ОглавлениеВерфи Германии → королевская/императорская верфь в Вильгельмсхафене

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Marinewerft des Norddeutschen Bundes, Вильгельмсхафен, 1867–1871
Kaiserliche Werft Wilhelmshaven, Вильгельмсхафен, 1871–1918
Industriewerke Rüstringen, Вильгельмсхафен, 1919–1921
Reichsmarinewerft, Вильгельмсхафен, 1921–1935
Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven, Вильгельмсхафен, 1935–1945

 

 

Во время датской блокады немецкого побережья в 1848 году немецкие торговые суда оказывалась беззащитны перед любым противником. Депутаты великого герцогства Ольденбург в 1849 обратились к прусскому правительству с просьбой о содействии. После долгих переговоров 20 июля 1853 между королем Пруссии и великим герцогом Ольденбургским был заключён "договор Яде". В этом договоре Ольденбург предоставлял королевству Пруссия 556 юков (примерно 1.230 прусских утр, примерно 314 га) большого участка в бухте Яде. Пруссия обязывалась основать там военно-морскую базу для защиты ольденбургской морской торговли. В конце 1854 Пруссия приняла уступленную область как "королевскую прусскую область Яде", определенной для морского флота областью была "военно-морская организация в Яде" (Marine-Etablissement an der Jade). С 1856 там началось строительства цехов и складов, позже также и эллингов.

После основания Северогерманского союза в 1867 с образованием морского флота Северогерманского союза место стало называться "военной верфью Северогерманского союза" (Marinewerft des Norddeutschen Bundes), но постройка (точнее перестройка) там первого корабля началась только через два года. На участке около военно-морских сооружений тем временем вырос новый город, который в 1869 по поводу освящения новых портовых сооружений Вильгельмом I получил имя Вильгельмсхафен. При провозглашении немецкой империи в январе 1871 флот Северогерманского союза и Пруссии был переименован в Императорский морской флот, бывшие "Королевские верфи" соответственно переименовывались в "Императорские", и верфь теперь стала называться Kaiserliche Werft Wilhelmshaven.

С растущим международным значением Немецкой империи в течение следующих лет при императоре Вильгельме II и его командующем флотом гросс-адмирале Тирпице морской флот испытывал быстрый взлет, что было сложно реализовать с имеющейся в Германии мощностью верфей. Поэтому в течение следующих лет в Вильгельмсхафене проводились обширные расширения, в частности, с 1906 по 1908 строительство сухих доков IV...VI, плавучего дока на 4000 т., а также расширения территории порта. В 1911 в южном углу центра была закончена самая большая на тот момент ТЭЦ для электроснабжения верфи. В 1915 компания DEMAG поставила верфи в то время самый большой в мире плавучий кран, "длинный Генрих". В начале 1914 количество работников верфи составило примерно 11.500 сотрудников, до конца 1918 оно увеличилось примерно до 21.000.

Конец войны в 1918 прекратил военное судостроение в Вильгельмсхафене. Верфь существенно сократилась и осталась единственной государственной верфью в Германии (Данцигская отошла Польше, Кильская была приватизирована). Версальский договор запретил строительство военных кораблей в Германии. При отсутствии морских заказов на верфи ремонтировались локомотивы, а когда появлялась необходимость, строились рыболовные суда и катера, а также несколько грузовых и пассажирских пароходов. С 1919 появилась также работа по разборке кораблей на металл. До 1923 в лом были превращены почти 300 военных кораблей и торговых судов (из Германии и из-за границы). Верфь в это время называлась Industriewerke Rüstringen.

После того, как 1 января 1921 из бывшего имперского флота был образован Reichsmarine (государственный флот), переименовали и верфь, она стала называться Reichsmarinewerft и вновь вернулась к постройке и ремонту военных кораблей. Первый новый военный корабль - лёгкий крейсер "Emden", был построен с 1921 по 1925 год, последним большим кораблем верфи стал построенный с 1936 по 1941 линкор "Tirpitz".

После прихода к власти национал-социалистов (1933) режим начал вооружение и подготовку к войне. В 1935 государственный морской флот был переименован в военно-морской флот, верфь также переименовалась в Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven. В течение следующих лет верфь продолжала расширяться. Появилась новая северная верфь с доками, портовыми сооружениями и шлюзами. На расширение верфи оказал большое влияние так называемый план "Z".

