Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-186 / G-192 


Германия, 1911 г. 12 ед. (проекты верфей, по программе 1910 года)
с 1938 года 1 из них - тральщик-лидер

 

*
V-186...191
*
G-192...197
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 22.02.1918 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-186 T-186 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 304 1910 1. фл. / 1. п/фл. к 08.1914 нет в списках, 08-09.1914 врем. отд. Балт. фл., к 11.1914 снова 1. фл. / 1. п/фл. к 05.1916 7. фл. / 14. п/фл. с лета 1917 8. фл. / 16. п/фл., до конца войны 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте
28.11.1910
21.04.1911
2 V-187 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 305 1910 1. фл. / 1. п/фл., флагман флотилии 28.08.1914 погиб в Гельголандской битве
11.01.1911
4.05.1911
3 V-188 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 306 1910 1. фл. / 1. п/фл. 26.07.1915 потоплен британской ПЛ
8.02.1911
20.05.1911
4 V-189 T-189 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 307 1910 1. фл. / 1. п/фл. с 04.1916 7. фл. / 14. п/фл. с кон. 1917 8. фл. / 15. п/фл., до конца войны 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 12.1920 потерпел крушение на южном побережье Англии
14.03.1911
30.06.1911
5 V-190 T-190 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 308 1910 1. фл. / 1. п/фл., к 05.1916 то-же с кон. 1917 8. фл. / 15. п/фл., до конца войны с 1921 в Рейхсмарине, в 1923-1924 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене с 29.08.1938 опытовое судно "Claus von Bevern" с 1945 трофей США, в 1946 затоплен в Скагерраке
12.04.1911
5.08.1911
6 V-191 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 309 1910 1. фл. / 1. п/фл., к 11.1914 флагман флотилии 17.12.1915 погиб на мине
2.06.1911
28.09.1911
7 G-192 T-192 <Germaniawerft> Киль, стр. № 151 1910 1. фл. / 2. п/фл., к 05.1916 то-же с кон. 1917 8. фл. / 15. п/фл. к концу войны на модернизации для 2-й эскортной флотилии 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме
5.11.1910
8.05.1911
8 G-193 T-193 <Germaniawerft> Киль, стр. № 152 1910 1. фл. / 2. п/фл., к 05.1916 то-же с кон. 1917 8. фл. / 15. п/фл., до конца войны 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме.
10.12.1910
25.06.1911
9 G-194 --- <Germaniawerft> Киль, стр. № 153 1910 1. фл. / 2. п/фл. 26.03.1916 потоплен тараном британского крейсера "Cleopatra"
12.01.1911
2.08.1911
10 G-195 T-195 <Germaniawerft> Киль, стр. № 154 1910 1. фл. / 2. п/фл., к 05.1916 то-же с кон. 1917 8. фл. / 15. п/фл., до конца войны 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Чатеме
8.04.1911
8.09.1911
11 G-196 T-196 <Germaniawerft> Киль, стр. № 155 1910 1. фл. / 2. п/фл., к 05.1916 то-же с 1917? 5. фл. / 9. п/фл. с 23.02.1918 в 1 эскортная фл., 2 п/фл., к 10.1918 в 1 п/фл. с 1921 учебный в Рейхсмарине, в 1923 и в 1927-1928 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене в 1935 сняты ТА, с 1938 флагман тральной флотилии с 27.12.1945 трофей СССР, "Пронзительный"
24.05.1911
2.10.1911
12 G-197 T-197 <Germaniawerft> Киль, стр. № 156 1910 1. фл. / 1. п/фл., к 05.1916 то-же с 1917? 5. фл. / 9. п/фл. с 23.02.1918 в 1 эскортная фл., 2 п/фл., к 10.1918 в 1 п/фл. 28.04.1920 передан Британии по репарациям, в 1921 слом в Брайтон Ферри
23.06.1911
10.11.1911
ТТХ
  V-186...191 G-192...197 T-190 с 1924 T-196 с 1928
Водоизмещение нормальное 666 т 660 т 766 т 766 т
полное 775 т 810 т 861 т 875 т
регистровое ? ? ? ?
Размерения длина КВЛ 73,9 м 73,6 м 73,9 м 73,6 м
полная 73,9 м 74,0 м 73,9 м 74,0 м
ширина 7,85 м 7,9 м 7,85 м 7,9 м
осадка носом 3,07 м 3,02 м 3,21 м 3,23 м
кормой 3,17 м 3,25 м 3,22 м 3,31 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Parsons" 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Parsons"
4 КО 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1815 м²) 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1833 м²) 3 военно-морских ПК (2х1, 1х2, 18,5 атм., 1906 м²) 3 военно-морских ПК (2х1, 1х2, 18 атм., 1906 м²)
проектная мощность 18000 л.с. 18200 л.с. 18000 л.с. 18200 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. --- 32 уз. ---
на испытаниях 33,5 уз. 18060 л.с., 693 об/мин. 33,9 уз. при 19130 л.с., 654 об/мин. --- 27,3 уз. при 11200 л.с., 606 об/мин.
запас топлива 136 т. угля + 67 т. нефти 145 т. угля + 76 т. нефти 198 т. нефти 204 т. нефти
дальность плавания 12 узлов --- 2590 миль 2800 миль ---
17 узлов 1170 миль 1150 миль 1400 миль ---
19 узлов --- --- --- 1850 миль
30 узлов --- --- 420 миль ---
32 узла 480 миль --- --- ---
Экипаж 84 чел. (3 офицера, 81 матросов), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
с 1924-1928: 98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов), на флагманском + 19 чел. (5 офицера, 14 матросов)
"Claus von Bevern" с 1938: 85-77 чел. (2-1 офицера, 83-76 матросов)
"Пронзительный" (СССР): 99 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 844 тыс. - 1 млн. 856 тыс. М --- 1 млн. 801 тыс. - 1 млн. 810 тыс. М ---
ВООРУЖЕНИЕ
штат V-189, 189, 190, G-192...197 позже Т.190, 196 с 1924-1928 Claus von Bevern с 07.1944
2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 [280 снарядов] 2 - 105 мм/45 1 - 105 мм/45
2 - 20 мм
4 (4х1) ТА - 500 мм [5 торпед] 4 (2х2) ТА - 500 мм 2 (1х2) ТА - 500 мм

