ОглавлениеCоединения и операции флота → Станция Южного моря

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

СТАНЦИЯ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА В ЮЖНОМ МОРЕ 1879-1914
(Südsee)

 


Германские владения в Океании: - Самоа, - Новая Гвинея и архипелаг Бисмарка, - Соломоновы острова, - Палау (1), Марианские (2) и Каролинские острова (3), Науру (4), Маршалловы острова (5)

 

В начале 1880-х годов на острове Новая Гвинея свою колонию имели только Нидерланды (она располагалась в западной части). Восточная часть острова не подчинялась ни одной европейской державе. Германская империя, усилившая свои позиции на мировой арене в тот период и имевшая торговые интересы в регионе, решила воспользоваться сложившейся ситуацией. Но уже в 1883 году британский комиссар Квинсленда (Австралия) объявил о покровительстве Британией всей юго-восточной части острова Новая Гвинея. Однако Британия, не заинтересованная в захвате этой территории, не признала законными действия квинсленсдского комиссара. Германией же в 1884 году была основана Германская Новогвинейская компания, которая сразу же послала на остров своего агента Фридриха Финша, который водрузил германский флаг над северо-восточной частью острова Новая Гвинея и островом Новая Британия. Это вызвало широкое недовольство в Квинсленде, в котором действия Германской империи рассматривались как враждебные. В результате в начале 1885 года было объявлено о британском покровительстве северо-восточной части Новой Гвинеи, которую недавно захватила Германия. Только после оказанного давления со стороны Германской империи (она пригрозила Британии возможностью поднять египетский вопрос) в апреле 1886 года было подписано соглашение, по котором Германии отходила северо-восточная часть Новой Гвинеи, получившая название Земля Кайзера Вильгельма, архипелаг Бисмарка и северо-западная часть Соломоновых островов), а Британии — центральная и юго-восточная части последних.

Ещё в середине XIX века на Маршалловых островах появились первые немецкие торговцы, а уже в 1878 году было подписано торговое соглашение с вождём острова Джалуит. Спустя некоторое время Маршалловы острова стали частью протектората Германская Новая Гвинея. В 1888 году частью колонии стал остров Науру. После благословения Папы Римского Льва XIII Германия захватила Марианские острова, Каролинские острова и Палау.

С 17.05.1885 по 1889 и с 1892 по 1899 регион находился по управлением компании "Новая Гвинея", её корабли в это время как бы имели статус правительственных судов. С 1889 по 1892 и с 1899 по 1914 все эти области находились в имперском управлении.


Самоа

 Самоа стало последней (официально) колонией Второго Рейха в Океании. К 1900 году владения Германии помимо островов Самоа охватывали также практически всю Микронезию с Марианскими островами (кроме Гуама, доставшегося США), острова Палау, Каролинские и Марианские острова, несколько островов из архипелага Соломоновых островов, всю Меланезию (архипелаг Бисмарка) и, конечно, восточную часть острова Новая Гвинея (современное государство Папуа-Новая Гвинея). Площадь колониальных захватов Рейха в Океании составила более 240 тысяч квадратных километров, на которых проживало оценочно до 450 тысяч человек.

В начале Первой мировой войны Земля Кайзера Вильгельма, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова и Науру были заняты австралийскими войсками. Марианские острова, Каролинские острова, Палау и Маршалловы острова были практически без боя сданы японской армии.

 

Хронология

 

Первые немцы попали в Океанию в XVIII веке. В частности, первые записки о посещении тихоокеанских островов оставил исследователь Иоханн Форстер, который вместе со своим сыном Георгом участвовал в плавании англичанина Джеймса Кука в 1772 году в Тихом океане.

В конце XVIII – начале XIX веков немецкие авантюристы и торговцы начинают проникать на тихоокеанские острова. Основу планомерной немецкой колонизации этих удаленных от тогда еще не существовавшей в едином виде Германии заложил торговый дом Йохана Годфроя (Johann Cesar Godeffroy). В 1855 году этот торговый дом открыл свой первый филиал на Самоа, затем на Таити и других островах Тихого океана. Всего этот дом основал 45 торговых станций на островах (Соломоновы острова, острова Архипелага Бисмарка, Тонга, Маршалловы острова).

Немецкие торговцы, не были первыми постоянными белыми поселенцами на Самоа – за 20 лет до них там обосновались английские миссионеры из Лондонского миссионерского сообщества. Вслед за ними на острова хлынул всякий сброд – матросы-дезертиры, авантюристы, преступники, бежавшие из Европы.

К середине XIX века за контроль над островами разгорелось соперничество между Германией, Британией и США, что выражалось в направлении в район островов военных кораблей, поддержке враждующих между собой вождей Самоа, поставках им оружия, организации обучения и даже в прямом участии в междоусобных столкновениях. Уже с середины XIX века эти три государства начали увеличивать своё присутствие на Самоа: в 1847 году Британия открыла своё консульство в Апиа; в 1853 году за ней последовали США, а в 1861 году — Германия.

