ОглавлениеCоединения и операции флота → Станция Западной Африки (Камерун)

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

ЗАПАДНО-АФРИКАНСКАЯ СТАНЦИЯ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА (КАМЕРУН) 1884-1919

 

Основание колонии (1884)

 

14 июля 1884 Густав Нахтигаль в присутствии канонерской лодки Möwe, которая находилась в регионе с апреля 1884, заключил в Бельштадте (Дуала) защитные договоры с африканскими племенными вождями, поднял немецкий флаг и овладел для Немецкой империи Камеруном как колонией. Затем Möwe покинула область станции у Камеруна и выполнила подъём флага в областях побережья Габона, Того и Анголы, потом участвовала в основании колонии Немецкой Юго-Западной Африки.

04-09.1884

 

Между тем в Камеруне создалась угроза немецким экономическим интересам, прежде всего - филиалу Гамбургского пароходства Карла Вёрманна и фирме Jantzen & Thormählen угрожала аннексия другими европейскими властями на африканском западном побережье. Вскоре также произошли восстания местного населения, которые разжигались английскими колониалистами. 27 сентября 1884 со стороны немецкого имперского правительства поступил приказ образовать Западноафриканскую крейсерскую эскадру под командой шефа штаба адмиралтейства, контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра.


карта Камеруна в 1888 г.

 

1-я крейсерская эскадра (27 сентября 1884 – июль 1885)
 контр-адмирал Кнорр

 

См. Постоянная восточная крейсерская эскадра.

15 октября Эдуард фон Кнорр поднял флаг на крейсере-фрегате Bismarck (флагманский корабль по июль 1885), в состав эскадры вошли Gneisenau (по декабрь 1884), Olga (по апрель 1885) и Ariadne. Кроме того при эскадре был пароход-тендер Adler. Четыре корвета покинули Германию 30 октября.

10 - 11.1884

 

30 октября эскадра вышла в поход в Камерун. По пути поступили сообщения, что ситуация в Западной Африке успокоилась, поэтому в ноябре во время пребывания в Сан-Висенте Ariadne с Adler была послана в Либерию. После выяснения открытых финансовых вопросов с правительством Либерии, Ariadne отправилась к побережью французской Гвинеи, а транспорт вернулся к эскадре. А после прибытия на строва Кабо-Верде Кнорр отправил Gneisenau в Кейптаун и далее в восточную Африку.

 

11-12.1884

 

17 декабря Bismarck и Olga стали на якорь в реке Камерун у горы Suellaba.

Незадолго до этого в поселении Манга-Ндумбе-Белл короля Дуала было сожжено немецкое знамя. Адмирал Кнорр решил немедленно вмешаться. С обоих кораблей была высажена десантная часть, чтобы разрушить базы мятежников и задержать их вождей. Каботажные пароходы Fan и Dualla использовались как десантные корабли и 20 декабря высадили на берег в Хикоритауне 307 солдат, три 87 мм корабельных орудия и одну 37 мм автоматическую пушку. Сопротивление мятежников было подавлено к полудню - они убежали в мангровые леса.

Тем временем десантная часть получила сообщение, что мятежники на противоположном берегу напали на факторию фирмы Jantzen & Thormählen и взяли в плен их руководителя. Группа атаковала и захватила сильно защищенный выдающийся в реку выступ Джосс и деревню Джосстаун. К вечеру стало известно об убийстве руководителя фактории. Следующим утром удалось задержать несколько подстрекателей. Во второй половине дня появилась Olga с адмиралом Кнорром на борту, которая после замеров глубины решилась поднятся вверх по течению при приливе. После последующих обысков и обстрела деревень артиллерийским огнем 22 декабря десантная часть вернулась на корабли. Предприятие стоило 1 убитого и 8 раненых, к тому же многие участники подхватили малярию. Olga с контр-адмиралом Кнорром оставалась одна в беспокойной области, так как Bismarck из-за его осадки не мог подняться до места конфликта.

31 декабря 1884 года в этот район прибыла канонерка Möwe.