С началом войны в сентябре 1939 задачи верфи менялись. Строительство уже начатых или запланированных линкоров остановилось, деятельность ограничилась строительством малых боевых кораблей и подводных лодок, а также ремонтом и устранением боевых повреждений на кораблях. С 1944 предприятие сконцентрировалось исключительно на изготовлении секций для лодок нового типа XXI, которые собирались на Blohm & Voss в Гамбурге и AG Weser в Бремене. Верфь изготавливала секции № II (с винто-рулевой группой).

Как важное предприятие военной промышленности, верфь более 100 раз подверглась воздушным налётам, получив многочисленные повреждения. Много людей (также гражданского населения Вильгельмсхафена) погибли. Но даже частично разрушенная, верфь не прекращала работу. В начале 1945 года количество работников верфи составляло примерно 17000 сотрудников, в том числе примерно 2000 арестантов из концлагеря Вильгельмсхафена и штрафного лагеря гестапо Schwarzer Weg.

6 мая 1945 канадские и польские вооруженные силы вступили в город Вильгельмсхафен. Верфь была местом сбора кораблей, которые должны были ремонтироваться и затем передаваться по репарациям державам победительницам. В середине 1946 начался демонтаж верфи, затем её разрушение. Примерно 95% зданий были взорваны и снесены. Большая часть территории порта была разрушена полностью, засыпаны управления порта и подъезды. Верфь практически прекратила существовать.

С 1957 года за 15 лет на месте бывшей верфи появились многочисленные новые постройки, которые до сих пор используются в качестве военно-морского арсенала ВМС Германии. Основной его задачей является техническое обслуживание и ремонт кораблей ВМФ, новые корабли там не строятся. В 1978 году на предприятии было занято около 6000 человек. От бывшей верфи остались только главные ворота (ворота 1), модифицированный судостроительный цех и части бывшей пожарной бригады. Крупнейшим сохранившимся экспонатом верфи является плавучий кран "Длинный Генрих", который сейчас находится в Генуе.

Ниже указаны лишь значительные модернизации кораблей, кроме которых верфь проводила множество капитальных, текущих, аварийных и боевых ремонтов, а также снаряжение и доводку новых кораблей, построенных на других верфях.