При этом жизнь самих самоанцев проходила мимо небольшой и буйной европейской колонии. На Самоа царила политическая раздробленность и как ее следствие – ожесточенные внутренние войны. Главы местных кланов конкурировали друг с другом, а главный конфликт на острове шел между двумя т.н. "царскими династиями", каждая из которых требовала первенства. Попытки европейцев вмешаться в этот конфликт, заняв позицию одной из сторон, никакого результата не дали.

Тем временем дела фирмы Годфроя шли достаточно неплохо. Колонизаторы заложили на Самоа, которое стало их штаб-квартирой в Океании, первые плантации кокосовых пальм, и начали вывозить в Европу копру и масло. Только в 1870 году столицу Самоа – Апиа, посетило 34 немецких торговых судна. Сам Иоханн Годфрой занимался не только колониальной торговлей – он финансировал научные экспедиции, а в Гамбурге он основал Музей этнологии, где были представлены экспонаты из Океании.

Но все это великолепие частного предпринимательства закончилось одним махом в 1878 году – оказалось, что "эффективные менеджеры" торгового дома всю прибыль, полученную от колониальной торговли, вложили в рискованные проекты и активы, которые, естественно, никакого "выхлопа" не дали. Богатейшая торговая фирма Океании оказалась под угрозой банкротства. Выкупить ее активы взялся английский банк Baring. Попытки Второго Рейха целиком спасти торговый дом Годфроя через государственные гарантии, что предпринял тогдашний канцлер Отто фон Бисмарк, потерпели неудачу – рейхстаг заблокировал такую инициативу. Тем не менее, значительная часть плантаций и торговых станций Годфроя отошла затем "Германскому торговому и плантационному сообществу".

***

Первым германским военным кораблём на Самоа стал корвет Nymphe, пришедший в Апиа 15 марта 1872 с не очень мирной миссией: для урегулирования споров и обеспечения соблюдения требований Германии на оба острова были посланы морские пехотинцы. После выполнения задачи, в конце марта он ушёл в Японию.

03.1872

 

В 1877-1878 гг. остров посетил корвет Augusta, прибыв в Апиа 25 марта 1877 года. Командир корабля и немецкий консул Вебер заключили торговые соглашения с вождями Самоа, чтобы обеспечить равенство торговцев из Германии с британскими и прибывшими из США. Затем корвет отправилась в Нукуалофу, столицу Тонги, где было официально ратифицировано ранее заключенное Эдуардом фон Кнорром соглашение. Корабль оставался там с 4 по 11 апреля, после чего вернулся в Апиа.

03.1877 - 01.1878

 

В ноябре 1877 в связи с тяжёлым положением компании Годфроя во время визита на Гавайи колониальная канонерка (шлюп) Albatross с Восточно-Азиатской станции была перенаправлена на Самоа. 15 января 1878 она прибыла в Апиа и 24 января там был заключён торговый договор и договор о дружбе.

01. - 02.1878

 

21 февраля 1878 года Augusta покинула Апиа, получив приказ перейти на Восточно-Азиатскую станцию.

03. - 06.1878

 

В ноябре и декабре 1878 канонерка присутствовала на всемирной выставке в Сиднее и принимала участие в регате. Однако она продолжала числится за Восточно-Азиатской станциией.

С 23 июня 1878 по 28 мая 1879 на острове также находился корвет Ariadne.

06.1878 - 05.1879

 

Его команда заняла оба самоанских "порта" на острове Уполу: Фалеалили и Салуафату, чтобы у немецкого консула было в руках средство оказывать давление на правительства Самоа и США.

В мае 1879 для замены Ariadne на Самоа прибыл корвет Bismarck, а Ariadne и Albatross ушли в Сидней. После возвращения Albatross 30 июля, Bismarck 8 августа 1879 направился в Сидней для ремонта. Кроме того, он должен был там представлять Немецкую империю на всемирной выставке, но уже в пути его достиг безотлагательный отзыв на Самоа, где снова появилась угроза немецким экономическим интересам.

05. - сер.1879

 

Вновь назначенный генеральный консул на тихоокеанских островах, капитан-цур-зее Цембш (Zembsch) 1 ноября 1879 поднялся на борт и был доставлен в Апиа, куда в это время уже прибыл Albatross. После похода для пополнения запасов угля в Левуку на острове Овалау (Фиджи), генеральному консулу, консулу Веберу и командиру Bismarck удалось достичь нового соглашения, в ходе которого вождя Малиетоа признали руководителем всех самоанцев, что в конец озлобило их, вызвало неуважение к заключенным с Немецкой империей договоров и привело к гражданской войне.

В середине 1879 для замены Albatross в Австралию прибыл однотипный Nautilus. Он участвовал в подготовке немецкой экспозиции всемирной выставки в Мельбурне, а в середине ноября перешёл в Апиа на Самоа и оставался там как стационер более года.

