входоглавлениеминоносцы → пароход "Ulan"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Минный пароход
(Torpedodampfer) типа

 Ulan 


Германия, 1876 г. 1 ед.

 

*
Ulan
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 Torpedodampfer Nr.IV Ulan <Möller & Hollberg>, Штеттин/Грабов, стр. № 56 1875 экспериментальный шестовый миноносец, почти сразу отправлен на перестройку.
3.04.1876
8.10.1876
<Kaiserl. Werft>, Киль 1876 с 1882 торпедный и артиллерийский учебный тендер, 26.05.1909 исключён, баржа, 13.08.1919 продан частной компании в Куксхафене, в 1926 слом в Гамбурге.
1879
1880
ТТХ
  1876 1880 1898
Водоизмещение нормальное 374 т
полное 438 т
регистровое 222 брт, 100 нрт
Размерения длина КВЛ 35,05 м
полная 36-38 м
ширина 8 м
осадка носом 2,65 м
кормой 4,57 м
увеличение осадки на 1 см = 3,5 т водоизмещения
высота борта на миделе 4,3 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт Ø 3,9 м
1 МО 1 вертикальная 2-цилиндровая ПМ простого расширения
1 КО 4 цилиндрических ПК Бельвилля (5,5 атм., 382 м²) *в ряд вдоль ДП 4 новых ПК: по 2 производства "Kaiserl. Werft" в Киле и Данциге
мощность 800 инд. л.с., 106 об/мин
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 12,2 уз. при 198 инд. л.с., 102 об/мин
запас топлива 25 т. угля
дальность плавания на скор. 7 уз 470 миль
на скор. 12 уз 300 миль
Экипаж 41 чел. (2 офицера, 39 матросов) 52 чел. (1 офицер, 51 матрос)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 4 отсека + таранный в носу
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
цена 437 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1881 с начала 1990-х
1 носовая шестовая мина в 63 кг ВВ 1 ТА - 381 мм (носовой, подводный) [3 торпеды] без вооружения
--- 3 - 37 мм револьверные пушки

 

   

Неудача с колёсными минными пароходами не остановила поиски немецких конструкторов. Штеттинская компания "Möller & Hollberg" спроектировала и построила свой инициативный вариант миноносца. Так как изначально предполагалась постройка нескольких минных пароходов, было решено, что они будут нести имена в честь родов кавалерии, но "Улан" так и остался в единственном экземпляре.

Основным отличием, кроме винтового движителя, была весьма оригинальная концепция применения. Перед атакой мина должна была укрепляться на шпироне. Сперва собирались для этого использовать водолазов, но в 1878 сконструировали соответствующую механику. При атаке "Ulan" подходил к врагу на расстояние выстрела. После того, как руль был закреплён на курс столкновения с целью, экипаж покидал корабль на пробковом плоту. Пароход шёл к цели до тех пор пока шпирон не касался корпуса противника и команда по проводу взрывала фугас. При этом возможная потеря корабля была включена в расчёты, но чтобы получить возможно большую плавучесть, в носовой части судна находился таранный отсек, заполненный пробкой. Плот был связан с кораблём длинной веревкой, чтобы команда смогла вернуться на корабль, если тот сохранит плавучесть.

О миноносце "Ulan"
(Из книги капитана 2 ранга П. Моласа “Германский флот". С.Пб. 1887)

 

”Ulan”, построенный из железа, предназначался атаковывать неприятеля при помощи мины, прикрепленной к особому стальному шесту длиной в 10 фут, соединенному со штевнем судна, а чтобы сохранять судно при взрыве мины, носовая его часть составлена из двух частей, вдвинутых одна в другую, пространство между этими частями заполнялось особой эластичной массой из смеси пробки и морского клея, так что если передняя часть и повредилась бы или даже совсем была оторвана, то судно все-таки не потеряло способность плавать. Чтобы достигнуть наилучшей поворотливости, этому судну дана большая ширина относительно его длины, а для уменьшения цели оно значительно углублено.

