


1-я серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Схема бронирования практически в точности повторяла вариант Wittelsbach, но вооружение значительно усилилось. Фирма Круппа - монопольный поставщик морских орудий - успела разработать более мощные 280-мм орудия (хотя все еще уступавшие двенадцатидюймовкам других стран). Изменилась и средняя артиллерия. Её попытались еще более усилить за счет замены в общем-то обычного 150-мм калибра на 170-мм. При этом количество пушек уменьшилось с 18 до 14, но за счет устранения смещенных к оконечностям установок, которые на предыдущих кораблях все равно было трудно использовать из-за сильного заливания на большой скорости. 170-мм калибр, по мнению специалистов, соответствовал максимальному весу снаряда (около 70 кг), с которым еще можно было иметь дело в отсутствии механической системы заряжания; потенциальные же противники Германии считали, и этот вес слишком большим для казематной установки и подвергли "Braunschweig" такой же критике, как и их предшественников.
Использование башен для размещения 4 из 14 170-мм орудий вызывало критику из-за их низкой надежности, большого веса, дороговизны и тактической нецелесообразности.

3 корабля вошли в состав 2-й эскадры Флота Открытого моря, 2 других в состав 4-й. В начальном периоде войны они неоднократно перебрасывались на Балтику. Вскоре немецкий флот начал испытывать острый недостаток личного состава для вступавших в строй новых дредноутов, крейсеров и многочисленных подводных лодок. Поэтому на старых броненосцах сохранили только часть экипажа и низвели их до статуса охранных судов, поставленных на якорь в различных базах флота, позже с них сняли всю среднюю артиллерию и большую часть 88-мм.
В 1916 г. первые четыре были полностью разоружены, на "Lothringen" оставили 10-170 мм казематных орудий, но в 1918 и их демонтировали.
"Braunschweig" в 1916 г. был выведен в резерв. С августа 1917 г. использовался в качестве вспомогательного корабля. "Elsass" с июля 1916 г. служил учебным кораблем. "Hessen" с 1917 г, использовался в качестве блокшива. "Preußen" и "Lothringen" с 1916 г. служили в качестве брандвахтенных кораблей.
"Preußen" и "Lothringen" в 1919 г. переоборудовали в носители катеров-тральщиков, на активной службе остались "Hessen" "Braunschweig" и "Elsass".
По мере вступления в строй "карманных линкоров" (формально подходивших под Версальские ограничения) необходимо было избавляться от "стариков". В 1931 г. 4 из перечисленных броненосцев исключили из списков флота и сдали на слом. ("Braunschweig" в 1931 г. продан на слом, "Elsass" в 1931 г. исключен и до октября 1935 г. служил опытовым кораблем, сдан на слом в 1936 г., "Lothringen" исключен из состава флота в 1926 г., "Preußen" — в 1929 г. Оба проданы на слом в 1931 г.)
Рекорд долгожительства поставил "Hessen". Получив в 1935-1937 гг. новые котлы (18000 л.с, 20 уз), он был полностью перестроен в радиоуправляемый корабль-цель и в этом качестве активно использовался в фашистском флоте. Ему удалось пережить войну, после которой он попал во флот Советского Союза, получив простое название "Цель", под которым просуществовал до середины 60-х годов.


Линкоры типа "Braunschweig" являлись улучшенным вариантом предшествующего типа "Wittelsbach": на них установили более мощную батарею главного и среднего калибров при сохранении того же бронирования.
Корабли были 126 м в длину по ватерлинии и 128 м наибольшей длиной (всего на 1,2 м длиннее), они имели ширину в 22 м (также на 1,2 м шире) и проектную осадку 8,1 м (без изменений). Корпуса кораблей разделялись на тринадцать водонепроницаемых отсеков и имели двойное дно на 60 процентов длины корпуса. Водоизмещение составляло 13208 тонн по проекту (на 1500 тонн больше) и 14394 т при полной загрузке. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 21,3 т.
Броненосцы типа "Braunschweig" были снабжены тремя паровыми машинами тройного расширения, которые имели суммарную мощность в 16000 л.с. (на 2000 л.с. больше). В трёх котельных отделениях располагались 14 паровых котлов (на 2 больше): 8 военно-морских с 16 топками и 6 цилиндрических ПК с 22 топками (всего 38 топок), вырабатывающие пар с тем же рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4550 кв.м.
На "Hessen" были установлены 10 ПК - 8 военно-морских с 16 топками и 2 нефтяных военно-морских с 2 топками (всего 18 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4210 кв.м.
После 1915 часть котлов была переведена на смешенное угольно-нефтяное отопление. (Нехватка высококачественного угля в военное время вынуждала применять уголь низкого качества. Для того, чтобы поддерживать мощность, необходимо было повысить температуру горения в котлах. Для этого туда впрыскивали мазут.)
Корабли имели один руль и три винта. Два внешних винта были трёхлопастные, 4,8 м в диаметре. Центральный винт был четырехлопастным, 4,5 м в диаметре. Наибольшая скорость по проекту - как и у предшественников - 18 узлов, но в ходе испытаний они показали несколько лучший результат: при мощности от 16400 до 16980 л.с. (12200 и 12700 кВт), наибольшая скорость колебалась между 18,2 и 18,7 узлами. При том же запасе топлива проектная дальность на скорости 10 узлов была такой-же, но по результатам испытаний три из броненосцев могли пройти 5200 морских миль (на 200 миль больше предшественников), за исключением "Lothringen", который показал проектные 5000 миль, и "Hessen", который страдал от неустойчивого управления котлами, повышавшего потребление топлива и сокращавшего дальность до 4530 миль.
Первые два корабля, Braunschweig и Elsass, имели четыре генератора, общей мощностью 230 kW (74 V), три следующих: Hessen, Preußen, и Lothringen имели четыре турбо-генератора, соответственно 260 kW (110 V).
Броненосцы были защищены броней Круппа. Схема в целом повторяла предшественников, но была несколько увеличена толщина главного пояса - 250 мм (против 225), в оконечностях он остался 100 мм. Башни главного калибра имели 250 мм стенки и 50 мм крышу. Носовая боевая рубка имела более толстую броню: 300 мм стенки и 50 мм крышу (против 250/30), кормовая осталась прежней: 140 мм и 30 мм. Цитадель была защищена 140 мм бронёй, башни среднего калибра - 150 мм бронёй, казематные пушки имели экраны по 70 мм. Горизонтальная броневая защита состояла из идущей на всю длину корпуса броневой палубы, спускающейся по бортам до нижней кромки броневого пояса. Бронирование палубы в горизонтальной части стало меньше 40 мм (против 50), в то время, как скосы в оконечностях были усилены до 140-75-140 мм (против 120-75-120). Вторая, тонкая броневая палуба устроена выше ватерлинии - спереди и сзади каземата, спереди и сзади цитадели и над казематом на уровне верхней палубы.
Основное вооружение кораблей было мощнее, чем у предшествующих проектов, но все еще более слабым, чем у современных иностранных линкоров, хотя конструкторы уверяли, что за счёт лучших баллистических характеристик по дальности стрельбы и пробивной силе они не уступали британским 12-дюймовкам. Теоретически это было верно, но позже, уже во время мировой войны, выяснилось, что попадания британских 305-мм снарядов вызывали большие разрушения, чем немецкие 280-мм.
Таким образом, главный калибр включал четыре скорострельных 28-см пушки (11 дюймов) SK L/40 ("SK" (Schnelladekanone) - "скорозарядная") в двухорудийных башнях, в отличие от четырех 24 см (9.4 дюймов), размещённых теперь на одной высоте над КВЛ. Пушки имели угол возвышения до +30 градусов, снижения до -4 градуса и максимальную дальность стрельбы 18800 м. Они стреляли 529-ф снарядами с начальной скоростью 820 м/с, общий боезапас главного калибра составлял 340 снарядов, по 85 на пушку. Угол обстрела этих орудий составлял 270°.
