Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Wittelsbach"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эскадренные броненосцы (Linienschiffe I. Classe) типа
Германия, 1902-1904 гг. 5 ед. (проект 1897-1899 гг.)
* Wittelsbach * Wettin * Zähringen * Mecklenburg * Schwaben *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Пять броненосцев типа "Linienschiff C" были заложены в порядке исполнения "Закона о флоте 1900 г." всего через год после начала постройки двух последних "Кайзеров". В результате подобной спешки прогресс по сравнению с предшественниками оказался незначительным. Вооружение (и его защита) остались совершенно без изменений, изменилось лишь расположение 150-мм орудий, сдвинутых к центру корабля. Сэкономленный таким образом вес был использован для устранения недостатков бронирования. "Виттельсбахи" имели полный главный пояс по всей длине ватерлинии, а выше его - более тонкий верхний, простиравшийся между носовой и кормовой башнями. Пояс подкреплялся скосами броневой палубы, спускавшимися к его нижней кромке, тогда как на "Кайзерах" плоская палуба располагалась поверх пояса. За подобную схему, ставшую стандартной для начала века, пришлось расплатиться некоторым уменьшением максимальной толщины брони, что в некоторой степени компенсировалось дальнейшим улучшением качества крупповской брони по сравнению с первыми ее образцами. В отличие от предшественников, корабли не модернизировались. К началу мировой войны входили в 4-ю эскадру броненосцев. Осенью 1915 г. были выведены в резерв, а с 1916 использовались как вспомогательные суда. Вскоре после войны 2 единицы были сданы на слом. Два других броненосца: "Wittelsbach" и "Schwaben" в 1919 г. были переоборудованы в плавбазы катеров-тральщиков, для обеспечения послевоенного траления. По окончанию очистки вод от мин они также были списаны. "Zähringen" продолжал использоваться как блокшив, а в конце 20-х был переоборудован в радиоуправляемую мишень и погиб лишь в конце второй мировой.
Броненосцы типа "Wittelsbach" стали первыми линкорами, построенными согласно Закону о Военно-морском флоте от 1898, принятого по предложению гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица. Всего было построено пять кораблей типа "Wittelsbach"; головной, "Wettin", "Zähringen", "Schwaben" и "Mecklenburg". Корабли были начаты постройкой между 1899 и 1900 гг, и закончены к 1904. КОНСТРУКЦИЯ Корабли типа "Wittelsbach" в основном были аналогичны их предшественникам - типу "Kaiser Friedrich III", тем не менее, в их конструкции был учтён опыт испано-американской войны 1898 года. В первую очередь, по сравнению с предшественниками было значительно улучшено бронирование - они имели больший по площади броневой пояс на всю длину ватерлинии и дополнительно получили цитадель между барбетами главного калибра. Более низкий квартердек значительно уменьшал силуэт и площадь небронированного борта. Толщина брони составляла 225 мм в основной части пояса (уменьшаясь в носу и корме до 101 мм), плоская батарейная палуба имела толщину 50 мм, боевая рубка и башни главного калибра - 250 мм. Водоизмещение новых кораблей (12798 тонн при полной загрузке) выросло по сравнению с предшественниками на 1000 тонн, в основном за счёт увеличения ширины корпуса на 2,2 метра - она составила 22,8 м. Максимальная длина почти не изменилась - 126,8 м (увеличение на 1,5 метра), осадка осталась прежней - в 8 м. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 20,5 т. Вооружение кораблей по составу совершенно не отличалось от предыдущего типа. Не смотря на то, что к этому времени Крупп уже сконструировал свою 28-см скорострельную пушку, калибр крупных орудий остался прежним, и главная батарея всё также состояла из четырех 240 мм (9.4-дюймовых) пушек в двухорудийных башнях, одна на передней и одна на кормовой надстройке. Это было объяснено экономией веса, быстротой постройки, а также желанием обеспечить тактическую выгоду однообразия эскадры, составленной из кораблей типов "Kaiser" и "Wittelsbach". Важным отличием была установка кормовой башни благодаря доведённой до архштевня верхней палубы ярусом выше, что обеспечивало лучшее управление стрельбой. Средняя артиллерия также осталась неизменной как по своей численности, так и по калибру и состояла из 18 - 150 мм (5.9-дюймовых) пушек, но орудия были гораздо лучше защищены и иначе размещены. В проекте отказались от "расбросанного" (для лучших углов обстрела) пушек, так, как опыт показал чрезвычайную трудность управления огнём при отдельно стоящих по всему кораблю орудиях, и скомпоновали их в 4 (вместо 6) башнях и двух (вместо 5) казематах. Противоминная артиллерия также осталась прежней - из 12 - 88 мм (3.4-дюймовых) и 12 - 37 мм пушек. Корабли также несли шесть (позже пять) 450 мм (17.7-дюймовых) торпедных аппаратов. Мощность силовой установки выросла на 2000 л.с., что должно был обеспечило увеличение скорости хода на полузла Корабли были оснащены 3 паровыми машинами тройного расширения, общей мощностью в 15000 л.с. и по проекту развивали скорость 18 узлов. В четырёх котельных отделениях располагались 12 паровых котлов: в носовых 6 военно-морских (на "Wettin" и "Mecklenburg" - "Thornycroft") с 12 топками, в кормовых - 6 цилиндрических ПК с 24 топками (всего 36 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. (на Zähringen - 14 кгс/кв.см.) Поверхность нагрева составляла 3719-4428 кв.