Старались по возможности дать большую скорость, поэтому поставили сильную машину в 1000 инд. сил; котел системы Бельвиля, винт сравнительно с судном очень больших размеров, диаметр его 9 ф. 10 д. При испытаниях однако авизо этот не достиг желаемой скорости, что приписали не достаточной паропроизводительности котла.

 

 

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

8 октября 1876 "Ulan" был передан флоту и официально введен в строй для перехода в Киль, но уже через месяц, после окончания испытаний, его вывели в резерв. Испытания показали, что корабль обладал плохой мореходностью, и начиная с 5-бального ветра страдал сильной килевой и бортовой качкой.

В течение следующих трёх лет корабль перестраивался. Верфью было установлено автоматизированное шпиронное вооружение и проводились различные заводские испытания. Первоначально корабль имел леерное ограждение, теперь заменённое на фальшборт.

С 25 октября по 3 декабря 1879 "Ulan" снова прошёл флотские испытания. В их ходе был сделан окончательный вывод о непригодности его вооружения, поэтому корабль снова отправили на верфь, где он получил "рыбное торпедное устройство" системы Уайтхеда, размещённое в бывшем таранном отсеке. Фальшборт при этом продлили до форштевня. Кроме того, были установлены три револьверные пушки. С 29 марта по 1 мая 1881 корабль проводил испытания нового вооружения. 17 сентября 1881, без официального зачисления на службу, пароход включили в соединение торпедных судов капитана-лейтенанта Альфреда Тирпица для участия в параде флота перед императором Вильгельмом I в Дюштернброоке.

В течение следующих лет "Ulan" использовался как тендер при учебно-опытовом торпедном корабле Blücher. Командир Blücher был автоматически также командиром "Ulan", тем не менее, при необходимости он направлял на тендер одного из офицеров.

С 1 июля 1885 "Ulan" использовался как флагман II и III дивизионов миноносцев. Осенью корабль принимал участие в маневрах флота, в сентябре вместе с Blücher у Лангеланна потопил с помощью револьверных пушек в качестве мишени старый миноносец (?). С мая 1886 "Ulan" снова служил тендером при Blücher, а 24 июня при выходе с Императорской верфи в Киле навалился на причальную стенку и ушёл на ремонт, а 8 июля его вывели из эксплуатации.

19 октября 1886 "Ulan" вернулся в строй после ремонта и продолжил службу тендером при Blücher, а позже при Elisabeth.

После короткого вывода в резерв в середине апреля 1887, корабль участвовал в торжествах по случаю закладки канала императора Вильгельма, а с 14 по 31 июля 1888 заменял Blitz в качестве флагмана флотилии миноносцев. 21 августа 1888 "Ulan" вывели из компании и отправили на капитальный ремонт на Императорскую верфь в Киле.

В ходе ремонта заменили котлы и паровую машину, две дымовых трубы объединили в одну, торпедное вооружение демонтировали. С артиллерией вопрос спорный. Встречается утверждение, что одновременно с миноносцами, на нём была произведена замена 37-мм револьверных пушек на одну или две 50 мм/40, но более вероятно, что артиллерия была полностью демонтирована.

До 1895 корабль оставался без применения, а 22 марта 1895 его снова ввели в строй в качестве тендера и придали учебному артиллерийскому кораблю Mars. Одновременно корабль подчинялся инспекции морской артиллерии. В 1895-1899 годы "Ulan" использовался сезонно, с весны до ноября. В 1895 году тендером ещё командовал офицер с Mars, с 1896 корабль получил собственного командира.

После следующего капитального ремонта в 1900 году, с 25 сентября "Ulan" снова служил как тендер. На зимние месяцы его теперь не выводили из эксплуатации, лишь время от времени сокращая экипаж. Текущие ремонты на верфи происходили главным образом зимой.

