ОглавлениеCоединения и операции флота → Станция Восточной Африки (Танзания)

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

ВОСТОЧНО-АФРИКАНСКАЯ СТАНЦИЯ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА (ТАНЗАНИЯ) 1885-1914

 

Карл Петерс в 1884 основал „общество Немецкой колонизации“ и приступил приобретению территорий в Восточной Африке. Однако, имперское правительство отказалось взять экспедицию под защиту империи. Тем не менее он начал на суше у Занзибара заключать "защитные договоры". Заключения договоров состояли в том, что Петерс посещал местных вождей и им – часто после достаточного потребления спиртных напитков – представлял немецкоязычные документы, на которые они изображали кресты как подпись. Им обещалась защита от врагов, права колонизации переворачивались таким образом: единственное и неограниченное право поднимать пошлины и налоги, вести юстицию и управление, приводить вооруженные войска в страну и предоставлять горы, реки, озера и леса для любого использования поселенцам. Проверка, понимали ли африканские партнеры по договору, что они получали или была ли у них, вообще, доверенность располагать определенными правами, не производилась.

Напрасно протестовал султан Занзибара, Баргаш ибн Саид, который считал восточноафриканское побережье областью господства его семьи на протяжении поколений. До 1870 восточноафриканская сфера влияния султаната Занзибара распространялась в материковой части по ту сторону озера Танганьика. Теперь возникал конфликт интересов с немецко-восточноафриканским обществом, которое с 1884 начало приобретать права господства на континенте. Император Вильгельм II, все же выдал Петерсу императорскую лицензию на Усагару, Нгури, Усегуа и Уками и послал полудюжину военных кораблей к Занзибару.

1-я Восточно-Африканская крейсерская эскадра июль 1885 - январь 1886
контр-адмирал Карл Пашен

 

В июне 1885 крейсер-фрегат Stosch с коммодором Карлом Пашеном на борту покинул Австралию. 5 июля он прибыл в порт Луи (Маврикий), чтобы ожидать там военные корабли, выделенные новой крейсерской эскадре. В неё вошли: крейсер-фрегат Stosch (флагман до августа 1885, рядовой корабль до января 1886), крейсер-фрегат Prinz Adalbert (по сентябрь 1885), крейсер-фрегат Gneisenau (по январь 1886), крейсер-фрегат Elisabeth (по октябрь 1885) и нанятый пароход-тендер Ehrenfels (по 11 ноября 1885).

07-08.1885

 

Пашену было поручено направить свою эскадру в Восточную Африку для урегулирования споров о германском протекторате с султаном Занзибара Баргашем бин Саидом, что он и выполнил к середине августа: 31 июля Восточноафриканская эскадра покинула Маврикий курсом на Занзибар, куда прибыла 7 августа. 8 августа произошла официальная аудиенция коммодора Пашена и генерального консула Траверса у султана Баргаша ибн Саида. 11 августа начались переговоры о признании немецкого протектората над всей восточноафриканской сушей между Мозамбиком и Сомали. Коммодор Пашен, наведя орудия на дворец султана, вынудил султана согласиться с требованиями Германии.

19 августа из западной Африки в Занзибар на крейсере-фрегате Bismarck (флагманский корабль по январь 1886) прибыл новый шеф эскадры контр-адмирал Кнорр в сопровождении и ещё одного нанятого парохода-тендера Adler (по 15 декабря 1885). Отдельно от них чуть ранее прибыла из западной Африки канонерка Möwe (в качестве стационера, по август 1889).

08-09.1885

 

В сентябре 1885 капитан-цур-зее Карл Пашен получил приказ: из крейсеров-фрегатов Stosch, Prinz Adalbert и Gneisenau образовать независимую эскадру и идти с ней в Западную Африку, на месте остались Bismarck, Elisabeth и Möwe с транспортами.

09-11.1885

 

Между тем политическое положение успокоилось настолько, что надобность в западно-африканской эскдре отпала и в 9 ноября он был официально возвращён обратно в эскадру Кнорра Gneisenau смог вернуться к эскадре, освободив Elisabeth, который получил приказ возвращаться домой. Так, как немцы получили возможность основать базу на континентальном берегу, транспорты вернули владельцам.

11-12.1885

 

12 декабря Кнорр на борту Bismarck подписал договор о дружбе, который предоставлял немцам все желаемые суверенные права на суше.

В новый 1885/86 год эскадра из Bismarck, Gneisenau, Möwe, а также прибывшей 29 декабря из Германии Olga и пришедшей из южного моря канонерской лодке Hyäne, провела ряд походов перед побережьем, в том числе официальное посещение Gneisenau султана Виту.

12.1885-01.1886

 

В январе 1886 адмирал Кнорр с Bismarck, Gneisenau и Olga ушёл в распоряжение Восточно-азиатской станции и восточноафриканская крейсерская эскадра была расформирована. Möwe и Hyäne остались в Восточной Африке как корабли-стационеры.

01-12.1886

 

2-я Восточно-Африканская крейсерская эскадра, декабрь 1886 - апрель 1887
контр-адмирал Кнорр / коммодор Карл Эдуард Хойснер

 

 

1 ноября 1886 немецко-британская комиссия определила границы занзибарских владений на суше. Они должны были охватывать полосу побережья ширины 10 мор. миль от мыса Дельгадо (сегодня Мозамбик) до Кипини (сегодня Кения) со всеми расположенными там островами.

В декабре 1886 года в Восточную Африку прибыла постоянная крейсерская эскадра с Восточно-Азиатской станции (шеф эскадры контр-адмирал Кнорр), в составе: крейсер-фрегат Bismarck (флагман), крейсер-корвет Olga и крейсер-корвет Carola. К ним присоединился крейсер-корвет Sophie из учебного похода и оба стационера. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. Кнорр послал Olga, Carola и Hyäne в Витуланд, чтобы поднять там немецкий флаг, а затем в Кисмайю, где приняли на борт арестованного убийцу Юльке, а Кнорр с остальными кораблями остался на Занзибаре, чтобы урегулировать разногласия с бин Саидом. Как только эти вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ.

12.1886-04.1887

 

Эти операции были прерваны в начале 1887 года, когда усиление напряженности в отношениях между Германией и Францией побудило адмиралтейство отдать приказ эскадре Кнорра отправиться в Кейптаун, где она будет ближе к Западной Африке, поскольку там немецкие колонии соседствовали с французскими колониями. Эскадра оставалась там с 15 марта по 7 мая, к тому времени напряженность утихла. В этот период, 15 апреля, Кнорр передал командование эскадрой капитану цур Зее Карлу Эдуарду Хойснеру, который также сделал Bismarck своим флагманом. После того, как напряжение спало, Хойснер получил приказ перейти в "южную часть Тихого океана". Его эскадра покинула Кейптаун 7 мая. На станции остались только канонерки.

04-07.1887

 

В 1887 соглашение с султаном Занзибара достигло Петерса, который подчинил управлению общества занзибарскую полосу побережья от Умбы до Ровумы. Южный участок побережья в 1888 был сдан немцам в аренду.

В июле 1887 Hyäne ушла домой, а 15 августа на станцию прибыл в качестве замены шлюп Nautilus, с Карлом Петерсом корабль принимал участие в различных экспедициях и в том числе посетил Виту. В начале декабря 1888 он вернулся в Германию.