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД

 

К КОНЦУ ВОЙНЫ

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

 

Желание флотских специалистов иметь возможность стрелять торпедами прямо по курсу оказалось настолько сильным, что они настояли на изменении проекта следующей серии, "вулкановских" V-186 — V-191. "Провал" между полубаком и мостиком заменили срезами на месте излома полубака, на которых и располагались трубы, грозно смотрящие прямо на противника. Но, как часто бывает, тактическое преимущество обернулось существенным ущербом для мореходности. Волны, прокатываясь по срезам, обливали холодным душем не только несчастных торпедистов, но и весь персонал, находившийся на палубе дальше в корму. После испытаний один из первых кораблей, "V-187", переоборудовали, закрыв "бреши" продолжением полубака и установив мостик т. н. "английского" типа. Обладавший потому дополнительными помещениями, он был предназначен в качестве флагмана флотилии. И тем не менее, практически все последующие германские эсминцы строились по схеме со срезами. "G-192 — G-197" практически повторяли не слишком удачный вариант "Вулкана", отличаясь лишь увеличенным на десять тонн водоизмещением.

Как и на предыдущей серии, один из котлов имел нефтяное отопление. Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.

Миноносцы обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

Уже вскоре после испытаний на миноносцах верфи "Германия" мостики были вынуждены поднять на 1,5 м, чтобы хоть как то уменьшить их заливаемость. Позже это сделали и на "вулкановских".

В ходе войны на всех уцелевших миноносцах пушки заменили на более длинные новой модели. При этом установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб.

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

 

По вступлении в строй корабли вошли в состав 1-й флотилии, полностью заменив в ней старые миноносцы. К августу 1914 флотилия числилась резервной и базировалась в Киле.

