Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Brandenburg"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эскадренные броненосцы (Panzerschiffe I. Classe, Linienschiffe) типа
Германия, 1893-1894 гг. 4 ед. (проект 1888-1889 гг.) ![]() * Brandenburg *
Wörth *
Kurfürst Friedrich Wilhelm *
Weissenburg *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]() ![]()
Не смотря на определённые недостатки, корабли, за свои формы получившие в английском флоте прозвище "китобои", в целом, оказались удачными, мореходными и надёжными боевыми единицами. В плохую погоду они теряли не более 30% скорости, имели плавную качку и хорошо управлялись. Правда на большом ходу палубы несколько заливало.
После ввода в строй эти 4 корабля составили 1-ю дивизию 1-й эскадры. В 1900 г. участвовали в подавлении "боксёрского" восстания в Китае. В 1902-1904 годах броненосцы модернизировали: заменили котлы, увеличили запас топлива, сняли боевые марсы и один торпедный аппарат, добавили 2-105 мм орудия. В 1910 г. два корабля с более качественной бронёй Круппа продали Турции, а два оставшихся перевели в береговую оборону, к началу мировой войны они морально устарели и использовались для охраны побережья в Балтийском море. С 1915 использовались как плавказармы, Brandenburg в период с 1916 г. до конца 1918 г. служил кораблем-целью. Вскоре после войны оба были сданы на слом. Следующую серию эскадренных броненосцев немцы начали строить после 5-летнего перерыва: на кораблях типа Kaiser наконец закончился период поисков и они обрели классическую конфигурацию.
Согласно докладной записке имперского морского министра по поводу бюджета флота на 1890-91 гг., было решено построить сразу четыре броненосца "одинаковой величины", так как это представлялось очень важным в тактическом отношении. Таким образом, хотели сразу получить четыре броненосца, которые могли бы образовать однородную эскадру - основу будущего боевого флота. Новые корабли предполагали ввести в состав флота, заменив затонувший ещё 31 мая 1878 г. броненосный фрегат Großer Kurfürst (1878 г.) и полностью устаревшие броненосные фрегаты Friedrich Karl (1867 г.), Kronprinz (1867 г.) и, наконец, броненосный корвет Hansa (1875 г.).
Однако все критические замечания вскоре стали совершенно беспредметными благодаря положительным результатам, полученным после введения этих кораблей в строй. В течение нескольких последующих лет главный конструктор военного кораблестроения кайзеровского военно-морского флота, действительный тайный советник Альфред Дитрих, создав эти корабли, смог представлять доказательства умелой работы германских кораблестроителей, которые, во многих отношениях, далеко превзошли другие морские державы. Действительный тайный советник германского адмиралтейства Альфред Дитрих (1843-1898) 1 декабря 1867 г. поступил на службу в северо-германский военный-флот кандидатом в инженеры. С 1879 г. он начальник кораблестроительного отделения адмиралтейства, с 1886 г. тайный советник. С 1879 г. по 1898 г. Дитрих отвечал за конструкцию строящихся германских военных кораблей и особенно двух первых серий броненосцев. Чертежи этих броненосцев разрабатывали под непосредственным наблюдением инспектора-судостроителя Раухфуса. Проектирование кораблей нового типа кораблестроительное управление имперского морского министерства осуществило в 1888-1889 гг. Во время своего многолетнего руководства кораблестроительным отделением адмиралтейства, а затем управлением имперского морского министерства Дитрих единолично определял конструкцию военных кораблей, иногда в ущерб интересам дела. Кроме того, он проявлял недостаточное внимание подготовке молодых кадров. Эти недостатки в его деятельности вынудили контр-адмирала Тирпица после занятия им поста статс-секретаря имперского морского министерства потребовать его отставки с поста начальника кораблестроительного управления.
Необходимо отметить применение в проекте броненосцев большого числа технических новшеств. В то время как на броненосцах Brandenburg и Wörth установили широко применявшуюся броню-компаунд, на броненосцах Kurfürst Friedrich Wilhelm частично и Weissenburg полностью, её заменили стале-никелевой цементированной броней, недавно созданной фирмой Круппа в Эссене. В первый раз в крупном кораблестроении приступили к разделению трюмов корабля водонепроницаемыми переборками на множество полностью разделенных отсеков. В дальнейшем германский военно-морской флот широко использовал это техническое решение.
В период проектирования броненосцев типа Brandenburg германский военно-морской флот уже перестал опираться на иностранный опыт. Исходя из экономии средств на постройку, водоизмещение кораблей ограничили величиной 10000 т против 12000-14000 т у основных морских держав. Технически постройка более крупных боевых кораблей была вполне возможна, но даже у крупных морских держав того времени наблюдалась тенденция не вкладывать особенно крупных издержек как в военном, так и финансовом смысле в одну боевую единицу. Однако и это умеренное водоизмещение экономные немецкие проектировщики использовали наилучшим образом. Отказавшись от крайностей, выбранных заграницей либо в пользу одних, либо других боевых качеств, они создали оптимальный проект корабля, довольно гармонично сочетавшего эти качества. Наружные обводы корпуса обеспечили хорошую мореходность, скорость хода поддерживалась в пределах средних значений того времени, прикрытая колпаками башен крупнокалиберная артиллерия имела несколько уменьшенный, по сравнению с основными морскими державами, но достаточно эффективный и обладавший большей скорострельностью калибр 280-мм.
Проектное водоизмещение корабля рассчитывалось из объёма вытесненной корпусом воды, включая наружную обшивку и выступающие части (скуловые кили, руль, гребные винты, кронштейны гребных валов, выступающую из корпуса часть гребных валов). В департаменте кораблестроения с 1882 г. оно определялось как водоизмещение, заданное по конструктивную ватерлинию (без запаса котельной воды и топлива), и использовалось при расчётах мощности энергетической установки и скорости хода. Для всех четырёх броненосцев 1-го класса типа Brandenburg проектное водоизмещение включало вес боезапаса, экипажа, провианта и другого специального оборудования, что составляло, согласно Грёнеру 10013 т, согласно Штробушу 10060 т, согласно Эверсу, 10152 т при средней осадке 7,43 м по конструктивную ватерлинию, что на 2378-2427 т было больше, чем у броненосцев типа Sachsen (7635 т). Нормальное водоизмещение включало загрузку 650 т угля, запас котельной воды и гудрона для добавки к углю при сжигании его в топках котлов, что составляло, согласно Грёнеру 10670 т при осадке 7,6 м носом и 7,9 м кормой, против 6,32 м и 6,53 м, соответственно, у броненосцев типа Sachsen. Полное (наибольшее) водоизмещение, по разным источникам, составляло 11170-11230 т и включало максимальный запас угля 1050 т при осадке 8,3 м носом и 8,6 м кормой.
Двойное дно установили только в средней части корпуса с 21-го по 64-й шпангоут под IV (машинным), V (средней башней), VI и VII (котельными) отделениями на длине 51,6 м, что составило 48% длины корабля по ватерлинии. Способ клёпаных связей корпуса - смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров. Двойное дно, внутренний и бортовой коридоры и большое число поперечных переборок разделили корпус корабля на 120 водонепроницаемых отсеков.
По высоте корпус корабля разделили пятью палубами и настилом двойного дна в районе 21-64 шп., а вне их в носовой и кормовой частях настилом трюма. Сверху вниз располагались: от форштевня до средней башни спардек или палуба полубака, ниже ее на всю длину корпуса верхняя палуба, под ней средняя (броневая), ещё ниже, местами, проходила промежуточная палуба и только в районе погребов боеприпасов палубная платформа. Как видно, только верхняя и броневая палубы были сплошными, остальные прикрывали отдельные части корпуса. Переднюю и заднюю надстройки соединял переходной мостик, проходящий над средней башней.
Считавшийся необходимым для создания лучшей мореходностивысокий борт, наличие больших надстроек для размещения экипажа сильно увеличивали силуэт корабля, понижая таким образом его защитные свойства, боевые качества и, в то же время, его остойчивость. Для обеспечения остойчивости из-за высоко расположенного веса башен и, возможно, также для экономии веса (водоизмещения) при значительной высоте надводного борта в носовой части корпуса пришлось снизить положение верхней палубы в его кормовой части.
