Вечером 24 сентября германский консул в Мальмё получил уведомление, что английские корабли хотят пройти сегодня ночью через Каттегат. Насколько позволяли небольшие силы под командованием начальника дивизии береговой охраны, он усилил охрану трех проливов. Были подготовлены постановки вторых минных заграждений в Ленгеланде и Малом Бельте и закрытие минами Фемарнского пролива. В напряженные дни в качестве подкрепления для охраны Зунда были запрошены корабли дивизии учебных крейсеров и размещены на линии аванпостов на Зунде. Авиаразведка все еще находилась в зачаточном состоянии, и ей также мешал тот факт, что не разрешалось пролетать над территорией Дании.
Когда донесение военного атташе из Стокгольма о проникновении английского флота в Большой Бельт 24 сентября в 22 часа достигло штаба, адмирал В. Поль и капитан-цур-зее Ценкер сначала были под впечатлением их правоты. Действительно примечательно, что эта новость пришла из шведского Мальмё, а в Копенгагене ничего знали. Тем не менее сам факт не подвергался сомнению.
Меры, принятые начальником штаба адмиралтейства, распространялись прежде всего на ускоренную переброску в Балтийское море через канал кайзера Вильгельма сил открытого моря. В 22:20 командующий ФОМ получил приказ «немедленно отправить в Балтийское море как можно больше крейсеров, миноносцев и подводных лодок и принять меры к ускоренному переходу через Канал 2-й линейной эскадры».
Вскоре после этого адмирал фон Поль получил приказ подготовить к переходу по каналу также I. и III. эскадры. Главнокомандующий Балтийскими морскими силами, находящийся с IV и V эскадрами в восточной Балтике, не получил никакого приказа, только сообщение из Мальмё. Командующий Силами открытого моря еще в 2:27 25 сентября доложил: "Roon", "Prinz Adalbert", 6 малых крейсеров, 3 флотилии миноносцев и все имеющиеся подводные лодки отправлены на Эльбу для похода по каналу. 2-я эскадрилья чиста на Эльбе и в 4.30 утра для перехода по каналу. I и III эскадры и броненосный крейсер будут готовы к выходу в Балтийское море, вероятно, через четыре-пять дней после того, как в Вильгельмсхафене будут сданы уголь и боеприпасы. Дирижабль "L 3" должен подняться 25 сентября в 4:30 для рекогносцировки.
Из этих приказов и донесений следует, что если бы англичане действительно проникли в Балтийское море, силы открытого моря прибыли бы слишком поздно, чтобы предотвратить прорыв на южных выходах из проливов. Новейшие, более мощные линейные корабли и линейные крейсера из-за большой осадки, которую было необходимо уменьшить до 8,5 м, могли завершить переход по каналу лишь через несколько дней и не могло быть и речи о немедленном их появлении на Балтике. По-видимому, возможность вывода флота или его частей против тыловых английских соединений, которые могли проникнуть в Скаген, со стороны Северного моря не рассматривалась. К вечеру 25 сентября британские силы в Кильском заливе имели бы перед собой лишь небольшой отряд дивизии береговой обороны.
Части сил открытого моря прибыли бы одна за другой только позже. Положение в Северном море с 25 по 27 сентября также было достаточно критическим: все легкие крейсера, подводные лодки и пять флотилий миноносцев были на марше или уже в Балтийском море, 2-я эскадра в Брунсбюттеле, 1-я и 3-я эскадры и броненосные крейсера до 25 часов дня заняты сдачей угля и боеприпасов для того, чтобы привести корабли к необходимой для перехода через канал осадки.
Однако, ситуация быстро менялась. Начальник дивизии береговой охраны и заместитель главнокомандующего балтийскими силами контр-адмирал Мишке получил сообщение «Мальмё» из Адмиралтейства в Берлине 24 сентября в 21:07 и после него уже предполагалось, что проход в балтийские проливы крупного английского соединения маловероятен, и это была всего лишь попытка провести в Балтийское море английские подводные лодки. Поэтому силам открытого моря, направлявшимся к Килю, в 13:30 было приказано вернуться в Северное море. До тех пор, пока Принц Генрих со своими силами не вернётся в Киль, должны были оставаться два крейсера, две флотилии миноносцев и три подводных лодки, которые все еще находились в распоряжении начальника дивизии береговой обороны.
