входоглавлениеминоносцы → большие типа "V-1"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-1 / G-7 / S-13 


Германия, 1912-1913 гг. 24 (26) ед. (проекты верфей, по программам 1911 и 1912 годов)

 

*
V-1...6
*
G-7...12
*
S-13...24
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-1 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 317 1911 к концу войны в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921-1922 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, 27.03.1929 исключён, слом в Вильгельмсхафене
11.09.1911
12.01.1912
2 V-2 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 318 1911 к концу войны в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921-1922 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, 18.11.1929 исключён, продан на слом в Вильгельмсхафене за 61 тыс. М.
14.10.1911
28.03.1912
3 V-3 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 319 1911 к концу войны в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921-1922 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, 18.11.1929 исключён, продан на слом в Вильгельмсхафене за 71 тыс. М.
15.11.1911
2.05.1912
4 V-4 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 320 1911 1.06.1916 в 3:20 потоплен торпедой британского эсминца "Moresby" в Ютландском сражении в Северном море (55°36'N/06°37'O), 18 убитых
23.12.1911
15.06.1912
5 V-5 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 322/335 1911 07.1912 достроен для Греции, как "Nea Genea", ок. 1927 слом
01.1912
---
1912 к концу войны в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921-1922 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, 18.11.1929 исключён, продан на слом в Вильгельмсхафене за 61 тыс. М.
25.04.1913
17.07.1913
6 V-6 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 323/336 1911 07.1912 достроен для Греции, как "Keravnos", ок. 1927 слом
02.1912
---
1912 к концу войны в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921-1922 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, 27.03.1929 исключён, слом в Вильгельмсхафене
28.02.1913
17.05.1913
7 G-7 <Germaniawerft> Киль, стр. № 170 1911 к концу войны в 5 флотилии, 10 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1920-1921 модернизирован на "Reichswerft" в Вильгельмсхафене, в 1928-1931 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 1936 учебный корабль, с 23.04.1939 "T-107", с 1945 трофей СССР, "Поражающий", в 1950-х слом
7.11.1911
30.04.1912
8 G-8 <Germaniawerft> Киль, стр. № 171 1911 к концу войны в 5 флотилии, 10 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1920-1921 модернизирован на "ReichsWerft" в Вильгельмсхафене, в 1928-1931 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 1936 учебный корабль, с 23.04.1939 "T-108", с 6.01.1946 британский трофей, слом
21.12.1911
6.08.1912
9 G-9 <Germaniawerft> Киль, стр. № 172 1911 3.05.1918 в 04:15 погиб на мине в Северном море (55°14'N/06°19'O), 31 убитый
31.01.1912
25.09.1912
10 G-10 <Germaniawerft> Киль, стр. № 173 1911 к концу войны в 5 флотилии, 10 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1920-1921 модернизирован на "ReichsWerft" в Вильгельмсхафене, в 1928-1931 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 1936 учебный корабль, с 23.04.1939 "T-110", 5.05.1945 затоплен на "Flender Werke" в Траве
15.03.1912
8.08.1912
11 G-11 <Germaniawerft> Киль, стр. № 174 1911 к концу войны флагман 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1920-1921 модернизирован на "ReichsWerft" в Вильгельмсхафене, в 1928-1931 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 1936 учебный корабль, с 23.04.1939 "T-111", 3.04.1945 потоплен бомбардировщиками в гавани Шеера в Киле
23.04.1912
8.08.1912
12 G-12 <Germaniawerft> Киль, стр. № 175 1912 флагман 5 флотилии, 9 полуфлотилии, 8.09.1915 погиб в результате столкновения с "V-1" и последующего взрыва торпеды в Северном море (55°25'N/07°28'O), 47 убитых
15.07.1912
17.10.1912
13 S-13 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 864 1911 6.11.1914 в 8:58 погиб от взрыва (вероятно торпеды) в Северном море (54°00'N/08°22'O), 9 убитых
7.12.1911
2.07.1912
14 S-14 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 865 1911 19.02.1915 погиб от взрыва в кормовой части (вероятно торпеды) в Яде (53°40'N/08°05'O), 11 убитых, в 1915 поднят и разобран в Вильгельмсхафене
2.03.1912
1.11.1912
15 S-15 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 866 1911 в 1916 модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, затем во Фландрской флотилии, 21.08.1917 тяжело повреждён на мине у фландрского побережья (51°15'N/02°55'O), 20.09.1917 исключён и сдан на слом в Генте
23.03.1912
1.11.1912
16 S-16 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 867 1911 с 1917 в эскортной флотилии, 20.01.1918 погиб на мине в Северном море (54°41'N/06°32'O), 80 убитых
20.04.1912
