
Оглавление → Крейсера → Броненосный "Fürst Bismarck"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большой (броненосный) крейсер (Kreuzer I. Klasse, Großerkreuzer)
Германия, 1900 г. 1 ед. (проект 1893-1895 гг.) ![]() * Fürst Bismarck *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Единственное различие, да и то небольшое, было в скорости хода и запасе топлива - 17,5 узла и 9% от водоизмещения у "Kaiser" и 19 узлов и 11,2% от водоизмещения у "Fürst Bismarck". "Fürst Bismarck" имел почти вдвое большее водоизмещение по сравнению с "Freya", солидный по толщине (хотя и узкий) броневой пояс, выше которого располагался верхний, более тонкий (100-миллиметровый); главный калибр состоял из пары двухорудийных башен, также прилично защищенных, лишь немного слабее, чем у броненосцев типа "Kaiser". Поскольку корабль строился для дальних походов в колониальные воды, подводная часть корпуса была обложена тиковыми досками, поверх которых прибили листы меди. Внутренние помещения корабля были сделаны просторными и хорошо вентилируемыми (причем не только офицерские каюты, но и кубрики команды). Узкий броневой пояс, установленный на уровне ватерлинии, высотой 2,5 метра в центральной части имел толщину 200 мм, в оконечностях 100. Шесть 150-мм орудий размещались в одинарных башенных установках, столько же находилось в центральном каземате.
Корабль должен был заменить устаревший корвет с закрытой батареей "Leipzig" 1874-1877 гг. постройки. Финансирование строительства (полная стоимость 18945 млн. марок) было заложено расходом в бюджете 1895/96 гг. Строительный подряд заключен с казенной верфью в Киле, где с 1 апреля 1895 г. состоялась закладка крейсера с заводским № 23 и построечным названием "Ersatz Leipzig".
Первоначальный проект
![]() ![]()
Позже проект переработали, что-бы он соответствовал новым разрабатываемым броненосцам (тип "Kaiser"). С постройкой крейсера Германия сделала, наконец вслед за другими державами, выбор в пользу больших броненосных крейсеров. Корабль впервые помимо традиционной броневой палубы получал еще сплошной броневой пояс по ватерлинии и более крупный главный калибр (240-мм). Крейсер фактически был опытным образцом, прототипом всех броненосных крейсеров Германии, на нем отрабатывались технические решения, определялись уязвимые места и вносились коррективы в проекты следующих кораблей этого класса.
Корабль имел следующие тактико-технические данные: Водоизмещение: конструктивное 10690 т, нормальное, 11461 т. Длина: между перпендикулярами: 120 м, по конструктивной ватерлинии 126,7 м, наибольшая 127 м. Ширина: наибольшая по конструктивной ватерлинии 20,4 м. Осадка по конструктивной ватерлинии 7,9 м, фактическая: носом 7.8 м. кормой 8,4 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 18,9 т. Высота борта на миделе (46 шп) 12,83 м. Высота надводного борта — 4,9 м.
Поперечную прочность обеспечивали 104 шпангоута. Три шпангоута от ахтерштевня до кормового перпендикуляра имели номера со знаком минус. Кормовой перпендикуляр в немецком кораблестроении традиционно проходил по оси руля и считался нулевым шпангоутом, дальше в нос стрингеры пересекали 100 шпангоутов. Шпация на всех крейсерах была постоянной, ее величина 1,2 метра. Обшивка настилалась как снаружи, гак и изнутри шпангоутов. Внутренняя обшивка образовывала двойное дно, простиравшееся на длине 74,16 м, что составляло 59% от длины конструктивной ватерлинии. Для уменьшения качки к внешней обшивке приклепывались скуловые кили. Вся подводная часть