Батарея среднего калибра состояла из четырнадцати 17-см (6,7 дюймов) скорострельных пушек SK L/40, четыре из которых были установлены в одноствольных башнях, остальные десять - в казематах в середине корабля. Пушки стреляли 141-ф. снарядами с начальной скоростью 850 м/с. Орудия башенных установок имели угол возвышения в 30 градусов, максимальную дальность стрельбы 16900 м и угол обстрела почти 150°, тогда как казематные пушки могли подняться только на 22 градуса, и имели меньшую дальность стрельбы - 14500 м (15850 ярдов). Три средние из них имели угол обстрела не менее 90°, тогда как угловые пушки могли также стрелять прямо на нос или на корму и имели угол обстрела по крайней мере в 120°. 17-см пушки имели боезапас в общей сложности 1820 снарядов, по 130 на пушку. При проходе Кильским каналом три центральные 17 см казематные пушки должны были убираться внутрь корпуса, так как были не в состоянии быть повёрнутыми так, чтобы не выступать за габариты корпуса, которые почти совпадали с шириной шлюзов.
Противоминная артиллерия составляла из четырнадцати 8,8 см (3,5 дюймов) скорострельных пушек SK L/35 в казематах вдоль судна. Пушки стреляли 15,4-ф снарядами с начальной скоростью 770 м/с, и имели угол возвышения в 25 градусов и максимальную дальность стрельбы 9090 м. Нововведением по сравнению с предшественниками была низкая установка 8,8-см пушек в корпусе — по четыре в носу и корме. Подобное размещение можно объяснить желанием несколько разбросать легкую артиллерию, ранее сосредотачиваемую на надстройках, с целью уменьшения мёртвых углов, с которых могли атаковать миноносцы. На практике это решение оказалось неудачным - в свежую погоду и на полном ходу пушки не могли вести огонь из-за заливаемости.
Корабли также были вооружены шестью 45 см (18 дюймов) торпедными аппаратами, с общим боезапасом в 16 торпед.

Корабли обладали хорошей мореходностью и плавным ходом, но были склонны к сильной качке, хоть и медленной. Они отлично управлялись и имели малый радиус поворота на низкой скорости, но при полном повороте руля теряли до 70 процентов скорости и кренились на 12 градусов. Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 15200 тм, поперечная метацентрическая высота 1,02 м, продольная 144 м. Остойчивость была максимальная при 30,5° крена и нулевой при 60,5°.
Экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых, при использовании в качестве флагмана эскадры, дополнительно 13 офицеров и 66 рядовых.
Корабли несли десять малых плавсредств на борту: два больших паровых катера, два баркаса, один вельбот (позже снят), два катера, два яла, и один (позже два) ялика.
Lothringen
Preußen
Braunschweig
Hessen
Preußen
Preußen
Braunschweig
Braunschweig
Elsass
Preußen
Preußen
Preußen
Lothringen
Preußen
Схема окраски
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы,
позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы,
вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением
устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Сперва корабли были практически идентичными, отличаясь только формой шлюпочных кранов. Прожектора располагались на салингах.
В 1906 г. на Lothringen трубы удлинили на 2,5 м.
В 1909 была изменена конструкция мачт - добавлены брам-стеньги, снята площадка фор-марса, и изменено количество и расположение прожекторов: 1 оставлен на топе фок-мачты, 1 размещён на площадке над фор-марсом на высоте 20 м над КВЛ, 2 на диагонально на крыше грот-марса и 2 на площадках у носовой трубы.
В 1912-1914 на брам-салингах были установлены наблюдательные площадки артиллеристов.
С 1914 г. на Braunschweig и Elsass расположение прожекторов: по одному на топах мачт и 2 на площадках у носовой трубы.
Учебный блокшив Lothringen в 1917-1918 нёс противоторпедные сети.
В 1917-1918 Hessen, стоя в Брунсбюттеле, за написанное большими буквами на его борту предупреждение, получил шутливое прозвище "Самый малый ход" (S.M.S. Kleinste Fahrt).


Braunschweig
Заказанный первым в серии, как "Schlahtschiff H", корабль был заложен вторым, 24 октября 1901 г. на верфи Germania в Киле под строительным номером 97. 20 декабря 1902 г. он был первым спущен на воду и получил имя Braunschweig, став первым германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в октябре 1904, стоимость постройки составила 23 млн. 893 тыс. марок.
Braunschweig
Preußen
Заказанный вторым в серии, как "Schlahtschiff J", корабль был заложен первым, 5 сентября 1901 г. на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 696. 26 мая 1903 г. он был вторым в серии спущен на воду и получил имя Elsass, став первым (и последним) германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в ноябре 1904, стоимость постройки составила 23 млн. 983 тыс.марок.
Preußen
Hessen
Заказанный третим в серии, как "Schlahtschiff K", корабль был заложен четвёртым, 14 июня 1902 г. на верфи AG Vulcan в Штеттине под строительным номером 256. 30 октября 1903 г. он был четвёртым в серии спущен на воду и получил имя Preußen наследовав имя от старого броненосного фрегата Preußen (сп. 1873), который будучи к этому времени уже портовым судном, был переименован в Saturn, что бы освободить имя. Линкор был завершён в декабре 1905, стоимость постройки составила 23 млн. 990 тыс. марок.
Lothringen
Заказанный четвёртым в серии, как "Schlahtschiff L", корабль был заложен третим, 15 апреля 1902 г. на верфи Germania в Киле под строительным номером 100. 18 сентября 1903 г. он был третим в серии спущен на воду и получил имя Hessen, став первым германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в сентябре 1905, стоимость постройки составила 23 млн. 867 тыс. марок.
Lothringen
Заказанный последним в серии, как "Schlahtschiff M", корабль и был заложен последним, 14 ноября 1902 г. на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 716. 27 мая 1904 г. он был последним в серии спущен на воду и получил имя Lothringen, став первым (и последним) германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в мае 1906, стоимость постройки составила 23 млн. 801 тыс. марок.
Elsass
Elsass
Braunschweig
ElsassВ декабре 1904
Braunschweig вошёл в состав 2-й эскадры учебного флота, заменив броненосец береговой обороны "
Odin".
Elsass во время испытаний 15 декабря повредил руль и до февраля 1905 находился в ремонте. Испытания продлились до начала мая. После прохождения подготовки по программе одиночного корабля и отрядами, особенно после проведения интенсивных артиллерийских стрельб, оба корабля в составе 2-й эскадры действующего линейного флота во главе с линкором
Kaiser Wilhelm II с 13 мая по 10 июня 1905 г. начали выполнение летней программы обучения.
BraunschweigС 12 июля по 9 августа состоялись продолжительные
летние учения флота. Маневры начались 12 июля обычным длительным походом в Северном море. Затем, согласно плану, здесь же должен был начаться первый этап летних учений, после чего для проведения последующего этапа учений следовало провести переход флота вокруг мыса Скаген в Балтийском море. Но по политическим причинам это пришлось изменить.
Braunschweig
ElsassСостоявшееся к этому моменту времени государственно-правовое разделение Швеции и Норвегии на два самостоятельных государства сделало нежелательным посещение германскими военными кораблями норвежских портов. Уважение Германией реального политического состояния стран в этом регионе продемонстрировали тем, что кайзер, хотя и провёл обычный летний поход своего флота у берегов Норвегии, перенёс манёвры в Балтийское море, но не удержался и закончил их посещением шведских портов.
Во время перехода действующего линейного флота через пролив Каттегат в Балтийское море германский флот произвёл акт политической демонстрации по отношению к Дании. Впервые корабли флота прошли через пролив Зунд и посетили столицу Дании Копенгаген, где некоторые линкоры посетил датский король Христиан IX.
Preußen
После окончания летних маневров часть кораблей флота, в том числе Elsass и Braunschweig, с 20 по 24 июля 1905 посетили Гётеборг (в то время Гётенбург), а со 2 по 7 августа Карлскруну - морские ворота шведской столицы Стокгольма.
ElsassВ июле 1905 был завершён
Preußen и приступил к боевой подготовке.
