Германия, 1888-1918 г. до 1910 г. также минные катера (Dampftorpedobeiboote), позже также моторные катера (Motorbeiboote)
С 1928 1 ед. служил служебным катером (Flugzeugbetriebsboot) ВВС
"A" 1888 "A" 1910
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
верфь-строитель
годы постройки
примечания
Dampfbeiboot A
разные верфи
1888-1910
паровой катер для линкоров и больших крейсеров
Dampfbeiboot B
разные верфи
1888-????
уменьшенный вариант парового катера для крейсеров
Dampfbeiboot Ersatz A
разные верфи
1910-1914
поздний вариант парового катера для линкоров и больших крейсеров
для верфи "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, с 1928 катер ВВС Flugzeugbetriebsboot I
ТТХ
Dampfbeiboot A(до 1910)
Dampfbeiboot B(до 1910)
Dampfbeiboot Ersatz A(с 1910)
Motorbeiboot Ersatz A(1910)
Motorbeiboot A (NAG)(до 1914)
Motorbeiboot A (Daimler)(с 1914)
Водоизмещение
15,9 т
11,3 т
17,1 т
14,5 т
8,5 т
11,6 т
Размерения
длина
16,6 м
12,0 м
16,6 м
14,5 м
14,5 м
15,2 м
ширина
3,12 м
2,94 м
3,12 м
2,75 м
2,74 м
2,82 м
осадка
носом
0,85 м
0,90 м
0,90 м
1,1 м
0,77 м
1,2 м
кормой
1,10 м
1,10 м
1,15 м
1,02 м
высота борта
1,40 м
1,50 м
1,40 м
?
1,46 м
1,55 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1 гребной винт
1 МКО
1 ПМ тройного расширения
1 4-тактный керосиновый мотор, 4 цил.
1 4-тактный керосиновый мотор NAG, 6 цил.
1 бензиновый мотор Daimler
1 локомотивный ПК (12 атм., 28 м²)
1 локомотивный ПК
1 военно-морской ПК (12 атм., 43 м²)
мощность
100 / 180 л.с.
60 / 110 л.с.
170 л.с.
100 л.с.
100 л.с.
60 л.с.
Ходовые данные
скорость
10,8 / 12,5 уз.
9,0 / 9,8 уз.
12 уз.
?
13,4 уз.
10,8-11 уз.
запас топлива
2 т. угля
1 т. угля
3 т. угля
? т. керосина
0,8 т. керосина
0,5 т. бензина
Вместимость
35 чел.
28 чел.
35 чел.
?
?
?
Дополнительные данные
корпус
деревянный, 19 шпангоутов
управление
1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
Dampfbeiboot AиB(до 1910)
Ersatz A(с 1910)
Motorbeiboot A
1 ТА - 350 мм, позже 450 мм (носовой надводный)
---
---
1 - 37 мм револьверная пушка (Гочкиса или Норденфельта)
1 - 8 мм пулемёт
мог устанавливаться 1 - 8 мм пулемёт
Получив неудовлетворительные результаты при испытаниях миноносцев II класса, руководство флота отказалось от идеи ботового торпедного катера в качестве наступательного оружия и предложило разработать бортовую шлюпку с возможностью размещения торпедного вооружения для охраны кораблей на стоянке. По этому заданию был разработал паровой катер для размещения на борту крупных кораблей. В мирное время катера использовались как разъездные и служебные, при этом вооружение хранилось на борту корабля-носителя и устанавливалось только на некоторых учениях. Катера типа B являлись несколько уменьшенным вариантом для крейсеров, но особых выгод уменьшение габаритов не давало и этот тип не получил распространения.
В соответствии с положениями императорского флота корпус был изготовлен из дерева. Катера имели гладкую обшивку, окрашенную в белый цвет. С 1896 г. при заграничной службе катера также были полностью белые, а в домашних водах - светло-серые, под цвет надстроек. Палуба кокпита была настлана досками естественного цвета, брезентовые чехлы и навесы имели серый цвет.
Первые катера типа А получили крейсера типа "Irene". В дальнейшем их размещали, обычно по 2 ед., на всех больших крейсерах и линкорах.
К началу мировой войны идея бортового торпедного катера уже устарела, торпедное вооружение не использовалось и было списано на берег, а после 1910 г. катера постепенно заменялись на новый тип, на котором торпедный аппарат не был предусмотрен изначально. Сохранилось лишь место для установки пулемёта.
Новые катера получили усовершенствованную силовую установку берлинской фабрики "Schiffs- und Maschinenbau A.-G. Germania". В 1910 на один из катеров в экспериментальном порядке установили керосиновый мотор, а к началу войны наряду с паровыми уже серийно поставлялись моторные катера этого типа. Катера с керосиновым мотором NAG имели несколько меньшие размеры, а с 1914 стали поступать единицы с более экономичными бензиновыми моторами "Daimler". Моторные катера были исключительно служебными и установка вооружения на них уже не предусматривалась.
Не все они поступали на корабли, некоторые оставляли на берегу в качестве резервных (обычно без мотора). Позже часть использовалась в качестве портовых и служебных катеров. В 1928 г. один из таких катеров, построенный в 1917 г. на верфи "Abeking & Rasmussen", как резервная лодка без мотора для госверфи в Вильгельмсхафене, был куплен Люфтваффе и оборудован как катер обеспечения полётов гидроавиации "Flugzeugbetriebsboot I" при лётной школе в Варнемюнде. Он заменил два катера предыдущего типа UZ, которые показались руководству морской авиации слишком большими и дорогими. На нём был установлен новый авиационный мотор BMW, полное водоизмещение составляло ок. 25 т, вооружение отсутствовало. Дальнейшая судьба катера неизвестна, вероятно, с появлением специализированных катеров типов "A" и "B" в 1934 году он был списан.