лето 1879 - 01.1880

 

Непривычный климат вызвал на Bismarck 8 человеческих жертв и вынудил адмиралтейство отозвать корабль. 26 января 1880 он покинул Апиа.

01.1880 - 06.1880

 

24 июня 1880 года в Апиа прибыла канонерская лодка Hyäne, и Nautilus смог с середины августа по декабрь отлучиться в Австралию, где участвовал в заключительной работе над выставочным разделом Германии на Всемирной выставке в Мельбурне.

06.1880 - 03.1981

 

30 марта 1881 Nautilus отправился домой. Ему на смену в середине апреля прибыла канонерская лодка Habicht в сопровождении однотипной Möwe и учебного корвета Hertha, которые в последний раз представляли Германию на Всемирной выставке в Мельбурне.

04.1881

 

Hertha поле этого сразу ушла в Японию и Китай.

04.1881 - 03.1882

 

В 1882 канонерская лодка Hyäne в рамках большой экспедиции в южные моря на 5 дней посетила остров Пасхи. У капитана-лейтенанта Гайзелера был приказ императорского адмиралтейства провести научные исследования для этнологического отделения Королевского прусского музея в Берлине. Члены экспедиции с точностью до деталей описали обычаи, язык и письменность острова Пасха, а также составили точные рисунки различных культовых объектов, планы жилищ и подробный план расположения культового места Оронго. В марте отправился домой Habicht.

03. - 04.1882

 

В 80-х годах XIX века правящие круги Германии окончательно убедились в том, что настала пора водружать имперский флаг на еще незанятых другими империалистическими хищниками территориях Океании. В 1882 году в Германии создается "Компания Новой Гвинеи" с прицелом освоения "пустующей" северо-восточной части острова Новая Гвинея (его западная часть находилась под протекторатом Нидерландов, на юго-восточную часть претендовала Великобритания). Для этого в 1882 в Южное море был послан корвет Carola который прибыл 15 апреля 1882 года и сменил канонерку Möwe.

04.1882 - 08.1883

 

После прибытия Carola с консулом Германии на Самоа отправилась в тур по островам, чтобы встретиться с вождями Самоа Малиетоа Лаупепа и Тупуа Тамасесе Титимеа. Она совершила посетила Тонгу, Новую Зеландию и острова Общества. На последнем архипелаге матросы корвета помогали тушить пожар в Папеэте на острове Таити. Carola вернулась в Апиа, где к ней присоединилась канонерская лодка Hyäne и 22 ноября вместе они отправились в поход к архипелагу Бисмарка. По пути Carola самостоятельно посетила Тувалу и острова Картерет, прежде чем присоединиться к Hyäne в гавани Матупи. Корабли проследовали к островам Хермит, где местные жители убили двух немцев и девять местных сотрудников немецкой компании, с приказом наказать виновных. Они отправили на берег десант, но убийцы уже скрылись на другом острове. После обширных поисков, в ходе которых были разрушены местные фермы и хижины, немцы захватили двух мужчин, причастных к убийствам, оба были казнены. Затем корабли вернулись в Матупи и 16 января 1883 года Carola ушла в Сидней (тогда британская Австралия), по пути остановившись на островах Герцога Йоркского. Затем Carola направилась на остров Бука в поисках пропавшей французской экспедиции, но никого там не нашла. Корвет оставался в Буке с 20 по 24 января 1883, бросив якорь в ранее не использовавшейся гавани, которая была названа «Гавань Королевы Каролы» в честь тезки корабля. После этого Carola вернулась в Сидней, где с 11 февраля по 19 марта 1883 года прошла капитальный ремонт. Она прибыла в Апиа 8 мая, откуда получила приказ возвращаться в Германию. Неделю спустя, когда прибыла Hyäne, Carola с консулом на борту отправилась в путешествие по Полинезии и Меланезии, которое завершилось в начале августа в Матупи. Там она оставила консула и 4 августа 1883 направилась домой. Её сменил корвет Elisabeth.

08.1883 - ?.1884

 

В 1884 году два военных корабля императорского флота – Elisabeth и Hyäne, прибыли к островам архипелага Новая Британия, находившегося восточнее Новой Гвинеи. Эти корабли подняли флаги над островами архипелага и прибыли к северному побережью Новой Гвинеи. Там уже несколько лет работал доктор Отто Финш, который, как и его коллега в Восточной Африке – Карл Петерс, подписывал с местными вождями в прибрежных регионах договоры "купли-продажи" земель. Это дало затем возможность Германии легально взять под свою "защиту" местных аборигенов. Затем Elisabeth ушла в Африку. Её сменила канонерская лодка Albatross, которая оставалась там до 1887 г. С неё высадились солдаты морской пехоты и моряки – германский генеральный консул Отто Штюбель планировал таким образом защитить интересы немцев на островах Самоа, где им уже принадлежали плантации. Однако ни США, ни Великобритания изначально не признали суверенитет Второго Рейха над Самоа.