Детали конструкции корабельных связей представляли собой, как и везде в то время, двойные пластины, соединённые внахлест и подкрепленные с обеих сторон для увеличения жёсткости, то есть были довольно сложными, но расположение связей было вполне рациональным. Штевни изготовили из литой стали на заводе Круппа. Форштевень состоял из трёх частей, из которых средняя, самая тяжёлая, Общий план корабля представлял собой гармоничное сочетание отдельных конструктивных узлов, рациональное распределение массы, в необходимых пределах ограниченные размеры надстроек и довольно крупные трубчатые мачты с массивными марсами в подражание напыщенному стилю французских броненосцев постройки того же времени, на которые, к сожалению, стали ещё более похожи броненосцы последующего типа Kaiser Friedrich III. Более высокий борт, улучшенная мореходность и большой район плавания при всесторонней гармоничности конструкции явились следствием подобных улучшений.
Расположение трех двухорудийных башен на броненосцах типа Brandenburg линейно в диаметральной плоскости, сделанное по прямому указанию кайзера Вильгельма II, тогда ещё не имело примера в мировой практике. Башни получили обозначение по порядку от носа к корме: "А", "В" и "С". Бортовой огонь орудий главной артиллерии вновь был вызван к жизни линейной тактикой. Орудия главного калибра установили попарно в барбетах - неподвижных круглых бронированных шахтах, с сектором обстрела 180 - 270°. Четыре орудия носовой и кормовой башен "А" и "С" с длиной канала 40 калибров (11200 мм) имели вес ствола 43,31 т, два орудия средней башни "В" с длиной канала ствола 35 калибров (9800 мм) имели вес 43,21 т. Все шесть орудий стреляли снарядами одного типа весом 240 кг (начальной скоростью у среза ствола 715,5 и 685,5 м/с, что с 1885 г. обеспечивалось применением зарядов из бездымного пороха). Удлинение ствола на 5 калибров придало снаряду увеличение начальной скорости на 30 м/с. На одно орудие приходилось около 1680 т проектного водоизмещения. Мощность артиллерии главного калибра возросла, несмотря на уменьшение калибра, благодаря усовершенствованию пороха и удлинению ствола до 40 калибров. После повышения начальной скорости снаряда морские ведомства многих держав снизили величину главного калибра орудий своих броненосцев.
Углы склонения стволов орудий составляли - 4°, возвышения +25° с дальностью стрельбы 16500 м (89 каб.) для орудий концевых башен и 15800 м (85 каб.) для орудий средней башни. Общий боекомплект составлял 352 бронебойных снаряда или по 58-60 на ствол. Расстояние от носового перпендикуляра (90 шп.) до оси вращения носовой башни составляло 24 м, между осями носовой и средней башен 40,8 м, между осями средней и кормовой башен 28,8 м. Таким образом, расстояние между осями носовой и кормовой башен равнялось 69,6 м. В результате, с учетом наружного диаметра барбета 10,5 м, это требовало установки главного броневого пояса длиной около 80 м или 74% длины корпуса между перпендикулярами. Сектора обстрела башен были большие: носовой башни 256°, кормовой 270°, средней 180° (по 90° на оба борта}. Таким образом, суммарный сектор обстрела составлял 1490° или в среднем по 235° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий: 0-45° 2 орудия, 45°-128° (83°) 6 орудий, 128°-135° (7°) 4 орудия, 135°-180° (45°) 2 орудия.
Башни, конструктивно схожие с 240-мм одноорудийными башнями броненосцев береговой обороны типа Siegfried, представляли собой значительный шаг вперед по сравнению с башнями 15-летней давности броненосных кораблей типа Großer Kurfürst. Для артиллерии главного калибра самым целесообразным является установка орудий в башнях, тем более, что таким образом они получают достаточно хорошую защиту. В то время обычно применяли так называемые барбетные башни, вращающаяся часть которых требует защиты специальной формы, жёстко соединённой с корпусом шахтой, называемой барбетом, выступавшей над палубой только на 600-800 мм. На броненосцах типа Brandenburg боеприпасы подавались довольно примитивным способом. Их поднимали из находящегося в подводной части корабля погреба по вертикальному бронированному элеватору на палубу, Башни такого типа легко можно было узнать по внешнему виду, поскольку их барбеты обычно выполняли в форме неправильной окружности. В районе задней части башни при креплении её по-походному можно было обнаружить дугообразный выступ барбета, внутри которого из погреба боеприпасов выходил бронированный элеватор. Такую же систему подачи установили на линейных кораблях более поздней постройки Kaiser Friedrich III и Kaiser Wilhelm II, а также броненосном крейсере Fürst Bismarck. Во всех башнях снарядные и зарядные погреба расположили в подбашенных отделениях. Снаряды и заряды хранили в стеллажах. Снарядные погреба расположили на днище трюма под размещёнными на палубных платформах зарядными погребами, сгруппировав их ближе к диаметральной плоскости. Управление артиллерийским огнем главного калибра производили из двух бронированных постов управления, которые, в свою очередь, получали необходимые данные с марсов, расположенных на мачтах. Установленные на броненосцах 280-мм орудия не являлись "скорострельными". Это, появившееся только после 1890 г. понятие тогда ещё не было однозначным. Но, в любом случае, оно предполагало применение для зарядов гильз из латуни, имеющих определенную форму, в то время как до сих пор порох зарядов содержался в картузах из шёлка.
Броненосцы типа Brandenburg, кроме башенной артиллерии главного калибра, имели сначала шесть, а после модернизации восемь 105-мм и восемь 88-мм скорострельных орудий. Скорострельные 105-мм орудия с длиной канала ствола 35 калибров (3680 мм) имели вес ствола 1510 кг, всего орудия со щитом 3415 кг. Они стреляли снарядами весом 17,4 кг с начальной скоростью у среза ствола орудия 600,5 м/с. Вес заряда бездымного пороха образца 1889 г. составлял 2,7 кг., скорострельность 10 выстрелов в минуту. Высота линии огня равнялась 1050 мм., а угол возвышения стволов орудий 30°, что обеспечивало дальность стрельбы 11800 м (64 каб.). Боекомплект включал 600-1184 снаряда или по 100-148 на ствол. 105-мм орудия установили в передней части корабля на верхней палубе в двух батареях побортно. Броненосец Kurfürst Friedrich Wilhelm по расположению артиллерии среднего калибра немного отличался от остальных трёх кораблей. Два передних 105-мм орудия установили под передним ходовым мостиком, в то время как у остальных трёх кораблей серии их несколько сдвинули к корме. Сектор ведения огня каждого орудия составлял 90°.
88-мм орудия разместили следующим образом: два орудия располагались в носовой оконечности на уровне верхней палубы в передней части далеко выступающих за борт спонсонов, два - в передних углах носовой надстройки над двумя передними 105-мм орудиями, остальные четыре - в кормовой части надстройки. Сектор ведения огня каждого орудия составлял 110°. Погреба 105-мм и 88-мм орудий примыкали к погребам боезапаса носовой и кормовой башен. Их расположили ближе к бортам и непосредственно под орудиями, размещёнными в надстройке, что обеспечивало кратчайшие пути подачи боеприпасов. Кроме артиллерии среднего калибра, на кораблях имелось ещё две 60-мм десантные пушки и восемь 37-мм скорострельных пушек, расположенных на марсах фок- и грот-мачты, а также четыре пулемёта системы Максим. Несмотря на ограниченные скорость хода, длину пробега, ненадёжность и недостаточную мощность взрывного заряда, торпеда всё же явилась сильным фактором в войне на море. Согласно первоначальному проекту торпедное вооружение броненосцев типа Brandenburg предполагали сделать необычайно сильным. согласно Эверсу, оно состояло из шести надводных, отдельно расположенных бронированных торпедных аппаратов калибра 450-мм с общим боекомплектом в 16 торпед. Торпедные аппараты установили по три с каждого борта: по два одиночных бортовых поворотных за задней дымовой трубой и кормовой надстройкой, и ещё по одному неподвижному носовому, направленному по курсу под вторым якорным клюзом.
