 Восточно-Азиатская станция и крейсерские эскадры германского флота 1859-1914
|
|
Восточноазиатская крейсерская эскадра была корабельным соединением немецкого морского флота для проведения и обеспечения национальных интересов в восточноазиатском и южно-тихоокеанском регионе. При периодически меняющимся понятии эскадры в Восточной Азии эта служба с 1859 по 1897 развивалась в несколько этапов. В это время немецкий морской флот еще не располагал в Тихом океане собственными базами. Корабли при ремонтах и обеспечении топливом должны были рассчитывать на чужие гавани, что часто влекло за собой долгое ожидание и высокие издержки. Ситуация изменилась в 1897 году. В Китае в конце столетия революционное движение направилось против христиан и занятия всех частей страны иностранцами. На фоне борьбы с восставшими, восточноазиатская крейсерская эскадра в 1897 заняла залив Киатсчоу и гавань Циндао. С постоянной базой Восточноазиатская эскадра существовала под этим именем до момента её уничтожения в 1914.
******
С начала 19-го столетия азиатско-тихоокеанский регион попал в сферу интересов европейских и североамериканских властей. Великобритания в опиумных войнах 1839-1842 и 1856-1860 вынудила Китай пойти на открытие страны для чужой торговли, США в 1854 подобным образом достигли открытия Японии. Немецкие судоходные компании также участвовали в торговле с Восточной Азией. Уже начиная с середины 18-го столетия корабли прусской Восточноазиатской торговой компании "Emder" начали в регионе морскую торговлю. Посещение корабля "Meteor" государственной компании "Preußischen Seehandlung" в 1822 стало началом регулярных рейсов судов после коалиционных войн.
Вскоре выяснилось, что иностранным торговым агентам в Китае без военной поддержки с родины очень сложно было вести дела. Немцы и, прежде всего, Гамбургские торговые агенты пользовались помощью других морских держав, например британского Королевского флота, так как недавно образованный Немецкий союз не владел собственным морским флотом в океане. Только после основания прусского морского флота можно было обратиться к собственным средствам.
|
 В 1859 году Пруссия впервые послала эскадру из 4 кораблей чтобы доставить посла графа Фридриха Альберта Ойленбургского в Восточную Азию, чтобы обозначить там военную поддержку немецкой торговли и заключить торговые договора. 2 сентября 1860 эскадра попала перед Йокохамой в тайфун, в котором погибла шхуна Frauenlob со всем экипажем из 5 офицеров и 42 матросов. Соединение до 1862 года оставалось в регионе.
Состав эскадры с 1859 по 1862: паровой фрегат "Arcona" - флагманский корабль парусный фрегат "Thetis" шхуна "Frauenlob" - погибла в тайфуне перед Йокохамой по пути в Китай транспортный клипер "Elbe"
В 1862 году в китайские воды прибыл фрегат "Gazelle" и остальные корабли смогли отправиться домой. 5 октября 1862 года эскадра вернулась на родину.
|
Первоначально станции как таковой официально не было, но корабли отправлялись и проводили в Китае много времени. В частности "Gazelle" оставалась там около 2 лет.
23 февраля 1864 года корабль был отозван домой в связи с немецко-датской войной. Следующим немецким кораблём в Китайских водах была "Vineta", которая в конце 1866 года стала частью международного соединения в Шанхае по борьбе с китайскими пиратами, а затем ходила между Китаем и Японией, где случались бунты в преддверии войны Бошин. 27 октября 1867 года японский лоцман завёл корабль на скалу в проливе Хирадо, он был серьезно поврежден и его пришлось ремонтировать в Шанхае в течение четырех месяцев.
Постоянное немецкое морское присутствие в Восточной Азии было основано в 1869 созданием „Восточноазиатской корабельной станции“, которая занималась сначала только одним кораблём, корветом с открытой батареей "Medusa" (1869-1870). Позже станция время от времени усиливалась маленькими эскадрами, которые посещали регион для определенных целей, после исполнения которых они снова распускались.
В июне 1870 на станцию прибыл "закрытый" корвет "Hertha"
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. оба корвета были блокированы французскими кораблями в порту Йокогамы в Японии. В середине апреля 1871 года Medusa покинула Японию.
"Hertha" оставалась на станции ещё год. В апреле 1872 года её сменила "Nymphe".
"Nymphe" ушла в конце 1873 г.
С марта 1874 до июня 1876 стационером снова был корвет с закрытой батареей "Hertha".
С января 1875 до июня 1876 в паре с ним был корвет с открытой батареей "Ariadne"
В августе 1875 к ним присоединилась канонерская лодка "Cyclop" (которая пробыла здесь стационером до января 1881)
|
В июне 1876 с прибытием закрытого корвета "Vineta" (флагманский корабль, до августа 1876) была организована Восточно-Азиатская крейсерская эскадра под командованием Александра фон Монтса.
"Hertha" и "Ariadne" в том же месяце отправились домой. Им на смену в июле прибыл "Luise".
|
В августе 1876 эскадра была формально расформирована, но все корабли остались: "Vineta" (до начала 1877), "Luise" (до мая 1877) и "Cyclop" (до января 1881).
Уже в сентябре 1876 к ним присоединилась канонерская лодка (шлюп) "Nautilus" (до начала 1878).
В марте 1877 станцию пополнила канонерская лодка (шлюп) "Albatross" (до ноября 1877), но ушёл большой корвет.
В мае ушла и "Luise", теперь на станции находились только канонерки.
В конце 1877 - начале 1878 станцию покинули "Nautilus" (в Германию) и "Albatross" (на Самоа). Им на замену с Самоа прибыл корвет "Augusta".
Пребывание "Augusta" на станции было недолгим, и 5 июля 1878 она направилась в Германию. Для замены прибыл корвет "Leipzig" и нанёс визит Японию.
В ноябре 1878 ушёл станцию усилил корвет "Freya".
В феврале 1879 к ним присоединилась новая канонерская лодка "Wolf" (до мая 1884).
В апреле 1879 "Leipzig" посетил китайские гавани, после чего ушёл в Германию. В мае также ушла "Freya". Их сменили "Luise" и "Prinz Adalbert".
В апреле 1880 "Luise" ушла домой.
В июне 1880 на станцию прибыл закрытый корвет Vineta, который сменил ушедший домой "Prinz Adalbert".
В августе 1880 вновь вернулся на станцию корвет "Freya", а в сентябре 1880 прибыл новый корабль - канонерская лодка "Iltis" (до апреля 1886)
После зимовки, в январе 1881 изношенный "Cyclop" был отправлен домой.
В конце мая Vineta ушла домой.
В июне 1881 к ним присоединился крейсер-фрегат "Hertha" (до июня 1882), уже бывавший ранее на этой станции. "Freya" смогла отправится домой.
|
3 сентября 1881 в Чифу прибыл крейсер-фрегат "Stosch" (до июня 1885) и принял функцию флагманского корабля в Восточной Азии. Корабли были объединены во вновь сформированную Восточно-Азиатскую эскадру. Коммодор (с 1883 контр-адмирал) Луис фон Бланк был одновременно командиром "Stosch" и шефом эскадры, но вскоре Адмиралтейство решило, что совмещение обязанностей командира эскадры и капитана корабля были слишком тяжелым бременем для одного человека, поэтому фон Бланка освоболили от командования кораблём, прислав нового капитана: 8 января 1882 года на борт корабля прибыл капитан-цур-зее Гломзда фон Бухольц (Glomsda von Bucholz).
Затем "Stosch" начал круиз по Южно-Китайскому морю и морям Сулу, это путешествие также включало остановку на острове Холо, где Блан заключил торговое соглашение с султаном островов Сулу Бадаруддином II. В середине июня эскадра собралась в Чифу, а 16 июня "Stosch" и "Wolf" отплыли с дипломатической делегацией немецкого посла в Китае Макса фон Брандта в Чемульпо, чтобы заключить торговый договор с Кореей, находившейся тогда под властью династии Чосон. Затем "Stosch" вернулся в Чифу, прежде чем отправиться в Хакодате, Япония, где встретил крейсер-фрегат "Elisabeth" (до июня 1883), недавно прибывший на замену "Hertha".
25 сентября "Stosch" и "Wolf" начали исследование реки Пейхо по пути в Тяньцзинь, куда они везли дипломата Макса фон Брандта, откуда он должен был отправиться по суше в Пекин. 6 марта 1883 года "Stosch" вышел на юг к Сямэню и начал круиз по Восточно-Азиатскому региону, иногда в компании с другими членами эскадры. В июне 1883 на смену "Elisabeth" прибыл крейсер-фрегат "Leipzig" (до марта 1884).
19 августа 1883 эскадра собралась на рейде Усонг в ответ на антиевропейские беспорядки, возникшие в этом районе на почве конфликтов Китая с Францией из-за Тонкина и Аннама, которые привели к китайско-французской войне. 26 августа 1883 командующего сменил контр-адмирал барон Макс фон дер Гольц. "Stosch" в июне 1883 отправился в Гонконг на капитальный ремонт, который длился пять месяцев; после завершения работ 4 ноября он обменялся экипажами со своим однотипным кораблем "Stein", который был специально отправлен в Китай с новым экипажем. Затем "Stosch" начал еще один круиз по региону. 4 марта 1884 года на смену Гольцу прибыл капитан-цур-зее Карл Генрих Теодор Пашен, а через неделю "Leipzig" начал обратный путь, будучи замененным однотипным "Prinz Adalbert" (до сентября 1884), прибывшим в середине мая. Тогда же станцию покинула канонерская лодка "Wolf", которую сменила "Nautilus" (до августа 1887).