1884 - 1885

 

В 1884 году Германия объявила северо-восточную часть Новой Гвинеи и весь архипелаг Новая Британия (его переименовали в архипелаг Бисмарка) подзащитными территориями. Но на этом немцы не остановились. В 1899 году Германия за 16,75 миллионов марок приобрела у Испании Каролинские и Марианские острова вместе с Палау. Однако конфликт из-за Самоа и отчасти Новой Гвинеи с США и Великобританией длился почти 15 лет – западные державы никак не могли поделить тихоокеанские территории.

В ноябре 1884 Hyäne под командованием корветтен-капитана Лангемака лодка посетила архипелаг Бисмарка и Новую Гвинею. В 1885 она ушла в восточную АФрику.

1885-04.1887

 

В 1887 Albatross из-за проблем с двигателем был отправлен на ремонт в Сидней с последующим уходом в Германию, и ему на замену в марте-апреле прибыли Sophie и Adler.

04. - 06.1887

 

9 июня 1887 в Сидне прибыла идущая из Восточной Африки на Дальний Восток крейсерская эскадра Хойснера. Оба стационера присоединились к ней и к международной эскадре, участвовавшей в праздновании 40-летия королевы Виктории.

06 - ос.1887

 

3 августа 1887 немецкая эскадра покинула Сидней, оставив там стоящий в ремонте Albatross, и направилась в Апиа, куда прибыла шестнадцать дней спустя. Гражданская война в Самоа все еще продолжалась, и набег сил малиетоа (вождя) Лаупепа на немецких граждан привел к объявлению войны намецкими силами. 25 августа 1887 Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе. Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борту Adler в Куктаун (Австралия), где его передали на Albatross, который доставил его в Камерун. Три корвета ушли в поход по Океании и далее в Китай, к Восточно-Азиатской станции, а Olga и Adler остались в Апиа, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. Olga оставалась там до 27 ноября, когда отправилась дежурить в другое место в Германской Новой Гвинее, но оперативно оставалась при станции.

ос.1887-04.1888

 

В апреле 1888 на станцию прибыла новая канонерка Eber, сменив Olga, которая присоединилась к идущей в восточную Африку постоянной крейсерской эскадре.

04.1888-12.1888

 

Поскольку напряженность на островах во время гражданской войны усилилась, в декабре 1888 корвет Olga вернули в Апиа.

12.1888-03.1889

 

Повстанцы были снабжены оружием американцами и вели войну из убежищ, которые давала лесистая и гористая внутренняя часть островов. 18 декабря 1888 десантные войска с Olga и Eber были обстреляны вблизи Апиа. На немецкой стороне были 16 убитых и 39 раненых. Американец по имени Кляйн привел самоанцев и когда у него должны были требовать отчета, внезапно исчез. Американский военный корабль, который играл неопределенную роль во время восстания, предоставил ему убежище и переправил в Калифорнию.

К 1889 году ситуация настолько накалилась, что в бухте Апии, столицы Самоа собралось 7 боевых кораблей США, Великобритании и Германии (германские Olga, Adler и Eber, американские Trenton, Vandalia и Nipsic, британский Calliope. Как решить вопрос о принадлежности Самоа без кровопролития, было не ясно. Германские и американские матросы на берегу устраивали масштабные кулачные бои и оставалось лишь ждать момента, когда раздастся первый выстрел.

Тем не менее, колониальной войны не случилось – в дело вмешались силы природы. 15 марта 1889 года на Апию налетел мощный ураган, который сорвал с якорей военные корабли и бросил их на рифы. Две немецких канонерских лодки – Adler и Eber были уничтожены, при этом Eber налетел на риф и моментально затонул – не удалось спастись ни одному человеку из 71 матроса и 6 офицеров. Шторм сильно потрепал и американские суда (два из них восстановлению не подлежали), британский корабль сумел выйти в море и избежать их участи. В результате буйства природной стихии погибло 93 немца и 117 американцев.

Собственно, это и заставило стороны сесть за стол переговоров. В 1889 году Англия, США и Германия подписали соглашение по Самоа, которое затем было неоднократно уточнено. Согласно документу, Самоа оставалось монархией, правителем острова становился союзный англо-саксам царек Лаупепа (его немцы сослали с острова в 1887 году, теперь пришлось его вернуть), Германия получала под свой контроль два крупнейших острова архипелага Самоа – Уполу и Савайи, а США – гряду мелких островков к востоку от них. Англичане, которые отказались от притязаний на Самоа, получили ряд территорий в Африке, острова Тонга и часть Соломоновых островов.

Для срочной замены погибших кораблей (Olga вернулась в Германию на ремонт) в Апиа направили канонерку Wolf с восточноазиатской станции.