26 августа германский флот вышел из Киля, 28 августа прибыл на рейд Свинемюнде, где расположился рядом с кораблями британской эскадры.
Braunschweig
PreußenОбщение между моряками обоих флотов по обыкновению было внешне дружелюбным, но оставаясь всё же, как и во Фленсбурге, куда зашли британские миноносцы, так и в Данциге, куда перед этим также заходили англичане, довольно прохладным. После ухода англичан 29 августа германские корабли вернулись в порты своего базирования.
2 сентября выходом из Вильгельмсхафена действующего линейного флота начались
осенние манёвры 1905 г. В условиях плохой погоды манёвры провели с 6 по 13 сентября.
Braunschweig
BraunschweigИдея манёвров состояла в том, что превосходящий по силам неприятельский флот блокирует часть германского флота в Немецкой бухте. Вторая часть манёвров предусматривала сражение флотов и попытку уничтожения укреплений в устье реки Эльба. Руководили обоими этапами манёвров командующие 1-й и 2-й эскадр вице-адмиралы граф фон Баудиссен и Фишель.
HessenКак заметил современный им критик, значение этих учений заключалось в том, что впервые перешли от обычной академической разработки стратегической задачи к довольно точной отработке подготовки к будущей войне. После заключительного морского парада корабли вернулись в свои гавани и приступили к осенней смене мест базирования.
В ходе манёвров Elsass столкнулся с учебно-артиллерийским кораблём Schwaben, оба получили лёгкие повреждения.
Elsass
PreußenС 1 октября 1905 г.
Preußen стал флагманским кораблём 2-й эскадры. В октябре 1905 г. корабли эскадры проводили подготовку по программе одиночного корабля. Впервые в распоряжение флота передали две флотилии миноносцев, чтобы период содержания их в готовности к использованию продлить и на зимние месяцы.
В ноябре 2-я эскадра осуществляла мероприятия по вводу в строй и подготовку по программе одиночного корабля для построенных линкоров, в том числе для вошедшего в строй в сентябре Hessen. 24-25 ноября Braunschweig нанёс визит в Норвегию.
ElsassВ начале декабря все три соединения действующего линейного флота раздельно совершали выходы в Балтийское море, провели ещё одно крупное учение и 12 декабря вновь соединились в Данциге. Совершенное по приказу адмирала фон Кестера возвращение в Киль снова использовали для проведения тактических учений. В нём также приняла участие "тактическая" флотилия миноносцев. В Киле обе флотилии миноносцев распустили, а крупные корабли вернулись в места своего постоянного базирования.
Preußen
1906 г.
Lothringen15 февраля 1906
Preußen доставил кайзера Вильгельма II в Копенгаген на похороны датского короля Христиана IX.
HessenВ 1906 г. ставшая уже привычной учебная деятельность действующего линейного флота становилась всё более обширной и многосторонней. Подготовка по программе одиночного корабля сменялась постоянными учениями в составе соединения и эскадры и продолжалась до состоявшихся с 13 мая по 8 июня в Северном море первых в этом году манёвров всего флота, закончившихся походом вокруг мыса Скаген.
Lothringen
Braunschweig4 марта 1906
Hessen вошёл во II линейную эскадру. Учебные походы весной (с 8 мая по 7 июня) в Северном море и летом (с 12 июля по 10 августа) в Северном и Балтийском морях прошли без особых происшествий. В середине июля 1906 г. предприняли длительный летний поход действующего линейного флота, сначала в среднюю, а затем в северную часть Северного моря к берегам Норвегии. Во время этого похода корабли 2-й эскадры заходили в Аальзунд, затем в Тронхейм. В состав второй эскадры вошёл пятый корабль серии -
Lothringen.
Braunschweig21 июля у Мольде корабли 2-й эскадры встретили и приветствовали пароход "
Hamburg" компании HAPAG, на борту которого в этот год кайзер проводил северный круиз в сопровождении лёгкого крейсера
Leipzig.
Первоначально возвращение в отечественные воды предполагали начать 1 августа. Но затем, по приказу кайзера, его перенесли на 4 августа с тем, чтобы 3 августа встретить день рождения короля Норвегии Хаакона VII (к тому времени ему присвоили звание почётного адмирала германского военно-морского флота), а салютом и флагами расцвечивания поздравить его.
Elsass
HessenВозвращение флота в Германскую бухту происходило через Северное море, и у Гельголанда продолжились учения, в которых также принял участие новый броненосный крейсер
Roon. 15 августа флот снова был в Киле. Уже через несколько дней после возвращения из летнего похода, с 22 по 24 августа состоялись манёвры с высадкой десанта в Эккернфёрдской бухте совместно с учениями по блокаде укреплений Киля.
ElsassЗатем действующий линейный флот начал подготовку к
осенним манёврам 1906 г., которые были непродолжительными, длились с 26 августа по 14 сентября.
Во время короткой паузы с 31 августа по 3 сентября гостем германских моряков стала шведско-датская эскадра, на что все обратили особое внимание, так же как и на последовавшее вслед за этим (с 3 по 9 сентября) посещение русской эскадрой Киля.
ElsassПродолженные с 3 по 14 сентября маневры закончились без чрезвычайных происшествий. Вечером последнего дня учений все экипажи кораблей флота, проходящих в устье реки Эльба мимо флагманского линкора
Kaiser Wilhelm II, приветствовали троекратными криками "Ура!" уходящего в отставку командующего флотом гросс-адмирала фон Кестера. 14 сентября в Брунсбюттеле на борту флагманского корабля состоялся разбор учений, а 15 сентября корабли разошлись по портам своего постоянного базирования, кто в Киль, кто в Вильгельмсхафен.
Elsass
LothringenЗа оставшуюся часть 1906 г. (за исключением зимнего учебного похода с 8 по 16 декабря в Северное море и проливы Каттегат и Скагеррак) особых событий и происшествий не произошло.
Lothringen
1907 г.
PreußenТо же самое относилось к первой четверти 1907 г. Уже ставший привычным поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море провели с 12 июля по 10 августа 1907 г.
PreußenЗаключительная часть
осенних манёвров флота Открытого моря 1907 г. с 26 августа по 7 сентября также прошла без особых происшествий, как и прошедшие непосредственно за ними в северной части Шлезвига (с 10 по 13 сентября) манёвры с высадкой десанта и полевые учения совместно с армейскими частями.
Preußen
Elsass
Preußen28 апреля в ходе подготовки одиночного корабля, на
Elsass взрыв снаряда убил 3 и ранил 6 человек. В мае были проведены учения флота в Северном море. В июле - августе 1908 г. 2-я эскадра вместо ставшего привычным похода в северном направлении выполнила атлантический поход, нанеся визит в Лас-Пальмас. С 7 по 13 сентября последовали
осенние манёвры всего флота. Зимний учебный поход состоялся с 22 по 30 ноября и снова вёл в проливы Каттегат и Скагеррак.
Lothringen
Braunschweig
Hessen
Hessen
Preussen
Lothringen
Elsass
Hessen
Preussen
Preussen
Preussen
Braunschweig
HessenЛетом 1909 вновь состоялся учебный поход 2-й эскадры в Атлантику к Азорским островам, часть кораблей зашла в Ла Коруну, другая - в Эль Ферроль. В августе - сентябре прошли
осенние манёвры флота 1909.
В 1909 была изменена конструкция мачт - добавлены брам-стеньги, снята площадка фор-марса, и изменено количество и расположение прожекторов: 1 оставлен на топе фок-мачты, 1 размещён на площадке над фор-марсом на высоте 20 м над КВЛ, 2 на диагонально на крыше грот-марса и 2 на площадках у носовой трубы.
Hessen
Preußen
Lothringen
Preußen
Braunschweig
1910-1911 гг.
Preußen
BraunschweigЛетние походы 1910 и 1911 гг. вели в Норвегию. С 19 августа по 11 сентября 1910 прошли ставшие традиционными
осенние маневры 1910. 14 декабря 1910
Elsass был переведён в береговую оборону в Северном море.