м. На испытаниях, однако, проектной скорости смогли достичь только "Wettin" и "Mecklenburg" с котлами "Thornycroft". Нормальный запас топлива, как и на предшественниках, составлял 650 т. угля, но полный был увеличен почти в полтора раза - до 1800 т угля. В период с 1908 по 1909 г. корабли могли принимать дополнительно 200 т нефти, использовавшейся для улучшения горения угля, зимой 1915 г. "Schwaben" был полностью переведён на нефтяное питание. Дальность плавания на 10 узлах при полном запасе топлива соответственно выросла и составляла 5000 морских миль (9,000 км) против 3420 миль на предшественниках. Экипаж составлял 683 офицера и матроса (на 32 человека больше, чем на "Кайзерах"). Также на новых кораблях отказались от пятки руля, так, как в случае даже небольшого касания грунта она ломалась, что вызывало полную невозможность управлять рулём. Можно ещё отметить, что при постройке этих кораблей впервые для германского флота широко применялись пневматические клепательные машины и электрические сверлильные станки. Корабли обладали превосходной мореходностью, устойчиво держали курс, отлично маневрировали - могли хорошо управляться при работающей одной боковой машине. При оборотах средней машины более 75 начиналась сильная вибрация. Обладали плавным ходом на волнении. Потеря скорости хода при движении против волнения была незначительной. При отклонении руля в крайнее положение потери скорости хода возрастали до 50-60%, что вызывало крен до 9°. При бортовой качке крен доходил до 30° с периодом в 10 с. Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 14950 тм, поперечная метацентрическая высота 0,966 м, продольная 140 м. Остойчивость была максимальная при 33,4° крена и нулевой при 58,5°. Для покрытия палуб в основном применялся линолеум, но в некоторых местах оставили обычный тиковый настил. Состав спасательных средств кораблей был следующий: 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот, 2 спасательных катера, 2 яла и 3 ялика. Сметная стоимость "Wittelsbach" доходила до 22 млн. 360 тыс. марок, из числа которых 16 млн. 650 тыс. приходилось на корпус и машины, 5 млн. - на артиллерию и 710 тыс. - на минное вооружение.
Схема окраски Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
На Zähringen и Mecklenburg запасной якорь (по правому борту) находился в нише, на остальных - в клюзе. В 1908 г. на всех установили высокие брам-стеньги, компасная площадка была сдвинута на 15 м в корму (на кормовй мостик). В 1911 г. было увеличено количество прожекторов: на Zähringen и Mecklenburg два дополнительных установили на площадках у носовой трубы, на остальных стало по два на верху фок-мачты и два по диагонали на грот-марсе. В 1912-1914 гг. на фор-стеньге были установлены закрытые корректировочные посты.
Wittelsbach "linienschiff C" строился на верфи Военно-морского флота в Вильгельмсхафене под строительным номером 25, начат 30 сентября 1899, спущен 3 июля 1900 г. и получил имя Wittelsbach в честь известного германского аристократического рода. Завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 740 тысяч марок.
Wettin "linienschiff D" строился на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 676, начат 10 октября 1899, спущен 6 июня 1901 г. и получил имя Wettin в честь известного германского аристократического рода, завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 597 тысяч марок.
Zähringen "linienschiff E" строился на верфи Germania в Киле под строительным номером 86, начат 21 ноября 1899, спущен 12 июня 1901 г. и получил имя Zähringen в честь известного германского аристократического рода, завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 275 тысяч марок.
Mecklenburg "linienschiff F" строился на верфи АG Vulcan в Щеттине под строительным номером 248, начат в 1900, спущен 9 ноября 1901, великий герцог Мекленбурга-Шверина, Фридрих Франц IV крестил корабль именем Mecklenburg в честь северогерманского герцогства Мекленбург, завершён в июне 1903, стоимость постройки составила 22 миллиона 329 тысяч марок.
Schwaben "linienschiff G" строился на верфи Военно-морского флота в Вильгельмсхафене под строительным номером 27, начат в ноябре 1900, спущен 19 августа 1901 иназван Schwaben в честь вюртембергской династии по королевству Швабия. Вюртембергский король Вильгельм II читал крестильную речь, крестила его жена, королева Шарлотта, завершён в апреле 1904, стоимость постройки составила 21 миллиона 678 тысяч марок.
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Schwaben
Wittelsbach
Zähringen
Mecklenburg
Wittelsbach Wittelsbach
Wittelsbach Wettin Первое, достойное упоминания событие произошло ещё до ввода кораблей в строй, когда в июле 1900 во время достройки Wittelsbach был протаранен броненосцем Baden, получив при этом некоторые повреждения.Wittelsbach В августе 1902 Wittelsbach, Wettin и Zähringen параллельно проходили ходовые испытания с заводской командой, 1 октября 1902 Wettin вступил в строй и начал испытания и обучение, 15 октября 1902 вступил в строй Wittelsbach и до декабря также проходил испытания и обучение. В тот же день вошёл в строй Zähringen, но его испытания и обучение продлились до 10 февраля 1903, на него перешёл экипаж выведенного в резерв Brandenburg.13 декабря 1902 г. Wittelsbach в сильный туман сел на мель у острова Коре в Большом Бельте, недалеко от Киля. Только через 7 дней (20 декабря) он был снят и отбуксирован на верфь в Киль. В снятии участвовали линкор Kaiser Karl Der Große, большой крейсер Prinz Heinrich и вспомогательные суда. Ремонт в Киле продолжался до февраля 1903.
