ОглавлениеМиноносцы → Большие типа "V-25"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-25/43 / S-31/49 / G-37 


Германия, 1914-1915 гг. 24 (72) ед. (проекты верфей, по программе 1913 г., нормальной и мобилизационной программам 1914 г.)

 
 

*
V-25...30
*
S-31...36
*
G-37...40
*
V-43...46
*
S-49...52
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-25 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 346 1913 9. фл. / 17. п/фл. 13.02.1915 погиб на мине в Северном море
29.01.1914
27.06.1914
2 V-26 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 347 1913 9. фл. / 17. п/фл., позже в 18. п/фл. 14.06.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Портишеде
21.02.1914
1.08.1914
3 V-27 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 348 1913 9. фл. / 17. п/фл. 31.05.1916 погиб в Ютландском сражении
26.03.1914
2.09.1914
4 V-28 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 349 1913 9. фл. / 17. п/фл., позже в 18. п/фл. 14.06.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Портишеде
9.05.1914
22.09.1914
5 V-29 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 350 1914 9. фл. / 17. п/фл. 31.05.1916 погиб в Ютландском сражении
18.08.1914
19.10.1914
6 V-30 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 351 1914 9. фл. / 17. п/фл., позже в 18. п/фл. 20.11.1918 погиб на мине по пути в Скапа-Флоу
18.09.1914
16.11.1914
7 S-31 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 906 1913 9. фл. / 18. п/фл. 19.08.1915 погиб на мине в Рижском заливе
20.12.1913
9.08.1914
8 S-32 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 907 1913 9. фл. / 18. п/фл. с нач. 1916 1. фл. / 2. п/фл., флагман 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 19.06.1925 поднят, слом в Грантоне
28.02.1914
10.09.1914
9 S-33 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 908 1913 9. фл. / 18. п/фл. 3.10.1918 потоплен британской подводной лодкой в Северном море
4.04.1914
4.10.1914
10 S-34 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 909 1914 9. фл. / 18. п/фл. 3.10.1918 погиб на мине в Северном море
13.06.1914
5.11.1914
11 S-35 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 910 1914 9. фл. / 18. п/фл. 31.05.1916 погиб в Ютландском сражении
30.08.1914
4.12.1914
12 S-36 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 911 1914 9. фл. / 17. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 18.04.1925 поднят, слом в Скапа
17.10.1914
4.01.1915
13 G-37 <Germaniawerft> Киль, стр. № 215 1914 6. фл. / 12. п/фл., флагман полуфлотилии 4.11.1917 погиб на мине в Северном море
17.12.1914
29.06.1915
14 G-38 <Germaniawerft> Киль, стр. № 216 1914 6. фл. / 12. п/фл. с нач. 1916 1. фл. / 1. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 27.09.1924 поднят, слом в Скапа
23.12.1914
30.07.1915
15 G-39 <Germaniawerft> Киль, стр. № 217 1914 6. фл. / 11. п/фл. с нач. 1916 1. фл. / 1. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 3.07.1925 поднят, слом в Скапа
16.01.1915
20.08.1915
16 G-40 <Germaniawerft> Киль, стр. № 218 1914 6. фл. / 11. п/фл. с нач. 1916 1. фл. / 1. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 29.07.1925 поднят, слом в Инверкейтинге
27.02.1915
16.09.1915
- G-41 <Germaniawerft> Киль, стр. № 219 1914 достроены по изменённому проекту
- G-42 <Germaniawerft> Киль, стр. № 220 1914
17 V-43 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 358 1914 6. фл. / 11. п/фл., позже в 12. п/фл 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, в 07.1919 поднят, 9.10.1920 передан США, 15.07.1921 потоплен как мишень
27.01.1915
28.05.1915
18 V-44 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 359 1914 6. фл. / 11. п/фл., позже в 12. п/фл 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, в 07.1919 поднят, 9.10.1920 передан Британии, в 1922 слом в Портсмуте
24.12.1915
22.07.1915
19 V-45 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 360 1914 6. фл. / 12. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, поднят, в 09.1924 слом в Труне (Ливерпуль)
29.03.1915
30.09.1915
20 V-46 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 361 1914 6. фл. / 12. п/фл. 14.06.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Портишеде
23.12.1914
31.10.1915
- V-47 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 362 1914 достроены по изменённому проекту
- V-48 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 363 1914
21 S-49 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 939 1914 6. фл. / 12. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, в 12.1924 поднят, слом в Грантоне
10.04.1915
12.07.1915
22 S-50 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 940 1914 6. фл. / 12. п/фл. 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, в 10.1924 поднят, в 1925 слом в Странрейэре
24.04.1915
15.08.1915
23 S-51 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 941 1914 9. фл. / 17. п/фл., с 10.1916 во Фландрии 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, в 07.1919 поднят, в 1920 передан Британии, в 1925 слом в Розайте
29.04.1915
7.09.1915
24 S-52 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 942 1914 9. фл. / 17. п/фл., с 10.1916 во Фландрии 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 13.10.1924 поднят, в 1925 слом в Инверкейтинге
12.06.1915
28.09.1915
- S-53 <F. Schichau> Эльбинг, стр. №№ 943-956 --- перезаказаны и строились по изменённому проекту
- S-54
- S-55
- S-56
- S-57
- S-58
- S-59
- S-60
- S-61
- S-62
- S-63
- S-64
- S-65
- S-66
- V-65 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. №№ 1-18 --- перезаказаны и строились по изменённому проекту
- V-68
- V-69
- V-70
- V-71
- V-72
- V-73
- V-74
- V-75
- V-76
- V-77
- V-78
- V-79
- V-80
- V-81
- V-82
- V-83
- V-84
- G-85 <Germaniawerft> Киль, стр. №№ 221-232 --- перезаказаны и строились по изменённому проекту
--- G-86
--- G-87
--- G-88
--- G-89
--- G-90
--- G-91
--- G-92
--- G-93
--- G-94
--- G-95
--- G-96
ТТХ
  V.25-30 S.31-36 G.37-40 V.43-46 S.49-52
Водоизмещение нормальное 812 т 802 т 822 т 852 т 802 т
полное 975 т 971 т 1051 т 1106 т 1074 т
Размерения длина КВЛ 77,8 м 79,0 м 78,6 м 78,8 м 79,0 м
полная 78,5 м 79,6 м 79,5 м 79,6 м 79,6 м
ширина 8,33 м 8,33 м 8,36 м 8,32 м 8,36 м
осадка носом 3,33 м 2,80 м 3,45 м 3,96 м 2,80 м
кормой 3,63 м 3,64 м 3,74 м 3,61 м 3,64 м
высота борта 4,60 м 4,30 м 4,40 м 4,60 м 4,30 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта
Ø 2,46 м Ø 2,50 м Ø 2,50 м Ø 2,50 м Ø 2,50 м
2 МО 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Schichau" 2 турбины "Germania" 2 турбины "AEG-Vulcan"
на V-46 с редуктором Фёттингера
2 турбины "Schichau"
3 КО 3 нефтяных военно-морских ПК
(3х1) 18,5 атм., 2286 м² (3х1) 18,5 атм., 2277 м² (2х1, 1х2) 18,0 атм., 2400 м² (2х1, 1х2) 18,5 атм., 2381 м² (2х1, 1х2) 18,5 атм., 2236 м²
проектная мощность 23500 л.с. 24000 л.с. 24000 л.с. 24000 л.с. 24000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 33,5 уз. 34,0 уз. 34,5 уз. 34,0 уз.
на испытаниях 36,3 уз. при 24800 л.с., 612 об/мин. 34,2 уз. при 23516 л.с., 680 об/мин. 34,5 уз. при 25010 л.с., 630 об/мин. 36,2 уз. при 24700 л.с., 677 об/мин. 34,2 уз. при 25015 л.с., 669 об/мин.
запас топлива 225 т. нефти 220 т. нефти 299 т. нефти 296 т. нефти 252 т. нефти
дальность плавания 17 узлов --- --- 1685 миль 1750 миль 1605 миль
20 узлов 1080 миль 1100 миль 1300 миль 1270 миль 1270 миль
Экипаж 83 чел. (3 офицера, 80 матросов) 87 чел. (3 офицера, 84 матроса) 85 чел. (3 офицера, 82 матроса)
на флагманском + 16-18 чел. (3 офицера, 13-15 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10-12 отсеков (?), "G" - с двойным дном, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 турбо-генератора, 28 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ?
ВООРУЖЕНИЕ
3 - 88 мм/45 [300 снарядов]
6 (2x2, 2х1) ТА - 500 мм [8 торпед]
24 мины
на V-25 позже базировался гидроплан типа Friedrichshafen FF-33B (на платформе над МО)