класс заказчик заказ спуск имя  
1 авизо, 450 т, 42,8 м ВМФ / "перестройка" 1869 19.08.1871 Loreley
2 броненосец, 7720 т, 94,5 м ВМФ 1871 17.09.1875 Großer Kurfürst
3 канонерская лодка, 570 т, 44,5 м ВМФ / Ersatz Salamander 1876 21.03.1878 Wolf
4 канонерская лодка, 570 т, 44,5 м ВМФ / Ersatz Meteor 1876 27.06.1878 Hyäne
5 учебно-артиллерийский корабль, 3540 т, 81 м ВМФ / Ersatz Renown 1877 15.11.1879 Mars
6 авизо, 1490 т, 75,3 м для нужд верфи 1881 16.09.1882 Pfeil
7 миноносец, 106 т, 37 м ВМФ 1882 17.07.1886 H-1 ------
8 крейсер-фрегат, 3760 т, 76,9 м ВМФ / Ersatz Victoria 1883 5.09.1885 Charlotte
модернизация крейсера-фрегата, 4630 т, 87 м ВМФ 1885 1888 Leipzig
9 колониальный крейсер, 1360 т, 62,6 м ВМФ / Kreuzer A 1886 16.08.1887 Schwalbe
10 колониальный крейсер, 1360 т, 62,6 м ВМФ / Kreuzer A 1887 23.08.1888 Sperber
11 морской буксир, 630 т, 41,5 м для нужд верфи 1888 1888 Kraft
12 транспорт-заградитель, 2420 т, 80,9 м ВМФ 1889 29.07.1890 Pelikan
13 броненосец, 10500 т, 113,9 м ВМФ / Ersatz Kronprinz 1890 30.06.1891 Kurfürst Friedrich Wilhelm
14 броненосец БО, 3741 т, 76,4 м ВМФ / Panzerschiff U 1891 27.07.1892 Heimdall
15 минный прам, 136 брт ВМФ ? 1893 MP I ------
14 ? ВМФ ? ? ? ?
15 ? ВМФ ? ? ? ?
16 ? ВМФ ? ? ? ?
17 ? ВМФ ? ? ? ?
18 ? ВМФ ? ? ? ?
19 ? ВМФ ? ? ? ?
20 ? ВМФ ? ? ? ?
модернизация торпедного УК, 2890 т, 72,2 м ВМФ 1892 1892 Blücher
модернизация авизо, 1486 т, 75,3 м ВМФ 1892 1894 Pfeil
21 колониальный крейсер, 1920 т, 79,6 м ВМФ / Kreuzer F 1893 18.10.1894 Geier
22 броненосец, 11700 т, 120,9 м ВМФ / Ersatz Preussen 1895 1.07.1896 Kaiser Friedrich III
23 пожарный пароход, 39 т для нужд верфи 1896 1896 Spritzendampfer ------
24 броненосец, 11700 т, 120,9 м ВМФ / Ersatz Preussen 1896 14.09.1897 Kaiser Wilhelm II
25 броненосец, 12800 т, 125,2 м ВМФ / Linienschiff C 1899 3.07.1900 Wittelsbach
модернизация крейсера, 5000 т, 98,9 м ВМФ 1899 1902 Prinzeß Wilhelm
26 ? ВМФ ? ? ? ?
27 броненосец, 12800 т, 125,2 м ВМФ / Linienschiff G 1900 19.08.1901 Schwaben
модернизация броненосца, 10670 т, 114 м ВМФ 1901 1904 Wörth
модернизация малого крейсера, 4275 т, 109,2 м ВМФ 1901 1904 Gefion
модернизация броненосца, 10670 т, 114 м ВМФ 1902 1904 Weißenburg
модернизация броненосца, 10670 т, 114 м ВМФ 1903 1905 Brandenburg
модернизация крейсера, 5000 т, 98,9 м ВМФ 1903 1905 Irene
модернизация броненосца, 10670 т, 114 м ВМФ 1904 1906 Kurfürst Friedrich Wilhelm
28 броненосец, 14000 т, 125,9 м ВМФ / Linienschiff P 1904 29.09.1905 Hannover
модернизация большого крейсера, 7000 т, 105 м ВМФ 1905 1907 Freya
модернизация большого крейсера, 7000 т, 105 м ВМФ 1906 1908 Victoria Louise
29 гидрографическое судно, 814 т, 49 м ВМФ 1906 2.07.1906 Möwe
30 линкор, 21000 т, 145,6 м ВМФ / Ersatz Bayern 1907 7.03.1908 Nassau
31 линкор, 24700 т, 166,5 м ВМФ / Ersatz Oldenburg 1908 30.09.1909 Ostfriesland
32 малый крейсер, 5280 т, 136 м ВМФ / Ersatz Condor 1910 24.08.1911 Strassburg
модернизация броненосца, 11900 т, 120,9 м ВМФ 1910 1910 Kaiser Wilhelm II
33 линкор, 28600 т, 174,7 м ВМФ / Linienschiff S 1911 1.03.1913 König
модернизация крейсера, 3180 т, 104,4 м ВМФ, крейсер-заградитель 1911 1912 Arcona
34 большой крейсер, 31500 т, 212,4 м ВМФ / Ersatz Hertha 1913 1.08.1915 Hindenburg
модернизация крейсера, 3800 т, 110,6 м ВМФ 1914 1915 Bremen
34 большой крейсер, 35300 т, 223 м ВМФ / Ersatz Friedrich Саrl 1915 --- ------------
36 буксир, 536 т ВМФ ? ? Arbeit ?
37 большой миноносец, 1216 т, 83,6 м ВМФ 1917 --- Ww-151
модернизация броненосца, 12800 т, 125,2 м ВМФ / плавбаза КАТЩ 1919 1919 Schwaben
модернизация броненосца, 12800 т, 125,2 м ВМФ / плавбаза КАТЩ 1919 1919 Wittelsbach
модернизация броненосца, 14300 т, 126 м ВМФ / плавбаза КАТЩ 1919 1919 Lothringen
модернизация броненосца, 14300 т, 126 м ВМФ / плавбаза КАТЩ 1919 1919 Preussen
Industriewerke Rüstringen
38 рыболовный п/х, 440 т, 224 брт HSF und Fischmarkt AG, с 1940 ВМФ ("St. Pauli") ? 07.1920 Jeverland ------
39 рыболовный п/х, 440 т, 224 брт Städt. HF, с 1940 ВМФ ("Senator Mummsen") ? 07.1920 BX-139 Harlingerland ------
40 рыболовный п/х, 440 т, 224 брт HF Groß-Berlin, с 1940 ВМФ ("Mars") ? 07.1920 PG-306 Wangerland ------
41 рыболовный п/х, 440 т, 224 брт Wilgelmshavener HF, с 1940 ВМФ ("Billwärder") ? 10.1920 OR-14 Ammerland ------
42 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Reichstreuhandges., с 1940 ВМФ ("H. Fock") ? 10.1920 HH-152 Stadland ------
43 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1920 Stedingen ------
44 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1920 Mooriem ------
45 рыболовный п/х, 440 т, 222 брт Reichstreuhandges., с 1940 ВМФ ("Traust") ? 27.12.1920 Münsterland ------
46 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Reichstreuhandges., с 1940 ВМФ ("Inge-Marie") ? 27.12.1920 Brockmerland ------
47 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Reichstreuhandges., с 1940 ВМФ ("Halle") ? 27.12.1920 Rheiderland ------
