ОглавлениеКорабли авиации → Авианосцы типа "A-II"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Авианосец / большой авианесущий крейсер (Flugzeugträger, Großflugzeugkreuzer) типа

 A-II 


Германия, проект 1942 г. не строился

вариант A-IIa

*
A-II
*
A-IIa
*
A-IIb
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата подписания примечания
1 A-II 9.04.1942 Дизельный авианесущий крейсер с центральной надстройкой и четырёхорудийной башней с 280 мм орудиями. Не строился.
2 A-IIa 1.05.1942 Дизельный авианесущий крейсер с центральной надстройкой, вариант с двумя трёхорудийными башнями с 280 мм орудиями. Не строился.
3 A-IIb 1942 Дизельный авианесущий крейсер с четырёхорудийной башней, вариант с "островом" по левому борту. Не строился.
ТТХ
  A-II A-IIa A-IIb
Водоизмещение полное 40000 т 40000 т 37500 т
Размерения длина ВЛ 245 м 250 м 245 м
ширина 32 м 32 м 32 м
осадка 8,75 м 8,75 м 8,75 м
высота борта на миделе 22 м 22 м 22 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3 гребных винта
6 МО 12 дизелей
мощность проектная 210 000 л.с. 210 000 л.с. 180 000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 34 уз. 34 уз. 34 уз.
дальность плавания на 19 уз. 18 000 18 000 18 000
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа A-II A-IIa A-IIb
пояс 150 мм 200 мм
главная палуба/скосы 100/100 мм 100/• мм 100/100 мм
полётная палуба 20 мм 20 мм 20 мм
башни 280-мм АУ 140/ 80/ 60...80 мм 140/ 80/ 60...80 мм 140/ 80/ 60...80 мм
барбеты 280-мм АУ 200 мм 50 мм 200 мм
казематы 150-мм АУ 50 мм 20 мм 20 мм
щиты 105-мм АУ 10 мм 10 мм 10 мм
противоторпедная переборка 45 мм 40 мм 45 мм
рубка ? мм ? мм ? мм
ВООРУЖЕНИЕ
  A-II A-IIa A-IIb
авиационное всего самолётов 24 23 31
в т. ч. бомбардировщики 12 12 10
в т. ч. истребители 12 11 21
катапульты / аэрофинишеры 2/4 2/4 1/4
1 ангар, 2 лифта
артиллерия 280 мм/54,6 1х4 2х3 1х4
150 мм/55 АУ C/36 8x2 8x2 8x2
105 мм/65 ун. АУ C/37 8x2 8x2 8x2
37 мм/80 зен. АУ 7x2 6x2 10x2
предусмотрена установка 20 мм/65 зен. АУ ? 5x4 ?

 


A-II

A-IIa

A-IIb

Ещё во второй половине 30-х годов, параллельно со строительством "Graf Zeppelin", в военно-морских кругах возникла полемика о целесообразности создания некоего гибрида крупного артиллерийского корабля и авианосца. Привлекательность этих проектов заключалась в том, что, нахождение палубной авиации, которая предназначалась, в первую очередь, для обеспечения линейных сил флота, прямо на борту линкора намного упрощало вопросы взаимодействия. К тому-же, наличие "собственной" истребительной авиации теоретически повышало боевую устойчивость линейного корабля.

Минусом являлось то, что к линейным кораблям и к авианосцам предъявлялись столь отличные тактико-технические требования, что многие из них просто невозможно без ущерба друг для друга соединить в одном корабле. Простая попытка установить четыре трехорудийные 406-мм башни и полетную палубу хотя бы в 100 м длиной, приводила к кораблю полным водоизмещением порядка 74000 т и длиной более 300 м. В то время строительство такого водоплавающего мастодонта не могло, по разным причинам, позволить себе ни одно государство. Но самое главное, что живучесть такого корабля в артиллерийском бою оказалась почти на 30% ниже, чем у линейного корабля с аналогичным артиллерийским вооружением и бронированием. Более того, его авиационный комплекс практически полностью выводился из строя, даже если полученные повреждения не снижали его боеспособность как артиллерийского корабля. Другими словами, авиационное вооружение такого гибрида могло эффективно функционировать только до начала артиллерийского боя с равноценным противником.

Были и более прозаические недостатки такого совмещения двух разных классов кораблей. С одной стороны, размещение артиллерии главного калибра в башнях, расположенных в диаметральной плоскости корабля, не позволяло создать полетную палубу, обеспечивающую эффективное функционирование взлетно-посадочного комплекса. С другой стороны, наличие полетной палубы не позволяло обеспечить требуемые углы обстрела артиллерии. В результате пришли к общему мнению, что при подобном соединении получается плохой линкор и плохой авианосец.

