ОглавлениеCоединения и операции флота Флот Германии в 1-ой мировой войне → Операция с подводными лодками на Балтике 8-14 октября 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Операция с подводными лодками на Балтике 8-14 октября 1914 г. Потопление крейсера "Паллада"
контр-адмирал Беринг

 

 

После отмены тревоги в балтийских проливах, 27 сентября в 10 часов утра контр-адмирал Беринг вышел из Свинемюнде к себе на базу в Данциг с "Augsburg", "Amazone", "D 10", двумя подводными лодками "U 23" и "U 25" и 20-й полуфлотилией миноносцев. По пути, при сильном северо-западном ветре с силой ветра 7 и 8 баллов, он встретил катера 2-й тральной дивизии, четыре брандера и три заградителя, которые возвращались в Киль. Прибыв в Данциг, он получил радиограмму, что 2-я дивизия тральщиков из-за усиливающейся непогоды развернулась возле Функенхагена и что "Т 39" и "Т 50", принявшие много воды, необходимо буксировать - поздней осенью погодные условия в восточной части Балтийского моря часто сильно затрудняли плавание малых судов. Вскоре после этого пришло сообщение о том, что "T 50" был брошен экипажем и затонул на траверзе Шольпина. Адмиралу пришлось ограничиться запросом помощи для дивизии тральщиков из пункта снабжения Свинемюнде, который находился ближе к Функенхагену.

Сразу после прибытия в Данциг контр-адмирал Беринг возобновил учения с подводными лодками 5-й полуфлотилии и находившимися под его командованием миноносцами, прерванные последней операцией. Ему было настоятельно рекомендовано как можно быстрее завершить подготовку двух имеющихся подводных лодок, и третьей, "U 26", которую он ожидал из Киля в ближайшие дни, чтобы предпринять вторую вылазку в Финский залив до наступления непогоды. С тех пор, как он оценил шансы на успех подводных лодок в своей первой операции, его не покидал мысли, что повторение с более современными лодками принесет почти верный успех. Поэтому он также организовал все учения в Данцигской бухте с точки зрения взаимодействия крейсеров и подводных лодок. Корабли вспомогательной минной дивизии Neufahrwasser при поддержке незанятого крейсера на линии Хела-Пасеварк-Бакэ отвечали за охрану полигона учений со стороны моря.

Первоначально выход был намечен на 6 октября, так как адмирал хотел дождаться прибытия легкого крейсера "Lübeck" (фрегаттен-капитан Пауль Фишер, Paul Fischer), который после завершения периода обучения в Киле теперь был закреплен за его соединением. Он прибыл в Данциг 5 октября, однако в пути конденсатор дал течь, и на его ремонт ушло два дня. В то же время метеосводки указывали на приближение плохой погоды, так что адмирал, желавший теперь дождаться прибытия "U 26", чтобы иметь как можно более сильное соединение для операции, решил отложить её на несколько дней, если это будет сочтено целесообразным.

ВЫДВИЖЕНИЕ НА ПОЗИЦИИ

7 октября в 19 часов утра командир "U 26", капитан-лейтенант фрайхерр фон Беркхайм (Freiherr v. Berckheim), прибыл в Ной-Фарвассер, был быстро проинформирован о намечаемой операции и на следующий день, в четверг, 8 октября, в 5 часов утра отряд вышел с рейда Нойфарвассера в море.

Контр-адмирал Беринг и его штабной офицер разработали чрезвычайно простой план операции. Это была идея, которая в дальнейшем в ходе войны снова и снова в мало измененных формах обнаруживалась во всех операциях против Финского залива, а затем и против Рижского залива: вызвать беспокойство у противника в одном месте на его побережье демонстрацией и тем самым попытаться выманить его из-под защиты минных заграждений Финского залива.

