Контр-адмирал Беринг намеревался после своей второй вылазки в Финский залив дать силам в Данциге только самое необходимое время для восстановления боеспособности и затем немедленно повторить операцию с подводными лодками. Также стоило действовать быстро из-за наступающего сезона плохой погоды, которая, как показал опыт в северной части Балтийского моря, не позволит успешно развертывать легкие силы в течение длительного времени. 19 октября в качестве нового флагмана отряда адмирала из Киля в Нойфарвассер прибыл броненосный крейсер "Friedrich Karl", командир фрегаттен-капитан Фёш (Voesch). После потопления «Паллады» Беринг смотрел в будущее с повышенной уверенностью, надеясь еще больше сократить русский флот в Финском заливе до того, как зима и лед положат конец его действиям. Его небольшое подразделение прошло тщательную подготовку.
Чтобы позволить "Friedrich Karl" войти в Нойфарвассер и обеспечить крейсеру надежную стоянку, защищённую от атак подводных лодок, адмирал подал заявку на дноуглубительные работы в морском канале Нойфарвассера до глубины 8,5 м. После консультации с верфью продолжительность этих работ была оценена примерно в полтора месяца. Это поручение было немедленно поддержано Военным министерством.
В период капитального ремонта крейсеров, торпедных катеров и подводных лодок, который должен был завершиться 23 октября, тральщики вспомогательной дивизии по-прежнему охраняли Нойфарвассер и Данцигскую бухту на линии Хела — Пазеварк — Баке. Известие об успешном проникновении английских подводных лодок в западную часть Балтийского моря нисколько не изменило намерений контр-адмирала Беринга. «Тот факт, что противник перешел в наступление в Балтийском море, не должен побудить нас самих отказаться от наступления», — резюмировал он в своем боевом дневнике влияние этого события на свои действия в восточной части Балтийского моря.
Гросс-адмирал принц Генрих отправил со своих сторожевых позиций севернее Борнхольма в Гданьск к контр-адмиралу Берингу учебные крейсера "Hertha", "Hansa", "Victoria Louise", "Vineta" и "Thetis" под командой контр-адмирала Яаспера, Они прибыли в Нойфарвассер 21 октября в 8 часов утра.
***
Следующая операция контр-адмирала Беринга было направлено на развертывание трех подводных лодок снова с помощью крейсеров в районе русских аванпостов в пределах Финского залива. Легкие крейсера "Augsburg", "Lubeck" и "Thetis" должны были выйти из Нойфарвассера на ночь раньше подводных лодок и при входе в Финский залив определить, верно-ли указано в переданном Адмиралтейством 18 октября в сообщении, что русские закрыли финский залив для торгового судоходства. Согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации район севернее 58° 50' северной широты и восточнее 21° восточной широты — вход в Финский залив, — а также входы в Рижский залив и прибрежная зона Аландских островов должны были считаться опасными для судоходства. Чтобы судоходство, не участвовавшее в войне, не подвергалось опасности, выходы из Финского залива и Риги пришлось объявить закрытыми. Это заявление могло означать лишь закрытие Финского залива новыми русскими минными полями. Если там будут обнаружены торговые суда, то был шанс, что пароходы еще идут через Финский залив.
Контр-адмирал Яспер с учебными крейсерами и конвоем из четырех угольных пароходов должен был еще раз попытаться выманить русский флот из Финского залива, появившись в поле зрения Курляндского берега. Если предыдущие фиктивные операции проводились перед Виндау, то на этот раз был выбран вход в Рижский залив, а так как этот район подозревался в наличии мин, то необходимо было предоставить шесть тральщиков из вспомогательного дивизиона под командованием лейтенанта Франца Вайдгена, которые должны были заранее протралить район по курсу учебных крейсеров. Группа тральщиков и четыре корабля снабжения на время операции были закреплены за контр-адмиралом Яспером. "Friedrich Karl" должен был сформировать центр для подводных лодок, легких крейсеров и миноносцев, занимающих стесненную позицию перед Финским заливом.