Wettin В течение января 1903 г. линкоры Zähringen и Wettin ещё находились в стадии окончания работ, задерживался также ввод в строй повреждённого линкора Wittelsbach. Wettin вошёл в состав 1-й эскадры в январе 1903 и со следующего года участвовал в манёврах флота. Wittelsbach 1 марта 1903 стал флагманским кораблём 2-го флагмана 1 эскадры и оставался им до сентября 1905. 25 июня 1903 вступил в строй Mecklenburg и до середины декабря 1903 проходил испытания и обучение.Mecklenburg Zähringen Осенние учения 1903 г. состояли из трех этапов. Первый этап в основном охватывал отработку учений по разведывательной деятельности и проведении блокады в Северном море (с 15 августа). На втором этапе с 31 августа флот вышел из Вильгельмсхафена в дальний поход к берегам Норвегии. Корабли в порты Норвегии не заходили и 5 сентября возвратились в Киль. 10 сентября начался последний этап манёвров. Центральной частью этого этапа была имитация блокады и разрушения укреплений Киля. Во время проведения всех этапов этих манёвров решающее значение имело опробование тактики германского флота в свете её дальнейшего развития. Командующий флотом адмирал фон Кестер был согласен с исходящими от вице-адмирала принца Генриха Прусского положениями, согласно которым, в начале лета 1-я эскадра должна была проделать предложенные им тактические приёмы, выполнил их в большем объёме и в дальнейшем продолжил и развил их.Mecklenburg 12 сентября флот закончил проведение последнего этапа манёвров, и корабли вернулись в места своего постоянного базирования. Учения прошли без особых происшествий.Wettin После манёвров 1903 г. 22 сентября произошли существенные перемены в организации всего флота. Согласно "высочайшему указанию" от 29 июня, вышло распоряжение после окончания манёвров образовать вторую действующую эскадру, которая вместе с 1-й эскадрой и разведывательной группой смогли бы образовать "действующий линейный флот".Wettin 22 сентября 1903 г. началось выполнение объявленного ещё 29 июня распоряжения морского кабинета, которое должно было представлять собой основу организационной структуры кайзеровского флота до конца 1918 г. Все последующие изменения явились лишь его корректировкой.Wittelsbach Wittelsbach Согласно этому распоряжению, был образован находящийся в строю в течение всего года "действующий линейный флот" (с 1907 г. "флот Открытого моря"), состоящий из двух действующих эскадр и соединения разведывательных кораблей. Важнейшими пунктами этого распоряжения морского кабинета были:1. После рассредоточения флота осенних учений 1903 г. резервные дивизии временно распустить. Из базовых кораблей этих дивизий в дальнейшем должна быть сформирована 2-я действующая эскадра. Zähringen 2. Обе действующие эскадры и соединение разведывательных кораблей образуют действующий линейный флот. Командующий 1-й эскадрой одновременно является командующим действующим линейным флотом.Тем самым были созданы условия, по которым в дальнейшем, согласно закону 1898 г. о флоте и дополнениям (новелл) к нему, без особых трудностей можно было ввести в строй подготовленные к службе корабли. Практическая деятельность флота в 1903 г. после подготовки по программе одиночного корабля закончилась двумя непродолжительными учебными походами, первым с 23 ноября в среднюю часть Балтийского моря, вторым с 1 декабря в пролив Скагеррак с одним днем стоянки на якоре у Фредериксхафена. Zähringen С середины декабря 1903 в состав I эскадры флота был включен Mecklenburg.
Schwaben Wettin В 1904 г. после весенней смены мест базирования для кораблей действующего линейного флота начался новый учебный год. С января 1904 Wittelsbach стал флагманом I эскадры.С середины февраля 1904 броненосцы проводили одиночные и групповые учения. Zähringen 13 апреля 1904 в строй вступил Schwaben. Вопреки намерению командующего флотом адмирала Ханса фон Кестера зачислить новый линкор в активный боевой флот, по требованию государственного секретаря имперского морского ведомства адмирала Альфреда Тирпица, он стал учебным торпедным кораблём. Торпедная инспекция, которая располагала до сих пор только большими и малыми крейсерами и небоеспособными старыми кораблями, получила современный линкор для обучения и экспериментов, который заменил в этой должности Neptun и начал проходить испытания и обучение. Из Вильгельмсхафена он перешёл вокруг мыса Скаген в Киль, откуда продолжал выходить на пробеги. В этот период он выскочил на неизвестную мель к северу от Фемарна. При этом днище по длине 30 м смялось и частично разошлось. После необходимого ремонта испытания продолжались до конца 1904.Zähringen В мае в Северном море провели крупное учение всего флота совместно с двумя флотилиями миноносцев. Этот год был примечателен тем, что сразу после учений в северной части Северного моря, проходящих вплоть до берегов Норвегии, состоялся вызвавший много толков поход к берегам Англии и Шотландии. Во время этого похода линкоры посетили порты Плимут, Флиссинген, Лервик (Шетландские острова) и Мольде. Zähringen Июнь прошёл под знаком "Кильской недели" 1904 г., при этом Киль посетил британский король Эдуард VII со своей свитой. В её состав входили Первый лорд Адмиралтейства Селборн и начальник департамента морской разведки принц Луи Баттенбегский (по национальности немец).