08.1887-01.1888

 

В январе 1888 флот передал колониальной администрации новый буксир Jühlke – (с лета 1889 по 1891 во флотилии Виссмана ↓)

01.-08.1888

 

3-я Восточно-Африканская крейсерская эскадра, август 1888 - 1891
 (Постоянная восточная крейсерская эскадра 1886-1891)
коммодор Карл Эдуард Хойснер

 

В апреле 1888 года султан Занзибара Халифа ибн Саид подписал договор, согласно которому он уступил управление Танганьикой Германской Восточноафриканской компании. С августа 1888 года компания пыталась взять под контроль прибрежные города Танганьики, что вызвало ожесточённое сопротивление со стороны арабских элит, опасавшихся отмены торговли рабами и слоновой костью, а также со стороны коренного населения. Попытки немецкого администратора в Пангани Эмиля фон Зелевски поднять флаг компании над городом привели к восстанию, которое быстро распространилось на всё побережье от города Танга на севере до Линди и Микиндани на юге (в немецких источниках - "арабское восстание"). Представители Германской Восточноафриканской компании были изгнаны или убиты везде, за исключением Багамойо и Дар-эс-Салама.

Для подавления бунта в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии "постоянную крейсерскую эскадру" (существовала с января 1886 г.): крейсер-фрегат Leipzig (по январь 1891), крейсер-корвет Olga (по декабрь 1888), крейсер-корвет Carola (по январь 1891), крейсер-корвет Sophie (по июнь 1892), к которым присоединился стационер Möwe.

08-12.1888


в качестве блокадных лодок использовались 11 паровых пинассов, 1 парусный пинасс и 3 баркаса (возможно, из судовых плавсредств)
 
 

 

19 августа крейсер-корвет Carola нанёс удар по Пангани и высадил отделение солдат морской пехоты. Похожие сцены происходили в Танга, где персонал DOAG был арестован после попытки прихода к власти. После неоднократного обстрела станции крейсером Möwe 5 и 6 сентября, Leipzig, Olga и Möwe 8 сентября высадили силы на сушу, которые освободили из заключения колонистов. Также армия понадобилась в Багамойо, чтобы осуществить там поднятие флага DOAG. 22 сентября Leipzig стрелял по станции, Möwe по Кильва-Кивинье (причем были убиты два немецких служащих DOAG), а Sophie по Микиндани и Линди. Там служащим DOAG удалось ускользнуть на лодках. В конце сентября с помощью солдат морской пехоты были захвачены Багамойо и Дар-эс-Салам, все другие станции сдались DOAG сразу.

Не смотря на использование Восточноафриканской эскадры DOAG не мог эффективно противиться местному сопротивлению против колонизаторов. Поэтому в имперское правительство поступила официальная просьба о помощи. Оно в начале ноября 1888 заключило с Великобританией и Португалией соглашение о блокаде морской торговли, импорта боевой техники и экспорта рабов на восточном берегу. С начала блокады в декабре 1888 усиленные войска Бушири бин Салима напали на Багамойо. 5/6 декабря там шли тяжелые бои, с моря его обстреливал Leipzig, 24 декабря и 27 декабря Carola. 31 декабря Schwalbe отбил четвертое нападение на Багамойо.

В декабре эскадру покинула Olga, но в начале января 1889 эскадра усилилась крейсером Schwalbe (по май 1893) и посыльным судном Pfeil (по сентябрь 1889). В декабре 1888 блокадная эскадра арендовала транспорт Barawa (с 05.1889 во флотилии Виссмана ↓), в феврале 1889 добавился арендованный транспорт Cutch - (по 08.1890).

02-09.1889




в качестве блокадных лодок использовались 11 паровых пинассов, 1 парусный пинасс и 3 баркаса
 
 

 

Schwalbe уже 3 января 1889 обстреливала расположенный у Багамойо лагерь Суахили. После этого Бушири перенёс основной удар на Дар-эс-Салам. Между 11 и 16 января происходила беспрерывная цепь атак, которые отбивались артиллерийским огнем Schwalbe и Möwe. 25 января Sophie при попытке высадить отделение солдат морской пехоты у Дар-эс-Салама попала в тяжелый бой. В феврале Багамойо снова был основной целью атак Суахили. 3 февраля Leipzig, 15 февраля Möwe успешно отразили атаки на город. 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров Leipzig и Sophie в Багамойо. Караул под командой лейтенанта-цур-зее С. Майера (Leipzig) захватил 2 орудия, лейтенант-цур-зее фон Бредов (Sophie) арестовал губернатора Вали в Линди.

В феврале 1889 имперское правительство послало в Восточную Африку офицера Африканского корпуса Германа фон Виссманна в качестве имперского комиссара, который в апреле 1889 организовал вооруженные силы из немецких офицеров и африканских наемников ("туземные солдаты"), так называемую "группу Виссманна", с который он подавил африканское сопротивление. При этом были убиты несколько тысяч африканских мужчин, женщин и детей – наряду с несколькими немецкими солдатами.

Для доставки его войск на побережье с были куплены 2 парохода: транспорт Harmonie (до 11.1890) и буксир München (до 01.1891):

с 19.02.1889

 

В апреле т. н. флотилия Виссмана пополилась ещё двумя буксирами: Max (до 01.1891) и Vulkan (13.07.1889 погиб в крушении).

с 20.03.1889
Max

 

В мае был приобретён ещё один буксир: Vesuv (до 01.1891), кроме того флот передал Виссману свой транспорт Barawa (до 01.1891).

 

В июне вместо погибшего буксира Vulkan флот предоставил Виссману в распоряжение свой Jühlke (до 1891).

 

Десантные части Восточноафриканской крейсерской эскадры и дальше играли важную роль. 8 мая 1889 десантная часть Leipzig, Carola и Schwalbe участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо. Через 2 дня десантная часть Leipzig провела операцию против Мбегани и Мванготини. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части Leipzig, Pfeil, Schwalbe и Möwe. Затем последовало занятие Увиндьи десантной частью Möwe. 8 июля при участии десантных частей Leipzig, Carola, Schwalbe, Möwe и Pfeil был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил Танга. В августе десантная часть Pfeil принимала участие в ударе по Конголиани и Тимбиани. середине июля 1889 блокада морской торговли Суахили могла быть снята. Формальное окончание войны произошло 29 сентября. В октябре Schwalbe и британская канонерская лодка Witu провели разделение немецко-британских сфер влияния на реке Умба, пройдя до южной границы с Португальской Восточной Африкой (сегодня Мозамбик). Вместе с тем Немецкая империя приняла на себя права DOAG, которое после этого ограничивалось ролью владельца плантаций и торговых предприятий. Заявление покровительства было оформлено 29 октября на вновь прибывшем крейсере Sperber (Pfeil ушёл в сентябре). Sperber оставался по апрель 1890, но непосредственно эскадре не подчинялся.

09.1889-08.1890

 

Тогда же султанат Занзибар объявлялся под британским покровительством и присоединялся к британской колониальной империи. Однако, использование крейсерской эскадры в Восточной Африке на этом еще не закончилось. 8 ноября при участии десантных частей Carola, Schwalbe и Sperber был захвачен Саадани, 11/12 ноября Sperber поддерживал группу Виссмана при занятии Мквайи и Кипумбве на северном берегу.

Сопротивление местного населения против немецкого колониального господства в северной и средней части Немецкой Восточной Африки было по существу сломано летом 1890. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры, поэтому Sperber ушёл в южное море, а Möwe в августе отправилась домой. 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании.