Офицер штаба убедил адмирала, что два-три самолета с авиабазы Путциг на борту флагмана обеспечат эффективную поддержку операции. Он надеялся использовать самолет для разведки передвижения противника в Финском заливе до Ревеля и Гельсингфорса. Гросс-адмирал, поначалу считавший самолет более необходимым для разведки в Данцигской бухте против подводных лодок противника, лишь после неоднократных просьб Беринга согласился использовать для операции два самолета. 24 октября на борт поднялись старшие лейтенанты-цур-зее фон Горриссен (v. Gorrissen) и фон Темпски (v. Tempsky) в качестве пилотов и мичманы Шварц (Schwarz) и Киллингер (Killinger) в качестве наблюдателей. Охрану Данцигской бухты на время отсутствия кораблей предполагалось осуществлять оставшимися катерами вспомогательного дивизиона тральщиков и постоянной авиационной разведкой из Путцига.
***
В субботу 24 октября, в 16:30 "Augsburg", "Lubeck", "Thetis" и 20-я полуфлотилия миноносцев вышли с рейда Нойфарвассера и направились в Финский залив со скоростью 15 узлов. Легкими крейсерами командовал старший командир "Lubeck" фрегаттен-капитан Буннеманн (Bunnemann), временно взявший на себя командование этим крейсером вместо заболевшего командира. Крейсера с миноносцами должны были 25 октября в 17 часов выйти на сторожевую позицию к юго-востоку от Богшера между ним и Дагерортом и в ночь с 25 на 26 октября ходить по этой линии вперед и назад со скоростью 10 узлов, наблюдая за торговлей, а 26 октября в 5.30 присоединится к "Friedrich Karl". Остановленные торговые суда стоило не отпускать немедленно, а под предлогом тщательного обследования отправить в точку в 20 морских милях к востоку от северной оконечности Готланда, высадив на них вооружённые партии.
"Friedrich Karl", "D 10", подводные лодки "U-23", "U-25", "U-26" и учебные крейсера "Hertha" и "Vineta" вышли с рейда Нойфарвассера 25 октября в 5 часов утра. Контр-адмирал Яспер поднялся на борт "Hertha". "Hansa" и "Victoria Louise" пришлось оставить из-за срочных ремонтных работ на верфи в Данциге. Подводные лодки иногда шли на буксире. Погода благоприятствовала походу, дул умеренный юго-восточный ветер, волнение было слабым.
Поход прошёл без происшествий. К 9 часам утра 26 октября соединение достигло рубежа заставы легких сил между Богшэром и Дагерортом. Здесь контр-адмирал Яспер с двумя учебными крейсерами был отправлен для выполнения специального задания перед Рижским заливом. Легкие крейсера и 20 полуфлотилия миноносцев собрались у флагмана и сообщили, что прошлой ночью не видели в своем районе движения ни торговых, ни военных кораблей.
После этого сообщения контр-адмирал Беринг изменил свой первоначальный план использования подводных лодок. Так как он не получил никаких сведений свободных от мин курсах в Финском заливе, то теперь, под впечатлением русского предупреждения о минах, он опасался отправлять подводные лодки в Финский залив без сопровождения тральщиков. Поэтому он отменил приказ лодкам занять выжидательные позиции в пределах «германского» барьера в районе между Оденсхольмом и Пакерортом, а вместо этого приказал проложить линию подводных лодок на 22° в. д. Эта линия замыкала Финский залив в его устье. Три лодки должны были оставаться на этой линии на расстоянии 7 миль друг от друга, по возможности, три дня и две ночи.
Командиры должны изначально атаковать только военные корабли и только если перспективы хорошие. Как только противник обнаружит их присутствие, все ограничения на атаку снимались. Обратный марш к ранее назначенному сборному пункту на северной оконечности Готланда должен был состояться на третью ночь. Контр-адмирал Беринг надеялся, что 27 или 28 октября русские, если они действительно были встревожены появлением дивизии учебных крейсеров у Рижского залива, могли бы большими силами выйти ко входу в Финский залив и тем самым на выставленную подводную линию. После того, что произошло с "Палладой", он предполагал, что подводные лодки могут добиться еще одного успеха.
