ОглавлениеКорабли авиации → Вспомогательный корабль обеспечения "Humber"

ОглавлениеБуксиры и спасательные суда → Спасательный буксир "Humber"

  Корабли авиации  
  Буксиры и спасатели  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный корабль обеспечения полётов гидроавиации / спасательный буксир (Hilfsflugsicherungsschiff / Bergungsschiff)

"Humber"


Германия, с 1940/1942 г., 1 ед. (трофейный голландский буксир)

 приблизительный вид

*
Humber / BS XII
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название верфь и год постройки в строю примечания
1 Humber <Rijkee & Co.>, Роттердам, стр. № 123 / 1907 13.09.1940 SNB Kanalküste, с 07.1941 SNB Bug-a-Rügen, c 8.02.1942 спасательное судно ВМФ BS XII в Роттердаме, 2.04.1945 потоплен авиацией в Киле. в 1946 поднят и разобран.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 1250 т
регистровое 519 брт
Размерения длина полная 49,68 м
ширина 8,63 м
осадка 4,88 м
высота борта 5,18 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт
1 МО 1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
? КО 2 ПК (12 атм., 403 м²)
мощность 1500 л.с.
Ходовые данные скорость ? уз.
Экипаж ? чел.
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный буксир с сильной погибью
ВООРУЖЕНИЕ
1х1 20-мм автомат
размагничивающая обмотка

 

Паровой буксир "Atlas" был спущен на воду в феврале 1907 г. и в следующем месяце начал эксплуатироваться компанией Stoomboot reederij в Амстердаме. В 1919 г. он был продан фирме N.V. Internationale Sleepdienst Maatschappij в Роттердаме и переименован в "Humber" (Хамбер — река на севере Англии). C 1934 позывной PEUL.

24 сентября 1939 г. в связи с началом войны в Европе был мобилизован и вошёл в строй Голландского флота как сторожевой корабль "BV-37", но в тот раз тревога оказалась ложной и 19 декабря 1939 г. буксир вернули владельцу.

10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. 24 июня служба безопасности полетов при морском спасательном районе побережья Канала (Seenotbezirksstelle (Luft) Kanalküste) запросила у ВМФ два подходящих голландских коммерческих судна в качестве вспомогательных судов обеспечения безопасности полётов. В их числе выбор пал на стоящий в Роттердаме "Humber". После ремонта на верфи Wilton в Схидаме, установки радооборудования и комплектовки экипажа, 13 сентября корабль перешёл к месту базирования во Флиссинген, оперативно подчиняясь Seenotbezirkstelle (L) Holland в Схеллингвауде (Амстердам), где в это время базировались эскадрильи Stab/Kü.Fl.Gr. 106, 3./Kü.Fl.Gr.106 и 3./Kü.Fl.Gr.906 (все вооружены Heinkel He-115). По некоторым данным корабль нёс торговый флаг.

14 ноября 1940 "Humber" был временно направлен в Тронхейм в Норвегии, что-бы заменить на время ремонта "Karl Meyer" в Seenotflottille Stavanger, но смог прибыть только 6 декабря. Задержка произошла из-за замены вышедших из строя членов экипажа, потерянных якорей и времени на верфи для установки радиопеленгатора. В Тронхейме в это время базировалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.406 (Dornier Do 18).

В Тронхейме буксир задержался на три зимних месяца. Лишь 23 февраля 1941 ему на смену прибыл "Hans Rolshoven и 4 марта, сдав дела, "Humber" смог отправиться в Киль, откуда отправился на Norderwerft в Гамбург, где 20 марта стал в док для очистки котла и мелкого ремонта. По окончании ремонта, 5 апреля корабль отправился на запад - в Кале, но уже 19 июня снова отправлен в ремонт в Киль, куда прибыл 1 июля.

2 июля 1941 "Humber" выделен в распоряжение Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen в западной Балтике (Seenotflottille Bug). 20-26 октября буксир обеспечивал безопасность во время совместных маневров ВМФ и ВВС в средней Балтике, а 10-21 ноября 1941 использовался в Мисдрое для обучения 120 солдат-зенитчиков на установленной на борту 20-мм зенитной пушки. 7-16 декабря 1941 подобную практику в Мисдрое прошли ещё 82 солдата.

8 февраля 1942 г. "Humber" был передан ВМФ как спасательное судно, с 30 апреля 1942 прошёл ремонт на Neptunwerft и Greifenwerft, 7 сентября 1942 в 18:00 прибыл из Киля в Роттердам и 8 сентября 1942 г. вошёл в состав соединения спасательных судов (Bergungsschiffverband) при Голландской морской спасательной службе (ZRD, Nederlandse Zeereddingsdienst) с дивизионным номером BS XII.

После высадки противника в Нормандии, летом 1944 "Humber" ушёл в Германию и к концу войны находился в Швентине около Киля, где 2 апреля 1945 г. был потоплен бомбардировщиками. В 1946 г. корпус был поднят и разобран.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
2 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
3 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 22.01.2020

 




 

 
Торговый флаг Нидерландов 1907-1940
Военный флаг Третьего рейха 1940-1945
Торговый флаг Германии 1940-1945
Humber
"Humber"
Humber
Ещё как "Atlas", до 1919 г.
Следующая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации - логгеры типа "Altair"
Предыдущая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Marta Beck"