1.10.1912
17 S-17 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 868 1911 с 1917 в береговой обороне, 16.05.1917 погиб на мине в Северном море (53°34'N/05°56'O), 25 убитых
22.06.1912
7.12.1912
18 S-18 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 869 1912 в 1916 модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, затем во Фландрской флотилии, с 1917 в 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 23.05.1922 тяжело повреждён в столкновении с линкором Hessen у Рюгена, отрезана носовая часть, 10 убитых, отремонтирован, 31.03.1931 исключён и сдан на слом в Вильгельмсхафене
10.08.1912
12.01.1913
19 S-19 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 870 1912 с 1917 в 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1923 модернизирован на "ReichsWerft" в Вильгельмсхафене, 31.03.1931 исключён и продан, 4.02.1935 сдан на слом на "Deutsche Werke" в Киле
17.10.1912
29.03.1913
20 S-20 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 871 1912 в 1916-1917 модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, затем во Фландрской флотилии, 5.06.1917 в 04:02 потоплен артиллерией британских кораблей у фландрского побережья (51°28'N/02°48'O), 49 убитых
4.12.1912
1.11.1913
21 S-21 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 872 1912 21.04.1915 погиб в результате столкновения с крейсером "Hamburg" в Северном море (53°47'N/08°09'O), 36 убитых
11.01.1913
20.06.1913
22 S-22 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 873 1912 26.03.1916 в 21:35 погиб на мине в Северном море (54°46'N/05°04'O), 76 убитых
15.02.1913
23.07.1913
23 S-23 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 874 1912 с 1918 в 5 флотилии, 9 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1921 модернизирован на "ReichsWerft" в Вильгельмсхафене, с 16.03.1932 учебный корабль "T-23", с 23.04.1939 буксир мишеней "T-123 Komet", с 07.1943 торпедолов, с 1945 трофей СССР
29.03.1913
1.11.1913
24 S-24 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 875 1912 в 1916 модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене затем во Фландрской флотилии, с 1917 в эскортной флотилии, 5.11.1919 передан Британии по репарациям, 12.1920 потерпел крушение на британском южном побережье
28.06.1913
27.08.1913
ТТХ
  V.1-6 V.1-3, 5-6 с 1922 G.7-12 G.7-8, 10-11 с 1921 G.7-8, 10-11 с 1928 S.13-24 S.15, 18, 20, 24 с 1919, S.19 с 1923, S.23 с 1921
Водоизмещение нормальное 569 т 670 т 573 т 660 т 772 т 568 т 650 т
полное 697 т 753 т 719 т 775 т 884 т 695 т 749 т
регистровое ? 476 брт, 155 нрт ? 492 брт, 162 нрт 563 брт, 185 нрт ? 472 брт, 158 нрт
Размерения длина КВЛ 70,2 м 71,0 м 75,7 м 71,0 м
полная 71,1 м 71,5 м 76,1 м 71,5 м
ширина 7,6 м 7,56 м 7,58 м 7,43 м
осадка носом 3,11 м 3,23 м 3,01 м 3,21 м 3,11 м 2,77 м 2,98 м
кормой 3,06 м 3,20 м 3,09 м 3,13 м 3,15 м 3,18 м
высота борта 4,10 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта
Ø 2,08 м Ø 2,00 м
2 МО 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Germania" 2 турбины "Schichau"
3 КО 4 военно-морских ПК (3 угольных, 1 нефтяной), с 1924-1928: 3 нефтяных военно-морских ПК (2х1, 1х2)
18,5 атм., 1580 м² 18 атм., 1923 м² 18 атм., 1602 м² 18 атм., 1923 м² ? 18,5 атм., 1637 м² 18 атм., 1923 м²
проектная мощность 17000 л.с. 16000 л.с. 18200 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. 32 уз. 32,5 уз.
на испытаниях 32,9 уз. при 17109 л.с., 729 об/мин. --- 33,0 уз. при 16406 л.с., 678 об/мин. 31,5 уз. 30 уз. 30,0 уз. при 15986 л.с., 789 об/мин. ---
запас топлива 107 т. угля + 78 т. нефти 150 т. угля + 77 т. нефти 110 т. угля + 80 т. нефти 156 т. угля + 80 т. нефти 220 т. нефти 108 т. угля + 72 т. нефти 146 т. угля + 71 т. нефти
дальность плавания 17 узлов 1190 миль 1750 миль 1150 миль 1800 миль 1900 миль 1050 миль 1700 миль
29 узлов 490 миль --- --- --- --- 600 миль ---
Экипаж 74 чел. (3 офицера, 71 матрос), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
"G.7-8, 10-11" с 1921: 92 чел. (4 офицера, 88 матросов), на флагманском + 29 чел. (5 офицера, 24 матроса)
"T.107-108, 110-111" с 1940: 89 чел. (3 офицера, 86 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, подводная часть оцинкованная
12 отсеков ? 10 отсеков
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части (позже снят)
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 664 тыс. М --- 1 млн. 628 тыс. М --- --- ? ---
ВООРУЖЕНИЕ
штат V-1...6, G-7...11, S-15...20, 23, 24 с 1916 S-15, 18, 20, 24 с 1917, V-1...3, 5, 6, G-7, 8, 10, 11, S-23 с 1921 G-7, 8, 10, 11 с 1931 S-23 с 1936 G-7, 8, 10, 11 с 1936 T-107, 108, 110, 111 04.1944
2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 2 - 105 мм/45 2 - 105 мм/45 --- 1 - 105 мм/45
2 - 20 мм 1 - 20 мм 2 - 20 мм
4 (4х1) ТА - 500 мм [5 торпед] 2 (2х1) ТА - 500 мм 3 (1х2, 1х1) ТА - 500 мм --- 3 (1х2, 1х1) ТА - 500 мм 2 (2х1) ТА - 500 мм
18 мин ? глубинные бомбы