26 октября в 15.35 примерно в 20 милях к северо-западу от Дагерорта подводные лодки были отправлены на назначенные ими позиции, где с 16.30 заступили на дежурство. 20 полуфлотилия миноносцев собралась у "Augsburg", "Friedrich Karl" занял самое южное место в этой линии, чтобы на следующее утро при благоприятных погодных условиях иметь возможность запустить на разведку два самолета с подветренной стороны от Даго.
В ночь с 26 на 27 октября линия застав патрулировала на западном и восточном курсах, но противника замечено не было. 27 октября в 6:00 погода была очень туманная, видимость временами меньше 3-4 миль, так что развернуть и использовать взятый с собой самолет, к сожалению адмирала, не удалось. Контр-адмирал Беринг двинул свои крейсера на юг и выставил новую патрульную линию между Готска-Сандё и плавучим маяком «Сарычев». Он опасался, что из-за туманной погоды подводные лодки могут повернуть на запад, а затем столкнуться с его крейсерами. 20-я полуфлотилия на рассвете была отправлена к силам у берегов Рижского залива для погрузки угля с пароходов конвоя.
Тем временем контр-адмирал Яспер в 8 часов утра 27 октября к востоку от северной оконечности Готланда соединил свои силы с четырьмя угольными пароходами "Oberpräsident Delbrück", "Ursula Fischer", "Edmund Hugo Stinnes" и "Lissabon", госпитальным судном "Schleswig" и шестью катерами вспомогательного дивизиона тральщиков, и начали движение в сторону Рижского залива.
Дул легкий юго-восточный ветер, видимость была низкой из-за тумана, небо было пасмурным. В 12.30 вперед был выслан вспомогательный дивизион тральщиков для развертывания тралов и поиска маршрута. Через несколько минут севернее в поле зрения показались несколько кораблей с двумя дымовыми трубами, которые приближались на большой скорости. Поскольку в районе был только один германский крейсер с двумя трубами ("Thetis"), было решено, что это русские боевые корабли, но при приближении это оказались миноносцы 20-й полуфлотилии, которую контр-адмирал Беринг отослал этим утром. Ошибка произошла из-за иллюзии, вызванная миражом и сильным излучением, которое часто наблюдалось в восточной части Балтики, из-за которого миноносцы казались сильно увеличенными, как крейсеры, к тому-же Беринг не сообщил Ясперу об отправке и времени отплытия полуфлотилии. После вызванного этим перерыва в 13:45 группа тральщиков вновь развернула тралы, но скорость их продвижения составила всего 4 узла, так что процесс шел медленно и низкий песчаный берег у Люсерорта был смутно виден по правому борту лишь около 15 часов.
В 15:29 формирование находилось примерно в 10 милях от южной оконечности острова Озель, но песчаные дюны Цереля еще нельзя было разглядеть, когда сломался трал, в результате чего произошла еще одна остановка. Контр-адмирал Яспер решил полностью отменить операцию. Он чувствовал, что линия подводных лодок, проложенная теперь за пределами Финского залива, вопреки прежним намерениям, не сулит успеха. Поэтому ему казалось выгодным приберечь силы для момента, когда подводные лодки будут выведены на более перспективные позиции дальше вглубь Финского залива. Чтобы оказать давление на русских для этого предприятия, контр-адмирал решил на следующий день провести аналогичную демонстрацию, но перед Виндау. Угольные пароходы были отправлены в заранее определенные места к востоку и западу от Готланда. "Hertha" и "Vineta" в ночь с 27 на 28 октября ушли под восточное побережье Готланда, чтобы максимально обезопаситься от атак русских миноносцев. Капитан-лейтенант Вайдген получил приказ обозначить конец протраленного фарватера буем, ночью идти на запад и на рассвете вернуться к бую. С этого момента должна была начаться демонстрация перед Виндау.
