Оглавление → Крейсера → Броненосный "Fürst Bismarck"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большой (броненосный) крейсер (Kreuzer I. Klasse, Großerkreuzer)
Германия, 1900 г. 1 ед. (проект 1893-1895 гг.) * Fürst Bismarck *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Первый классический броненосный крейсер немецкого флота ("большой крейсер 1-го класса"). Проектировался для действий в одиночку на океанских коммуникациях противника (хотя и вопреки сильной оппозиции в немецких политических кругах), поэтому имел размеры, схему бронирования и вооружение, практически идентичные таковым у броненосцев типа "Kaiser". Крейсер был во всем чуть-чуть поменьше: при водоизмещении 10700 т он был вооружен примерно такими же орудиями - 240, 150 и 88-мм и нес немного более тонкую броню: пояс 102-203 мм, палуба 32-51 мм и башни 102-203 мм. Единственное различие, да и то небольшое, было в скорости хода и запасе топлива - 17,5 узла и 9% от водоизмещения у "Kaiser" и 19 узлов и 11,2% от водоизмещения у "Fürst Bismarck". Большинство морских специалистов того времени считали этот корабль не "чистым" крейсером, а переходным типом броненосца. Вместе с тем сами немцы считают его сильно увеличенным вариантом крейсеров типа "Freya". "Fürst Bismarck" имел почти вдвое большее водоизмещение по сравнению с "Freya", солидный по толщине (хотя и узкий) броневой пояс, выше которого располагался верхний, более тонкий (100-миллиметровый); главный калибр состоял из пары двухорудийных башен, также прилично защищенных, лишь немного слабее, чем у броненосцев типа "Kaiser". Поскольку корабль строился для дальних походов в колониальные воды, подводная часть корпуса была обложена тиковыми досками, поверх которых прибили листы меди. Внутренние помещения корабля были сделаны просторными и хорошо вентилируемыми (причем не только офицерские каюты, но и кубрики команды). Крейсер изначально планировалось использовать в качестве флагмана эскадры, поэтому на нем предусмотрели помещения для адмирала и его штаба (всего 71 человек). Узкий броневой пояс, установленный на уровне ватерлинии, высотой 2,5 метра в центральной части имел толщину 200 мм, в оконечностях 100. Шесть 150-мм орудий размещались в одинарных башенных установках, столько же находилось в центральном каземате. Первые десять лет службы корабль находился на удаленных театрах, затем вернулся в Германию. С 1910 наступил продолжительный период ремонтов и модернизаций, затянувшийся почти на шесть лет: котлы заменили на новые, сняли устаревшие 37-мм пушки, число 150-мм орудий сократили до десяти. Затем, по дурной традиции, только что "приведенный в чувство" корабль немедленно разоружили и превратили в учебное судно для подготовки кочегаров. С началом войны являлся кораблем береговой обороны на Балтике, с 1915 г.— учебное судно школы механиков в Киле (по другим данным - корабль-цель на учениях торпедистов), с 1916 учебное судно кочегаров в Киле, в 1919 использовался как штабное судно. Сдан на слом в 1920 г.
Конструкторское бюро Имперского ведомства Морского флота разработало в 1893-1895 гг. проект "крейсера 1 класса", с 27 февраля 1899 г. переклассифицированного в большой крейсер. Первоначальный вариант был, как-бы крейсерским вариантом броненосцев типа "Brandenburg", "скрещенным" с бронепалубной "Kaiserin Augusta", с 4 - 240 мм пушками в барбетных установках, 16 - 105 или 88 мм орудиями и 4 надводными торпедными аппаратами. Корабль должен был заменить устаревший корвет с закрытой батареей "Leipzig" 1874-1877 гг. постройки. Финансирование строительства (полная стоимость 18945 млн. марок) было заложено расходом в бюджете 1895/96 гг. Строительный подряд заключен с казенной верфью в Киле, где с 1 апреля 1895 г. состоялась закладка крейсера с заводским № 23 и построечным названием "Ersatz Leipzig".