Независимо от телеграфного приказа гросс-адмирала, который Мишке получил позже, он немедленно решил поставить второй барьер в Лангеланде, на этот раз без разрыва. На всякий случай он заранее позвонил заместителю начальника штаба в Берлин, который также признал необходимость закрытия Лангеланда.
В ту же ночь в час ночи 25 сентября минные пароходы вспомогательного дивизиона "Odin", командир капитан-лейтенант Ассманн (Aßmann), "Hertha", командир капитан-лейтенант Шепке (Schepke), и "Prinz Adalbert", командир капитан-лейтенант Вильгельм Мейснер (Wilhelm Meißner), заложили второй барьер в Кьельснор-Маяк - Каппель-Кирхе, заложенный 337 минами. Длина однорядного заграждения составила 7,5 миль, глубина постановки 3 м, самая западная мина на глубине около 20 м, самая восточная - около 5 м. Брешь под юго-восточным побережьем Лангеланна была закрыта полосой длиной 1,5 мили. Здесь, как и на восточном конце большого барьера, глубина мин составляла всего 2 м в пределах 10-метровой линии, чтобы не допустить прорыва туда вражеских эсминцев.
Три минных парохода немедленно вернулись в Киль, чтобы пополнить запас мин, а затем вместе с "Deutschland" и "Rügen" отправились на резервную позицию в Хайлигенхафене.
В течение ночи адмирал Мишке собрал все корабли, которые можно было найти в Кильском заливе, вне зависимости от их подчиненности. Сюда же включили и линейный крейсер "Derfflinger", который еще достраивался на верфи и лишь условно был готов к отплытию, поэтому боеспособным не являлся.
К утру 25 сентября охрана проливов была усилена всеми имеющимися силами. Первоочередной задачей была защита южного выхода из Большого Бельта. Здесь в 7 часов были собраны: "Friedrich Carl", капитан-цур-зее Шлихт (Schlicht), "Prinz Heinrich", капитан-цур-зее фон Крозиг (v. Krosigk), "Hertha", "Vineta", "Kaiserin Augusta", капитан-цур-зее Бертрам (Bertram), "Derfflinger", капитан-цур-зее фон Рейтер (v. Reuter). На "Friedrich Carl" поднял свой флаг начальник дивизии береговой охраны. Эти силы, собранные в спешке, не могли, конечно, оказать большого сопротивления.
"Thetis", фрегаттен-капитан Ниппе (Nippe), "Berlin", фрегаттен-капитан фрайхерр Фридрих фон Бюлов (Freiherr Friedrich v. Bülow), "S 121", "S 123", "S 125" из 19-й полуфлотилии и пять миноносцев из школы при Восточной станции, стояли для охраны непосредственно южнее второго минного заграждения. Большинство крейсеров отошли примерно на 5 морских миль к югу от линии заграждения, меняя курс и скорость.
Были выведены две линии подводных лодок, перекрывавших под углом выход из Большого пояса: балтийские "U-А", "U-1", "U-3", "U-4", "U-26" и лодки Сил открытого моря "U-27", "U-29", "U-30" лидерами "D 5" и "T 101". Линии были выставлены с рассветом 25 сентября, лодки предварительно погрузились у буев. С наступлением темноты они вернулись в Киль.
"Hansa", "Victoria Louise", а также "Sleipner" и "Carmen" стояли в проливе у плавмаяка "Falsterbo-Ref", выдвинутого к параллели Фальстербо-Удде для наблюдения за каналом Флинт. На Малом Бельте дежурили "Lübeck", фрегатен-капитан Хальм (Halm), "Panther", траулеры и минный пароход "Hertha".