08.1890-01.1891

 

Флагманский корабль эскадры Leipzig отправился на ремонт и отдых в Кейптаун. Во время отсутствия шефа эскадры его функции исполнял корветтен-капитан (командир Carola). Еще в то время когда Leipzig стоял в доке, контр-адмирал Дайнхард со своим кораблём был вызван для отчета перед императором Вильгельмом II, который находился со своей яхтой "Hohenzollern" в восточном Средиземном море. 6 ноября шеф эскадры прибыл в Митилены (Эгейское море) для доклада императору. Он отметил услуги Восточноафриканской крейсерской эскадры в особом кабинетском указе. Затем Leipzig ушёл в Венецию в док, чтобы закончить начатый ремонт. Только 15 декабря, в день, когда Бушири был приговорён к смерти немецким военным судом и казнён, крейсер-фрегат смог выйти из дока и через Мальту и Порт-Саид прибыл в Аден. Там контр-адмирала Дайнхард получил приказ не возвращаться в Восточную Африку, а идти в Восточную Азию. 13 января 1891 шеф эскадры вывел из соединения всё еще оставшиеся корабли и вместе с Sophie ушёл в Восточную Азию. Carola отправилась на родину.

 

Стационеры и корабли колониальной администрации 1891-1916

 

Флотилия Виссмана в январе 1891 г. была распущена, корабли были проданы гражданским владельцам. В качестве стационера остался Schwalbe.

01.1891-?.1891

 

Позже к нему присоединился вернувшийся из ремонта Möwe.

?.1891-05.1893

 

В октябре 1891 для Южной экспедиции Защитной Группой был арендован у компании "Woermann-Linie" грузовой п/х Zehdenick, но в самом начале похода, в ночь на 29 ноября 1891, он разбился у Кваквы.

В 11.1892 охранной группой на озере Виктория использовались парусные открытые лодки Fürst Wied, Hermann и Wilhelm.

В мае 1893 Schwalbe получил приказ возвращаться домой.

05-09.1893

 

2 сентября 1893 в Занзибар прибыл Seeadler (вместо Schwalbe), который нёс службу на станции до начала мая 1898, с коротким перерывом с апреля по май 1896 в Юго-Западной Немецкой Африке. 9 сентября оба корабля отправились в Килву, где группа работорговцев напала на расположенный там небольшой отряд полиции. Колониальная защитная группа не могла подкрепить полицейские войска, поэтому корабли обстреляли работорговцев и нейтрализовали угрозу. 22 сентября 1893 на озере Ньяса вступил в строй служебный пароход Hermann von Wissmann.

09.1893-12.1894
колониальная администрация

 

Затем Seeadler направился в Лоуренсу-Маркеш в португальском Мозамбике, где восстание угрожало проживающим в городе немецким гражданам. Крейсер эвакуировал мирных жителей и доставил их на Занзибар, куда он прибыл 15 ноября 1893.

В этот период Möwe была переведена в Германскую Новую Гвинею, а 15 декабря 1894 в в Восточную Африку прибыли Condor и временно прикомандированный Cormoran. Первый пришёл на усиление станции, а второй должен был продолжить путь в Тихий океан, но временно остался в этом районе. Это было сделано для того, чтобы купировать ущерб, наносимый немецким экономическим интересам в Мозамбике, а также в качестве демонстрации силы, чтобы предотвратить британское вторжение в залив Делагоа, который был единственным портом снабжения независимого Трансвааля. С 15 декабря 1894 Condor и Cormoran стояли на якоре в Лоренцо-Маркесе, столице португальского Мозамбика.

Кроме того в 1894 колониальная администрация получила из Германии 2 таможенных крейсера: Wami и Kingani.

12.1894-07.1895
колониальная администрация
 Wami 
  
 Kingani
  

 

В январе 1895 года Condor временно сменил в Дар-эс-Саламе Seeadler, который 10 января отбыл в Бомбей, где в ходе капитального ремонта были отремонтированы котлы. Для выполнения работ туда были отправлены рабочие кильской Kaiserliche Werft. Cormoran оставался в Лоренсу-Маркеш семь месяцев. В январе 1895 года он отбуксировал в Лоренсу-Маркеш аварийный португальский крейсер "Afonso de Albuquerque".

18 мая Seeadler покинул Бомбей и 31 мая 1895 вернулся в Восточную Африку. Соответственно 27 июня 1895 Condor вернулся в залив Делагоа в Мозамбике, а Cormoran теперь смог продолжить путь к первоначально запланированному месту дислокации в водах Восточной Азии. Он покинул Восточную Африку 5 июля.

В 1895 для колониальной администрации верфью Круппа были построены два транспортных парохода: Rovuma и Rufiji.

07.1895-06.1898
колониальная администрация
Rovuma 
 
Rufiji 
 
Wami 
 
Kingani 
 

 

Несмотря на напряженность в отношениях между Германией и Великобританией, с 3 августа по 16 ноября 1895 Cormoran прошёл ежегодный капитальный ремонт в Дурбане. После этого он вернулся в Германскую Восточную Африку.

Рейд британского Джеймсона в Трансвааль в декабре 1895 года угрожал там примерно 15 000 немецких граждан, а также инвестициям в размере 500 миллионов золотых марок. Это побудило немецкий флот в январе 1896 года отправить Condor и Seeadler в Лоренсо-Маркеш. Немецкий губернатор рассматривал возможность приказать Seeadler выделить десант для защиты немецкого консула в Претории, столице Трансвааля, но поражение рейда Джеймсона сделало этот план излишним. Тем не менее крейсера оставались в южной Африке, пока напряженность не снизилась. В середине февраля 1896 года Seeadler стал в Кейптауне на ежегодный капитальный ремонт, после завершения которого 28 апреля 1896 года был отправлен в Германскую Юго-Западную Африку и вернулся в Восточную Африку в конце мая 1896.

14 июня Condor отправился на Маэ на Сейшельских островах, чтобы дать отдых команде, но уже через два дня его отзвали в Восточную Африку. С 26 августа по 25 ноября он находился у Кейптауна, но протесты против немецкого консула графа фон Пфайля привели к перемещению крейсера обратно в Лоренсу-Маркеш, где он оставался с 11 декабря по 2 февраля 1897 года. Делегация с крейсера была отправлена на церемонию открытия железнодорожной линии Претория – Лоренсу-Маркеш, построенной на средства Германии.

В октябре 1896 бывший султан Занзибара Халид ибн Баргхаш искал в немецком консульстве убежище от британцев после 38-минутной "британско-занзибарской войны". 2 октября Seeadler отправился на Занзибар и эвакуировал его в Дар-эс-Салам, что газета New York Times оценила как оскорбление Англии. 20 декабря крейсер снова вызвали в Лоренсу-Маркеш после того, как немецкий консул граф фон Пфайль подвергся там нападению со стороны португальской колониальной полиции. 2 января 1897 года, чтобы усилить демонстрацию силы, к нему присоединился Condor. После этого Seeadler отправился в Кейптаун для ежегодного капитального ремонта.

Следующие два года прошли без происшествий. В январе 1898 года Seeadler снова ходил в Кейптаун для капитального ремонта, а 3 мая ему было приказано вернуться в Германию. Через три дня он покинул Дар-эс-Салам.

Для замены Seeadler 7 июня 1898 прибыл Schwalbe. В 1899 из Германии для имперского управления в Восточной Африке были получены два транспорта-бакенщика: Kaiser Wilhelm II для побережья и Ulanga для рек.

06.1898-лето 1900
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
Wami 
 
 Kingani
 

 

Schwalbe летом 1900 ушёл в Китай, ему на замену из Германии послали Bussard, но вскоре также перенаправили в Китай из-за разразившегося там боксёрского восстания. Condor оставался в регионе до 3 января 1901. На озере Виктория появился служебный паровой катер Ukerewe.