 

01. - 03.1885

 

Bismarck и Olga оставались в этом районе до января 1885 года, когда беспорядки утихли. В марте немцам удалось заставить местных правителей выдать убийцу менеджера Янцена и Тормелена, которого они казнили. Кнорр отправил Möwe в Восточную Африку, к Gneisenau. После окончания боевых действий Olga провела обследование реки Вури, в начале февраля 1885 года её отправили для подавления беспорядков в Того, а в середине марта она вернулась в Камерун. 23 марта 1885 был доставлен, выписанный из Германии инспекционный баркас Pfeil, называемый среди своих "канонерская лодка барона Содена".

 

03.1885

 

31 марта 1885 года на смену Olga прибыла канонерская лодка Habicht. Корвет ушёл в Германию. Транспорт Adler также был выведен из состава эскадры и возвращён владельцу.

 

03. - 03.1885

 

В это время тяжело заболел комиссар Германии в Западной Африке Густав Нахтигаль. Кнорр временно отозвал Möwe и направил для перевозки больного в лучший климат на Канарские острова, но все же, уже 21 апреля тот умер на борту, что позволило канонерке снова отправиться в Восточную Африку, как первоначально планировалось, но теперь через Средиземное море.

После урегулирования племенных споров и беспорядков в колонии, в июле 1885 уже практически не существующая Западноафриканская крейсерская эскадра была официально расформирована. Bismarck продолжал патрулировать у Камеруна, пока Кнорр не получил приказ присоединиться к остальным кораблям в Восточной Африке, но задержался, так как ему пришлось ждать прибытия Юлиуса фон Зодена, первого губернатора колонии Камерун. Тем временем крейсер проводил геодезические работы в дельте Вури и помогал в обозначении официальной границы между немецким Того и французской Дагомеей. В это время 6 июля 1885 достиг Дуалы второй корабль станции, канонерская лодка Cyclop (по ноябрь 1888) и 7 июля Bismarck смог наконец уйти в Восточную Африку.

 

07-08.1885

 

Последовали несколько учебных походов вдоль побережья Камеруна, при которых проводились картографические работы.

 

2-я крейсерская эскадра (сентябрь - декабрь 1885)
капитан-цур-зее / контр-адмирал Карл Пашен

 

В сентябре 1885 капитан-цур-зее Карл Пашен получил приказ образовать независимую эскадру из крейсеров-фрегатов Stosch, Prinz Adalbert и Gneisenau, которые следовали под командой контр-адмирала Кнорра в Восточную Африку, и идти с ней в Западную Африку. 11 октября Stosch стал в док в Кейптауне. Долгое время ремонта побудило теперь уже контр-адмирала Пашена перейти на Prinz Adalbert, чтобы быстрее прибыть в операционную область. Между тем политическое положение успокоилось настолько, что Gneisenau смог вернуться в Восточную Африку, в то время как Prinz Adalbert и Stosch получили приказ возвращаться домой. Однако, особый приказ контр-адмирала Пашена всё-же направил корабли сперва в Камерун, чтобы разведать там политическую ситуацию. В конце ноября Stosch и Prinz Adalbert снова встретились у Фритауна.

09-12.1885 эскадра
станция

 

Пашен снова перешёл на Stosch и теперь получил приказ выжидать у островов Зеленого Мыса развития спора о Каролинских островах между Испанией и Германией. Только когда спор был урегулирован решением суда папы Лео XIII, продолжилось возвращение домой и в декабре 1885 Западноафриканская эскадра была расформирована.

 

Стационеры и корабли колониальной администрации 1886-1919

 

После расформирования эскадры в регионе до его потери в Первой мировой войне оставалась только станция, специальные эскадры более не собирали.

01-08.1886

 

12-13 июля 1886 года против восставших дуала был использован десантный отряд, отправленный вверх по течению на лодках "Wuri" и "Abo". 5 августа 1886 в Дуалу прибыл пароход Nachtigal, который использовался для нужд колониальной администрации, вероятно под торговым флагом.