LothringenВ ходе
осенних манёвров флота 1911 г., 23 августа
Hessen случайно протаранил и потопил датский пароход
Askesund. Команда парохода была спасена и не было никаких зарегистрированных жертв. В октябре корабль был сильно повреждён в столкновении с датским пароходом Argo. 30 октября 1911
Elsass был временно возвращён в состав действующего флота, войдя в состав 1-й эскадры.
Hessen
Elsass
Lothringen
Braunschweig
Hessen
Braunschweig
Braunschweig
Elsass
Hessen
Hessen
Lothringen
1912-1914 гг.
Hessen23 марта 1912 во время весенних учений в Северном море
Elsass в густом тумане на западном входе в Скагеррак протаранил и потопил шведский пароход
Pollux. В апреле 1912
Elsass использовался, как мишень для учебно-артиллерийского корабля
Blücher около Фарерских островов, после чего 29 апреля был выведен в резерв с сокращённым экипажем. В июле 1912 в резерв вывели и
Braunschweig. Также в резерв ушёл и
Preußen. К
осенним манёврам 1912 г., прошедшим с 14 августа по 16 сентября, временно вернули в строй
Elsass, в состав III эскадры.
Lothringen8 декабря 1912
Elsass и
Braunschweig были выведены из резерва для возможности проведения учений и маневров новой 5-й дивизии, в которую на тот момент входил только один линкор:
Kaiser. С января по март 1913 они участвовали в учениях в Северном и Балтийском морях, а с 30 марта по 21 апреля 1913 - в манёврах флота. 13 мая
Elsass снова был выведен в состав резервной эскадры Балтийского моря, 30 июля за ним последовал
Braunschweig.
Летом 1913 эскадра выполнила летний поход в Норвегию, в котором участвовал Hessen, а в сентябре прошли осенние манёвры флота 1913 г., в котором в составе 3 дивизии 2 эскадры участвовали Preußen, Lothringen и Hessen.
Hessen участвовал также и в летнем походе в Норвегию накануне войны в 1914.
Preußen
Preußen
Lothringen
Lothringen
Preußen
Preußen

Braunschweig и Elsass
Braunschweig
Elsass Braunschweig и
Elsass в начале Первой Мировой Войны 2 августа 1914 вошли в состав 4-й линейной эскадры под командованием вице-адмирала Эрхарда Шмидта,
Braunschweig был кораблём младшего флагмана эскадры. 26 августа в 13:15 они с эскадрой
вышли на помощь севшему на мель в Финском заливе лёгкому крейсеру
Magdeburg но шли очень медленно - экономическим ходом 13 узлов, и когда 27 августа в 12:30 эскадра была отозвана в Киль, они находились ещё только на уровне Сандхаммара к западу от Борнхольма. 2-9 сентября в составе оперативной группы оба участвовали в
демонстративном походе к Финскому заливу.
Elsass
Braunschweig12 сентября на борту
Braunschweig произошёл взрыв бензольно-кислородного аппарата, 6 человек погибли, 8 получили тяжелые и 8 легкие ранения. 22 - 26 сентября оба броненосца участвовали в
попытке высадки десанта у Виндавы, после чего
Braunschweig перевели в береговую оборону в Северном море и по июль 1915 он занимал вахтенный пост в устье Эльбы. 5 декабря 1914 за ним последовал
Elsass, с 1 по 26 апреля 1915 он прошёл ремонт и до 16 мая 1915 снова патрулировал в устье Эльбы.
Braunschweig
Elsass5 июля 1915
Braunschweig и
Elsass были переведены в Киль и затем в Либаву, и в дальнейшем участвовали в походах 18-19 июля, когда
Braunschweig столкнулся с миноносцем
G.175 и 1-2 августа
в район между Либавой и Готландом. 8-13 августа оба броненосца участвовали в
первой попытке прорыва в Рижский залив, при этом 8 августа 1915
Braunschweig и
Elsass сдерживали русский додредноут
Слава в бухте, пока русское минное поле не было очищено, но русские силы оказали серьёзное сопротивление. Когда стало ясно, что траление заняло слишком много времени и осталось слишком мало до захода солнца, чтобы минный заградитель
Deutschland смог выставить своё заграждение, вице адмирал Шмидт решил увести свои силы.
Braunschweig
Elsass29-31 августа 1915 эти два броненосца участвовали в
демонстрационном выходе к Готланду, после чего
Braunschweig до октября 1915 опять входил в береговую оборону в Северном море, в то время, как
Elsass оставался в Либау.
12 октября 1915 Braunschweig вернулся на Балтику, где в составе 4-й эскадры также базировался в Либаве. Уже на следующий день у Либавы он был атакован британской подводной лодкой Е-18, но смог уклониться от торпед.
В январе - феврале 1916 Braunschweig прошёл ремонт на верфи "Blohm & Voss" и 13 мая вернулся в Либаву, но из за нехватки персонала использовался там, как брандвахта. 10 июля Elsass, а 25 июля Braunschweig были отправлены в Киль, где выведены из боевого состава и разоружёны.
Preußen
Lothringen
PreußenПро
Hessen известно, что 26 октября 1914 он сел на мель в Кильском канале, с 22 февраля по 6 марта 1915 прошёл ремонт в Киле, с 18 марта по 1 апреля 1915 провёл учения на Балтике и затем снова оперировал в Северном море, а 4-26 июня 1915 прошёл в Киле переоборудование под дополнительное нефтяное отопление. Затем последовал ремонт в Вильгельмсхафене 6-23 декабря 1915, учения на Балтике с 25 декабря 1915 по 20 января 1916 года и ремонт в Гамбурге 22 января - 15 марта 1916.
Lothringen
PreußenВ начале 1916 года
Preußen был переведён в береговую оборону и назначен охранять Эресунн под командованием капитана Фрея,
Lothringen 18 марта 1916 года исключили из боевого состава и разоружили.
Hessen оставался во 2-й эскадре и 5 апреля 1916 года с ней регулярно нёс вахту немецкой бухте, продолжая время от времени привлекаться к выходам флота, в частности участвовал в
набеге на Ярмут и Лоустофт 24-25 апреля 1916 г.
PreußenВо время ремонта 26 апреля - 1 мая 1916 на
Hessen были установлены зенитные пушки, а 31 мая - 1 июня 1916 он с пятью кораблями типа
Deutschland в составе II линейной эскадры под командованием контр-адмирала Франца Мови принял участие в
Ютландской битве, был вторым кораблём III дивизиона (последним в строю).

HessenВ ходе сражения корабли эскадры выполнили важную задачу - прикрытие отхода повреждённых в бою германских линейных крейсеров. Британские линейные крейсера вице-адмирала Дэвида Битти атаковали немецкие корабли в темноте, и когда немецкие крейсера повернули на запад, чтобы уклониться от атаки, Мови сохранил южный курс, введя свои корабли между британскими и немецкими линейными крейсерами. Британские линейные крейсера переключили внимание на броненосцы, они, в свою очередь, изменили курс на параллельный юго-западный, чтобы использовать все свои пушки. В ходе краткой перестрелки
Hessen успел дать пять залпов главным калибром.
Около 3:00 1 июня на эскадру вышла в торпедную атаку группа британских эсминцев. В 03:07 Hessen уклонился от близко прошедшей торпеды, Pommern, корабль шедший впереди Hessen, оказался не таким счастливым. В 03:10 он получил в борт торпеду, которая вызвала детонацию 6.7 дюймовых (17 см) снарядов в одном из погребов, уничтожившую корабль. Hessen за всё сражение не получил никаких повреждений.
Быстрая гибель Pommern показала, что старые броненосцы больше не подходят к боевой службе и их окончатедьно вывели из состава ФОМ. Hessen был переведён в стужбу охраны Эльбы, где 18 ноября 1916 помог линкору König Albert сняться с мели у Краутсанда. В июле 1916 года в береговую оборону включился и Lothringen, снова принятый на вооружение с сокращенным экипажем. Он присоединился к Preußen, охраняющему вход в Балтийское море из Датских проливов.
