ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Бой у Фолклендских островов 8 декабря 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Бой у Фолклендских островов 8 декабря 1914 г.
адмирал фон Шпее

 

 

В ночь с 7 на 8 декабря 1914, когда вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли, "Nürnberg" и "Gneisenau" выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible", крейсера "Cornwall", "Kent" и "Carnarwon", а также лёгкие крейсера "Glasgow" и "Bristol" устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам. В 12 ч 45 мин "Inflexible" открыл огонь по заднему мателоту германского отряда, крейсеру "Leipzig", находившемуся от него в расстоянии 17 000 ярдов (85 кб), 10-ю минутами позже начал стрелять и "Invincible".

Invincible
   
Inflexible

   
Cornwall
   
Kent
   
Carnarvon
   
Glasgow
   
Bristol

 

Флагманский "Scharnhorst" занял почетное концевое место в ордере — ближе к противнику. К 15.10 корабль, засыпаемый 12-дюймовыми снарядами, был весь охвачен огнем, две дымовые трубы упали за борт. "Gneisenau" в это время уже заметно кренился, поэтому его 150-мм артиллерия не могла вести огонь. Через полчаса германский флагман был совершенно закрыт дымом от разрывов снарядов и внутренних пожаров. Очевидец писал, что "его палуба представляла собой груду развороченных, перекрученных кусков стали и железа, через пробоины в борту даже с большого расстояния ясно виднелось пламя, постепенно распространявшееся между палубами". Однако "Scharnhorst" сумел развернуться противоположным бортом и снова открыл огонь из всех уцелевших орудий. К тому времени по нему стреляли уже оба линейных крейсера.

К 16 часам сильно накренившийся, имевший сильный дифферент на нос немецкий корабль отстал от обоих противоборствующих отрядов (на нем осталась только одна труба, мачты были сбиты, он сильно парил), но по-прежнему вел беглый огонь из оставшихся орудий.

В 16.04 он дал последний залп из носовой башни, затем рыскнул вправо, в сторону противника. Вода уже доходила до носовых 150-мм казематов, через несколько секунд крейсер лег на левый борт, перевернулся вверх дном и в 16.17 с вращающимися винтами носом ушел под воду. Вместе с "Scharnhorst" погиб весь экипаж (860 чел.), включая адмирала Шпее; англичане продолжали преследовать "Gneisenau", поэтому опасение организовано не было.

К тому времени "Gneisenau" постепенно терял ход — одна из котельных была залита, носовая труба сбита. В 17.00 к обоим линейным крейсерам присоединился еще и броненосный крейсер "Carnarvon". открывший огонь по другому борту "немца".

Ход "Gneisenau" упал до 8 узлов, его стрельба замедлилась, нос и корма горели. Все же крейсер еще полчаса отстреливался залпами. В 17.30 он полностью потерял ход и стал все больше и больше крениться на правый борт. Пожар на нем принял страшные размеры, но временами он открывал огонь из шестидюймовок, получая в ответ полные залпы со стороны англичан. Затем стрельба немцев приостановилась, и британский адмирал Стэрди приказал прекратить огонь, ожидая появления белого флага. Все же немцы снова собрались с силами, и борт "Gneisenau" опять засверкал редкими выстрелами. Причины перерыва в стрельбе объясняются просто: кормовую 210-мм башню взрыв снаряда развернул на 90 градусов и заклинил, а в носовой кончился боезапас, который пришлось подавать из разбитых бортовых казематов. Этот момент англичане и приняли за капитуляцию "Gneisenau". Однако, после получения боезапаса в башню A, крейсер вновь открыл огонь и бой опять принял ожесточенный характер.

Через 15 минут германский крейсер опять замолчал, но этот раз окончательно. Как выяснилось позже, после выхода из строя всей артиллерии, кроме одного 210-мм орудия в носовой башне, немцы открыли кингстоны и подорвали заряды в машинном отделении. Корабль быстро опрокинулся на правый борт и в 18.01 скрылся под водой. На "Gneisenau" погибли от 680 до 700 человек, включая командира — капитана 1 ранга Меркера. Англичане спасли из ледяной воды 187 человек, многие из которых вскоре умерли от переохлаждения.