08.1886-11.1888

 

1 ноября 1888 из за сильно изношенной механической установки Cyclop был выведен из эксплуатации. Перед этим он передал орудия, боеприпасы и другое оборудование на идущее в Германию грузовое судно, и далее использовался как военный госпиталь, склад и мастерская в Камеруне. Механическая установка и мачты были демонтированы в 1900 году. 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании.

11.1888-1891

 

28.02.1890 из Гамбурга в Камерун прибыл небольшой таможенный пароход Soden. Около года ушло на его сборку.

В 1891 на западном африканском побережье стало неспокойно и туда дополнительно послали канонерскую лодку Hyäne. Кроме того боевая группа наняла небольшой речной п/х Zehdenick у компании "Woermann-Linie", но он в ночь на 29.11.1891 разбился у Кваквы.

1891-1892

 

Племя Або в устье реки Або восстало, заняло и укрепило деревню Мьянг. Губернатор убедил старшего военно-морского офицера западноафриканской станции, капитана Habicht фон Дрески (von Dresky), поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте в занятии Мьянга и наказании людей Або. Фон Дрески обещал поддержку и сформировал два десантных отряда. Для снабжения десантных сил использовался Soden, силы состояли из:

a) десантной группы Habicht из двух офицеров, четырёх сержантов, двух гобоистов и 55 матросов,
b) десантной группы Hyäne из двух офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов,
c) экспедиции капитана фон Гравенройта из 3 негритянских отрядов по 100 человек и 50 женщин, чтобы нести грузы,
d) 25 человек, предоставленных правительством.

18 октября 1891 группы удачно произвели штурм Мьянга и экспедиция была закончена.

Habicht ушёл летом 1892 (прибыл в Киль 20 ноября 1892 года), а Hyäne оставалась на станции и с 15 по 23 декабря 1893 под командой капитана-лейтенанта Вильгельма Райнке участвовала в подавлении бунта отряда полиции в Камеруне (так называемое восстание Дагомеев).

лето - 12.1892

 

В декабре 1892 в Дуалу прибыл новый стационер, крейсер IV класса Falke.

12.1892 - 01.1894

 

После прибытия крейсер отправился в Дагомею, где недавно разразилась Вторая франко-дагомейская война. Во второй половине декабря командир Falke, корветтен-капитан Готтлиб Бекер безуспешно пытался договориться об освобождении двух немецких торговцев, удерживаемых дагомейскими солдатами. 31 декабря Falke вернулся в Дуалу, главный немецкий порт в Камеруне, где присоединился к Hyäne.

Стационеры должны были выполнять систематическое гидрографическое измерение побережья. Одновременно нужно было найти подходящую гавань для связи с Виндхуком. 23 января 1893 Falke покинул Луанду и через 4 дня прибыл к мысу Креста. Во время длившегося до 30 января исследования мыса и залива была открыта старая португальская гербовая колонна, которая была сооружена в конце января 1486. Колонна должна была служить как навигационный знак, так и для обеспечения португальских притязаний на владение. С 1482 у кораблей, которые были в поисках морской дороги в Индию, на борту были эти заготовленные каменные колонны. Falke поднял колонну на борт, так как капитан Бекер считал её неподходящей как навигационный знак и чтобы защитить от дальнейшего выветривания. На ее месте установили деревянный крест, который через 2 года заменили на каменную копию гербовой колонны. Оригинальная колонна была доставлена в Дуалу и 29 октября 1893 отправлена на пароходе "Stettin" Северогерманского Ллойда в Германию.

Последующее исследование побережья между Кунене и Свакопом проводилось до середины марта, но подходящая гавань так и не была найдена. Поэтому 29 апреля Falke вернулся назад в Дуалу.

Из за внутриполитических напряжений в Либерии 27 мая 1893 Falke покинул Камерун и с 9 июня стоял на якоре перед Монровией, чтобы предоставлять там защиту немецким подданным. Время от времени на борту прятался от мятежников президент Либерии Джозеф Джеймс Чизман. После затухания беспорядков корабль 22 июля 1893 снова вернулся в Дуалу. 30 ноября Falke стал на ремонт в Кейптауне, где позже получил приказ перейти на станцию Южного моря в Германской Новой Гвинее и 23 декабря 1893 отбыл к новому месту службы. Вместо него оттуда прибыл Sperber.