Предыдущие броненосцы типа Sachsen имели так называемую бронированную цитадель и расположенную ниже ватерлинии броневую палубу. При этой системе бронирования борта корабля оставались не полностью прикрытыми броней, чтобы использовать необходимый вес для толстой брони высокой цитадели, которая прикрывала в середине корабля орудия, погреба боеприпасов, котельную и машинную установки. Для защиты жизненно важных частей корабля пришлось смириться с возможностью разрушения и затопления оконечностей корпуса в результате попаданий в них снарядов.
Бортовое бронирование в районе конструктивной ватерлинии включало два главных броневых пояса (выше и ниже конструктивной ватерлинии). Главные броневые пояса являлись основной частью бортовой защиты. Они были предназначены для защиты подводной части корабля.
В качестве критерия качества бортовой защиты часто используют угол крена, при котором верхняя или нижняя кромки броневого пояса уходят под воду. Этот угол составлял, когда горизонт воды покрывал половину высоты броневых поясов, для броненосца Brandenburg только 7,3°. Если рассматривать это как условие защиты ватерлинии, то, таким образом, реально теряется смысл иметь броневой пояс толще на 20-50 мм в условиях войны или по сравнению с другим вновь построенным кораблем. Даже совершенно неповреждённый корабль получает крен от 4 до 8°, если при большой скорости резко совершит поворот.
Первый из названных материалов имел недостатком повышенную хрупкость, вследствие чего плиты из него при попадании снарядов легко трескались. Напротив, броня-компаунд соединяла в себе лучшие качества ковкого железа и стали. На плиту из ковкого пластичного железа наваривали или же, соответственно, разливали слой стали, так что твёрдая наружная поверхность или отражала, или разрушала снаряд, а мягкая внутренняя часть проявляла повышенную эластичность. Но всё же броня-компаунд не имела свойств позднее появившейся цементированной брони, которую в 1890 г. создал в Германии Крупп (броня Круппа), а в Англии Гарвей. В проекте броненосцев типа Brandenburg заложили броню-компаунд. Но уже во время постройки её частично заменили новой цементированной броней Круппа. В результате из брони-компаунд изготовили: на броненосце Brandenburg барбеты башен "А" и "В", на броненосце Weissenburg барбеты башен "А" и "С", на броненосцах Kurfürst Friedrich Wilhelm и Wörth оба главных броневых пояса по конструктивной ватерлинии. Главный броневой пояс выше конструктивной ватерлинии от кормы к носу имел переменную толщину 300-350-400-350-300 мм, ниже конструктивной ватерлинии 180-200-180 мм при общей ширине всего 2,5 м. Оба пояса установили на 200-мм прокладке из тикового дерева, причём общая толщина брони и прокладки доходила до 600 мм. В носовой части поясную броню для большей прочности соединили с тараном. На броненосцах Brandenburg и Weissenburg оба главных броневых пояса и остальные барбеты на всех кораблях изготовили из крупповской цементированной брони. Таким образом, благодаря применению крупповской цементированной брони толщина главного броневого пояса по конструктивной ватерлинии уменьшилась с 400 до 225 мм. В этом случае, экономия в весе брони приводила либо к уменьшению водоизмещения, либо к увеличению площади бронирования. Исходя из заданных условий, появилась возможность использовать большую часть водоизмещения на бронирование, а не на вооружение. Распределение веса брони, артиллерии и боеприпасов имело следующее соотношение. Вес броневой защиты корабля составлял 3174 т или 31,7% нормального водоизмещения, артиллерии и боеприпасов 1151 т или 11,5%. Небронированные части борта защитили проходящей ниже ватерлинии бронированной палубой, коффердамами (узкими боковыми проходами) и угольными ямами, а также пробкой и частыми водонепроницаемыми переборками. Между промежуточной палубой и расположенной ниже палубной платформой за главными броневыми поясами на протяжении IV-VII отсеков с каждого борта расположили два достаточно широких коффердама, внешний и внутренний. Они служили камерой расширения при взрыве пробивших главные броневые пояса крупных снарядов, а их стенки в качестве противоосколочных переборок. Эти переборки дополняли бортовую броню и защищали внутренние части корабля от давления газов и действия осколков. Между внутренними коффердамами и котельными отделениями, занимавшими VI и VII отсеки, расположили угольные ямы, дополнительно защищавшие от проникновения осколков. Логическим дополнением системы бортового бронирования явилась установка сплошной 65-мм средней (бронированной) палубы, расположенной ниже верхней. Верхнюю и промежуточную палубы также сделали сплошной из стального листа толщиной 8-12 мм. Таким образом, средняя палуба являлась главной бронированной палубой корабля, прикрывающей котлы, машины, погреба боезапаса и торпедное вооружение. Для защиты от продольных попаданий снарядов в середину корабля в носовой и кормовой части установили поперечные переборки толщиной 50-120 мм (три слоя 40-мм стальных плит). Артиллерию главного калибра прикрыли барбетами (внутренний диаметр 7200 мм), имевшими толщину бронированной стенки 305 мм. Броню барбета установили на 210-мм прокладку из тикового дерева. Конструкция колпаков башен представляла собой оптимальное сочетание формы и размеров, имея толщину 300 мм в передней части, 203-мм боковых сторон и 70-мм крышу. Противоминную артиллерию калибра 105-мм прикрыли 76-мм броневыми плитами ограниченных размеров, а 88-мм небольшими 40-мм стальными плитами. Толщина стенки передней боевой рубки составляла 300 мм, её крыши 30 мм. Первоначально задняя боевая рубка не была бронирована.
Два КО длиной 14,4 м каждое расположили между погребами боезапаса носовой и средней башен. Переднее КО занимало большую часть VII отсека между 49 и 61 шп. От погреба боезапаса носовой башни от борта до борта между 61-62 шп. его отделяла угольная яма шириной 1,2 м. Примыкавшее непосредственно к переднему заднее КО занимало весь VI отсек между 37 и 49 шп. От заднего КО и до погреба боезапаса средней башни, также от борта до борта, между 35-37 шп. разместили вторую угольную яму шириной 2,4 м. Общая длина котельных отделений с примыкающими к ним угольными ямами составляла 32,4 м или 30% длины корпуса корабля между перпендикулярами. Котлы и механизмы построили по проекту судостроительного завода "Германия-верфь" в Киле, признанному лучшим на конкурсе. Машинная установка состояла из двух паровых поршневых машин тройного расширения, которые на флоте ввели в эксплуатацию в 80-х годах. Они находились в двух машинных отделениях, и каждая машина вращала трёхлопастной гребной винт диаметром 5 м. Броненосцы типа Brandenburg оказались последними кораблями германского флота, имевшими два гребных винта. Построенный почти одновременно с ними крейсер Kaiserin Augusta явился первым кораблем с тремя винтами. С этих пор и до проекта линейного корабля типа "Н" (1939 г.) немецкий военно-морской флот выбирал для своих крупных кораблей энергетическую установку с тремя винтами. Исключение было сделано только для линейных крейсеров кайзеровского флота и ряда проектов непостроенных линейных кораблей 1915-18 гг., а также авианосца "Graf Zeppelin" (1937 г.), имевших четыре гребных винта. Машинное отделение расположили между погребами боезапаса средней и кормовой башен. Оно занимало весь IV отсек (между 21 и 31 шп.) длиной 12 м или 11,1% длины корпуса между перпендикулярами. Такая компоновка КО и МО вызвала необходимость увеличения длины главного паропровода и проведения его через погреба боезапаса средней башни "В", занимавших V отсек (между 21 и 37 шп.) длиной 7,2 м. Главный паропровод проходил в трюме корпуса корабля ниже ватерлинии. Согласно Эверсу, по первоначальному проекту мощность на валах составляла 9000 л.с. или 0,9 л.с./т нормального водоизмещения, что должно было обеспечить броненосцам скорость хода 14,9 уз. Прибавка в скорости хода по сравнению с броненосцами типа Sachsen, составила почти 2 узла. Однако качественно изготовленные паровые машины развили фактическую мощность на валах 10000 л.с. или 1 л.с./т нормального водоизмещения, против 0,62 л.с. у броненосцев типа Sachsen. Это при частоте вращения валов около 110 об/мин, обеспечивало броненосцам скорость хода свыше 16 уз. согласно Грёнеру, мощность машин в 10000 л.с. обеспечила скорость хода 16,5 уз. Фактически все корабли этой серии развивали от 16,3 до 16,9 уз. Согласно некоторым источникам, скорость хода броненосцев составляла даже 17 уз.