В 20 часов адмирал получил радиограмму с "Hansa", что корабль вышел из Нойфарвассера после окончания ремонта и получил приказ на следующее утро стоять вне поля зрения земли на широте Виндау. Намерения контр-адмирала Яспера на 28 октября, однако, были сорваны поступившим в 1:30 телеграфным приказом главнокомандующего немедленно отправиться с крейсерами разведывательной группы в Свинемюнде, поэтому ему пришлось отказаться от демонстрации 28 октября перед Виндау. Он отправил вспомогательный дивизион тральщиков и два угольных парохода обратно в Нойфарвассер, а сам со своими крейсерами направился в Свинемюнде, куда три корабля прибыли вечером 28 октября. В этот же день военное руководство приказало списать дивизию учебных крейсеров. Причиной этого была необходимость найти лучшее применение экипажам в других местах, а также опасения, что старые корабли, плохо защищенные под водой, могут быть атакованы подводными лодками. Осторожность гросс-адмирала была оправдана, так как силы в восточной части Балтийского моря в этом предприятии имели только четыре миноносца, пригодных для противолодочной борьбы.
Госпитальное судно "Schleswig" было отправлено в место встречи с адмиральским отрядом к востоку от северной оконечности Готланда, а два угольных парохода "Oberpräsident Delbrück" и "Ursula Fischer" — в Гальшук на западном побережье Готланда.
***
В течение 27 октября на линии патруля между Готской Сандо и Сарычевым не произошло ничего необычного. К полудню прояснилось, но врага никто не увидел, а в 1:09 ночи 27 октября Беринг получил телеграфный приказ главнокомандующего: «Легкий крейсер с 20-й полуфлотилией направить большим ходом в Мемель. Вероятна оккупация Мемеля русскими.»
Беринг немедленно направил в Мемель "Thetis" и 20-ю полуфлотилию, так что в районе патрулирования у него остался только один старый миноносец "D 10" - командирский катер 5-й полуфлотилии подводных лодок. Поэтому о развертывании самолетов в эти дни не могло быть и речи, так как теперь отсутствовали миноносцы для охраны, без которых спуск самолетов, возможный лишь при остановке крейсера, делал его отличной мишенью для подводных лодок противника. Миноносцы также были необходимы для оказания помощи пилотам в случае подбитых самолетов.
Контр-адмирал Беринг еще не считал нужным прерывать всю операцию, хотя шансы на успех которой значительно сократились из-за отмены фиктивной операции у Рижского залива и Виндау. Поэтому он пока оставил линию подводных лодок в прежнем виде, надеясь перехватить днем английские подводные лодки, направлявшиеся в Финский залив. Контр-адмирал Беринг правильно предположил, по согласованию со своим адмиралтейским офицером, что английские подводные лодки, о которых сообщалось, должны были попытаться прорваться в Финский залив.
После рассвета "Lubeck" и "D 10" принялись пополнять запасы с угольного парохода, а "Augsburg" и флагманский корабль зигзагообразным противолодочным курсом отправились на середину линии Готска Сандо — Сарычев и в течение дня получили сообщения о наблюдениях подводных лодок к северу от Вайхсельмюнде 26 октября и к северу от Хелы 28 октября. Теперь подозрения Бернга полностью подтвердились, и он обратился к главнокомандующему за миноносцами, чтобы они ночью охраняли вход в Финский залив и по возможности уничтожили идущие туда британские подводные лодки.
Поскольку гросс-адмирал, не имевший достаточного количества миноносцев, вынужден был отклонить эту просьбу, в ночь с 28 на 29 октября контр-адмирал Беринг отправил свой единственный миноносец "D 10" в квадрат в 7 милях к востоку от Эстергарна на восточном побережье Готланда с приказом высматривать там вражеские подводные лодки. Любые подводные лодки, идущие с юга из Гданьского залива в сторону Финского залива, по всей вероятности, должны были бы сначала направиться к маякам Готланда, чтобы определить своё местонахождение, поэтому не исключено, что они могли появиться в этом районе.