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД И ВИД К КОНЦУ ВОЙНЫ

 

Эксплуатация кораблей предшествующего типа, одним из немногих достоинств которых стала поворотливость, выявила множество недостатков. Малые размеры вызвали страшную тесноту в отсеках и заметно уменьшило мореходность. В маленьком корпусе не удалось удачно разместить угольные ямы, в плохую погоду топливо было трудно подать к котлам. Поэтому водоизмещение новых кораблей вновь увеличили.

Увеличение водоизмещения в этот раз использовали наивыгоднейшим образом. Вместо двух короткоствольных (30-калиберных) 88-миллиметровок корабли получили три орудия с длиной ствола в 45 калибров, что позволило заметно повысить начальную скорость и массу снаряда. Количество торпедных аппаратов было увеличено с четырёх до шести. Поистине революционным стал переход к полностью нефтяному отоплению: немцы наконец-то смогли оценить преимущества небольшой машинной команды, легкость обслуживания котлов, скорость заправки, а также увеличенный радиус действия и 34-узловую скорость.

Данный проект стал новым стандартом, на этот раз по-настоящему удачным. 1 апреля 1913 г. по этому типу заказали 12 миноносцев фирмам "Vulcan" (V 25-30) и "Шихау" (S 31-36).

Из этой серии S-35 и S-36 в июне 1914 решили продать Греции, но с началом войны реквизировали.

Оказалось, что именно такие корабли пригодны для выполнения стоящих перед ними задач, и остальные решили строить по этому типу. Новые корабли отличались только котлами и несколько увеличенным запасом нефти. При этом верфь "Германия" окончательно определилась с размещением мостика на полубаке, в то время, как обе другие продолжали его устанавливать за срезом, у трубы.

Сперва по этому типу 22 апреля 1914 г. была заказана одна флотилия (G 37-42 и V 43-48).