Первоначальный проект
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
Позже проект переработали, что-бы он соответствовал новым разрабатываемым броненосцам. Как и ранее, получился снова гибрид, но теперь нового типа броненосцев "Kaiser" и бронепалубных крейсеров типа "Hertha". С постройкой крейсера Германия сделала, наконец вслед за другими державами, выбор в пользу броненосных крейсеров. Немецкий крейсер впервые помимо броневой палубы получил ещё сплошной броневой пояс по ватерлинии и более крупный главный калибр (240-мм). "Fürst Bismarck" фактически был опытным образцом, став прототипом всех броненосных крейсеров Германии, на нем отрабатывались технические решения, определялись уязвимые места и вносились коррективы в проекты следующих кораблей этого класса.
Корабль имел следующие тактико-технические данные: Водоизмещение: конструктивное 10690 т, нормальное, 11461 т. Длина: между перпендикулярами: 120 м, по конструктивной ватерлинии 126,7 м, наибольшая 127 м. Ширина: наибольшая по конструктивной ватерлинии 20,4 м. Осадка по конструктивной ватерлинии 7,9 м, фактическая: носом 7.8 м. кормой 8,4 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 18,9 т. Высота борта на миделе (46 шп) 12,83 м. Высота надводного борта — 4,9 м. Корпус крейсера набран из стали по смешанной системе, продольные стрингеры связывались с поперечными шпангоутами, оконечности набирались по поперечной системе. Корпус в подводной части формировался килем или нулевым стрингером, к которому крепился форштевень и ахтерштевень, и с каждого борта пятью стрингерами, расположенными равномерно от киля до шельфа, броневого пояса (шестого стрингера). Поперечную прочность обеспечивали 104 шпангоута. Три шпангоута от ахтерштевня до кормового перпендикуляра имели номера со знаком минус. Кормовой перпендикуляр в немецком кораблестроении традиционно проходил по оси руля и считался нулевым шпангоутом, дальше в нос стрингеры пересекали 100 шпангоутов. Шпация на всех крейсерах была постоянной, ее величина 1,2 метра. Обшивка настилалась как снаружи, гак и изнутри шпангоутов. Внутренняя обшивка образовывала двойное дно, простиравшееся на длине 74,16 м, что составляло 59% от длины конструктивной ватерлинии. Для уменьшения качки к внешней обшивке приклепывались скуловые кили. Вся подводная часть дополнительно защищалась слоем тика и поверх его сплавом Мюнца, заменителем дорогостоящей меди. Переборки разделяли корпус на 13 основных водонепроницаемых отсеков. Считая с кормы в нос на промежуточной палубе в первом отсеке помещались: отделение кормового торпедного аппарата; офицерские кладовые; во втором — офицерские кладовые, в третьем — погреба 240, 88 и 37-мм боеприпасов; в четвертом отсеке находились отделения динамо-машин и погребов 150-мм боеприпасов; в пятом — отделение главных бортовых паровых машин; в шестом — отделения кормовой котельной группы и угольные ямы; в седьмом отсеке — погреба 150-мм снарядов и зарядов; в восьмом отсеке располагались отделения средней котельной группы; в девятом отсеке носовая котельная группа, 150-мм погреба и угольные ямы; в десятом помещались — 150-мм погреба и вспомогательные механизмы; в одиннадцатом — отделения шпилевых машин, в двенадцатом отсеке провизионное отделение; последний, тринадцатый, являлся таранным отсеком. Всего на крейсере было 245 водонепроницаемых помещений, из которых на междудонное пространство приходилось 58 отсеков, на угольные ямы — 20, на коффердамы — 54 отсека. По высоте корпус разделялся семью палубами, начиная от настила двойного дна шли две прерывающиеся платформы, броневая, промежуточная, батарейная, верхняя и надстроечная палубы. По ватерлинии борт защищал сплошной пояс из цементированной брони Круппа высотой 2,3 м переменной толщины. От шп. 14 до шп. 79 на тик толщиной 200 мм укладывались плиты