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД

 

К КОНЦУ ВОЙНЫ

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

 

Обычно адмиралы требовали корабли все большего и большего размера, полагая, что те смогут выполнять свои задачи в любую погоду в открытом море и к тому же будут иметь преимущества в индивидуальных стычках с судами противника. Однако немецкие флотоводцы полагали, что главными достоинствами их эскадренных миноносцев должны оставаться маневренность и малозаметность. Подросшие до 600 с лишним тонн водоизмещения "хохзееторпедоботы" уже не могли с прежней легкостью прорезать плотный строй броненосцев без риска попасть под таранный удар. Кроме того сильно ощущалась нехватка кадров, подготовка которых не успевала за ростом флота. Поэтому "флотское лобби", возглавляемое адмиралом Лансом, настояло на том, чтобы начиная с 1911 года в кораблестроительные программы включались только эсминцы меньшего размера, с уменьшенным экипажем за счёт сокращения числа кочегарок.

Поворот в судостроительной стратегии оказался настолько значительным, что нашел отражение даже в обозначениях. Первоначально планировали строить их как продолжение предыдущей серии и они имели бы номера 198 — 209, но командование флота решило начать нумерацию по новой. Потому первая генерация "торпедоботов" замерла на 197-м номере; вместо 198-го миноносец новой серии фирмы "Vulcan" получил индекс V-1.

Идею с уменьшением размеров вряд ли можно назвать удачной. Миноносец V-1 и пять его собратьев были меньше предшественников всего на сотню тонн водоизмещения и короче на 3,5 м, а их более низкий корпус в бурном море полностью заливался водой. Не лучшим образом влияла на мореходность и унаследованная от предшественников "яма" между полубаком и рубкой с торчащими вперед торпедными аппаратами. Служить на "калеках Ланса" (Lanskrüppel, так прозвали новый тип миноносцев по имени шефа торпедной инспекции) оказалось сущей пыткой: и койки, и пища — все насквозь пропитывалось соленой водой, навевая воспоминания о крохотных "жестянках" времен шестовых мин. Теснота привела к неудобному размещению запаса топлива и в плохую погоду, особенно при сокращенном составе команды, было невозможно израсходовать весь уголь, так как часть его приходилось подавать в кочегарки из кормовых угольных ям. Эти корабли оказались последними немецкими миноносцами, на которых лишь один из котлов имел нефтяное отопление, все последующие стали чисто "нефтяными".