Несмотря на страшное поражение, германские крейсера продемонстрировали великолепную живучесть, не в пример своим британским аналогам. Так, "Scharnhorst" находился под обстрелом 305-мм орудий почти два часа, получив не менее 13 попадании. "Gneisenau" вел почти пятичасовой бок, получив от 27 до 35 попаданий 12-дюймовых снарядов, не считая нескольких 190-мм с крейсера "Carnarvon". На дно корабль пошел, расстреляв боезапас и лишившись всей артиллерии.

***

Германские легкие крейсера по сигналу начальника отряда повернули на S в 1 ч 20 мин дня. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. "Dresden" стал единственным немецким кораблём, спасшимся в бою у Фолклендских островов.

"Leipzig" шёл задним мателотом, и бой начался с того, что в 12:45 по нему с расстояния 85 кбт открыл огонь линейный крейсер "Inflexible". "Leipzig" вскоре не выдержал огня и отвернул вправо. За ним последовали два других малых крейсера. За ними погнались британские крейсера "Glasgow", "Kent" и "Cornwall".

В то время как оба германских броненосных крейсера отвлекали на себя британские дредноуты, легким крейсерам было приказано рассредоточиться и отходить. Германские легкие крейсера по сигналу начальника отряда в 1 ч 20 мин дня повернули на S. Dresden, обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. Однако "Leipzig" в то время не мог уже развивать 6олее 22 узлов и быстро стал отставать от своих. "Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища.

В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 14 ч 45 мин с расстояния 10 000 ярдов (55 кб) открыл огонь по "Leipzig" из носового 152-мм орудия. Немецкий корабль развернулся к нему бортом и дал несколько залпов, после чего погоня возобновилась. Это повторялось еще несколько раз, причем при каждом повороте к "Leipzig" все больше приближались два английских броненосных крейсера.

В 15 ч "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с крейсером "Leipzig", повернул влево за крейсером "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и броненосный крейсер "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig". Около 16.15 начался бой.

В 4 ч "Cornwall" обогнал своего товарища и в 4 ч 17 мин открыл огонь, когда расстояние до "Leipzig" было 10 900 ярдов, и последний уже стрелял из своих 4-дюймовых орудий; но снаряды его давали одни недолеты, тогда как 6-дюймовые снаряды английского крейсера начинали попадать в цель и в 4 ч 22 мин снесли переднюю мачту противника, убив артиллерийского офицера, который управлял огнем с марса. Когда расстояние уменьшилось до 8000 ярдов снаряды германского крейсера начали ложиться у самого борта "Cornwall", и последний отвел курс вправо, открыв огонь левым бортом. Примерно час шла эта перестрелка, не причинившая "немцу" серьезных повреждений.

Затем пошел сильный дождь, под прикрытием которого немцы попытались уйти. Дождь мешал стрельбе, но огонь продолжался с обеих сторон, и 4,1-дюймовые орудия германского крейсера достигали цели на расстоянии 48 кб. Увеличив расстояние, англичане прекратили на некоторое время стрельбу, но в 5 ч 30 мин снова пошли на сближение с противником. Между 5 ч 35 мин и 5 ч 40 мин, когда дистанция боя была не менее 9000 ярдов (45 кб), "Cornwall" получил 9 попаданий, несмотря на дождь и пасмурность, из-за которых английские крейсера стреляли залпами. В 5 ч 50 мин германский снаряд разорвался в малярной каюте "Cornwall", не причинив большого вреда крейсеру и не вызвав на нем пожара.

 Опасаясь скорого наступления темноты, "Cornwall", стрелявший до тех пор одними практическими снарядами — так называемыми common shells, которых у англичан было более половины боевого запаса, в 6 ч вечера снова пошел на сближение к противнику на 40 кабельтов (7,4 км) и засыпал его лавиной фугасных снарядов. "Leipzig" немедленно покрылся клубами дыма от разрывов, через несколько минут загорелся.