толщиной в верхней части 200 мм, утончающиеся к нижней кромке до 100 мм. Над конструктивной ватерлинией по проекту пояс должен был возвышаться на 0,6 м. Носовую и кормовую оконечности закрывали плиты толщиной 100 мм, уложенные в корме на тик 200 мм толщины, в носу на тик 100 мм. К поясу сверху крепилась плоская броневая палуба, состоящая из трех слоев никелевой стали общей толщиной 50 мм в границах 14-79 шп и из двух слоев (30 мм) в оконечностях корабля. На упомянутых шпангоутах располагались броневые траверзы, также из крупповской стали, толщиной 100 мм на тиковых (100 мм) подкладках, скрепляющие собой всю броневую "коробку" крейсера. Оконечность дополнительно была защищена броневой платформой, обшей толщиной 50 мм. прикрепленной к нижним торцам пояса. Легкий борт выше броневой палубы защищал лишь устроенный от носа до кормы коффердам. Пробковая крошка коффердама должна была, по мнению конструкторов, заменять броню. Местное бронирование включало в себя защиту башен, казематов и боевых рубок. Барбеты башен главного калибра и сами башни защищались броней толщиной 200 мм, крыши башен имели плиты 40-мм толщины. Башни и казематы среднего калибра и подачные шахты 80 мм, амбразуры в казематах 70 мм. Носовая боевая рубка имела вертикальную броню 200 мм толщины, горизонтальную 30 мм, шахту 100 мм. Кормовая броневая рубка при том же горизонтальном бронировании имела 100-мм вертикальную броню, шахту 80 мм. 88-мм орудия имели 40-мм щиты. Крейсер имел три четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения. Диаметры цилиндров: цилиндра высокого давления 940 мм. цилиндра среднего давления 1460 мм, двух цилиндров низкого давления по 1600 мм. Ход поршня 950 мм. Суммарная проектная мощность, по разным данным, достигала 13000-13500 л.с. и должна была обеспечить скорость хода 18 уз. Пар вырабатывали восемь цилиндрических огнетрубных котлов в четырех носовых котельных отделениях и четыре водотрубных котла системы Шульца в двух котельных отделениях. Другие источники говорят о таком же числе водотрубных котлов системы Дюрра. Рабочее давление пара составляло 12 атм. Общая площадь нагревательной поверхности котлов равнялась 3732 м:, площади колосниковых решеток 91,2 м:. Цилиндрические котлы (32 топки) объединили в носовую дымовую трубу большего сечения, водотрубные (8 топок) — в овальную кормовую. На испытаниях на максимальную скорость достигнутая мощность, 13622 л.с, превысила контрактную, соответственно и скорость составила 18,75 уз при максимальном расходе угля 236 т/сут. Был определен и экономический режим хода. При разобщенной средней машине и половинном числе котлов под парами наибольшая дальность плавания — 4560 миль — получаясь с полным запасом угля 1330 т при 10-узловой скорости. Расход угля при этом достигал 72 т/сут. Нормальный запас угля составлял 900 т. "Fürst Bismarck" оказался хорошим мореходным судном, несколько уваливавшимся на подветренный борт, легко входил на волну, обладал хорошей маневренностью и управляемостью. При незначительной килевой качке бортовая качка бывала довольно значительной, хотя и плавной. С увеличением скорости хода возрастала вибрация корпуса, особенно в районе кормы. Метацентрическая высота: поперечная 0,72 м, продольная 138 м. Остойчивость наибольшая была при крене 38°, нулевая при крене 74°. Дифферентующий момент на метр осадки составлял 12064 т/м. Крейсер имел один полубалансирный руль с наибольшим углом перекладки на борт 40° и три трехлопастных винта. Диаметр среднего составлял 4,4 м, двух бортовых — 4,8 м, шаг переменный 5,8-6,8 м. Электрическое освещение на крейсере было полное, т.