|
Гопман предложил оборудовать оборонительную позицию на линии Эстергарн — Люзерорт, поставив минные заграждения в районах к W и к Ost от 30-мильной зоны больших глубин. В глубоководном проходе и в четырех пунктах, расположенных южнее минных заграждений, Гопман предложил организовать несение дозорной службы с помощью сторожевых кораблей, вспомогательных тральщиков и миноносцев при поддержке легкого крейсера, базировавшегося на Виндаву. Между Готландом и Эландом предусматривалось несение дозорной службы миноносцами. Таковы были мероприятия, с помощью которых Гопман и Шульц надеялись предохранить германские воды от проникновения русских заградителей. Пр. Генрих доказывал, что заграждения на линии Эстергарн — Люзерорт «не разрешают поставленных нами стратегических целей ограничить деятельность русских морских сил акваторией Финского залива. Противник, при своих внезапных выступлениях, будет проходить по большим глубинам, не приближаясь к Люзерорту и Эстергарну. Дозорная линия без сильной поддержки очень опасна и приведет к повторению событий, разыгравшихся 28 августа 1914 г. в Гельголандской бухте».
Шульц, поддержанный Гопманом, привел соображения о бесполезности неохраняемых минных полей в неприятельских водах, в то время как эти заграждения являются тяжелым затруднением для действий собственных подводных лодок. Постановка намеченного большого заграждения между полями «А» и «С» послужит только к усилению обороны неприятеля... Никем не охраняемые заграждения не представят особых препятствий для такого опытного в минной войне противника, каковым являлись русские. Пр. Генрих, все флагманы которого в течение двух лет войны упорно проводили свою линию, по большей части не совпадавшую с точкой зрения командующего, согласился с представленными ему доводами, отказавшись также от предложения поставить мины у Либавы.
Для постановки заграждения из Киля в Либаву прибыли вспомогательные минные заградители "Kaiser", "Odin", "Hertha" и "Rügen", по пути 1 октября в 14:55 они были безрезультатно атакованы британской подводной лодкой.
В ночь с 5 на 6 октября под прикрытием крейсеров "Prinz Adalbert", "Prinz Heinrich" и "Bremen" была выполнена постановка западного пассивного заграждения северо-восточнее Эстергарна. Через два дня были поставлены среднее и восточное заграждения. В общей сложности израсходовали 800 больших и 410 противолодочных мин.
Заграждения оказались бесполезными. Идея оборудования Эстергарн-Люзерортской позиции сама по себе была вполне целесообразна, но эта позиция могла бы принести пользу только в том случае, если бы попутно с ее оборудованием были значительно усилены активные заграждения, стоявшие в устье Финского залива и на подходах к Утэ и Эре. Так как запас мин, имевшийся в распоряжении германского командования, был слишком мал для того, чтобы можно было осуществить обе задачи, то без всякого колебания следовало отбросить мысль об обороне и использовать все мины для постановки активных заграждений.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
Киреев И. А Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. |
+ по материалам этого сайта. |
последнее обновление: 09.07.2024
|