лето-11.1900
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
Wami 
 
 Kingani
 
 
 Ukerewe
 

 

6 ноября 1900 был введён в строй правительственный пароход на озере Танганьика Hedwig von Wissmann.

11.1900-01.1901
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

3 января 1901 Condor отправился домой.

01.1901-07.1903
 
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

По докладу в Рейхстаге к 03.1902 в колонии имелись также:
3 паровых пинасса (буксиры)
24 прибрежных лодки (Whaleboot, из них 8 в Дар-эс-Саламе)
12 гигов (Gig, из них 7 в Дар-эс-Саламе)
22 иола (Jolle, из них 6 в Дар-эс-Саламе)
6 динги (Dingi, из них 5 в Дар-эс-Саламе)
1 большой рабочий катер (для разгрузочно-погрузочных работ)
6 барж для очистки корпусов
3 угольных баржи: 100, 15 и 10 тонн + одна 120-тонная в постройке
6 транспортов воды: 120-тонный München, 100-тонный Vesuv + безымянные по 20, 10, 10 и 8 тонн
1 двух-мачтовая гафельная шхуна Kenda в 60 брт. (быв. угольный блокшив)
1 парусный куттер Lolln
1 доковая якорная баржа с краном на 5 тонн
1 плавучий туалет для плавдока

 

1 июля 1903 в Дар-эс-Салам прибыл Sperber.

07-10.1903
Sperber
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

После того, как крейсер посетил несколько гаваней немецкой колонии, уже 9 октября он ушёл в Китай.

10.1903-04.1904
 
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

26 апреля 1904 из Китая вернулся Bussard и оставался на станции до 1910 г.

04.1904-09.1905
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

Из за произошедшего в конце июля 1905 к югу от Руфиджи в районе Шаманги восстания Маджи-Маджи, 3 августа 1905 года Bussard отправился в район восстания с майором Куртом Йоханнесом в качестве главнокомандующего, четырьмя офицерами, двумя сержантами, 120 аскари и носильщиками. В последующие дни на берег были высажены несколько отрядов моряков и солдат, в т. ч. 4 августа 1905 года в Килве Кивиндще, позднее в Мохорро - отряд Ганса Пааше, а 22 августа 1905 года - дополнительные отряды в Микиндани и Линди.

К концу сентября 1905 года, на раннем этапе восстания, Bussard был единственным кораблем Имперского флота, который поддерживал операции правительства и защитной группы. Так, как потребность в транспортировке войск и материалов в район восстания со временем возросла, 1 октября 1905 в Дар-эс-Салам прибыл Seeadler, который служил там с 1 октября 1905 по 9 января 1914 кроме периода с марта по апрель 1908, когда он находился в Юго-Западной Африке. 26 сентября 1905 к нему присоединились и крейсер нового типа Thetis из Циндау, но он прибыл в Дар-эс-Салам, когда апогей кризиса уже прошёл.

09.1905-03.1906
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

В середине октября 1905 года Seeadler отправил десант на берег Саманги для защиты береговой телеграфной линии. К середине декабря он вернулся в Дар-эс-Салам, а 17 января 1906 года направился в Килву. 24 января Seeadler снова прибыл в Дар-эс-Салам. С 10 февраля по 16 марта 1906 последовал очередной капитальный ремонт в Кейптауне. К этому времени ситуация в Восточной Африке успокоилась, и 29 марта 1906 Thetis был отправлен обратно в Германию. Seeadler остался в этом регионе и в начале 1907 года был официально назначен стационером.

03.1906-03.1908
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

С 18 февраля по 18 марта 1908 Seeadler прошел очередной капитальный ремонт в Кейптауне, после чего ушёл в немецкую юго-западную Африку.

03.-04.1908
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

18 апреля Seeadler вернулся в восточную Африку, прибыв в Дар-эс-Салам.

04.-12.1908
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

Очередной период ремонта Seeadler последовал с 12 по 26 сентября 1908, на этот раз в Бомбее. Осенью 1908 в Дар-эс-Саламе использовался пожарный и дезинфекционный понтон Clayton-Fahrzeug. В 12.1908 вошёл в строй прибывший из Германии по частям речной правительственный п/х Tomondo для службы на р. Руфиджи.

12.1908-лето 1909
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 
 
 Ukerewe 
 

 

В 1909 продали служебный паровой катер Ukerewe.

лето 1909-05.1910
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

30 мая 1910 на смену Bussard прибыл Sperber. Приказом от 14 мая 1910 г. белую заграничную окраску отменили, все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г.

05.1910-03.1911
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

6 марта 1911 Sperber был переклассифицирован в канонерскую лодку и получил приказ возвращаться домой.

03-05.1911
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

3 мая 1911 в колонию прибыло гидрографическое судно Möwe.

05-07.1911
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

9 июля 1911 в Дар-эс-Салам прибыл Geier.

07-10.1911
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

Уже 2 октября, после начала турецко-итальянской войны, Geier был послан в Средиземное море.

10.1911-01.1914
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

В начале ноября 1911 года когда Seeadler стащил с мели у Келимане пароход "Irmgard" компании Гамбург-Бремен-Африка Линие. В 1913 году мэр Кейптауна принял делегации Seeadler и британского бронепалубного крейсера "Hermes". А в конце декабря 1913 принцы Леопольд и Георг Баварские во время заграничного турне посетили Seeadler в Дар-эс-Саламе.

9 января 1914 года Seeadler ушёл в Германию, а 22 февраля ему на замену в Аден прибыл вернувшийся из Средиземного моря Geier и провёл обследование гавани Танги.

02-06.1914
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

6 мая крейсер Geier был переклассифицирован в канонерскую лодку. 6 июня 1914 в Дар-эс-Салам прибыл лёгкий крейсер Königsberg, после чего Geier отправился к Новой Гвинее на станцию Южных морей.

06-08.1914 и т.д.
колониальная администрация
Ulanga
 
Rovuma
 
Rufiji
 
 Wami 
 
 Kingani 
 

 

Königsberg оставался стационером до своей гибели в бою 11 июля 1915.

 

 

Список всех кораблей, служивших при германской восточно-африканской станции

 


крейсер-фрегат
Stosch
с 07.1885 до 01.1886
флагман до 08.1885
 

крейсер-фрегат
Prinz Adalbert
с 07 до 09.1885
 

крейсер-фрегат
Gneisenau
с 07.1885 до 01.1886
 

крейсер-фрегат
Elisabeth
с 07 до 10.1885
 

крейсер-фрегат,
Bismarck
флагман с 08.1885 до 01.1886,
флагман с 12.1886 до 04.1887
 

канонерская лодка
/ крейсер IV класса
Möwe
с 08.1885 до 08.1889
с 1891 до 1894
 

транспорт
Adler
с 08 до 12.1885
 

транспорт
Ehrenfels
с 08 до 11.1885
 

крейсер-корвет
Olga
01.1886,
с 08 по 12.1888
 

канонерская лодка
Hyäne
с 12.1885 до 04.1887
 

крейсер-корвет
Carola
с 12.1886 до 1887
с 08.1888 до 01.1891
 

крейсер-корвет
Sophie
с 12.1886 до 1887
с 08.1888 до 01.1891
 

канонерская лодка
/ крейсер IV класса
Nautilus
с 08.1887 до 12.1888
 

вооружённый буксир
Jühlke
с 01.1888 по 1891
(с лета 1889 во флотилии Виссмана)
 

3 баркаса

с 1888 по 1890
 

крейсер-фрегат
Leipzig
с 08.1888 по 01.1891
 

крейсер IV класса
Schwalbe
с 12.1888 до 05.1893
с 06.1898 до лета 1900
 

авизо
Pfeil
с 01 до 09.1889
 

транспорт
Barawa
с 12.1888 по 01.1892
(с 05.1889 во флотилии Виссмана)
 