Однако, в Германии в начале 40-х годов шла проработка идеи корабля - гибрида, вылившаяся в целый ряд предэскизных проектов, получивших одобрение командования флота в апреле - мае 1942 года. После войны, естественно, эти проработки у абсолютного большинства специалистов вызвали однозначно отрицательную оценку, поскольку все знали общепринятое мнение о химерности подобной идеи. Однако, это тот самый случай, когда многие просто попали в плен стереотипов. Дело в том, что данные проекты представляли собой не что иное, как рейдеры и, таким образом, совершенно не предназначались для артиллерийского боя с равноценным противником. Не являлся для них решающим и естественный недостаток гибрида - ущербность артиллерийского и авиационного вооружения по отношению к водоизмещению. Для тех целей, для которых они задумывались, артиллерийского и авиационного вооружения было вполне достаточно.

Интересна и версия происхождения всех этих проектов. Непосредственно перед спуском, 6 декабря 1938 года, на воду авианосца "Graf Zeppelin", Гитлер приказал сделать доклад об этом корабле, который бы отображал все военные и технические проблемы. Он был введен в курс дела с помощью заказанной модели. При этом Гитлер проявил заинтересованность и спрашивал о таких деталях, о существовании которых могли знать только специалисты. По окончании доклада еще четверть часа продолжался неофициальный разговор о корабле, его качествах и возможностях. В ходе этой беседы Гитлер сказал, что комбинация из авианосца и крейсера должна дать великолепный корабль для ведения экономической войны. Присутствующие офицеры поддакнули, и Гитлеру эта мысль, похоже, крепко запала в голову. В разговорах главнокомандующего ВМФ с фюрером мысль о гибриде вскоре всплыла вновь. Так как содержание таких обсуждений, совершенно очевидно, становилось более или менее известно военно-морскому руководству, то идея гибрида вскоре попала в управление кораблестроения ВМФ и была там поддержана.

Конструкторы не сильно утруждали себя абсолютно новой разработкой - проект "большого авианесущего крейсера" A-II, создавался в том же корпусе и с той-же силовой установкой, что и проект большого авианосца классической схемы A-I. За счёт сокращения авиагруппы и уменьшения длины полётной палубы, была предусмотрена установка четырёхорудийной башни с 280 мм орудиями. При этом мостик разместили по центру, считая, что катапульт хватит для взлёта.

Из за отсутствия готовых проектов четырёхорудийных башен, параллельно был разработан вариант A-IIa с двумя трёхорудийными башнями, производство которых было налажено - как на "карманных линкорах" и линейных кораблях типа "Gneisenau". На нём пришлось увеличить длину и пожертвовать толщиной барбетов и противоторпедной переборки, хотя бортовая броня стала толще.

Конечно, даже в качестве рейдеров представленные проекты не были лишены достаточно очевидных недостатков. Например, расположение надстройки напоминало таковое у британского "Furious" 1918 года. Как известно, именно вызванное надстройкой мощное возмущение воздушного потока явилось причиной безуспешных попыток самолетов сесть на его палубу. Кроме этого, в те времена авианосец для взлета самолетов с катапульты всегда должен был приводить направление старта строго к ветру. При массовом подъеме авиации (каждая катапульта один раз в минуту, т. е. два старта в минуту) корабль должен был бы маневрировать как при слаломе, причем способность столь большого корабля ложиться на новый курс через каждые 30 секунд вызывает сомнение.

Аэродинамическая неудовлетворительность проекта вылилась в создание его модификации A-IIb. При размерениях и вооружении базового проекта, он имел "остров" по левому борту и всего одну катапульту. За счёт снижения мощности силовой установки была увеличена авиагруппа, правда - исключительно за счёт истребителей.

Непривычное расположение надстройки на левом борту нельзя считать просто экзотической выходкой. Кто хоть раз выходил на визуальный контакт с авианосцем, да еще в условиях плохой видимости, отлично знает, что при обнаружении на его острых курсовых углах первым признаком направления движения является расположение "острова": слева - идет на тебя, справа - идет от тебя. Таким образом, в определенных условиях, при встрече в океане направление движения рейдера могло быть определено с точностью до наоборот.

По всей вероятности создание новых проектов преследовало цель развития конструкторской мысли и накопления опыта проектирования, а также отработки различных технических решений, часть которых предполагалось использовать при модернизации проекта строящегося авианосца "Graf Zeppelin". При полном отсутствии производственных мощностей, способных заняться строительством авианосцев, острой нехватке рабочих кадров, дефиците всякого рода судостроительных материалов подобные действия вполне объяснимы. Иная трактовка логически неприемлема так как вряд ли можно говорить, что новые проекты всерьез обсуждались с целью их воплощения в металле. Однако конструкторское бюро продолжало работать в этом направлении.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

 
                 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
2 Балакин С. А., Морозов М. Э. - Авианосцы мира 1939-1945, часть вторая. М, 2000.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.08.2019

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIb
"A-IIb"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
Модель "A-IIa"
A-IIa
"A-IIa"
A-IIb
"A-IIb"
A-IIa
"A-IIa"
A-II
"A-II"
Предыдущая страница - проект авианосца "A-I"
Следующая страница - проект авианосца "A-III"