 ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКАЯ СТАНЦИЯ ГЕРМАНСКОГО ВМФ(1879-1914) |
|
Никогда не имела постоянной базы, всё время оставаясь "гостевой". Корабли попеременно заходили в различные порты Чили, Перу и Мексики.
|
В августе 1879 совершавшая рейс у побережься Бразилии Hansa в Байе получила приказ идти в перуанскую гавань Кальяо для защиты там немецких интересов во время "селитровой" войны между Перу / Боливией и Чили.
Hansa прибыла в Чили 8 сентября 1879 и оказалась вовлечена в так называемый "инцидент Люксора", который был назван по имени парохода "Luxor" Гамбургского пароходства "Kosmos". Началось с того, что еще 15 апреля 1879 пароход взял в Буэнос-Айресе груз оружия и боеприпасов для чилийского правительства, хотя 5 апреля 1879 Селитровая война распространилась также и на Аргентину. "Luxor" доставил груз в Вальпараисо и продолжил путь в Кальяо, хотя немецкий министр-резидент в Сантьяго предостерег капитана парохода от продолжения рейса. Когда "Luxor" прибыл в Кальяо, там уже чилийские газеты написали, что пароход транспортировал груз военного назначения для Чили. Он был арестован органами власти, но вскоре после этого освобождён. Когда другой пароход этой линии, "Ramses", прибыл в Вальпараисо, в Перу возникло подозрение, что компания "Kosmos" поставляла оружие в Чили. Тогда "Luxor" снова был конфискован.
После того, как Верховный Суд Перу окончательно подтвердил изъятие парохода 16 октября 1879, капитан Хойснер предложил вариант насильственного освобождения парохода, хотя для этого в сильно укрепленной гавани Кальяо не было навигационных и стратегических возможностей. Гамбургский сенат оказал давление на имперское правительство и рейхсканцлер Отто фон Бисмарк, вопреки значительным сомнениям, наконец уступил и, чтобы поддержать "Hansa" в освободительной акции, послал в Перу корвет Freya и канонерскую лодку Hyäne. Канонерка прибыла в Вальпараисо 1 февраля.
По прибытии "Фрейи" 3 марта 1880 года эскадра была в сборе в Вальпараисо.
Все же, обошлось без крови. При посредничестве папского нунция было заключено соглашение между новым перуанским правительством генерала Пиероле и немецким консулом Грамацки. 14 января 1880 "Luxor" был отпущен. В свою очередь "Kosmos" обязывался использовать транспорты для перуанского правительства в качестве санитарных. Хойснер был возмущен этим соглашением, и все же, Грамацки совершенно осознанно держал капитана в неведении о переговорах, чтобы достичь дипломатического решения конфликта. 10 апреля 1880 Хойснер вместе с командирами других иностранных военных кораблей у Кальяо пытался помешать начать обстрел гавани чилийским флотом адмирала Риферо. Последующая двухнедельная бомбардировка Кальяо прошла без больших потерь. После урегулирования инцидента подкрепление можно было отпустить, 3 апреля 1880 ушла канонерка, а 14 апреля — корвет.
26 мая Боливия прекратила боевые действия после проигранной битвы при Такне. В тот же день в зону боевых действий прибыл учебный крейсер-фрегат Bismarck.
Ход дальнейшей войны продемонстрировал значительное военное превосходство Чили. Когда после победоносного морского сражения у Медхиль-Лонеса 10 августа чилийские военные корабли адмирала Риферо были намерены бомбардировать Кальяо, Хойснер вместе с командирами других иностранных военных кораблей пытался помешать им начать обстрел. Последующая двухнедельная осада Кальяо прошла без больших потерь. Местная военная обстановка неоднократно требовала высадки матросских отрядов в Кальяо, Арику и Лиму для защиты местных немцев, в частности - санитаров и врачей, которые лечили раненых в битве при Арике. 18 июля Bismarck ушёл домой. Hansa оставалась в районе военных действий до конца июля.
11 августа 1880 на смену броненосцу в Коронель (Чили) прибыл корвет Ariadne, на который были переданы дела станции и Hansa отправилась домой.
|
Летом 1881 приказом была основана Западно-Американская станция (до этого корабли официально просто находились на тихоокеанском побережье Южной Америки).
14 июля 1881 в Вальпараисо (Чили) прибыл "закрытый" корвет Moltke, сменивший на станции Ariadne.