Нормальный запас угля при загрузке корабля по конструктивную ватерлинию составлял 650 т (согласно некоторым источникам, 680 т), максимальный 1050 т без учета загрузки палубы, что позволяло иметь дальность плавания 4300 миль (согласно некоторым источникам, 4500 миль) при скорости хода 10 уз. До 1902 г. на корабли дополнительно загружали 110 т гудрона (каменноугольной смолы) для впрыскивания при горении на уголь в топках котлов, а после 1902 г. 220 т нефти. Электроэнергию кораблям обеспечивали три, позднее четыре динамо-машины напряжением 67 В общей мощностью 72,6-96,5 кВт. На броненосце Kurfürst Friedrich Wilhelm сразу установили три динамо-машины общей мощностью 108 кВт.
Руль мог приводиться в движение от рулевой машины как левого, так и правого борта. Корабли обладали хорошей устойчивой мореходностью, были подвержены небольшому крену в наветренную сторону, имели спокойное плавное движение, обладали хорошей маневренностью, но немного замедленной поворотливостью. При большой скорости хода против волнения они были подвержены заливанию и имели сильную продольную (килевую) качку. При нормальном отклонении руля потери скорости хода возрастали незначительно, но при отклонении руля в крайнее положение - до 30%. Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 10870 тм, поперечная метацентрическая высота 1,05 м, продольная 180 м. Остойчивость была максимальная при 34,5° крена и нулевой при 57°. Броненосцы имели три якоря Инглефильда, весом каждый по 5 тонн. Спасательные средства включали два больших паровых катера, два баркаса, один полубаркас, два спасательных катера, два ялика и два тузика.
В 1893-97 гг. корабли оборудовали противоторпедными сетями, которые впоследствии сняли. Сразу после постройки дымовые трубы броненосцев не имели колпаков. Кожухи дымовых труб оказались довольно низкими, что вызывало усиленное задымление ходового мостика и марсов. В 1894-95 гг. кожухи дымовых труб удлинили на 3 м, на 1,5 м срезали кормовую надстройку.
Схемы окраски Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Внешне между собой корабли отличались лишь носовыми и кормовыми украшениями и марками на трубах. По внешнему виду можно определить лишь период службы: в первые годы (1893-1895 гг.) особенность - низкие трубы, до крыши навеса прожекторных площадок, в последующие годы до модернизации трубы были выше. Оба этих периода характерны прожекторными площадками у обеих мачт. После 1904 г. прожекторы перенесли на крыши марсов, и, самое главное отличие, появился дополнительный, четвёртый порт в передней части батареи СК.
Относительно обозначений при постройке кораблей этого типа существуют различные версии, Грёнер обозначает их как вновь строящиеся броненосцы, во время постройки на стапеле имевшие обозначение "А", "В", "С" и "D". Затем предполагали повторить названия кораблей типа Sachsen, и они должны были потом еще раз повториться у двух линкоров следующего типа "Kaiser Friedrich". Однако, современные источники утверждают, что для броненосца, во время постройки на стапеле имевшего обозначение "В", выбрали название "Ersatz Hansa", для броненосца, имевшего обозначение "С" - "Ersatz Friedrich Karl", а для броненосца, имевшего обозначение "D" - "Ersatz Kronprinz". Название "Ersatz Konig Wilhelm" для броненосца, при постройке на стапеле имевшего обозначение "А", является весьма сомнительным, поскольку это название вскоре присвоили линкору следующей серии, назвав его "Kaiser Wilhelm der Große". Скорее следует согласиться с данными Грёнера, как более верными. После выхода 8 апреля 1889 г. распоряжения статс-секретаря Хюзнера, который, учитывая всю важность этого, лично занимался присвоением названий запланированным к постройке военным кораблям, так как возникли опасения, что предложенные для броненосцев 1-го класса этой серии названия могут вызвать политические осложнения, поскольку сначала предусматривали (в подражание французским и английским обычаям) для названий всех четырёх кораблей выбрать места сражений, закончившихся победой германских войск в франко-прусской войне 1870-71 гг. Для броненосца, во время постройки на стапеле имевшего обозначение "D", предложили название "Sedan", как и в 1874 г., когда так же предлагали назвать броненосный корвет "Prinz Adalbert". Но, если тогда по политическим мотивам от этого названия отказались, то и в данном случае произошло изменение названия по той же причине. Окончательно остановились на названиях: Brandenburg, Wörth, Weissenburg и Kurfürst Friedrich Wilhelm. Броненосец, по названию которого в немецкой литературе, вопреки принятым в германском военно-морском флоте обычаям, обозначается вся серия из четырёх кораблей типа Brandenburg, в действительности является Kurfürst Friedrich Wilhelm. В германском военно-морском флоте всегда существовало правило, согласно которому первый по воле случая сошедший со стапеля на воду корабль этого типа своим названием обозначает всю серию. В данном случае этим кораблём формально являлся Kurfürst Friedrich Wilhelm, отобрав тем самым первенство в названии типа корабля у броненосца Brandenburg. Тем не менее, в литературе фактически укоренилось название этой серии кораблей по названию броненосца Brandenburg. Так в литературе возникли разночтения. Согласно Грёнеру, Brandenburg головной корабль серии. В то время как согласно Гильдебранту, головной корабль серии Kurfürst Friedrich Wilhelm. Закладку киля и постройку четырёх броненосцев нового проекта первоначальной стоимостью по 9 300 тыс. марок производили почти одновременно на трёх различных верфях. Эти же верфи изготовляли и машинные установки. Стоимость артиллерии каждого броненосца составляла 800 тыс. марок. ![]() Согласно Гильдебранту, в мае 1890 г. на стапеле верфи "A.G. Vulkan" в Штеттине заложили два броненосца этой серии, при закладке киля получившие обозначение "А" и "С", соответственно, строительные № 198 и № 199, впоследствии Brandenburg и Weissenburg. Согласно Гильдебранту и журналу "Морской сборник" № 8 за 1894 г., 3 марта 1890 г., согласно Грёнеру, в мае 1890 г. на стапеле судостроительного завода "Germaniawerft" в Киле заложили киль броненосца "В" ("Ersatz Hansa"), строительный № 52, впоследствии Wörth. Согласно одним источникам, 24 марта 1890 г., согласно Гильдебранту, в мае 1890 г. на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене положили первый лист киля броненосца "D" ("Ersatz Kronprinz"), строительный № 13, впоследствии Kurfürst Friedrich Wilhelm. По принятым в Германии порядкам закладка киля корабля на стапеле верфи является рядовым событием. Праздничными мероприятиями это событие не отмечается, и часто точную дату закладки корабля не указывают. Зато спуск корабля на воду и происходящие при этом крестины, когда корабль получает своё название, отмечают широко и очень торжественно. ![]() 21 сентября 1891 г. на верфи "A.G. Vulkan" в Штеттине при спуске на воду второго броненосца серии, в период постройки на стапеле имевший обозначение "А", кайзер Вильгельм II лично окрестил корабль, дав ему название Brandenburg. ![]() Последним 6 августа 1892 г. со стапеля судостроительного завода "Германия-верфь" в Киле торжественно спустили на воду броненосец "В" ("Ersatz Hansa"). Броненосец окрестила сестра кайзера Вильгельма II, принцесса Виктория фон Шаумбург-Липпе, назвав его Wörth". ![]() Стоимость постройки броненосцев Brandenburg, Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenburg составила по 15 832 тыс. марок или 1581 марку за тонну нормального водоизмещения вместо 10 100 тыс. марок, согласно смете. Модернизация обошлась ещё по 1 318 тыс.