е. освещались все помещения. Электричество вырабатывали пять динамо-машин общей мощностью 325 кВт. Напряжение бортовой сети — 110 V. На корабле размещались четыре боевых прожектора. Как и на "Victoria Louise", они стояли на батарейной палубе (два с каждого борта) и выдвигались по рельсам на площадки, откидывающиеся на траверзе фок-мачты и позади грот-мачты. Позднее два прожектора были перенесены на салинги мачт. Четыре скорострельных 240-мм орудия С/ 97 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях по диаметральной плоскости (скорострельность — два выстрела в три минуты). Носовая стояла на 83-89 шпангоутах, кормовая на 12-18 шп. Высота орудий от конструктивной ватерлинии достигала 10,15 м для носовой и 6,8 м для кормовой башни. Максимальный угол снижения орудий -4°, максимальный угол возвышения +30°, при котором дальность прицельного выстрела 215-кг бронебойным снарядом составляла 91,2 каб. Горизонтальный сектор обстрела составлял 270°. На корабле хранилось 312 240-мм снарядов. Шесть скорострельных 150-мм орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров находились в одноорудийных башнях. Диапазон их вертикальной наводки равнялся от - 4 до +30°, а максимальная дальность стрельбы 73,9 каб. Две носовые башни размещались симметрично на полубаке (65-77 шп) и имели угол горизонтальной наводки 168°. Две средних и две кормовые башни находились на верхней палубе (48-49 и 25 шп), их горизонтальная наводка была в пределах 170° и 173° соответственно. Боезапас для 150-мм орудий составлял 720 снарядов. Шесть аналогичных 150-мм орудий стояли в казематах на станках с центральным штырем. Максимальный угол снижения орудий равнялся - 8°, остальные данные для этих установок были подобны данным для башенных орудий. Располагались орудия: два носовых на верхней палубе симметрично на 75 шпангоуте, четыре — в батарее на батарейной палубе также побортно на 52 и 44 шп. Сектора горизонтальной наводки всех орудий равнялись 126°. Боезапас всех казематных орудий состоял из 720 снарядов. Десять 88-мм орудий С/89 на центральном штыре с длиной ствола 30 калибров имели вертикальную наводку - 10° + 20°, дальность выстрела 37,7 каб. Располагались орудия: два под полубаком с углом обстрела 92-100° (разный для левого и правого борта), два в корме на батарейной палубе с углом обстрела 110°, два на носовом мостике с углом обстрела 150°, два на спардеке с углом обстрела 130° и, наконец, два на кормовом мостике с углом обстрела 145°. Боекомплект 2500 патронов. Десять 37-мм револьверных пушек с боекомплектом 15000 патронов имели вертикальную наводку от - 10° до + 15°, максимальную дальность выстрела 20 каб. Четыре 8-мм пулемета (боезапас 40000 патронов) стояли на марсах и имели вертикальную наводку от - 40° до + 13°, дальность стрельбы 17,8 каб. Для вооружения десантных партий на корабле имелось 297 винтовок Mod.98 и 80 пистолетов Mod.79. Торпедное вооружение состояло из пяти подводных 450-мм торпедных аппаратов (один носовой, остальные бортовые) и одного подводного (кормовой) с запасом торпед С/45,91 из 16 штук. Якорное устройство включало два становых якоря Холла по 6 т, один запасной якорь в 6 т, один кормовой якорь Холла в 2 т и один адмиралтейский верп 0,8 т. На корабле имелось два минных катера водоизмещением 17 т, один паровой катер, один баркас, два вельбота, два рабочих катера, гик, три яла — всего 14 шлюпок. Экипаж насчитывал 36 офицеров и 585 матросов. Как флагман крейсер мог принять еще 14 офицеров и 62 матроса. Корабль обошёлся казне в 18 945 000 марок. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Изменения Сперва 5 прожекторов: 1 на топе фок-мачты и 4 на забортных площадках, с 1904 г. только 2: на топе фок-мачты и на крыше кормовой рубки. С 1915 - новые мачты без боевых марсов, носовой прожектор на площадке у фок-мачты на высоте 20 м над КВЛ, 2 кормовых - на площадке у грот-мачты на высоте 14 м над КВЛ. Снят мостик шлюпочных кранов, перестроена кормовая надстройка, демонтированы кормовые 150-мм башни, изменена форма крепления руля.