LothringenОстальные два корабля стояли без использования, в основном из-за нехватки людских ресурсов:
Braunschweig с 25 июля 1916 г. служил учебным блокшивом, а с 20 августа 1917 г. - плавказармой в Киле,
Elsass с 25 июля 1916 использовался в качестве плавказармы и стационарного учебного судна при I инспекции ВМФ в Киле, позже при инспекции системы образования ВМФ. Ещё до конца войны, 20 июня 1918 выведен в резерв.
Hessen в декабре 1916 ушёл с Эльбы на Балтику, где короткое время использовался как мишень для тренировки экипажей подводных лодок, а 12 декабря 1916 был выведен в резерв, в 1917 разоружен и далее служил базой-тендером 1-й флотилии ПЛ в Брюнсбюттеле.
Lothringen16 марта 1917 сторожевой
Preußen был выведен из боевого состава, некоторое время использовался как ледокол в Свинемюнде, 8 мая 1917 был списан, большая часть экипажа переведена на линейный крейсер "
Hindenburg", а в августе 1917 стал тендером 3-й флотилии ПЛ в Вильгельмсхафене.
Дольше всех продержался на активной службе его напарник по сторожевому посту Lothringen. Он был списан в августе 1917 и далее использовался как учебное судно инженеров в Вильгельмсхафене.
Поскольку все германские дредноуты, или были затоплены в Скапа-Флоу, или уступлены Союзникам как трофеи, линкоры типа Braunschweig, в числе восьми устаревших линкоров, которые было разрешено сохранить в рамках Версальского договора, были включены во вновь реорганизованный Reichsmarine.
В течение первых лет, последовавших за Мировой Войной, Braunschweig, Elsass, и Hessen должны были быть переоборудованы, как корабли береговой обороны, но этот план не был реализован.
плавбазы моторных катеров-тральщиков
Preußen + Lothringen

Lothringen
В 1919
Preußen и
Lothringen были переоборудованы в плавбазы-носители моторных катеров-тральщиков. На
Lothringen смонтировали грузовые стрелы для спуска катеров, а на
Preußen оставили старые шлюпочные краны.
Preußen вошёл в состав флота как плавбаза-носитель катеров-тральщиков в 1919 г., однако, поскольку корабль был очень тяжёлый для этих целей, в декабре 1919 г. он был заменен легким крейсером "Arcona". Корабль оставался в составе флота до 5 апреля 1929 года, когда он был исключён из списков военно-морского флота. Судно было продано на слом 25 февраля 1931 за 216800 марок и было частично разобрано в Вильгельмсхафене. 63-метровая секция центральной части корпуса была использована для испытаний торпед и взрывных устройств, и получила негласное имя "SMS Vierkant" (прямоугольник). Затонула при бомбардировке в апреле 1945, поднята в 1954 и разобрана.
Lothringen также был преобразован в судно плавбазу-носитель катеров-тральщиков, и он служил в этой роли с 1922 по 1926. Судно было
Preußenсписано 31 марта 1931, продано на слом за 269650 марок, и разобрано на верфи Blohm und Voss в Гамбурге.
Lothringen
Lothringen
Lothringen
Preußen
Preußen
Preußen
Preußen
Preußen
Braunschweig


Braunschweig прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 1 декабря 1921 г. вошёл в состав Reichsmarine с уменьшенным экипажем, на нём были демонтированы задние башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 2 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек. 1 марта 1922 г. экипаж был увеличен до штатного числа и корабль стал флагманом командующего военно-морскими силами в Северном море.
В июле 1922 он нанёс визит в Норвегию, посетив Фретейм и Мундаль. В июле следующего года поход вёл в Финляндию и Швецию, включая посещение Хельсинки и Гетеборга.
В феврале - марте 1924 линкор использовался как ледокол на Балтике, в июле совершил поход в Атлантику, включая визит в Ла Коруну, а в августе - сентябре участвовал в осенних манёврах. В апреле 1925 корабль принял участие в манёврах флота на Балтике, а в июне посетил Норвегию.
31 января 1926 линкор был выведен в резерв. 31 мая 1931 он был исключён и преобразован в блокшив в Вильгельмсхафене, и в конечном счете разобран в 1932.
Elsass



Elsass прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 15 февраля 1924 г. вошёл в состав Reichsmarine (Дивизия линейных кораблей в Вильгельмсхафене) с уменьшенным экипажем, на нём были демонтированы все четыре башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 4 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек. 1 апреля 1924 г. экипаж увеличен до штатного.
В июле 1924 линкор совершил поход в Атлантику, в ходе которого с 6 по 13 июля посетил Виго в Испании. В июне 1925 корабль ходил в Норвегию, нанёс визиты в Осло (с 19 по 24) и Одде (с 26 по 30). 1 октября 1925 г. линкор был переведён на Балтику (в Киль). В мае - июне 1926 и в апреле - мае 1927 корабль проводил учения в Атлантике и в Средиземном море.
В 1927-1928 были демонтированы высокие стеньги, в 1928 линкор проходил боевую подготовку в домашних водах, зимой 1928 - 1929 корабль использовался как ледокол.
25 февраля 1930 корабль был выведен из боевого состава. 31 марта 1931 он был исключён, использовался как блокшив в Вильгельмсхафене , а также как опытовое судно для оценки ущерба от сотрясения при испытаниях взрывов донных мин.
31 октября 1935 Elsass был продан фирме Norddeutscher-Lloyd в Бремерхафене и разобран в 1936.
Hessen



Hessen прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 6 января 1925 г. вошёл в состав Reichsmarine, на оставили все четыре башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 4 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек.
В июне 1925 линкор выполнил поход в Норвегию, затем участвовал в осенних манёврах флота. В январе 1926 использовался как ледокол на Балтике и нанёс визиты в Либау и Ригу. С 12 мая по 19 июня 1926 он выполнил поход в Испанию, а с 28 марта по 18 июня 1926 - атлантический поход к островам Карари и в Португалию. В июле Hessen нанёс визит в Данциг, став первым немецким кораблём, появившимся там после войны. В июле 1928 г. линкор ходил в Норвегию, с 18 апреля по 9 мая 1929 посетил Испанию, а с 30 августа по 5 сентября находился в Стокгольме.

В 1929-1930 корабль прошёл ремонт на "Marinenwerft" в Вильгельмсхафене, был установлен КДП на фок-мачте, переставлены прожекторы.
С 3 апреля по 16 июня 1930 г. корабль участвовал в походе флота в Средиземное море, с 13 июня по 3 июля 1931 нанёс визит в Норвегию, в 1932 г. ходил в Висби, Осло и Данциг, а в 1933 в Таллин. В июле 1934 последние свои визиты линкор выполнил в Берген и Сонгефьорд.
12 ноября 1934 корабль выведен в резерв в Вильгельмсхафене, экипаж переведен на броненосец "Admiral Scheer". 31 марта 1935 он был исключён и отправлен на перестройку в мишень.
РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МИШЕНЬ Hessen


31 марта 1935 Hessen был исключён из резервного списка и перечислен в судно-цель. Вооружение было демонтировано, корпус удлинен на 11,7 м за счёт нового носа от 84 шпангоута, срезаны все надстройки и мостики и заменены единственной трубой и башенной фок-мачтой, установлено новое оборудование, паровые машины заменили на турбины.
На мишени Hessen были установлены 2 паровые турбины, вращавшие два 3-лопастных винта Ø 3,7 м. В двух котельных отделениях были установлены 3 военно-морских ПК: 2 одинарных и 1 двойной (всего 8 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 16 кгс/кв.см.
Корабль имел экипаж в 80 человек, но мог управляться дистанционно по радио, когда использовался как цель.
Новое бронирование сталью "Твёрдый Вотан" состояло из пояса по КВЛ 100-140-170 мм (с кормы в нос), вся носовая часть была покрыта 40 мм бронёй, помещения под броневой палубой впереди носового и позади кормового барбета были заполнены пробкой.