На этот раз эту задачу должен был выполнить десант простыми средствами у Виндавы и Либавы и загнать русские корабли в объятия германских подводных лодок, занявших хорошие выжидательные позиции в Финском заливе. В Виндау утром 10 октября "Amazone" с двумя угольными пароходами "Oberpräsident Delbrück" и "Ursula Fischer" предстояло подойти так близко к берегу, насколько возможно и с помощью искусственных средств задымления симулировать присутствие большой группы. "D 10", старший лейтенант-цур-зее Киль (Kiel), получил приказ покинуть Нойфарвассер с двумя пароходами заблаговременно, чтобы он мог прибыть в место встречи у Виндау, оговоренное с "Amazone", в 4 часа утра 10 октября.

С этой же целью к побережью у Либавы 10 октября между 6 и 7 часами должен был быть направлен вспомогательный дивизион тральщиков «Нойфарвассер» под командованием капитан-лейтенанта запаса Шранца (Schranz) со своими семью траулерами и четырьмя угольными пароходами "Hedwig Heidmann", "Hornburg", "Annie Hugo Stinnes" и "Lissabon". Капитан-лейтенант Франц Вейдген (Franz Weidgen), командир этих судов, получил указание оставаться так далеко от берега, чтобы с берега нельзя было определить количество и тип кораблей. Густой дым из одиннадцати труб должен был имитировать присутствие транспортного флота, идущего на север.

Контр-адмирал Беринг хотел поставить две подводные лодки в засаду в Финском заливе в районе между барьером «Германия» и русским барьером у Поркала-Наргон, чтобы перехватить русские корабли, выходящие из Ревеля или Гельсингфорса. Район между двумя заслонами был разделен на две части долготой 23°10' восточной долготы. Восточная, внутренняя половина которой была отведена как район деятельности "U 23" капитана-лейтенанта Эрвина Вайсбаха (Erwin Weisbach), а западная, внешняя половина - "U 25", командир лейтенант Вюнше (Wünsche). Прибывшая последней лодка "U 26", не принимавшая участия в учениях в Данцигской бухте и едва успевшая прийти в себя после 600-мильного перехода из Киля, должна была первоначально остаться при флагмане в качестве резерва. Адмирал предполагал возможность позже разместить её у бреши в заграждении под Тахкуной, на вероятном маршруте русских сил при выходе из Финского залива.

Переход прошёл по плану. Погода была хорошая, легкий ветер с северо-востока, воздух очень чистый. Крейсерский ход держался 10,5 узлов, чтобы не перегружать подводные лодки. В центре шёл флагманский "Augsburg", которым с 1 октября командовал корветтен-капитан Йоханнес Хорн (Johannes Horn), в пределах досягаемости прожекторов по правому борту "Lübeck" и по левому борту "Amazone", возглавляемый новым командиром, корветтен-капитаном Люттером (Lutter). За "Augsburg" держались три подводные лодки. 20-я полуфлотилия миноносцев на такой скорости расходовала много угля и, чтобы сэкономить на топливе, они вышли в море позже, с рассчётом догнать соединение.

В случае встречи с противником днем, подводные лодки должны были по условленному сигналу выйти на рубеж и предпринять попытку атаки. В случае неожиданной встречи с противником ночью, подводные лодки должны были по сигналу ведущего крейсера лечь на обратный курс и уйти полным ходом, а в атаку должны были пойти миноносцы. Командир 5-й полуфлотилии подводных лодок капитан-лейтенант Адам (Adam) для консультирования штаба по использованию лодок на время операции находился на борту "Augsburg".

В 15 часов четыре миноносца догнали соединение и присоединились к строю. Ночью сохранялся тот же порядок марша: 20-я полуфлотилия миноносцев встала между "Augsburg" и "Amazone". Утром 9 октября остановились, чтобы миноносцы загрузились углем с "Lübeck".