По свидетельству как англичан, так и пленных немцев эффект получился неожиданный и необычный: с одной стороны, каждый разрыв такого снаряда давал хорошо различимую вспышку огня и темного дыма; с другой попадания этих снарядов производили значительно большие разрушения и, главное, пожары, благодаря которым огонь германского крейсера стал быстро ослабевать. Подойдя к нему на расстояние 35 кб, "Cornwall" снова лег на параллельный курс (6 ч 35 мин) и в течение получаса расстреливал противника левым бортом, тогда как "Glasgow", державшийся все время на левой раковине головного крейсера, стрелял по "Leipzig", главным образом из своего бакового 6-дюймового орудия.

Однако немцы не прекращали огня; только через три часа после начала боя последнее орудие крейсера замолчало, расстреляв весь боезапас (долгое время снаряды подавали на корму из носовых погребов). В 19.15 немцы выпустили три торпеды, которые в цель не попали.

В 7 ч германский крейсер запылал по всей длине. Англичане временно прекратили стрельбу, но когда дым рассеялся и германский флаг оказался на месте, "Cornwall", подошедший на расстояние 4000 ярдов (23 кб), возобновил стрельбу залпами из орудий правого борта. В 7 ч 45 мин на пылающем крейсере "Leipzig" раздался взрыв, две дымовые трубы и передняя мачта были сбиты, но признаков сдачи еще не было. Крейсер еще имел малый ход и двигался по направлению к противнику. Выждав примерно полчаса, в 19.50 британские корабли снова открыли огонь и продолжали обстреливать "Leipzig" до 8 ч 10 мин вечера, когда на крейсере начали жечь фальшфейера и огни Вери — сигнал бедствия.

Впоследствии выяснилось, что, выпустив последний снаряд, немцы открыли кингстоны: оставшиеся в живых 150 человек собрались на баке, где вновь оказались под ураганный обстрелом. Бойню прекратили только два зеленых огня, которые сумел показать экипаж: англичане начали спускать шлюпки, но в 21.23 на германском крейсере произошел сильный взрыв, горящий "Leipzig" лег на левый борт и медленно затонул, по словам очевидцев находился в таком положении почти два часа.

Прекратив стрельбу "Cornwall" подошел ближе, спустил шлюпки и принял 18 человек, среди которых было 5 офицеров. "Leipzig" затонул в 21 ч 23 мин, когда было уже темно. 280 человек погибли от разрывов снарядов и переохлаждения. Командир крейсера, не получивший ранений во время боя, тоже погиб в ледяной воде.

Очевидец гибели корабля сообщал в 1917: "Leipzig" расстреливался "Glasgow" и "Cornwall", в 7 ч. вечера кончились боеприпасы. Из 320 человек экипажа только около 100 оставались живы, когда была дана команда покинуть корабль и под пение национального гимна они прыгнули за борт. Многие из них утонули или замёрзли".

"Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища. В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 2 ч 45 мин открыл огонь по "Leipzig" с расстояния 10 000 ярдов (55 кб). В 3 ч "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с крейсером "Leipzig", повернул влево за крейсером "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig".

Крейсер "Kent" начал нагонять "Nürnberg" около 5 ч дня, когда последний открыл огонь из своих кормовых орудий. Форсируя ход, "Nürnberg" сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent" во время преследования развил до 25 уз — скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 5 ч оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. "Kent" открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия) в 5 ч 10 мин, при расстоянии 11 000 (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 ярдов (5 ч 45 мин), "Nürnberg" повернул влево на 8 R и открыл огонь своим левым бортом, "Kent" также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 3000 ярдов (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg" стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent" последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и  накрыл их залпом всех своих орудий — два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 6 ч 10 мин "Nürnberg" круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 4000 ярдов (20 кб) и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем начался пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 6 ч 30 мин "Kent" снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 6 ч 36 мин "Nürnberg" перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, Kent также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent" теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg" уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 6 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 7 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent" сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, в том числе 5 трупов. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Офицеры "Kent" видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий.

 Крейсер затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7.

 

   
   

 

восточно-азиатская эскадра

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994.
+ материалы этого сайта.