Контракт на постройку "Ersatz Leipzig" был заключен с Императорской верфью в Киле. Сама дата закладки, 1 апреля, — день рождения первого рейхсканцлера Отто Бисмарка (Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк, князь Шенгаузен, герцог Лоуенбургский, 1875-1898) — уже наталкивает на мысль, что имя первому броненосному крейсеру Германии было выбрано задолго до официальной церемонии спуска на воду. Предложение назвать корабль в честь О. Бисмарка исходило от государственного секретаря Имперского морского ведомства контр-адмирала А. Тирпица. Кайзер Вильгельм II утвердил это название, однако, сам престарелый Бисмарк воспринял в штыки такую новость. Еще бы, молодой Вильгельм ведь не только самого канцлера отстранил от дел шесть лет назад, но и корабль, носивший его имя, корвет "Bismarck", проплававший всего 13 лет, был вычеркнут из списков вслед за своим покровителем. Тем не менее А. Тирпицу все же удалось уговорить О. Бисмарка. 25 сентября 1897 г. состоялся спуск на воду и крещение корабля именем "Fürst Bismarck". "железный канцлер" был уже слишком стар и болен, чтобы лично присутствовать на цанамонии, поэтому он послал на неё свою внучку. 2 марта 1900 года, когда верфь завершала достройку нового броненосного крейсера, на него случайно навалился броненосец "Sachsen, слегка повредив корму "Fürst Bismarck". Авария задержала начало ходовых испытаний до 19 марта. 1 апреля 1900 г. корабль был официально введен в состав флота, но Бисмарк не дожил до этого дня, он умер 30 июля 1898 г. Вспыхнувшее в Китае Боксерское восстание не оставляло времени на проведение всесторонних испытаний корабля и внесение необходимость изменений было отложено, так-как крейсер определили в подкрепление восточноазиатской эскадры. ЗАГРАНИЧНЫЙ ПОХОД, КИТАЙ, 1900-1909 После обучения по сокращённой программе, 30 июня 1900 г. крейсер покинул Киль и направился в Восточную Азию, остановившись для дозаправки в Гибралтаре, в Порт-Саиде и Порт-Тевфике на обоих концах Суэцкого канала. Во время перехода через Красное море 41 член экипажа пострадал от жары. "Fürst Bismarck" остановился в Периме на южной оконечности Красного моря, а затем пересек Индийский океан прибыв а Коломбо (Цейлон) а затем в Сингапур. В Сингапуре 4 августа корабль получил приказ сопровождать в Китай войсковые транспорты "Frankfurt" и "Wittekind". Три корабля прибыли в Циндао 13 августа, а четыре дня спустя вице-адмирал Эмиль Феликс фон Бендеманн, командующий Восточно-Азиатской эскадрой, перенёс свой флаг с крейсера "Hertha" на "Fürst Bismarck". Кроме них в состав эскадры входили крейсера "Hansa", "Kaiserin Augusta", "Irene", "Gefion" и "Seeadler", последний прибыл в регион всего за несколько дней до этого. 30 августа на рейд Вузун в районе Шанхая прибыла экспедиционная дивизия, состоявшая из четырех линкоров типа "Brandenburg" и авизо "Hela". В следующем месяце эскадра была дополнительно усилена крейсерами "Geier", "Bussard" и "Schwalbe", канонерскими лодками "Tiger" и "Luchs", миноносцами S.90, S.91, S.92, а также госпитальным судном "Gera". Таким образом Германия предоставила Альянсу восьми наций 24 военных корабля и 17 000 солдат. В общей сложности для борьбы с боксерами альянс имел 250 военных кораблей и 70 000 солдат. По соглашению с Россией командующим многонациональными силами был назначен немецкий генерал-фельдмаршал Альфред фон Вальдерзее. Бендеман решил осуществить блокаду Янцзы и отправился туда с "Fürst Bismarck", "Gefion", "Irene" и канонерской лодкой "Iltis", а также кораблями Отдельной