В это время "U 25" сообщила, что оба двигателя неисправны. Лодку взяли к борту и установили, что повреждений правого двигателя, вероятно, нет вообще, но левый двигатель требует длительного ремонта. "G 136" получил приказ отбуксировать "U 25" к "Amazone", которая должна была идти вместе с ним, а "D 10" и два угольных парохода направиться к месту встречи у Виндау. Если до 19 часов неисправность будет ликвидирована, "U 25" должна следовать у "Augsburg" в качестве резервной лодки, в противном случае будет отправлена обратно в Данциг с "D 10". В 10.38 контр-адмирал Беринг с остальными силами продолжил поход.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОПЕРАЦИИ

9 октября в 15.30 соединение находилось в середине линии Богшер-Дагерорт. Контр-адмирал Беринг собрал миноносцы у "Augsburg" и отправил "Lübeck" на восток, с приказом до следующего утра ходить переменными курсами и на рассвете присоединиться к "Augsburg", который с 20-й полуфлотилией в течение ночи должен стоять несколько к северу.

"U 23" была отправлена ​​в район своей деятельности в 16.30, а через час, чтобы не допустить встречи лодок при их сближении, последовала "U 26". Капитан-лейтенант фрайхерр v. Беркхайм (Freiherr v. Berckheim) должен был взять на себя внешнюю зону вместо "U 25", хотя лодка, за исключением десятичасового перерыва в Данциге, находилась в море несколько дней. Лодкам было приказано оставаться в районе своих действий три дня и две ночи и на третью ночь начать обратный марш.

Когда две подводные лодки ушли, в поле зрения появился парусник, которого остановил и допросил "G 132". Экипаж дал важные сведения о Финском заливе: он прибыл из Папонвика, бухты к востоку от Ревеля, и сообщил, что днем ​​видел два больших и два малых русских военных корабля, стоявших между Дагерортом и Ханко. Контр-адмирал Беринг из этого сделал вывод, что дежурство русских на входе в Финский залив осталось прежним и что распределение подводных лодок было правильным. Не было необходимости уведомлять подводные лодки, да и нежелательно, поскольку использование радиооборудования было ограничено только очень неотложными случаями, чтобы держать русских в неведении о присутствии подводных лодок.

Ночь с 9 на 10 октября прошла без происшествий. Погода по-прежнему была хорошей, так что перспективы у подводных лодок были выгодные. В 3:00 снова появился "Lübeck" и два крейсера теперь медленно шли примерно н 5 милях друг от друга. Из Дагерорта их не было видно.

В 6 часов утра адмирал отослал 20-ю полуфлотилию к "Amazone", с приказом загрузить уголь с пароходов и, если успеют, принять участие в демонстрации перед Виндау. Об использовании при крейсерах старых миноносцев, уступавших в артиллерии и скорости, днем ​​не могло быть и речи. Поразительно и показательно для тогдашних боевых действий на Балтике, насколько низкой была минная и подводная опасность, что два крейсера не оставили при себе даже одного миноносца сопровождения.

В 7:45 радиостанция флагмана приняла срочное открытое русское радиосообщение, которое было немедленно расшифрованный капитан-лейтенантом Герке: «Срочно. Вышлите миноносцы. Подводные лодки атакуют». В то же время началась оживленная русская радиосвязь, которую "Augsburg" пытался сорвать. Таким образом, контр-адмирал Беринг получил новости из самого надежного источника, что подводные лодки были замечены в Финском заливе. Этот факт не повлиял на его решения. Он воздержался от изначально очевидной идеи зайти в Финский залив, чтобы отогнать русские миноносцы, считая, что подводные лодки могут не отличить немецкие крейсера от русских. Кроме того, он считал, что русские успокоятся и выйдут из своих гаваней, только если будут как можно меньше замечать немецкие военные корабли.

Таким образом, "Augsburg" и "Lübeck" остались на своих аванпостах, которые они покинули только в 12 часов дня, взяв курс на юг, и около 16 часов к северу от Готска-Сандё соединились с 20-й полуфлотилией, а затем продолжили идти на север вместе.