04.-06.1889

 

Она доставила из ссылки Малиетоа Лаупепа, и оставалась при станции, пока 25 июня 1889 не пришёл на замену корвет Sophie, тоже временно.

06. - 12.1889

 

В середине апреля 1889 для постоянной замены погибших кораблей получил приказ идти из Германии на Самоа крейсер-корвет Alexandrine, 6 июля он прибыл в Сидней и отправился к островам Океании. На нескольких островах был поднят немецкий флаг. Весь ноябрь 1889 корабль провёл в Сиднее, а 14 декабря прибыл на Самоа, сменив Sophie.

12.1889 - 07.1890

 

Летом в Сиднее Alexandrine встретила колониальный крейсер Sperber, который прибыл туда на ремонт. 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании. C 30 июля Sperber был в Апиа

07. - 09.1890

 

В течение следующих недель Sperber предпринял разведывательный поход к Маршалловыми островами, который закончился 5 октября возвращением в Апиа. К этому времени Alexandrine уже ушла - в сентябре 1890 она отправилась в Китай.

09.1890 - 05.1891

  19 декабря у Самоа Sperber встретился с Восточно-Азиатской эскадрой.

В начале января 1891 у Вайлеле было проведено открытие и освящение памятника немецким морякам, погибшим 18 декабря 1888 в бою с самоанскими войсками. Затем Sperber зашёл в Сидней, где с 24 января по 21 марта прошёл ремонт. Обратно в Апиа корабль шёл через различные гавани архипелага Бисмарка, Маршалловых островов и островов Гильберта. 6 июня крейсер достиг Апиа и оставался там до 15 декабря.

В начале 1892 десантная группа со Sperber действовала против местных бандитов на Табитоеа, которые должны были ответить за нападения на немецких торговцев. Затем последовал новый поход к Маршалловым островам. В том числе корабль заходил в Бутаритари и Матупи. С 3 марта по 3 мая он прошёл ремонт в Сиднее. После его окончания с 17 мая по 1 ноября Sperber снова стоял в Апиа, прервавшись лишь на очередной ремонт в Сиднее. В это время, в мае 1892 к нему присоединился Bussard, которому было приказано отправиться в Стефансорт в колонии Земля Кайзера Вильгельма на Новой Гвинее. После прибытия правительственный комиссар Фридрих Роуз с частями местной полиции отправился в карательную экспедицию против папуасов, потому, что летом 1892 года они убили в Хацфельдхафене трех немецких миссионеров и местных рабочих.

05.1891 - 11.1893

 

Во время последующего похода в Немецкую Новую Гвинею наряду с различными гаванями Маршалловых островов Sperber посетил также Нукуфетау и Гербертберг, а также гавань Фридриха Вильгельма, которую он должен был покинуть сразу по прибытии 5 января 1893, так как на суше свирепствовала эпидемия лихорадки. Через острова Адмиралтейства и Матупи 6 февраля корабль прибыл в Сидней.

С 18 апреля 1893 Sperberснова был в Апиа. В июле 1893 г. крейсера поддерживали немецко-британские силы в борьбе против восставшего лидера племени Самоа Матаафа Хосе. Наряду со старым британским корветом HMS "Curacao", 7 июля Bussard обстрелял позиции повстанцев, после чего они сдались. Впоследствии Матаафа был доставлен в Апиа и в конце июля на Sperber отправлен на место ссылки в Джалуит. Bussard остался в Апиа, чтобы контролировать разоружение его последователей. 6 ноября Sperber ушёл в западную Африку. Ему на замену из Западной Африки бвл отправлен Falke, который прибыл в Мельбурн 8 февраля 1894. Кроме них с 1894 глда на станции была старая канонерка Möwe, которая к этому времени использовалаь как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи. После того, как 3 корабля провели общие артиллерийские учения, Falke продолжил путь в Апиа, куда прибыл 16 апреля.

02.1894-11.1898

 

Самоа был основным районом боевых действий Falke следующие 5 лет. До начала октября корабль находился в Апиа и затем отправился на ремонт и для смены экипажа в Сидней. В то время в Сиднее была единственная верфь с оборудованием, необходимым для капитального ремонта, а это означало, что немцы зависели от австралийского порта в поддержании своих военных кораблей в рабочем состоянии. Следующий, капитальный ремонт в Сиднее был проведён с начала марта до начала июля 1895. 29 июля Falke вернулся в Апиа. Впоследствии он провёл гидрографические работы в гавани Салуафата и на северном берегу Уполи. 10 ноября крейсер вышел в тур по области станции и при этом заходил на Маршалловы острова. Тур закончился в конце января в Сиднее, где с 4 февраля по 4 апреля корабль прошёл ремонт. Кроме того, сменился экипаж.

