входоглавлениеминоносцы → большие типа "V-186"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-186 / G-192 


Германия, 1911 г. 12 ед. (проекты верфей, по программе 1910 года)

 

*
V-186...191
*
G-192...197
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение 22.02.1918 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-186 T-186 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 304 1910 к концу войны в 8 флотилии, 16 полуфлотилии, 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте
28.11.1910
21.04.1911
2 V-187 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 305 1910 флагман флотилии, 28.08.1914 в 10:00 потоплен артиллерией британских крейсеров и эсминцев в Северном море (54°08'N/07°31'O), 24 убитых
11.01.1911
4.05.1911
3 V-188 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 306 1910 26.07.1915 в 14:00 потоплен торпедой британской ПЛ "Е-16" (54°16'N/05°35'O), 5 убитых
8.02.1911
20.05.1911
4 V-189 T-189 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 307 1910 к концу войны в 8 флотилии, 15 полуфлотилии, 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 12.1920 потерпел крушение на южном побережье Англии
14.03.1911
30.06.1911
5 V-190 T-190 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 308 1910 к концу войны в 8 флотилии, 15 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1923-1924 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 29.08.1938 опытовое судно "Claus von Bevern", с 1945 трофей США, в 1946 затоплен в Скагерраке
12.04.1911
5.08.1911
6 V-191 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 309 1910 17.12.1915 в 17:45 погиб на мине на Балтике (57°30'N/21°34'O), 25 убитых
2.06.1911
28.09.1911
7 G-192 T-192 <Germaniawerft> Киль, стр. № 151 1910 к концу войны на модернизации для 2-й эскортной флотилии, 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме
5.11.1910
8.05.1911
8 G-193 T-193 <Germaniawerft> Киль, стр. № 152 1910 к концу войны в 8 флотилии, 15 полуфлотилии, 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме.
10.12.1910
25.06.1911
9 G-194 --- <Germaniawerft> Киль, стр. № 153 1910 26.03.1916 потоплен тараном британского лёгкого крейсера "Cleopatra" в Северном море (55°33'N/06°05'O), 93 убитых
12.01.1911
2.08.1911
10 G-195 T-195 <Germaniawerft> Киль, стр. № 154 1910 к концу войны в 8 флотилии, 15 полуфлотилии, 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме
8.04.1911
8.09.1911
11 G-196 T-196 <Germaniawerft> Киль, стр. № 155 1910 с 1918 в 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1927-1928 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене, с 1938 флагман тральной флотилии, с 27.12.1945 трофей СССР, "Пронзительный"
24.05.1911
2.10.1911
12 G-197 T-197 <Germaniawerft> Киль, стр. № 156 1910 с 1918 в 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1921 слом в Брайтон Ферри
23.06.1911
10.11.1911
ТТХ
  V-186...191 G-192...197 T-190 с 1924 T-196 с 1928
Водоизмещение нормальное 666 т 660 т 766 т 766 т
полное 775 т 810 т 861 т 875 т
регистровое ? ? ? ?
Размерения длина КВЛ 73,9 м 73,6 м 73,9 м 73,6 м
полная 73,9 м 74,0 м 73,9 м 74,0 м
ширина 7,85 м 7,9 м 7,85 м 7,9 м
осадка носом 3,07 м 3,02 м 3,21 м 3,23 м
кормой 3,17 м 3,25 м 3,22 м 3,31 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Parsons" 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Parsons"
4 КО 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1815 м²) 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1833 м²) 3 военно-морских ПК (2х1, 1х2, 18,5 атм., 1906 м²) 3 военно-морских ПК (2х1, 1х2, 18 атм., 1906 м²)
проектная мощность 18000 л.с. 18200 л.с. 18000 л.с. 18200 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. --- 32 уз. ---
на испытаниях 33,5 уз. 18060 л.с., 693 об/мин. 33,9 уз. при 19130 л.с., 654 об/мин. --- 27,3 уз. при 11200 л.с., 606 об/мин.
запас топлива 136 т. угля + 67 т. нефти 145 т. угля + 76 т. нефти 198 т. нефти 204 т. нефти
дальность плавания 12 узлов --- 2590 миль 2800 миль ---
17 узлов 1170 миль 1150 миль 1400 миль ---
19 узлов --- --- --- 1850 миль
30 узлов --- --- 420 миль ---
32 узла 480 миль --- --- ---
Экипаж 84 чел. (3 офицера, 81 матросов), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
с 1924-1928: 98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов), на флагманском + 19 чел. (5 офицера, 14 матросов)
"Claus von Bevern" с 1938: 85-77 чел. (2-1 офицера, 83-76 матросов)
"Пронзительный" (СССР): 99 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 844 тыс. - 1 млн. 856 тыс. М --- 1 млн. 801 тыс. - 1 млн. 810 тыс. М ---
ВООРУЖЕНИЕ
штат V-189, 189, 190, G-192...197 позже Т.190, 196 с 1924-1928 Claus von Bevern с 07.1944
2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 [280 снарядов] 2 - 105 мм/45 1 - 105 мм/45
2 - 20 мм
4 (4х1) ТА - 500 мм [5 торпед] 4 (2х2) ТА - 500 мм 2 (1х2) ТА - 500 мм