марок или 132 марки за тонну нормального водоизмещения. Стоимость постройки броненосца Wörth оказалась несколько выше и составила 16054 тыс. марок или 1603 марку за тонну нормального водоизмещения. Модернизация обошлась ещё 1 340 тыс. марок или 132 марки за тонну нормального водоизмещения. Стапельный период постройки броненосца Brandenburg составил 17 месяцев, достройка на плаву заняла ещё 26 месяцев. Всего постройка продолжалась 3 года 7 месяцев. После установки артиллерии в сентябре 1893 г. Brandenburg был готов к проведению ходовых испытаний. В конце сентября броненосец перешёл от стенки верфи "A.G. Vulkan" в Штеттине в Киль, причём машины корабля развили мощность 9640 л.с, превысив на 640 л.с. установленную контрактом, что привело к значительному повышению скорости хода. Это явилось большим достижением верфи-строителя. Машины работали устойчиво и спокойно, и на броненосце не было заметно никаких сотрясений. Поворотливость оказалась очень хорошей; корабль без помощи портовых буксиров вошёл в гавань и ошвартовался у пирса. 19 ноября 1893 г. его передали и официально ввели в состав флота, после чего начались ходовые испытания. В составе кайзеровского военно-морского флота корабль находился с 19 ноября 1893 г. по 13 мая 1919 г. Стапельный период постройки броненосца Wörth составил 27 месяцев, достройка на плаву заняла ещё 15 месяцев. Всего постройка продолжалась 3 года 6 месяцев и оказалась самой короткой. Хотя Wörth последним спустили на воду, однако замедление его постройки только кажущееся - он самое большее через год оказался готов к сдаче, тогда как Kurfürst Friedrich Wilhelm был готов лишь через три года, Brandenburg и Weissenburg через два года после спуска на воду. В октябре 1893 г. Wörth был готов к проведению ходовых испытаний. 28 октября 1893 г. корабль передали, а 31 октября официально ввели в состав кайзеровского военно-морского флота. В составе кайзеровского военно-морского флота находился с 31 октября 1893 г. по 10 марта 1919 г. Стапельный период постройки броненосца Weissenburg составил 19 месяцев, достройка на плаву заняла ещё 32 месяца. Его постройка оказалась самой длительной и продолжалась 4 года 3 месяца. В составе кайзеровского военно-морского флота находился с 14 октября 1894 г. по 1 сентября 1910 г. Как быстро продвигалась постройка броненосца Kurfürst Friedrich Wilhelm на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене до спуска на воду, так медленно двигалась его дальнейшая достройка на плаву. Ещё на стапеле на нём частично установили недавно созданную цементированную броню Круппа. Стапельный период постройки броненосца Kurfürst Friedrich Wilhelm составил 14 месяцев, достройка на плаву заняла ещё 34 месяца. Всего постройка продолжалась 4 года. Строящиеся на частных верфях однотипные корабли (Brandenburg и Wörth) по большей части уже провели свои ходовые испытания, когда наконец в апреле 1894 г. Kurfürst Friedrich Wilhelm был готов к этому. Введённый в состав военно-морского флота 29 апреля 1894 г., броненосец поднял свой флаг и вымпел и в тот же день приступил к проведению испытаний, которые продолжались ещё в течение 6 месяцев. В составе кайзеровского военно-морского флота находился с 1 ноября 1894 г. по 1 сентября 1910 г.
Brandenburg
При испытаниях на мерной миле паровые машины броненосца развили максимальную мощность на валах 9997 л.с. или 1 л.с./т нормального водоизмещения, что при частоте вращения валов 109 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 16,3 уз., что на 1,4 уз. оказалась выше проектной.
При действии всех 12 котлов и давлении пара 12 атмосфер в правом машинном отделении разрушился впускной клапан главного паропровода паровой машины. Пар из котлов моментально заполнил машинное отделение и проник через открытые двери в смежные помещения, в результате чего в этом машинном отделении погибло 44 человека и 7 получили тяжелые травмы. Из машинной команды остался невредимым только один человек, стоявший в момент аварии на выходном трапе и успевший поэтому благополучно выскочить на верхнюю палубу.
Wörth
Эти испытания, во время которых не поставленную ещё на корабль артиллерию крупного калибра заменили одинакового веса и соответственно расположенным балластом, подтвердили хорошие мореходные качества броненосца Wörth. Корабль совершал шесть двойных качаний в минуту. В этом отношении самым суровым для него испытанием был переход в Риксхёфт при ветре силою в 8 баллов. При угле волны в 45° с левого борта к курсу броненосец кренился на оба борта до 15°, наибольшие размахи доходили до 20°. Килевая качка была все время незначительная и плавная.
Наибольшая скорость хода, достигнутая на мерной миле около острова Борнхольм (при глубине 60 м и частоте вращения валов 111 об/мин.), составила 17,2 уз. При том же числе оборотов в бухте Эккернфёрдер корабль развил скорость хода 16,6 уз., в Данцигской бухте при глубине 40 м - 16,7 уз. и при глубине 20 м - 16,6 уз. Машины броненосца развивали наименьшее число оборотов - 18, при этом скорость хода составляла 3 узла. Вибрация корабля, обусловленная работой машин на полном ходу, оказалась весьма незначительной. Машины и котлы работали всё время исправно. Пар в котлах в короткое время мог быть легко и безопасно поднят до наибольшего давления. При испытаниях на мерной миле паровые машины броненосца Wörth несколько превысили проектную мощность на валах, развив, согласно Грёнеру, и поддерживая в течение 6 часов наибольшую мощность 10228 л.с. или 1,02 л.с./т нормального водоизмещения, что (при частоте вращения валов 110 об/мин.) обеспечило кораблю скорость хода 16,9 уз., - на 2 уз. выше проектной. Эту мощность машины развили, работая паром только из 11-ти котлов, 12-й же использовали для питания вспомогательных механизмов. Kurfürst Friedrich Wilhelm
16 ноября командующий практической эскадрой вице-адмирал Кестер поднял свой флаг на его борту и с тех пор до 6 июля 1900 г. (за исключением времени нахождения на верфи в ремонте) Kurfürst Friedrich Wilhelm оставался флагманским кораблём эскадры броненосцев. Weissenburg
14 октября 1894 г. состоялось официальное вступление в строй броненосца Weissenburg. Дальнейшие испытания корабля проходили под командованием капитана 1-го ранга Бюшеля, впоследствии ставшего статс-секретарем имперского морского министерства, и старшего офицера корабля корветтен-капитана Капелле. Закончив 12 января 1895 г. ходовые испытания, Weissenburg окончательно ввели в состав флота. Корабль зачислили в состав 1-й дивизии практической эскадры, которой в то время командовал вице-адмирал Кёстер, поднявший свой флаг на броненосце Kurfürst Friedrich Wilhelm.