Тем не менее, за первой шестеркой потянулась целая вереница "инвалидов", всего 24 единицы, причем ни одной из знаменитых фирм, включая "Шихау", не удалось добиться от своей продукции приемлемой мореходности. В общем, обновленный вариант стандартного эсминца возвращал ситуацию примерно на пять лет назад и не содержал сколь-нибудь заметных преимуществ.

Как и в предыдущей серии, фирма "Vulcan" оформила один из своих миноносцев, V-6, на "английский манер", закрыв "бреши" за полубаком его продолжением и установив мостик т. н. "английского" типа. Обладавший потому дополнительными помещениями, он был предназначен в качестве флагмана флотилии. Из этой серии V-5 и V-6 существовали как бы в двух экземплярах: первые два корабля были проданы Греции, где получили имена "Nea Genea" и "Keravnos".

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

Внешне корабли разных верфей отличались формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы. Кроме того, V-1...5 выделялись сильно выпуклым полубаком.

В 1916-1917 гг. на всех оставшихся, кроме "английского" V-6, мостики вынуждены были поднять на 1,2 м, чтобы хоть как то уменьшить их заливаемость. На ту же высоту подняли переднюю трубу. Миноносцы "S" получили козырьки на передние трубы, а остальные - на обе.

В 1916-1917 гг. четыре миноносца: S-15, 18, 20, 24 модернизировали для Фландрской флотилии - для улучшения мореходности на них были сняты носовые ТА и их срезы заварены листами. Артиллерию заменили на 105 мм пушки. Продление бака, а позже и всего корпуса корабля существенно повысило мореходность, но также стало причиной сильного сноса ветром. Кроме того, на стоянке эти корабли имели дифферент на нос.

В конце войны на всех уцелевших миноносцах в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб. При этом на V-1...6, G-7...11 пушки заменили на более длинные новой модели.

В 1920-1921 все оставшиеся типов V и G, а также S-23, были модернизированы по образцу S-18. В 1923 модернизировали и последний S-19. В 1925 на всех кораблях заменили мачты. Передняя стала высокой, с "сигнальным крестом" и стеньгой, кормовая - наоборот, без стеньги.

В 1928-1931 G-7, 8, 10, 11 и S-23 прошли повторную модернизацию, при которой вместо заваренных срезов полноценно продолжили полубак, мостик заменили на новый, коробчатой конструкции. Один из одиночных торпедных аппаратов заменили на спаренный, котлы были полностью переведены на нефть, для увеличения ёмкости топливных цистерн корпуса удлинили путём вставки 5,5 м секции. В 1933 корабли получили новые бомбосбрасыватели.

 

 

 

 

Новые миноносцы составили 5-ю и 7-ю флотилии (флагманы G-12 и S-24). Надо сказать, что улучшенная манёвренность сыграла злую шутку с кораблями этой серии: три из них G-12, S-18 и S-21 были потеряны в результате столкновений. Ещё один, V-3, в 1913 г. выскочил на мель у Воллина, но был снят и отремонтирован.

 

28 августа 1914 г. около 8:00 V-1...5, G-7...12 участвовали в перестрелке с британскими крейсерами в первой фазе Гельголандской битвы, при этом V-1 получил повреждения.

Первая потеря среди этого типа случилась 6 ноября 1914, когда в 8:58 S-13 погиб в Северном море от взрыва (вероятно торпеды) (54°00'N/08°22'O), 9 убитых.

Некачественные торпеды продолжали преследовать эти миноносцы: 19 февраля 1915 прямо в базе флота в Яде (53°40'N/08°05'O) погиб S-14 от взрыва в кормовой части (вероятно также торпеды), 11 убитых.

21 марта 1915 в результате столкновения с крейсером "Hamburg" в Северном море (53°47'N/08°09'O) затонул S-21, 36 убитых.

8 сентября 1915 флагман 5 флотилии, 9 полуфлотилии G-12 в Северном море (55°25'N/07°28'O) столкнулся с другим миноносцем флотилии - V-1, на первом от удара сдетонировала торпеда и он стал третьим миноносцем серии, погибшим от собственной торпеды, 47 убитых.