01.1894-05.1895

 

25.05.1895 плавающий до этого под торговым флагом транспорт Nachtigal включили в состав ВМФ в качестве пеленгаторного (лоцманского) судна и переименовали в Kamerun, 14.06.1895 вместо него при императорском управлении в Камеруне появился новый Nachtigal - вооружённый транспорт.

05.1895-1897

 


На открытке тех лет слева направо: Sperber, Hyäne, туземная лодка, Soden, Kamerun, Nachtigal и Cyclop

 

В 1897 произошла очередная смена стационеров. Теперь ими стали крейсер IV класса Habicht (вторично) и колониальная канонерка Wolf. В мае 1897 в Камерун также был отправлен речной лоцманский и инспекционный пароход Mungo, но он оказался некачественным и перестраивался до следующего года. Он заменил Kamerun.

1897-лето 1902

 

В 1900 Pfeil был заменён на другой с таким же именем и переименован в Gouverneur v. Puttkammer, вероятно - продан.

Летом 1902 для службы в колонии в качестве правительственного судна прибыла яхта Herzogin Elisabeth. Такше был доставлен инспекционный мотобот Libelle, возможно, он заменил баркас Pfeil.

лето 1902-07.1904

 

26 июля 1904 в Дуалу для службы стационером прибыл малый крейсер Sperber (повторно), в то время, как Habicht ушёл в Юго-западную Африку, но так, как там не было официальной станции, он до августа 1905 продолжал формально числиться за Западно-африканской станцией.

07.1904-нач. 1905

 

В начале 1905 Wolf тоже отправился домой. 11.1906 прибыл новый инспекционный мотобот Wuri, вероятно он заменил Libelle.

нач. 1905-09.1907

 

В сентябре 1907 в Дуалу прибыла канонерка Panther.

09.1907-03.1910

 

6 марта 1910 Sperber ушёл в Восточную Африку.

03-05.1910

 

28 мая Panther ушла в Агадир. 14 июля в гавани Дуалы бросила якорь прибывшая ему на смену канонерка Eber. Приказом от 14 мая 1910 г. белую заграничную окраску отменили, все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г.

07.1910-12.1912

 

В конце декабря 1912 Panther вернулась на станцию. Тогда же в Западную Африку был послан крейсер Bremen, чтобы поддержать канонерские лодки после начала беспорядков в Либерии.

12.1912-01.1913

 

В январе 1913 Bremen вернулся на восточно-американскую станцию.

01.1913-04.1914

 

21 апреля 1914 г. Panther ушла в Германию на капитальный ремонт, где и встретила войну, Судьба Soden и Mungo неизвестна, но к началу войны они уже не числились.

04-08.1914
мобилизованные 08-09.1914
 
минный заградитель Bonaberi

 
мотоботы защитной группы Prinz Udo и Bonga

 
паровые баркасы защитной группы Holtfot , Regina, Tiko и Zeuner

 

Маленькая область Того, которая имела только отряд полиции, была занята британцами и французами уже через месяц после начала Первой мировой войны, 27 августа 1914. В Немецкой Юго-Западной Африке последние сражающиеся части в июле 1915 сдались войскам Южноафриканского союза. В Камеруне сопротивление немцев продолжалось до февраля 1916, пока последние, отрезанные защитники горного укрепления Мора в горах Мандара, не удалились в область нейтрального испанского Рио Муни.

***

К началу войны в Камеруне был один стационер и несколько кораблей и судов администрации. Судьба их сложилась следующим образом:

Канонерская лодка Eber у Тринидада передала вооружение и часть команды на вспомогательный крейсер "Cap Trafalgar" и 14 сентября была интернирована в бразильском порту Байя, где 26 октября 1917 г. затоплена во избежание захвата.

13.09.1914 взорван в Вури инспекционный мотобот Wuri. В тот же день в устье Вури нашёл свой конец паровой баркас защитной группы Prinz Udo.

16.09.1914 тараном британской канонерки Dwarf потоплено у Tircio-Creek сторожевое судно и транспорт Nachtigal.