Кроме того, взамен строившихся для Греции S-35 и S-36, фирма "Шихау" заложила два новых миноносца. К началу войны они ещё не были спущены на воду. 10 августа 1914 г. "греческие" были реквизированы, а заказ на постройку миноносцев, стоявших на стапеле, был аннулирован. Но фирме, по ее предложению, было разрешено продолжать достройку этих миноносцев за свой счет, причем германское морское ведомство не брало на себя никаких обязательств по приобретению их по факту готовности.

8 августа 1914 был выдан мобилизационный заказ на 48 аналогичных миноносцев, из них 18 (S 49-66) были заказаны "Шихау", 18 (V 67-84) у "Вулкана" и 12 (G 85-96) на верфи "Германия". Руководство "Шихау" смогло убедить морское ведомство принять два строящихся миноносца вместо заказанных S 49 и S 50.

Итого всех миноносцев мобилизационного типа предполагалось построить 60 единиц, но уже во время войны командование флотом, на основании боевого опыта, сочло нужным увеличить крейсерскую скорость с 17 до 20-21 узла. Поэтому нужно было принять радикальные меры к увеличению района плавания миноносцев. Для этого пришлось пойти на удлинение корпуса на 3,5 м, что дало возможность увеличить вместимость нефтяных цистерн и установить 3 105-мм орудия вместо прежних 3 88-мм.

Верфям разрешили достроить по первоначальному проекту только по 4 миноносца (то есть одну флотилию), находящихся в окончательной фазе постройки.

Мореходность была лучше, чем у предыдущей серии, но унаследованная кораблями верфей "Vulcan" и "Шихау" от предшественников "яма" между полубаком и рубкой с торчащими вперед торпедными аппаратами по прежнему вызывала забрызгивание мостика.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

Внешне корабли разных верфей отличались формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы. Кроме того, "вулкановские" корабли выделялись более выпуклым полубаком.

Корабли верфей "Vulcan" и "Шихау" имели лишь незначительные отличия: на V-ботах грузовая стрела стояла в диаметральной плоскости между дымовыми трубами; кормовая труба была овального сечения, носовая - круглого. На S-ботах грузовая стрела находилась по левому борту рядом с передней дымовой трубой; обе дымовых трубы были овального сечения.

Корабли верфи "Германия" отличались, как уже было сказано выше, размещением мостика на полубаке, кроме того, грузовая стрела стояла у задней трубы.

Зимой 1916 на всех уцелевших кораблях мостик и передняя дымовая труба были подняты выше, на трубы установили козырьки.

Один из миноносцев серии, V-25, в экспериментальных целях был оборудован площадкой над МО для размещения гидросамолёта Friedrichshafen FF-33B.

В конце войны на всех уцелевших миноносцах в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб.

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА ПОСТРОЙКИ ПО МЕСЯЦАМ
  A.G. Vulkan F. Schichau Germaniawerft
06.1914 V-25    
07.1914      
08.1914 V-26 S-31  
09.1914 V-27, V-28 S-32  
10.1914 V-29 S-33  
11.1914 V-30 S-34  
12.1914   S-35  
01.1915   S-36  
02.1915      
03.1915      
04.1915      
05.1915 V-43    
06.1915     G-37
07.1915 V-44 S-49 G-38
08.1915   S-50 G-39
09.1915 V-45 S-51, S-52 G-40
10.1915 V-46    

S-33
S-34
К началу войны не все миноносцы были готовы, они включались в боевые действия в течение года, частично возмещая боевые потери. Первые 12 единиц сформировали новую, 9-ю флотилию, следующие 10 вошли в 6-ю флотилию, заменив устаревшие миноносцы, в конце 1915 9-я флотилия получила ещё два в замен потерянных.

V-25 и V-26 в начале войны, пока не была сформирована 9-я флотилия, действовали на Балтике. С 9 августа они прикрывали крейсера в вылазке к Моонзундским островам, но из-за недостатка топлива 11 августа были отпущены в Данциг на бункеровку. 16-17 августа 1914 г. они вместе с крейсерами сопровождали минный заградитель "Deutschland" при постановке заграждения в Финском заливе. 17 августа они обстреляли русские маяки на мысе Ристна, затем направились на разведку в Финский залив, но были отогнаны огнём русских броненосных крейсеров (это были первые выстрелы русских кораблей по немецким) и вернулись на базу, по пути обстреляв маяк Бакофен к югу от Виндау.

25 августа они оба были выделены для набеговой операции в Финском заливе, но 25 августа в 7:15 утра в назначенном пункте был только один из них (V-25 в это время все еще грузил припасы на верфи в Данциге, и должен был присоединиться к отряду позже). V-26 (капитан-лейтенант барон Рёдер фон Дирсбург) пошёл с крейсерами и вечером в тумане они вошли в Финский залив. Ночью он сопровождал "Magdeburg", но потерял его в тумане, однако, как и флагман, не прекратил операцию, и в течение всей ночи следовал практически на параллельных курсах с "Augsburg", только на некотором удалении от него.

