Бортовые плавсредства  
  Миноносцы  
  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Бортовые катера (Dampfbeiboote) типов

Dampfbeiboot A / B


Германия, 1888-1918 г.
до 1910 г. также минные катера (Dampftorpedobeiboote), позже также моторные катера (Motorbeiboote)
С 1928 1 ед. служил служебным катером (Flugzeugbetriebsboot) ВВС


"A" 1888
"A" 1910
 


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
верфь-строитель годы постройки примечания
Dampfbeiboot A
  разные верфи 1888-1910 паровой катер для линкоров и больших крейсеров
Dampfbeiboot B
  разные верфи 1888-???? уменьшенный вариант парового катера для крейсеров
Dampfbeiboot Ersatz A
  разные верфи 1910-1914 поздний вариант парового катера для линкоров и больших крейсеров
Motorbeiboot Ersatz A
  верфь <Oertz Works> 1910 экспериментальный моторный вариант катера, 1 ед.
Motorbeiboot A (NAG)
  разные верфи до 1914 моторный катер для линкоров и больших крейсеров
Motorbeiboot A (Daimler)
  разные верфи, в т. ч. 1914-1918 моторный катер для линкоров и больших крейсеров
<Abeking & Rasmussen>, стр. №536
1914 для верфи "Kaiserl. Werft" в Киле
<Abeking & Rasmussen>, стр. №581
1915 для верфи "Kaiserl. Werft" в Киле
<Abeking & Rasmussen>, стр. №584
1916 для верфи "Kaiserl. Werft" в Киле
<Abeking & Rasmussen>, стр. №639
1916 для верфи "Kaiserl. Werft" в Киле
<Abeking & Rasmussen>, стр. №674
1916 для верфи "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене
<Abeking & Rasmussen>, стр. №864
1917 для верфи "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, с 1928 катер ВВС Flugzeugbetriebsboot I
ТТХ
  Dampfbeiboot A (до 1910) Dampfbeiboot B (до 1910) Dampfbeiboot Ersatz A (с 1910) Motorbeiboot Ersatz A (1910) Motorbeiboot A (NAG) (до 1914) Motorbeiboot A (Daimler) (с 1914)
Водоизмещение 15,9 т 11,3 т 17,1 т 14,5 т 8,5 т 11,6 т
Размерения длина 16,6 м 12,0 м 16,6 м 14,5 м 14,5 м 15,2 м
ширина 3,12 м 2,94 м 3,12 м 2,75 м 2,74 м 2,82 м
осадка носом 0,85 м 0,90 м 0,90 м 1,1 м 0,77 м 1,2 м
кормой 1,10 м 1,10 м 1,15 м 1,02 м
высота борта 1,40 м 1,50 м 1,40 м ? 1,46 м 1,55 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
1 МКО 1 ПМ тройного расширения 1 4-тактный керосиновый мотор, 4 цил. 1 4-тактный керосиновый мотор NAG, 6 цил. 1 бензиновый мотор Daimler
1 локомотивный ПК (12 атм., 28 м²) 1 локомотивный ПК 1 военно-морской ПК (12 атм., 43 м²)
мощность 100 / 180 л.с. 60 / 110 л.с. 170 л.с. 100 л.с. 100 л.с. 60 л.с.
Ходовые данные скорость 10,8 / 12,5 уз. 9,0 / 9,8 уз. 12 уз. ? 13,4 уз. 10,8-11 уз.
запас топлива 2 т. угля 1 т. угля 3 т. угля ? т. керосина 0,8 т. керосина 0,5 т. бензина
Вместимость 35 чел. 28 чел. 35 чел. ? ? ?
Дополнительные данные корпус деревянный, 19 шпангоутов
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
Dampfbeiboot A и B (до 1910) Ersatz A (с 1910) Motorbeiboot A
1 ТА - 350 мм, позже 450 мм (носовой надводный) --- ---
1 - 37 мм револьверная пушка (Гочкиса или Норденфельта) 1 - 8 мм пулемёт
мог устанавливаться 1 - 8 мм пулемёт

