Оглавление → Корабли и катера авиации → катер гидроавиации FL. A 101

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катер гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа

FL. A 1


Германия, 1934 г. 1 ед. (построен в Британии)

 

*
FL. A 101
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 FL. A 101 <British Power Boat Co.> Саутгемптон, Британия 1934 после 1939 г. судьба неизвестна
1934
1934
ТТХ
Водоизмещение ок. 3,5 т
Размерения длина 11,43 м
ширина 2,59 м
осадка 0,84 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 винта
1 МО 2 бензиновых мотора BPB
мощность 200 л.с.
Ходовые данные скорость полная 26,5 уз.
крейсерская 19,5 уз.
топливо 246 литров бензина
дальность плавания 170 миль (на 19 уз.)
Экипаж 7 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
по штату 1 пулемёт, не обязательно устанавливался

 

 

В 1931 году Хьюберт Скотт-Пейн, владелец британской верфи British Powerboat Co. с конструктором Джорджем Селманом создали удачный 37,6-футовый катер для ВВС, который использовался как для буксировки гидропланов на стартовые позиции, так и в качестве спасательного. Он был спроектирован таким образом, чтобы сочетать безопасность в любую погоду, мгновенный набор скорости в чрезвычайных ситуациях и экономичность обслуживания. Остроскулый килеватый корпус с транцем был изготовлен из красного дерева, с двойной диагональной обшивкой днища и одинарной диагональной обшивкой по бортам. Он оснащался двумя бензиновыми двигателями Power Meadows, которые были произведены компанией Meadows Company из Вулверхэмптона. Каждый из них имел мощность 100 л.с. и через коробки передач Meadows они приводили в движение 14-дюймовые винты из марганцевой бронзы. Максимальная скорость составляла около 29 узлов, которую можно было поддерживать в течение получаса. Максимальная крейсерская скорость в 24 узла при 65 галлонах топлива обеспечивала запас хода в 140 миль. Мореходность составляла 3-4 балла. Всего для британских ВВС было построено 104 таких катера.

Для быстро развивающихся ВВС Германии также требовались подобные плавсредства. Не имея достаточного опыта в разработке скоростных моторных катеров и желая поскорее его получить, руководство министерства авиации решило заказать в Британии один такой экземпляр, что-бы на основе его опытной эксплуатации разработать свой проект. В 1934 году катер, получивший обозначение FL. A 101, был передан министерству авиации. Известно, что на германском катере отсутствовала радиостанция. После прохождения всесторонних испытаний при 6-м (морском) воздушном округе (Luftkreiskommando VI (See)) в Травемюнде, с 1 июля 1937 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen в подчинении спасательного центра Seenotzentrale (L) Swinemünde, базировался в Травемюнде.

Последнее известное упоминание о FL. A 101 относится к 20 марта 1939 года. К этому времени он продолжал базироваться на Травемюнде, но был переподчинён спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Хольтенау. Далее следы катера теряются. Вероятно, к началу войны был выведен из боевого состава.

Послужил прототипом для небольших серий немецких проектов FL.A 2 (Abeking & Rasmussen) и FL.A 3 (Naglowerft), но в целом тип скоростного остроскулого глиссера в Люфтваффе не прижился из-за недостаточной мореходности.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 14.06.2021

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1935-1939 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.

Британский катер этого типа.

Британский катер этого типа.
Следующая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. A 2"