В середине мая среди экипажей немецких кораблей разразилась эпидемия лихорадки, вынудившая коммодора Пашена направить суда в Японию для лечения, но в июле "Prinz Adalbert" и "Stosch" пришлось вернуться в китайские воды из-за роста напряженности, которая в следующем месяце привела к китайско-французской войне. Корабли оставались в Шанхае до конца августа, когда Пашен приказал "Prinz Adalbert" отплыть в Фучжоу, где французская эскадра под командованием вице-адмирала Амеде Курбе готовилась атаковать китайский флот. "Prinz Adalbert" присоединился к военным кораблям Великобритании и США для защиты европейцев и американцев в городе. В последовавшей битве при Фучжоу французы быстро нанесли поражение китайским войскам, позволив корвету вернуться в Шанхай в начале сентября, после чего "Prinz Adalbert" оставил эскадру.
В июне 1885, после того, как "Stosch" был отправлен в Маврикий для основания новой Восточноафриканской крейсерской эскадры, Эскадра Восточной Азии была расформирована. На станции остались только канонерки, хотя "Nautilus" теперь числилась малым крейсером.
В сентябре 1885 "Nautilus" отправился в поход по южным островам, но продолжал числится при станции.
Но вскоре эскадра была сформирована вновь.
|
В январе 1886 Адмиралтейство решило, что в дальнейшем укреплении нуждаются недавно приобретенные территории в немецкой Новой Гвинее, и поэтому приказало создать новую постоянную эскадру крейсеров для операций в регионе между восточным берегом Африки, Австралией и западным побережьем Южной Америки, снова под командованием Кнорра. В неё вошли находящиеся в тот момент в восточной Африке крейсер-фрегат "Bismarck" (флагманский корабль до декабря 1886), "Gneisenau" (до июля 1886) и крейсер-корвет "Olga" (до декабря 1886). Корабли покинули Занзибар 9 января 1886 года и прошли через Индийский океан в Австралию, прибыв в Сидней 28 февраля. Затем они отправились в Окленд (Новая Зеландия), потом в Тонгу.
В апреле канонерка - стационер "Iltis" отправилась домой. Её сменила однотипная "Wolf" (до мая 1895).
Прибыв на Самоа, немцы обнаружили, что гражданская война идет полным ходом. Тупуа Тамасе Титимея, один из вождей Самоа, борющихся за власть, безуспешно пытался убедить Кнорра и немецкого консула поддержать его фракцию. Не желая в то время вмешиваться, Кнорр в начале мая отвел свои корабли к Маршалловым островам, где они встретили шлюп "Nautilus".
В августе к ним к ним присоединился новый крейсер-корвет "Carola" (до декабря 1886), заменив "Gneisenau", которому было приказано вернуться домой.
21 августа корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг: "Bismarck" и "Carola" отправились в Порт-Артур (Китай). После нескольких случаев заболевания сыпным тифом среди членов экипажей эскадры корабли ушли в Нагасаки, где лечили больных членов экипажа. Находясь в Нагасаки, Кнорр получил приказ вернуться в Восточную Африку, чтобы осуществить окончательное урегулирование границ, которое было согласовано в Лондонском договоре. Все крупные корабли покинули Восточную Азию, оставив только канонерские лодки.
12.1886-06.1887 |
на станции
|
В июле 1887 вернулась после ремонта канонерская лодка "Iltis" (до июня 1896), сменив "Nautilus", который в августе ушёл в Восточную Африку.
06.1887-01.1888 |
на станции
|
6 января 1888 года в Гонконг вернулись из Южного моря и круиза в водах Восточной Азии корабли крейсерской эскадры.
01 - 07.1888 |
+ на станции
|
7 марта 1888 "Bismarck" отправился в Нагасаки на капитальный ремонт; пока эта работа завершалась, Хойснер получил приказ снова вести эскадру в Восточную Африку без него: корабль находился за границей три с половиной года и должен был вернуться в Германию. В июле 1888 в должности флагманского корабля его сменил крейсер-фрегат "Leipzig" (флагманский корабль до мая 1891).
В августе 1888 эскадру отправили в Восточную Африку для подавления вспыхнувшего там "арабского" восстания. В Китае остались только стационеры.
В сентябре 1890 их усилил новый крейсер-корвет "Alexandrine" (до мая 1891), а 10 октября 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании.
В марте 1891 вернулись из Африки "Leipzig" и "Sophie".
В мае 1891 эскадра была переформирована:
|
В конце 1890 в Чили произошла революция против президента Бальмакеды. Сильную оппозицию составил полковник Канто (с немецким армейским советником и бывшим прусским капитаном Кёрнером в качестве начальника штаба), а также чилийский морской флот под командой капитана I ранга Хорхе Монтта Алвареца. К северу от Вальпараисо они высадили большое войсковое соединение, которое искало решительного боя. Само собой разумеется, международная морская торговля в этом регионе сильно пострадала, и морские державы, в частности, Великобритания, послали значительные военно-морские соединения, только силы Германии там отсутствовали. Рейхсканцлер Лео фон Каприви первоначально отказался от отправки немецких кораблей, однако его намерение изменилось после сильного спора в рейхстаге и в мае 1891 он отдал приказ немедленно выслать туда крейсерскую эскадру. Она была сформирована из кораблей Восточной крейсерской эскадры: крейсер-фрегат Leipzig" (флагманский корабль по март 1893), крейсер-корвет "Alexandrine" (по март 1893) и крейсер-корвет "Sophie" (по июнь 1892), обе канонерки остались на станции.
В Вальпараисо было пока спокойно, что дало возможность посетить еще несколько северно-чилийских гаваней, напр. Икико и Кокимбо. Когда 20 августа эскадра вернулась в Вальпараисо, положение там ухудшилось. Ожидался захват города повстанцами. По согласованию командира "Leipzig", корветтен-капитана Кёльнера с командующим чилийским флотом, вице-адмиралом Оскаром Филь Торо, с немецких кораблей была высажена десантная часть под руководством старшего офицера в составе 9 офицеров и 291 матроса, чтобы вместе с десантной частью британского корвета "Champion" защищать прежде всего районы, населенные британцами и немцами. Кроме того, был организован немецкий военный госпиталь для всех участников войны под руководством врача эскадры доктора Принца.
Быстрая последовательность событий (уже 30 августа полковник Канто овладел городом, а в начале ноября командующий флотом, Хорхе Монтт Алварец был избран президентом вместо кончившего самоубийством Бальмаседы) привела к тому, что Кёльнер уже в начале сентября смог вернуться на борт с десантной частью. События позволили Валуа во время 15-недельного пребывания посылать свои корабли в отдельные гавани без неприятных инцидентов. В середине декабря из Берлина прибыл приказ продолжать поход.
В новом 1892 году эскадра прошла Магелланов пролив. В Монтевидео уже ждал приказ идти в Кейптаун. Сначала маршрут проходил через южно-бразильские гавани, где население немецкого происхождения воодушевленно приветствовало немецкие военные корабли. 21 февраля соединение достигло Кейптауна. Здесь шеф эскадры был сменён на контр-адмирала Фридриха фон Павельсца. После ремонта "Leipzig", 22 марта соединение продолжило поход в Восточную Африку. Там на некоторое время к соединению присоединились тамошние стационеры - крейсера IV класса "Möwe" и "Schwalbe" (оба по май 1892).
Так как в Восточной Африке было спокойно, эскадра уже 5 мая продолжила поход в Восточную Азию, оставив наряду со стационерами крейсер-корвет "Sophie", который в июне вернулся на родину. Формально пробел заполнили крейсером-корветом "Arcona" (по март 1893), который в начале мая вышел из Вильгельмсхафена, но сначала он сходил в Ост-Индию.
"Arcona" в одиночку отправилась в Центральную Америку, при этом формально оставаясь в составе эскадры. 2 других корабля, "Leipzig" и "Alexandrine", продолжили поход, сначала в Коломбо, где взяли на борт сменные команды для стационеров Восточной Азии "Iltis" и "Wolf", затем в Китай. Из Гонконга начались обыкновенные походы вдоль восточно-китайского побережья. В Шанхае в октябре 1892 шеф эскадры неожиданно получил приказ возвращаться как можно скорее в Восточную Африку, где, кажется, дело дошло до беспорядков из-за вопроса наследования тяжело заболевшего султана Занзибара Саида Али. После вызова "Alexandrine", которая находилась по пути к месту отдыха в Японии, 16 ноября эскадра вышла из Гонконга.
5 января 1893 "Leipzig" и "Alexandrine" прибыли в Занзибар. К ним присоединилась прибывшая из Центральной Америки "Arcona". С прибытием в январе крейсера-корвета "Marie" (по март 1893), который был изначально выделен в Центральную Америку, состав соединения вырос до 4 кораблей.
В феврале на месте к ним снова временно присоединились стационеры Восточной Африки "Möwe" и "Schwalbe" (оба по март 1893).
Однако, отправка эскадры в Восточную Африку оказалась излишней, так как вопреки всем британским интригам при вступлении на престол султана Гамида Бена Тувайна восточноафриканское побережье оставалось спокойным.
После ремонта "Leipzig", "Alexandrine" и "Arcona" в Кейптауне эскадра должна была снова возвращаться в Южное море и Восточную Азию, но плохое состояние флагманского корабля заставило отменить запланированный переход. 29 марта 1893 "Leipzig" был отозван на родину и 6 апреля Постоянную крейсерскую эскадру расформировали. На станции остались только две канонерки.
|
Японо-китайская война 1894 г. вынудила все великие державы увеличить свои силы в Восточной Азии. Германия не осталась в стороне, и в октябре 1894 была сформирована Восточноазиатская крейсерская эскадра, в которую вошли: крейсер-корвет "Arcona" (флагман, с февраля 1895 рядовой корабль, по январь 1899), крейсер-корвет "Alexandrine" (до начала 1895), крейсер-корвет "Marie" (по июнь 1895) и стационер "Wolf" (с июля 1886 снова на станции). "Iltis" остался стационером. Командующим эскадрой с 25 ноября был контр-адмирал Пауль Хофман (Paul Hoffmann).