 

       

Получив неудовлетворительные результаты при испытаниях миноносцев II класса, руководство флота отказалось от идеи ботового торпедного катера в качестве наступательного оружия и предложило разработать бортовую шлюпку с возможностью размещения торпедного вооружения для охраны кораблей на стоянке. По этому заданию был разработал паровой катер для размещения на борту крупных кораблей. В мирное время катера использовались как разъездные и служебные, при этом вооружение хранилось на борту корабля-носителя и устанавливалось только на некоторых учениях. Катера типа B являлись несколько уменьшенным вариантом для крейсеров, но особых выгод уменьшение габаритов не давало и этот тип не получил распространения.

В соответствии с положениями императорского флота корпус был изготовлен из дерева. Катера имели гладкую обшивку, окрашенную в белый цвет. С 1896 г. при заграничной службе катера также были полностью белые, а в домашних водах - светло-серые, под цвет надстроек. Палуба кокпита была настлана досками естественного цвета, брезентовые чехлы и навесы имели серый цвет.

Первые катера типа А получили крейсера типа "Irene". В дальнейшем их размещали, обычно по 2 ед., на всех больших крейсерах и линкорах.

К началу мировой войны идея бортового торпедного катера уже устарела, торпедное вооружение не использовалось и было списано на берег, а после 1910 г. катера постепенно заменялись на новый тип, на котором торпедный аппарат не был предусмотрен изначально. Сохранилось лишь место для установки пулемёта.

Новые катера получили усовершенствованную силовую установку берлинской фабрики "Schiffs- und Maschinenbau A.-G. Germania". В 1910 на один из катеров в экспериментальном порядке установили керосиновый мотор, а к началу войны наряду с паровыми уже серийно поставлялись моторные катера этого типа. Катера с керосиновым мотором NAG имели несколько меньшие размеры, а с 1914 стали поступать единицы с более экономичными бензиновыми моторами "Daimler". Моторные катера были исключительно служебными и установка вооружения на них уже не предусматривалась.

             

Не все они поступали на корабли, некоторые оставляли на берегу в качестве резервных (обычно без мотора). Позже часть использовалась в качестве портовых и служебных катеров. В 1928 г. один из таких катеров, построенный в 1917 г. на верфи "Abeking & Rasmussen", как резервная лодка без мотора для госверфи в Вильгельмсхафене, был куплен Люфтваффе и оборудован как катер обеспечения полётов гидроавиации "Flugzeugbetriebsboot I" при лётной школе в Варнемюнде. Он заменил два катера предыдущего типа UZ, которые показались руководству морской авиации слишком большими и дорогими. На нём был установлен новый авиационный мотор BMW, полное водоизмещение составляло ок. 25 т, вооружение отсутствовало. Дальнейшая судьба катера неизвестна, вероятно, с появлением специализированных катеров типов "A" и "B" в 1934 году он был списан.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
на русском
3 Кофман В. - Самые малые из москитов // журнал "Моделист-конструктор".-1999.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.04.2021

 




 

 
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1934
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903

Dampfbeiboot Ersatz A

Dampfbeiboot Ersatz A

рисунок парового катера типа A с крейсера "Irene".

модель парового катера типа A

модель парового катера типа A

модель парового катера типа A

модель парового катера типа A

паровая машина катера типа Ersatz A

паровой котёл катера типа Ersatz A

поперечные сечения парового катера типа Ersatz A

теоретический чертёж и сечения по миделю парового катера типа Ersatz A

внутреннее расположение и теоретический чертёж моторного катера типа A

внутреннее расположение и теоретический чертёж парового катера типа Ersatz A

внутреннее расположение катера парового типа Ersatz A

внутреннее расположение и теоретический чертёж парового катера типа Ersatz A

внешний вид парового катера типа Ersatz A

Motorbeiboot A (Daimler)

Motorbeiboot A (NAG)

Motorbeiboot Ersatz A

Dampfbeiboot Ersatz A

Dampfbeiboot A

теоретический чертёж