История их постройки началась в конце 1913 года - начале 1914 года, когда некоторые русские верфи, занятые строительством эсминцев типа "Новик" программы 1912 года, в частности Путиловская верфь, Русско-Балтийский завод и другие, обращались за технической помощью в разработке и изготовлении энергетических установок к иностранным фирмам, и в том числе к немецким "A.E.G. Vulcan" и "Blohm und Voss". Еще до войны, в начале 1914 года эти фирмы начали подготовительные работы по изготовлению многих вспомогательных механизмов, а также нескольких комплектов турбинных агрегатов по имеющимся у них чертежам русских эсминцев. При этом фирма "A.E.G. Vulcan" получила заказ на поставку трех комплектов агрегатов для эсминцев серии "Лейтенант Ильин" Путиловской верфи ("Лейтенант Ильин", "Капитан Конон Зотов", "Гавриил", "Михаил").
B-97 Заводы "Блом и Фосс" и "Vulcan" также предложили достроить по 2 больших миноносца (около 1300 т), использовав уже готовые механизмы, заказанных у них для русского флота. Ввиду краткости срока сдачи — февраль-апрель 1915 г., германское морское ведомство в этом случае согласилось и выдало заказ на эти 4 корабля (В-97, В-98, V-99 и V-100). Кроме того, в середине октября фирма "Блом и Фосс" по своей инициативе добилась заказа еще на 2 таких же миноносца, механизмы для которых первоначально заказало русское морское ведомство.
B-110 Эти миноносцы получили обозначения В-109 и В-110 и должны быть закончены постройкой через 8-9 месяцев. В январе 1915 г. этой же фирме снова удалось получить заказ на два миноносца — В-111 и В-112.
В начале 1915 г. "Блом и Фосс" предложила начать постройку еще четырех таких миноносцев с русскими механизмами со сроком готовности к февралю 1916 г. Их предстояло оборудовать турбинами с зубчатой передачей для крейсерского хода - это давало экономию топлива в 20% и увеличило бы район плавания 20-узловым ходом с 2000 до 2500 миль. Такие миноносцы могли обеспечить не только замену кораблей, потерянных во время войны, но и заметно усилить флот. Своевременное изготовление для них торпедного и артиллерийского вооружения в то время еще не представляло затруднений. Но фирма связывала свое предложение одним условием: она могла взяться за постройку этих четырех миноносцев, если бы отменили заказ на постройку крейсера с чрезвычайно коротким сроком сдачи. Это условие стало причиной отклонения предложения фирмы. Кроме того, статс-секретарь по морским делам считал, что не удастся укомплектовать эти корабли личным составом (из-за отсутствия офицеров уже пришлось вывести из состава Флота Открытого моря 2-ю флотилию миноносцев, использовав ее для охраны балтийского побережья.
B-98 По водоизмещению новые немецкие эскадренные миноносцы были самыми крупными представителями своего класса и вполне соответствовали своим британским оппонентам. В целом эсминцы отличались хорошей мореходностью, хорошо держали курс, но требовали внимания при управлении, особенно при совершении поворотов. Зачастую для улучшения поворотливости в помощь рулю требовалась подработка винтами. Все эсминцы этого типа постройки фирмы "Blohm und Voss" были оборудованы устройством успокоения качки системы Фрама, период качки на них был 6,6 сек. В качестве цистерн использовались отдельные топливные бункеры.
Все восемь миноносцев строились по проектам фирм, разработанных на основе имеющихся русских чертежей, и незначительно отличались друг от друга - размерами, силовой установкой и размещением артиллерии. Силуэт эсминцев соединил в себе характерные черты как русских кораблей - расположение машинно-котельных отсеков и дымовых труб, а также частичное размещение вооружения, - так и немецких миноносцев - форма носовой оконечности, расположение носовых торпедных аппаратов и средних орудий и т. д.