В ноябре 1894 к эскадре присоединился новейший бронепалубный крейсер "Irene" (по июнь 1901), с февраля 1895 ставший флагманом.
В начале 1895 ушла домой "Alexandrine", а в мае эскадра была усилена малым крейсером "Prinzeß Wilhelm" (по июнь 1899) и большим "Kaiser" (по июнь 1899), который с июля стал флагманским кораблём, что позволило отпустить домой также "Marie" и "Wolf".
В сентябре 1895 на станцию прибыл новый стационер - крейсер IV класса "Cormoran" (по март 1899).
Также при эскадре имелось несколько малых вспомогательных судов, приобретённых или арендованных на месте, но данные о них не обнаружены.
15 июня 1896 на эскадру был назначен новый командующий, контр-адмирал Альфред фон Тирпиц (Alfred von Tirpitz). Вскоре станция понесла первую потерю: 23 июля в тайфун в Жёлтом море погибла "Iltis".
11 июня 1897 Тирпица во главе эскадры сменил контр-адмирал Отто фон Дидерикс (Otto von Diederichs). После того, как 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Nies и Henle из миссии Steyler, император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал занять Киатсчоу. Крейсерская эскадра в составе "Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" 14 ноября вошла в залив и заняла город и гавань Циндао. Корабли высадили десантную часть из 717 человек и предъявили командующему расположенной там китайской части ультиматум, в котором требовали её ухода. 2 декабря прибыли также "Irene" из Гонконга и "Arcona" из Шанхая. Таким образом все немецкие военные корабли в регионе были собраны в одном месте. Вопреки ожиданиям, китайцы не оказали военного сопротивления, а сопротивление других государств было незначительно, даже при том, что англосаксонская пресса распространяла частично агрессивные слухи против Германии.
Так как немецкое правительство и имперское морское ведомство справедливо ожидали значительные трудности в решении вопроса о базе, в 1897 с родины была послана II крейсерская эскадра под командованием брата императора, принца Генриха, и в декабре 1897 прибыла в составе: большой крейсер "Deutschland" (флагман, по февраль 1900), большой крейсер "Kaiserin Augusta" (по март 1902) и малый крейсер "Gefion" (по апрель 1901). Тогда же эскадра наняла на год в качестве "связного корабля" и транспорта пароход "Swatow" компании "Chines. Küstenfahrt A.G." ("Китайская каботажная линия" со штаб-квартирой в Гамбурге).
12.1897-05.1898 I эскадра |
|
12.1897-05.1898 II эскадра |
|
В мае 1898 оба подразделения объединились в Восточноазиатскую крейсерскую эскадру, флагманом которой стал "Deutschland".
В начале 1899 станцию покинули "Arcona" (в январе) и "Cormoran" (в марте). В феврале на смену последнему в качестве стационера прибыла канонерская лодка "Iltis" (до 1914). 14 апреля 1899 контр-адмирал принц Генрих (Prinz Heinrich von Preußen) принял руководство эскадрой.
8 июня 1899 из Германии в Циндао прибыл большой крейсер "Hertha" (до декабря 1904), заменивший старый бронированный фрегат "Kaiser", который вместе с "Prinzeß Wilhelm" отправился домой, вместе с "Hertha" прибыл и второй стационер - канонерская лодка "Jaguar" (до 1914).
В течение следующих месяцев "Hertha", сопровождаемая другими немецкими кораблями время от времени предпринимала походы к северу от станции и 4 ноября 1899 прибыла в Амой (Сямынь), где встретилась однотипным крейсером "Hansa" (до июля 1906) и флагманским кораблём эскадры "Deutschland". Через 2 дня второй адмирал перешёл на "Hansa", так как она была предусмотрена в качестве нового флагманского корабля эскадры. Тем не менее, корабль ушел на 3 месяца в Гонконг на верфь, в то время как "Deutschland" с прежним шефом эскадры, принцем Генрихом Прусским, отправился домой. 17 февраля 1900 на "Hertha" поднял флаг вице-адмирал Феликс Бендеманн (Emil Felix von Bendemann).
После того, как в начале апреля 1900 шеф эскадры сделал визит для представления японскому императору Мутсуито, 23 апреля "Hertha" встретилась с остальными крейсерами эскадры в Циндау, чтобы в течение следующих дней провести совместные учения. Затем они провели поход в районе станции, причем "Hertha" вместе с "Gefion" подымалась по Янцзы до Ханкау. В начале июня крейсер стал на якорь у Танггу, так как вице-адмирал Бендеманн вместе с немецким делегатом, бароном Клеменсом фон Кеттелером, планировал посещение китайского императорского двора в Пекине, но 29 мая появились первые сообщения о беспорядках между Пекином и Тяньцзинем.
Различные дипломатические представительства предусмотрительно просили об усилении охраны и о подготовке возможной эвакуации на побережье. Сверх того, барон Кеттелер потребовал отправки военных кораблей в Танггу. "Iltis" прибыл туда 31 мая и 4 июня 1900 оставил 2 офицеров и 30 матросов для защиты немецкого филиала в Тяньцзине. Другие корабли эскадры, за исключением "Irene", которая осталась для караула в Циндау, также были отправлены в Танггу, куда прибыли 8 июня.
17 августа 1900 из Киля в Циндао прибыл новый броненосный крейсер "Fürst Bismarck" (до апреля 1909) и стал флагманским кораблём шефа эскадры Бендеманна. Бендеманн выполнял руководство эскадры Восточной Азии во время боксерского восстания. C этой целью в том же месяце она была значительно увеличена: прибыли крейсера "Geier" (до 01.1905), "Schwalbe" (до 08.1902), "Bussard" (до 04.1904), "Seeadler" (до 06.1905), канонерские лодки "Tiger" (до 1914), "Luchs" (до 1914), миноносцы "S.90" (до 10.1914), "S.91" (до 03.1902), "S.92" (до 03.1902) и госпитальное судно "Gera".
В конце того же месяца в Китай прибыла Экспедиционная эскадра.
|
Донесение о начале весной 1900 г. так называемого "боксерского восстания" против местных христиан и осевших в Китае иноземцев, названного так, поскольку во главе восстания стояло общество "Большого кулака", о чём в Европе стало известно 2 июля, поступило в Берлин только 3 июля. В Берлине полагали, что возникла необходимость посылки в Китай крупных сухопутных и морских сил для подавления разраставшегося восстания. Это побудило кайзера Вильгельма II уже спустя два дня распорядиться о посылке в Китай 1-й дивизии 1-й эскадры в составе линейный корабльов "Kurfürst Friedrich Wilhelm" (флагманский корабль), "Brandenburg", "Weißenburg" и "Wörth".
Вторым мотивом было желание иметь достаточно внушительные морские силы наряду с многочисленными базирующимися в Китае соединениями флотов других морских держав. Поэтому кайзер распорядился о формировании и посылке туда экспедиционного корпуса, а в дальнейшем направлении туда же дивизии линейный корабльов для усиления уже находившейся там эскадры крейсеров. Общее командование возложили на командующего базирующейся в Восточной Азии крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана. Этим удовлетворились, потому что на этом посту находился именно тот человек, который ранее уже имел дело с направленными туда линейный корабльами.
Бывший в курсе восточно-азиатских событий статс-секретарь Тирпиц возражал против посылки самой сильной дивизии германских линейный корабльов. Ввиду наметившегося противостояния между Англией и Россией он опасался, что Германия может оказаться в трудном политическом положении, а, с другой стороны, подчеркивал, что его целенаправленная созидательная работа над увеличением мощи германского флота в результате посылки на длительный период самого боеготового соединения может быть в значительной мере нарушена. Однако его возражения кайзер и министр иностранных дел признали недостаточно обоснованными - они настаивали на немедленной отправке линейный корабльов в Китай.
4 июля 1-я дивизия линейный корабльов получила приказ на переход в Китай, чтобы в рамках действий международных сил по подавлению "боксерского восстания" в Китае обеспечить соблюдение интересов Германии. Утром 9 июля корабли покинули Кильскую бухту в следующей последовательности. Впереди шёл тендер "Hela", за ним "Wörth", "Weißenburg", "Brandenburg" и "Kurfürst Friedrich Wilhelm".
07-08.1900 эспедиционная эскадра |
|
После выхода из Сингапура дивизия линейный кораблей поступила в оперативное подчинение командующего крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана, который держал свой флаг на броненосном крейсере "Fürst Bismarck". 30 августа дивизия прибыла на рейд Вузун в районе Шанхая, где линейный корабли оставались до последующего раздельного стационирования в назначенных им районах. Переход дивизии длился 50 суток.
Броненосцы участвовали в охране полуострова Шань-хайгуань и Чиньвантау в Жёлтом море, обеспечивали прикрытие высадки восточно-азиатского экспедиционного корпуса на рейде Таку, приняли участие в блокаде устья реки Яндзыдзян.