транспорт
Cutch
с 02.1889 по 11.1890
 
 

транспорт
Harmonie
с 02.1889 по 11.1890
(во флотилии Виссмана)
 

буксир
München
c 02.1889 по 1906
(во флотилии Виссмана,
с 06.1892 при администрации)
 

буксир
Max
c 03.1889 по 1906
(во флотилии Виссмана,
с 06.1892 при администрации)
 

буксир
Vulkan
c 03 по 07.1889
(во флотилии Виссмана)
 
 

буксир
Vesuv
c 05.1889 по 1906
(во флотилии Виссмана,
с 06.1892 при администрации)
 

малый крейсер
Sperber
с 10.1889 по 04.1890
с 07 по 10.1903
с 05.1910 по 03.1911
 

3 грузовые лодки
Fürst Wied, Hermann и Wilhelm
использовались в 11.1892
(на оз. Виктория)
 

малый крейсер
Seeadler
с 09.1893 по 05.1898
с 10.1905 по 01.1914
 

вооружённый транспорт
Hermann von Wissmann
с 1893 по 1914
(на оз. Ньяса)
 

таможенные катера
Wami и Kingani
с 1894 по 1914 (1916)

 

малый крейсер
Condor
с 12.1894 по 01.1901
 

малый крейсер
Cormoran
с 12.1894 по 07.1895
 

речные транспорты
Rovuma и Rufiji
1895 по 1914 (1915)
 

речной транспорт-бакенщик
Ulanga
1898 по 1914 (1917)
 

транспорт-бакенщик
Kaiser Wilhelm II
1899 по 1914 (1916)
 

вооружённый транспорт -
Hedwig von Wissmann
с 1900 по 1914 (1916)
(на оз. Танганьика)
 

малый крейсер
Bussard
с 04.1904 по 1910
 

служебный паровой пинасс
Ukerewe
с 1900 по 1909
(на оз. Виктория)
 

крейсер
Thetis
с 09.1905 по 03.1906
 

пожарный и дезинфекционный
понтон
Clayton-Fahrzeug
08-конец. 1906
 

речной правительственный п/х
Tomondo
с 12.1908 по 10.1915
(на р. Руфиджи)
 

гидрографическое судно
Möwe
c 05.1911 до 08.1914
 

малый крейсер
Geier
с 07 по 10.1911
с 02 по 06.1914
 

крейсер
Königsberg
с 06.1914 по 07.1915
 

госпитальное судно
Tabora
c 08.1914 до 03.1916
 

торговое судно
Feldmarschall
c 08.1914 до 10.1916 (не использовалось)
 

буксир-заградитель
Paul
c 08.1914 до 09.1916
 

мотобот
Peter
c 08.1914 до 07.1916
(на оз. Танганьика)
 

пароход защитной группы
Muansa
мобилизован в 08.1914
(на оз. Виктория)
 

паровые пинассы защитной группы
General Jungblut, Heinrich Otto,
Schwaben и Albert Schwarz
мобилизованы в 08.1914 (на оз. Виктория)
 

2 баркаса с Möwe
c 1914 до 1916
(на оз. Танганьика)
 

батарейный плот
Armiertes Floß
c 09.1914 до 07.1915
(на оз. Танганьика)
 
 

мотобот
Graetz
с 09.1914 по 04.1916
(на оз. Танганьика)
 

вооружённый паровой лихтер
Hedwig
с 09.1914 по 10.1915
 

вооружённый п/х
Adjutant
с 04.1915 по 07.1916
(на оз. Танганьика)
 

пинасс с Königsberg
в 1915
 

вооружённый п/х
Goetzen
с 06.1915 по 06.1916
(на оз. Танганьика)
 

вооружённый п/х
Rechenberg
не достроен
(на оз. Танганьика)
 

 

 

Колония в Первой мировой войне

 

Колония отбивала атаки в течение всего срока Первой мировой войны. До 1915 защитной труппе удалось отбить большую часть первых атак из Кении, предпринять несколько ударов по британским и бельгийским соседям и отразить попытку высадки британско-индийских войск у Танги.

Защитная группа в августе применяла вооруженные корабли на озере Виктория и Танганьика и парализовала там английское и бельгийское судоходство. Ее удар по важной гавани Кисуми у Кисии был отбит британцами. Вскоре из Индийского океана в Кисуми были доставлены по железной дороге британские моторные лодки и скоро вытеснили немецкие лодки на озере Виктория. На озере Танганьика, напротив, защитная труппа с помощью двух грузовых пароходов и корабля ВМФ "Möwe" создала себе маленький военно-морской флот, который занимал доминирующее положение на озере до 1916. Единственным самолетом на немецкой стороне был биплан PFW.

11 июля 1915 после использования самолетов и мониторов с малой осадкой британскому морскому флоту удалось уничтожить крейсер "Königsberg" в дельте Руфиджи. Его экипаж присоединился к защитной группе. Корабельные 10,5 см орудия были установлены на  полевые лафеты и стали самой тяжелой артиллерией восточноафриканского фронта.

Легкую разгрузку для немецкой стороны принесли блокадопрорыватели А (Рубенс) и 15 (Мари), которые доставили защитной труппе крайне необходимый материал, прежде всего, боеприпасы. Рубенс, грузовое судно в 6000 брт. под командованием старшего лейтенанта Карла Ф. Христианзена, 18 февраля 1915 вышло из Вильгельмсхафена и достигло Восточной Африки в апреле 1915, однако в близи побережья было настолько сильно повреждёно британским крейсером Hyacinth, что по прибытию в бухту Манза у Танги загорелся и затонул. Тем не менее, большая часть груза была спасена после трудоемкого осушения. Вторая попытка укрепить защитную группу морем, была предпринята в марте 1916 вспомогательным судном Мари, которое вел лейтенант запаса-цур-зее Конрад Серенсен. Корабль достиг залива Суди на юге Немецкой Восточной Африки неповрежденым. Груз был принят и корабль ушёл в направлении Юго-Восточной Азии.

В 1916 году союзники стянули более сильные силы и выступили из Кении, Бельгийского Конго и Ньяссаленда. В течение нескольких месяцев они оттеснили защитную труппу на непроходимый юг страны. После тяжелых боёв комендант Пауль фон Леттов-Форбек в ноябре 1917 с остатком его войск удалился в португальский Мозамбик, где он выдержал многомесячные арьергардные бои с войсками союзников. Незадолго до конца войны защитной труппе еще удался марш из Мозамбика в Северную Родезию, где они 25  ноября 1918 капитулировали.

Борьба с 1916 повлекла за собой тяжелые опустошения в стране. Среди гражданского населения имелись сотни тысяч жертв, прежде всего, многие погибли на принудительной транспортной службе для армии, усилившемуся с 1917 голоду и воздействием на ослабленное население мировой эпидемии гриппа 1918-1920.