Около 8.30 утра миноносец наконец сумел в тумане добраться до места посадки на мель "Magdeburg" и немедленно предпринял попытки его стащить со скал, но без успеха. Около 9 часов утра капитан крейсера решил эвакуировать и взорвать свой корабль, миноносец хотел пришвартоваться, чтобы принять экипаж, но из-за прыгавших за борт «магдебургцев» это стало невозможно. Чуть позже, несмотря на ожидаемые в любой момент взрывы зарядов, он смог подойти к крейсеру и начал снимать всё еще оставшихся на борту. В этот момент взорвался заряд в носу крейсера, заряды в кормовой части корабля не сработали.

V-43
Дирсбург снял уже большинство людей, которые все еще находились на борту и подобрал нескольких человек с воды, когда на левом траверсе показались русские корабли. Крейсер или эсминец с тремя трубами вышел из тумана на расстоянии примерно 2-2,5 км и был первоначально принят за «Аугсбург». Командир миноносца V-26 немедленно приказал приготовить орудия к бою. О торпедных аппаратах в этот момент речь не шла, потому что из-за плотно стоящих на верхней палубе членов экипажа севшего на мель крейсера они не могли быть быстро повёрнуты. По форме и цвету корабли, несомненно, были русскими, поэтому Дирсбург незамедлительно открыл по ним беглый огонь из своих трех 8,8-см пушек.

V-44
Чтобы выйти из мелководья у острова Оденсхольм, V-26, должен был почти мгновенно повернуть на 12 румбов на юго-западный курс. При повороте он стал удобной целью для русских кораблей и был осыпан градом снарядов. Наконец, когда миноносец уже вышел на курс и дал полный ход в 30 узлов, один снаряд пролетел прямо над кормой и сбил за борт восемь человек. Также был сорван такелаж радиостанции, сделав её непригодной к использованию. Кроме того пришлось бросить шлюпку, подбирающую плавающих моряков с крейсера.

Вскоре после этого V-26 получил прямое попадание в корму. Снаряд попал в правый борт чуть выше ватерлинии в офицерское отделение и там взорвался. Он полностью разрушил офицерскую столовую и две комнаты для вахтенных по правому борту, а также серьезно повредил каюту носильщиков и командирскую спальню по левому борту. Была пробита верхняя палуба, платформа над офицерской кладовой и переборка кормового машинного отделения. Все находившиеся в офицерской столовой, в основном тяжелораненые с «Magdeburg», были немедленно убиты, за исключением главного инженера «Magdeburg», штабного инженера Пауля Коха. Погиб штурман «Magdeburg» капитан-лейтенант Рейнхольд Кунау и врач-добровольец V-26 Молкенбур, который был занят перевязкой раненых. В кормовом машинном отделении были разрушены паропроводы и облицовка конденсатора, выходящий пар не позволял персоналу оставаться в машинном отделении и левую турбину пришлось остановить. Скорость упала до 23 узлов, и, поскольку командир не знал, как долго с такой потерей пара он сможет поддерживать эту скорость, он отказался от намерения провести торпедную атаку и пошёл на запад.

Необъяснимым образом вражеские корабли его не преследовали, а остались позади и их можно было еще долго видеть, когда туман рассеялся. Огонь с обеих сторон был прекращен примерно на расстоянии 3,5-4 км, бой длился примерно 20 минут. V-26 произвел в общей сложности 104 выстрела, наблюдал несколько попаданий по кораблям противника, в том числе большое черное облако дыма на трехтрубном эсминце, что указывало на попадание в готовые боеприпасы, и большое черное облако дыма на четырёхтрубном крейсере. Русские источники попадания не подтверждают.

В 10.33 он встретил "Augsburg", передал на него раненых, убитых и спасенных. В 11.45 на выходе из залива они встретили "Amazone" и вместе с ним миноносец отправился в Данциг, после чего направился на Вулкан-Верфт в Штеттине для ремонта боевых повреждений.

В составе отряда его сменил прибывший к этому времени V-25 (командир корветтен-капитан Витинг) и 27 августа сопровождал "Augsburg" и подводную локу "U.3" в рейде в Финский залив, при этом попал под обстрел русских крейсеров, но попаданий не было. Вечером адмирал Беринг планировал послать миноносец в атаку уходящего противника, но в 20 часов русские отступили за заграждение, и поэтому адмирал отказался рисковать в заминированном районе. К тому-же ночь была очень ясной, так что вряд ли можно было ожидать успеха. 28 августа в 16:20 корабли направились домой вдоль побережья Готланда и 29 августа в 6 часов утра благополучно вошли в Данциг-Нойфарвассер.

1 сентября V-25 вновь присоединился к "Augsburg" и провёл с ним разведку до линии Готска Сандо - Дагерорт, а 5-8 сентября принял участие в походе флота к Финскому заливу, в ходе которого сопровождал крейсера в набеге в Ботнический залив, где они потопили российский пароход у Раумо.

В октябре 1914 года к миноносцам присоединились новые и с 18 по 21 октября они осуществляли противолодочное патрулирование у Датских проливов. Во время него V-27 и S-31 южнее линии Гедсер — Дарсерорт заметили сначала рубку подводной лодки, а затем перископ и даже след торпеды, но факт атаки не подтвердился. После этого все шесть новых миноносцев перевели в Северное море, где они вошли в состав 17-й полуфлотилии при разведгруппе.

14 января 1915 года крейсера "Strassburg" и "Stralsund", сопровождаемые 9-й флотилией, отправились на минную постановку у Хамбера. Погода была крайне плохой, и миноносцы сильно качало, а после того, как V25 и V26 столкнулись, получив небольшие повреждения, миноносцы были отправлены назад. Крейсера без сопровождения смогли выставить мины, на которых 22 января погиб британский траулер "Windsor".