По предложению командующего Восточно-Азиатской эскадрой, принца Генриха Прусского, 1 ноября 1899 у компании "Kowloon-Dock-Company" в Гонконге был куплен речной баркас "Tong Cheong", перестроен в канонерскую лодку, укомплектован экипажем канонерки "Luchs" и 10 октября 1900 вошёл в строй как "Schamien" (до 10 февраля 1904). В декабре 1900 при штурме форта Таку у китайцев был захвачен миноносец, который получил имя "Taku" (до 1914). В ходе боксерского восстания появилась необходимость в канонерке на реке Янцзы. Флот купил в Шанхае речной пассажирский пароход "Woochow" и 19 марта 1901 он вошёл в строй как канонерская лодка "Vorwärts" (до 18 июня 1910). Кроме того в 1900 как войсковой транспорт в Китае использовалось судно "Valdivia", в 1902 оно было возвращено владельцу.
|
26 мая 1901 г. пришёл приказ о возвращении линейный кораблей в Германию, крейсера "Hela", "Irene" и "Gefion" получили приказ возвращаться на родину вместе с эскадрой броненосцев, после чего среди оставшихся кораблей были проведены плановые отдельные и эскадренные учения. В июне крейсер "Hansa" участвовал в торжествах в Сиднее и Мельбурне по случаю основания Австралийского союза. Прибыло грузовое судно "Titania", как постоянный пароход снабжения.
После окончания боксерского восстания в июле снова снова вступила в силу соответствующая мирному времени организация немецких сухопутных войск и военно-морских сил. "Fürst Bismarck" с "Geier", "S.91" и "S.92" посетили японские гавани, затем Чифу и Порт Артур. В октябре эскадра предприняла учебный поход в японские воды, после чего "Fürst Bismarck" ушёл на ремонт в Нагасаки. В декабре 1901 эскадру усилил новый малый крейсер "Thetis" (до 08.1905).
15 февраля 1902 Бендемана сменил вице-адмирал Рихард фон Гайслер (Richard von Geißler). В апреле "Geier", "Schwalbe" и "Luchs" применялись для поддержки тыла во время беспорядков в Нин Бо. Затем эскадра посетила Японию, Сингапур и Голландскую Индию. "Fürst Bismarck" в течение года преимущественно находился в северной области станции. К марту 1902 г. "Kaiserin Augusta" и "S.91" с "S.92" получили приказ возвращаться на родину, "Valdivia" была возвращена владельцу.
23 июля и "Schwalbe" получил приказ возвращаться домой.
В 1903 "Fürst Bismarck" с "Hansa" и "Thetis" до середины марта стоял у Янцзыцзяна. Затем он нанёс визит в Японию, император Мутсуито предоставил гостям аудиенцию. В начале августа было посещение Владивостока. 15 ноября контр-адмирал Приттвиц-унд-Гаффрон (Curt von Prittwitz und Gaffron) сменил шефа эскадры. "Fürst Bismarck" ушёл на ремонт в Нагасаки. В область станции прибыл малый крейсер "Habicht" (до 1905), а в октябре и "Sperber" (до 04.1905).
3 февраля 1904 вступила в строй новая речная лодка "Tsingtau" (до 23 марта 1917), сменившая "Schamien", которую списали, 28 мая вступила в строй однотипная "Vaterland" (до 23 марта 1917), а 26 апреля 1904 "Bussard" отправился назад на Восточно-Африканскую станцию.
В 1904 началась война между Россией и Японией в области Японского моря. Германия сохраняла нейтралитет. С лета русские вспомогательные крейсера вели торговую войну. Хотя немецкие торговые суда также попадали в беду, вмешательство немецких военных кораблей ограничивалось тралением русских мин и интернированием русских военных кораблей в Циндао. "Fürst Bismarck" крейсировал в области Желтого моря. 31 декабря 1904 "Hertha" получила приказ возвращаться в Германию.
В январе 1905 "Geier" ушёл в одиночное плавание, "Habicht" перешёл на Западноафриканскую станцию.
В 1905 новые беспорядки в средне-китайских провинциях вынудили размещение там военных кораблей по март. При подходе русской II тихоокеанской эскадры шеф эскадры стянул немецкие корабли в Циндао. После Цусимской битвы немецкие корабли снова начали учебные походы. В апреле эскадру покинул "Sperber".
В июне "Seeadler" был отправлен в Восточную Африку.
В августе в Восточную Африку отправили и "Thetis". 11 ноября 1905 г. был назначен новый командующий контр-адмирал Альфред Бройзинг (Alfred Breusing).
11 ноября эскадру принял контр-адмирал Бройзинг. Беспорядки в Шанхае вынудили отправлять канонерские лодки в патрулирование побережья и производить высадки отрядов на берег.
В 1906 в январе и феврале "Fürst Bismarck" крейсировал в индонезийском архипелаге. Расположенные у Шанхая корабли вернулись в Циндао. В мае было посещение Японии, затем - визит в Пекин. В июле крейсер "Hansa" приступил к возвращению домой, его сменил "Niobe" (до января 1909).
В декабре к эскадре присоединился крейсер "Leipzig" (до 1914). 13 мая 1907 г. новым командующим эскадрой стал вице-адмирал Карл вон Кёрпер (Carl von Körper).
В 1907 эскадра посетила Индонезию и Японию. 13 апреля должность шефа эскадры занял контр-адмирал Кёрпер. Сначала он выполнил поход по Янцзы на канонерке "Tiger", в ходе которого осведомлялся о немецких экономических интересах в Китае. Затем на флагманском корабле он посетил Японию. В октябре к эскадре присоединился крейсер "Arcona" (до марта 1910).
В 1908 не произошло ни одного визита в северную область станции. Достойно упоминания лишь посещение короля Сиама в январе.
В 1909 в начале года "Leipzig", "Arcona" и "Titania" были направлены для подавления беспорядков в немецком Самоа. В январе "Niobe" приступил к возвращению домой.
В апреле 1909 "Fürst Bismarck" приступил к возвращению домой, 29 апреля в Коломбо он передал службу флагманского корабля эскадры большому крейсеру "Scharnhorst" (до 1914). C 18 мая 1909 г. командующим был вице-адмирал Фридрих фон Ингеноль (Friedrich von Ingenohl).
8 мая контр-адмирал фон Ингеноль стал новым шефом эскадры. В июле и августе был произведён обход северной, в ноябре - южной области станции. Рождество и наступающий новый год эскадра провела в Гонконге.
В 1910 в январе "Scharnhorst", "Leipzig" и "Luchs" ходили через Бангкок, Суматру и Борнео в Манилу. В феврале "Arcona" был заменён на "Nürnberg" (до 1914).
В апреле была собрана новая речная канонерская лодка "Otter" (до 23 марта 1917), заменившая "Vorwärts", которую продали. 6 июня 1910 г. командующего сменил контр-адмирал Эрих Гюлер (Erich Güler).
В апреле и мае "Scharnhorst" и "Leipzig" предприняли поход в японские воды. По возвращении назад в Циндао 6 июня руководство эскадрой принял контр-адмирал Гюлер. Затем последовал рейд в области станции в южном море. Там к в июле эскадре присоединился крейсер "Emden".
19 сентября "Scharnhorst" и "Emden" прибыли в Циндао. В ноябре поход начался с посещения Нанкина и Гонконга. Шеф эскадры Гюлер сломал ногу и был отправлен в больницу в Гонконге. Там он подцепил тяжелую инфекцию тифа.
В 1911 "Nürnberg" и "Emden" были посланы на подавление восстания на о. Сокес в Понапе. "Scharnhorst" ходил в Сайгон, Сингапур и Батавию. В Китае началась Синхайская революция. По этой причине "Scharnhorst" вернулся в Циндао. В Гонконге умер шеф эскадры Гюлер и 25 марта был заменён на контр-адмирала Кросигка (Günther von Krosigk). В марте к эскадре присоединился броненосный крейсер "Gneisenau".
В апреле и мае "Scharnhorst" ходил в японские воды, в июле в северную область станции. Затем он посетил гавани в Желтом море. В октябре в Китае в районе Нанкина разгорелось революционное движение под предводительством Сун-Ят-Сена. Шеф эскадры Кросиг на миноносце "S.90" поднялся вверх по Янцзы до Ханкау. "Scharnhorst" посетил Таку, Чифу и Шанхай.
В 1912 в Китае во всю разгоралась революция. Корабли эскадры проводили патрулирования перед средне-китайским побережьем. В апреле "Scharnhorst" появлялся в японских водах. Затем контр-адмирал Кросигк поднялся по Янцзы на "Nürnberg". 30 июля умер японский император Мутсуито. Представители эскадры приняли участие в его поминках и в коронации императора Йосхиито. В сентябре принц Генрих Прусский, как генерал-инспектор осмотрел эскадру в Циндао. Затем контр-адмирал Кросигк подымался по Янцзы на "Luchs". 4 декабря шеф эскадры был сменен контр-адмиралом графом Шпее (Maximilian von Spee).
В 1913 "Scharnhorst" и "Gneisenau" ходили по Юго-Восточной Азии, посетив Амой в архипелаге Сунда, Сингапур и Батавию. В апреле последовал визит в Японию с аудиенцией императора Йосхиито. Затем "Nürnberg" подымался по Янцзы до Нанкина и Ханкау. В июле эскадра ходила в южное море в области станции. 21 июля она была отозвана из Рабаула в Китай из-за вспышки волнений в районе Схангхай-Вусунг и на железнодорожной линии Нанкин-Тяньцзинь. Собрался сильный международный флот. Китайский флот остался верным премьер-министру Ююаню. Восстание было подавлено без вмешательства иностранных вооруженных сил. После наступления политического спокойствия в ноябре эскадра нанесла визит в японские воды.