Поперечные сечения дымовых труб на B-ботах были разные: 1-я круглая, 2-я вытянутый овал, 3-я короткий овал; на V-ботах только средняя дымовая труба была овальной. На B 109-112 вентилятор у переднего края средней дымовой трубы был угловатый и установлен сбоку.
Схемы окраски:
Принята 14 декабря 1898 г.
Принята 4 декабря 1916 г.
|
1916-1918 |
тёмно-серая - всё |
|
1918-1919 |
тёмно-коричнево-оливковая - всё |
|
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа. |
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
B-111
B-111
B-110
B-111
V-99 или 100
Новик V-99 1-2 августа 1915 г.
V-99 и
V-100 участвовали в
рейде в район между Либавой и Готландом, а затем - в
прорыве в Рижский залив. Днём 4 августа они с крейсерами кружили у полуострова Сворбе, а вечером (около 17:00) скрытно вошли в залив. Эсминцы должны были атаковать русский броненосец "
Слава", являющийся едва ли не основным военным кораблем российского Балтийского флота, ставший преградой для прохода германских кораблей в Ирбенский пролив и не позволявший их тральщикам проводить работы на русских минных заграждениях. Около 20:00 у острова Эзель
V-99 и
V-100 на ходу обменялись несколькими залпами с миноносцами охранения "
Генерал Кондратенко" и "
Охотник" (по другим данным "
Пограничник"), затем тщательно обыскали район Домеснес-Руно и направились к Аренсбургской бухте, где около 1:00 к юго-востоку от мыса Церель они были встречены миноносцами "
Украина" и "
Войсковой". После 5-минутного боя немецкие корабли стали отходить из бухты к Михайловскому маяку, где около 4 часов утра встретились с серьёзным противником - русским эсминцем "
Новик".
V-99
Убедившись, что перед ним неприятель, "
Новик" открыл огонь, и уже с третьего залпа накрыл головной
V-99. Следующие выстрелы сбили у него среднюю трубу и вызвали пожар на полубаке и юте. Эсминец запарил и сбавил ход, но продолжал отстреливаться. "
Новик" перенес огонь на второй германский эсминец. Дымовая завеса, поставленная
V-100, заставила "
Новик" на время прекратить стрельбу, но вскоре он опять обнаружил вражеские корабли и поочередно обстрелял их, вновь добившись попаданий.
V-99 осел на корму и, пуская белые и красные сигнальные ракеты, направился к берегу.
V-100 пытался прикрыть его дымовой завесой и огнем. В это время "
Новик" приблизился к границе русского минного заграждения и вынужден был прекратить преследование.
V-99
Бой длился 17 минут. За это время "Новик" выпустил 23 102-мм снаряда и добился 11 попаданий. На германских эсминцах был убит и пропал без вести 21 человек, 22 было ранено. V-99, потеряв управление, запутался в противолодочных сетях и подорвался на двух минах. Пришедшими на помощь тремя германскими эсминцами он был отбуксирован на мель, где лег на грунт на глубине 7 м. В "Новик" попало лишь несколько осколков от близко разорвавшихся снарядов, потерь на нем не было.
Некоторое время корабли продолжали операции на Балтике. Например, 5 декабря 1915 V-100 участвовал в минной постановке у Лузерорта.
B-98 7 декабря 1915 года три флотилии нефтяных миноносцев были переброшены в Северное море и подготовлены к большой операции, но
рейд 16-17 декабря вновь оказался безрезультатным. Лишь 10 февраля 1916 года увенчалась успехом
акция у Доггер-банки. Германские эсминцы застигли врасплох только что образованную 10-ю флотилию шлюпов. Один из них – "
Arabis" был поврежден артиллерией в ночном бою, а спустя два часа (11 февраля в 2.21) добит двумя торпедами эсминца
В-112. По окончании операции 2-я флотилия была переведена на Балтику для боевой подготовки.