17.09.1914 погиб паровой баркас защитной группы Holtfot.

21.09.1914 инспекционный баркас Rohlfs был потоплен французскими кораблями в Укоко.

27.09.1914 правительственная яхта Herzogin Elisabeth затоплена в Вури, позже поднята и восстановлена британцами.

В том же месяце паровой баркас защитной группы Regina был захвачен англичанами.

21.12.1914 мотобот защитной группы Bonga был затоплен на реке Бимбия, а санитарный паровой баркас защитной группы Zeuner в этом месяце достался французам.

Судьба парового баркаса защитной группы Tiko не установлена.

Госпиталь, склад и мастерская Cyclop - после занятия Камеруна Великобританией конфискован британцами и сдан на слом.

Судьба таможенного парохода Soden, пеленгаторного и инспекционного парохода Mungo, инспекционных баркасов Pfeil и Libelle не известна, вероятно, к началу войны они уже не числились.

Инспекционный баркас Fogel к началу войны числился, но его судьба также неизвестна.

Минный заградитель Bonaberi, вероятно, был брошен сразу после использования в сентябре 1914.

 

 

 

Список всех кораблей, служивших при германской западно-африканской станции

 

В составе эскадр:
корвет Gneisenau - с 15 октября по декабрь 1884
корвет Olga - с 15 октября 1884 по апрель 1885
корвет Ariadne - в октябре 1884
пароход-тендер Adler - в 1884
корвет Prinz Adalbert - с сентября по декабрь 1885
корвет Stosch - с сентября по декабрь 1885
крейсер Bremen - с декабрz 1912 по январь 1913
Стационеры:
шлюп Möwe - с 1884 по август 1885
корвет Ariadne - в 1885
канонерская лодка Cyclop - с июля 1885 по ноябрь 1888
малый крейсер Habicht с 04.1885 по лето 1892, с 12.1896 по 07.1904 (формально до 08.1905)
канонерская лодка Hyäne - с 1891 по 1896
малый крейсер Falke - в 1893
малый крейсер Sperber - с 1894 по 1896, с июля 1904 по март 1910
канонерская лодка Wolf - с 1897 по 1905
канонерская лодка Panther - с сентября 1907 по апрель 1914
канонерская лодка Eber - с июля 1910 по август 1914
Суда администрации:
инспекционный баркас Pfeil - с 1885, в 1900 заменён и переименован в Gouverneur v. Puttkammer, новый  Pfeil - с 1900 по ????
транспорт Nachtigal - с августа 1886 по май 1895
госпиталь, склад и мастерская Cyclop - с ноября 1888 по 1914
таможенный пароход Soden - с 1891
транспорт Zehdenick - в октябре 1891 (нанят)
пеленгаторное (лоцманское) судно Kamerun - с мая 1895 по 1901
вооружённый транспорт Nachtigal - с июня 1895 по сентябрь 1914
речной пеленгаторный (лоцманский) и инспекционный пароход Mungo - с 1898, в 1911 ещё был
правительственный п/х - яхта Herzogin Elisabeth - с лета 1902 по сентябрь 1914
инспекционный мотобот Libelle - с 1902 по ????
инспекционный мотобот Wuri - с 1906 по сентябрь 1914
инспекционный баркас Rohlfs - к 1914
инспекционный баркас Fogel - в 1914
мотобот защитной группы Prinz Udo - с августа по сентябрь 1914
мотобот защитной группы Bonga - c августа по декабрь 1914
паровой баркас защитной группы Holtfot - c августа по сентябрь 1914
паровой баркас защитной группы Regina - c августа по сентябрь 1914
паровой баркас защитной группы Tiko - c августа 1914
паровой баркас защитной группы Zeuner - c августа по декабрь 1914
минный заградитель Bonaberi - буксир, мобилизован в сентябре 1914

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Страница составлена на основе материалов этого сайта

 

 

последнее обновление: 01.11.2023





 

 


Штурм Беллтауна в Камеруне, 1884.

флаг Западно-африканской компании

Эдуард фон Кнорр

Густав Нахтигаль