Корабли и суда в колонии во время войны:

Кригсмарине (стационеры):

малый крейсер Königsberg (1905) 1.07.1915 подорван экипажем в дельте Руфиджи после боя с брит. мониторами.
гидрографическое судно Möwe (1910) 8.08.1914 взорван на мелководье.
госпитальное судно Tabora (8022 брт) 23.03.1916 потоплено артиллерией британских кораблей в Дар-эс-Саламе.
тендер ВМФ Somali (быв. Osiris, 2638 брт) в 1915 потерян в дельте Руфиджи.
Правительственные суда на побережье:
тендер Rovuma (250 т, 1895) при крейсере, 9.10.1915 затоплен в дельте Руфиджи
тендер Wami (45 т, 1894) при крейсере, с 04.1916 на озере Танганьика↓
транспорт Kaiser Wilhelm II (600 т, 1899) 4.09.1916 затоплен экипажем в Дар-эс-Саламе
транспорт Ulanga (69 т, 1898) после 1917 судьба неизвестна
речной пароход Tomondo (27 брт, 1908) при крейсере, 17.01.17 потерян на реке Руфиджи
буксир Adjutant (250 брт) при крейсере, позже на озере Танганьика↓
буксир Helmuth (250 брт) захвачен британцами
лихтер Hedwig (800 брт) при крейсере, 17.01.17 потерян на реке Руфиджи
баржа Rufiji (200 т, 1895) при крейсере, 9.10.1915 затоплена у Мбуми на Руфиджи
буксирный катер Paul (38 брт) 3.09.16.......

Правительственные суда на озёре Танганьика:

сторожевое судно Goetzen (793 брт, 1913/15) 21.07.16 потерян в Малагарасси
буксир Adjutant (250 брт, переведён с побережья ↑) 15.07.16 потерян у Кигомы
сторожевое судно Hedwig von Wissmann (60 т, 1900) 9.02.1916 потоплен мотоботами Антанты в Луланге
сторожевое судно Wami (45 т, переведено с побережья ↑) 29.07.1916 затоплено экипажем при отступлении
сторожевое судно Kingani (45 т, 1894) 26.12.1915 захвачен после боя мотоботами Антанты
мотобот Benz 21.07.16 потерян в Кигоме
мотобот Peter 21.07.16 потерян в Кигоме
2 гидрографических катера с Möwe  
1 катер с Königsberg  
батарейный плот (Armiertes Floß)  
Правительственные суда на озёре Ньясса:
сторожевое судно Hermann von Wissmann (80 т, 1893) 13.08.1914 выведен из строя британцами в Сфинксхафене
пароход Vera (14,95 м) (германской моравской миссии), ..... (известно, что затонул в 1930 на Замбези)
Правительственные суда на озёре Виктория:
пароход Muansa 15.07.16 потерян в заливе Штульмана
мотобот Ukerewe / General Jungblut (20 т) 15.07.16 потерян в заливе Штульмана
паровой катер Schwaben (9 брт) 15.07.16 потерян в заливе Штульмана
паровой катер Albert Schwarz (9 брт) 15.07.16 потерян в заливе Штульмана
мотобаркас Heinrich Otto (6 брт, 12 т) 15.07.16 потерян в заливе Штульмана

Правительственные суда на озёре Киву:

мотобот Greatz (20 м) (миссии Bodelschwingh), 14.05.1916 потерян в Рубенгере

Прорыватели блокады:

Kronborg / Rubens / SpB. A (3587 брт, 1906) 14.04.15 потерян в бухте Манза
Marie / Dacre Hill / SpB. 15 (2674 брт, 1906) 14.05.16 интернирован в Батавии

Торговые суда:

Markgraf (3758 брт, 1893) 19.08.15 потерян в Танге
König (5034 брт, 1896) затоплен, как брандер
Feldmarschall (6182 брт, 1903) захвачен британцами
Präsident (3355 брт) брошен в бухте Линди
Commodore потерян в Танге
Ziethen (7438 BRT брт) интернирован POA
Ostmark  

 

Германская флотилия на озере Танганьика

 

31 июля 1914 г. командир гидрографического судна "Möwe" приступил к исполнению обязанностей старшего морского начальника в Восточной Африке. Немецкие моряки разоружили свое судно и 8 августа затопили его в гавани Дар-эс-Салама, в водах Индийского океана. Команда "Möwe" в составе семи офицеров и 95 матросов по железной дороге отправилась на конечную станцию Кигома, расположенную в середине восточного побережья озера Танганьика. Личный состав "Möwe" предназначался для укомплектования немецких пароходов, плававших по этому озеру, восточный берег которого принадлежат немцам. 30 августа командир "Möwe", капитан 3 ранга Цюммер, прибыл со своей командой в Кигому и принял командование германскими морскими силами озер Танганьика и Киву.

Немецкие моряки привезли с собой все вооружение, состоявшее из четырех 37-мм револьверных пушек и двух 88-мм орудий с боезапасом по 200 выстрелов на ствол. Это составило солидное подкрепление германской артиллерии в Восточной Африке, которая на начало войны располагала полудюжиной устарелых полевых 76-мм пушек образца 1873 г. Из них четыре, служившие для ритуальных салютов в Дар-эс-Саламе, получили упряжку мулов и доблестно провоевали вплоть до окончания войны.

До этого к 12 августа германский пароход "Hedwig von Wissmann" водоизмещением 20 т был переоборудован в канонерскую лодку путём установки трёх 37-мм орудий с "Möwe". С помощью этого корабля хотели уничтожить единственный плавающий по озеру бельгийский пароход "Alexandre Del Commune" водоизмещением 90 т.

На Танганьику перевезли также по железной дороге два промерных катера с "Möwe" и моторный катер железнодорожной компании с бензиновым двигателем "Benz". Кроме того, на озере имелся моторный катер с керосиновым двигателем "Peter". В середине октября 1914 г. туда же перебросили с моря казенный германский пароход "Kingani", водоизмещением 20 т. После необходимого переоборудования 10 ноября он вступил в строй, вооруженный одной 37-мм револьверной пушкой и с командой, состоявшей из одного офицера и шести матросов.

"Hedwig von Wissmann" первоначально имел на вооружении три 37-мм револьверные пушки, но к 10 ноября одну из них передали на "Kingani". В командах пароходов, кроме белых, служили и местные жители. Для 88-мм пушек пришлось построить специальный деревянный плот, который во время дальних буксировок по озеру показал отличную мореходность и удобное обслуживание обоих орудий.

Кроме перечисленных плавучих средств немцы собирали на эллинге пароход "Goetzen". И это несмотря на то, что многие важнейшие узлы и детали из-за начавшейся блокады не доставили в колонию.

Организация ремонтных мастерских в Кигоме и своевременное проведение ремонтных работ дали отличные результаты. Так, например, "Kingani", развивавший до начала войны скорость не свыше 8 уз., в декабре 1915 г. хорошо держал 10,5-узловую скорость.

После прибытия 105-мм орудий "Königsberg" мастерские в 1915 г. произвели их установку на берегу, а также оборудовали дальномерные посты и посты управления. Кроме того, мастерские сконструировали и изготовили передвижные лафеты для 37-мм револьверных пушек, которые позволяли применять их и в качестве зенитных орудий.

С мая по август 1915 г. в окрестностях озера Танганьика крупные военные действия на берегу происходили у Бисмарксбурга, а с сентября по декабрь 1915 г. — возле Урунди. В остальное время на озере Танганьика происходили лишь морские операции против бельгийских, а впоследствии и английских озерных сил.

Вооруженные силы Германии на побережье, по сравнению с силами противников, соотносились как 1:5. И в таком же соотношении союзники имели превосходство в полевой артиллерии. На озере, наоборот, у союзников имелись лишь бельгийский пароход "Alexandre Del Commune", два пароходных катера «Петта» и «Дикстес», моторный катер «Ведетте» и много стальных гребных шлюпок. Главным опорным пунктом для этих судов служила хорошо оборудованная гавань у устья реки Лукуга, на юго-запад от Кигомы, приблизительно на середине бельгийской озерной границы.