Moltke проследовал в Кокимбо (Чили), где немцам в городе угрожали беспорядки из-за победы перуанцев в войне на Тихом океане. Он прибыл туда 19 июля и оставался там до середины сентября, когда в течение следующих двух месяцев совершил круиз по нескольким портовым городам Перу. После этого он отправился дальше на север и посетил города Центральной Америки, в том числе Сан-Хосе (Коста-Рика). 16 февраля 1882 корвет вернулся в Вальпараисо и 14 марта отплыл на север, в Кокимбо. Он оставался там до 17 мая, когда отбыл в Монтевидео (Уругвай), но из-за сильных штормов в Магеллановом проливе, которые вынужден был пережидать, смогла добраться до Монтевидео только в конце июня. 23 июля 1882 из Монтевидео он отправился доставить научную экспедицию на остров Южная Георгия.
Moltke прибыл на остров Южная Георгия 12 августа 1882. На поиск подходящего места для посадки ушло больше недели, и 21 августа ученые сошли на берег. 24 августа с помощью экипажа крейсера учёные разгрузили своё оборудование и обустроили жильё, после чего 3 сентября Moltke покинул Южную Георгию и направился в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, а оттуда вернулся к западному побережью Южной Америки.
28 февраля 1883 Moltke вышел на север вдоль побережья Южной Америки, в Перу и Эквадор. Вернувшись в Вальпараисо, 8 июля 1883 он он получил приказ возвращаться в Германию.
2 июня 1983 г. на смену Moltke отправился корвет Marie, который патрулировал в Южной Америке до сентября 1884.
К ноябрю 1884 Marie сменил Prinz Adalbert.
11 января 1885 года Prinz Adalbert прибыл в Кальяо (Перу), где получил приказ идти к Колумбии и Никарагуа, между которыми вспыхнул конфликт, для защиты немцев в этом районе. Во время революции в Колумбии с конца февраля до конца марта 1885 года Nymphe стояла у Сабаниллы на побережье Карибского моря.
Prinz Adalbert оставался у побережья Никарагуа в течение двух месяцев, после чего двинулся на юг в Вальпараисо (Чили), где находился с 21 по 28 марта 1885. Оттуда корвет продолжил свой путь и, обогнув мыс Горн и войдя в Атлантику, 7 мая 1885 прибыл в Монтевидео, откуда ушёл на Маврикий, где должен был присоединиться к новой Восточно-Африканской эскадре крейсеров. На Западно-Американской станции его никто не сменил и она на долгое время осталась незанятой.
|
В мае 1891 года командир крейсерской эскадры в Китае адмирал Валуа получил приказ идти защищать немецкие интересы во время чилийской гражданской войны. В конце 1890 там произошла революция против президента Бальмакеды. Сильную оппозицию составил полковник Канто (с немецким армейским советником и бывшим прусским капитаном Кёрнером в качестве начальника штаба), а также чилийский морской флот под командой капитана I ранга Хорхе Монтта Алвареца. К северу от Вальпараисо они высадили большое войсковое соединение, которое искало решительного боя. Само собой разумеется, международная морская торговля в этом регионе сильно пострадала, и морские державы, в частности, Великобритания, послали значительные военно-морские соединения, только силы Германии там отсутствовали. Рейхсканцлер Лео фон Каприви первоначально отказался от отправки немецких кораблей, однако его намерение изменилось после сильного спора в рейхстаге и в мае 1891 он отдал приказ немедленно выслать туда крейсерскую эскадру. Она была сформирована из кораблей Восточной крейсерской эскадры.
4 мая 1891 года эскадра Валуа отправилась в плавание через Тихий океан из Иокогамы без пополнения запасов угля. Во время перехода флагманский Leipzig израсходовал свои запасы, и двум лругим корветам пришлось его буксировать до Сан-Франциско 97 часов (1217 морских миль). Через порты на западном побережье Америки 6 июля 1891 года соединение достигло Вальпараисо.
Штаб эскадры:
В Вальпараисо было пока спокойно, что дало возможность посетить еще несколько северно-чилийских гаваней, напр. Икико и Кокимбо. Когда 20 августа эскадра вернулась в Вальпараисо, положение там ухудшилось. Ожидался захват города повстанцами. По согласованию командира Leipzig, корветтен-капитана Кёльнера с командующим чилийским флотом, вице-адмиралом Оскаром Филь Торо, с немецких кораблей была высажена десантная часть под руководством старшего офицера в составе 9 офицеров и 291 матроса, чтобы вместе с десантной частью британского корвета "Champion" защищать прежде всего районы, населенные британцами и немцами. Кроме того, был организован немецкий военный госпиталь для всех участников войны под руководством врача эскадры доктора Принца.