Это посещение представителей британского королевского дома и Адмиралтейства и последовавший показ всего корабельного состава кайзеровского военно-морского флота, произведённый по приказу Вильгельма II, дало повод немецкой прессе начать резкую критику действий кайзера. При этом не забыли припомнить, что британский король посетил также германский флагманский корабль. Wettin Но ещё большую критику, чем это посещение, вызвало последующее распоряжение кайзера, согласно которому даже отложили на несколько дней срок выхода германского действующего линейного флота в длительный летний поход. Распоряжение гласило, что германская эскадра во время учебного похода должна была обязательно зайти в какой-либо английский порт.6 июля действующий линейный флот в полном составе покинул Киль и начал проводить учения в Германской бухте. У острова Боркум обе эскадры разошлись. В то время как входящие в состав 2-й эскадры броненосный крейсер Friedrich Саrl и миноносцы по-прежнему продолжали проводить учения, 1-я эскадра и соединение разведывательных кораблей направились в Плимут. Wettin Прибыв в Плимут 10 июля, немцы были поражены столь неучтивым приёмом со стороны англичан, так как из кораблей британского флота в гавани находился только один броненосный крейсер "Monmouth", что вызвало довольно неприятное удивление. Из-за этого хорошо задуманный германским кайзером дружественный визит оказался сорван. Кульминационным пунктом явилось посещение флагманского корабля командующего германским флотом начальником военно-морской базы адмиралом Сеймуром.Zähringen 13 июля корабли германской эскадры и разведывательного соединения покинули Плимут, тронулись в обратный путь и 14 июля бросили якоря на рейде Флисссингена, а соединение разведывательных кораблей проследовало в нидерландскую военно-морскую базу Ден-Хелдер. Туда же прибыла и 2-я эскадра с флотилиями миноносцев.Wettin Запланированное посещение королевой Нидерландов Вильгельминой германских кораблей не состоялось. Принимающая сторона неожиданно отменила этот визит, причём ходили слухи о политической причине этого отказа.Wittelsbach 20 июля весь германский флот покинул нидерландские воды и продолжил проведение учений. Поход флота сначала проходил в северном направлении вдоль английского побережья до Лервика (Шетландские острова), затем с 25 июля дальше через северную часть Северного моря. 1-я эскадра 29 июля зашла в Мольде, а соединение разведывательных кораблей в Христитиансанд. 2-я эскадра с флотилиями миноносцев в тот же день прибыла в Берген.Wittelsbach 6 августа все соединения покинули норвежские воды, встретились в открытом море и направились в Киль, куда прибыли после проведённого ими 12 августа учебного боя. Важнейшим результатом первого учебного похода действующего линейного флота было то, что начальник соединения разведывательных кораблей смог на практике опробовать и проверить свои соображения о способах использования своих кораблей.Wettin В этом походе корабли широко пользовались радиосвязью, а также применяли прожекторы для передачи распоряжений и специальных ночных опознавательных сигналов. Вслед за этим походом флот сразу же начал подготовку к большим осенним манёврам 1904 г., запланированным на период с 29 августа по 15 сентября.Wittelsbach К действующему линейному флоту присоединили: 2-ю флотилию миноносцев в составе 2-х дивизионов, и учебное соединение, в т. ч. линкор Schwaben, принятый в эксплуатацию в качестве учебного торпедного корабля. Zähringen Wettin Вслед за учениями 6 сентября последовал морской парад флота у Гельголанда. Манёвры в Северном море Манёвры 1904 г. начались 29 августа в Балтийском море, откуда 3 сентября флот перешёл к устью реки Эльба. Здесь под личным руководством командующего флотом адмирала фон Кестера десантный корпус принял участие в устроенном кайзером параде IX-го закончили 9 сентября. Затем в условиях приближенных к "боевой обстановке" последовал переход Кайзер-Вильгельм каналом.Mecklenburg На следующем этапе учений также отрабатывали взаимодействие между армией и флотом, в этот раз на устроенных кайзером манёврах в районе побережья Балтийского моря с участием гвардейского и IX-го армейского корпусов. Как и было запланировано, манёвры 1904 г. продолжались с 29 августа по 15 сентября и прошли без особых происшествий. После окончания этого, в основном, состоящего из десантных операций этапа учений 15 сентября практический флот распустили. Корабли возвратились в порты своего постоянного базирования.Schwaben Деятельность 1-й эскадры в осенний период ничем не отличалась от учебных походов в зимнее время года в среднюю часть Балтийского моря. Согласно программы обучения второй половины 1904 г. с 22 ноября по 2 декабря действующий линейный флот предпринял зимний учебный поход в среднюю и восточную часть Балтийского моря. Впервые в нём приняла участие одна из флотилий миноносцев.
Schwaben С этим походом были связаны определённые политические события, поскольку планировали посетить некоторые шведские порты. Но начальник морского генерального штаба вице-адмирал Бюксель во время личного доклада обратил внимание кайзера Вильгельм II на то, что из-за существующего в настоящее время обострения шведско-норвежских отношений (в 1905 г. они привели к разрыву союза между этими двумя государствами) это было нецелесообразно. Кайзер согласился с этим, и посещение портов отменили.С середины декабря 1904 по начало марта 1905 Zähringen прошёл ремонт в Вильгельмсхафене.