![]() ![]() ![]() В этот период произошло событие, в которое косвенным образом оказался втянут и Wörth. 1 ноября 1894 г. в Санкт-Петербурге скончался царь Александр III, и Вильгельм II решил лично прибыть на церемонию похорон. Когда из России намекнули, что в церемонии похорон царя желательно участие ближайшего наследника главы иностранного государства, приезд кайзера отменили. В Санкт-Петербург решили послать его брата - принца Генриха Прусского на находящемся под его командованием броненосце Wörth. ![]() 13 октября Kurfürst Friedrich Wilhelm, вторым вошедший в состав 2-й дивизии практической эскадры, сменил выведенный из состава флота в резерв устаревший броненосец König Wilhelm. В ноябре, уже после проведения маневров, флагманским кораблем практической эскадры и 1-й (прежней 2-й) дивизии стал Kurfürst Friedrich Wilhelm. Когда 16 ноября командующий практической эскадрой вице-адмирал Кестер, до сих пор державший свой флаг на флагманском корабле эскадры броненосце 3-го класса Bayern, перешёл со своим штабом и перенёс свой флаг на борт нового броненосца 1-го класса Kurfürst Friedrich Wilhelm, этот корабль стал флагманским кораблем эскадры и центром активной жизни имперского военно-морского флота. Флагманским кораблем эскадры броненосец оставался целых шесть лет, с ноября 1894 г. до 6 июля 1900 г. ![]() Таким образом, когда 16 ноября в Вильгельмсхафене вице-адмирал Кестер поднял свой флаг на броненосце Kurfürst Friedrich Wilhelm, практическая эскадра имела следующий состав: 1-я дивизия: броненосцы 1-го класса Kurfürst Friedrich Wilhelm (флагманский корабль), Brandenburg, Weissenburg, Wörth и посыльный корабль авизо Jagd; 2-я дивизия: броненосцы 3-го класса Baden (флагманский корабль), Bayern, Sachsen, Württemberg и авизо Pfeil. Весь ноябрь был заполнен боевой подготовкой по программе одиночного корабля. ![]() 5 декабря обе дивизии эскадры совместно вышли из Киля, однако затем их пути разошлись. В то время как 2-я дивизия направилась в Карлскруну, 1-я спешно ушла на север и с 7 по 11 декабря находилась в пригороде Стокгольма Ваксхольме. В это время здесь торжественно отмечали 300-летие со дня рождения оставившего яркий след в истории Швеции короля Густава Адольфа. ![]() Затем обе дивизии вновь соединились в средней части Балтийского моря, где продолжились их совместные учения, после чего корабли вернулись в свои базы, чтобы заняться проведением обычного зимнего ремонта. На флагманском броненосце Kurfürst Friedrich Wilhelm во время очередного планового ремонта на верфи увеличили высоту дымовых труб (в это время командующий эскадрой вице-адмирал Кестер с 19 декабря 1894 г. по 27 марта 1895 г. держал свой флаг на борту броненосца Wörth).
![]() ![]() Зимой 1894-95 гг. и во время плаваний в течение всего 1895 г. 1-я дивизия проводила учебные походы и маневры в Северном и Балтийском морях. 1895 г. прежде всего начался с похода кораблей практической эскадры к острову Гельголанд и в Бремерхафен, ставшего в последующие годы уже привычным, во время которого кайзер находился на борту флагманского броненосца Kurfürst Friedrich Wilhelm. ![]() ![]() ![]() Во время этого торжества броненосцу Wörth отвели особую роль, поскольку на его командира капитана 1-го ранга принца Генриха Прусского, как брата кайзера, выпали особые представительские обязанности. На броненосце Kurfürst Friedrich Wilhelm держал свой флаг кайзер, и этому кораблю в составе эскадры предстояло провести тактические учения в Кильской бухте перед многочисленными почётными иностранными гостями. На открытие канала в Киле собрались иностранные корабли 14 государств общим числом в 55 вымпелов. ![]() Поход преследовал исключительно политические цели. В период обострения политической обстановки и крупной концентрации военно-морских сил многих европейских держав у берегов Морокко Германия смогла послать туда довольно пестрый по составу отряд кораблей. Существенной поддержкой отряду послужило присутствие в испанских водах боеготовой эскадры новых германских броненосцев. Во время штормовой погоды в Бискайском заливе броненосцы снова смогли доказать свои отличные мореходные качества. Выйдя 27 июля из Виго в обратный путь, эскадра по пути зашла в Куинстаун (Ирландия). ![]() Речь кайзера на борту броненосца Wörth вызвала резкие отклики официальной прессы Великобритании. В связи с так называемым "инциндентом с Wörth" в британских кругах, а после первой мировой войны и в немецких, стали раздаваться критические замечания, осуждающие использование мест битв для названий германских кораблей, хотя многие французские, британские и русские корабли носили на борту названия иностранных городов, у стен которых произошли успешные для них сражения. ![]() После краткой стоянки в Киле практическая эскадра продолжила маневры с проведением учебных артиллерийских стрельб в проливах Каттегат и Большой Бельт. Однако настоящие большие маневры эскадры начались 7 сентября после перехода всего флота из Кильской бухты в среднюю часть Балтийского моря. По окончании маневров 14 сентября у Ярсхёфта кайзер принял парад флота, а 15 сентября флот распустили по своим базам. ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() Май прошёл в учениях эскадры в Северном море и продолжительном плавании в норвежских водах, а в перерыве учений с 11 по 18 мая посещении Бергена. С конца мая до конца июня учения по боевой подготовке делились как бы на два этапа. ![]() Когда 9 августа в Вильгельмсхафене собрался весь учебный флот, в его состав, как и в прошлый год, входили почти все те же корабли. Число собранных для проведения маневров 1896 г. кораблей доходило до 52. Из них сформировали две эскадры в составе двух дивизий каждая и группу крейсеров-разведчиков, в которую включили две флотилии миноносцев. ![]() Дальнейшие учения, когда кораблям эскадры пришлось перейти в Северное море вокруг мыса Скаген, прошли без каких-либо инцидентов и закончились, учениями по отражению нападения на остров Гельголанд. 15 сентября учения закончились и произвели рассредоточение флота. Корабли ушли в свои базы для ремонта и несения повседневной службы. В этом же году Wörth получил приз кайзера за отличную артиллерийскую стрельбу среди кораблей 1 -й эскадры (старший артиллерийский офицер корабля капитан-лейтенант Мейер). ![]() Боевую подготовку одиночного корабля проводили по всё более расширенной программе. Как и в прошлый год, в зимний период Kurfürst Friedrich Wilhelm перестал быть флагманским кораблём, поскольку командующий эскадрой с 15 декабря 1896 г. по 1 марта 1897 г. перенёс свой флаг на стоящий в Киле Sachsen.
![]() ![]() Большой перерыв в начале августа вызвал некоторые изменения в процессе обучении, поскольку в это время 1-я эскадра во главе с флагманским броненосцем Kurfürst Friedrich Wilhelm эскортировала яхту Hohenzollern, на которой кайзер и его супруга прибыли в Кронштадт с государственным визитом в Россию. ![]() ![]() В 1897 г. осенние маневры начались 16 августа географически в противоположном направлении, чем в предыдущие годы, со средней и западной части Балтийского моря и с переходом вокруг мыса Скаген в Северное море и закончились 22 сентября в Вильгельмсхафене. Руководство маневрами осуществлял "командующий адмирал" фон Кнорр. В этом году учебные корабли не составляли отдельной эскадры, так как часть их ушла в заграничное плавание. В маневрах участвовали в общем 55 кораблей и 8257 офицеров и матросов. ![]() Обычную боевую подготовку до начала зимнего ремонта в первой половине декабря прервали учениями 1-й дивизии в проливах Каттегат и Скагеррак. Учениями руководил командующий эскадрой вице-адмирал Томсен, который в октябре временно перенёс свой флаг с броненосца Kurfürst Friedrich Wilhelm на Württemberg. Хронический недостаток личного состава в кайзеровском военно-морском флоте уже 13 декабря во время стоянки в Христиании (Осло) вынудил прекратить учения. 6 декабря в проливе Большой Бельт столкнулись Brandenburg и Württemberg, после чего оба корабля пошли на ремонт на имперскую верфь в Вильгельмсхафен, где на Brandenburg пришлось устанавливать новый таран.
![]() ![]() ![]() Для плановых учений наряду с традиционными Балтийским и Северным морями выбрали переход 1-й эскадры вокруг Британских островов. Этот продолжавшийся со 2 по 27 мая поход вызвал в Великобритании повышенное внимание, поскольку со времен плавания Испанской Армады в первый раз боеготовая эскадра иностранных кораблей предприняла подобное плавание. Эскадра посетила Керкуолл на Оркнейских островах. Гринок-Глазго (Шотландия) и Куинстаун (Ирландия). Последующие этапы этих учений эскадры в течение июня-июля протекали по привычному плану и без особых происшествий.