Hessen вернулся в состав флота в новом качестве 1 апреля 1937 и служил в Кригсмарине до конца Второй Мировой Войны. Для управления мишенью использовался миноносец "Pfeil".
В 1946 г. он был передан по репарациям Советскому Союзу. 1 января 1946 г. он покинул Вильгельмсхафен и через 6 дней прибыл в Либау. 3.06.1946 он вошёл в состав советского ВМФ под названием Цель. Корабль был окончательно разобран в 1960-х.

ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ
14.10.1904 |
Вступил в строй и приступил к учениям. |
капитан-цур-зее Alfed Ehrlich |
c 12.1904 |
Младший флагман 2-й эскадры. |
12.07-9.08.1905 |
Летний поход в Швецию, визит в Гётеборг. |
2 - 13.09.1905 |
Осенние манёвры флота. |
09.1905 |
|
капитан-цур-зее Hermann Jacobsen |
11.1905 |
Визит в Норвегию. |
12.1905 |
Учения в Балтийском море. |
07 - 08.1906 |
Летний поход в Норвегию. |
7 - 15.09.1906 |
Осенние манёвры флота. |
12.1906 |
Учения в Северном море. |
8.05 - 7.06.1907 |
Учения в Северном море. |
12.07 - 10.08.1907 |
Поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море. |
26.08 - 14.09.1907 |
Осенние манёвры флота. |
09.1907 |
|
капитан-цур-зее Richard Eckermann |
05.1908 |
Учения в Северном море. |
07 - 13.08.1908 |
Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас-Пальмас. |
27.08 - 13.09.1908 |
Осенние манёвры флота. |
09.1908 |
|
капитан-цур-зее Friedrich Schrader |
22 - 30.11.1908 |
Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
07 - 08.1909 |
Атлантический поход, визит в Ла Коруну. |
08 - 09.1909 |
Осенние манёвры флота. |
09.1909 |
Экипаж переведён на линкор "Westfalen", его сменил экипаж с выведенного в резерв "Kaiser Karl der Große". |
капитан-цур-зее Karl Wilbrandt |
лето 1910 |
Визит в Норвегию. |
08 - 09.1910 |
Осенние манёвры флота. |
09.1910 |
|
капитан-цур-зее Georg von Ammon |
08 - 09.1911 |
Осенние манёвры флота. |
31.07.1912 |
Экипаж сокращён. |
07.1912 |
В резерве. |
корветтен-капитан Paul Schrader |
11.1912 |
с 12.1912 |
С новым экипажем в составе 5-й дивизии. |
капитан-цур-зее Karl Thorbecke |
30.07.1913 |
Выведен в резервную дивизию Балтийского моря. (заменён на линкор "König Albert") |
--- |
7.08.1914 |
С началом войны введён в строй в качестве младшего флагмана 4-й эскадры. |
капитан-цур-зее барон Gottfried von Dalwigk zu Lichtenfels |
26-31.08.1914 |
Выходил на помощь севшему на камни лёгкому крейсеру "Magdeburg" |
08.1914 |
|
капитан-цур-зее Max Lans |
2 - 9.09.1914 |
Оперировал у Виндау. |
с 09.1914 |
Патрулировал в Северном море - в устье Эльбы. |
12.09.1914 |
Взрыв бензольно-кислородного аппарата на борту, 6 погибших, 8 получили тяжелые и 8 легкие ранения. |
22 - 26.09.1914 |
Набег в восточную Балтику, затем вернулся в устье Эльбы. |
5.07.1915 |
Переведён в Киль и затем в Либаву. |
18 - 19.07.1915 |
Оперировал в Балтике, при этом столкнулся с миноносцем G.175. |
8.08.1915 |
Cдерживал русский додредноут "Слава" в бухте, прикрывая тральщики. |
с 23.09.1915 |
В Киле, затем опять патрулировал в устье Эльбы. |
c 12.10.1915 |
Снова на Балтике. В составе 4-й эскадры в Либаве. |
13.10.1915 |
Атакован британской подводной лодкой "Е-18" у Либавы, но смог уклониться от торпед. |
01 - 02.1916 |
Ремонт на верфи "Blohm & Voss". |
с 16.03.1916 |
Корабль охраны гавани в Либаве с сокращённым экипажем. |
с 25.07.1916 |
Разоружён, учебный блокшив в Киле. |
капитан-цур-зее Reinhold Schmidt |
08.1916 |
|
|
корветтен-капитан Walter Mehnert |
12.1916 |
|
|
корветтен-капитан Leo Hertzer |
05.1917 |
|
|
капитан-лейтенант резерва Franz Wilde |
06.1917 |
|
|
корветтен-капитан Günther Paschen |
с 20.08.1917 |
Плавказарма в Киле. |
--- |
1918 - 1919 |
Должен был быть переоборудован в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован. |
1921 |
Модернизация на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене. |
с 1.12.1921 |
В составе Рейхсмарине с уменьшенным экипажем. |
корветтен-капитан Franz Claassen |
01.1922 |
корветтен-капитан Albrecht Meißner |
02.1922 |
1.03.1922 |
Экипаж увеличен до штатного числа, флагман командующего военно-морскими силами в Северном море. |
капитан-цур-зее Adolf Pfeiffer |
07.1922 |
Визит в Норвегию (Фретейм и Мундаль). |
07.1923 |
Визит в Швецию (Хельсинки и Гетеборг). |
10.1923 |
|
|
капитан-цур-зее Franz Wieting |
02 - 03. 1924 |
Использовался как ледокол на Балтике. |
07.1924 |
Атлантический поход, визит в Ла Коруну. |
08 - 09.1924 |
Осенние манёвры. |
01.1925 |
|
|
капитан-цур-зее Gottfried Hansen |
04.1925 |
Манёвры флота на Балтике. |
06.1925 |
Визит в Норвегию. |
с 31.01.1926 |
В резерве. |
--- |
31.05.1931 |
Исключён, блокшив в Вильгельмсхафене. |
1932 |
Продан на слом. |
29.11.1904 |
Вступил в строй, обучение и испытания. |
капитан-цур-зее Hugo Pohl |
15.12.1904 |
Во время испытаний повредил руль и отправлен в ремонт. |
с 02.1905 |
Испытания и обучение. |
с 05.1905 |
В составе 2-й эскадры, учения в Северном и Балтийском морях. |
12.07-9.08.1905 |
Летний поход в Швецию, визиты в Гётеборг и Стокгольм. |
2 - 13.09.1905 |
Осенние манёвры флота, столкнулся с учебно-артиллерийским кораблём "Schwaben", оба получили лёгкие повреждения. |
10.1905 |
|
капитан-цур-зее Gustav Bachmann |
12.1905 |
Учения с флотом в Балтийском море. |
13.05 - 8.06.1906 |
Манёвры всего флота в Северном море, затем поход вокруг мыса Скаген. |
7 - 15.09.1906 |
Осенние манёвры флота. |
12.1906 |
Учения в Северном море. |
8.05 - 7.06.1907 |
Учения в Северном море. |
12.07 - 10.08.1907 |
Учения в Северном и Балтийском морях. |
26.08 - 14.09.1907 |
Осенние манёвры флота. |
10.1907 |
|
капитан-цур-зее Reinhard Scheer |
28.04.1908 |
Взрыв снаряда убил 3 и ранил 6 человек. |
05.1908 |
Учения в Северном море. |
07 - 13.08.1908 |
Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас Пальмас. |
27.08 - 13.09.1908 |
Осенние манёвры флота. |
22 - 30.11.1908 |
Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
07 - 08.1909 |
Летний поход в Северную Атлантику, визит в Эль Ферроль. |
08 - 09.1909 |
Осенние манёвры флота. |
08 - 09.1910 |
Осенние манёвры флота. |
капитан-цур-зее Hubert von Rebeur-Paschwitz |
с 14.12.1910 |
В береговой обороне в Северном море. |
09.1911 |
1 - 4.10 1911 |
капитан-цур-зее Carl Schaumann |
с 4.10.1911 |
В составе 1-й эскадры. |
капитан-цур-зее Hugo Langemak |