V-100 B-98 После короткого
выхода в море на встречу возвращающегося в базу вспомогательного крейсера "
Möwe" 4 марта 1916 года, Флот Открытого моря предпринял очередной
набег в район Хоофдена 5 – 6 марта, в котором 2-я флотилия была направлена к Ферт-оф-Форту. Из-за штормового ветра и сильного волнения поход был очень тяжелым. Британский Гранд Флит в этот момент также находился в море, но противники не смогли обнаружить друг друга. По окончании похода эсминцы 2-й флотилии направились в Вильгельмсхафен для замены 88-мм орудий на 105-мм. После установки новой артиллерии и испытаний на Балтике флотилия вновь была переведена в Северное море, кроме
V-100, который придали VI разведывательной группе на Балтике.
16 мая 1916 V-100 подорвался на мине (по др. данным был торпедирован британской подводной лодкой "E-18", но она в это время стояла в ремонте). Миноносец остался на плаву, хотя и надолго выбыл из строя.
B-98 Шесть остальных эсминцев приняли участие в
Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 в составе 2-й флотилии. Около 17:00 они атаковали линейные крейсера Худа. В сторону британской линии выпустили 12 торпед, но из-за маневрирования линейных крейсеров все они прошли мимо. Затем они сражались с британскими эсминцами, ночью искали линкоры противника но обнаружили только крейсера и эсминцы. В ходе боя пострадал только
B-98, который в результате попадания снаряда потерял 2 человек убитыми и 11 раненными. После ночного боя 2-я флотилия в обход Скагена ушла в Киль.
B-98 стал в ремонт, который продолжался до 20 июня (19 суток).
После сражения на эсминцах в ходе текущих ремонтов мостик и передняя труба были подняты выше.
V-100 С 7 июня по 31 июля 1916 года корабли флотилии находились в составе Морского корпуса Фландрии и дважды 8 июня и 22-23 июля участвовали в стычках с легкими силами противника. 12 июля
B-112 отбуксировал в базу поврежденный
G.102.
25-26 сентября 1916 г. II флотилия провела рейд на перехват конвоев к Ла-Маншу. С 11 по 20 октября 1917 все они участвовали в Моонзундской операции. 11 – 17 октября 1917 года 2-я флотилия участвовала в захвате островов Даго и Эзель. 14 октября германские линкоры вывели из строя русский эсминец "Гром", который загорелся, получил крен на левый борт и был покинут экипажем. Перед тем как оставить пролив, B-98 высадил на "Гром" офицера и пятерых матросов, но убедившись, что увести его не получится, немцы были вынуждены оставить тонущий эсминец.
В ходе продолжения операции B-98 и B-112 подорвались на минах, но остались на плаву и были отправлены на ремонт.
B-98
B-98
B-98
B-98
B-98
B-98
B-98
B-98
B-98 12 декабря 1917 г. эсминцы атаковали конвой к западу от Хагезунда в Северном море, в последововшем артиллерийском бою в 12:15 потопили британский эсминец "
Partrige" и все шесть каботажных судов. Второй эсминец противника - "
Pellew" ушёл с повреждениями.
14 февраля 1918 г. эсминцы успешно форсировали заграждение Дувр – Кале и на следующий день в 1:38 потопили британский тральщик "Newbury". Последующие выходы в конце войны не принесли результатов.
B-98 B-112 22 ноября 1918 эсминцы, кроме
B-97 и
B-98 были
интернированы в Скапа-Флоу, а 22.06.1919 и
B-98 был захвачен Британией, когда пришёл в Скапа-Флоу с почтой для интернированных.
Все эсминцы, находящиеся в Скапа-Флоу были затоплены экипажами 21 июня 1919 года. При этом V.100 британцы взяли на абордаж и успели оттащить к берегу. Все были позже подняты и разобраны.
Cesare Rossarol
Судьба оставшегося в Германии B-97 сложилась иначе. В соответствии с пунктом 185 Версальского договора он был включен в список кораблей, подлежащих разделу между победителями. 23 мая 1920 года эсминец перешел в Шербур, где 16 сентября был принят итальянской командой. 19 сентября того же года его зачислили в состав Regina Marina (Королевский военный флот Италии) в качестве корабля-разведчика (esploratore) под именем "Cesare Rossarol" - в честь итальянского патриота, боровшегося против австрийцев в защиту революционной Республики Венеции и погибшего в 1849 году.