V-186
V-186
С началом войны флотилия перешла в Северное море, но V-186 какое-то время оставался на Балтике, где он был временно включен в состав наскоро собранной отдельной Балтийской флотилии. 9 августа у о. Готланд он присоединился к отряду под флагом контр-адмирала Мишке и пошёл с ним к Моонзундским островам, обстреляв маяки Богшер и Ристна, а также русские пограничные посты у Паланги. Ок. 19:00 они встретили русский эсминец "Новик" и отвернули, опасаясь наличия крейсеров. Однако и "Новик" из-за неисправности радиотелеграфа не смог подробно донести о противнике, ограничившись сигналом "вижу неприятеля". 11 августа V-186 из-за недостатка топлива был отпущен в Данциг на бункеровку.

16 августа V-186 сопровождал заградитель "Deutschland" при постановке мин на линии Ганге - Такхона, а 25-27 августа участвовал в разведке в Финском заливе, во время которой выскочил на камни крейсер Magdeburg. В первую ночь миноносец сопровождал флагманский Augsburg, оба корабля дошли в тумане до уровня Пакерорта, но противника не встретили. После выхода из залива 26 августа в 5:10 командир миноносца сообщил об отказе турбины и, предварительно получив 4 тонны питательной воды, был отправлен в Данциг, но экипаж смог отремонтировать аварию с помощью бортовых средств и V-186 снова вернулся к флагманскому кораблю. Днём 27 августа корабли вновь вошли в Финский залив для продолжения операции, а после прохода немецкого заграждения около 14 часов V-186 был послан к Моонзунду и получил приказ патрулировать на входе, чтобы прикрыть тыл отряда в случае нахождения там русских кораблей. Уже в 18 часов его запас топлива был полностью исчерпан, поэтому он был освобожден от охраны Моонзунда и отправлен в Данциг.
V-187

После этих событий миноносец вернулся в Северное море к своей флотилии.

V-187
V-187
V-187
В это время на Северном море в ходе Гельголандской битвы флотилия понесла первую потерю. 28 августа 1914 года 9 миноносцев 1-й флотилии (V.187-189, 191, G.193-194, 196-197) патрулировали в море, когда получили сообщение о неприятеле и приказ отходить к Гельгоданду. Около 10:00 британский крейсер "Fearless" с эсминцами британской 1-й флотилии заметил шедший к Гельголанду "V.187" и начал его преследование. Немецкий миноносец попытался уйти на юг к устью Яде, но на его пути оказались 2 четырёхтрубных крейсера. Немцы ошибочно опознали их как свои "Straßburg" и "Stralsund" и пошли на сближение. На самом деле это были британские крейсера "Nottingham" и "Lowestoft", посланные Гуденафом в поддержку эсминцам. Англичане открыли губительный для германского миноносца огонь из 152-мм орудий с дистанции 20 кабельтовых. Германский миноносец попытался развернуться и уйти, но ему преградили путь эсминцы 1-й флотилии. Под перекрёстным огнём "V.187" потерял ход. Крейсера ушли, оставив его на добивание своим эсминцам. Ок 10:00 "V.187" пошёл на дно (54°08'N/07°31'O) с поднятым флагом, до последнего ведя огонь. Из 90 человек экипажа миноносца 24 были убиты и 14 — ранены.

Донесение о бое миноносца V-187 I флотилии Валлиса, составлено лейтенантом Яспером.
(Р. фон Шеер. Германский флот в Первую мировую войну, Эксмо, Изографус; СПб. 2002.)

 

Флагманский миноносец V-187 находился в сторожевом охранении, примерно в 24 милях на NWtW от Гельголанда; курс WNW, скорость 16 узлов. Вскоре после 8 ч. с ближайшего справа мателота G-194 донесли: «Меня преследует неприятельский броненосный крейсер». Мы тотчас пошли по направлению на G-194.