Wittelsbach Wittelsbach 11 января 1905 Schwaben был передан инспекции корабельной артиллерии и заменил Mars в качестве артиллерийского учебного корабля. В течение следующих лет он занимал эту должность, однако неоднократно привлекался к другим заданиям, особенно к участию в осенних маневрах.Zähringen Wittelsbach В начале марта 1905 Mecklenburg и Wittelsbach перешли вокруг мыса Скаген в Киль, при этом 3 марта во время пересечения Большого Бельта из за ошибочно поставленного фарватерного буя Mecklenburg наскочил на скалу. Он был снят линкорами Wittelsbach, Wettin и малым крейсером Ariadne и смог достичь Киля своим ходом. Сильная вмятина днища потребовала посещения Императорской верфи в Вильгельмсхафене, где корабль ремонтировался с марта по апрель 1905, 20 апреля он вернулся в строй и принимал участие в обычных упражнениях и учебных походах эскадры.После прохождения подготовки по программе одиночного корабля и отрядами кораблей, особенно после проведения интенсивных артиллерийских стрельб, весь действующий линейный флот во главе с линкором Kaiser Wilhelm II с 13 мая по 10 июня 1905 г. начал выполнение летней программы обучения. С 12 июля по 9 августа состоялись продолжительные летние учения флота. Маневры начались 12 июля обычным длительным походом в Северном море. Затем, согласно плану, здесь же должен был начаться первый этап летних учений, после чего для проведения последующего этапа учений следовало провести переход флота вокруг мыса Скаген в Балтийском море. Но по политическим причинам это пришлось изменить. Wittelsbach Состоявшееся к этому моменту времени государственно-правовое разделение Швеции и Норвегии на два самостоятельных государства сделало нежелательным посещение германскими военными кораблями норвежских портов. Уважение Германией реального политического состояния стран в этом регионе продемонстрировали тем, что кайзер, хотя и провёл обычный летний поход своего флота у берегов Норвегии, перенёс манёвры в Балтийское море, но не удержался и закончил их посещением шведских портов.Во время перехода действующего линейного флота через пролив Каттегат в Балтийское море германский флот произвёл акт политической демонстрации по отношению к Дании. Впервые корабли флота прошли через пролив Зунд и посетили столицу Дании Копенгаген, где некоторые линкоры посетил датский король Христиан IX. Wettin После окончания летних маневров часть кораблей флота с 20 по 24 июля посетили Гётеборг (в то время Гётенбург), а со 2 по 7 августа Карлскруну - морские ворота шведской столицы Стокгольма.26 августа германский флот вышел из Киля, 28 августа прибыл на рейд Свинемюнде, где расположился рядом с кораблями британской эскадры. Общение между моряками обоих флотов по обыкновению было внешне дружелюбным, но оставаясь всё же, как и во Фленсбурге, куда зашли британские миноносцы, так и в Данциге, куда перед этим также заходили англичане, довольно прохладным. После ухода англичан 29 августа германские корабли вернулись в порты своего базирования. Schwaben 2 сентября выходом из Вильгельмсхафена действующего линейного флота начались осенние манёвры 1905 г. В условиях плохой погоды манёвры провели с 6 по 13 сентября.Идея манёвров состояла в том, что превосходящий по силам неприятельский флот блокирует часть германского флота в Немецкой бухте. Вторая часть манёвров предусматривала сражение флотов и попытку уничтожения укреплений в устье реки Эльба. Руководили обоими этапами манёвров командующие 1-й и 2-й эскадр вице-адмиралы граф фон Баудиссен и Фишель. Schwaben Как заметил современный им критик, значение этих учений заключалось в том, что впервые перешли от обычной академической разработки стратегической задачи к довольно точной отработке подготовки к будущей войне. После заключительного морского парада корабли вернулись в свои гавани и приступили к осенней смене мест базирования. Schwaben ушёл в Свинемюнде.В октябре 1905 г. корабли эскадры проводили подготовку по программе одиночного корабля. Впервые в распоряжение флота передали две флотилии миноносцев, чтобы период содержания их в готовности к использованию продлить и на зимние месяцы. В ноябре соединение флота в составе 1-й эскадры и крейсеров совершило поход в Балтийское море, в то время как 2-я эскадра осуществляла мероприятия по вводу в строй и подготовку по программе одиночного корабля для построенных линкоров. Mecklenburg В начале декабря все три соединения действующего линейного флота раздельно совершали выходы в Балтийское море, провели ещё одно крупное учение и 12 декабря вновь соединились в Данциге. Совершенное по приказу адмирала фон Кестера возвращение в Киль снова использовали для проведения тактических учений. В нём также приняла участие "тактическая" флотилия миноносцев. В Киле обе флотилии миноносцев распустили, а крупные корабли вернулись в места своего постоянного базирования.
