В начале июня приступили к подготовке церемонии предстоящих торжеств по поводу открытия канала, связывающего Балтийское море с Северным. Канал сокращал путь с 600 до 150 миль, и за какие-нибудь 10-12 часов эскадра броненосцев могла вполне безопасно пройти из Киля в Брунсбюттель. Канал начали строить в 1887 г. и закончили в июне 1895 г. В честь инициатора его постройки кайзера Вильгельма I он получил название "Кайзер-Вильгельм канал". После 1918 г. его переименовали в Кильский канал. Протяженность канала от Хольтенау около Киля до Брунсбюттеля в устье реки Эльба составляла 54 мили (99 км.), ширина на уровне воды была 61 м, по дну 26 м, глубина до 9 м. Канал был доступен для судов со средней осадкой 8,5 м. Его построили за 8 лет без превышения сметы расходов. Стоимость составляла 150 миллионов марок. В конце апреля первым немецким военным кораблем, который прошёл каналом, стало авизо "Jagd", выполнив это c испытательными целями еще перед его официальным открытием. 20 июня 1895 г. состоялось открытие.
Во время этого торжества на командира броненосца "Wörth" капитана 1-го ранга принца Генриха Прусского, как брата кайзера, выпали особые представительские обязанности. Каждая часть торжеств сопровождалась описанием подробностей постройки канала, которые демонстрировали на учебном артиллерийском корабле "Mars", где развевался флаг адмирала, распоряжающегося проведением торжеств.
Эти функции возложили на адмирала Кнорра, с 4 марта исполняющего обязанности, а с 27 июня официально вступившего в командование флотом и сменившего на этом посту адмирала фон дер Гольца. Кайзер держал свой флаг на борту броненосца "Kurfürst Friedrich Wilhelm", и этому кораблю в составе эскадры предстояло провести тактические учения в Кильской бухте перед многочисленными почётными иностранными гостями.
На открытие канала в Киле собрались иностранные корабли 14 государств общим числом в 55 вымпелов. Россию представлял отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала Скрыдлова в составе броненосца "Император Александр II", броненосного крейсера "Рюрик" и канонерской лодки "Грозящий". Французский отряд состоял из броненосца "Hoche", крейсеров "Dupuy de Lome" и "Surcouf" и одного минного крейсера, флот "владычицы морей" – Англии на торжествах представляли новейшие броненосцы "Royal Sovereign", "Emperor of India", "Resolution" и "Repulse", крейсера "Blenheim" и "Endymion" и три фрегата. Отдельно на роскошной яхте "Osborne" в Киль прибыли и лорды английского Адмиралтейства. Из итальянских броненосцев прибыли "Sardegna" и "Re Umberto", австро-венгерская эскадра, под командой вице-адмирала эрц-герцога Карла Стефана, состояла из 4 крейсеров, Румынию представлял крейсер "Elisabeta".
Германский флот состоял из трёх эскадр: практической, Балтийского и Северного морей.
Практическая эскадра под командованием вице-адмирала Кёстера состояла из двух дивизий и имела при себе флотилию миноносцев.
1-я дивизия включала "Kurfürst Friedrich Wilhelm" (флагманский корабль), "Brandenburg", "Weißenburg", "Wörth" и авизо "Jagd".
2-я дивизия - "Baden" (флагманский корабль), "Bayern", "Sachsen", "Württemberg" и авизо "Pfeil".
Минную флотилию составляли авизо "Blitz" и 13 миноносцев.
Минная флотилия (также 3-я дивизия) |
|
4-я дивизия под командованием контр-адмирала Отто фон Дидерихса состояла из учебных кораблей "Stein", "Stosch", "Moltke" и "Gneisenau" .
Балтийская эскадра под командованием адмирала Кнорра имела в своём составе 5 кораблей, в т. ч. учебный артиллерийский корабль "Mars" и авизо "Meteor", а также императорскую яхту "Hohenzollern" с крейсером "Gefion" в качестве конвоира.
Кроме того в празднике участвовали: авизо "Kaiser-Adler" и "Grille", пассажирский лайнер "Kaiser Wilhelm II", паровая яхта герцога ольденбургского "Lensahn". Всего в празднике принимали участие 38 германских кораблей.
Императорская яхта "Hohenzollern" с германским императором на борту 20 июня около 4 часов утра вошла в ворота канала около Брунсбюттеля в устье реки Эльба, перервав при этом протянутую поперёк канала символическую шерстяную нить. За ней следовали 22 боевых корабля разных стран. В 13 часов дня яхта "Hohenzollern" вошла в шлюзовую камеру у Хольтенау (Кильская бухта), совершив, таким образом, весь переход за 9 часов. Затем в Кильской бухте провели смотр кораблей всех прибывших государств и манёвры германского флота.
С другого конца канала в Брюнсбюттеле прошли более скромные торжества при участии эскадры Северного моря, которая состояла из старых и береговых броненосцев.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
1 |
Страница составлена на основе материалов этого сайта |
последнее обновление: 11.06.2023
|