В 8 ч. 20 мин. во мгле, примерно в 3 милях на NW, показались два эскадренных миноносца, о чем было донесено по радио на «Кельн». Миноносец полным ходом пошел на SOtO, не теряя из виду эскадренные миноносцы. Вскоре показались еще четыре эскадренных миноносца или крейсера; точно установить это было невозможно, так как видимость уменьшилась. Тогда V-187 самым полным ходом направился к Гельголанду.

Тем временем с «Кельна» пришло приказание I и V флотилиям укрыться у Гельголанда. Вскоре после этого слева по носу, во мгле, в расстоянии 22–27 кабельтовых показались еще четыре эскадренных миноносца, преградивших нам путь к Гельголанду. Они открыли беспорядочный огонь с расстояния около 22 кабельтовых. V-187 повернул на S и в свою очередь открыл огонь из кормового 8,8-см орудия. Снаряды эскадренных миноносцев по большей части очень плохо ложились по целику. Лишь одно орудие посылало неизменные перелеты, ложившиеся в одну и ту же точку; снаряды пролетали вплотную над мостиком V-187. Командир имел намерение полным ходом укрыться в Яде или Эмсе, идя переменными курсами, чтобы затруднять неприятелю пристрелку. Скорость хода была доведена до 28–29 узлов. Эскадренные миноносцы лишь немного сократили расстояние и вели теперь огонь с 16 кабельтовых. Внезапно на 4 румба справа показался неприятельский четырехтрубный крейсер. По-видимому, он сделал прожектором опознавательный сигнал V-187 или своим миноносцам и открыл огонь залпами с расстояния приблизительно 19–22 кабельтовых. После третьего залпа он пристрелялся. Видя невозможность уклоняться, командир решил пойти на сближение. Вся команда, за исключением людей, занятых у орудий, взяла ручное оружие и надела спасательные пояса. V-187 повернул влево, чтобы вести бой на контркурсах.

Бой на контркурсах произошел на расстоянии 6½—4½ кабельтова. Английские миноносцы, по-видимому, от неожиданности, прекратили стрельбу, затем открыли необыкновенно быстрый частый огонь и один за другим повернули за нами. Один снаряд попал в борт под 8,8-см орудием и вывел из строя всю его команду, кроме одного легкораненного унтер-офицера. С этого момента носовое орудие поддерживало лишь очень редкий огонь.

Следующий снаряд попал в четвертую кочегарку и пробил угольную яму. Осколки снаряда вывели из строя кочегаров, свет потух, пар сел, вода перестала поступать в котел.

Одновременно несколько снарядов и осколков ударили в мостик. Я повернул вправо, чтобы таранить концевой истребитель или пробиться у него за кормой.

Одно попадание следовало за другим, непрерывно раздавался грохот падающих снарядов, всюду звенели осколки, весь миноносец был окутан дымом и паром.

Один снаряд попал в вентилятор нефтяного котла, следующий перебил паропровод.

Два снаряда попали в переднюю турбину, и она остановилась. Пар, смешанный с черным дымом, устремился наверх через спуск в машину и через светлый люк.

Второй котел был поврежден, первый также получил попадание.

Часть персонала на мостике уже выбыла из строя; миноносец шел малым ходом и без видимых причин катился носом влево. Тогда тяжелораненный командир приказал потопить миноносец. Я взял один из четырех подрывных патронов, лежавших на мостике, зажег шнур и бросил патрон в носовое турбинное отделение; другие лица, находившиеся на мостике, отнесли два патрона на бак.

Тем временем в бой вступило еще несколько эскадренных миноносцев, подошедших с NW. После того как подрывные патроны были заложены, я приказал покинуть миноносец. Большая часть экипажа бросилась в воду с подогневого борта.

Незадолго до того момента, когда, по моим расчетам, должны были взорваться подрывные патроны, я бросился за борт. Остаток команды кормового 8,8-см орудия (в том числе лейтенант Брауне), до самого конца поддерживавшего огонь, также бросился в воду. Тогда англичане прекратили огонь и спустили на воду гребные шлюпки. Несколько человек было поднято из воды с помощью бросательных концов и спасательных буйков. Меня самого подобрала гребная шлюпка после того, как я несколько минут пробыл в воде. Находясь уже на борту шлюпки, я видел, как V-187 погрузился носом в воду и затонул; на палубе никого не было видно. Кроме меня, шлюпка подобрала еще трех человек из состава команды V-187.

