входоглавлениефлот Германии в 1-ой мировой войне → Поход к Либаве 16-17 ноября 1914 г., гибель крейсера "Friedrich Саrl".

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Поход к Либаве 16-17 ноября 1914 г., гибель крейсера "Friedrich Саrl".
адмирал Беринг

 

 

Как мы уже говорили, командование немецкого флота решило закупорить Либаву, для чего предполагалось затопить на входе в порт 4 брандера. Брандеры "Julia", "Martha", "Elfie" и "Martial" сопровождал легкий крейсер "Lübeck" и 20-я полуфлотилия миноносцев — "G.132", "G.133", "G.135". Прикрывать этот отряд планировал сам адмирал Беринг на броненосном крейсере "Friedrich Саrl". Это было очередное "усиление", которое сплавили на Балтику из Северного моря. В операции также участвовали крейсера "Amazone", хорошо знакомый русским "Augsburg", а также подводные лодки "U-23" и "U-25".

17 ноября в 1.46 в 30 милях западнее Мемеля "Friedrich Саrl" попал на минное заграждение, поставленное русскими миноносцами 5 ноября. После подрыва на первой мине крейсер слегка вздрогнул, и создалось впечатление, что он таранил подводную лодку. Однако вскоре начали поступать донесения о том, что вода затапливает различные отсеки. Адмирал Беринг сразу решил, что крейсер торпедирован английской подводной лодкой. Чтобы уклониться от повторной атаки он приказал повернуть и уходить полным ходом на запад. Однако вода прибывала слишком быстро, скорость крейсера упала до 10 узлов, и ему пришлось повернуть обратно на восток, чтобы поскорее выбраться на мелководье.

Эти танцы прямо на минах ни к чему хорошему привести не могли, и в 1.59 крейсер подорвался на второй мине. И снова взрыв приписали торпеде. Крейсер получил большой крен на правый борт и сел кормой. Вышла из строя левая машина, и скорость снизилась до 8 узлов. Руль заклинило в положении 20° на левый борт. "Friedrich Саrl" потерял управление и только описывал круги на месте. Взрывом сорвало антенны, вышли из строя динамо-машины, и крейсер лишился радиосвязи. Титаническими усилиями немцам все-таки удалось наладить связь, и в 2.50 была послана радиограмма с призывом о помощи. Ответ пришел только через час. "Augsburg" сообщил, что идет на помощь, но ему понадобится еще 2 часа, чтобы прибыть к месту подрыва броненосного крейсера. "Lübeck" с миноносцами в это время уже находился вблизи Либавы и не мог прервать операцию.

Команда изо всех сил пыталась спасти подорванный корабль, но вода затапливала один отсек за другим. Самое неприятное заключалось в том, что перед выходом в море с корабля сняли почти все шлюпки во избежание пожаров. Адмирал Беринг горько пошутил, обращаясь к своему штабу: "Мы унесем с собой на дно последнее утешение: английские торпеды никуда не годятся". Но в 5.25 на горизонте показался "Augsburg". К 6.35 он снял всю команду "Friedrich Саrl", кроме 8 человек, погибших при взрыве.

В 7.15 броненосный крейсер перевернулся, но все еще держался на воде. Адмирал приказал подошедшему крейсеру "Amazone" попытаться отбуксировать "Friedrich Саrl" на мелкое место. Но это оказалось невозможно, и вскоре "Friedrich Саrl" затонул.

Этим же утром немцы получили еще один удар. Вышедший из Мемеля на помощь подорванному крейсеру пароход "Elbing 9" в 8.22 попал на другое минное заграждение, взорвался и затонул со всем экипажем. Шедший в Мемель с экипажем "Friedrich Саrl" "Augsburg" видел этот взрыв. Крейсер немедленно повернул в Нейфарвассер. Гибель "Elbing 9" фактически спасла "Augsburg".

Тем временем "Lübeck" и миноносцы обстреляли Либаву и затопили брандеры на входе в порт. Хотя русские им не мешали, закупорить гавань не удалось. Крейсер выпустил по городу 270 снарядов, но это имело лишь моральное значение. Таким образом, операция по заблокированию Либавы немцам кроме потерь ничего не дала.

Оперативная группа


Группа прикрытия


 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
БОЕВАЯ ЛЕТОПИСЬ ФЛОТА. 1-Я МИРОВАЯ ВОЙНА. ДЕЙСТВИЯ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ., РГАВМФ.
+ материалы этого сайта.