На английском, узком участке побережья, расположенном против Бисмарксбурга, находились лишь слабые сухопутные части силой около одной роты. Их подкрепляли бельгийские войска из числа 15-тысячной армии, находившейся в Конго.

Значительное превосходство бельгийской армии, и особенно в полевой артиллерии, ограничивало действия немцев только охраной своих границ. А это было возможно только при установлении морского господства на озере Танганьика. Тот из противников, который владел озером, получал возможность неограниченных перевозок по воде войск и снабжения. На первом этапе войны союзники держались пассивно, и немцы воспользовались этим для укрепления своего побережья и оборудования судоремонтной базы.

12 августа 1914 г. германские морские силы Танганьики, состоявшие всего лишь из вооруженного парохода "Hedwig von Wissmann", энергично начали поиски единственного бельгийского парохода "Alexandre Del Commune". Ввиду большой протяженности озера (по длине — около 350 миль) и незначительной скорости немецкого парохода, развивавшего скорость всего от 6 до 7 уз., старшему лейтенанту Хорцу удалось встретить "Alexandre Del Commune" лишь 23 августа, на высоте Пала, у бельгийского побережья.

Во время происшедшего между ними боя более быстроходный бельгиец уклонился и ушел к Лукуге, где и укрылся под зашитой береговых батарей, вооруженных многочисленными 76-и 47-мм пушками. Несмотря на то что 37-мм орудия германского корабля имели наибольшую дальность стрельбы в 2400 м, он продолжал бой в пределах артиллерийской дальности бельгийских батарей, обстреливая преимущественно "Alexandre Del Commune". В течение двухчасового боя бельгиец получил значительное количество попаданий в котельную установку, и тяжело поврежденный корабль выбросился на берег. "Hedwig von Wissmann" маневрированием искусно уклонялся от артиллерийского огня и получил пробоину только в кормовом флаге. Добившись решительного успеха, немецкие моряки прервали бой и вернулись в Кигому.

Между тем от местных жителей поступили сообщения, что бельгийцы вновь спустили свой пароход на воду. 4 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann", буксируя вооруженный 88-мм пушками плот, в сопровождении парового катера и моторного катера "Peter", вышел в озеро на север, по направлению на Барак. В это же время второй паровой катер искал "Alexandre Del Commune" на юге, в направлении Альбертвиля.

Ранним утром следующего дня "Hedwig von Wissmann" с плотом на буксире дошел до северной оконечности полуострова Убвари. Высланный вперед на разведку моторный катер "Peter" при проходе мимо Барака попал под ружейно-пулеметный обстрел, на что с катера отвечали из восьми винтовок. Подошедший буксир с плотом открыли беглый огонь по хорошо приметным позициям противника. Были замечены хорошие попадания.

На обратном пути к буксиру подошел посланный в разведку на юг паровой катер и сообщил, что "Alexandre Del Commune" находится в Альбертвиле. "Hedwig von Wissmann" с плотом пошел в Альбертвиль, чтобы попытаться снять смели бельгийский пароход, а в случае неудачи взорвать. Подход к Альбертвилю был спланирован на поздний вечер, чтобы приблизиться незаметно для противника. Скорость с плотом на буксире составляла 1—2 уз. Около 22 ч 30 немецких десантников, с офицером на паровом катере и шлюпкой на буксире, отвалили к берегу. Бельгийская рота, находившаяся в Альбертвиле, располагалась полукругом около вытащенного на берег судна. Несмотря на это, десант прошел незамеченным мимо постов и приблизился вплотную к кораблю, который защищался от волны невысоким земляным валом. Германские моряки взорвали машину и кочегарку динамитными патронами. Поднялась тревога, и им пришлось прорываться под напором превосходящих сил противника. Благодаря темноте и панике у бельгийцев, немцам удалось уйти без потерь. "Hedwig von Wissmann" с плотом вернулся в Кигому, а паровой катер получил приказ в течение следующей ночи определить состояние "Alexandre Del Commune". Повторная ночная разведка в составе одного офицера и восьми матросов показала, что в результате взрыва отошли лишь отдельные листы обшивки. Разведка попала под перекрестный огонь, но все же вернулась без потерь.

Для отвлечения внимания противника от Альбертвиля немцы провели разведку боем бельгийских позиций возле Увиры, в северной части Танганьики. Германские сухопутные войска поддерживал командующий озерными силами на "Hedwig von Wissmann", с артиллерийским плотом на буксире и двумя паровыми катерами. Немцам не удалось взять хорошо укрепленную позицию.

22 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann" с плотом еще раз приблизился к Альбертвилю. "Alexandre Del Commune" уже была на плаву под защитой 76-мм батарей, которые открыли огонь с дистанции 4 тыс. м. Немецким артиллеристам приходилось экономить снаряды, и они начали отвечать лишь с 2300 м, когда противник стал хорошо виден. Плот успел подавить сопротивление бельгийских батарей и начал обстрел неприятельского корабля. Из перехваченных сообщений бельгийского радио немецкие моряки впоследствии узнали, что "Alexandre Del Commune" получила 46 попаданий и уничтожен.

В начале ноября командующий флотилией получил сведения, что на английском участке побережья должны находиться два малых парохода, которые в течение нескольких лет стояли без употребления. 18 ноября "Hedwig von Wissmann" и "Kingani" обнаружили у Китуны вытащенный на берег малый английский пароход "Goodnews". При обследовании выяснилось, что его корпус и котел совершенно проржавели. Поэтому немцы взорвали пароход и находившиеся рядом с ним две стальные шлюпки.

19 ноября экспедиция нашла вытащенный на берег у Казакалавы и сохранившийся в очень хорошем состоянии пароход "Cecil Rhodes", у которого оказалось только несколько вмятин в днище. Этот участок английские войска не контролировали, так как место было заражено сонной болезнью. Работы по стаскиванию парохода начались в тот же день, но противник ночью атаковал немецкие посты. В наступлении участвовали одна бельгийская и одна английская роты с двумя пулеметами. После продолжительного боя противник отступил, но немцам пришлось оставить всякую мысль о спуске парохода на воду и взорвать его.

5 февраля немцы благополучно спустили на воду пароход "Goetzen", который при водоизмещении 1200 т имел длину 67 м, ширину 10 и осадку 2,3 м, развивая скорость 9 уз. Это был самый крупный корабль, когда-либо плававший на озере. Команда парохода состояла из 40 членов, единовременно он мог перевозить до тысячи человек.

Далее германские озерные силы вели набеговые операции, обстреливая побережье союзников. В марте 1915 г. немцы установили одно из 88-мм орудий батарейного плота на буксир "Adjutant", ранее захваченный у англичан.

В конце марта из перехвата сообщений бельгийского радио немецкому командованию стало известно, что англичане намерены доставить из Капштадта на Танганьику два моторных катера и с их помощью начать оспаривать у Германии господство на озере. Одновременно в эфире шли разговоры об усиленной достройке бельгийского парохода "Baron Dhanis" водоизмещением 800 т, сборка которого прервалась в начале войны, но все узлы и детали были доставлены в Конго. Этот пароход мог стать серьезным противником для "Goetzen". Разведки, произведенные "Kingani" вдоль побережья, никаких результатов не дали. Место постройки удалось обнаружить благодаря радиоперехватам; оно оказалось в маленькой протоке реки Калемне, южнее Лукуги.

9 июля пароход "Goetzen" вступил в строй, его первоначальное вооружение состояло из одной 88-мм пушки, снятой с батарейного плота, и двух 37-мм револьверных орудий. В августе 1915 г. огневая мощь парохода значительно возросла. В его носовой части ремонтная база установила одно 105-мм орудие, перенесла 88-мм пушку на корму и 37-мм орудия на надстройку в средней части корабля.