Две подводные лодки начали рейд накануне и ночью незаметно полным ходом вошли в Финский залив. Ночь с 9 на 10 октября была ясная, лунная, слабый северо-восточный ветер и умеренная зыбь. "U 23" вышла на заданную позицию 10 октября в 1:20, "U 26" — в 3:00. "U 23" на рассвете в 5.20 утра заметила на расстоянии около 1200 м парусное судно, быстро погрузилась и ушла на восток. Чуть позже, по-видимому тот же парусник и облако дыма увидели на востоке и с "U 26".

Примерно через полчаса капитан-лейтенант фон Беркхайм опознал крупный военный корабль, который вскоре оказался четырехтрубным броненосным крейсером, сопровождаемым эсминцем. Это был броненосный крейсер «Адмирал Макаров», который, видимо, идя из Ревеля, вышел на свое дневное положение за «германским» заслоном у входа в Финский залив. "U 26" погрузилась под стремительно приближавшийся крейсер. В то время как "U 23" получила приказ от адмирала не стрелять по уходящим кораблям, поскольку пропущенный выстрел или частичный успех на внешней стороне лишили бы лодку возможности для стрельбы, "U 26" могла открыть огонь, как только перспективы были благоприятны для нападения. Однако контр-адмирал Беринг прямо приказал обоим командирам не атаковать, пока они не будут уверены в попадании, и не портить перспективы этой операции пропущенным выстрелом.

Беркхайм считал, что в этом случае у него есть многообещающая возможность атаки. Поэтому в 7.08 утра он произвел по «Адмиралу Макарову» двойной залп из носовых аппаратов. Первая торпеда шла в переднюю часть, но прошла мимо, потому что корабль повернул и в результате снизил скорость. Вторая торпеда также прошла мимо. Предположение командира о том, что его не заметили, было неверным, так как «Адмирал Макаров» немедленно передал по радио сообщение об обнаружении подводной лодки, которое также перехватил "Augsburg".

"U 26" после неудачной атаки вернулась на свою позицию и оставалась там до полудня. Вскоре с лодки заметили до пяти эсминцев, обыскивающих район, поэтому фон Беркхайм решил в этот день отменить операцию. Он подошел к Оденсхольму, чтобы определить свое местоположение, а затем направился на запад к барьеру «Германия» для перезарядки батарей ночью и к рассвету 11 октября вернулся на свою позицию.

"U 23" тоже в этот день не имела успеха. В 10:30 с лодки заметили два четырехтрубных крейсера, идущие обратно в Ревель, затем еще один трехтрубный миноносец, однако во всех случаях позиция была неудобной для атаки.

В 14:15, как и планировалось, "Amazone" с "D 10" и двумя угольными пароходами выполнили свою задачу у Виндау. "U 25" не смогли отремонтировать, левый мотор работал только часть времени, а правый постоянно работал с перебоями, потому 10 октября лодка в сопровождении "D 10" была отправлена в Данциг ​​на верфь. Два угольных парохода были отправлены к Эстергарду на восточной стороне Готланда, а "Amazone" в 21 час вечера вышла на наблюдательную позицию у Виндау, чтобы охранять западный выход из Рижского залива. Это дало контр-адмиралу Берингу хотя бы небольшую уверенность в том, что его нельзя будет застать незамеченным и отрезать отход.

Предприятие перед Либавой пришлось прервать из-за плохой погоды. Капитан-лейтенант Вайдген, как и планировалось, покинул Нойфарвассер 9 октября со всеми своими судами и угольными пароходами но ночью ветер с северо-востока дул с порывами от 7 до 8 баллов и его группа едва могла давать против ветра и волн только 5 узлов. Поэтому в полночь он прервал марш, со вспомогательной дивизией тральщиков укрылся в Мемеле, а пароходы с углем отпустил в Свинемюнде.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ОПЕРАЦИИ

Пропущенный выстрел "U 26" значительно ограничил перспективы на следующий день, если не вообще свел на нет успех всей операции. Обнаружение подводной лодки в Финском заливе и одновременное появление немецких сил у Виндау могло напугать русских и заставить их в течение следующих нескольких дней удерживать свои линкоры и броненосные крейсера в порту или за барьером Наргон-Поркала-Удде. Контр-адмирал Беринг и лейтенант Герке не очень оптимистично смотрели на предстоящий день. Адмирал считал возможным, что русские могут выслать миноносцы, чтобы выяснить, есть ли у подводных лодок у Финского залива плавбазы или другие силы поддержки, или попытаться перехватить немецкие подводные лодки на выходе из Финского залива.