Mecklenburg Как и прошедший, 1906 г. проходил привычным порядком.В 1906 г. ставшая уже привычной учебная деятельность действующего линейного флота становилась всё более обширной и многосторонней. Подготовка по программе одиночного корабля сменялась постоянными учениями в составе соединения и эскадры и продолжалась до состоявшихся с 13 мая по 8 июня в Северном море первых в этом году манёвров всего флота, закончившихся походом вокруг мыса Скаген. Wittelsbach Учебные походы весной (с 8 мая по 7 июня) в Северном море и летом (с 12 июля по 10 августа) в Северном и Балтийском морях прошли без особых происшествий. В середине июля 1906 г. предприняли длительный летний поход действующего линейного флота, сначала в среднюю, а затем в северную часть Северного моря к берегам Норвегии. Во время этого похода корабли 1-й эскадры во главе с флагманским линкором Wittelsbach и учебной флотилией миноносцев заходили сначала в Мольде, затем в Берген, 2-й эскадры в Аальзунд, затем в Тронхейм.21 июля у Мольде корабли 2-й эскадры встретили и приветствовали пароход "Hamburg" компании HAPAG, на борту которого в этот год кайзер проводил северный круиз в сопровождении лёгкого крейсера Leipzig. Первоначально возвращение в отечественные воды предполагали начать 1 августа. Но затем, по приказу кайзера, его перенесли на 4 августа с тем, чтобы 3 августа встретить день рождения короля Норвегии Хаакона VII (к тому времени ему присвоили звание почётного адмирала германского военно-морского флота), а салютом и флагами расцвечивания поздравить его. Wittelsbach Возвращение флота в Германскую бухту происходило через Северное море, и у Гельголанда продолжились учения, в которых также принял участие новый броненосный крейсер Roon. 15 августа флот снова был в Киле. Уже через несколько дней после возвращения из летнего похода, с 22 по 24 августа состоялись манёвры с высадкой десанта в Эккернфёрдской бухте совместно с учениями по блокаде укреплений Киля.Затем действующий линейный флот начал подготовку к осенним манёврам 1906 г., которые длились с 26 августа по 14 сентября. Манёвры 1906 г. были непродолжительными. Во время короткой паузы с 31 августа по 3 сентября гостем германских моряков стала шведско-датская эскадра, на что все обратили особое внимание, так же как и на последовавшее вслед за этим (с 3 по 9 сентября) посещение русской эскадрой Киля.
Zähringen Продолженные с 3 по 14 сентября маневры закончились без чрезвычайных происшествий. Вечером последнего дня учений все экипажи кораблей флота, проходящих в устье реки Эльба мимо флагманского линкора Kaiser Wilhelm II, приветствовали троекратными криками "Ура!" уходящего в отставку командующего флотом гросс-адмирала фон Кестера. 14 сентября в Брунсбюттеле на борту флагманского корабля состоялся разбор учений, а 15 сентября корабли разошлись по портам своего постоянного базирования, кто в Киль, кто в Вильгельмсхафен. Wittelsbach За оставшуюся часть 1906 г. (за исключением зимнего учебного похода с 8 по 16 декабря в Северное море и проливы Каттегат и Скагеррак) особых событий и происшествий не произошло.
То же самое относилось к первой четверти 1907 г. Уже ставший привычным поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море провели с 12 июля по 10 августа 1907 г. В июле 1907 Schwaben вместе с Frithyof и тендером Fuchs работали у побережья Восточной Померании. Заключительная часть осенних манёвров 1907 г. флота Открытого моря с 26 августа по 27 сентября также прошла без особых происшествий, как и прошедшие непосредственно за ними в северной части Шлезвига (с 10 по 13 сентября) манёвры с высадкой десанта и полевые учения совместно с армейскими частями. Schwaben на них был флагманским кораблём образованного для осенних маневров Соединения учебных и опытных кораблей (контр-адмирал Цейс), к которой принадлежали береговые броненосцы Frithjof и Ägir, большие крейсера Prinz Adalbert и Vineta, малые крейсера Undine, Nymphe и Zieten, а также минзаги Nautilus и Pelikan. Летом вместо ставшего привычным похода в северном направлении состоялся длительный учебный поход в Атлантику к Азорским островам. 13 августа флот Открытого моря вернулся в Киль.
Mecklenburg Zähringen Во время самостоятельного похода в начале апреля 1908 Zähringen из за технической ошибки принял много воды в одном из торпедных отделений. Только заглушка обеих бортовых торпедных труб снаружи смогла предотвратить затопление корабля. С апреля по май 1908 он простоял в ремонте.Schwaben Mecklenburg Ещё до начала осенних учений 1908 г. с 27 августа по 7 сентября провели манёвры в составе 1-й эскадры в Балтийском море, за которыми с 7 по 13 сентября последовали осенние манёвры всего флота 1908, в которых не участвовал Schwaben. Зимний учебный поход состоялся с 22 по 30 ноября и снова вёл в проливы Каттегат и Скагеррак.В декабре 1908 корабли (кроме Schwaben) передали в состав 4-й дивизии (2-я эскадра). Zähringen В феврале 1909 Zähringen использовался как ледокол в западной Балтике. Весной 1909 Wettin столкнулся с Kaiser Karl Der Große, но повреждения оказались незачительными. Осенью 1909 Schwaben стал флагманским кораблём образованной из более старых военных кораблей III эскадры (соединение учебных и опытных кораблей на осенних манёврах 1909), а в середине декабря 1909 помогал в снятии севшего на мель во Фленсбургском заливе учебно-опытового торпедного судна Württemberg.Mecklenburg С 19 августа по 11 сентября 1910 Schwaben временно был придан III эскадре океанского флота для замены одного из проданных Турции броненосцев на время осенних маневров 1910 г.Schwaben Zähringen находился в составе Флота Открытого Моря до 20 сентября 1910, когда он был переведён в резервную дивизию Северного моря. В тот же день в резерв вывели Wittelsbach. Schwaben 14 октября столкнулся с линкором Elsaß и отправился на ремонт на Императорскую верфь в Киле, где простоял до 4 января 1911.Wittelsbach 30 июня 1911 Wettin был выведен в резерв, но уже 1 декабря возвращён в состав флота как учебно-артиллерийский корабль. 30 июня в резерв вывели и Mecklenburg. Его экипаж был переведён на новый линкор Ostfriesland. На время осенних манёвров 1911 III эскадре придали Schwaben. 16 октября 1911 в состав флота вернули Wittelsbach. 30 ноября 1911 Schwaben передали резервной эскадре Северного моря.Wittelsbach 9 мая 1912 Zähringen, Mecklenburg и Schwaben ввели в строй лишь для перехода в Балтийскую резервную эскадру. 12 мая они прибыли в Киль и вновь были выведены в резерв.Wittelsbach 14 августа 1912 Zähringen, Mecklenburg и Schwaben были временно выведены из резерва для участия в осенних маневрах 1912 в составе временно образованной III эскадры. 4 сентября 1912, в ходе маневров флота, Zähringen случайно протаранил и потопил миноносец G.171. 28 сентября 1912 броненосцы были снова выведены в резерв (в резервной эскадре Балтийского моря).С 30 марта по 21 апреля 1913 Wittelsbach участвовал в манёврах флота, а 5-31 июля 1913 с крейсером Hertha доставили в Норвегию статую Фритьофа, подаренную кайзером. С 30 марта по 29 апреля 1914 Wittelsbach был придан учебной эскадре, а в период предвоенной напряженности (с 27 июля 1914 до объявления о мобилизации) в подчинении Командования станции учебных и экспериментальных кораблей (вместе с крейсерами Magdeburg, Danzig и канонеркой Panther) осуществлял охрану Кильского порта и Кильского залива.