С 15 апреля 1896 Falke снова находился на Самоа. После встречи 3 кораблей станции у Окленда, в конце августа крейсер в начале ноября Falke покинул Самоа в направлении Маршалловых островов, где произошли беспорядки, которые требовали присутствия корабля. Затем последовал тур по области станции, который закончился 18 февраля 1897 в Сиднее. 23 апреля Falke покинул гавань и 16 мая вернулся в Апиа, при этом посетив Окленд и острова Тонга. 24 июня крейсер снова отправился в Сидней, чтобы принять нового командира. В августе Falke был откомандирован к земле Штефана, чтобы принять соответствующие меры после убийства главы страны Курта фон Гагена. Затем крейсер доставил отряд полиции к Гербертбергу у Берлинской гавани, около которой была атакована гидрографическая группа. Десантная часть Falke действовала там против преступников вместе с полицией. В дальнейшем крейсер вмешивался при беспорядках местного населения а также из за убийств немцев в разных местах области. 10 ноября корабль вернулся в Апиа, но уже через 2 дня снова вышел, направляясь через Окленд в Сидней.

После того, как в Сиднее был проведён ремонт и смена экипажа, 25 апреля 1898 Falke вышел к тур по области станции, также заходил на тогда еще Испанские Каролинские острова. В конце августа корабль вернулся в Сидней, где 1 сентября команду принял корветтен-капитан Виктор Шенфелдер. Через месяц крейсер покинул Австралию. Затем Falke посетил Новые Гебриды, острова Тонга, а также Фиджи и 15 октября достиг Апиа. Так как в это время конфликт вокруг Самоа снова сильно обострился, присутствие там немецкого военного корабля имело большое значение для Империи. Уход домой Bussard 15 ноября ещё больше осложнил ситуацию, так как Falke на несколько месяцев стал единственным немецким военным кораблем в области станции (не считая Möwe, которая использовалась, как гидрографическое судно).

11.1898-07.1899

 

В марте 1899 года беспорядки, организованные Матаафой Иосефо, спровоцировали американский крейсер "Philadelphia", британский шлюп "Royalist" и торпедный крейсер "Porpoise" обстрелять позиции повстанцев. При этом несколько снарядов попали (?) в Falke. У капитана Falke было трудное задание удерживать свою команду от эскалации ситуации, чтобы предотвратить развитие более серьезного дипломатического кризиса. После временного успокоения ситуации – окончательно споры решились только с договором о Самоа в ноябре 1899 – и прибытию к Апиа Cormoran, Falke 17 июля 1899 смог отправиться домой. Cormoran вышел из Циндао на Самоа ещё 24 марта, но на западной стороне Новой Поммерании (сегодня Новая Британия) наскочил на риф. 29 марта смог самостоятельно сойти на чистую воду, но до начала июня стоял на ремонте на верфи в Сиднее. Вскоре после его прибытия был заключён договор о Самоа.

07-11.1899

 

15 ноября 1899 станцию Южного моря пополнил Seeadler, прибывший в бухту к северу от острова Манус в Папуа-Новой Гвинее. Эта гавань до сих пор называется Зееадлер-Харбор. Он нёс службу в тихоокеанских островных областях по июль 1900.

11.1899-08.1900

 

18 января 1900 года немецкая колониальная администрация отправила Seeadler в карательную экспедицию на острова Адмиралтейства, где местными жителями было совершено убийство европейских бизнесменов. 30 января он отправился в круиз по немецким владениям в этом районе, который длился несколько недель. Остановки включали Каролинские и Марианские острова, которые были недавно куплены у Испании. В мае последовал поход в Самоа, где он встретил однотипный Cormoran. Затем оба корабля совершили поход по островам вместе с губернатором Немецкого Самоа Вильгельмом Зольфом и вождем Самоа Матаафой Иосефо на борту Seeadler.

В августе 1900 из-за боксерского восстания Seeadler отправился в Китай и присоединился к Восточноазиатской крейсерской эскадре. Seeadler с середины июня 1900 ремонтировался в Сиднее и смог лишь отправить в Китай часть экипажа для участия в подавлении восстания.

08.1900-01.1903

 

2 октября 1900 Cormoran вернулся Апиа. Затем последовал тур по немецкими тихоокеанским колониям, а с 15 марта по 1 мая 1901 года очередной текущий ремонт в Сиднее. 28 июля 1901 Cormoran снова был в Апиа. На обратном пути на Самоа Cormoran отправили на острова Святого Матьяша в архипелаге Бисмарка, где был убит немецкий исследователь Менке вместе со своим помощником. Там крейсер и Möwe атаковали островитян, ответственных за убийства. 28 июля 1901 Cormoran вернулся в Апиа, и весь ноябрь был занят исследовательскими работами и походами на другие острова. В 1902 году крейсер вновь посетил архипелаг Бисмарка и Маршалловы острова. 18 августа 1902 он вернулся в Апиа из очередного ремонта в Сиднее и 23 сентября вышел в очередной тур по немецким колониям.