В ночь на 11 октября "Augsburg", "Lübeck" и 20-я полуфлотилия миноносцев находились в середине участка между Богшером и Дагерортом. Ночь прошла без происшествий и без каких-либо признаков противника и в 5 часов утра контр-адмирал Беринг снова послал 20-ю полуфлотилию, чтобы погрузить уголь с двух угольных пароходов, стоявших у восточного побережья Готланда. Сам он с "Augsburg" и "Lübeck" двинулся в направлении Финского залива. В 10 часов утра он оставил "Lübeck" на уровне Тахкуны и "Augsburg" пошёл дальше один, так, как "Lübeck" имел максимальную скорость не более 20 узлов и адмирал не хотел им рисковать.

В 10.30 прямо впереди и к юго-востоку от "Augsburg" появились клубы дыма, из которых те, что к юго-востоку, вскоре были идентифицированы как три миноносца, каждый с двумя дымовыми трубами. В 10.5 утра, когда "Augsburg" находился примерно в 30 милях к западу от барьера «Германия», в ясную погоду на очень большом расстоянии на северо-востоке заметили облако взрыва высотой в несколько сотен метров. Вскоре после этого в 11.20 на востоке появились четыре трубы и мачты большого корабля, идущего по направлению к взрывному облаку, за которым следовали миноносцы.

В 12 часов корабль, опознанный, как броненосный крейсер, изменил курс, по-видимому, на западный. Контр-адмирал Беринг отвёл "Augsburg" назад, чтобы не попасть в окружение и не выманить российские силы из зоны действия подводных лодок. В 13:30 русские корабли скрылись из виду и "Augsburg", тем временем соединившийся с "Lübeck", продолжал ходить в аванпостной позиции туда-сюда на малой скорости.

***

Когда флагман увидел взрывное облако, единодушное предположение, что подводные лодки добились успеха, было верным. 11 октября в 4 часа утра "U 26" шла курсом на север от северной оконечности Оденсхольма и в 8.15 увидела несколько клубов дыма в северо-восточном направлении и вскоре заметил два крейсера в линии кильватера в сопровождении нескольких эсминцев. Таким образом, вчерашние события не помешали русским направить свои корабли к заставам сторожевой службы. Крейсера, по-видимому, шли тем же курсом, что и накануне, сначала на юго-запад, затем, когда "U 26" находилась в 3 милях от них, повернули на северо-запад, а затем на запад. Эсминцы оставались позади и обыскивали акваторию между заграждением «Дойчланд» и предполагаемым российским заграждением юго-восточнее Руссарё, часто подходя к "U 26" на 1000 м, не замечая этого.

Капитан-лейтенант фрайхерр фон Беркхайм время от времени осторожно подымал свой перископ, но оставался в том-же районе, чтобы дождаться возвращающихся кораблей и, возможно, в конце концов найти хорошую возможность для стрельбы. Его рассуждения оказались верными: около 10:30 два корабля снова появились в поле зрения, возвращаясь восточным курсом. "U 26" вышла на их курс и направилась прямо на них западным курсом. Во время подхода крупный эсминец оказался на том же курсе примерно в 1000-2000 м по правому борту, идя рядом с "U 26". Противник подошел очень быстро, примерно на 2000–3000 м, и вскоре после 11 часов утра "U 26" на малой скорости развернулась на правый борт, чтобы дать залп из кормовых аппаратов. Скорость противника оценивалась в 15 узлов.