дополнительно защищалась слоем тика и поверх его сплавом Мюнца, заменителем дорогостоящей меди. Переборки разделяли корпус на 13 основных водонепроницаемых отсеков. Считая с кормы в нос на промежуточной палубе в первом отсеке помещались: отделение кормового торпедного аппарата; офицерские кладовые; во втором — офицерские кладовые, в третьем — погреба 240, 88 и 37-мм боеприпасов; в четвертом отсеке находились отделения динамо-машин и погребов 150-мм боеприпасов; в пятом — отделение главных бортовых паровых машин; в шестом — отделения кормовой котельной группы и угольные ямы; в седьмом отсеке — погреба 150-мм снарядов и зарядов; в восьмом отсеке располагались отделения средней котельной группы; в девятом отсеке носовая котельная группа, 150-мм погреба и угольные ямы; в десятом помещались — 150-мм погреба и вспомогательные механизмы; в одиннадцатом — отделения шпилевых машин, в двенадцатом отсеке провизионное отделение По высоте корпус разделялся семью палубами, начиная от настила двойного дна шли две прерывающиеся платформы, броневая, промежуточная, батарейная, верхняя и надстроечная палубы. По ватерлинии борт защищал сплошной пояс из цементированной брони Круппа высотой 2,3 м переменной толщины. От шп. 14 до шп. 79 на тик толщиной 200 мм укладывались плиты толщиной в верхней части 200 мм, утончающиеся к нижней кромке до 100 мм. Над конструктивной ватерлинией по проекту пояс должен был возвышаться на 0,6 м. Носовую и кормовую оконечности закрывали плиты толщиной 100 мм, уложенные в корме на тик 200 мм толщины, в носу на тик 100 мм. К поясу сверху крепилась плоская броневая палуба, состоящая из трех слоев никелевой стали общей толщиной 50 мм в границах 14-79 шп и из двух слоев (30 мм) в оконечностях корабля. На упомянутых шпангоутах располагались броневые траверзы, также из крупповской стали, толщиной 100 мм на тиковых (100 мм) подкладках, скрепляющие собой всю броневую "коробку" крейсера. Оконечность дополнительно была защищена броневой платформой, обшей толщиной 50 мм. прикрепленной к нижним торцам пояса. Легкий борт выше броневой палубы защищал лишь устроенный от носа до кормы коффердам. Пробковая крошка коффердама должна была, по мнению конструкторов, заменять броню. Местное бронирование включало в себя защиту башен, казематов и боевых рубок. Барбеты башен главного калибра и сами башни защищались броней толщиной 200 мм, крыши башен имели плиты 40-мм толщины. Башни и казематы среднего калибра и подачные шахты 80 мм, амбразуры в казематах 70 мм. Носовая боевая рубка имела вертикальную броню 200 мм толщины, горизонтальную 30 мм, шахту 100 мм. Кормовая броневая рубка при том же горизонтальном бронировании имела 100-мм вертикальную броню, шахту 80 мм. 88-мм орудия имели 40-мм щиты. Крейсер имел три четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения. Диаметры цилиндров: цилиндра высокого давления 940 мм. цилиндра среднего давления 1460 мм, двух цилиндров низкого давления по 1600 мм. Ход поршня 950 мм.
Пар вырабатывали восемь цилиндрических огнетрубных котлов в четырех носовых котельных отделениях и четыре водотрубных котла системы Шульца в двух котельных отделениях. Другие источники говорят о таком же числе водотрубных котлов системы Дюрра. Рабочее давление пара составляло 12 атм. Общая площадь нагревательной поверхности котлов равнялась 3732 м:, площади колосниковых решеток 91,2 м:. Цилиндрические котлы (32 топки) объединили в носовую дымовую трубу большего сечения, водотрубные (8 топок) — в овальную кормовую.