В этот момент германский легкий крейсер «Штеттин» открыл огонь по английским миноносцам. Команда шлюпки поднялась на свой миноносец. Я вместе с тремя матросами отказался подняться на борт, так как мы не хотели попасть в плен. Английский миноносец дал полный ход, и английский матрос, видимо, по ошибке, отдал фалинь.

Оставшись в море на английской шлюпке, я подобрал еще 16 человек. Другая гребная шлюпка, брошенная английскими миноносцами, оставалась здесь же до вечера. На ней распоряжался английский офицер; на ней же находился лейтенант Брауне с несколькими уцелевшими матросами.

Спустя некоторое время с Ost приблизилась в полуподводном положении английская подводная лодка. Она всплыла на поверхность и приняла к себе на борт английскую команду и лейтенанта Брауне. Я держался подальше и снял с себя офицерскую форму, чтобы не быть опознанным и взятым в плен. Подводная лодка, имевшая на носу надпись Е-4, а на рубке № 84 (или также Е-4), погрузилась и ушла в подводном положении на W.

После этого ко мне подошла еще одна маленькая английская шлюпка, на которой находилось 5 человек из состава команды V-187. Все три шлюпки долго гребли по направлению на OSO, к линии сторожевого охранения. Позднее они были приняты миноносцами G-4 и G-11. Тяжелораненным была сделана перевязка, шлюпки были потоплены. После этого миноносцы подняли из воды шесть убитых, осмотрели место гибели V-187 (в поисках остатков карт и книг) и пришли в Гельголандскую гавань. Отсюда портовой пароход «Арнгаст» доставил в Вильгельмсгафен 6 убитых и 44 уцелевших, из них 7 тяжело и около 20 легкораненных.

 

V-188
V-187
25 сентября 1914 флотилия была срочно вызвана в Киль для охраны пролива Большой Бельт, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, но тревога оказалась ложной и утром 27-го миноносцы ушли обратно в Северное море. Затем 1-я флотилия участвовала во многих походах флота, в т. ч. в для обстрела Хартлпула, Уитби и Скарборо 15-16 декабря 1914 г., бою у Доггер-банки 23-24 января 1915 г. (только 2-я полуфлотилия). 26 июля 1915 в 14:00 в Северном море (54°16'N/05°35'O) торпедой британской ПЛ "Е-16" был потоплен V-188, 5 убитых.

1-я полуфлотилия (V.186, V.189, V.190 и G.197) участвовала в операциях в Рижском заливе 8-13 августа и 16-19 августа 1915, а оставшаяся в Северном море 2-я полуфлотилия 11-12 сентября 1915 г. во время минной постановки в районе Шварте-банки временно осталась без G.196, который подорвался на одной из дрейфующих мин, но остался на плаву и был отбуксирован в Вильгельмсхафен.

V-191
На Балтике тоже были потери: 17 декабря 1915 ок. 17:00 V-186 и V-191 при возвращении из дозора с крейсером Bremen, наскочили на минное поле у входа в Рижский залив (57°30'N/21°34'O). V-191 в 17:45 подорвался на мине и затонул с 25 убитыми, за ним последовал крейсер. V-186 спас с погибших кораблей 110 человек (8 офицеров и 102 матроса).

G-193
V-189
25 марта 1916 года около 9:30 утра, британские эсминцы атаковали немецкие патрульные суда у Листа, в то время как самолеты с британского авиатранспорта "Vindex" совершили налёт на ангары дирижаблей в Тондере. Британский эсминец "Lavrock" во время манёвра уклонения от атаковавших его немецких гидропланов протаранил эсминец "Medusa", который сперва пытались буксировать, но затем бросили из-за штормовой погоды. Германский флот контратаковал отступавшие британские корабли и послал находившиеся в разведывательном патруле к северо-западу от Хорнс-Рифа миноносцы 2-й полуфлотилии G.194 (капитан-лейтнант Вильгельм Арнольд) и G.193 на поиски брошенной "Медузы". Уже после того, как из-за штормовой погоды поиск был отменён, миноносцы столкнулись с британским соединением. Британский крейсер "Cleopatra" таранил G.194 и разрезал его пополам (правда его самого тут-же протаранил следующий крейсер "Undaunted)". G 194 затонул в точке 55°33'N/06°05'O с гибелью 93 моряков.