В 11:10 капитан-лейтенант Беркхайм с дистанции 500 м дал залп в головной корабль, крейсер с четырьмя трубами. Наблюдалось попадание в центр, еще было видно обрушение дымовых труб, затем командиру пришлось уйти на 20-метровую глубину, так как он был обстрелян сопровождавшим его сбоку эсминцем. По этой причине он не мог провести намеченную атаку на второй корабль. Еще до того, как лодка оказалась на глубине, рядом в воде послышалось несколько ударов, вероятно, залпо со второго крейсера, как потом выяснилось, «Баяна».

Через 20 минут "U 26", которая после выстрела на малой скорости шла в западном направлении, на мгновение подняла перископ и увидела в точке выстрела несколько эсминцев, которые, казалось, обыскивали местность. Как выяснилось позже - напрасно, так как «Паллада» в результате попадания, по-видимому, в боезапас, тут же затонула и унесла с собой на глубину весь свой экипаж. С "U 26" также увидели эсминец, шедший западным курсом, а на горизонте более крупный корабль, быстро удалявшийся на восток. В остальном море было пустынным.

Паллада

 

В 13:30 фон Беркхайм направился обратно на позицию, чтобы снова искать возможности для атаки, но русские тем временем выслали из Ревеля на место аварии все имевшиеся миноносцы и малые суда. С "U 26" видели, как несколько миноносцев приближались и планомерно обыскивали район. В 14:30 командир приказал установить носовую торпеду на глубину 1,5 м для возможной стрельбы по эсминцу, а в 15:30 сделал еще одну попытку уйти назад. Теперь он заметил многочисленные траулеры, покидающие порт, а в 16 часов к нему направились двенадцать современных миноносцев. За ними, у южной оконечности барьера Руффарё, было видно еще несколько эсминцев. Облака дыма теперь были видны повсюду, впереди, слева и справа, и было ясно, что русские обыскивают район всеми имеющимися в их распоряжении средствами из Ревеля, Гельсингфорса и Ханко, чтобы найти и уничтожить подводные лодки.

Поэтому Беркхайм отказался от своего намерения оставаться в этом районе дольше, поскольку считал возможность дальнейших благоприятных перспектив атаки в тот и следующий день исключенной. Вскоре после 4 часов утра он окончательно направился на выход, в 5:30 утра всплыл, но снова увидел в окрестностях три эсминца, идущих к нему навстречу, так что в ночь на 12 октября он шёл из Финского залива в западном направлении в подводном положении, с намерением всплыть на следующее утро и связаться с "Аугсбургом".

***

Капитан-лейтенант Вайсбах на "U 23" в тот день также, как и в первый, так и не успел пострелять: 11 октября в 7:50 утра он увидел в восточном направлении четыре облака дыма, идущие курсом на запад, и позднее идентифицировал их как два крейсера с четырьмя трубами и два эсминца сопровождения. Это были «Паллада» и «Баян», которые чуть позже вышли на "U 26". "U 23" не имела возможности атаковать эти корабли. Вскоре после этого с лодки увидели клубы дыма на юго-востоке, которые позже оказались двумя пароходами, идущими под берегом. Предположительно, один из них быо голландским пароходом «Amelang», который позже наблюдал затопление «Паллады». Таким образом, "U 23" в 9.50 вернулась курсом на север на исходную позицию, которая была сама по себе очень благоприятна для атаки приближающихся кораблей.

В 11:10 также были замечены два облака дыма на северо-западе, а затем два крейсера с четырьмя трубами типа «Адмирал Макаров», которые, по-видимому, приближались с большой скоростью, курсом на северо-восток. "U 23" не стреляла, потому что они были ещё достаточно далеко впереди, когда быстро отвернули на правый борт.

Больше Вайсбах ни в тот день, ни в течение всего следующего дня не видел ни одного корабля. Утром 12 октября он вообще не видел никаких судов, и только после 10 утра один клуб дыма, который, казалось, исходил от миноносца или другого небольшого корабля. Какие бы русские малые сторожевые суда ни патрулировали дальше в месте, где затонула «Паллада», все большие корабли явно остались в гаванях.

