ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Попытка прорыва в Рижский залив 8-13 августа 1915 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Попытка прорыва в Рижский залив 8-13 августа 1915 г.

 

 

Оперативный приказ вице-адмирала Шмидта от 6 августа ставил задачу морским силам Балтийского моря протралить от мин средний и южный фарватер Ирбенского прохода и прорваться в Рижский залив. Целью операции было после тщательной разведки разбить морские силы русских, заградить южный выход из Моонзунда минами, заблокировать гавань Пернова (Пярну) и произвести демонстративный обстрел Усть-Двинска. Корабли флота Открытого моря, находящиеся под командованием вице-адмирала Хиппера, прикрывали эти операции, используя все возможности, чтобы разбить противника, в случае, если он появиться из Финского залива. Планы военно-морского командования предусматривали, что два маршрута через обширные минные заграждения в Ирбенском проливе и к западу от Озеля должны быть расчищены в течение 3 часов, чтобы дать тяжелым силам достаточно места для маневра.

8 августа в 3:50 2-я дивизия траления из 14 малых тральщиков, переоборудованными из устаревших миноносцев, начала расчищать путь из Писсена в направлении Ирбенского пролива под прикрытием линкора "Braunschweig" и малого крейсера "Bremen". В 04:45 за ней из Лузерорта в сторону Цереля под прикрытием малого крейсера "Thetis" последовал вспомогательный минный дивизион Нойфарвассера из девяти вспомогательных тральщиков, бывших пароходов. В 5.10 подорвался на мине "T-52" и в 5:25 затонул в позиции 57°42'N, 21°51'O, обошлось без человеческих жертв. В 05:38 также подорвался подходящий для спасения потерпевших крейсер "Thetis", и его пришлось отправить в Либаву.

Между тем, две российские канонерские лодки, "Грозящий" и "Храбрый" начали обстреливать тральщики с большого расстояния. Им ответили "Bremen", "Braunschweig" и "Elsaß" и добились двух попаданий в "Грозящий". Между тем, в 7:07 подорвался на мине находившийся в охранении миноносец "S 144", с помощью "S 140" и "S 147" он смог добраться до Либавы.

Все время непрерывно продолжалось разминирование. Около 10:30 утра русский боненосец "Слава" вышел из Ирбенского пролива и с 16 000 метров открыл огонь по "Braunschweig" и "Elsaß", которые немедленно ответили. "Слава" сразу отвернул и удалился в Рижский залив. В 11.15 разминирование было завершено, но в 13:32 на позиции 57°42'N, 21°55'O подорвался на мине и затонул тральщик "T-58" на незамеченной ранее второй полосе заграждения. Снова обошлось без человеческих потерь.

Прорыв, который планировалось выполнить за 3 часа, фактически занял более 9 часов. Это означало, что вспомогательный минный заградитель "Deutschland" уже не успевал при дневном свете выполнить основную задачу похода - выставить мины в Моонзунде. К тому-же на некоторых кораблях кончались запасы угля. Кроме того имелась постоянная опасность от подводных лодок: британская подводная лодка "E 1" безуспешно атаковала крейсер "Stralsund", а российская "Гепард" - "Lübeck". Поэтому все корабли, за исключением нескольких, оставшихся для охраны расчищенных путей, ушли в порты Виндау и Либау для пополнения запасов угля, которого должно было хватить на весь следующий день. Тем временем российский эсминец " Новик" снова сумел заминировать часть Ирбенского пролива.

На следующий день, 10 августа, в качестве отвлекающего маневра крейсер "Kolberg" в сопровождении миноносца "V 28" обстрелял на маяк на острове Уто в Финском заливе, и в результате имел краткую встречу с российскими эсминцами. В 6 часов утра линейный крейсер "Von der Tann" вместе с миноносцами "S 131" и "G 197" был выделен для поддержки группы "Kolberg", которая вступила в бой с российским крейсером "Громобой". Последний отвернул перед превосходящим противником и линейный крейсер перенёс огонь на береговую батарею на Уто и сразу получил попадание снарядом среднего калибра в переднюю трубу.

В то же время большие крейсера "Roon" и "Prinz Heinrich" под прикрытием малых крейсеров "Bremen" и "Lübeck" и X. флотилии миноносцев подошли к Ирбенскому проливу для обстрела русской батареи на м. Церель, отогнал русские эсминцы, повредив в короткой стычке один из них ("Сибирский стрелок" получил два попадания) и затем 40 минут обстреливали мыс. При этом "Roon" трижды был атакован подводными лодками - русской "Гепард" и британской "Е-1", правда безуспешно.

11 августа бои прекратились, а русские эсминцы "Новик", "Финн", "Доброволец", "Генерал Кондратенко", минный заградитель "Амур" и пять других кораблей сумели выставить в Ирбенском проливе в общей сложности 350 мин. С немецкой стороны для поддержки и наблюдения в район между Оденсхольмом и Дагё были отправлены подводные лодки "U 9" и "U 26". Подводная лодка-заградитель "UC 4" должна была заминировать выход к Утё, была атакована британской подводной лодкой "E 9", выпустившей три торпеды, но безуспешно и выполнила задачу 14 августа. А вот подводная лодка "U 26" после 11 августа пропала без вести в Балтийском море, вероятно, затонула вместе со всем экипажем после подрыва мины.

 

Группа прорыва (вице-адмирал Шмидт)

IV-я линейная эскадра (7 броненосцев)
Wittelsbach (флагман)

Разведсилы Балтийского моря (2 больших крейсера, 4 малых крейсера, 2 эсминца)
VIII. флотилия миноносцев (15-я и 16-я полуфлотилии, 11 кораблей)

X. флотилия миноносцев (19-я и 20-я полуфлотилии, 11 кораблей)


II. тральный дивизион (14 кораблей)


Подводные лодки
 
U 9, U 26, UC 4


Минный заградитель
Deutschland


Группа прикрытия

I-я линейная эскадра (8 дредноутов)
Ostfriesland (флагман)

I-я разведгруппа (3 линейных крейсера)
Seydlitz (флагман)

II-я разведгруппа (4 малых крейсера)

флагман миноносцев

1-я флотилия миноносцев (только 1-я полуфлотилия, 4 корабля)

3-я флотилия миноносцев (5-я и 6-я полуфлотилии, 10 кораблей из числа V-162...164, S-165...169, G-170, 172...173, один из них не участвовал)
...
...
...
...
...

...
...
...
...
...

5-я флотилия миноносцев (9-я и 10-я полуфлотилии, 8 кораблей из числа V-1...6, G-7...12, четыре из них не участвовали)
V.1
...
...
...

G.7
...

9-я флотилия миноносцев (17-я и 18-я полуфлотилии, 10 кораблей)


1-й тральный дивизион (13 кораблей)


Дирижабль
Parseval PL25


 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Rudolf Firle: Der Krieg zur See 1914-1918. Der Krieg in der Ostsee. Band II Das Kriegsjahr 1915. Frankfurt/Main: Mittler 1929
Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr, Hans Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Bd. 1 Herford 1993
Lutz Bengelsdorf: Der Seekrieg in der Ostsee 1914–1918. Hauschild, Herford 2008


последнее обновление: 19.01.2024