48 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Reichstreuhandges., с 1940 ВМФ ("Margot") ? 27.12.1920 Sagterland ------
49 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Reichstreuhandges. ? 12.1920 Oberledingerland ------
Reichsmarinewerft
модернизация броненосца, 14200 т, 125,9 м ВМФ 1920 1921 Hannover
50 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Dt. Fischerei, с 1940 ВМФ ("Condor") ? 03.1922 PG-333 Dr. Reimer ------
51 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Dt. Fischerei, с 1940 ВМФ ("Sylt") ? 14.10.1922 PG-334 August Wriedt ------
52 рыболовный п/х, 440 т, 220 брт Dt. Fischerei, с 1943 ВМФ ("Cap Noir") ? 14.10.1922 PG-335 Albert E. Weyhausen ------
53 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 Otto Flohr ------
54 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 Staatssekretär Albert ------
55 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
56 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
57 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
58 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
59 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
60 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
61 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
62 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
63 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
64 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
65 рыболовный п/х, 440 т ? ? 1922 ? ------
66 грузо-пассажирский п/х, 4080 т Hugo Stinnes AG, Гамбург ? 26.07.1922 Emil Kirdorf
67 грузо-пассажирский п/х, 4080 т Hugo Stinnes AG, Гамбург ? 16.12.1922 Carl Legien
68 грузо-пассажирский п/х, 4080 т Hugo Stinnes AG, Гамбург ? 31.05.1923 Albert Vögler
69 грузо-пассажирский п/х, 4080 т Hugo Stinnes AG, Гамбург ? 12.06.1923 Adolf v. Bayer
модернизация крейсера, 3820 т, 110,6 м ВМФ 1921 1922 Berlin
модернизация броненосца, 14400 т, 126 м ВМФ 1921 1922 Braunschweig
70 рыболовный куттер, 50 т ? ? 1922 ? ------
71 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
72 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
73 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
74 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
75 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
76 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
77 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
78 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
79 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
80 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
81 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
82 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
83 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
84 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
85 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
86 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
87 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
88 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
89 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
90 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
91 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
92 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
93 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
94 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
95 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
96 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
97 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
98 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
99 рыболовный куттер, 50 т ? ? 192? ? ------
модернизация крейсера, 3140 т, 108,7 м ВМФ 1921 1923 Amazone
100 лёгкий крейсер, 6990 т, 150,5 м ВМФ / Kreuzer A = Ersatz Niobe 1921 7.01.1925 Emden
101 ? ВМФ ? ? ? ?
модернизация крейсера, 3140 т, 108,7 м ВМФ 1923 1924 Nymphe
модернизация броненосца, 14400 т, 126 м ВМФ 1923 1924 Elsass
модернизация броненосца, 14400 т, 126 м ВМФ 1923 1925 Hessen
102 миноносец, 1213 т, 84,7 м ВМФ 1925 24.03.1926 Möwe
103 миноносец, 1290 т, 85,7 м ВМФ 1925 15.07.1926 Seeadler
104 миноносец, 1290 т, 85,7 м ВМФ 1925 15.07.1926 Greif
105 миноносец, 1290 т, 85,7 м ВМФ 1925 15.07.1926 Albatross
106 миноносец, 1290 т, 85,7 м ВМФ 1925 22.09.1926 Kondor
107 миноносец, 1290 т, 85,7 м ВМФ 1925 22.09.1926 Falke
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ 1925 1926 Schleswig-Holstein
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ 1925 1927 Schlesien
108 лёгкий крейсер, 8000 т, 169 м ВМФ / Kreuzer B = Ersatz Thetis 1926 26.03.1927 Königsberg
перестройка броненосца в мишень, 11800 т, 125,2 м ВМФ 1926 1927 Zähringen
109 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 12.10.1927 Wolf
110 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 12.10.1927 Iltis
111 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 15.03.1928 Tiger
112 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 15.03.1928 Luchs
113 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 15.03.1928 Jaguar