дивизии, хотя линкор "Wörth" он послал в Таку для прикрытия высадки десанта. Десанты с кораблей высадились на берег в Шанхае, чтобы защитить тамошних европейцев. Для защиты граждан Германии, Австро-Венгрии и Бельгии в других местах Бендеманн отправил "Seeadler" и "Schwalbe" вверх по Янцзы, "Bussard" — в Сямэнь, а "Luchs" и S.91 — в Кантон. Сам Бендеманн на "Fürst Bismarck" базировался в Шанхае, куда 25 сентября прибыл крейсер "Hertha" с новым послом Германии в Китае Альфонсом Муммом фон Шварценштайном, который встретился с Бендеманом, прежде чем отправиться в Пекин. К этому времени союзные войска захватили Бэйкан в устье реки Хай, но зимой порт часто замерзал, поэтому были необходимы дополнительные гавани для снабжения сил, сражающихся на берегу. Поэтому Бендеманн направил большую часть своего флота для нападения на порты Шаньхайгуань и Циньхуандао, поскольку они имели железнодорожное сообщение с Таку и Пекином. Бендеманн предъявил китайским защитникам ультиматумы о сдаче городов и они приняли его, позволив Альянсу занять оба города без боя. 5 октября 1900 "Fürst Bismarck" направился в Таку, где присоединился к крейсерам "Hertha" и "Hela" , а также к линкорам "Brandenburg" и "Kurfürst Friedrich Wilhelm". С конца октября военно-морские силы Альянса восьми наций сосредоточились в устье Янцзы. Великобритания и Германия подозревали друг друга в попытке оккупировать этот район на постоянной основе, но оба подозрения оказались ложными. В ноябре 1900 "Fürst Bismarck" прошёл ремонт машины в Нагасаки. Бендеманн на этот период временно перешёл на "Kaiserin Augusta". К февралю 1901 года боевые действия стихли до такой степени, что корабли Восточно-Азиатской эскадры смогли возобновить обычный режим индивидуальных и эскадренных учений. В мае "Seeadler" был откомандирован на Яп на Каролинских островах, а в июне Отдельная дивизия, "Irene" и "Gefion" ушли в Германию. В июле 1901 Восточноазиатская эскадра вернулась к своей обычной деятельности мирного времени. В середине 1901 года "Fürst Bismarck" с "Geier", S.91 и S.92 посетил японские порты, а в сентябре с S.91 - Порт-Артур в русской Маньчжурии. В октябре 1901 эскадра предприняла учебный поход в японские воды, после чего "Fürst Bismarck" снова ушёл на ремонт в Нагасаки, который включал работы с часто протекавшей кормой. "Fürst Bismarck" завершил ремонт в Нагасаки 15 января 1902 года, а в начале февраля встретился в Сингапуре с "Hertha" и "Bussard". Там на корабль вернулся Бендеманн, но через несколько дней, 15 февраля, он передал командование эскадрой вице-адмиралу Рихарду Гайсслеру. Позже в том же месяце к эскадре присоединился легкий крейсер "Thetis". Вскоре после этого последовали дальнейшие изменения в составе эскадры: "Kaiserin Augusta", S.91, S.92 вернулись в Германию в феврале-марте. В апреле 1902 "Geier", "Schwalbe" и "Luchs" отправились в Нинбо, чтобы защитить европейцев от волнений в городе, в то время как "Fürst Bismarck" и остальная часть эскадры совершили поход по портам Восточной Азии, от Японии до Голландской Ост-Индии. В течение этого периода они также проводили различные учения и поочередно посещали Циндао и Японию для текущего ремонта. "Schwalbe" вернулась в Германию в сентябре. 25 декабря 1903 кайзер Вильгельм II наградил "Fürst Bismarck" призом по стрельбе (Schießpreis). В начале 1903 года "Fürst Bismarck" вместе с "Hansa" и "Thetis" бросил якорь в устье Янцзы. Корабли оставались там до середины марта, после чего вернулись в Циндао, где пробыли до конца апреля. В течение мая 1903 эскадра проводила учения, в ходе которых "Fürst Bismarck" снова выиграл Schießpreis. Корабль в компании с "Bussard" посетил Японию, где Гайсслер и его штаб были приняты императором Мэйдзи. Затем в начале августа оба корабля нанесли визит во Владивосток. 