Первая потеря среди этого типа случилась, когда 12 февраля пять миноносцев 9-й флотилии были развернуты для прикрытия минной постановки вблизи Амрум-Банки в Северном море. V-25 не вернулся из этой операции, а в ходе поисков к северу от Гельголанда были обнаружены его обломки. В то время считалось, что он был потоплен британской подводной лодкой, но после войны выяснилось, что в этом районе не было ни одной британской подводной лодки. Вероятно, ок. 4:00 он подорвался на мине (54°22'N/07°47'O) и затонул. Все 79 членов экипажа погибли, в том числе командир 17-й полуфлотилии корветтен-капитан Пол Якоби, чьим именем в 1930-х годах был назван эсминец.

В августе 1915 г. 9-я флотилия, в которую входили V-26...30 и S-31...36 принимала участие в операции в Рижском заливе, в ходе которой погиб S-31, который 19 августа 1915 ок. 23:00 подорвался на мине у о. Руно (57°47'N/23°05'O), потеряв 11 человек убитыми. Оставшиеся в живых были спасены V-184 и S-35.

20 ноября 1915 г. S-50 с крейсером Lübeck ходил к Виндаве выручать атакованный русскими СКР Norburg (не успели), а 5 декабря он же прикрывал минную постановку у Лузерорта.

7 декабря 1915 года 9-я флотилия была переброшена в Северное море. С назначением командующим вице-адмирала Шеера в январе 1916 года, флот начал готовить программу серьёзных операций. Одной из первых стал рейд миноносцев к Доггер-банке во главе с малым крейсером "Pillau" в ночь на 10-11 февраля 1916 года, закончившийся потоплением британского шлюпа "Arabis". 6-я флотилия частично и 9-я полностью состоящие из миноносцев данного типа, совместно с 1-й разведгруппой осуществляли прикрытие операции.

24-25 апреля 1916 года S-35 в составе 9-й и S-50 в составе 6-й флотилии участвовали в бомбардировке Ярмута и Лоустофта, где они осуществляли прикрытие линейных крейсеров I разведгруппы.

Уцелевшие миноносцы (кроме S-49 и V-43) в составе 1-й (которая получила один миноносец от 9-й и три от 6-й флотилий), 6-й (5 миноносцев этого типа, два оставили в базе) и 9-й (11 миноносцев этого типа) флотилий участвовали в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916.

V-25
G-38, G-39 (флагман), G-40 и S-32 входили в 1-ю флотилию, 1-ю полуфлотилию, при главных силах. В дневном бою флотилия не участвовала. Только G-39 в 19:50 под огнём прорвался к повреждённому линейному крейсеру Lützow, снял с него Хиппера со штабом и переправил на Moltke. Ночью, на обратном пути G-38, G-40 (+ G-37 и V-45 из 6-й флотилии) сопровождали Lützow, а когда в 2:45 приняли решение его затопить, сняли с него команду. S-32 охранял повреждённый в дневном бою крейсер Elbing. Около 0:30 их атаковали британские эсминцы. Атака была отбита, но S-32 получил 3 снаряда, вызвавшие такие сильные повреждения, что смог с трудом добраться до базы только на следующий день, после возвращения флота. Он потерял 3 чел. убитыми и 1 был ранен. Ремонт продолжался до 31 июля (30 суток).

В G-40 в 3:20 попал фугасный снаряд (откуда, неизвестно) в заднюю турбину, пострадало 3 человека, но миноносец еще в течение 10 минут продолжал идти 26-узловым ходом, после чего был вынужден застопорить машины, чтобы заделать пробоину в правом борту, расположенную ниже ватерлинии. Для этого кораблю искусственно придали крен на противоположный (левый) борт. Миноносец был взят на буксир, но вследствие свежей волны перлинь лопался 7 раз. Миноносец дошел до базы на буксире и встал в ремонт, длившийся до 15 июня, т.е. 14 суток.

V-44
6 флотилия в бою состояла из G.41 (флагман), V-44, G.86, G.87 (11 полуфлотилия) и G-37, V-45, S-50 (12 полуфлотилия). Около 17:00 они атаковали линейные крейсера Худа, вступили в бой с британскими эсминцами. G-37 в начале битвы отстал от флотилии из за проблем с котлом, но вскоре догнал её и в 16:44 выпустил две торпеды по британским легким крейсерам (безрезультатно), а в 16:58 поставил дымзавесу для отхода 2-й разведгруппы. Ок. 18:00 12-я полуфлотилия пыталась выйти в торпедную атаку на крейсера британской 3-й эскадры. В то время как S-50 и V-45 выстрелили по торпеде, G-37 линию стрельбы перекрыли легкие крейсера 2-й немецкой разведгруппы, и вместо этого он выпустил один торпеду в сторону британских эсминцев. Ни одна из торпед этой атаки не достигла цели. В 19:15 миноносцы 11 полуфлотилии вышли в атаку на британские линкоры, , но в 19:20 попали под огонь, выпустили по три торпеды, но из за большой дистанции не попали. При этом получили повреждения G.41 и G.86. В 20:52 их обстреляли британские лёгкие крейсера, британский шестидюймовый снаряд попал в S-50, который, хотя и не взорвался, вывел из строя один котёл и скорость упала до 25 узлов. Других попаданий не было.