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД

 

К КОНЦУ ВОЙНЫ

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

 

Желание флотских специалистов иметь возможность стрелять торпедами прямо по курсу оказалось настолько сильным, что они настояли на изменении проекта следующей серии, "вулкановских" V-186 — V-191. "Провал" между полубаком и мостиком заменили срезами на месте излома полубака, на которых и располагались трубы, грозно смотрящие прямо на противника. Но, как часто бывает, тактическое преимущество обернулось существенным ущербом для мореходности. Волны, прокатываясь по срезам, обливали холодным душем не только несчастных торпедистов, но и весь персонал, находившийся на палубе дальше в корму. После испытаний один из первых кораблей, "V-187", переоборудовали, закрыв "бреши" продолжением полубака и установив мостик т. н. "английского" типа. Обладавший потому дополнительными помещениями, он был предназначен в качестве флагмана флотилии. И тем не менее, практически все последующие германские эсминцы строились по схеме со срезами. "G-192 — G-197" практически повторяли не слишком удачный вариант "Вулкана", отличаясь лишь увеличенным на десять тонн водоизмещением.

Как и на предыдущей серии, один из котлов имел нефтяное отопление. Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.

Миноносцы обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

Уже вскоре после испытаний на миноносцах верфи "Германия" мостики были вынуждены поднять на 1,5 м, чтобы хоть как то уменьшить их заливаемость. Позже это сделали и на "вулкановских".

В ходе войны на всех уцелевших миноносцах пушки заменили на более длинные новой модели. При этом установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб.

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

 

 

По вступлении в строй корабли вошли в состав 1-й флотилии, полностью заменив в ней старые миноносцы.

17 августа 1914 V-186 у о. Готланд присоединился к эскадре и пошёл с ней в Финский залив. ок. 19:00 они встретили русские броненосные крейсера, но отступили не принимая боя. На следующий день эсминец вернулся в залив и обстрелял маяки на о. Ристна, но был отогнан русскими крейсерами.

28 августа 1914 в первой фазе Гельголандской битвы участвовали миноносцы V 187-189 и 191. Около 10:00 британский крейсер "Fearless" с эсминцами 1-й флотилии заметил германский эсминец "V 187", шедший к Гельголанду, и начал его преследование. "V 187" пытался уйти на юг к устью Яде, но на его пути оказались 2 четырёхтрубных крейсера. Немцы ошибочно опознали их как свои "Straßburg" и "Stralsund" и пошли на сближение. На самом деле это были британские крейсера "Nottingham" и "Lowestoft", посланные Гуденафом в поддержку эсминцам. Англичане открыли губительный для германского миноносца огонь из 152-мм орудий с дистанции 20 кабельтовых. Германский миноносец попытался развернуться и уйти, но ему преградили путь эсминцы 1-й флотилии. Под перекрёстным огнём "V 187" потерял ход. Крейсера ушли, оставив его на добивание своим эсминцам. "V 187" пошёл на дно с поднятым флагом, до последнего ведя огонь. Из 90 человек экипажа миноносца 24 были убиты и 14 — ранены.

Во второй фазе приняли участие G 193, 194, 196, 197 в составе 1-й флотилии. Около 22:00 они догнали британскую эскадру и вышли в атаку между крейсерами Трэвита и дредноутами Битти. В ходе британской контратаки G-194 был протаранен и разрезан пополам британским крейсером "Cleopatra" (55°33'N/06°05'O), 93 убитых.

Потери вынудили в сентябре перевести часть эсминцев с Балтики, в том числе V-186, но вскоре их отправили обратно.