Как видно, большая часть сил была объединена для защиты южного входа в Большой Бельт. Южный выход из Зунда был очень слабо защищен от проникновения подводных лодок. Контр-адмирал Мишке, как и все участники, в тот период верил во вторжение тяжелых надводных сил.
Два готовых к эксплуатации самолета из Хольтенау в 5 часов утра 25 сентября получили приказ провести разведку на север вдоль Большого Бельта в районе маяка Шульцгрунд и, поскольку самолеты не были оснащены радиооборудованием, сообщить информацию о противнике устно на "Panther", которая передаст по подводному телеграфу через сигнальную станцию Бюльт на "Friedrich Carl". Им было прямо сказано не летать над территорией Дании. Командир дирижабля "PL 6" в Халле старший лейтенант-цур-зее Хирш (Hirsch) получил приказ быть готовым к немедленному взлёту.
На рассвете 25 сентября контр-адмирал Мишке провел все необходимые приготовления для противодействия вторжению англичан в Балтийское море. Хотя все сделано так быстро, как только могли позволить обстоятельства, прошло двенадцать часов с тех пор, как репортер из Мальмё сообщил о вступлении английских кораблей в Большой Бельт. Таким образом, к этому времени всем заинтересованным сторонам стало ясно, что либо английские войска уже должны были быть там, либо все сообщение было ложным. Ход и продолжительность всех приготовлений доказывали правильность рассуждения, что если бы вторжение было проведено энергично, то все вооруженные силы, кроме тех, которые уже образовали охрану на месте, пришли бы слишком поздно.
Неверность сообщения подтвердилась в 9 часов утра донесениями с самолетов и дирижабля "L 3", не обнаруживших противника. В течение утра добавлялись идентичные донесения с пароходов. Теперь контр-адмирал Мишке рассчитывал только на возможность прорыва английских подводных лодок, поэтому он освободил от вахты "Derfflinger", "Prinz Heinrich" и "Berlin", но в остальном полностью сохранил службу охраны.
Первым кораблем Сил открытого моря, прибывшим в Киль 25 сентября в 15 часов, стал "Hamburg" с командиром подводных лодок на борту. Все девять подводных лодок, имевшихся в Северном море, следовали за своим кораблем-лидером. Таким образом немецкая бухта была полностью лишена подводных лодок.
В 20 часов "Roon" и "Prinz Adalbert" встретились с I и III флотилиями миноносцев в Киле. Они в 1.45 в Вильгельмсхафене получили приказ идти в Балтийское море, направились в Эльбу и в 10.40 вошли в шлюз в Брунсбюттеле. На «Roon» поднялся командир 2-й группы разведывательных кораблей контр-адмирал фон Ребер-Пашвиц, который должен был принять на себя командование всеми силами открытого моря, направляемыми в Балтийское море. Он писал в своем боевом дневнике, «что когда он прибыл в Киль, ситуация в Балтийском море не была известна до 5 часов утра». Так было и с лидером подводных лодок. Начальник дивизии береговой охраны находился в море, главнокомандующий приближался к Килю на «Braunschweig». Неясность усугублялась тем, что уже днем 25 и в ночь на 26 сентября по приказу начальника адмиралтейства начальник открытого моря ускорил отзыв в Северное море всех легких крейсеров и подводные лодок, а также флотилий миноносцев, некоторые из которых все еще находились в походе в Ла-Манше.
Контр-адмирал фон Ребер, "поскольку он не получил к тому времени никаких приказов и не хотел становиться на пути кораблей дивизии береговой охраны, задачи которой были ему неизвестны", бросил якорь у восточного выхода из русла Фемарна под маяком Мариен. Также он считал благоприятным центральное расположение своей якорной стоянки на Зунде и Фельтене, чтобы в случае необходимости иметь возможность быстро появиться в любой точке. На следующее утро он отплыл с обоими кораблями к южному выходу из Большого Бельта, а утром 27-го оба крейсера ушли обратно в Северное море.