В 1914 "Scharnhorst" предпринял поход в южные моря. Посетив Суматру, Борнео и Манилу, 19 марта он вернулся в Циндао. В мае вице-адмирал Шпее нанёс визит в Порт-Артур и Таку. Затем эскадра подготовилась к походу в Южное море. "Leipzig" еще 7 июня вышел из Циндау, чтобы сменить в мексиканских водах "Nürnberg", котлы которого требовали ремонта. Из-за политического напряжения в Европе (убийство австрийско-венгерского престолонаследника в Сербии) граф Шпее собрал эскадру ("Scharnhorst", "Gneisenau", "Leipzig", "Titania") в Понапе, где в его распоряжении находился большой угольный склад. "Emden" остался в Циндау, и его командир стал "старшим офицером" этой станции, приказом на него возлагались обязанности по снабжению эскадры углем.
13 июня 1914 из за непригодности котлов был исключён миноносец Taku
31 июля "Emden" покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с первого на второе августа была получена радиограмма об объявлении войны России и Франции и приказ о мобилизации. 3 августа "Emden" захватил пароход русского Добровольного флота "Рязань", который 10 августа вошёл в строй, как вспомогательный крейсер "Cormoran", кроме него во вспомогательный крейсер тогда же был переоборудован пароход "Prinz Eitel Friedrich".
"Emden" вечером 6 августа ушёл из гавани вместе с двумя вспомогательными крейсерами и восемью угольщиками и 12 августа соединился с основными силами эскадры на Маршалловых островах. 13 августа Япония вступила в войну на стороне Антанты. Поэтому Циндао больше не мог служить базой эскадры. Граф Шпее решил искать боя с британцами и повёл эскадру в Южную Америку. "Emden" 14 августа отделился для ведения самостоятельной крейсерской войны.
На станции в Циндао остались только корабли, которые значительной боевой ценности не представляли и в случае войны должны были передать свои орудия и команду для оснащения вспомогательных крейсеров. Это были:
При осаде и падении Циндао большинство из них было затоплено. Только три речные канонерки ушли по рекам в глубь Китая и числились в строю до 1917 г.
|
Состав и дислокация сил противников в районе Тихого океана до вступления в Первую мировую войну Японии |
Дислокация |
Класс корабля |
Наименование корабля |
Год спуска |
Водоизмещение, т. |
Скорость, уз. |
Артиллерия, калибр в мм |
Британская Восточно-Азиатская эскадра — контр-адмирал Т. -М. Джеррам |
Гонконг — Вейхайвей |
ЛКДД |
"Triumph" |
1903 |
11800 |
20 |
4-254, 14-190, 14-76, 4-57 |
Гонконг |
БРКР |
"Minotaur" |
1906 |
14800 |
23 |
4-234, 10-190, 16-76 |
Гонконг |
БРКР |
"Hampshire" |
1903 |
11000 |
23,5 |
4-190,6-15220-47 |
Нагасаки — Вейхайвей |
КРЛ |
"Newcastle" |
1909 |
4900 |
26,3 |
2-152, 10-102,4-47 |
Гонконг |
КРЛ |
"Yarmouth" |
1911 |
5300 |
26 |
8-152,4-47 |
Британская Австралийская эскадра — контр-адмирал Дж. Пэти |
Сидней |
ЛКР |
"Australia" |
1911 |
19500 |
26,9 |
8-305, 16-102,4-47 |
Сидней |
КРЛ |
"Sydney" |
1912 |
5700 |
25,5 |
8-152, 4-47 |
Сидней |
КРЛ |
"Melbourne" |
1912 |
5700 |
25,5 |
8-152,4-47 |
Сидней |
КРЛ |
"Encounter" |
1902 |
5970 |
21,1 |
11-152,8-76 |
Фримантл |
КРЛ |
"Pioneer" |
1899 |
2200 |
20,5 |
8-102, 8-47 |
Дивизион в Новой Зеландии |
Велингтон |
КРЛ |
"Psyche" |
1898 |
2200 |
20,5 |
8-102, 8-47 |
Велингтон |
КРЛ |
"Pyramus" |
1897 |
2200 |
20,5 |
8-102, 8-47 |
Велингтон |
КРЛ |
"Philomel" |
1890 |
2600 |
19 |
8-120, 8-47 |
Южная Америка |
Побережье Чили |
КРЛ |
"Glasgow" |
1909 |
4900 |
25,8 |
2-152, 10-102 |
Французские силы — контр-адмирал Угэ |
На пути из Южной Америки |
БРКР |
"Montcalm" |
1900 |
9500 |
21,4 |
2-194, 8-164,4-100 |
Сайгон |
БРКР |
"Dupleix" |
1900 |
7700 |
20,7 |
8-164,4-100 |
Русские силы Сибирской флотилии — контр-адмирал М.Ф. фон Шульц |
Владивосток |
БРКР |
"Аскольд" |
1900 |
5950 |
23,4 |
12-152, 12-75, 8-47 |
Владивосток |
КРЛ |
"Жемчуг" |
1903 |
3180 |
24 |
8-120,6-47 |
Германская Восточно-Азиатская эскадра — вице-адмирал М . фон Шпее |
Понапе |
БРКР |
"Scharnhorst" |
1906 |
11600 |
23,8 |
8-210,6-150, 18-88 |
Понапе |
БРКР |
"Gneisenau" |
1906 |
11600 |
23,8 |
8-210,6-150, 18-88 |
Циндау |
КРЛ |
"Emden" |
1908 |
3650 |
24,1 |
10-105 |

27 июля вице-адмирал М. Фон Шпее узнал об ультиматуме, предъявленном Сербии. А на следующий день о возможности войны узнал и противник М. Шпее — вице-адмирал Т.-М. Джеррам, вернувшийся в этот день в Вейхайвей с крейсерами "Minotaur", "Hampshire" и "Yarmouth". Английский адмирал не знал, где эскадра М. Шпее, кроме того, он не доверял своей разведке; последняя же, между прочим, доносила, что "Gneisenau" находится в... британском Сингапуре. М. Шпее же оставалось только ожидать развития событий, так как главным для него являлось сохранение скрытности, чтобы не дать англичанам сосредоточить против себя превосходящие силы в определенном месте и уничтожить его эскадру с началом войны. Все необходимые распоряжения по снабжению соединения углем и прочими запасами были оставлены фрегаттен-капитану К. фон Мюллеру, оставшемуся старшим морским начальником в Циндау.
В оперативном плане М. Шпее изложил возможные варианты использования своей эскадры, прежде всего, против стран Антанты, и, в первую очередь, Англии, а не Японии. Друг и сослуживец М. Шпее в 1897 и 1898 годах на линкоре "Deutschland", будущий гросс-адмирал и командующий флотом нацистской Германии Э. Редер сообщал, что в "оперативные намерения" М. Шпее в случае войны против Японии входили операции эскадры в удаленных территориальных водах Южной Америки. 5 августа он получил радиограмму об объявлении войны Англией. В этот же день от офицера этапа в Шанхае пришло сообщение, что японский консул в Гонконге получил указания заявить, что "Япония останется нейтральной в случае, если британские морская торговля и колонии Восточной Азии не подвергнутся нападению со стороны германских ВМС".
Видимо, для спокойного захвата германских колоний японцы решили избавиться от немцев дипломатическим путем и, применяя извечные "азиатские хитрости", пудрили всем мозги, дабы обеспечить внезапность своих действий. Однако эти хитрости никого не обманули, а М. фон Шпее и не собирался ждать, пока японский флот, располагавший к тому времени двумя линейными крейсерами, 14 линкорами додредноутного типа, 10 броненосными и 14 легкими крейсерами, захватит его врасплох на каком-нибудь безвестном атолле.
Но эскадра нуждалась в угле. Организация снабжения им была продумана еще в мирное время, германские агенты в нейтральных странах, организованные в так называемые этапы, заранее закупали уголь, фрахтовали пароходы, грузили их и отправляли в точки рандеву, которые были определены предварительно. 6 августа эскадра вышла из Понапе к о. Паган на Марианских островах — сборному пункту для угольных транспортов — и прибыла туда 11 августа. 13 августа фон Шпее собрал совещание командиров крейсеров, на котором изложил свой план: "беспокоить неприятеля в качестве "Fleet in Being", совершая скрытный переход к берегам Южной Америки". Командир "Emden" К. фон Мюллер предложил отделить его крейсер от эскадры и отправить в самостоятельное крейсерство в Индийский океан, начальник штаба эскадры капитан цур зее Филитц и другие командиры крейсеров поддержали Мюллера. Шпее уклончиво ответил, что подумает над этим вопросом, но решение, видимо, принял мгновенно, потому что после совещания отвел К. Мюллера в сторону для последних инструкций и прощания.
Уже 11 августа англо-австралийская эскадра с десантом появилась у Рабаула на о. Новая Померания. Японцы поняли, что надо действовать решительнее, и еще за день до предъявления Токио ультиматума Берлину, командующий 2-й японской эскадрой К. Садакичи объявил 14 августа блокаду Циндау.
В судовом журнале флагманского корабля эскадры "Scharnhorst", доставленном из Вальпараисо в Берлин, 13 августа появилась следующая запись: "Ночью из искаженной телеграммы было восстановлено послание из Циндау: "Сообщение из Токио... Объявление войны... Флот противника, очевидно, направляется в Южные моря". Таким образом, стало невозможно оставлять флотилию на якоре у Пагана. Под покровом темноты она оставит залив и направится на восток. Той же ночью придется связаться с островом Гуамом для дальнейшей информации. Если новости подтвердятся, кораблям эскадры придется рассеяться, чтобы избежать ненужной конфронтации с превосходящими силами противника. После этого их задачей станет осуществление набегов на суда противника, появляясь тут и там из ниоткуда и исчезая также быстро, как они появились.