12 октября в 15:43 "U 23" вышла из Финского залива частично в надводном положении. Никаких транспортных средств замечено не было, за исключением приближающегося миноносца у Балтийского порта.

ДЕЙСТВИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВ СУДОХОДСТВА

"Augsburg" и "Lübeck" оставались на своих аванпостах между Богскаром и Дагерортом во второй половине дня 11 октября. Миноносцы 20-й полуфлотилии в 15.30 закончили прием угля в Офтергарне и вернулись к крейсерам. Контр-адмирал Беринг отдал им приказ в ночь с 11 на 12 октября следить за торговлей из Стокгольма в Россию. Капитану-лейтенанту Эрхардту был предложен рейд на рассвете против маяка и станции связи в Лагшере у южного входа в Аландское море, при условии, что он сможет совместить его с основной задачей полуфлотилии.

Сам "Augsburg" намеревался ночью зайти в Аландское море и следить за торговлей от северного входа в Стокгольмский архипелаг до Аландского и Ботнического залива на уровне Сёдерарма и Лагшера. Накануне контр-адмирал Беринг получил радиограмму из Адмиралтейства о том, что в ближайшие дни из Стокгольма в Финляндию должно быть отправлено большое количество электродвигателей.

"Augsburg" оставил "Lübeck" в одиночестве примерно в 20 морских милях к югу от Богшера и в 16:30 двинулся вперед в Аландское море. "Amazone" был отозван со своей сторожевой позиции перед Рижским заливом и получил приказ утром 12 октября выйти к Фарё, чтобы встретить там возвращающиеся подводные лодки.

В полночь с 11 на 12 октября на уровне Сёдерарма и Флётьяна "Augsburg" повернул назад, пробыв около часа у северного входа в Стокгольм. Ночь была очень ясная, светила яркая луна и дул слабый юго-восточный ветер. Наблюдалась очень оживленное судоходство в Ботнический залив и из него, но не в Аландские воды и не в Финский залив.

20-я полуфлотилия также столкнулась в районе Стокгольма с очень интенсивным движением пароходов из России к шведскому побережью. Капитан-лейтенант Эрхардт ночью остановил большое количество пароходов, но обнаружил только одного не под шведским флагом, и тот был голландец. Пароходы приходили с северного побережья Финского залива между 22:00 и 2:00 и обычно направлялись к шведскому побережью у маяка Svenska Björn. Поэтому они были совершенно уверены, что смогут безопасно преодолеть короткое расстояние через Аландское море за ночь. Большинство из них были пароходами с древесиной для Англии. Здесь снова подтвердился тот факт, что основная торговля между Россией и Антантой происходила через Швецию и была там достаточно защищена от военного нападения.

От капитана голландского парохода «Amelang» командир полуфлотилии получил подтверждение успеха "U 26", о чем тотчас же радиограммой доложил контр-адмиралу Берингу. Капитан докладывал: "11 октября в 11 часов 5 минут я видел, как в точке 59° 38" N и 22° 56' 0 взорвался и через три минуты затонул четырехтрубный военный корабль. С ним был еще большой крейсер и два миноносца. Большой крейсер дал бортовой залп, а затем пошел в Ханко».

На рассвете 12 октября 20-я полуфлотилия миноносцев находилась у маяка Лагшер. Намерение совершить высадку десантной группы было сорвано тем, что единственный в соединении катер, имевший оборудование для пулемета, дал течь при спуске на воду. Эрхардт не хотел высаживаться с невооруженными катерами, так как из размеров станции он сделал вывод, что там может находиться береговая охрана. Он ограничился обстрелом маяка, разрушив оборудование и внутренние помещения примерно 20 попаданиями. Из Лагшера полуфлотилия направилась на юг, чтобы соединиться с "Augsburg" и "Lübeck".