Затем последовал черёд S-22, который 26 марта 1916 в 21:35 подорвался на мине в Северном море (54°46'N/05°04'O) и затонул со всем экипажем в 76 человек.

Все уцелевшие миноносцы в составе 5-й и 7-й флотилий участвовали в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916.

V-1...6, G-7...11 в составе 5-й флотилии (флагман G-11) 31 мая в 16:40 вышли в море с главными силами, но в дневном бою не участвовали, так как отстали от флота. Вечером, на обратном пути, шли на левом фланге флота, несколько впереди линкоров. Около 21:00 были посланы на юг искать и атаковать британские корабли, но противника не обнаружили и вернулись к флоту, после чего сопровождали повреждённый линейный крейсер Lützow. Около 3:20 неожиданно при полном отсутствии противника взорвался и вскоре затонул V-4 (18 убитых). Считается, что он стал жертвой сошедшей с курса торпеды британских эсминцев (предположительно Moresby), за 7 минут до этого потопивших броненосец Pommern. Остальные благополучно вернулись на базу так и не встретив противника.

7-я флотилия (S-15...20, 23, 24 и V-189) в дневном бою также не принимала участия, но ок. 21:00 была послана на юг найти и атаковать британский флот. Вскоре они обнаружили 3-ю бригаду британских линкоров и сбавили ход, чтобы не выдавать себя искрами. В 22:58 вступили в короткую перестрелку с эсминцами британской 4-й флотилии, но вскоре потеряли контакт и вернулись на базу.

В следующем году потери продолжились: 16 мая 1917 в Северном море (53°34'N/05°56'O) погиб на мине S-17 (к этому времени числился в береговой обороне), 25 убитых.

               

В 1916-1917 гг. четыре миноносца: (S-15, 18, 20, 24) модернизировали для Фландрской флотилии - для улучшения мореходности на них были сняты носовые ТА и их срезы заварены листами. Артиллерию заменили на 105 мм пушки.

5 июня 1917 в 3:35 два корабля из этой флотилии (S-15, 20) встретили у фландрского побережья британский отряд из 4 лёгких крейсеров и 9 эсминцев. В ходе короткого неравного боя в 4:02 артиллерией британских кораблей был потоплен S-20 (51°28'N/02°48'O), 49 убитых. S-15 также получил тяжёлые повреждения и не мог маневрировать, но его выручили подоспевшие А-39 и А-45. Миноносец отбуксировали на базу и отремонтировали, но уже 21 августа 1917 он снова был тяжело повреждён, на этот раз на мине у фландрского побережья (51°15'N/02°55'O), повреждения оказались настолько серьёзными, что ремонт сочли нецелесообразным и 20 сентября 1917 корабль исключили и сдали на слом в Генте.

Ночью 4 сентября 1917 британская авиация атаковала в базе ещё один миноносец фландрской флотилии - S-18, но повреждения оказались несущественными.

В последний год войны миноносцы несли потери исключительно от мин: 20 января 1918 в Северном море (54°41'N/06°32'O) погиб на мине со всем экипажем (80 убитых) S-16.

3 мая 1918 в 4:15 за ним последовал G-9, также подорвавшийся на мине в Северном море (55°14'N/06°19'O), 31 убитый.

   

***

После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

По условиям версальского договора один модернизированный миноносец этого типа (S-24) попал под репарации и был передан Союзникам. Остальные 12 единиц (V-1...3, 5, 6, G-7, 8, 10, 11, S-18, 19, 23, из них один модернизированный) при образовании государственного флота в 1921 г. разрешили оставить в строю для береговой обороны.

В 1920-1921 все оставшиеся типов V и G, а также S-23, были модернизированы по образцу S-18. В 1923 модернизировали и последний S-19.

             

В 1928-1931 G-7, 8, 10, 11 прошли повторную модернизацию, при которой вместо заваренных срезов полноценно продолжили полубак, мостик заменили на новый, коробчатой конструкции.

     

Остальные параллельно стали выводить из состава флота и сдавать на слом. В 1929 были списаны V-1...3, 5, 6, в 1931 за ними последовали S-18 и S-19. S-23 был разоружён, частично модернизирован и 16 марта 1932 перечислен в учебные корабли, получив при этом индекс Т-23.

В 1936 в учебные перечислили и оставшиеся G-7, 8, 10, 11, при этом на них демонтировали носовую артустановку, за счёт этого увеличили для курсантов размер ходового мостика.

