Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Набег на Утэ 6-9 января 1915 г.
контр-адмирал Беринг

 

 

30 декабря в Свинемюнде контр-адмирал Беринг получил разрешение на операцию в Утё, как только подводные лодки будут готовы к использованию. Однако в то время ни одна из подводных лодок не была на ходу. Лишь после того, как 2 января "U 26" была готова к бою, контр-адмирал назначил начало операции против Утё на 3 января и в этот день в 16 часов его корабли вышли из Свинемюнде, а лодка - из Данцига. Быстро усиливающийся юго-восточный ветер, очень скоро перешедший в штормовой, вынудил его к вечеру отозвать все силы в порты. Опыт последних операций научил его ждать благоприятных погодных условий для применения подводных лодок и миноносцев.

Когда 6 января сводки погоды обещали на несколько дней безветренную погоду, в 17:30 адмирал Беринг снова вышел в море. В разведывательном строю отряд направился к востоку от Готланда к точке в 20 морских милях к юго-юго-западу от маяка Утё, куда прибыл в 3:33 утра 8 января без дальнейших происшествий. В состав отряда входили "Prinz Adalbert", "Thetis" и 20-й полуфлотилии миноносцев. "Lübeck" ранее был отослан на запад в район между Свенска Хёгарне и Богшером, а "Augsburg" - на восток до уровня Бенгшера. "U 26" с 8 часов утра 7 января стояла у Бенгшера в качестве фланговой защиты со стороны Финского залива, чтобы атаковать приближающиеся оттуда силы противника.

Погода в 3 часа ночи не благоприятствовала намеченному рейду: дул слабый юго-восточный ветер, небо было затянуто облаками, периодически шёл снег, что временами ухудшало видимость. Однако препятствия было недостаточно большими, чтобы оправдать прекращение атаки. Поэтому контр-адмирал Беринг решил осуществить свой план и в 4:16 утра послал "Thetis" и 20-ю полуфлотилию миноносцев с тралами в атаку на внутреннюю гавань Уто. "Prinz Adalbert" с 4:28 шёл вперёд за "Thetis" для поддержки осторожно, насколько позволяла глубина фарватера.

Вскоре после начала операции погода испортилась, видимость продолжала ухудшаться, начался сильный снегопад. В 4:39 сорвался трал, потому что, тралящие миноносцы из-за зыби отнесло слишком далеко друг от друга. Повторное развертывание трала заняло более часа, до 5:53 утра и вызвало задержку подхода к цели, который по плану должен был быть завершен до рассвета. Когда трал был вновь развернут и "Thetis" снова двинулся вперёд, снег дул так сильно, что крейсер совершенно не было видно. Через несколько минут трал снова оборвался и командир "Thetis", фрегаттен-капитан Гильдебранд, чтобы избежать дальнейших задержек, решил вообще воздержаться от траления.

"Thetis" продолжил подход и в 7.25 утра достиг буя, где внезапно лот показал всего 8 м. Предположительно это была отмель, не указанная на немецких картах. Когда контр-адмирал Беринг на "Prinz Adalbert" увидел, что "Thetis" вдруг остановился, пошел назад и потом отвернул, у него сложилось впечатление, что на крейсере не знают точного местонахождения корабля и ошиблись в навигации. В это время, кроме нескольких белых точек покрытых снегом шхерных островов, впереди ничего не было видно. Поэтому контр-адмирал Беринг, по согласованию со своим штабным офицером, счел за лучшее отдать приказ немедленно прекратить операцию.

На самом деле ситуация с миноносцами и на "Thetis" отличалась от того, что видел стоявший сзади командир. В это время погода прояснилось, стало ясно видно на 5,5 миль к северу. Поэтому навигация была точной. Вскоре после этого "Thetis" также смог определить местоположение корабля с помощью наземного пеленга. Таким образом, продвижение "Thetis" и 20-й полуфлотилии было возможно без проблем, но без участия "Prinz Adalbert" из-за малой глубины фарватера. Перспективы на успех уже были не велики.

Между тем стало совсем светло, до гавани Утё оставалось ещё 9 миль, так что фактор внезапности был уже утерян. На это указывала и начавшаяся вскоре после 8 часов оживленная радиосвязь противника, вызванная либо сообщением радиостанции в Утё, либо кораблем, оснащенным радиоаппаратурой в гавани, что говорило о том, что немецкие крейсера замечены.

На обратном пути в полдень отряд столкнулся с сильным восточным штормом, волна которого сделала невозможным использование миноносцев и вынудила адмирала пройти от Готланда к западу, чтобы лучше защититься от ветра и волн на подветренной стороне острова. 9 января в 16 часов он с крейсерами и торпедными катерами вошел в Свинемюнде.

***

Срыв операции, о ходе которой контр-адмирал Беринг доложил в личном рапорте принцу в Киле 18 января, адмирал объяснил чрезвычайной трудностью плавания по фарватеру архипелага без лоцмана. Существующие карты подходов к Утё были русского происхождения и не казались достаточно безопасными для глубоко сидящего корабля. Поход подтвердил, что место командира в такого рода наступлениях должно быть в передовых силах, так как только оттуда он может быстро оценить обстановку и принять решение. Причина неуспеха отряда миноносцев в качестве тральной группы заключалась в недостаточной практике командиров на этой службе, весьма неблагоприятной погоде и характере фарватера: на глубинах менее 10 м тралы выскальзывали наружу.

Повторение операции были возможны только с малыми крейсерами и миноносцами. В такой измененной форме её можно было провести только через некоторое время, когда русские вновь обретут чувство безопасности. Было не ясно, заметили ли русские вообще намерение рейда на порт Уто или только поверили в демонстрацию, так как они заметили немецкие корабли очень далеко в море. "U 26" вернулась в Гданьск 10 января, прервав операцию из-за тумана и метели, так и не увидев противника.

крейсера
20-я полуфлотилия миноносцев (возможно не все)
1 подводная лодка
+ наверняка были угольщики, число не известно
 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.


последнее обновление: 07.06.2022