ВОЗВРАЩЕНИЕ

В 3:21 контр-адмирал Беринг получил от 20-й полуфлотилии миноносцев радиограмму с подробностями гибели «Паллады» и принял решение выдвинуться ко входу в Финский залив, назначил "Lübeck" соответствующий пункт встречи дальше на восток и вышел на "Augsburg" примерно на уровень Тахкуны, в 30 милях к западу от барьера, но не увидел ничего, кроме нескольких клубов дыма на горизонте.

В 9:11 минут он получил сообщение с "Lübeck", что в поле зрения находится "U 26" и они вместе направляются к сборному пункту у Фарё. В 12.55 примерно в 30 морских милях к западу от Дагерорта флагманский корабль встретился с "Lübeck", "Amazone" и "U 26", "Amazone" получил приказ сопровождать "U 26" до Брюдерорта, а затем отправить её в одиночку в Данциг, а самим идти на верфь в Киль чистить котлы.

В 3:30 утра в поле зрения "Augsburg" появились миноносцы 20-й полуфлотилии. Погода с рассвета испортилась, ветер и зыбь сильно усилились, небо заволокло, были все признаки ненастья, которое в этом районе моря надвигается очень внезапно. Адмирал Беринг отправил два угольных парохода к западному побережью Готланда, где они стояли под Халльшуком, защищенные от восточного ветра. В ночь на 13 октября он приказал выставить сторожевую линию между Готска Сандо и плавучим маяком Сарычев и с 20 часов мотался туда-сюда. Погода заметно ухудшилась, так что 13 октября в 5.30 утра он отправил 20-ю полуфлотилию за углем в Хальшук, а "Lübeck" - в Фарё, чтобы дождаться там "U 23".

Сам он на "Augsburg" направился курсом на север в направлении Бенгшера, чтобы встретить на этом направлении "U 23" как можно раньше. Поскольку ветер и море продолжали усиливаться, наступили дожди и отчасти неприглядная погода, миноносцам было приказано в течение ночи оставаться с подветренной стороны Готланда. "Lübeck" и "Augsburg" хотели ночью дождаться "U 23" у Фарё. Как только оба крейсера заняли свои позиции, в 6:21 "Augsburg" поймал радиосообщение с "U 23" о том, что лодка находилась в 17 морских милях к востоку от Фарё. Затем контр-адмирал Беринг немедленно отпустил "Lübeck", 20-ю полуфлотилию миноносцев и угольные пароходы в Данциг, сам встретил "U 23" и начал отход к Данцигу, а во второй половине дня 14 октября отряд благополучно прибыл в Нойфарвассер.

Там его ждали телеграммы от Верховного Главнокомандующего и Главнокомандующего Балтийскими силами: «Обрадованный успехом "U 26", награждаю командующего и весь экипаж Железным крестом 2-го класса. Вильгельм И. Р.» и: «Большое удовольствие принести это высокое признание доброму командиру и его воинственному экипажу с искренними поздравлениями с дальнейшими успехами. Генрих, принц Прусский». 16 октября в Гданьске, в присутствии делегаций со всех кораблей и судов, подчиненных откомандированному адмиралу, кронпринцесса вручила Железный крест экипажу "U 26". Это были первые Железные кресты, врученные за боевые действия на Балтийском море после гросс-адмирала, получившего его 10 сентября, после операции у Финского залива. Сам контр-адмирал Беринг был награжден им 23 октября, "как руководитель операции, приведшей к потоплению "Паллады".

крейсера
миноносцы
20-я полуфлотилия
подводные силы

угольщики (6 ед)
***
  Hornburg 
**
  Lissabon 
Вспомогательный дивизион тральщиков «Нойфарвассер» (7 траулеров)
  Norburg? 
*
  Bunte Kuh? 
*
  ? 
*
  ? 
*
  ? 
*
  ? 
*
  ? 
 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.


последнее обновление: 24.05.2022