![]() ![]() ![]() К 14 августа в Киле сформировали учебный флот 1898 г., опять, как и в прежние года, почти в том же составе. Маневры начались 15 августа в Киле непосредственно с учений по маневрированию с боевой артиллерийской стрельбой броненосцев 1-й дивизии в присутствии кайзера. За ними последовали учения по осуществлению блокады мекленбургского побережья и встречное сражение с "Балтийским флотом" в Данцигской бухте. Возвращение флота после учений из Данцига в ночь с 31 августа на 1 сентября осложнилось из-за сильного северо-западного ветра. На втором этапе учений днём 1 сентября флот снова прошёл Кайзер-Вильгельм каналом, в этот раз за 18 часов вместо 30 в 1896 г. Осуществление блокады и нападение на Вильгельмсхафен составляли третий этап маневров этого года, закончившихся 15 сентября, после чего 17 сентября флот прибыл в Вильгельмсхафен. ![]() Возвращение дивизий 1-й эскадры в отечественные воды происходило раздельно: корабли 1-й дивизии проследовали в Киль, 2-й - в Брунсбюттель. При возвращении в свои базы впервые произвели переход Кайзер-Вильгельм каналом при встречном движении обеих дивизий эскадры. Если в 1897 г. Wörth ничем не отличился, то в 1898 г. с его участием в Кайзер-Вильгельм канале провели ответственные испытания. Было принято решение проверить, как быстро можно отбуксировать по каналу неспособный самостоятельно маневририровать крупный боевой корабль. С этой целью 14 июня шесть буксиров провели Wörth по каналу от Хольтенау до устья реки Эльба и обратно.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Возвращение эскадры прервалось 24 мая в районе Дувра, где в честь 80-летия английской королевы Виктории состоялся грандиозный морской парад, в котором приняли участие и немецкие корабли. 31 мая германская эскадра вернулась в Киль. ![]() ![]() ![]() поднял свой флаг новый командующий эскадрой вице-адмирал Гофман. 15 ноября последовали учения в составе дивизий и всей эскадры. С 8 по 12 декабря 1-я эскадра проводила учения в проливе Скагеррак, при этом 1-я дивизия посетила Кристиансанд, а 2-я Арендаль. Несмотря на плотный туман, возвращение в Киль прошло без задержек, причём вице-адмирал Гофман впервые сумел провести эскадру достаточно сложным для плавания в такую погоду проливом Большой Бельт, тем самым подтвердив свою репутацию отличного штурмана. ![]() Если 1899 г. для линкора Weissenburg прошёл без особых происшествий, то с линкором Wörth произошла авария. 25 ноября Wörth на переходе в Киль из Эккерфёрде, где он проводил учебные торпедные стрельбы, сел на мель в месте, оказавшемся вследствие сгона воды дувшими перед тем сильными западными ветрами более мелководным, чем показано на карте. При этом днище корабля при ударе о подводные камни получило пробоины между IX и X отсеками, причем двойное дно под котельными и машинным отделениями оказались залитыми водой. После снятия корабля с мели на переходе в Киль работали все судовые помпы. На верфи в Киле его отремонтировали, но с декабря 1899 г. по февраль 1900 г. Wörth прошел более основательный ремонт на имперской верфи в Вильгельмсхафене, так что в новом году он не смог принять участие в зимнем походе эскадры.
1900-1901 гг. ("Китайский поход") В 1900 г. служебная деятельность линкоров 1-й эскадры началась ранней весной с обычной боевой подготовки по программе одиночного корабля и учений в составе эскадры. Во второй половине марта и апреле после сбора всех эскадр в Киле произвели учебные торпедные и артиллерийские стрельбы, затем последовал поход всего флота в среднюю часть Балтийского моря. С 7 по 26 мая снова состоялся длительный учебный поход в северную часть Северного моря, причём эскадра сначала посетила Шетландские острова (с 12 по 15 мая Лервик), затем норвежские воды (с 18 по 22 мая Сёгне-фиорд и Берген). Между тем, начатый ещё 2 июля, согласно принятому ранее плану переход 1-й эскадры в следующий район учений 4 июля на широте Хелы пришлось неожиданно прервать, когда по радио поступил приказ кайзера: "Ученья закончить, высочайшим приказом направиться в заграничный рейс в Китай". Пресса того времени сообщила как нечто особенное, что из-за проведения маневров этот приказ передали через развернутую на берегу "радиостанцию", и сделали это значительно раньше, чем доставленный на миноносце конверт с приказом. Основанием для предпринимаемых теперь германским правительством таких решительных действий явилось то, что 3 июля 1900 г. в Берлин поступило донесение о восстании в Китае и убийстве там германского посланника князя фон Кеттелера - случай, по понятиям того времени, представлял собой чрезвычайно серьёзное нарушение международных прав. Донесение о начале весной 1900 г. так называемого "боксерского восстания" против местных христиан и осевших в Китае иноземцев, названного так, поскольку во главе восстания стояло общество "Большого кулака", о чём в Европе стало известно 2 июля, поступило в Берлин только 3 июля. В Берлине полагали, что возникла необходимость посылки в Китай крупных сухопутных и морских сил для подавления разраставшегося восстания. Это побудило кайзера Вильгельма II уже спустя два дня распорядиться о посылке в Китай 1-й дивизии 1-й эскадры в составе линкоров Kurfürst Friedrich Wilhelm (флагманский корабль), Brandenburg, Weissenburg и Wörth. Вторым мотивом было желание иметь достаточно внушительные морские силы наряду с многочисленными базирующимися в Китае соединениями флотов других морских держав. Поэтому кайзер распорядился о формировании и посылке туда экспедиционного корпуса, а в дальнейшем направлении туда же дивизии линкоров для усиления уже находившейся там эскадры крейсеров. Общее командование возложили на командующего базирующейся в Восточной Азии крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана. Этим удовлетворились, потому что на этом посту находился именно тот человек, который ранее уже имел дело с направленными туда линкорами. Бывший в курсе восточно-азиатских событий статс-секретарь Тирпиц возражал против посылки самой сильной дивизии германских линкоров. Ввиду наметившегося противостояния между Англией и Россией он опасался, что Германия может оказаться в трудном политическом положении, а, с другой стороны, подчеркивал, что его целенаправленная созидательная работа над увеличением мощи германского флота в результате посылки на длительный период самого боеготового соединения может быть в значительной мере нарушена. Однако его возражения кайзер и министр иностранных дел признали недостаточно обоснованными - они настаивали на немедленной отправке линкоров в Китай. 4 июля 1-я дивизия линкоров получила приказ на переход в Китай, чтобы в рамках действий международных сил по подавлению "боксерского восстания" в Китае обеспечить соблюдение интересов Германии. Перед походом в Китай все четыре линкора типа Brandenburg впервые в германском военно-морском флоте оборудовали радиостанциями. Согласно полученному приказу 1-я эскадра тотчас же направилась в Киль. Здесь её ожидал следующий приказ кайзера о необходимости изменений обозначения дивизий: распоряжением правительства от 8 июля 1900 г. 1-ю дивизию переименовали во 2-ю, и теперь она получила официальное название "экспедиционной" дивизии 1-й эскадры. После прибытия в Китай дивизия должна была перейти в оперативное подчинение командующему уже находившейся там германской крейсерской эскадры вице-адмиралу Бендеману.
Утром 9 июля корабли покидали Кильскую бухту в следующей последовательности. Впереди шёл тендер "Hela", за ним Wörth, Weissenburg, Brandenburg и Kurfürst Friedrich Wilhelm. Следуя специальному приказу кайзера, они прошли Кайзер-Вильгельм каналом в Вильгельмсхафен, чтобы многие члены экипажа могли попрощаться со своими семьями, которые там проживали. 11 июля дивизия покинула Вильгельмсхафен, и из бухты Яде корабли начали свой путь. Впервые боеготовое соединение германских линкоров отправилось в океанский поход. Переход дивизии в Китай, к которому через некоторое время присоединилась также назначенная для несения службы в Восточной Азии канонерская лодка "Luchs", происходил в ускоренном темпе.