Позже V-44 и S-50 примкнули ко 2-й флотилии и с ней в 19:30 вышли в точку атаки на британские линкоры, но противник отвернул, и когда показались британские крейсера и эсминцы, немцы тоже отвернули и вышли из боя.

Ночью G-37 и V-45 (+ G-38 и G-40 из 1-й флотилии) сопровождали повреждённый линейный крейсер Lützow, около 3:00 сняли с него команду, а G-37 добил его торпедой. Позже той ночью (около 6:25) эти четыре миноносца имели короткую безрезультатную перестрелку с британскими эсминцами "Contest" и "Garland", а в 03:25 имели еще одну встречу с британскими кораблями (легкий крейсер "Champion" и эсминцы "Obdurate", "Moresby", "Marksman" и "Maenad"). G-40 был поврежден снарядом с "Champion" и далее шёл на буксире G-37.

G-37
Около 1:00 S-50 шёл вблизи линкора Grosser Kurfürst, когда британская 12-я флотилия эсминцев начала торпедную атаку. Немецкие линкоры ответили тяжелым огнем, и когда миноносец повернул к британским кораблям, его приняли за противника и обстреляли, один немецкий снаряд пробил вентилятор.

Остальные миноносцы входили в 9 и 10 флотилии, которые составляли прикрытие 1-й разведгруппы. Их состав: 9-я флотилия, 17-я полуфлотилия: V-27 (флагман флотилии), V-26, S-36, S-51 и S-52. 10-я флотилия, 18-я полуфлотилия: V-28 (флагман флотилии), V-29, V-30 (флагман прикрытия), S-33, S-34, S-35.

Перед боем шли впереди линейных крейсеров Хиппера и при появлении противника в 16:15 пошли в атаку на британские линейные крейсера Битти, а около 17:00 на линейные крейсера Худа, выпустили 18 торпед (все мимо) и вступили в бой с контратаковавшими британскими эсминцами, используя против них даже торпеды. При этом V-29 получил попадание в машинное отделение и потерял ход. В 17:45 неподвижный миноносец был уничтожен торпедой британского эсминца "Petard" (56°43'N/05°57'O, 43 убитых, по др. данным - 33 убитых и 4 раненых). В это время V-27 добил торпедой повреждённый британский эсминец "Nomad", но в 17:40 попал под огонь британских крейсеров, получил два 4-дюймовых снарядов, один из которых разорвал основную паропроводную магистраль, и потерял ход. V-26 снял экипаж, включая 3 раненых, и добил его торпедой (56°43'N/05°54'O).

Около 19:20, во время боя главных сил, 2-й волной атаковали вражеские линкоры. При выходе из дымовой завесы, флагманский V-28 получил попадание крупнокалиберного снаряда в нос, проделавшего огромную пробоину. Он всё-таки успел выпустить одну торпеду, но промахнулся и отвернул, уходя на юг, вышел из боя, передал командование и смог 17-узловым ходом вернуться на базу. V-30, S-33, S-34, S-35 и S-52 выпустили по три торпеды, S-36 и S-51 успели выпустить только по одной.

В этот момент (ок 20:00) S-35 и S-51 были накрыты огнём британского крейсера "Southampton". S-35 в 19:30 получил несколько прямых попаданий, вероятно от залпа, выпущенного линкором "Iron Duke", взорвался, переломился и затонул (56°56'N/06°04'O) со всем экипажем (87 человек) и с людьми, спасенными с эскадренного миноносца V-29, число которых неизвестно. S-51 получил одно попадание, выведшее из строя 1 котёл и рулевое управление, но смог ок. 19:30 вместе с остальными выйти из боя и на следующий день корабли флотилии вернулись на базу. S-51 вернулся в строй 19 июня, т.е. через 18 суток. По снаряду получили также S-36 и S-52. Первый отделался лишь 4 ранеными, на втором был 1 убитый и 1 раненый.

***

S-49
18 августа 1916 года миноносцы, в т. ч. G-37 в составе седьмой флотилии, участвовали в выходе флота для бомбардировки Сандерленда, который прошёл спокойно, несмотря на то, что британский флот был в море.

В дальнейшем большой флот прекратил активные действия, но у миноносцев работы хватало. Они патрулировали, прикрывали минные постановки, совершали набеги на коммуникации.

В октябре 1916 года 3-я и 9-я флотилии были посланы укрепить немецкие силы во Фландрии, чтобы атаковать Дувровский барраж. Двадцать миноносцев двух флотилий, включая S-36 в составе 17-й полуфлотилии 9-й флотилии, покинули Вильгельмсхафен 23 октября и прибыли в Бельгию на следующий день.

V-29
9-я флотилия приняла участие в крупном рейде в Ла-Манш на линию Фолкстон-Булонь в ночь на 27 октября 1916 года, где 17-я полуфлотилия (V-26, V-28, V-30, S-33, S-34 и S-36) к северу от банки Варне потопила торговое судно "The Queen", а на обратном пути столкнулась с британским эсминцем "Nubian", который был одним из шести эскадренных миноносцев, которые отправились из Дувра на перехват немецких кораблей. Не опознав немцев, командир "Nubian" подал позывные, и был быстро подвергнут концентрированному обстрелу и получил торпеду. В результате ему полностью оторвало нос, но он смог добраться до берега и выбросится на него (позже был снят и восстановлен). Спустя некоторое время 17-я полуфлотилия столкнулась с еще одним британским эсминцем "Amazon", который снова не опознал немцев и также сильно пострадал от немецкого огня. Другие немецкие группы (в т. ч. 3-я флотилия) потопили несколько дрифтеров Дуврского заграждения и старый эсминец "Flirt".