114 миноносец, 1320 т, 89 м ВМФ 1926 15.03.1928 Leopard
115 лоцманское судно, 110 т, 23,5 м ВМФ 1926 1928 Schillig ------
116 лёгкий крейсер, 8000 т, 169 м ВМФ / Kreuzer D = Ersatz Arcona 1926 23.05.1928 Köln
117 лёгкий крейсер, 8100 т, 165,8 м ВМФ / Kreuzer E = Ersatz Nymphe 1928 18.10.1929 Leipzig
модернизация броненосца, 14400 т, 126 м ВМФ, повторно 1929 1930 Hessen
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ, повторно 1929 1930 Hannover
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ, повторно 1925 1926 Schleswig-Holstein
118 учебный корабль, 2054 т, 97 м ВМФ / Ersatz Drache 1930 24.01.1931 Bremse
119 корабль рыбохраны, 870 т, 54,3 м министерство финансов 1930 24.01.1931 Elbe
120 корабль рыбохраны, 870 т, 54,3 м министерство финансов 1930 24.01.1931 Weser
121 понтон для шлюза на входе №1 ? ? --- ---
122 танкер, 950 т, 513 брт ВМФ 1931 1932 Norderney ---
123 броненосец, 16000 т, 181,7 м ВМФ / Panzerschiff B, Ersatz Lothringen 1931 1.04.1933 Admiral Scheer
124 броненосец, 15100 т, 181,7 м ВМФ / Panzerschiff C, Ersatz Braunschweig 1932 30.06.1934 Admiral Graf Spee
Kriegsmarinewerft
125 броненосец, 24000 т, 225 м ВМФ / Panzerschiff D, Ersatz Elsass 1934 --- ------------
броненосец, 37300 т, 226 м перезаказан 1935 8.12.1936 Scharnhorst
перестройка броненосца в мишень, 13260 т, 137,7 м ВМФ 1935 1937 Hessen
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ, повторно 1935 1935 Schlesien
модернизация броненосца, 14460 т, 126 м ВМФ, повторно 1936 1936 Schleswig-Holstein
126 эскортный корабль, 1028 т ВМФ 1936 11.05.1936 F-9
127 эскортный корабль, 1028 т ВМФ 1936 11.05.1936 F-10
128 линкор, 49400 т, 241,7 м ВМФ / Schlachtschiff G, Ersatz Schleswig-Holstein 1936 1.04.1939 Tirpitz
129 лёгкий крейсер, 10400 т, 178 м ВМФ / Kreuzer N, не строился 1938 --- ------------
130 линейный крейсер, 35400 т, 248,2 м ВМФ / Schlachtschiff L, не строился 05.1939 --- ------------
131 ? ВМФ ? ? ? ?
132 ? ВМФ ? ? ? ?
133 линкор, 63600 т, 265,8 м ВМФ / Schlachtschiff Р, не строился 05.1939 --- ------------
134 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 16.11.1940 U-751
135 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 29.03.1941 U-752
136 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 26.04.1941 U-753
137 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 5.07.1941 U-754
138 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 23.08.1941 U-755
139 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 18.10.1941 U-756
140 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 14.12.1941 U-757
141 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 1.03.1942 U-758
142 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 30.05.1942 U-759
143 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 21.06.1942 U-760
144 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 26.09.1942 U-761
145 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 21.11.1942 U-762
146 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 16.01.1943 U-763
147 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 13.03.1943 U-764
148 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 22.04.1943 U-765
149 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 29.05.1943 U-766
150 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 10.07.1943 U-767
151 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 22.08.1943 U-768
152 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ, разрушена авиацией на стапеле 1939 --- U-769
153 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ, разрушена авиацией на стапеле 1939 --- U-770
154 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 26.09.1943 U-771
155 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 31.10.1943 U-772
156 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 8.12.1943 U-773
157 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 23.12.1943 U-774
158 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 11.02.1944 U-775
159 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 4.03.1944 U-776
160 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 25.03.1944 U-777
161 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 6.05.1944 U-778
162 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 17.06.1944 U-779
163 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 --- U-780
164 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 --- U-781
165 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ 1939 --- U-782
модернизация броненосца, 14300 т, 169 м ВМФ 1940 1940 Admiral Scheer
166 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ, перезаказана 1941 --- U-769
167 подводная лодка типа VIIC, 769/1070 т, 67,1 м ВМФ, перезаказана 1941 --- U-770
перестройка лайнера в авианосец, 23500 т, 205 м ВМФ, не начиналась 1942 --- Jade
в дальнейшем строились только носовые секции для подводных лодок

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
материалы с интернет-форумов и энциклопедий