ОглавлениеТранспорты → Транспорт "Elbe"

  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Транспорт-клипер (Transporter, Klipperfregattschiff)

 Elbe 


Пруссия, с 1859 г. 1 ед. (купленный клипер)


 

*
Elbe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / год постройки в строю примечания
1 Elbe <T. A. Andersen>, Апенраде / 1857 22.01.1859 клипер "Columba", куплен для прусской восточноазиатской экспедиции 1860 - 1862 гг, 24.07.1862 продан.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 560 т
полное 750 т
регистровое 459 брт
Размерения длина ВЛ 47,45 м
ширина 9,45 м
осадка ок. 2,8 м
Энергетическая установка паруса полное вооружение, 1300 м².
Ходовые данные скорость до ?
Экипаж 41 чел.
Дополнительные данные корпус деревянный с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
6 - 6 ф пушек, в прусском списке 1861 г. - 2 пушки
+ на борту имелся паровой пинасс "Vesta"

 

В 1858 году Пруссия решила послать в Восточную Азию эскадру, чтобы доставить туда прусского чрезвычайного посла графа Фридриха Альберта Ойленбургского, обозначить там военную поддержку немецкой торговли и заключить торговые договора. Для обеспечения восточно-азиатской экспедиции в пути продуктами, водой и прочим необходимым решили придать эскадре транспортное судно. Для этого 22 января 1859 года был куплен клипер "Columba" (по разным данным, либо построенный в 1857 г., либо всё ещё находящийся в постройке) и переименовали его в "Elbe" (что, кстати, положило начало традиции называть транспорты снабжения немецкого ВМФ в честь рек).

По некоторым данным, на паруснике стояла небольшая паровая машина, но скорее всего - имеется в виду машина взятого на борт парового пинасса "Vesta" (построен Janssen & Schmilinsky, Гамбург, 10,36 x 1,83 м). То же относится и к вооружению - указано, что корабль имел шесть 6-ф пушек, все или часть из которых, возможно, стояли на пинассе. Согласно списку кораблей прусского флота за 1861 год, вооружение клипера составляли 2 пушки.

8 января 1860 г. "Elbe" был введён в кампанию в Гамбурге и 7 марта под командованием капитана-лейтенанта Райнхольда фон Вернера (Reinhold von Werner) вышел в дальний поход в составе эскадры, в которую вошли: паровой фрегат "Arcona", парусный фрегат "Thetis" и военная шхуна "Frauenlob". 7 августа 1860 корабли прибыли в Сингапур, где "Elbe" прошёл ремонт, затем отправились дальше, но 2 сентября перед Йокогамой эскадра попала в тайфун, в котором погиб "Frauenlob". Большие корабли так же пострадали, но 18 сентября 1860 они всё-же прибыли в Йокогаму, где граф Ойленбургский нанёс официальный визит. 5 декабря 1860 г. эскадра отправилась из Эдо с визитом в Сиам, где пинасс "Vesta" был подарен правительству Сиама. Позже транспорт отделился от эскадры и 19 мая 1862 прибыл в британский Фальмут, а 25 мая был уже в Свинемюнде.

Клипер недолго числился в составе флота и 24 июля 1862 был продан за 20 тыс. талеров частному лицу под прежним именем "Columba". В 1864 судно принадлежало шведской компании "Olof Wijk & Co" в Гётеборге и под флагом этой фирмы до 1876 года возило, в числе прочего - уголь из Англии, после чего было, по видимому, списано.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
 
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.11.2024

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1823-1867

Пинасс "Vesta".

Модель корпуса клипера "Columba".
Следующая страница - транспорт снабжения "Ida".
Предыдущая страница - транспортные парусники гамбургской флотилии.