S-49
9-я флотилия приняла участие в набеге на судоходство между Великобританией и Нидерландами в ночь на 1 ноября и в попытке перехвата канадского конвоя в ночь на 24 ноября, когда имела короткую безрезультатную перестрелку с британскими вооруженными дрифтерами у входа в Даунс. После неудачной вылазки в канал в ночь на 26 ноября, 30 ноября 9-я флотилия вернулась в Германию.

Ночью 23 ноября 1916 V-26, V-28, V-30 ходили для обстрела Даунса, но были обнаружены и вынуждены вернутся в базу.

22 января 1917 года 11 миноносцев 6-й флотилии, включая G-37, G-41, V-46, S-50 и V.69, покинула Гельголанд, чтобы укрепить немецкие силы во Фландрии. Британское адмиралтейство знало об этом по расшифровке радиограмм и приказало крейсерам и эсминцам Гарвичских сил перехватить немецкие миноносцы. В ночь на 23 января 6-я флотилия была встречена тремя британскими легкими крейсерами ("Aurora", "Conquest" и "Centaur"). Немцы попытались выйти в торпедную атаку, но были отогнаны артиллерией и скрылись в дымовой завесе. Лидер флотилии V-69 и G-41 были повреждены снарядами и вдобавок столкнулись, но все, кроме S-50, благополучно прибыли во Фландрию.

S-50 в суматохе боя потерял связь с остальной частью флотилии, и его капитан решил идти в Зебрюгге самостоятельно. Вскоре после 4:00 у Шоуэн-банки он натолкнулся на четыре британских эсминца ("Milne", "Simoon", "Starfish" и "Surprise"). В последовавшей перестрелке S-50 добился нескольких попаданий, в том числе торпедой в "Simoon", который позже пришлось затопить, но и сам был поражен британскими снарядами. Остальные английские корабли все еще блокировали курс в Зебрюгге и S-50 ушёл на восток и вернулся в Германию.

В ночь с 25 на 26 февраля миноносцы Фландрии начали трехстороннюю атаку на союзнические перевозки в Ла-Манше. Шесть кораблей 6-й флотилии, включая G-37 и V-46, должны были атаковать Дуврский барраж, в то время как другие миноносцы - действовать против судоходства в Даунсе и устье реки Маас. 6-я флотилия встретилась с британским эсминцем "Laverock", который патрулировал заграждение. Немецкие корабли атаковали его артиллерией и торпедами (одна из которых попала в британский эсминец, но не взорвалась) но нанесли ему только легкие повреждения, после чего повернули обратно в Зебрюгге, а дрифтеры Дуврского заграждения остались целыми и невредимыми.

Ночью 18 марта 1917 Фламандские флотилии совершили очередной рейд в Ла-Манш. Семь миноносцев 6-й флотилии ( S49, G-86, G-87, G37, V43, V45 и V46) должны были атаковать Дуврский барраж у Санднетти-банки, с пятью миноносцами 1-й полуфлотилии Зебрюгге, действующими к югу от Санднетти-банки, и четырьмя кораблями 2-го полуфлотилии Зеебрюгге, действующими против Даунса. 6-я флотилия встретила британский эскадренный миноносец "Paragon", который в 23:48 был потоплен двумя торпедами с S-49 и G-86. 12-я полуфлотилии (включая G37 и V-46) отделилась от остальной части 6-й флотилии и вернулась на базу, в то время как остальные три корабля (в т. ч. S-49 и G.87), прежде чем вернуться на базу, вступили в бой с эсминцами "Llewellyn" и "Laforey" сильно повредя первый торпедой, в то время как 2-я полуфлотилия Зебрюгге к востоку от Даунса уничтожила торговый корабль. 6-я флотилия вернулась в Германию 29 марта 1917 года.

22 апреля 1917 S-32 охранял от подводных лодок возвращающийся в базу повреждённый линейный крейсер Moltke.

В 1917 году (с 23 сентября по 30 октября) V-43, V-44, V-45, V-46 и S-50 в составе 6-й флотилии участвовали в Моонзундской операции. 14 октября V-46 и S-50 участвовали в операции в заливе Тагга.

4 ноября 1917 в 4:55 флагман 12 полуфлотилии G-37 погиб на мине, выставленной ночью на 31 мая 1917 года британским эсминцем "Abdiel" и легкими крейсерами "Blanche" и "Royalist" у острова Вальхерен в Северном море (54°19'N/04°55'O), потеряв 4 человек убитыми.

В конце войны в один день - 3 октября 1918 г. - в Северном море погибли сразу два миноносца этого типа: S-33 и S-34. Первый в 11:43 был торпедирован британской подводной лодкой "L-10" (54°44'N/05°15'O, 5 убитых), второй в 3:05 погиб на мине (54°45'N/05°43'O), 70 убитых.

Таблица распределения по флотилиям.