15 ноября 1903 Гайсслера на посту командира эскадрильи сменил контр-адмирал Курт фон Притвиц унд Гаффрон, после чего в декабре "Fürst Bismarck" снова ушёл в Нагасаки для очередного капитального ремонта. 1904 год начался с учений и посещений портов региона. К этому времени значительно возросла напряженность между Россией и Японией из-за конкурирующих интересов в Корее, поэтому 7 января Адмиралштаб поручил Притвицу и Гаффрону соблюдать строжайший нейтралитет по отношению к обеим странам. 20–23 января "Hansa" эвакуировала немецких и австро-венгерских граждан из Порт-Артура и Дальнего. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией 5 февраля и 8/9 февраля внезапно атаковала российский флот в Порт-Артуре, не объявив войны. 12 февраля "Hansa" вернулась в Порт-Артур, чтобы вывести из города последних мирных жителей, а "Thetis" был отправлен в Чемульпо, чтобы сделать то же самое 21–22 февраля. После битвы на Желтом море 10 августа несколько поврежденных русских кораблей нашли убежище в Циндао, в том числе линкор "Цесаревич" и крейсер "Новик", где они были интернированы. До конца русско-японской войны "Fürst Bismarck" и Восточно-Азиатская эскадра были в основном заняты обеспечением интернирования кораблей и уничтожением российских морских мин, угрожавших немецкому судоходству в области Желтого моря. Кроме того эскадра продолжала обычные учения, и в том же году "Fürst Bismarck" снова выиграл Schießpreis. Он, "Hertha" и "Seeadler" присутствовали на открытии немецкого клуба в Шанхае. В начале 1905 года беспорядки в Китае вынудили большую часть эскадры оставаться до марта в китайских портах. Когда к этому району подошла Вторая Тихоокеанская эскадра России, Притвиц унд Гаффрон отозвал свои корабли в Циндао. После Цусимского сражения, в котором русская эскадра была уничтожена, немецкие корабли возобновили учебную деятельность. Позже в том же году "Seeadler" и "Thetis" были отправлены в Германскую Восточную Африку для подавления восстания. К августу 1905 в Циндао был построен сухой док, что позволило Восточноазиатской эскадре самостоятельно ремонтировать свои корабли. В октябре там проходил ремонт "Fürst Bismarck". 11 ноября Притвица унд Гаффрона еа посту командира эскадры сменил контр-адмирал Альфред Бройзинг и в декабре он отправился в тур по южной части Восточно-Азиатской станции, но круиз пришлось прервать из-за беспорядков в Шанхае, вызвавших необходимость присутствие там "Fürst Bismarck". Корабль высадил на берег десант вместе с матросами с канонерских лодок "Jaguar", "Tiger" и "Vaterland". Моряки патрулировали центр города и охраняли немецкое консульство, но в подавлении беспорядков активного участия не принимали. В январе 1906 года "Fürst Bismarck" начал турне по Индонезии, после которого в конце февраля отправился в Гонконг через Северное Борнео. Он оставался там почти месяц, выйдя только 23 марта, чтобы встретить остальную часть эскадры, которая к тому времени покинула Шанхай. "Fürst Bismarck" и "Hansa", единственные к тому времени крупные корабли эскадры, в мае посетили японские порты. 28 мая "Fürst Bismarck" отправился в Таку, откуда Бройзинг и члены его штаба отправились по суше в Пекин, став первыми немецкими военно-морскими офицерами, посетившими императора Гуансюй и вдовствующую императрицу Цыси после боксерского восстания. 