В январе 1903 из Китая вернулся Seeadler.

01.1900-05.1903

 

После очередного тура в середине марта 1903 года Cormoran снова прибыл в Сидней для текущего ремонта и там получил приказ вернуться в Германию, и 23 мая 1903 покинул Сидней. 26 июня в Сингапур прибыл сменивший его Condor, который в течение следующих 10 лет предпринимал многочисленные походы.

06.1903-02.1904

 

С 3 августа по 14 сентября 1903 Seeadler прошёл текущий ремонт в японской Ураге недалеко от Токио. После начала русско-японской войны в феврале 1904 года он был отозван в Циндау, чтобы быть готовым к любым возможным боевым действиям с участием Германии.

02.1904-07.1905

 

В период с июля по сентябрь 1904 года Condor привлекался к подавлению беспорядков в Самоа. В апреле-мае 1905 года он отправился в Сидней для капитального ремонта. В 1905 Möwe была списана. 28 июня 1905 Seeadler был отпущен из Восточно-Азиатской эскадры, что позволило ему вернуться на станцию Южных морей.

07.-08.1905

 

Во время остановки в Понапе 20 августа 1905 Seeadler не только сменил команду, но и получил приказ перейти в Восточную Африку.

08.1905 - 09.1908

 

В начале сентября 1905 Condor с губернатором колонии, Вильгельмом Зольфом на борту посетил Гонолулу. Ежегодный ремонт в Сиднее проводился в периоды с 9 марта по 16 мая 1907 года и с 10 марта по 18 мая 1908 года. В октябре 1907 года Condor был отправлен в южную цепь островов Ралик для проведения артиллерийской подготовки. Стрельба была задумана как демонстрация силы, чтобы помешать вождю местного племени восстать против немецких властей. В сентябре и октябре 1908 корабль подавлял беспорядки на некоторых из Маршалловых островов, в чем также участвовала лодка Jaguar.

09-10.1908

 

В начале 1909 года в Апиа вспыхнули волнения; из-за временного отсутствия Condor на подавление из Китая были отправлены корабли восточно-азиатской эскадры "Leipzig", "Arcona", "Jaguar" и "Titania".

начало 1909, экспедиционная эскадра

 

В августе 1909 Condor безуспешно искал между Гербертбергом и Брисбеном пропавший правительственный пароход Seestern.

10.1908-ос.1909

 

Осенью 1909 на станцию вернулся отремонтированный в Германии Cormoran.

ос.1909-05.1910

 

Cormoran принял участие в действиях против местного населения на Земле Императора Вильгельма (северо-восток Новой Гвинеи). 13 ноября тамошний губернатор Альберт Халь на борту крейсера поднялся на 183 мор. миль вверх по реке императрицы Августы c целью разведки. 22 ноября корабль вернулся в устье, а 8 января 1910 прибыл в Апиа. 3 мая 1910 Cormoran прибыл в Гонконг после тяжелого урагана

Приказом от 14 мая 1910 г. белую заграничную окраску отменили, все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г.

05.1910-11.1913

 

В июле 1910 Condor и Cormoran встретились в Апиа с большим крейсером "Scharnhorst" и малыми "Nürnberg" и "Emden" из Восточноазиатской крейсерской эскадры.

Пять кораблей курсировали вместе, пока 13 декабря 1910 в Рабауле не получили приказ отправиться в Понапе, чтобы подавить восстание Сокехса. Они прибыли туда 19 декабря и действовали в районе гавани Симпсона до 22 февраля 1911, при этом Cormoran, "Emden" и "Nürnberg" высадили десантные группы для поддержки отряда полицейских, переброшенных из Германской Новой Гвинеи.

23 марта 1911 Cormoran ушёл в Сидней на ремонт, после которого возобновил свои обычные круизы в немецких тихоокеанских колониях. С 20 мая по 1 октября 1911 Condor прошёл капитальный ремонт в Циндао. В это время в сентябре Cormoran вместе с пароходом "Planet" стащил севший на мель норвежский барк "Fram". В ноябре Condor задержался на островах Палау, чтобы быстро принимать сообщения радиостанции на Япе во время Второго Марокканского кризиса. В мае 1912 капитальный ремонт в Циндао прошёл Cormoran, за которым снова последовали инспекционные круизы по немецким колониям. Он вернулся в Апиа только 10 января 1913 года.

С 1912 Condor усиленно применялся для гидрографического исследования побережья немецких колоний, для чего был увеличен гидрографический персонал. После длительного похода, который преимущественно служил задачам гидрографического измерения, 10 января 1913 оба корабля снова бросили якорь в Апиа.

8 января 1913 Condor первым из типа был переклассифицирован в канонерскую лодку. 24 февраля в канонерскую лодку переклассифицировали и Cormoran. Во время проведенного в мае 1913 ремонта Condor в Циндао был выявлен сильный износ корпуса. 12 июня к Новой Гвинее ему на замену отправился Geier, и в ноябре Condor получил приказ возвращаться домой.