В 1939 кораблям поменяли индексы на Т-107, 108, 110 и 111, а Т-123 при этом переоборудовали в корабль радиоуправления мишенью, присвоив ему имя Komet, а с 1943 стали использовать как торпедолов. Под конец войны ветеранов привлекали к конвойной службе.

       

Два корабля (Т-110 и 111) были потеряны в базах в самом конце войны, три оставшихся достались союзникам как трофеи. Т-107 и Т-123 достались СССР, Т-108 6.01.1946 получили британцы и сразу сдали его на слом.

Т-107 2 января 1946 года поднял советский военно-морской флаг и был зачислен в состав Балтийского флота под именем "Поражающий", 5 января прибыл в Лиепаю и 15 февраля включен в состав Северо-Балтийского флота. 28 ноября 1950 года разоружен, 22 декабря 1950 переименован в "Казанку". Использовался в качестве несамоходного учебно-электромеханического судна. С 21 февраля 1957 года - пожарный полигон, 12 марта 1957 года исключен из списков флота и сдан на слом. Судьба Т-123 в СССР неизвестна, в строй он не зачислялся.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
4 Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.03.2018


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1912-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1935
ВМФ СССР 1945-1950-е
Греческий военно-морской флот (Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό) 1912-1927
G10
"G-10" в начале 1930-х гг.

Миноносцы в море.
V1
"V-1" в аварийном ремонте, сухой док Вильгельмсхафена, 3 мая 1917 г.
T107
"T-107" и "T-111" в конце 1930-х.
G8
"G-8" и другие на манёврах у Варнемюнде.
S19
"S-19" в 1920-х гг.
V2
"V-2" в 1920-х гг.
V1
"V-1" в аварийном ремонте, сухой док Вильгельмсхафена, 3 мая 1917 г.
V4
"V-4" в Свинемюнде.
S17
"S-17" (?) в начале войны.
V2
"V-2" у Зеебрюгге в начале войны.
V1
"V-1" и "V-4" у Зеебрюгге в начале войны.
V1
"V-1" в сухом доке №2 в Вильгельмсхафене, после столкновения 8 сентября 1915 г.
V2
"V-2" у Зеебрюгге в начале войны.
T123
"T-123" в 1940 г.
T107
"T-107" в 1938 г.
Т108
"Т-110" с экспериментальной РЛС "DeTe", 1937 г.
Т108
"Т-108", "Т-110" и "Т-111" в учебном походе.
G8
Учебный корабль "G-8" в конце 1930-х.
T107
Кормовой мостик "T-107".
G7
"G-7" в начале 1930-х.
G7
"G-7" в начале 1930-х.
G7
"G-7" в начале 1930-х.
G10
"G-10" и "T-196" с визитом в Риге, середина 20-х гг.

Один из миноносцев на манёврах, 1920-е гг.

Один из миноносцев на манёврах, 1920-е гг.
G7
"G-7" после модернизации, 1920-е гг.
G7
"G-7" после модернизации, 1920-е гг.
S23
"S-23" в 1928 г.
V5
"V-5" после модернизации, 1920-е гг.
V6
"V-6" после модернизации, 1920-е гг.
G10
"G-10", "G-11" и "G-7" в конце войны.
G-10
"V-2" в конце войны - с поднятым мостиком.
V2
"V-2" в конце войны - с поднятым мостиком.
S18
Фландрский "S-18" после модернизации.
S18
Фландрский "S-18" после модернизации.
S19
"S-19"
S17
"S-17"
S14
"S-14"
G10
"G-10"
G10
"G-10"
G10
"G-10"
S16
Торпедный залп с "S-16".
G8
"G-8"
V3
"V-3" на мели у Воллина, 1913 г.
V3
"V-3" на мели у Воллина, 1913 г.
V1
Миноносцы 9-й полуфлотилии (5 флотилия)
Т107
"Т-107"
S23
"S-23" после модернизации 1928-1931 гг.
S23
"S-23" после модернизации 1928-1931 гг.
Nea Genea
Греческий "Nea Genea" (быв. "V-5").
G8
"G-8"
G7
"G-7" после перестройки полубака.
G7
"G-7"
V6
"V-6"
V5
"V-5"
S13
"S-13".
V1
"V-1"
V1
"V-1"