Бросок по направлению к Индийскому океану будет невозможен для эскадры, даже если ей удастся преодолеть вражеский кордон, потому что она не сможет пополнять запасы угля. Отправляясь к западному побережью Америки, она все еще имеет шанс найти нейтральные порты и агентов, которым можно доверять. Японцы не захотят преследовать из опасения вызвать недовольство Соединенных Штатов. Это определенно будет более выгодно для эскадры. Одиночный легкий крейсер, которому требуется гораздо меньше угля и который в любом случае пополняет свои запасы набегами на пароходы противника, может гораздо дольше действовать в Индийском океане против объединенного судоходства Индии, Восточной Азии и Австралии".
Во второй половине дня 13 августа на "Gneisenau" с "Scharnhorst" пришла шлюпка с приказом для К. Мюллера следующего содержания: "Латан, 13 августа 1914 года, № 151. В сопровождении парохода "Markomannia" приказываю вам изменить дислокацию на Индийский океан, чтобы вести там яростную крейсерскую войну в меру ваших возможностей. Прилагаются копии телеграфных сообщений от нашей южной сети поставок за последние несколько недель. В них указано количество угля, заказанного на будущее, и этот уголь передается вам. Сегодня вечером вы останетесь с эскадрой. Завтра утром этот приказ будет запущен в действие сигналом "Отделиться". Я намереваюсь отплыть с остающимися судами к западном побережью Америки. Подпись: Граф Шпее".
В 18 ч эскадра, подняв якоря, начала выходить из лагуны. Первой вышла колонна транспортов во главе с вспомогательным крейсером "Prinz Eitel Fredrich". За ним шли угольщики "Yorck", "Holsatia", "Markomannia", "Prinz Waldemar", "Gouverneur Jaschke", "Staatssekretär Kratke", "Longmun". В 18 ч 30 мин стала выходить вторая колонна эскадры в составе "Scharnhorst" (капитан цур-зее Ф. Шульц), "Gneisenau" (капитан цур зее Меркер), "Nürnberg" (капитан цур зее К. фон Шенберг), "Emden" и "Titania" (капитан-лейтенант Богг).
На следующее утро около 7 часов М. Шпее отправил "Emden" флажным семафором сигнал: "Отделиться! Желаем всяческих успехов". К. Мюллер ответил: "Благодарю за оказанное доверие. Желаю эскадре легкого плавания и больших успехов". И "Лебедь Востока", как называли "Emden" в южных морях, в сопровождении "Markomannia" отправился навстречу своей судьбе, а эскадра М. Шпее—своей.
19 августа эскадра встала на якорь у аттола Эниветок, где грузилась углем. 22 августа она вышла далее, причем "Nürnberg" был послан в Гонолулу для того, чтобы отправить телеграммы в Адмирал-штаб и по возможности узнать обстановку. М. Шпее шел на юго-восток к атоллу Маюро (Маршалловы о-ва), куда прибыл 26 августа. Сюда, на Маюро, пришли "Cormoran" (корветтен-капитан А. Цукшвердт) - бывший русский пароход "Рязань", переделанный во вспомогательный крейсер, с двумя угольщиками, а два угольщика были отпущены. 27 августа "Prinz Eitel Friedrich" и "Cormoran" получили приказ выступить в самостоятельный поход и отделились от эскадры. 30 августа эскадра продолжила путь, направляясь к о. Кристмас (Рождества).
эскадра 26.08.- нач.09.1914 |
|
6 сентября к ней присоединился "Nürnberg", доставивший известия о ходе военных действий в Европе, а также сведения о дислокации союзных морских сил на Тихом океане. В свою очередь, "Nürnberg" получил сигнал с флагманского корабля: совместно с "Titania" перерезать телеграфный кабель Австралия - Канада у о. Фаннинг. Эта операция была успешно выполнена на рассвете следующего дня, причем удалось ввести в заблуждение губернатора острова, который опознал в "Nürnberg" французский крейсер. Немцы высадили десант, разрушили все сооружения радио- и телеграфной станции, захватили кассу и, самое главное, газеты, где было сказано о захвате англичанами немецких владений на Самоа.
8 сентября М. Шпее собрал совещание командиров кораблей, на котором было решено атаковать Самоа. Судя по плану атаки, главной ее целью было уничтожение линейного крейсера "Australia", а не "желание Шпее освежить личный состав", как пишет Гельмерсен. Иначе нельзя объяснить факт, что эскадра, показавшись 14 сентября у Алии, не сделала ни одного выстрела. Корветтен-капитан Поххаммер, старший офицер "Gneisenau", как будто подтверждает этот вывод в своих воспоминаниях: "Некоторые из нас были уверены, что мы найдем вражеский флот в Апии. Другие утверждали, что англичане не так глупы, чтобы попасться в ловушку. Большинство считало, что мы встретим 2 легких крейсера... Но были и те, кто утверждал обратное. Я присоединился к большинству в основном для того, чтобы не погасить энтузиазм, охвативший кают-компанию". Энтузиазм сменился разочарованием, когда выяснилось, что гавань пуста. "Australia" же, вместе с "Sydney" и "Melbourne", в это время находилась у Рабаула на о. Новая Померания (сейчас Новая Британия), где поддерживала высадку отряда из 1500 австралийцев полковника Холмса.
Ничего не предприняв, немцы двинулись к французским островам Таити в надежде запастись свежей провизией, пополнить запасы угля, а также встретить корабли Антанты. К тому-же пришлось отпустить два уже пустых транспорта. 21 сентября крейсера бросили якорь в бухте Тавануи на о. Бора-Бора в 160 милях от Таити.
эскадра нач.09.-11.10.1914 |
|
На "Scharnhorst" подняли французский флаг, и местные власти приняли немцев за своих. Главный начальник - жандармский бригадир, не только оказал радушный прием офицерам эскадры, говорившим по-французски, но и нанес визит М. Шпее на "Scharnhorst". Адмирал, в салоне которого портрет кайзера Вильгельма II был заменен портретом английского короля, свободно общался с этим бригадиром на его языке и угощал последнего французским же коньяком. Коньяк был, видимо, настолько хорош, что бригадир, не заметив подвоха, оказал всемерное содействие для пополнения запасов провизии, пребывая в полной уверенности, что эскадра французская. Однако Бора-Бора слишком маленький остров, чтобы реально пополнить на нем запасы продовольствия для почти двух тысяч человек эскадры, так, сотня-другая кокосовых орехов. Но словоохотливый бригадир сообщил, между прочим, что в Папеэте, главном городе Таити, находятся 20 жандармов под командой Аджюдана и примерно 25 солдат со своим лейтенантом, в гавани же стоит французская канонерка "Zelee" и захваченный ею в качестве приза германский пароход "Valkiria" с 3000 тоннами угля.
Распрощавшись со славным бригадиром, М. Шпее собрал совет командиров кораблей. Было решено идти на Таити, зайти в порт Папеэте, освободить угольщик, и, пополнив запасы провизии и одежды, заодно захватить в плен губернатора в отместку за пленение германского губернатора Самоа. На всякий случай готовились вступить в бой с французскими крейсером "Montcalm" и шлюпом "Kersaint", правда, в то, что эти корабли им могут встретиться, на эскадре, думается, и сами не верили. Зато знали другое: официальная германская история сообщает, что на эскадре имелись сведения о том, что в Папеэте имелись три береговые батареи (№ 1, № 2 и № 3), с 16 орудиями калибра 164-мм, 4 — 138-мм, и 2 —90-мм соответственно. Может, немцы рассчитывали, что 20 жандармов, 25 солдат и 98 моряков с канлодки "Zelee" не смогут справиться с таким количеством орудий?
Во второй половине дня 21 сентября эскадра покинула о. Бора-Бора и направилась в открытое море. Французский триколор на гафеле был заменен германским военно-морском флагом. Так что, как пишет А.Г. Больных, "ошеломленным обитателям Бора-Бора" вовсе не было нужды ждать "несколько месяцев", чтобы узнать, "что их посетила германская эскадра". Однако представляется, что местные туземцы, какими мы их знаем по книгам Т. Хейердала и Даниэльсона, и вряд ли сильно изменившиеся с 1914 года, были просто счастливы увидеть белых людей на огромных стальных кораблях, пообщаться с ними и продать несколько кокосов. Ведь на Бора-Бора даже шхуны торговцев копрой заходили едва ли раз в полгода, а здесь такое событие! Пищи для разговоров и даже для новых песен хватило, и видимо, надолго.
22 сентября в 6 ч утра эскадра находилась уже в 10 милях от Папеэте на Таити. В половине седьмого утра французы заметили корабли с наблюдательного поста батареи № 1. В 7 ч 14 мин батарея № 2 дала с расстояния 6000 м "два или три метких выстрела" по немецким крейсерам. Корабли увеличили дистанцию, но открыли ответный огонь по батарее № 2 только в 7 ч 58 мин с дистанции 7000 м, идя курсом SSW, и прекратили его в 8 ч 05 мин. В это время с крейсеров открылась гавань, в которой стояли канонерка "Zelee" и пароход "Valkiria". Пройдя еще немного тем же курсом, они в 8 ч 20 мин развернулись на NO и через девять минут снова открыли огонь по батарее № 2, закончив его в 8 ч 33 мин на расстоянии 6200 м. Всего по батарее было выпущено 32 210-мм снаряда, и она замолчала. Далее настал черед "Zelee". Крейсера приблизились к противнику на расстояние 3400 м и с 9 ч 17 мин до 9 ч 22 мин вели огонь по гавани, выпустив 14 210-мм и 35 150-мм снарядов. В 9 ч 25 мин "Zelee" с развевающимся флагом перевернулась и затонула. К этому времени французы подожгли свои угольные склады, а часть германских снарядов залетела в город и разорвалась в складе копры. На эскадре поняли, что заправиться углем тут не светит, и отошли.