Schwaben Schwaben
Wittelsbach
Wettin
Mecklenburg
Wittelsbach
Wettin
Wettin
Wittelsbach
Wittelsbach
Schwaben
Wittelsbach
Mecklenburg
Wittelsbach 1 августа 1914, с началом войны, все 5 броненосцев были выведены из резерва вошли в состав IV линейной эскадры. Сперва она предназначалась для действий в Северном море, но оставалась в Киле, где составившие её персонал резервисты проходили обучение.Zähringen 26 августа в 13:15 эскадра вышла на помощь севшему на мель в Финском заливе лёгкому крейсеру Magdeburg но шла очень медленно - экономическим ходом 13 узлов, и когда 27 августа в 12:30 была отозвана в Киль, корабли находились ещё только на уровне Сандхаммара к западу от Борнхольма. 3-9 сентября все пять линкоров участвовали в демонстративном походе к Финскому заливу, противника не встретили. 11-20 сентября 1914 они находились в Северном море, но уже 22-26 сентября 1914 все пять линкоров снова участвовали в операции в восточной Балтике. С 4-5 декабря 1914 по июль 1915 корабли эскадры действовали в Северном море, при этом Zähringen, Mecklenburg и Schwaben со 2 апреля, а Wittelsbach с 3 апреля 1915 стали на ремонт.В мае 1915 Wittelsbach участвовал в поддержке армии на балтийском побережье, при этом был снабжён фальшивой третьей трубой для сходства с более сильным типом Braunschweig. 8-12 мая 1915 Mecklenburg и Schwaben (по некоторым данным и Wettin) участвовали в походе к северу от о. Готланд. С 27-28 мая по 4 июля 1915 Wittelsbach и Zähringen снова несли патрульную службу в Северном море, Mecklenburg и патрулировали в устье Эльбы. Mecklenburg Wittelsbach В июле 1915 броненосцы снова были переведены на Балтику, 5 июля были в Киле и 7 июля прибыли в Данциг. 11 июля 1915 Wittelsbach и Mecklenburg участвовали в походе к о. Готланд, при этом Wittelsbach сел на мель и долго не мог с неё сойти, но в конце концов сошёл самостоятельно без повреждений. 21-22 июля 1915 Mecklenburg повторил поход к о. Готланд. Со 2 августа 1915 броненосцы базировались на Либаву. 10-15 августа 1915 г. корабли обстреливали русские позиции в Ирбенском проливе.Schwaben 21-23 сентября 1915 Schwaben, Mecklenburg и Zähringen участвовали в операции у Готланда. С 24 сентября 1915 Schwaben использовался, как брандвахта в Либаве. 10-11 ноября 1915 Schwaben, Wettin, Wittelsbach и Prinz Heinrich вернулись в Киль, в то время как остальные корабли вошли в эскадру охраны Балтийского моря, Schwaben ушёл в Вильгельмсхафен, чтобы заменить Kaiser Karl Der Große в качестве учебного корабля машинистов, которым стал с 20 ноября. Mecklenburg, который 17 декабря 1915 сел на мель в среднем входе в гавань Либау, но свободно сошёл без повреждений, вернулся в Киль 7 января 1916.*** Zähringen Wittelsbach 24 августа 1916 г. был выведен из боевого состава и использовался как учебный блокшив в Киле, затем - как плавказарма в Вильгельмсхафене. В сентябре 1918 его планировалось переоборудовать в корабль-мишень, но планы не были реализованы в связи с окончанием войны. В 1919 был перестроен в Вильгельмсхафене в плавбазу-носитель катеров-тральщиков.Wettin в 1915 г. находился в резерве, затем, со второй половины 1916 использовался, как плавказарма в Киле, позже при флагмане тральщиков в Куксхафене. После окончания войны, 11 марта 1920 года он был исключён, 21 ноября 1921 г. продан на слом и 1922 г. разобран в Реннебеке. Судовой колокол хранится в музее Армии в Дрездене. Zähringen в ноябре 1915 был переведён в Киль, где с 1916 использовался, как учебный блокшив и судно-цель для миноносцев. Четыре его 15-см пушки были использованы для вооружения вспомогательного крейсера "Möwe". 22 июля 1918 было начато переоборудование в учебный корабль для кадетов, но в ноябре прекращено с окончанием войны. 13 декабря 1918 корабль был выведен из боевого состава. С 11 марта 1920 - блокшив в Вильгельмсхафене. Mecklenburg с 24 января 1916 стал плавучей тюрьмой, с начала 1918 использовался как плавказарма для экипажей находящихся в ремонте подводных лодок на Императорской верфи в Киле. 25 января 1920 г. исключён, 16 августа был продан за 1750000 марок на слом и в 1921 разобран Deutschen Werken на Северном моле в Киле. Носовое украшение ныне хранится в Германском Техническом Музее в Берлине. Schwaben в 1916 стал учебным блокшивом, сняты орудия ГК, позже 150 мм орудия сократили на 6, а 88 мм - на 4 шт. 10-16 декабря 1918 корабль перевели на место списания и перестройки и с 16 декабря начали перестройку в плавбазу-носитель катеров-тральщиков в Вильгельмсхафене.