4 июля 1906 "Hansa" начала обратный путь в Германию, а 9 августа к эскадре прибыл легкий крейсер "Niobe". 19 ноября для усиления эскадры прибыл легкий крейсер "Leipzig". В начале 1907 года "Fürst Bismarck" и "Tiger" отправились в новое турне по Индонезии и Японии. 13 мая прибыл контр-адмирал Карл фон Керпер, чтобы заменить Бройзинга. Он начал свое пребывание на посту командира эскадры с того, что поднялся на борт "Tiger" для похода по Янцзы, чтобы ознакомиться с экономическими интересами Германии в этом районе. Вернувшись на "Fürst Bismarck", он вместе с "Niobe" посетил Японию. Во время маневров эскадры в том году "Fürst Bismarck" в четвертый раз выиграл Schießpreis. 23 октября к эскадре присоединился легкий крейсер "Arcona", наконец вернув численность подразделения к предписанным четырем крейсерам. В январе 1908 года "Fürst Bismarck" отправилась в Сиам, где его посетил тамошний король. Остальная часть года прошла без происшествий, и в начале 1909 года крейсер получил приказ вернуться в Германию для ремонта. Масштаб работ, необходимых для корабля, находившегося за границей девять лет, был больше, чем можно было выполнить в доке в Циндао, и было слишком дорого выполнить их в другом месте в Азии. 8 апреля 1909 он отправился домой и 29 апреля в Коломбо встретился с новым флагманом Восточноазиатской эскадры, броненосным крейсером "Scharnhorst". "Fürst Bismarck" прибыл в Киль 13 июня. 26 июня 1909 г. крейсер исключили из состава кораблей первой линии и вывели в резерв. РЕМОНТ И ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА, 1910-1919 В 1910 году "Fürst Bismarck" был отправлен на императорскую верфь в Киле для масштабной модернизации. Часть работ также включала переоборудование корабля в учебный торпедный корабль для замены старого броненосца "Württemberg". Тяжелые боевые мачты были заменены на более легкие, а две кормовые 15-сантиметровые башни были сняты, вместо шлюпочных кранов поставили легкие грузовые стрелы, наконец, демонтировали не оправдавшую себя рулевую рубку и т.д. Работы продолжались четыре года и были завершены вскоре после начала Первой мировой войны в июле 1914 года. 28 ноября "Fürst Bismarck" был введен в строй под командованием капитана-цур-зее Фердинанда Бертрама, бывшего начальника артиллерийского училища. Пятнадцатилетний ветеран прошел ходовые испытания, но из-за малой боевой ценности не был передан в строевую часть, плохое состояние не позволило использовать его даже в береговой обороне. Вместо этого в феврале 1915 г. крейсер был передан опытной торпедной команде в качестве корабля-цели, но ни разу не использовался в этой роли. Спустя месяц он перешел в распоряжение 1-й Инспекции Морского флота в Киле, которая использовала его для обучения машинистов. С 4 по 6 сентября 1916 года корабль был разоружен, а с 1917 года непродолжительное время использовался также для подготовки командиров и старпомов крейсерских подводных лодок типа U-151 и экипажей дирижаблей морского флота. 31 декабря 1918 г. крейсер пережил очередное исключение со службы, но оставался в составе флота до середины 1919 года. Весной 1919 г. "Fürst Bismarck" несколько недель до 27 мая служил плавканцелярией командования флота. Последние свои дни он доживал в Киле. 17 июня 1919 г. последовало исключение из военно-морского реестра. Сперва он стоял на Reichswerft в Киле, а затем корпус продали дортмундской разделочной фирме "Бранд и сын" и в 1919-1920 гг разобрали в Рендсбурге-Аудорфе.
|