, а в кормовой части была просторная палуба, на которую можно было поднимать гидросамолеты для ремонта. Для этого служил 6,5-тонный кран, установленный на срезе полубака. Корабль имел хорошо оборудованный цех для мелкого ремонта самолетов и моторов, склад запасных частей и резервуар для авиационного бензина. *** Корабль был спущен на воду 22 июня 1929 года. Поскольку Германии было запрещено строить на экспорт боевые корабли, "Zmaj" был сперва классифицирован как "вспомогательный теплоход", и не имел вооружения. Во время ходовых испытаний 9 сентября у Флиссингена корабль был повреждён пожаром в машинном отделении и отправлен на ремонт в Гамбург. 20 августа 1930 г. ремонт был завершен, корабль передан Югославскому флоту и отправлен в Котор для установки вооружения. В 1931 году вошёл в состав югославского ВМФ. "Zmaj" мало использовался по назначению, подтверждено только спасение перевернутой летающей лодки Dornier Wal в Которском заливе в 1936 году. Возможно, именно поэтому в 1936 году было предложено вместо авиационного оборудования установить рельсы для постановки до 100 мин. После переоборудования корабль в сопровождении эсминца "Dubrovnik" и подводных лодок "Hrabri" и "Smeli" посетил Пирей и Стамбул. В 1939 году "Zmaj" служил флагманом флота и в январе 1940 года стал свидетелем гибели нового эсминца "Ljubljana" на камнях у узкого входа в гавань Себенико. Незадолго до немецкого вторжения 6 апреля 1941 года "Zmaj" выставил оборонительные минные поля вдоль побережья Далмации и у главных портов. Эти минные поля могли быть причиной потери югославских пассажирских судов "Karađorđe" и "Prestolonaslednik Petar" у Цларина. *** Когда в 1941 году немецкие войска вторглись в Югославию, 17 апреля 1941 г. корабль был захвачен немецкими войсками в Сплите, 2 мая 1941 передан ВВС Германии, как корабль обеспечения. Главные двигатели были в порядке, но вспомогательные машины и электрическая установка в нерабочем состоянии, а оборудование и устройства - частично повреждены, частично демонтированы. Итальянское военно-морское командование взяло на себя немедленное выполнение ремонтных на верфи в Сплите, их срок при условии наличия всех необходимых запасных частей оценивался в 4 недели, но из-за низкой производительности работы шли очень медленно. Корабль стали называть "Drache" (дракон, прямой перевод югославского имени), но 6 июня командование отклонило это имя, так, в ВМФ уже был корабль с таким названием. Позже, однако, это имя всё-же утвердили. Лишь 7 августа 1941 г. корабль был готов и вошёл в состав Спасательной службы Средиземного моря (SNDF Mittelmeer), в распоряжении спасательного центра в Афинах (Seenotzentrale (L) Athen) и 11 августа отправился из Сплита через Венецию и Дураццо в Коринф в сопровождении миноносцев. Из Коринфа в сопровождении морских сил Южной группы ушёл в Афины, куда прибыл 22 августа для службы совместно с эскадрильей Seenot.St.7. Вечером 27 августа "Drache" был в Патрах, где к нему присоединилась яхта "Nymphe" и вместе они организационно вошли в состав флотилии Seenotflottille Athen (с 1.06.1942 Seenotflottille 11). К 22 октября корабль был дополнительно оснащён сбрасывателями для глубинных бомб, дымогенераторами и гидроакустическими устройствами, а к 25 октября была установлена размагничивающая обмотка. В ноябре зенитную артиллерию заменили на автоматы и пулемёты немецкого производства. 27 декабря 1941 г. "Drache" был передан в оперативное подчинение адмиралу ВМФ в Эгейском море и использовался, как войсковой транспорт для переброски войск на Крит, но продолжал числиться кораблём авиации. В январе и феврале 1942 для экономии топлива для самолётов его предлагали окончательно передать ВМФ и 18 апреля наконец приняли это решение с отправкой корабля на ремонт в Триест и с условием возвращения ВВС после войны. 30 апреля корабль отправился в Превезу, откуда 3 мая вышел через Корфу в Триест. 6 мая прибыл в Триест и передан ВМФ, который решил перестроить его в минный заградитель. С мая по август 1942 корабль был перестроен в Триесте. Был демонтирован кран (заменён на две стрелы), установлены 4 линии минных рельсов, которые могли вместить до 120 мин, и еще 120 мин можно было перевозить внутри, усилено вооружение. Решетчатая мачта была покрыта металлом и напоминала трубу. 20 августа корабль вошёл в строй под командой корветтен-капитана резерва J. Wünning. Осенью 1942 корабль выделили для испытаний морского базирования вертолёта Fl 282 Kolibri. 5 октября 1942 на борт прибыли две машины (V6 GF+YF и V10 CJ+SC). Для них была сооружена площадка 20 на 5 метров. 6 ноября кораблю на время испытаний присвоили кодовое имя "Schiff 50" и по февраль 1943 он использовался, как опытовый вертолётоносец. Командование Кригсмарине хотело оценить потенциал вертолётов для борьбы с подводными лодками и минной разведки, но их использование оказалось возможным только при ясной погоде. Затем корабль выполнил ряд минных постановок в Эгейском море и а западного берега Греции. После капитуляции Италии в сентябре 26 сентября 1943 "Drache" был атакован четырьмя британскими "Бофайтерами" в Сиросе и получил некоторые повреждения, что не помешало его использовать для перевозки войск при захвате острова Кос 2–3 октября (операция «Айсбар»). 8 октября корабль был безуспешно атакован британской подводной лодкой "Unruly", его спутнику, минному заградителю "Bulgaria" повезло меньше - он был потоплен. Самой успешной минной операцией "Drache" стала постановка заграждения к востоку от островов Псеримос и Калимнос для защиты немецких войск во время битвы при Леросе. Вечером 22 октября на нём погиб британский эсминец "Hurworth" и тяжело повреждён греческий "Adrias", перевозившие припасы и подкрепление для британских войск на Леросе. Спустя два дня там-же погиб другой британский эсминец - "Eclipse". Корабль несколько раз подвергся нападению самолетов союзников в 1943 году и в начале 1944 года, но лишь в двух случаях получил небольшие повреждения. После атаки 9 мая 1944 "Drache" зенитное вооружение было усилено. На каждой стороне мостика было установлено по четырехствольному 20-мм "фирлингу" (Flakvierling 38), и общее количество 20-мм стволов достигло тринадцати. 10,5-сантиметровое орудие было заменено на более легкое 8,8-сантиметровое, чтобы компенсировать увеличение веса. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы спасти "Drache", когда 22 сентября 1944 года, стоя на якоре в гавани Вати на греческом острове Самос, в 15:25 он был атакован несколькими британскими пикирующими бомбардировщиками Bristol Beaufighters из эскадрильи № 252. Он был поражён бомбами, загорелся и в 17:25 взорвался и затонул, погибло 11 чел, включая командира Иоахима Вюннинга. После войны обломки были разобраны на месте.
|