G-197
G-193
Потери флотилии компенсировались введением в её состав новейших кораблей, в то время, как два старых "вулкановских" V.186 и V.189 были переданы также потрёпанной 7-й флотилии.

В Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 г. участвовали обе флотилии, но 1-я ограничилась выходом в море только 4 более новых миноносцев, 6 старых (V.190, G.192, G.193, G.195, G.196 и G.197) были оставлены в базе. 7 флотилия вышла в охранении главных сил в полном составе, но в 07:15 у Гельголанда V.186 был отослан назад из-за текущих конденсаторов, таким образом из всех миноносцев этого типа в сражении участвовал только V.189. В дневном бою флотилия не принимала участия, но ок. 21:00 была послана на юг найти и атаковать британский флот. Вскоре они обнаружили 3-ю бригаду британских линкоров и сбавили ход, чтобы не выдавать себя искрами. В 22:58 вступили в короткую перестрелку с эсминцами британской 4-й флотилии, но вскоре потеряли контакт и вернулись на базу без успехов но и без потерь.

После битвы активность флота снизилась, миноносцы в Северном море в основном прикрывали тральщики в Гельголандской бухте, изредка сопровождая вылазки, например 27 декабря 1916 г. 14-я полуфлотилия 7-й флотилии участвовала в походе IV разведгруппы в район Большой Рыбной банки.

В 1917 V.186 перевели в 8-ю флотилию на Балтику и с 23 сентября по 30 октября 1917 он с флотилией принял участие в Моонзундской операции (командир флотилии - корветтен-капитан Ниден, 16-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Штовассер). При этом 19 октября вместе с S.176 обнаружил в заливе и повредил глубинными бомбами британскую подводную лодку "С-32".

V-190
К началу 1917 в 8-ю флотилию перевели и V.189. 1-я флотилия также избавлялась от старых кораблей и в 1917 передала G.196 и G.197 в 5-ю флотилию, 9-ю полуфлотилию, а в конце года оставшиеся четыре ветерана первой флотилии - в 8-ю флотилию, 15-ю полуфлотилию.

T-196
22 февраля 1918 на всех уцелевших восьми миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т". К этому времени все корабли были на Балтике: T.186, T.189, T.190, T.192, T.193 и T.195 в 8-й флотилии, T.196 и T.197 в 5-й.

В начале 1918 года 5-я флотилия предала свои T.196 и T.197 в сторожевую службу: к апрелю 1918 они уже числились в 1-й эскортной флотилии, 2 полуфлотилии. В конце войны T.192 также был отправлен на перестройку для 2-й эскортной флотилии, но перемирие застало его ещё не готовым. Остальные 5 единиц к концу войны служили в 8-й флотилии, в первой линии на Балтике.

T-190
После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

По условиям версальского договора шесть миноносцев этого типа (T-186, 189, 192, 193, 195, 197) попали под репарации и были переданы Союзникам.

При образовании государственного флота в 1921 г. два оставшиеся (T-190, 196) были оставлены в строю для береговой обороны.

В 1922-1924 корабли были модернизированы - сняты носовые ТА и их срезы заварены листами. Артиллерию заменили на 105 мм пушки. Котлы были полностью переведены на нефть.

T-190
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196

T-196
В 1927-1928 Т-196 прошёл повторную модернизацию, в ходе которой вместо заваренных срезов полноценно продолжили полубак, мостик заменили на новый, коробчатой конструкции. В 1930 подобным образом перестроили Т-190.

В 1931 на Т-196 прожекторы перенесли на мачты, а в 1932-1933 на обоих переделали форштевень.