Беринг хотел дежурить ночью со своими тремя крейсерами, однако в 21:17 он получил радиограмму главнокомандующего о том, что английские подводные лодки «L 1» и «L 9» 21 октября вошли в Либаву, и одновременно отдал приказ «прекратить операцию и двинуться со всеми силами на Либаву».
По мнению Беринга, о блокаде и бомбардировке Либавы не могло быть и речи, так как имевшихся в его распоряжении сил для этого не хватало. Охранять Либаву днем с помощью крейсеров и миноносцев не представлялось целесообразным, так как, исходя из опыта войны в Северном море до сих пор, вероятность перехвата подводных лодок большими кораблями была невелика. Четырёх миноносцев адмирала было недостаточно для эффективного наблюдения за такой большой территорией. К тому-же в порту Либавы было три входа, которые были лишь частично заблокированы русскими, что очень затрудняло надежное наблюдение. На основании этих соображений контр-адмирал Беринг пришел к выводу, что наиболее перспективной мерой будет незаметная блокада Либавы собственными подводными лодками.
Поэтому 28 октября в 22:40 Беринг направил гросс-адмиралу следующее сообщение: «Я намерен незаметно выставить линию подводных лодок у Либавы, отозвав 5-ю полуфлотилию подводных лодок». Принц Генрих в ответ телеграфировал контр-адмиралу Берингу: «База подводных лодок в Либаве. Пробуйте разведать самолётами. "Friedrich Karl" - обстрелять Либаву только в случае уверенного успеха, в противном случае держать постоянную блокаду подводной лодкой. Остальные лодки базируются в Данциге (Нойфарвассер) или Пиллау.»
Утром 29 октября, после рассвета, контр-адмирал Беринг приказал катеру-проводнику собрать три подводные лодки. Первой была найдена "U-26", до 13:50 также "U-23". Поскольку полуфлотилия доложила, что командиры и экипажи обеих лодок еще вполне функциональны, контр-адмирал Беринг решил не терять времени пока не будет найдена третья лодка, и немедленно отправить обе найденных в Либаву.
Пока "D 10" искал подводные лодки, "Friedrich Karl" курсировал взад и вперед к западу от линии подводных лодок, чтобы в случае необходимости прикрыть миноносец.
По пути к Либаве с лодок противника не видели, кроме небольших облачков дыма к востоку от района, ранее заявленного "Straßburg" как предположительно заминированного. Командиры подводных лодок не имели возможности атаковать корабли, направлявшиеся на юг. Капитан-лейтенант фон Беркхайм (Freiherr v. Berckheim) не стрелял, чтобы не быть замеченным, потому что надеялся на более важные цели. "U 23" в 14:15 вышла на свою позицию перед Либавой, чтобы занять ее с утра 30 октября. "U 26", которая была отправлена к месту встречи на южной оконечности Готланда, а 30 октября должна была следовать к Либаве. Третьей, ко второй половине дня 29 октября ещё не обнаруженной подводной лодке "U 25" предполагалось предоставить двухдневный отдых в Данциге, а затем послать сменить первые две и продолжать блокаду Либавы. "U 23" была определена северная половина акватории, "U 26" — южная половина, разделенные полосой безопасности шириной 5 миль.
29 октября в 19:30 контр-адмирал Беринг с флагманским кораблем направился к западу от Готланда, чтобы 30 октября в 6 часов утра встретился у южной оконечности острова с 20 полуфлотилией миноносцев, вызванной им из Мемеля. "D 10" и "U-26" были отправлены к Либаве. В 7 часов утра "Augsburg" и "Lubeck", которые были оставлены под Готской Сандо, чтобы подобрать "U-25", сообщили, что лодка прибыла на место встречи в 5.30 утра. "Lubeck" был немедленно отпущен в Данциг, а "Augsburg" должен был до наступления темноты сопровождать лодку, а затем идти одному в Данциг, куда "U-25" должна вернуться самостоятельно. Госпитальное судно и угольные пароходы также были отправлены в Нойфарвассер. "Lissabon" сел на мель у маяка Хейстернест и был снят только 5 ноября с помощью спасательной команды с "Friedrich Karl". Остальные силы прибыли в Нойфарвассер без происшествий.