26 июля 1915 в 14:00 V-188 был потоплен торпедой британской ПЛ "Е-16" в Северном море (54°16'N/05°35'O), 5 убитых.

17 декабря 1915 ок. 17:00 V-186 и V-191 при возвращении из дозора с крейсером Bremen, наскочили на минное поле. V-191 подорвался на мине и затонул, за ним последовал крейсер. V-186 спас с погибших кораблей 110 человек (8 офицеров и 102 матроса).

Один из миноносцев этой серии - V-189 в составе 7-й флотилии участвовал в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916. В дневном бою он не принял участия, но ок. 21:00 с флотилией был послан на юг найти и атаковать британский флот. Вскоре они обнаружили 3-ю бригаду британских линкоров и сбавили ход, чтобы не выдавать себя искрами. В 22:58 вступили в короткую перестрелку с эсминцами британской 4-й флотилии, но вскоре потеряли контакт и вернулись на базу.

В 1917 году (с 23 сентября по 30 октября) V-186 участвовал в Моонзундской операции. При этом 19 октября совместно с S.176 обнаружил в заливе и повредил глубинными бомбами британскую подводную лодку "С-32".

На уцелевших миноносцах этого типа 22 февраля 1918 индекс поменяли на "Т". Они служили до конца войны в первой линии или в эскортных силах на Балтике.

После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

По условиям версальского договора шесть миноносцев этого типа (T-186, 189, 192, 193, 195, 197) попали под репарации и были переданы Союзникам.

При образовании государственного флота в 1921 г. два оставшиеся (T-190, 196) были оставлены в строю для береговой обороны.

В 1922-1924 корабли были модернизированы - сняты носовые ТА и их срезы заварены листами. Артиллерию заменили на 105 мм пушки. Котлы были полностью переведены на нефть.

В 1927-1928 Т-196 прошёл повторную модернизацию, в ходе которой вместо заваренных срезов полноценно продолжили полубак, мостик заменили на новый, коробчатой конструкции. В 1930 подобным образом перестроили Т-190.

 

В 1931 на Т-196 прожекторы перенесли на мачты, а в 1932-1933 на обоих переделали форштевень.

       

В 1935 Т-196 перечислили в лидер тральщиков. Торпедные аппараты были демонтированы и на их месте сооружены палубные рубки.

       

29 августа 1938 Т-190 перечислили в опытовое судно и переименовали в Claus von Bevern (Корнелий Клаус фон Беферн (Cornelis Claes und van Beveren) - голландский морской офицер, который отличился в последней четверти 17-го века как командующий эскадры бранденбургского морского флота Великого курфюрста Фридриха Вильгельма).

     

Оба корабля к концу Второй мировой войны использовались как эскортные, например, 10 февраля 1945 Т-196 и торпедолов TF-10 сопровождали транспорт General Shtoiben, когда он был потоплен советской ПЛ "С-13".

Оба корабля пережили войну и достались Союзникам в качестве трофеев.

Claus von Bevern получили США и вскоре затопили его в Скагерраке с грузом химического оружия.

Т-196 достался в качестве трофея СССР, 5.11.1945 зачислен в состав ВМФ и в 02.1946 принят советским экипажем и переименован в Пронзительный, с 15.02.1942 входил в состав БФ, 30.04.1949 исключён и сдан на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
4 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.12.2017


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1911-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1927
ВМФ СССР 1945-?
T196
"T-196" в Свинемюнде, нач. 1930-х гг.
T196
"T-196" в 1928-1930 гг.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", расчёт носового орудия.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", ют.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", вид с мостика в корму.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern"
Claus von Bevern
"Claus von Bevern"
T176
"Claus von Bevern"
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T190
"T-190", конец 20-х гг.
T190
"T-190", начало 30-х гг.
T190
"T-190", начало 30-х гг.
T196
"T-196", начало 30-х гг.
T196
"T-196", 1930 г.
T196
"T-196"
T196
"G-10" и "T-196" с визитом в Риге, середина 20-х гг.
G193
"G-193"
V191
"V-191"
V190
"V-190" в Кильском канале в конце войны.
V190
"V-190"
V188
"V-188"
V188
"V-188"
V187
"V-187" после перестройки полубака.
V187
"V-187" после перестройки полубака.
V187
"V-187" на испытаниях, до перестройки полубака.
V187
"V-187" на испытаниях, до перестройки полубака.
G192
"G-192"
V186
"V-186".
V186
"V-186".
V186
"V-186".