 
T-190
 
T-190
 
T-196
 
T-190
 
T-190
 
T-190
 
T-190
 
T-190
 
T-190
 
T-196

В 1935 Т-196 перечислили в лидер тральщиков. Торпедные аппараты были демонтированы и на их месте сооружены палубные рубки.

T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196
 
T-196

29 августа 1938 Т-190 перечислили в опытовое судно и переименовали в Claus von Bevern (Корнелий Клаус фон Беферн (Cornelis Claes und van Beveren) - голландский морской офицер, который отличился в последней четверти 17-го века как командующий эскадры бранденбургского морского флота Великого курфюрста Фридриха Вильгельма).

von Bevern
 
von Bevern
 
von Bevern
 
von Bevern
 
von Bevern
 
Bevern

Оба корабля к концу Второй мировой войны использовались как эскортные, например, 10 февраля 1945 Т-196 и торпедолов TF-10 сопровождали транспорт General Shtoiben, когда он был потоплен советской ПЛ "С-13".

Оба корабля пережили войну и достались Союзникам в качестве трофеев.

Claus von Bevern получили США и вскоре затопили его в Скагерраке с грузом химического оружия.

Т-196 достался в качестве трофея СССР, 5.11.1945 зачислен в состав ВМФ и в 02.1946 принят советским экипажем и переименован в Пронзительный, с 15.02.1942 входил в состав БФ, 30.04.1949 исключён и сдан на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
3 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4 Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
5 Р. фон Шеер. Германский флот в Первую мировую войну, Эксмо, Изографус; СПб. 2002.
6 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 22.03.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1911-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
ВМФ СССР 1945-?
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
V187
Гибель "V-187" (рисунок).
T190
"T-190" (справа) в 1924-1927 гг.
T196
"T-196" в 1924-1927 гг.
T190
"T-190" в 1924-1927 гг.
G193
"G-193" в начале службы.

Миноносцы в Либаве, 1917 г.
T190
"T-190" в начале 1930-х гг.

Claus von Bevern
"Claus von Bevern"
T196
"T-196" в конце 1930-х гг.
T196
"T-196" в конце 1930-х гг. За ним - тендер "Nettelbeck", у борта - катер-тральщик "R-24".
T196
"T-196" в конце 1930-х гг.
T196
"T-196" в конце 1930-х гг.
T196
"T-196" в начале 1930-х гг.
T190
"T-190" в начале 1930-х гг.
T190
"T-190" в начале 1930-х гг.
T190
"T-190" или "T-196" в начале 1930-х гг.
T190
"T-190" в начале 1930-х гг.
T196
"T-196" в 1924-1927 гг.
T196
"T-196" в 1924-1927 гг.
G197
Тирпиц на одном из миноносцев этого типа.
G197
"G-197"

V186
"V-186" на испытаниях.
T196
"T-196" в Свинемюнде, нач. 1930-х гг.
T196
"T-196" в 1924-1927 гг.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", расчёт носового орудия.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", ют.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern", вид с мостика в корму.
Claus von Bevern
"Claus von Bevern"
Claus von Bevern
"Claus von Bevern"
T176
"Claus von Bevern"
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T196
"T-196", конец 30-х гг.
T190
"T-190", конец 20-х гг.
T190
"T-190", начало 30-х гг.
T190
"T-190", начало 30-х гг.
T196
"T-190", начало 30-х гг.
T196
"T-196", 1930 г.
T196
"T-196"
T196
"G-10" и "T-196" с визитом в Риге, середина 20-х гг.
G193
"G-193"
V191
"V-191"
V190
"V-190" в Кильском канале в конце войны.
V190
"V-190" на испытаниях.
V188
"V-188"
V187
"V-187" на испытаниях, до перестройки полубака.
V187
"V-187" после перестройки полубака.
V187
"V-187" после перестройки полубака.
V187
"V-187" на испытаниях, до перестройки полубака.
V187
"V-187" на испытаниях, до перестройки полубака.
G192
"G-192"
V186
"V-186"
V186
"V-186"
V186
"V-186"