Оглавление → Корабли и катера авиации → катера гидроавиации типа FL. A 3

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа

FL. A 3


Германия, 1935 г. 4 ед.

 

*
FL. A 301...304
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
тактический № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 FL. A 301 <Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1267 03.1935 после 10.01.1944 г. судьба неизвестна
1935
15.05.1935
2 FL. A 302 <Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1268 03.1935 после 07.1944 г. судьба неизвестна
1935
30.05.1935
3 FL. A 303 <Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1269 03.1935 после 07.1944 г. судьба неизвестна
1935
15.06.1935
4 FL. A 304 <Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1270 03.1935 с 16.03.1946 СССР
1935
30.06.1935
ТТХ
Водоизмещение 6,5 т
Размерения длина КВЛ 13,5 м
полная 13,6 м
ширина 2,9 м
осадка 0,7 м
высота борта 1,7 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
1 МО 2 бензиновых мотора Maybach (12 цил. 4-тактн.)
мощность 300 л.с.
Ходовые данные скорость полная 24,5 уз
крейсерская ? уз
топливо 660 литров бензина
дальность плавания на 17 уз. 180 миль
на 24,5 уз. 145 миль
Экипаж 7 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
по штату 1 пулемёт, не обязательно устанавливался

 

На основе опыта, полученного при испытании купленного в Британии глиссера A-1, двум верфям заказали опытовые серии по четыре катера под немецкие моторы. Катера, спроектированные и построенные верфью Naglowerft были несколько крупнее "англичанина", рубка была смещена за машинное отделение, что-бы уменьшить забрызгивание. Были уже и чуть быстрее "коллег" постройки Abeking & Rasmussen. В целом, не смотря на увеличение размеров и мощности моторов, добиться существенного улучшения мореходности не удалось, а максимальная скорость и дальность заметно уступали британскому прототипу, но в отличие от него новые катера имели радиостанцию и были оснащены радиопеленгатором. Кроме того, задиравшийся при глиссаде нос ощутимо закрывал обзор, поэтому в 1937 на всех катерах была рубка была перенесена в переднюю часть (по некоторым данным на FL. A 303 она была такой с самого начала). Вторая пара отличалась несколько приподнятым полубаком, что было сделано, вероятно, для того, что-бы поднять потолок располагавшегося там кубрика, в который иначе можно было войти только полусогнутым.

***

FL.A 301 (позывной DVAT). Заказан 14 марта 1935, 15 мая 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Варнемюнде, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с февраля 1938 г. в Пютнице, с 20 марта 1939 г. при Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Шлезвиге (подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с 26 августа 1939 вместе с базой подчинён Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой вернулся в подчинение Seenotzentrale (L) Ost, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 12 июня 1941 передан спасательной флотилии Чёрного моря (Seenotflottille Schwarzes Meer) при 8-й спасательной эскадрилье (Seenotstaffel 8) в Констанце, Румыния. 19 июня 1941 отправлен по суше из Свинемюнде и 22 июня в 17:41 отбыл по ЖД из Дивенова. Служил на Чёрном море (Seenotzentrale (L) Schwarzes Meer). К январю 1944 находился во Франции (?), 2 января 1944 в 18:15 FL.A 301 и FL.B 421 прибыли в Лезардриё для отправки из Шербура в Гавр, 5 января 1944 в 18:00 оба они вышли из Лезардриё, в 19:20 FL.A 301 прибыл в Шербур, 10 января 1944 в 20:00 FL.A 301 вышел из Шербура в Гавр, имея скорость 20 уз. Дальнейшая судьба не установлена.

***

FL.A 302 (позывной DVAU). Заказан 14 марта 1935, 30 мая 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Травемюнде, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с августа 1938 г. в Пеенемюнде (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), с 1 ноября 1939 г. в Пютнице, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 13 февраля 1941 отправлен по ЖД из Пютница в Сиракузы на Сицилии, но 17 февраля не смог пройти через туннель на Аппенинах. По нек. данным в июне 1941 прибыл в Салоники. К 13 ноября 1942 в составе Seenotflottille 11 Эгейского моря при 7-й спасательной эскадрилье (Seenotstaffel 7) в подчинении морского спасательного района SNB XI в Афинах, в июле 1944 ещё был в строю, дальнейшая судьба не установлена.

***

FL.A 303 (позывной DVAV). Заказан 14 марта 1935, 15 июня 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Парове, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 13 февраля 1941 отправлен по ЖД из Пютница в Сиракузы на Сицилии, но 17 февраля не смог пройти через туннель на Аппенинах, к ноябрю 1942 в составе Seenotflottille 11 Эгейского моря при 7-й спасательной эскадрилье (seenotstaffel 7) в подчинении морского спасательного района SNB XI в Афинах, в июле 1944 ещё был в строю, дальнейшая судьба не установлена.

***

FL.A 304 (позывной DVAW). Заказан 14 марта 1935, 30 июня 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Пютнице, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с февраля 1938 г. в Варнемюнде, с августа 1938 г. в Тарневитце, с 20 марта 1939 г. при Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Хайлигенхафене (подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с 26 августа 1939 вместе с базой подчинён Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой вернулся в подчинение Seenotzentrale (L) Ost, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, базировался в Парове. 8 января 1942 отправлен на капитальный ремонт в Штральзунд, с 9 сентября 1943 г. при испытательной станции в Пеенемюнде, 16 марта 1946 передан по репарациям СССР. Дальнейшая судьба не известна.

***

Глиссеры этого типа (так-же, как и параллельные типа FL.A 2) оказались недостаточно мореходными для спасательной службы, имели очень тесную палубу, что также затрудняло спасательные работы. Их высокая скорость была достижима только при полном штиле, а на волнении это преимущество пропадало. В итоге командование Люфтваффе отдало предпочтение водоизмещающим катерам серии "B", а работы над скоростным катером перепоручили Люрссену (см. FL.S).

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 4.05.2021

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.
ВМФ СССР с 1945

FL. A 304

FL. A 303

FL. A 303

FL. A 302 и 304.
Предыдущая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. A 2"
Следующая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. S"