Когда повстанцы вошли в город, они обстреляли и взяли на абордаж стоящую рядом с Leipzig чилийскую торпедную канонерскую лодку "Almirante Lynch", которая была одной из немногих кораблей, верных правительству, и 22 апреля 1891 года потопила флагман повстанцев, броненосный фрегат "Blanco Encalada". Трое членов экипажа лодки погибли при штурме, командир Хуан Фуэнтес с большей частью экипажа бежал на Leipzig. В общей сложности 82 проправительственных чилийца укрылысь на немецких кораблях. Немцы договорились с повстанцами о свободном выходе чилийских унтер-офицеров и матросов с кораблей эскадры. Офицеры, в том числе последний командующий проправительственными чилийскими военно-морскими силами вице-адмирал Оскар Вьель-и-Торо, на борту Sophie отправились в изгнание в Моллендо (Перу).
Быстрая победа повстанцев (уже 30 августа полковник Канто овладел городом, а в начале ноября командующий флотом, Хорхе Монтт Алварец был избран президентом вместо кончившего самоубийством Бальмаседы) и стабилизация ситуации привели к тому, что Кёльнер уже в начале сентября смог вернуться на борт с десантной частью. События позволили Валуа во время 15-недельного пребывания посылать свои корабли в отдельные гавани без неприятных инцидентов.
В середине декабря из Берлина прибыл приказ идти в Атлантику и в день нового 1892 года эскадра ушла через Магелланов пролив.
***
26 марта 1893 года в Вальпараисо из Монтевидео прибыл корвет Marie. Хотя война уже закончилась, немецкое командование решило, что присутствие военного корабля по-прежнему необходимо для защиты интересов Германии.
Крейсер посетил порты западного побережья Южной Америки, и оставался в этом районе до января 1894 года, когда восстание флота в Бразилии побудило отправить корвет туда, в область восточно-американской станции.
|
Станция оставалась не занятой много лет. Лишь в октябре 1913 года из Йокогамы в Мексику отправили крейсер "Nürnberg", так, как там начались беспорядки, и в ходе волнений могли пострадать немецко-язычные граждане. 8 ноября Nürnberg прибыл в Ла-Пас, а затем отправился в Масатлан, где была основная немецкая база. Крейсер участвовал в патрулировании совместно с английскими шлюпами "Algerine", "Shearwater", американскими крейсерами "Pittsburgh", "California", "Maryland", "New Orleans", "Albany" и "Raleigh", а с 25 декабря ещё и с японским крейсером "出雲" (Izumo).
20 апреля 1914 напряжение между США и Мексикой достигло высшей точки, и вместе с японским броненосным крейсером, "Nürnberg" стал принимать на борт иностранцев из нейтральных государств. В конце мая 1914 года Nürnberg направился по маршруту Акапулько - Санта-Круз - Панама для пополнения личного состава и припасов, которые незадолго до окончания строительства Панамского канала были доставлены из Германии в Колон и затем по железной дороге в Панаму. 7 июля в Масатлане он встретился с Leipzig, который сменил его в этом районе. 14 июля Nürnberg отплыл в Сан-Франциско для ремонта.
Поскольку в Мексике во время революции были перерезаны телеграфные линии, немецкие корабли узнали об июльском кризисе в Европе только 31 июля, когда Первая мировая война фактически уже разразилась. 2 августа 1914 Leipzig вышел из гавани и в заливе Магдалены на западном побережье Калифорнии передал сорок беженцев на американский броненосный крейсер "California", а затем бросил там якорь, ожидая развития событий и проводя подготовку к боевым действиям. 5 августа Хаун узнал о состоянии войны между Германией и Антантой. Мобилизационный план предусматривал объединение кораблей Восточно-Азиатской эскадры, но крейсеру для этого не хватало топлива. Он зашёл в Сан-Франциско, чтобы заправиться углем, но не смог полностью заполнить бункеры из-за строгого соблюдения Соединенными Штатами законов о нейтралитете, поэтому Хаун решил начать с кампании набегов на британское торговое судоходство в этом районе, но не обнаружил ни одной цели, что вынудило его двинуться на юг, чтобы раздобыть там угля и 17 августа "Leipzig" прибыл в Сан-Франциско. Из-за очень узкого истолкования нейтралитета он получил только 500 т. угля и поэтому решил снова идти к мексиканскому побережью. 28 августа крейсер направился к перуанскому побережью, а 10 сентября в Гуаймасе удалось получить удовлетворительное снабжение в 930 т. угля. Через два дня корабль отправился в путь и в соответствии с инструкциями немецкого военно-морского командования направился дальше на юг на соединение с Азиатской эскадрой, таким образом покинув область станции.
|
Страница составлена на основе материалов этого сайта |
последнее обновление: 26.03.2025
|
|