31.07 - 12.09.1911 |
Осенние манёвры флота. |
23.03.1912 |
Во время учений в Северном море протаранил и потопил шведский пароход Pollux. |
04.1912 |
Использовался как мишень для учебно-артиллерийского корабля "Blücher" около Фарерских островов. |
с 29.04 - 08.1912 |
Выведен в резерв, экипаж сокращён. |
корветтен-капитан Eduard Bartels |
14.08 - 29.09.1912 |
Включён в состав 5-й дивизии (3-я эскадра), осенние манёвры. |
капитан-цур-зее Leberecht Maaß |
29.09 - 11.1912 |
Выведен в резерв, экипаж сокращён. |
корветтен-капитан Eduard Bartels |
1.12.1912 |
Снова включён в состав 5-й дивизии (3-я эскадра). |
8.12.1912 |
|
капитан-цур-зее Siegfried Bölken |
01 - 03.1913 |
Учения в Северном и Балтийском морях. |
30.03 - 21.04.1913 |
Манёвры флота. |
13.05.1913 |
Выведен в состав Балтийской резервной эскадры. |
--- |
31.07.1914 |
С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры. |
капитан-цур-зее Hugo Langemak |
26-31.08.1914 |
Выходил на помощь севшему на камни лёгкому крейсеру "Magdeburg" |
2 - 9.09.1914 |
Оперировал у Виндау. |
24-25.09.1914 |
Оперировал у Виндау. |
с 5.12.1914 |
Патрулировал в устье Эльбы. |
с 1.04.1915 |
На ремонте. |
капитан-цур-зее Roberst Kühne |
с 27.05.1915 |
В Северном море, патрулировал в устье Эльбы. |
с 5.07.1915 |
На Балтике. |
7.07.1915 |
Оперировал на Балтике. |
18 - 19.07.1915 |
Оперировал на Балтике. |
8.08.1915 |
Сдерживали русский додредноут "Слава" в бухте, прикрывая тральщики. |
с 21.08.1915 |
Стоял в Либау. |
с 11.1915 |
|
капитан-цур-зее Johann von Lessel |
01 - 03.1916 |
Флагман командования сил в зарубежной части Балтийского моря. |
10.07.1916 |
Перешёл в Киль, экипаж сокращён из за недостатка людей. |
корветтен-капитан Ernst Hoffmann |
с 25.07.1916 |
После ремонта использовался в качестве плавказармы и стационарного учебного судна при I инспекции ВМФ в Киле, позже при инспекции системы образования ВМФ. |
с 09.1916 |
корветтен-капитан Hellmut Kellermann |
с 12.1916 |
капитан-лейтенант морского ополчения Johannes Bähr |
в 02.1917 |
корветтен-капитан Walter Mehnert |
с 02.1917 |
капитан-цур-зее Friedrich Kuntz |
с 03.1918 |
корветтен-капитан Richard Spitzner |
20.06.1918 |
Выведен в резерв. |
--- |
с 10.1918 |
|
фрегаттен-капитан Waldemar Krah |
в 12.1918 |
|
лейтенант-цур-зее резерва Nörmer (или Nerner?) |
1919 |
Должен был быть переоборудован, в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован. |
--- |
1923 - 1924 |
Модернизирован на "Marinenwerft" в Вильгельмсхафене. |
с 15.02.1924 |
В составе Дивизии линейных кораблей в Вильгельмсхафене с сокращённым вооружением. |
капитан-цур-зее Wilhelm Prentzel |
1.04.1924 |
Экипаж увеличен до штатного. |
6-13.07.1924 |
Визит в Виго, Испания. |
19-24.06.1925 |
Визит в Осло, Норвегия. |
26-30.06.1925 |
Визит в Одде, Норвегия. |
09.1925 |
|
1.10.1925 |
Переведён на Балтику (в Киль). |
капитан-цур-зее Friedrich Brutzer |
05 - 06.1926 |
Учения в Атлантике и в Средиземном море. |
04 - 05.1927 |
Учения в Атлантике и в Средиземном море. |
09.1927 |
|
|
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Brutzer |
зима 1928 - 1929 |
Использовался как ледокол. |
09.1929 |
|
|
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Reinhold Knoblauch |
25.02.1930 |
Выведен из боевого состава. |
--- |
31.03.1931 |
Исключён, использовался как блокшив в Вильгельмсхафене, а также как опытовое судно для оценки ущерба от сотрясения при испытаниях взрывов донных мин. |
31.10.1935 |
Продан фирме Norddeutscher-Lloyd в Бремерхафене |
1936 |
Слом. |
19.09.1905 |
Вступил в строй. Испытания и учения. |
капитан-цур-зее Carl Derzewski |
4.03.1906 |
Вошёл в состав 2-й эскадры. |
07 - 08.1906 |
Летний поход в Норвегию, десантные учения в Эккенфьорде. |
7 - 15.09.1906 |
Осенние манёвры флота. |
09.1906 |
|
капитан-лейтенант Max Lans (и.о.) |
|
капитан-цур-зее Karl Dick |
12.1906 |
Учения в Северном море. |
8.05 - 7.06.1907 |
Учения в Северном море. |
12.07 - 10.08.1907 |
Учения в Северном и Балтийском морях. |
26.08 - 14.09.1907 |
Осенние манёвры флота. |
05.1908 |
Учения в Северном море. |
07 - 13.08.1908 |
Поход в Атлантику к Азорским островам |
27.08 - 13.09.1908 |
Осенние манёвры флота. |
09.1908 |
|
капитан-цур-зее Ehrhardt Schmidt |
22 - 30.11.1908 |
Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
07 - 08.1909 |
Поход в Атлантику, визит в Эль Ферроль. |
08 - 09.1909 |
Осенние манёвры флота. |
лето 1910 |
Поход в Норвегию. |
08 - 09.1910 |
Осенние манёвры флота, случайно протаранил и потопил датский пароход Askesund . |
09.1910 |
|
капитан-цур-зее Friedrich von Kühlwetter |
12.1911 |
|
12.1911 - 01.1912 |
|
корветтен-капитан Adalbert Zuckschwerdt (и.о.) |
01.1912 |
|
капитан-цур-зее Hans Küsel |
02.1912 |
Использовался как ледокол на Балтике. |
лето 1912 |
Случайно протаранил миноносец "G 110" в Балтийском море, на котором было трое убитых. |
лето 1913 |
Летний поход в Норвегию, флагман. |
лето 1914 |
Летний поход в Норвегию, флагман. |
1.08.1914 |
С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры. |
26.10.1914 |
Сел на мель в Кильском канале. |
15 - 16.12.1914 |
Участвовал в операции в Северном море. |
с 22.02 по 6.03.1915 |
На ремонте в Киле. |
с 18.03 по 1.04.1915 |
Учения на Балтике. |
с 1.04.1915 |
Патрулировал в Северном море. |
17 - 18.05.1915 |
Операция в Северном море. |
29 - 30.05.1915 |
Операция в Северном море. |
4 - 26.06.1915 |
Переоборудование под дополнительное нефтяное отопление в Киле |
09.1915 |
|
капитан-цур-зее Rudolf Bartels |
11 - 12.09.1915 |
Операция в Северном море. |
23 - 24.10.1915 |
Операция в Северном море. |
6 - 23.12.1915 |
Ремонт в Вильгельмсхафене. |
25.12.1915 - 20.01.1916 |
Учения на Балтике |
22.01 - 15.03.1916 |
Ремонт в Гамбурге |
с 15.03.1916 |
В береговой обороне в Северном море. |
24 - 25.04.1916 |
Операция в Северном море. |
26.04 - 1.05.1916 |
Ремонт, установлены зенитные пушки. |
31.05 - 1.06.1916 |
Принял участие в Ютландской битве. |
07.1916 |
|
07 - 09.1916 |
|
капитан-цур-зее Max Lans |
в 09.1916 |
|
капитан-цур-зее Ernst Ewers |
с 09.1916 |
|
капитан-цур-зее Max Lans |
18.11.1916 |
Помог линкору "König Albert" сняться с мели у Краутсанда. |
12.1916 |
Использовался как мишень на Балтике. |
12.12.1916 |
Выведен в резерв. |
18.01.1917 |