По "частным сведениям" впоследствии сообщалось, что на французской сигнальной станции подняли сигнал по международному своду сигналов "имеем здесь 30 заложников". И хотя в журнале боевых действий эскадры об этом не сообщается, не исключено, что это стало причиной прекращения операции, которая в итоге не дала никаких существенных результатов для немцев, кроме возможного укрепления боевого духа. Вместе с тем, если после нападения на Самоа англичане могли лишь теряться в догадках относительно дальнейшего курса М. Шпее, то теперь ясно обозначилось его движение к берегам Южной Америки. Правда, английское Адмиралтейство не воспользовалось возможностью сосредоточить превосходящие силы на пути движения германской эскадры.
24 сентября "Nürnberg" и угольщики прибыли на о. Нукухива - главный на французских островах Маркезас (Маркизских). Через два дня туда прибыли "Scharnhorst" и "Gneisenau". Произведя конфискацию денежных средств у местных властей и дав продолжительный отдых экипажам, эскадра 3 октября уже находилась на пути к о. Пасхи. 6 октября была установлена радиосвязь с легким крейсером "Dresden", который также шел к о. Пасхи, но со стороны Южной Америки. Командир "Dresden" фрегаттен-капитан Людеке уведомил М. Шпее о дислокации неприятельских сил в водах Южной Америки. Выяснилось, что британская эскадра, в составе броненосных крейсеров "Good Hope" и "Monmouth", легкого - "Glasgow" и вспомогательного — "Otranto", 28 сентября вышла из Пунта Аренас (уединенная стоянка в районе Огненной земли) для поиска в западном направлении. 9 октября немцы установили радиосвязь с легким крейсером "Leipzig" (фрегаттен-капитан Хаун), который двигался на соединение с эскадрой от побережья Перу. 12 октября корабли М. Шпее бросили якоря у о. Пасхи. В тот же день туда прибыл "Dresden", пришедший из Карибского моря вокруг Южной Америки с транспортом "Baden", а 14 октября - "Leipzig".
Так произошло соединение всех кораблей эскадры М. Шпее, что усилило, хотя и не очень значительно, ее боевую мощь. Длительное и безмятежное пребывание эскадры на таинственном острове, с его колоссальными идолами, стало подготовкой к дальнейшему походу и бою. М. Шпее был уверен, что у берегов Чили ему предстоит встреча с противником. Такая уверенность подкреплялась тем, что в последние дни на пути к о. Пасхи "Dresden" и "Leipzig" перехватывали радиопереговоры британских крейсеров. Соотношение сил вселяло оптимизм в германского адмирала, что отразилось и в его письме к жене: "Мои перспективы выглядят достаточно благоприятными, в любом случае они лучше, чем были ранее". 18 октября немецкие корабли покинули о. Пасхи, жители которого так и не знали, что уже два с половиной месяца идет мировая война.
Так закончился первый этап в действиях германской крейсерской эскадры. Он характеризовался тем, что немцы, пользуясь скрытностью своих передвижений, недостатком опорных пунктов, баз и средств связи у противника в районе Тихоокеанского театра военных действий, а также отвлечением военно-морских сил союзников для решения второстепенных задач, вывели свою эскадру из-под удара превосходящего ее англо-японского флота. В то же время германские корабли сохранили свою боеспособность, которую вскоре с блеском доказали в Коронельском бою.
26 октября эскадра подошла к о. Мас-а-Фуэра, где приступила к погрузке угля, а спустя два дня вышла оттуда в полной боевой готовности на перехват британских крейсеров, который закончился боем у Коронеля 1 ноября 1914 г..
Утро следующего дня застало германскую крейсерскую эскадру идущей на север со скоростью 10 уз. Легкие крейсера образовали разведывательную завесу перед флагманом. В 11 ч утра экипажи были построены и приветствовали адмирала троекратным: "Ура!". Граф Шпее приказал поднять флажный сигнал: "С божьей помощью [одержана] блестящая победа, я выражаю мою признательность и поздравления экипажам".
После полудня 2 ноября Шпее сообщил командирам эскадры свой план на следующий день. Он с обоими броненосными крейсерами и "Nürnberg" 3 ноября заходит на 24 часа в Вальпараисо. "Titania", назначенная репетичным кораблем, берет на буксир захваченный норвежский парусник "Helicon" с 2600 кардифского угля (у Корбетта ошибочно назван пароходом с 1600 т) и следует на о. Мас-а-Фуэра. "Dresden" со своим призом, угольщиком "Sacramento" (бывший германский пароход "Alexandria" Гамбург-Американской линии, проданный "Нортерн энд Зюйтерн Стимшип Компании" из Сан-Франциско), идет на рандеву с "Titania" в точке 30° 12' S и 76° 31' W, а затем также идет на Мас-а-Фуэра. При телеграфировании используется только аппарат Маркони. "Leipzig" держится в 150 милях к западу от Вальпараисо, принимает угольщики, вышедшие оттуда, и затем конвоирует их также к Мас-а-Фуэра.
На следующий день, 3 ноября, в 11 ч утра "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nürnberg" вошли на рейд Вальпараисо и бросили якоря. Эскадра была встречена с ликованием, на флагман тут же приехал германский посол фон Эркердт. Многие резервисты из числа экипажей 32 германских пароходов, стоявших в гавани, изъявили желание служить на эскадре, однако было отобрано всего 127 человек. Эскадра сразу же начала погрузку угля и продовольствия. Фон Эркердт предложил устроить в посольстве грандиозный прием для германских моряков, по случаю победы над англичанами, но Шпее отказался. Хотя он посетил посольство со своим штабом и командирами крейсеров, его больше заботили сведения о противнике, которые могли добыть немецкие агенты в Южной Америке, связь с Адмирал-штабом и организация снабжения эскадры углем и продовольствием. На следующий день ровно в 11 ч утра эскадра Шпее покинула Вальпараисо и взяла курс на о. Мас-а-Фуэра где он назначил рандеву крейсерам своей эскадры. В тот же день, 4 ноября, в 16 ч в Вальпараисо пришел "Prinz Eitel Fredrich" и начал грузиться углем и продовольствием, однако чилийское правительство разрешило загрузить только 1800 т угля, на что корветтен-капитан Тирихенс заявил решительный протест, но ничего не добился.
Эскадре нужен был уголь, суточное пребывание в нейтральном порту не могло решить этой проблемы. За сутки смогли лишь частично запастись свежей провизией. Однако Шпее понимал, что после длительного трехмесячного перехода через океан, во время которого будни были наполнены бесконечными изнуряющими погрузками угля, перемежающимися боевыми тревогами, требовать от команд дополнительных усилий в мирном нейтральном порту, полном всяческих соблазнов, просто невозможно. Команды посменно отпускались в увольнение на берег, после чего ни о какой слаженной работе по погрузке нельзя было и думать. Кроме того, крейсера стояли на внешнем рейде, и поэтому пополнение запасов на них можно было осуществлять только с лихтеров, а это также делало невозможной погрузку большого количества угля.
Впрочем, за обеспечение эскадры углем граф Шпее мог не волноваться. Германская "система этапов" работала как часы. На западном побережье обеих Америк управление этой системой осуществляли фактически два человека, корветтен-капитан фон Кнорр, бывший военно-морской атташе в Токио, перебравшийся с началом войны в Сан-Франциско, и обер-лейтенант цур зее доктор Р. Ридигер, находившийся в Вальпараисо на коммерческом пароходе "Yorck". Эти активные молодые офицеры уже к 20 октября обеспечили погрузку на пароходы: 4300 т угля на "Seydlitz" (8008 брт, 14,5 уз) в Сент-Квентине, 2000 т на "Ramses" (7127 брт) и 3900 т на "Santa Isabel" в Вальпараисо, 2500 т на "Memphis" (7074 брт) в Пунта-Аренас и на "Sacramento" (бывший пароход Гамбург-Американской линии "Alexandria", проданный САСШ, и остававшийся под командованием прежнего капитана). Кроме того, к 7 ноября в Сан-Франциско готовилось для эскадры 7000 т угля. Этап в Вальпараисо доносил, что в чилийских гаванях готовы пароходы "Seydlitz", "Santa Isabel", "Ramses" и "Memphis", в совокупности имеющие на борту 12 700 т угля.
Кроме того, в нейтральных портах стояли в ожидании приказов следующие пароходы: "Yorck", вышедший из Вальпараисо и державшийся вблизи этого порта в течение 10—14 дней, пароход компании "Космос-Дампфер" — "Rhakotis" (6982 брт) в Вальпараисо, "Luxor" (7109 брт) в Коронеле и "Sisak" в Коррале, пароход Гамбург-Американской линии "Abessinia" в Кальяо и "Alda" компании "Роланд-линие" в Талькахуано. Также американской компанией были зафрахтованы для эскадры английский пароход "Vienna" с 12 000 т угля в Коронеле и два немецких парусника с 8000 т в Талькахуано. Эскадра пожирала огромное количество угля.