 

Так, как данные по принадлежности флотилиям на данный момент не полные, таблица приблизительная.

1 ФЛОТИЛИЯ
к 01.1915 нач.1915 лето.1915 ос.1915 нач. 1916 вес.1916 лето.1916 ос. 1917 ос.1918 кон.1918
       
из 9 фл.↓S-32 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
из 6 фл.↓G-38 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
из 6 фл.↓G-39 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
из 6 фл.↓G-40 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
6 ФЛОТИЛИЯ
к 01.1915 нач.1915 лето.1915 ос.1915 нач. 1916 вес.1916 лето.1916 ос. 1917 ос.1918 кон.1918
   
05.1915 V-43 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
06.1915 G-37 4.11.1917 погиб на мине
 
07.1915 V-44 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
07.1915 S-49 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
07.1915 G-38 1фл.↑
           
 
08.1915 G-39 1фл.↑
09.1915 G-40 1фл.↑
08.1915 S-50 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
09.1915 V-45 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
10.1915 V-46 14.06.1920 передан Британии
9 ФЛОТИЛИЯ
к 01.1915 нач.1915 лето.1915 ос.1915 нач. 1916 вес.1916 лето.1916 ос. 1917 ос.1918 кон.1918
09.1914 S-32 1фл.↑
           
10.1914 S-33 3.10.1918 потоплен ПЛ
 
11.1914 S-34 3.10.1918 погиб на мине
 
12.1914 S-35 31.05.1916 погиб в бою
       
01.1915 S-36 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
     
09.1915 S-51 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
09.1915 S-52 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу
 

***

Сразу после войны 13 миноносцев типа: V-30, S-32, S-36, G-38...40, V-43...45, и S-49...52 подлежали интернированию в Скапа-Флоу. По пути 20 ноября 1918 V-30 погиб на мине (54°45'N/06°15'O, 2 убитых), остальные 22 ноября прибыли в британскую базу и 21 июня 1919 были затоплены там экипажами. При этом V-43, V-44, V-46 и S-51 британцы взяли на абордаж и успели оттащить к берегу. Все были позже подняты и разобраны, кроме доставшегося США V-43, который 15 июля 1921 был потоплен как мишень у мыса Генри артиллерией линкора "Florida".
V-43

       

V-44
V-44
V-44
в числе десяти немецких эсминцев, был выделен Великобритании и в 1919 или 1920 переведён в Портсмут, где использовался для испытаний артиллерийских орудий. В декабре 1920 года он служил в качестве мишени для монитора "Terror", и после полученных при этом повреждений вместе с V-82 выброшен на берег на острове Уэйл в Портсмутской гавани, а в 1921 году продан на месте на металлолом. Не смотря на это, работы не велись, и местные жители начали самостоятельно разбирать металл. После их задержания корпуса были снова проданы в 1927 году, на этот раз местному торговцу металлоломом Х.Г.Фундсу, которые демонтировал то, что смог на месте, а то, что не смог - до сих пор можно найти на южной стороне острова Уэйл.

Два оставшихся в Германии, V-26 и V-28 участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование. В 1920 они были переданы Британии по репарациям и вскоре сданы ими на слом.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         
           
           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
3 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
5 Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.04.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1912-1920
G37
Один из "G-37...40" на манёврах.
S49
"S-49" после перестройки мостика.
G37
"G-37" после перестройки мостика.
V25
"V-25" после перестройки мостика.
S33
"S-33" в начале службы.
S34
"S-34" в начале службы.
V44
В конце войны.
V44
Остатки "V-44" и "V-82" на берегу о. Уэйл в Портсмуте при отливе, нач. 2000-х гг.
V44
"V-44" и "V-82" на берегу о. Уэйл в Портсмуте, 1920-е гг.
V43
"V-43" в США, 1920 г.

Один из миноносцев типа "V-25".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
V25
Модель "V-25".
G37
Модель "G-37".
G37
Модель "G-37".
V25
Модель "V-25".
V27
Модель "V-27".
V25
Модель "V-25".
V27
Модель "V-27".
V43
"V-43" (в центре) в Портсмуте, 1 июня 1921 г.

Германские миноносцы, выброшенные на берег в Скапа-Флоу.

Германский миноносец, выброшенный на берег в Скапа-Флоу.

Германский миноносец, выброшенный на берег в Скапа-Флоу.

Германские миноносцы, выброшенные на берег в Скапа-Флоу.

Британцы берут на абордаж германские миноносцы в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г.
V44
"V-44" и другие немецкие миноносцы перед отправкой в Скапа-Флоу.
V29
Один из миноносцев после перестройки мостика.
V29
"V-29" после перестройки мостика.
S49
Справа - "S-49".
V44
"V-44" в Ютландской битве. Рисунок.
V44
"V-44" в первоначальном виде.
V43
"V-43" в первоначальном виде.
V25
Миноносец типа "V-25" в первоначальном виде.
V43
Мостик "V-43", послевоенное фото.
V43
Поднятый мостик "V-43", послевоенное фото.
V25
Миноносец "V-26", "V-28" или "V-30" с поднятым мостиком.
V25
Вид на среднюю часть миноносца типа "V-25...30".
S49
"S-46"
G37
"G-37"
S32
"S-32"
V25
"V-25"
S32
"S-32"
V43
"V-43".
G37
"G-37"
V25
"V-25"