11.1913-1914

 

30 мая 1914 Cormoran прибыл в Циндао и стал на капитальный ремонт, где после начала войны в августе 1914 был разоружён. Geier-же пытался вести крейсерскую войну в Тихом океане, но из за проблем с машинами был вынужден 8 ноября 1914 интернироваться в Гонолулу.

 

Список всех кораблей, служивших на Станции Южного Моря

 


корвет с открытой батареей
Nymphe
03.1872
 

корвет с открытой батареей
Augusta
с 03.1877 до 02.1878
 

канонерская лодка
Albatross
с 01.1878 до 05.1879
с 1884 до 1887
 

корвет с открытой батареей
Ariadne
с 06.1878 до 05.1879
 

корвет с закрытой батареей
Bismarck
с 05.1879 до 01.1880
с 06. до осени 1887
 

канонерская лодка
Nautilus
с лета 1879 до 03.1883
 

канонерская лодка
Hyäne
с 06.1880 до 1883
 

корвет с закрытой батареей
Hertha
в 04.1881
 

канонерская лодка
Habicht
с 04.1881 до 1882
 

канонерская лодка
Möwe
с 04.1881 до 1882
с 11.1898 до 1905
 

крейсер-корвет
Carola
в 1882
с 04.1882 до 08.1883
с 06. до осени 1887
 

крейсер-фрегат
Elisabeth
в 1883
 

крейсер-корвет
Sophie
с 06. до осени 1887
с 06. до 12.1889
 

крейсер-корвет
Olga
с 06.1887 до 04.1888
с 12.1888 до 03.1889
 

канонерская лодка
Adler
с 06.1887 до 03.1889
 

канонерская лодка
Eber
с 04.1888 до 03.1889
 

канонерская лодка
Wolf
с 04. до 06.1889
 

крейсер-корвет
Alexandrine
с 12.1889 до 09.1890
 

малый крейсер
Sperber
с 09.1890 до 02.1894
 

малый крейсер
Bussard
с 05.1891 до 11.1898
 

крейсер IV класса
Falke
с 02.1894 до 07.1899
 

крейсер IV класса
Cormoran
с 07.1899 до 06.1903
с 05.1909 до 05.1914
 

малый крейсер
Seeadler
с 11.1899 до 08.1900
с 01.1900 до 02.1904
с 07. до 08.1905
 

малый крейсер
Condor
с 06.1905 до 11.1913
 

канонерская лодка
Jaguar
с 09.1908 до 10.1908
 

малый крейсер
Geier
с 11.1913 до 11.1914
 

 

+ Корабли администрации

разъездной катер Ramu - с 1899 по ... (Земля Кайзера Вильгельма)

служебный п/х O Ie Aeto - с 1902 по 1904 (Самоа)

яхта-стационер Seestern - с 1903 по 1909 (Германская Новая Гвинея)

паровой баркас Fliege - с ???? до 1905 (Германская Новая Гвинея)

моторная шхуна Ponape - с 1905 по 1907 (Германская Новая Гвинея)

служебный п/х Maori - с 1908 по ???? (Самоа)

вахтенная шхуна Orion - с 1910 по 1911 (Понапе)

войсковой транспорт Germania - с 1910 по 1911 (Понапе)

войсковой транспорт Siar - с 1910 по 1911 (Понапе)

служебный п/х Langeoog - с 1910 по 1911 (Науру)

пароход-стационер Delphin - c 1910 по 1912 (Каролинские о-ва)

яхта-стационер Komet - с 1911 по 1914 (Германская Новая Гвинея)

яхта-стационер Buka - с 1911 по 1914 (Соломоновы о-ва)

паровой катер Bertha - с ???? до 1912 (Рабаул)

экспедиционное судно Kolonialgesellschaft - с 1912 по 1914 (Германская Новая Гвинея)

правительственный баркас Kamieng-Manus - с 1912 по ???? (Германская Новая Гвинея)

моторная шхуна - транспорт снабжения Taiassea - в 1914(Земля Кайзера Вильгельма)

пароход-стационер Nusa - в 1914 (Рабаул)

катер-стационер Rabaul - в 1914 (Рабаул)

правительственные катера Truk и Koror - к 1914 (о. Трук)

яхта-стационер --- - к 1914 в постройке (Рабаул)

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Страница составлена на основе материалов этого сайта

 

 

последнее обновление: 21.10.2023

 

 


Выброшенный на берег Adler.

на переднем плане обломки носа Eber, на ровном киле справа - Trenton, рядом с ним - затонувший Vandalia. На заднем плане лежащий на боку Adler.

Пейзаж на Самоа

Пейзаж на Самоа

Пейзаж на Самоа

Немецкое консульство в Апиа

Годдефрой

Старая немецкая карта Самоа