Однако Шпее требовалась информация, которая из-за уже описанных трудностей связи сильно запаздывала. Радиосвязь с Вальпараисо поддерживалась через передатчик парохода "Sacramento", на котором стояла радиостанция "Маркони", что маскировало место пребывания эскадры. На германских кораблях устанавливались радиостанции фирмы "Телефункен", с их очень характерным звуком ключа, поэтому использование германской станции фактически выдавало присутствие в данном районе немецкого корабля. Между тем из Вальпараисо дошло сообщение, что в Чили распространяются слухи о гибели в бою у Коронеля "Leipzig" и "Dresden". В связи с этим граф Шпее приказал этим крейсерам идти в Вальпараисо, дабы показать флаг и получить возможно более полную информацию о противнике. На "Dresden" отправился 2-й офицер Адмирал-штаба корветтен-капитан фон Беттихер, начальник разведки эскадры, с задачей доставить свежую информацию о противнике, отослать письма и телеграммы и поддержать престиж Германии, сильно страдавший от "английской лживой пропаганды". В полночь с 13 на 14 ноября германские крейсера вошли в гавань Вальпараисо. Простояв положенные 24 часа, "Leipzig" и "Dresden" вышли в море и направились на рандеву с эскадрой в бухту Сент-Квентин в 300 милях к северу от Магелланова пролива. 15 ноября граф Шпее получил известие о захвате японцами Циндао, об уничтожении "Emden" и о том, что сильная англо-японская эскадра двигается от побережья Северной Америки на юг. В тот же день, после полудня, "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nürnberg" с угольщиками "Baden", "Amasis" и "Santa Isabel" вышли в бухту Сент-Квентин. У острова остался лишь "Prinz Eitel Fredrich" с пароходами "Sacramento", "Titania" и призами "Helicon" и "Valentine".
К 17 ноября перегрузку с парусников завершили и "Valentine" затопили, a "Prinz Eitel Fredrich" и "Helicon" отправились в Вальпараисо. "Dresden" 16 ноября в 200 милях от мыса Консепсьон захватил английский угольщик "North Wales" (3661 брт, 8 уз), посланный еще Крэдоком на острова Хуан-Фернандес. Этот пароход не был оборудован радиотелеграфом, и его команда ничего не знала о сражении под Коронелем. На нем удалось захватить карты и вахтенный журнал, которые капитан не сумел уничтожить.
21 ноября эскадра графа Шпее собралась в бухте Сент-Квентин. Помимо крейсеров и угольщиков, которые шли с эскадрой, сюда же прибыли угольщики "Luxor" капитана В. Вальтера, "Memphis" капитана И. Эбелинга, "Seydlitz" капитана Лейтца, также в бухте стоял угольщик "Ramses" капитана В. Биленберга. Перегрузив с "Ramses" на "Seydlitz" 2000 т угля и материалов, первый отправили в Вальпараисо. На "Rhakotis" пересадили экипаж затопленного "North Wales" и приказали двигаться в порт Кальяо. "Amasis" с обер-лейтенантом морского резерва Хелле на борту отправился в Пунта-Аренас, с тем чтобы организовать отправку оттуда зафрахтованного американского парохода "Minnesotah" в точку рандеву 40° S и 50° W в 400 милях к юго-востоку от Ла-Платы. С эскадрой, таким образом, оставались угольщики "Seydlitz", "Baden" и "Santa Isabel", имевшие в общей сложности 17 000 т угля на борту. Только 26 ноября эскадра со своими угольщиками вышла из бухты Сент-Квентин и направилась к мысу Горн.
В обычных условиях на преодоление этих 300 миль потребовалось бы не более 30 часов экономического хода, т. е. чуть больше суток. Однако как только эскадра вышла за мыс Пенас, прикрывавший бухту, она попала в страшнейший шторм, шедший от мыса Горн. Моря, омывающие крайнюю южную точку Южной Америки, всегда славились своими штормами, но в данном случае это было что-то исключительное. Температура воздуха быстро снижалась, с юга стали заходить снежные заряды, волны громоздились гигантскими горами и обрушивались на палубы кораблей. Вода не успевала уходить в шпигаты, она тут же замерзала. Часть палубного груза просто смыло за борт. Командам приходилось скалывать лед, но вода проникала и во внутренние помещения кораблей, ее приходилось откачивать, помпы не справлялись. Команды выбивались из сил. Шторм был чрезвычайно опасен даже для броненосных крейсеров, а что уж говорить о маленьких легких крейсерах. И ладно бы, если бы это продолжалось день-два, но шторм бушевал целую неделю. В этих условиях корабли эскадры не могли выдерживать никакого строя, они рассеялись, и собрать их было очень непросто. В 100 милях от мыса Горн пришлось лечь в дрейф и ждать улучшения погоды, люди были так измотаны, что едва держались на ногах. Таким образом, когда 2 декабря эскадра все же приблизилась к мысу Горн, оказалось, что отрезок пути в 300 миль эскадра шла со средней скоростью 1,8 узла! Как будто сама природа противилась планам графа Шпее.
2 декабря утром адмирал передал флажным семафором на корабли эскадры, что намерен идти к Фолклендским островам, чтобы захватить английскую угольную станцию, и просил командиров высказать свое мнение о возможности проведения данной операции. В этот день эскадра находилась в 20—30 милях на долготе мыса Горн, шторм немного утих, и корабли легли в дрейф уже из-за тумана. Видимость была практически нулевая. После полудня по правому борту обнаружили айсберг в 600 м длиной и 46 м высотой, вслед за этим с левого борта показался парусный корабль. Это был канадский барк "Drummuir" (1844 брт) с 2750 т кардифского угля на борту, направлявшийся в Сан-Франциско. С "Leipzig" послали призовую команду и захватили барк. Было принято решение отвести захваченное судно к острову Пиктона и там, в Бигль-канале, перегрузить с него уголь на корабли эскадры. Барк не имел радиопередатчика и даже не мог послать в эфир сигнал SOS. Таким образом, по чистой случайности эскадра не пришла к Фолклендским островам уже 4 декабря. В связи с этим возникает вопрос: зачем графу Шпее нужен был этот уголь с парусника, ведь и без него эскадра имела около 17 000 т? Видимо, не весь уголь был кардифским, а доподлинно известно, что именно кардифский уголь ценился моряками того времени больше всего из-за высокого КПД и меньшей дымности по сравнению с другими сортами угля. Поэтому в роковом решении не было ничего удивительного.
Придя 3 декабря на остров Пиктона, эскадра занялась погрузкой угля. Офицеры пытались использовать время для охоты на тюленей. Утром 6 декабря, после того как затопили "Drummuir", командующий эскадрой собрал своих командиров на совещание по поводу атаки на Фолклендские острова. Мнения на совете разделились: сам граф Шпее, начальник штаба эскадры капитан цур зее Филитц и командир "Nürnberg" капитан цур Зее фон Шенберг стояли за операцию, а командиры "Gneisenau", "Dresden" и "Leipzig", соответственно капитаны цур Зее Меркер, Людеке и фрегаттен-капитан Хаун, были против операции. Хаун доказывал, что сведения, которые сообщали об уходе английских кораблей с Фолклендов в Южную Африку, — фальшивка, и верить им нельзя, лучше обойти острова в 100 милях с востока и внезапно обрушиться на торговое судоходство в районе Ла-Платы. Командир "Scharnhorst" капитан цур зее Феликс Шульц воздержался при голосовании, именно это дало основание графу Шпее настоять на своем плане — атаковать Фолкленды и захватить в плен губернатора в отместку за захват англичанами германского губернатора на Самоа. Жребий был брошен, 6 декабря после полудня эскадра Шпее вышла в поход курсом на юго-восток от Огненной Земли.
8 декабря 1914 г. у Порт-Стэнли (Фолклендские острова) немецкая эскадра была перехвачена отрядом противника, ядро которого составляли вооруженные 305-мм орудиями скоростные линейные крейсера "Invincible" и "Inflexible" и в ходе последующего боя была полностью разгромлена. См. Бой у Фолклендских островов.
|
|
коммодор Louis von Blanc -------------------------------------------------- 18 июля 1881 - 1883
контр-адмирал барон Max von der Goltz ------------------------------- 26 августа 1883 - 1884
коммодор Carl Paschen ----------------------------------------------------- 4 марта 1884 - 1885
контр-адмирал Eduard von Knorr --------------------------------------- 17 августа 1886 - 1887
коммодор Karl Eduard Heusner ------------------------------------------ 15 апреля 1887 - 1888
контр-адмирал Karl August Deinhard ----------------------------------- 31 августа 1888 - 16 марта 1889
контр-адмирал Victor Valois ----------------------------------------------- 20 мая 1889 - 1892
контр-адмирал Friedrich von Pawelsz ----------------------------------- 23 февраля 1892 - 6 апреля 1893
контр-адмирал Paul Hoffmann -------------------------------------------- 25 ноября 1894 - 1896
контр-адмирал Alfred von Tirpitz ---------------------------------------- 15 июня 1896 - 29 марта 1897
контр-адмирал/вице-адмирал Otto von Diederichs ------------------ 11 июня 1897 - 1899
контр-адмирал Prinz Heinrich von Preußen ---------------------------- 14 апреля 1899 - 1900
вице-адмирал Emil Felix von Bendemann ------------------------------- 17 февраля 1900 - 1902
вице-адмирал Richard von Geißler --------------------------------------- 15 февраля 1902 - 1903
контр-адмирал/вице-адмирал Curt von Prittwitz und Gaffron --- 15 ноября 1903 - 1905
контр-адмирал Alfred Breusing ------------------------------------------- 11 ноября 1905 - 1907
вице-адмирал Carl von Körper -------------------------------------------- 13 мая 1907 - 1909
вице-адмирал Friedrich von Ingenohl ------------------------------------ 18 мая 1909 - 1910
контр-адмирал Erich Güler ------------------------------------------------ 6 июня 1910 - 21 января 1911
контр-адмирал Günther von Krosigk ------------------------------------ 25 марта 1911 - 1912
вице-адмирал Maximilian Graf von Spee ------------------------------- 4 декабря 1912 - 1914
|
Страница составлена на основе материалов этого сайта |
последнее обновление: 07.05.2023
|
|