Wittelsbach и Schwaben в 1919 были перестроены в плавбазы-носители катеров-тральщиков в Вильгельмсхафене и 1 июня 1919 вступили в строй в новом качестве. Они несли по 12 этих "чёрнорабочих" корабликов. Wittelsbach стал флагманским судном немецкой минно-тральной группы. По окончании послевоенного траления, 8 марта 1921 года Schwaben и 20 июля 1920 Wittelsbach окончательно исключили из списка Военно-морского флота и продали на слом в том же году: Wittelsbach 7 июля за 3561000 марок в Вильгельмсхафене, Schwaben за 3090000 марок на Северном моле в Киле. Оба были разобраны до конца года. *** Из пяти линкоров этого типа после войны не был разобран на металл только "Zähringen". Слишком старый, чтобы быть затребованным союзниками в качестве трофея, он использовался, как блокшив до 1926. В 1927-1928 корабль был перестроен в радиоуправляемое судно-цель для Рейхсмарине. Перестройка линкора была выполнена верфью флота в Вильгельмсхафене, а электротехническое оборудование разработано морским ведомством совместно с лабораторией общества электрических аппаратов (Gelap) в Берлине-Мариенфельде и выполнено в мастерских последнего. Почти вся надстройка, все пушки и двигатели были демонтированы, остались только боевая рубка и одна труба, заделаны иллюминаторы и лишние люки. Чтобы поддерживать судно на плаву при повреждениях, в корпус были помещены 1700 тонн пробки. Ликвидация большой массы уменьшила его осадку до 7,9 м и водоизмещение до 11800 тонн, из них 2000 т - водяной балласт, который при необходимости можно откачать. Корабль был снабжён двумя автоматически управляемыми паровыми машинами тройного расширения с нефтяными котлами, работающей на два вала, пар под давлением 14 атм. подавался двумя военно-морскими котлами с 6 топками, расположенными в двух КО. Площадь нагрева составляла 1800 кв. м. Наибольшая скорость была теперь всего 13,5 узлов. Когда корабль не находился в режиме радиоуправления, его экипаж составлял 67 человек. Механизмы и котлы были снабжены таким оборудованием, что один и тот же радиосигнал управлял как машинами, так и котлами и вспомогательными механизмами. Другими словами, достаточно было одного сигнала, чтобы изменить скорость хода и весь связанный с такой переменой режим всех механизмов. Для подачи того или иного распоряжения сопровождающий корабль (В качестве корабля управления использовался миноносец "Blitz") передавал определенный сигнал по азбуке Морзе. Сигналы эти воспроизводились не обычным ключом Морзе, а особым "передатчиком приказаний", снабженным таким числом кнопок, сколько имелось различных вариантов приказаний, причем нажимом определенной кнопки передавалось сразу целая комбинация знаков азбуки Морзе. Всего было предусмотрено до 100 различных команд, в том числе поворот на любой курс, выключение прожектора, включение ходовых огней, производство дымовой завесы, выпуск ракет, стрельба из отдельных групп собственных орудий (мортиры, заряженные холостыми зарядами), изменение скорости хода и прочее. Все весьма сложные приборы, моторы и реле, необходимые для передачи полученных распоряжений по отдельным механизмам, были сосредоточены в особом центральном посту, являющимся управляемым извне "мозгом" корабля. В случае каких-либо неисправностей в радиопередаче или сбития антенны, корабль, не получая определенный промежуток времени никаких команд, останавливался, зажигал прожектор, включал ходовые огни, выпускал ракеты, приводился на первоначальный генеральный курс, и понемногу стопорил машины. Такие же действия автоматически производились и в случае каких-либо неисправностей хотя бы в одном из приборов и механизмов. Все эти предохранительные устройства начинали действовать под влиянием освободившегося падающего груза в центральном посту. Особые указатели в этом посту показывали, что именно неисправно и в чем причина остановки. 8 августа 1928 "Zähringen" был впервые использован в новом качестве и служил мишенью для Рейхсмарине, затем Кригсмарине. 18 декабря 1944 старое судно сильно пострадало от бомб в ходе воздушного налета на Готенхафен и затонуло на мелководье. Вскоре его подняли и отбуксировали ко входу в гавань, где 26 марта 1945 он был затоплен для заграждения фарватера. Обломки были подняты и разобраны в 1949-1950.
|