Ввиду начавшейся операции против английского побережья флотилии на некоторое время пришлось заняться переброской немецких войск на южный берег озера. При этом сроки операции значительно сократились благодаря большой вместительности "Goetzen" и лихтерам, которые буксировала каждая из канонерок. В это же время с помощью "Goetzen" удалось стащить и потопить на глубокой воде подорванный английский пароход "Cecil Rhodes". Корабли флотилии в конце августа перевезли обратно высаженный на английской территории отряд, а затем высадили и вернули обратно крупный германский отряд, оперировавший в устье реки Русиси.

К концу 1915 г. англичане доставили на Танганьику моторные катера "Toutou" и "Mimi", вооруженные 76-мм пушками последнего образца и развивавшие скорость до 15 уз. Первой жертвой этих новейших боевых единиц стала канонерская лодка "Kingani", которая с 40 матросами крейсера "Königsberg" занималась поиском бельгийского парохода "Baron Dhanis".

О гибели "Kingani" немцы узнали из английских газет. 26 декабря 1915 г. рано утром британцы обнаружили "Kingani", входившую малым ходом в бухту Губва. Английские моторные катера "Mimi" и "Toutou", которые только за день до этого прошли сдаточные испытания, и бельгийские катера «Петта» и «Дикс Топес» под командованием капитана 2 ранга флота Великобритании Симпсона немедленно вышли из Лукуги для уничтожения противника. Около 11 ч 30 мин значительно более быстроходные английские корабли настигли "Kingani", пытавшуюся уйти в озеро. Британцы открыли огонь с дистанции 3 тыс. м и быстро пристрелялись. На этом расстоянии 37-мм орудия "Kingani" не доставали противника. Первое попадание пришлось в легкобронированную рулевую рубку, убило рулевого унтер-офицера и тяжело ранило командира корабля. Вторым попаданием убило вступившего в командование штурмана. Третьим попаданием убило трех негров. К 12 ч на корабле из белых остались в живых только машинист и рулевой, которые, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, сдались.

Корабль в сравнительно исправном состоянии британцы привели в Лукугу. Германское командование не знало подробностей этой первой победы английских быстроходных катеров. По ложным донесениям своих шпионов оно полагало, что канонерская лодка "Kingani" затоплена у Лукуги огнем береговых батарей. Поэтому 8 февраля 1916 г. для сбора сведений о судьбе "Kingani" к Лукуги пошла канонерская лодка "Hedwig von Wissmann". Здесь германский корабль атаковали английские катера. После непродолжительного боя немецкие моряки утопили свою канонерскую лодку. Об этом сражении командующий флотом узнал лишь в середине февраля из сообщений бельгийского радио, равно как и о прибытии английских катеров на озеро.

"Hedwig von Wissmann" в 7 ч обнаружил два катера противника и пошел с ними на сближение, но вскоре сзади них показались еще два силуэта, в том числе один пароход. Германский корабль отвернул и пошел к мысу Кабаго, где было условлено рандеву с "Goetzen". Между тем противник быстро приближался и открыл огонь с дистанции 8 тыс. м.

Дальность стрельбы носового орудия немецкой канонерки (английской 47-мм пушки, захваченной в реке Руфиджи) составляла около 3200 м, а кормовой 37-мм револьверной пушки— всего 2400 м. Сначала противник, несмотря на чрезмерный расход снарядов, вплоть до 12 ч не достиг ни одного попадания. "Hedwig von Wissmann" затруднял ему стрельбу, уклоняясь от залпов на зигзаге. Около 12 ч германский корабль подошел к мысу Кабаго, но "Goetzen" там не оказалось, так как он занимался срочными перевозками в другом месте. Вскоре канонерская лодка получила попадание в сухопарник парового котла. Осколки сорвали арматуру, вызвали пожар дров, пропитанных нефтью, и вследствие утечки пара "Hedwig von Wissmann" остановился. Личному составу германского корабля удалось спастись частично на шлюпке, частично на спасательных поясах. После подрыва канонерской лодки она затонула на большой глубине.

Потеря "Kingani" и "Hedwig von Wissmann" подорвала германское могущество на озере Танганьика. Кроме паровых катеров у немецкого командования остался только пароход "Goetzen", который не в состоянии был обеспечить контроль и перевозки по всему озеру. К тому же он, несмотря на свое сильное артиллерийское вооружение, имел очень высокие и совсем незащищенные борта и недостаточное количество поперечных переборок, которые не обеспечивали ему непотопляемости при получении боевых повреждений.

С другой стороны, немцам приходилось ожидать, что в ближайшее время английские моторные катера и вступивший в строй бельгийский пароход "Baron Dhanis" перейдут к активным действиям. Попытаться удержать морское господство на озере германское командование могло только путем переброски туда находившихся на реке Руфиджи канонерских лодок "Wami" и "Adjutant". Наступил момент, когда противники, ожидая подкреплений, избегали стычек, и "Goetzen" сравнительно спокойно занимался перевозками грузов и переброской войск.

В мае 1916 г. по приказу командования германской армии с "Goetzen" сняли и передали на фронт 88-мм и 105-мм пушки. Пароход в исправном состоянии стоял на якоре в гавани Кигомы и отражал воздушные налеты британских гидроаэропланов.

21 июня 1916г., при начавшейся эвакуации германских войск, "Goetzen" затопила своя же команда. Собиравшийся на стапеле "Adjutant" немцы вывели из строя, расколов корпус жаром сложенных под ним костров. Прикрывавшую отступление канонерскую лодку "Wami" команда взорвала в последнюю минуту.

На этом и закончилась боевая деятельность германской флотилии на озере Танганьика.

 

События на озере Ньяса

 

Озеро Ньяса (теперь известное как озеро Малави или озеро Малави 1) стало ареной одного из первых морских сражений между британским и немецким силами во время I мировой войны, когда 13 августа 1914 британский военный катер Guendolen в гавани Сфинкса (теперь Люли) атаковал и уничтожил немецкий сторожевик "Hermann von Wissmann".

Шансы были возможно не совсем большие, но немецкому капитану не было известно, что война разразилась...

Когда губернатор британского протектората Ньясаленд, сэр Джордж Смит, получил телеграфные указания от колониального бюро в Лондоне, он объявил мобилизацию всех военных подразделений, включая флотилию. Военные подразделения все находились в южной части страны, в то время как в северной части были только небольшие силы полиции.

Наиболее серьезную угрозу для страны представляло немецкое нападение у Каронги, которая могла быть сохранена только войсками, доставленными через озеро из южной части страны.

Поскольку водный транспорт при этом имел жизненно важное значение для обороны страны, губернатор приказал Роудсу найти и обезвредить (сжечь или уничтожить) "Hermann von Wissmann", не подвергая собственный корабль ненужному риску. Капитан Роудс сразу преобразовал свой мирный корабль в боевой катер.

13 августа Guendolen приблизился к "Hermann von Wissmann" и открыл огонь. Не знающий о начале войны немецкий капитан отправился на английский корабль для выяснения причин атаки и оказался в плену. Английская партия вывела "Hermann von Wissmann" из строя, сняв пушку и детали машин.

29 мая 1915 англичане совершили набег на Сфинксхафен, полностью вывев из строя "Hermann von Wissmann".

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Страница составлена на основе материалов этого сайта

 

последнее обновление: 21.10.2023






 

 


карта 1892 г.

карта 1888 г.

карта 1887 г.
первый флаг Восточно-африканской кампании
второй флаг Восточно-африканской кампании