Самолет на борту "Friedrich Karl" надежно стоял на палубе надстройки даже при штормовом ветре и сильном волнении, но 30 октября погода испортилась, начался восточный шторм с соответствующей зыбью и запланированную авиаразведку над Либавой отменили. В 10:12 адмирал вместе с 20-й полуфлотилией миноносцев направился в Нойфарвассер и прибыл туда 30 октября в 23:00.
В это время лодки заняли позиции. Им было приказано оставаться на позициях в течение трех дней и начать марш обратно вечером третьего дня. 3 ноября их должна была сменить на "U 25". Во время блокады ни при каких обстоятельствах нельзя было выдать своё присутствие атакой, кроме подводных лодок противника, так, как вся операция была задумана исключительно для уничтожения двух недавно прибывших британских лодок. Блокада Либавы подводными лодками казалась единственным многообещающим средством поймать две английские лодки и обезвредить их. Серьезной помехой были мины, выставленные "Аугсбургом" в начале августа и точно не определенные с навигационной точки зрения.
Связь контр-адмирала Беринга с двумя подводными лодками, блокировавшими Либаву, была затруднена. Радиопередача через Данцигскую радиостанцию была еще невозможна, так как до получения новых усилителей громкоговорителей не смоглт установить взаимную связь с подводными лодками. Все крейсера, за исключением "Thetis", находились в капитальном ремонте на Данцигской верфи и об использовании их в качестве ретрансляторов не могло быть и речи. Их пригодность к эксплуатации ожидалась не раньше 9 ноября.
"U 23" и "U 26" вернулись в Данциг утром 2 ноября, так и не увидев противника. Лишь командир "U 23" днем 30 октября видел облако дыма возле буя с русскими указателями западного края минного поля, но капитан-лейтенант Вайсбах из-за вероятных мин не смог приблизиться и выяснить природу дыма.
На смену двум вернувшимся лодкам во второй половине дня 1 ноября вышла "U 25" с приказом до 9 ноября занять позицию у Либавы. Сообщений о наблюдениях или действиях вражеских подводных лодок в Балтийском море в первых числах ноября уже не поступало. Судя по всему, в Либаве лодок тоже не было. В совершенно достоверном отчете, полученном Адмиралтейством, говорилось, что две английские подводные лодки 4 ноября находились уже в Гельсингсорсе. "U 25" вернулась в базу рано утром 9 ноября, так и не увидев ничего подозрительного.
Вечером 8 ноября ей на смену была отправлена "U A".
***
Третья операция у Финского залива показала, что надводные корабли в соединении с подводными лодками были малоценны против русских в Финском заливе. Лодки не нуждались в собственных крейсерах, скорее наоборот, они были помехой, так как могли выдать противнику наличие подводных лодок. Корабли на своих выжидательных позициях вблизи баз противника также подвергались значительному риску из-за мин и подводных лодок. Характер театра военных действий и поведение противника на Балтике все более и более вынуждали к исключительному использованию подводных лодок, по крайней мере, для наступательной войны против русского флота.
Тактическая группа контр-адмирал Беринг |
|
3 подводные лодки |
|
|
Легкие силы фрегаттен-капитан Буннеманн |
|
20-я полуфлотилия миноносцев |
|
|
Демонстрационная группа контр-адмирал Яспер |
|
Hertha |
|
Vineta |
|
угольщики (4 ед) |
*** |
вспомогательный дивизион тральщиков «Нойфарвассер» (6 траулеров) |
***** |
госпитальное судно (1 ед) |
|
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922. |
Козлов Д. - Британские субмарины на Балтике // журнал "Флотомастер".-2001.-№5. |
последнее обновление: 30.05.2022
|