"Fürst Bismarck" оказался хорошим мореходным судном, несколько уваливавшимся на подветренный борт, легко входил на волну, обладал хорошей маневренностью и управляемостью. При незначительной килевой качке бортовая качка бывала довольно значительной, хотя и плавной. С увеличением скорости хода возрастала вибрация корпуса, особенно в районе кормы. Метацентрическая высота: поперечная 0,72 м, продольная 138 м. Остойчивость наибольшая была при крене 38°, нулевая при крене 74°. Дифферентующий момент на метр осадки составлял 12064 т/м. Крейсер имел один полубалансирный руль с наибольшим углом перекладки на борт 40° и три трехлопастных винта. Диаметр среднего составлял 4,4 м, двух бортовых — 4,8 м, шаг переменный 5,8-6,8 м. Электрическое освещение на крейсере было полное, т.е. освещались все помещения. Электричество вырабатывали пять динамо-машин общей мощностью 325 кВт. Напряжение бортовой сети — 110 V. На корабле размещались четыре боевых прожектора. Как и на "Victoria Louise", они стояли на батарейной палубе (два с каждого борта) и выдвигались по рельсам на площадки, откидывающиеся на траверзе фок-мачты и позади грот-мачты. Позднее два прожектора были перенесены на салинги мачт. Четыре скорострельных 240-мм орудия С/ 97 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях по диаметральной плоскости (скорострельность — два выстрела в три минуты). Носовая стояла на 83-89 шпангоутах, кормовая на 12-18 шп. Высота орудий от конструктивной ватерлинии достигала 10,15 м для носовой и 6,8 м для кормовой башни. Максимальный угол снижения орудий -4°, максимальный угол возвышения +30°, при котором дальность прицельного выстрела 215-кг бронебойным снарядом составляла 91,2 каб. Горизонтальный сектор обстрела составлял 270°. На корабле хранилось 312 240-мм снарядов. Шесть скорострельных 150-мм орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров находились в одноорудийных башнях. Диапазон их вертикальной наводки равнялся от - 4 до +30°, а максимальная дальность стрельбы 73,9 каб. Две носовые башни размещались симметрично на полубаке (65-77 шп) и имели угол горизонтальной наводки 168°. Две средних и две кормовые башни находились на верхней палубе (48-49 и 25 шп), их горизонтальная наводка была в пределах 170° и 173° соответственно. Боезапас для 150-мм орудий составлял 720 снарядов. Шесть аналогичных 150-мм орудий стояли в казематах на станках с центральным штырем. Максимальный угол снижения орудий равнялся - 8°, остальные данные для этих установок были подобны данным для башенных орудий. Располагались орудия: два носовых на верхней палубе симметрично на 75 шпангоуте, четыре — в батарее на батарейной палубе также побортно на 52 и 44 шп. Сектора горизонтальной наводки всех орудий равнялись 126°. Боезапас всех казематных орудий состоял из 720 снарядов. Десять 88-мм орудий С/89 на центральном штыре с длиной ствола 30 калибров имели вертикальную наводку - 10° + 20°, дальность выстрела 37,7 каб. Располагались орудия: два под полубаком с углом обстрела 92°-100" (разный для левого и правого борта), два в корме на батарейной палубе с углом обстрела 110°, два на носовом мостике с углом обстрела 150°, два на спардеке с углом обстрела 130° и, наконец, два на кормовом мостике с углом обстрела 145°. Боекомплект 2500 патронов. Десять 37-мм револьверных пушек с боекомплектом 15000 патронов имели вертикальную наводку от - 10° до + 15°, максимальную дальность выстрела 20 каб. Четыре 8-мм пулемета (боезапас 40000 патронов) стояли на марсах и имели вертикальную наводку от - 40° до + 13°, дальность стрельбы 17,8 каб.
Торпедное вооружение состояло из пяти подводных 450-мм торпедных аппаратов (один носовой, остальные бортовые) и одного подводного (кормовой) с запасом торпед С/45,91 из 16 штук. Якорное устройство включало два становых якоря Холла по 6 т, один запасной якорь в 6 т, один кормовой якорь Холла в 2 т и один адмиралтейский верп 0,8 т. На корабле имелось два минных катера водоизмещением 17 т, один паровой катер, один баркас, два вельбота, два рабочих катера, гик, три яла — всего 14 шлюпок. Экипаж насчитывал 36 офицеров и 585 матросов. Как флагман крейсер мог принять еще 14 офицеров и 62 матроса.
Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Сперва 5 прожекторов: 1 на топе фок-мачты и 4 на забортных площадках, с 1904 г. только 2: на топе фок-мачты и на крыше кормовой рубки. С 1915 - новые мачты без боевых марсов, носовой прожектор на площадке у фок-мачты на высоте 20 м над КВЛ, 2 кормовых - на площадке у грот-мачты на высоте 14 м над КВЛ.
19 марта 1900 крейсер вышел на испытания и 1 апреля 1900 г. был введен в состав флота, но Бисмарк не дожил до этого дня, он умер 30 июля 1898 г.
До апреля 1909 крейсер оперировал у побережья Китая, Японии и Индонезии.
31 декабря 1918 г. крейсер пережил очередное исключение со службы, после чего весной 1919 г. еще несколько недель служил плавканцелярией командования флота. Последние свои дни он доживал в Киле. 17 июня 1919 г. последовало исключение из списков и продажа разделочной фирме "Бранд и сын". "Fürst Bismarck" разобрали в Аудорфе в 1919-1920 гг. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|