1-я флотилия миноносцев утром 26 сентября была отправлена в Фермарнский Бельт для обеспечения безопасности эскадр, идущих с востока, и оставалась там до возвращения в Северное море во второй половине дня 27 сентября.
Вечером 25 сентября радиограммой главнокомандующего с "Braunschweig" защита Зунда была переключена на подводную опасность: «Обратить особое внимание на скорейшее надежное прикрытие Зунда от подводных лодок». Стоящие там "Hertha" и "Vineta", а также миноносцы "V 25" и "V 27" 26 сентября в 5 часов утра были усилены III флотилией миноносцев (от "S 162" до "G 173"), старший лейтенант-цур-зее Холлманн (Hollmann). Во второй половине дня "V 25", "V 27" и III флотилия были отпущены, их сменила пришедшая с востока 2-я флотилия миноносцев, которая до особого распоряжения подчинялась гросс-адмиралу.
Вечером 26-го, после прибытия в Киль, командование взял на себя гросс-адмирал. Прежде всего, отныне основной упор делался на охрану Зунда от вторжения вражеских подводных лодок. С 28 сентября и до особого распоряжения главнокомандующий по приказу военного штаба для защиты Зунда и Большого Бельта от подводных лодок оставил только дивизию учебных крейсеров и 2-ю флотилию миноносцев. Этими силами и кораблями дивизии береговой охраны сторожевая служба в западной части Балтийского моря велась с особой силой с конца сентября, так как гросс-адмирал считал весьма вероятным повторение попытки англичан вывести подводные лодки в Балтийское море. Исходя из тех же соображений, губернатор Киля адмирал Бахман приказал выставить третью линию штатного минного заграждения. При установке глубины 5 м в первом ряду и 7 м во втором ряду мины заграждения должны были быть в первую очередь эффективны против подводных лодок.
В результате предупреждений штаба местные меры по блокированию Малого и Большого Бельтов претерпели некоторые изменения. Более строгое обозначение было введено в Орезунде: были убраны два плавучих маяка, потушен внешний огонь и осветительные буи. Ночью, таким образом, вряд ли можно было ожидать прорыва даже легкими силами, но днем прорыв и линейными кораблями был возможен, так как дневное обозначение не отличалось от обозначения мирного времени. Поскольку в Малом Бельте не было дежурных минных заградителей, главнокомандующий ещё в конце августа поставил там четыре брандера, чтобы полностью перекрыть фарватер, потопив эти корабли в течение 20 минут, если возникнет угроза вторжения противника.
Позже в Оресунне была предпринята попытка перекрыть проход, поставив брандеры на якорь поперек фарватера и одновременно соединив отдельные суда друг с другом тросами. Однако из-за сильного ветра и течения на кораблях этот барраж, установленный между островами Линдерум и Аарё через единственный там фарватер шириной 500 м, не выдержал. Поэтому главнокомандующий отказался от их использования и не возражал, когда 30 сентября по приказу Военного министерства брандеры были переданы для оснащения трех новых заграждений в Се5верном море.
крейсера |
|
Hertha |
|
Vineta |
|
Hansa |
|
Victoria Louise |
|
Berlin (только 24-25 сентября) |
+
|
Derfflinger (только 24-25 сентября, фактически ещё не готов) |
|
миноносцы |
+ ещё три из учебной флотилии (?) |
сторожевая группа (канонерка и 4 траулера) |
|
подводные силы |
|
|
Минные заградители (5 ед) |
|
Брандеры (4 ед) |
|
Дирижабли (2 ед) |
|
|
подкрепления с Северного моря |
|
миноносцы |
I флотилияIII флотилия + девять подводных лодок |
|
состав сил после ухода подкреплений вечером 26 сентября |
|
Hertha |
|
Vineta |
|
Hansa |
|
Victoria Louise |
|
миноносцы |
II флотилия+ предположительно |
сторожевая группа (канонерка и 4 траулера) |
|
Минные заградители (5 ед) |
|
Брандеры (4 ед) |
|
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922. |
последнее обновление: 23.05.2022
|