26 октября 1908 г. "Ulan" последний раз был выведен из эксплуатации, а 26 мая 1909 г. его вычеркнули из списка военных кораблей. 13 августа 1919 компания "Cuxhaven-Brunsbütteler-Dampfer AG" купила "Ulan" и использовала его корпус в качестве баржи. Через 6 лет корпус был продан фирме "М. Faber & Co." в Гамбурге, которая уже в следующем, 1926 году был сдан на слом компании "W. Ritscher & Co." в Гамбурге-Моорбурге.

8.10 - 8.11.1876 лейтенант-цур-зее Altag
25.10 - 3.12.1879 лейтенант-цур-зее Rudolf Siegel
29.03 - 1.05.1881 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант August Thiele
2.05 - 16.10.1882 офицер с "Blücher"
1.05 - 17.10.1883 офицер с "Blücher"
07.1885 капитан-лейтенант Jaeschke
07.1885 капитан-лейтенант Hasenclever
07.1885 капитан-лейтенант Jaeschke
07.1885 лейтенант-цур-зее Wilhelm Peters
07.1885 капитан-лейтенант Hasenclever
07 - 10.1885 капитан-лейтенант Jaeschke
10 - 12.1885 лейтенант-цур-зее Boerner
12.1885 - 02.1886 капитан-лейтенант Robert Stoltz
?.02 - 15.04.1886 капитан-лейтенант Hermann da Fonseca-Wollheim
5.05 - 8.07.1886 офицер с "Blücher"
19.10.1886 - 16.04.1887 офицер с "Elisabeth"
6.05 - 1.09.1887 лейтенант-цур-зее Carl Friedrich
15.05 - 21.08.1888 лейтенант-цур-зее Ernst Schäfer
22.03 - 6.11.1895 офицер с "Mars"
25.02 - 14.11.1896 лейтенант-цур-зее Heinrich Löhlein
25.02 - 09.1897 лейтенант-цур-зее Heinrich Löhlein
?.09 - 18.11.1897 лейтенант-цур-зее Kinel
26.02 - 05.1898 лейтенант-цур-зее Kinel
05 - 30.11.1898 лейтенант-цур-зее Reiche
1.05 - 09.1899 лейтенант-цур-зее von Weise
?.09 - 24.11.1899 лейтенант-цур-зее Noelle
25.09.1900 - 09.1901 старший лейтенант-цур-зее Karl Keller
09.1901 - 03.1902 старший лейтенант-цур-зее Adalbert Zuckschwerdt
03.1902 - 09.1903 старший лейтенант-цур-зее Volhard
09.1903 - 03.1904 старший лейтенант-цур-зее Becké
03.1904 - 03.1905 старший лейтенант-цур-зее Reinhard Mönch
03 - 09.1905 старший лейтенант-цур-зее Franz Strauch
09.1905 - 04.1906 старший лейтенант-цур-зее Guischard
04.1906 - 04.1907 старший лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант von Lattorff
04 - 09.1907 старший лейтенант-цур-зее Fritz Schreiber
10.1907 старший лейтенант-цур-зее Röpcke
10 - 12.1907 старший лейтенант-цур-зее Ernst Siemens
12.1907 - 07.1908 старший лейтенант-цур-зее Erich Schröder
07 - 09.1908 старший лейтенант-цур-зее Michael
09 - 10.1908 старший лейтенант-цур-зее Lühmann

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Hans H. Hildebrand / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 7: Biographien von Preußischer Adler bis Ulan, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 249–252 (Genehmigte Lizenzausgabe Koehlers Verlagsgesellschaft, Hamburg, ca. 1990).
на русском
3 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine) 1876-1903
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine) 1903-1909
Ulan
"Ulan" после 1895 г.
Ulan
"Ulan" в 1881 г. Гравюра.
Уланы - род легковооружённой новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор. В Пруссии появились после раздела Польши и состояли в основном из поляков и татар.