Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа
FL. A 3
|
Германия, 1935 г. 4 ед.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
тактический № |
верфь-строитель |
закладка /спуск /в строю |
примечания |
1 |
FL. A 301 |
<Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1267 |
03.1935 |
после 10.01.1944 г. судьба неизвестна |
1935 |
15.05.1935 |
2 |
FL. A 302 |
<Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1268 |
03.1935 |
после 07.1944 г. судьба неизвестна |
1935 |
30.05.1935 |
3 |
FL. A 303 |
<Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1269 |
03.1935 |
после 07.1944 г. судьба неизвестна |
1935 |
15.06.1935 |
4 |
FL. A 304 |
<Naglowerft>, Пикельсдорф, Берлин, стр. № 1270 |
03.1935 |
с 16.03.1946 СССР |
1935 |
30.06.1935 |
ТТХ
Водоизмещение |
6,5 т |
Размерения |
длина |
КВЛ |
13,5 м |
полная |
13,6 м |
ширина |
2,9 м |
осадка |
0,7 м |
высота борта |
1,7 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 вала |
2х3-лопастных винта |
1 МО |
2 бензиновых мотора Maybach (12 цил. 4-тактн.) |
мощность |
300 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
полная |
24,5 уз |
крейсерская |
? уз |
топливо |
660 литров бензина |
дальность плавания |
на 17 уз. |
180 миль |
на 24,5 уз. |
145 миль |
Экипаж |
7 чел. |
ВООРУЖЕНИЕ
по штату 1 пулемёт, не обязательно устанавливался |

На основе опыта, полученного при испытании купленного в Британии глиссера A-1, двум верфям заказали опытовые серии по четыре катера под немецкие моторы. Катера, спроектированные и построенные верфью Naglowerft были несколько крупнее "англичанина", рубка была смещена за машинное отделение, что-бы уменьшить забрызгивание. Были уже и чуть быстрее "коллег" постройки Abeking & Rasmussen. В целом, не смотря на увеличение размеров и мощности моторов, добиться существенного улучшения мореходности не удалось, а максимальная скорость и дальность заметно уступали британскому прототипу, но в отличие от него новые катера имели радиостанцию и были оснащены радиопеленгатором. Кроме того, задиравшийся при глиссаде нос ощутимо закрывал обзор, поэтому в 1937 на всех катерах была рубка была перенесена в переднюю часть (по некоторым данным на FL. A 303 она была такой с самого начала). Вторая пара отличалась несколько приподнятым полубаком, что было сделано, вероятно, для того, что-бы поднять потолок располагавшегося там кубрика, в который иначе можно было войти только полусогнутым.
***
FL.A 301 (позывной DVAT). Заказан 14 марта 1935, 15 мая 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Варнемюнде, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с февраля 1938 г. в Пютнице, с 20 марта 1939 г. при Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Шлезвиге (подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с 26 августа 1939 вместе с базой подчинён Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой вернулся в подчинение Seenotzentrale (L) Ost, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 12 июня 1941 передан спасательной флотилии Чёрного моря (Seenotflottille Schwarzes Meer) при 8-й спасательной эскадрилье (Seenotstaffel 8) в Констанце, Румыния. 19 июня 1941 отправлен по суше из Свинемюнде и 22 июня в 17:41 отбыл по ЖД из Дивенова. Служил на Чёрном море (Seenotzentrale (L) Schwarzes Meer). К январю 1944 находился во Франции (?), 2 января 1944 в 18:15 FL.A 301 и FL.B 421 прибыли в Лезардриё для отправки из Шербура в Гавр, 5 января 1944 в 18:00 оба они вышли из Лезардриё, в 19:20 FL.A 301 прибыл в Шербур, 10 января 1944 в 20:00 FL.A 301 вышел из Шербура в Гавр, имея скорость 20 уз. Дальнейшая судьба не установлена.
***
FL.A 302 (позывной DVAU). Заказан 14 марта 1935, 30 мая 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Травемюнде, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с августа 1938 г. в Пеенемюнде (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), с 1 ноября 1939 г. в Пютнице, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 13 февраля 1941 отправлен по ЖД из Пютница в Сиракузы на Сицилии, но 17 февраля не смог пройти через туннель на Аппенинах. По нек. данным в июне 1941 прибыл в Салоники. К 13 ноября 1942 в составе Seenotflottille 11 Эгейского моря при 7-й спасательной эскадрилье (Seenotstaffel 7) в подчинении морского спасательного района SNB XI в Афинах, в июле 1944 ещё был в строю, дальнейшая судьба не установлена.
***
FL.A 303 (позывной DVAV). Заказан 14 марта 1935, 15 июня 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Парове, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 13 февраля 1941 отправлен по ЖД из Пютница в Сиракузы на Сицилии, но 17 февраля не смог пройти через туннель на Аппенинах, к ноябрю 1942 в составе Seenotflottille 11 Эгейского моря при 7-й спасательной эскадрилье (seenotstaffel 7) в подчинении морского спасательного района SNB XI в Афинах, в июле 1944 ещё был в строю, дальнейшая судьба не установлена.
***
FL.A 304 (позывной DVAW). Заказан 14 марта 1935, 30 июня 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Пютнице, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с февраля 1938 г. в Варнемюнде, с августа 1938 г. в Тарневитце, с 20 марта 1939 г. при Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Хайлигенхафене (подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с 26 августа 1939 вместе с базой подчинён Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой вернулся в подчинение Seenotzentrale (L) Ost, с 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, базировался в Парове. 8 января 1942 отправлен на капитальный ремонт в Штральзунд, с 9 сентября 1943 г. при испытательной станции в Пеенемюнде, 16 марта 1946 передан по репарациям СССР. Дальнейшая судьба не известна.
***
Глиссеры этого типа (так-же, как и параллельные типа FL.A 2) оказались недостаточно мореходными для спасательной службы, имели очень тесную палубу, что также затрудняло спасательные работы. Их высокая скорость была достижима только при полном штиле, а на волнении это преимущество пропадало. В итоге командование Люфтваффе отдало предпочтение водоизмещающим катерам серии "B", а работы над скоростным катером перепоручили Люрссену (см. FL.S).
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.luftwaffe-zur-see.dehistorisches-marinearchiv.de |
последнее обновление: 4.05.2021

|