Разоружен и перечислен в плавбазу в Брюнсбюттеле. |
--- |
1918 - 1919 |
Долен был быть переоборудован в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован. |
1923 - 1925 |
Ремонт и модернизация. |
с 6.01.1925 |
В составе Рейсмарине. |
капитан-цур-зее Karl Klüpfel |
06.1925 |
Поход в Норвегию. |
осень 1925 |
Осенние манёвры флота. |
01.1926 |
Использовался как ледокол на Балтике, визиты в Либау и Ригу. |
04.1926 |
|
|
капитан-цур-зее Ernst Junkermann |
12.05-19.06.1926 |
Поход в Испанию. |
28.03-18.06.1927 |
Атлантический поход к островам Карари и в Португалию. |
07.1927 |
Первый визит в Данциг после войны. |
09.1927 |
|
|
капитан-цур-зее Emil Heusinger von Waldegg |
07.1928 |
Визит в Норвегию. |
09.1928 |
|
|
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Feige |
18.04-9.05.1929 |
Поход в Испанию. |
30.08-5.09.1929 |
Визит в Стокгольм. |
3.04-16.06.1930 |
Поход с флотом в Средиземное море. |
09.1930 |
|
|
капитан-цур-зее Willi von Nordeck |
18-19.04.1931 |
Дни флота в Свинемюнде. |
15.06-03.07.1931 |
Визит в Норвегию. |
1932 |
Визиты в Висби, Осло и Данциг. |
26.09.1932 |
|
27.09.1932 |
|
капитан-цур-зее Rolf Carls |
1933 |
Визит в Таллин. |
2.10.1933 |
|
3.10.1933 |
|
капитан-цур-зее Hermann Boehm |
07.1934 |
Визиты в Берген и Сонгефиорд. |
09.1934 |
|
|
капитан-цур-зее Wilhelm Marschall |
12.11.1934 |
Выведен в резерв в Вильгельмсхафене, экипаж переведен на броненосец "Admiral Scheer". |
--- |
31.03.1935 |
Исключён. |
1927-1928 |
Перестроен в радиоуправляемое судно-цель. |
8.08.1928 |
В строю в новом качестве. |
1946 |
Передан по репарациям Советскому Союзу. |
3.06.1946 |
Вошёл в состав советского ВМФ под названием "Цель". |
1960-е |
Слом. |
12.07.1905 |
Вступил в строй, испытания и учения. |
капитан-цур-зее Joachim Bredow |
с 1.10.1905 |
Флагман 2-й эскадры. |
12.1905 |
Учения в Балтийском море. |
15.02.1906 |
Доставил кайзера Вильгельма II в Копенгаген на похороны датского короля Христиана IX. |
07 - 08.1906 |
Летний поход в Норвегию. |
7 - 15.09.1906 |
Осенние манёвры флота. |
09.1906 |
|
капитан-цур-зее барон von Schimmelmann |
12.1906 |
Учения в Северном море. |
8.05 - 7.06.1907 |
Учения в Северном море. |
12.07 - 10.08.1907 |
Учения в Северном и Балтийском морях. |
26.08 - 14.09.1907 |
Осенние манёвры флота. |
10.1907 |
|
капитан-цур-зее Schütz |
05.1908 |
Учения в Северном море. |
07 - 13.08.1908 |
Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас Пальмас. |
27.08 - 13.09.1908 |
Осенние манёвры флота. |
22 - 30.11.1908 |
Зимний учебный поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
22 - 30.11.1908 |
Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
весна 1909 |
Использовался как ледокол на Гольштейнском побережье. |
08 - 09.1909 |
Осенние манёвры флота. |
09.1909 |
|
капитан-цур-зее Seiferling |
07 - 08.1909 |
Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Эль-Ферроль. |
08 - 09.1910 |
Осенние манёвры флота. |
???? |
Выведён в резерв. |
10.1912 |
|
|
капитан-цур-зее Constanz Feldt |
1.08.1914 |
С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры. |
С конца 1914 |
Флагман резервной эскадры. |
14.03.1915 |
Отправлен на ремонт на верфь. |
--- |
08.1915 |
Вернулся в состав резервной эскадры. |
капитан-цур-зее Frey |
08.1916 |
|
|
капитан-цур-зее Ewers (и.о.) |
|
капитан-цур-зее Frey |
12.1916 |
|
|
капитан-цур-зее Kettner |
16.03.1917 |
Выведен из боевого состава, использовался, как ледокол в Свинемюнде. |
фрегаттен-капитан Lutter |
8.05.1917 |
Списан, большая часть экипажа переведена на "Hindenburg". |
--- |
с 08.1917 |
Тендер при III флотилии ПЛ в Вильгельмсхафене. |
1918 - 1919 |
На переоборудовании. |
1.06.1919 |
Вошёл в строй как плавбаза катеров-тральщиков. |
капитан-лейтенант Fritz Pungs |
5.04.1929 |
Исключён из списков флота. |
|
25.02.1931 |
Продан на слом в Вильгельмсхафене. 63-метровая секция центральной части использовалась для испытаний торпед и взрывных устройств. |
|
04.1945 |
Затонула при бомбардировке. |
|
1954 |
Поднята и разобрана. |
|
18.05.1906 |
Вступил в строй, испытания и учения. |
? |
?.1906 |
В составе 2-й эскадры. |
7 - 15.09.1906 |
Осенние манёвры флота. |
19.10.1906 |
|
капитан-цур-зее Ernst van Semmern |
12.1906 |
Учения в Северном море. |
8.05 - 7.06.1907 |
Учения в Северном море. |
12.07 - 10.08.1907 |
Учения в Северном и Балтийском морях. |
26.08 - 14.09.1907 |
Осенние манёвры флота. |
05.1908 |
Учения в Северном море. |
? |
07 - 13.08.1908 |
Поход в Атлантику к Азорским островам |
27.08 - 13.09.1908 |
Осенние манёвры флота. |
22 - 30.11.1908 |
Зимний учебный поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
22 - 30.11.1908 |
Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак. |
08 - 09.1909 |
Осенние манёвры флота. |
08 - 09.1910 |
Осенние манёвры флота. |
лето 1913 |
Летний поход в Норвегию. |
лето 1914 |
Летний поход в Норвегию. |
1.08.1914 |
С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры. |
18.03.1916 |
Выведен из боевого состава. |
07.1916 |
Возвращён в строй с уменьшенным экипажем. |
с 08.1917 |
Учебное судно инженеров в Вильгельмсхафене |
1918 - 1919 |
На переоборудовании. |
--- |
1.06.1919 |
Вошёл в строй как плавбаза катеров-тральщиков. |
? |
с 2.03.1920 |
В резерве. |
31.03.1931 |
Исключён из списков флота и продан на слом в Вильгельмсхафене. |
--- |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998. |
3 |
Hildebrand, Hans/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände, Hamburg 1985. |
4 |
Roberts, John/H. C. Timewell/Roger Chesneau (Hrsg.)/Eugene M. Kolesnik (Hrsg.): Kriegsschiffe der Welt 1860 bis 1905 – Band 1: Großbritannien/Deutschland. Bernard & Graefe Verlag, Koblenz 1983. |
5 |
Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984 |
6 |
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922. |
на русском |
7 |
Сборник статей и документов - Броненосцы типа "Виттельсбах", "Брауншвейг" и "Дойчланд" (1899-1945). Генгут, Санкт-Петербург, 2013. |
8 |
Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002. |
9 |
Мужеников В. Б. - Броненосцы типа Kaiser. Санкт-Петербург, 2004. |
10 |
Кофман В. - Корабль, начавший мировую войну. // журнал "Моделист-конструктор".-1993.-№10. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов |
последнее обновление: 30.10.2023