Только 7 августа 1921 года эсминец на буксире покинул Шербур и 17 октября прибыл на казенную военно-морскую верфь в Поле. Здесь он пробыл до 1924 года. За это время на нем был произведен капитальный ремонт, а также произведены некоторые модернизационные работы. Они включали в себя следующий объем: Сняты носовые однотрубные 500-мм торпедные аппараты, в непогоду сильно заливавшиеся волнами. За счет этого палуба полубака продлена вплоть до носового мостика. Два других торпедных аппарата оставлены на прежних позициях. На 1,5 метра увеличена высота носовой дымовой трубы. Капитально отремонтированы главные механизмы, котлы и вспомогательные системы. Изменена конструкция и форма котельных вентиляторов. Установлен новый аварийный генератор с приводом "быстрого запуска" ("hot head" engine). Прожекторы заменены на новые, более современные. Прожекторный пост с грот-мачты удален.
Помимо торпедного вооружения было изменено также и артиллерийское вооружение. В новом виде оно включало спаренную орудийную установку со 120-мм / 45-калиберными орудиями на полубаке и одинарный лафет с таким же орудием на юте. Обе установки были прикрыты защитными щитами. Для защиты от атак аэропланов одно 76-мм / 40-калиберное зенитное орудие было установлено на позиции между второй и третьей дымовыми трубами и еще одно такое же в корме на крыше надстройки, на месте удаленной прожекторной площадки. Дополняли вооружение два 6,5-мм пулемета. Имелось также оборудование для постановки мин и параваны для их траления.
Только 1 декабря 1924 года "Cesare Rossarol" вошел в состав действующего флота в качестве легкого разведчика (esploratore legeri). Первоначально корабль использовался как опытовый, так как считался достаточно устаревшим и изношенным, а также еще и потому, что не слишком хорошо вписывался в концепцию итальянской военно-морской стратегии. 1 октября 1926 года "Cesare Rossarol" переклассифицировали в эсминец.
В 1931 году корабль вернулся к ремонтной стенке. Как и прежде, помимо ремонта на корабле были сделаны дополнительные изменения: Удален носовой котел. Вместо него было оборудовано помещение для экспериментального стабилизированного гирокомпаса "Sperry". Удалены оба сдвоенных 500-мм торпедных аппарата. Вместо них на позиции кормового аппарата были установлены два сдвоенных 450-мм аппарата итальянской конструкции. Но в отличие от прежних аппаратов, стоящих по диаметрали, новые аппараты были смещены к бортам. Снято оборудование для постановки мин, но усовершенствовано оружие против подводных лодок и увеличен запас глубинных бомб. В корме размещена аппаратура для постановки дымовых завес. Были также смонтированы специальные устройства, позволяющие использовать параваны типа "Ginocchio" (корабль получил два комплекта).
После недолгого ремонта корабль вновь вступил в строй действующего флота, однако, его дальнейшую судьбу решили сильный износ механизмов и, главное, полное отсутствие запасных частей для ремонта. В мае 1932 года эсминец был выведен из активной службы и позже использовался как опытовый корабль. В 1933 году с него были сняты прожекторы и все орудия, кроме носовой установки. Однако военно-политический кризис 1935 года в связи с событиями в Эфиопии настолько обострил обстановку в стране, что "Cesare Rossarol" вновь получил свое вооружение и стал использоваться как корабль охраны гаваней (Nave dipartimentale) в Ла-Специи. Только 17 января 1939 года корабль был окончательно исключен из списков флота и в том же году разобран на металл.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983. |
на русском |
2 |
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000 |
3 |
Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3. |
4 |
Итальянские модификации на бывших немецких кораблях // журнал "Бриз".-2001.-№2. |
5 |
Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 14.07.2022