23 августа дивизия вышла из Сингапура, 28 августа из Гонконга, а 30 прибыла на рейд Вузун в районе Шанхая, где линкоры оставались до последующего раздельного стационирования в назначенных им районах. Переход дивизии длился 50 суток.
Сначала Brandenburg взял на себя контроль за районом устья реки Янцзыцзян (Голубая река), в октябре в Жёлтом море принял участие в охране полуострова Шань-хайгуань и Чиньвантау, затем опять находился в районе устья реки Янцзыцзян. Однако большую часть времени Kurfürst Friedrich Wilhelm находился на рейде Вузун в районе Шанхая. Только Wörth сразу же перешёл в Жёлтое море. В ночь с 3 на 4 сентября с заходом в Циндао линкор перешёл на рейд Таку, где обеспечивал прикрытие высадки восточно-азиатского экспедиционного корпуса, лишь на короткое время уходя за углем в Циндао. 25 октября Wörth окончательно покинул рейд Таку, чтобы с заходом в Чифу и Циндао перейти на рейд Вузун. Там линкор также принял участие в блокаде устья реки Яндзыдзян.
Китайцы со своими небольшими и к тому же небоеготовыми речными кораблями и не думали выступать против куда более сильных британской (2 линкора, 3 крейсера, 4 канонерские лодки и 1 миноносец) и германской эскадр. Отсюда в конце сентября дивизия германских линкоров, не опасаясь последствий, смогла перейти в Жёлтое море, поскольку главнокомандующий обединенными международными силами германский генерал-фельдмаршал граф фон Вальдерзее планировал провести крупное наступление в Северном Китае. На состоявшемся на крейсере Fürst Bismarck совещании ему доложили о прошедшей 3-4 октября операции против повстанцев на полуострове Шаньхайгуань и у Чиньвантау.
У Чиньвантау действовал в основном Brandenburg. Его десантный отряд сменил моряков из экипажей броненосных крейсеров Hertha и Hansa, затем его усилили десантным отрядом с линкора Weissenburg. Brandenburg и Weissenburg оставались там до конца месяца, в то время как два других линкора поодиночке вернулись на рейд Вузун. Последующие запланированные в районе нижнего течения реки Янцзы-цзян операции отложили на некоторое время, поскольку опасавшиеся за свою торговлю с Китаем англичане не захотели в них участвовать. Тем более что одного присутствия сильного соединения германских кораблей оказалось достаточно, чтобы в Великобритании распространились слухи, что Германия будущей весной с помощью 15000 солдат намерена захватить район нижнего течения реки Янцзы-цзян.
С 30 ноября до конца декабря 1900 г. Wörth проходил ремонт в Нагасаки, затем, пробыв в Циндао с 21 по 27 декабря, вернулся на рейд Вузун. Отсюда 18 февраля 1901 г. он снова перешёл в Циндао для смены части экипажа, обучения совместному плаванию и проведения там учебных артиллерийских стрельб. После стоянки с апреля по май в Шанхае (здесь 25 мая в командование линкором вступил новый командир капитан 1-го ранга фон Хееринген) Wörth находился у полуострова Шаньхайгуань.
Когда 16 марта командующий объединённой германской экспедиционной эскадрой вице-адмирал Бендеман демонстрировал верховному главнокомандующему международными силами генерал-фельдмаршалу графу фон Вальдерзее линкоры, Kurfürst Friedrich Wilhelm уже там не присутствовал, поскольку вернулся на рейд Вузун, где всё ещё существовала необходимость блокады реки Янцзыцзян. С 31 марта по 17 апреля 1901 г. Weissenburg находился у полуострова Шиакван. За весь период проведения операции по подавлению восстания международная пресса никаких успехов в действиях немецких линкоров в Китае не отмечала. Но уже задолго до этого, в конце ноября 1900 г. в Берлине в верхах возникли разногласия. Сначала генеральный штаб сухопутных войск отклонил требование морского генерального штаба, поддержанное статс-секретарем Тирпицем, о скорейшем возвращении линкоров по причинам военного и политического характера. Здесь решающим, конечно, оказались мнения генерал-фельдмаршала графа фон Вальдерзее и солидарного с ним командующего крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана, которые опасались серьёзного падения престижа Германии в Восточной Азии, если немецкие линкоры так быстро выйдут из состава многочисленного международного флота. Сначала кайзер согласился с их аргументами. Лишь когда наметилась ликвидация общего главного командования международными силами, а в Германии начальник морского генерального штаба и статс-секретарь имперского морского министерства вместе возобновили настойчивые требования о необходимости обучения экипажей кораблей на родине, кайзер изменил свое решение. В результате 26 мая 1901 г. пришёл приказ о возвращении линкоров в Германию. Brandenburg получил приказ о возвращении в Германию, находясь в районе устья реки Янцзыцзян, остальные в районе Циндао. Затем вся дивизия (на предложение вице-адмирала Бендемана оставить в Китае на короткое время, по крайней мере, два корабля, Берлин ответил отказом) собралась в Шанхае для подготовки к обратному переходу. I июня 1901 г. все четыре броненосца начали возвращение в Германию. Сингапур (10-11 июня) был первым портом, куда они зашли для погрузки угля, вторым (22-26 июня) последовал Коломбо. Нехватка угля недалеко от Монсуна побудила контр-адмирала Гейслера зайти в Порт-Маэ на Сейшельских островах. Только суточные стоянки для погрузки угля в Адене и Порт-Саиде прерывали ускоренный порядок дальнейшего возвращения на родину. Ровно через два месяца, 1 августа линкоры экспедиционной дивизии достигли Кадиса. Здесь произошла встреча с кораблями 1-й (бывшей 2-й) дивизии, которая во главе с недавно назначенным командующим 1-й эскадрой вице-адмиралом принцем Генрихом Прусском вышла им навстречу. Принц Генрих держал свой флаг на борту нового линкора Kaiser Wilhelm Der Große. Теперь обе дивизии 1-й эскадры снова соединились и совместно направились в Германию. 10 августа они прошли мимо Гельголанда. Обратный переход линкоров продолжался 71 сутки. II августа 1901 г. линкоры экспедиционной, а теперь снова 2-й дивизии после смотра на внешнем рейде Яде, проведенного генеральным инспектором адмиралом Кестером, вошли в Вильгельмсхафен. Здесь 12 августа контр-адмирал Гейслер на борту линкора Kurfürst Friedrich Wilhelm спустил свой флаг. На этом для линкоров закончился годичный поход в Восточную Азию, продолжавшийся с 11 июля 1900 г. до 10 августа 1901 г. Хотя поход и не принёс заметных военных успехов, всё же для экипажей кораблей это было знаменательным и запоминающимся событием - в этом отношении мнение морского генерального штаба и статс-секретаря совпали, и они приобрели ценный опыт плавания в удаленных районах океана.
ПОСЛЕ ПОХОДА
21 августа 1901 г. 'Kurfürst Friedrich Wilhelm и Brandenburg в составе отряда кораблей учебного флота принял участие в осенних маневрах 1901, прерванных 11 сентября для участия в морском параде в заливе Путцигервик (Пуцкий залив) между полуостровом Hela и западным побережьем Пруссии в честь прибытия царя Николая II. Во время парада царь Николай II посетил Kurfürst Friedrich Wilhelm. Особенностью маневров в присутствии кайзера явилось непосредственное участие всех десантных сил флота в маневрах 1-го и XVII-ro армейских корпусов в Восточной Пруссии. После текущего ремонта на верфи в Вильгельмсхафене Weissenburg в составе 2-й дивизии линкоров (теперь все корабли типа Brandenburg входили во 2-ю дивизию; младший флагман контр-адмирал Фишель с 14 августа держал свой флаг на линкоре Kurfürst Friedrich Wilhelm) принимал участие в осенних маневрах, а до осени 1902 г. также во всех последующих походах и маневрах 1-й эскадры. Преемник контр-адмирала Фишеля на посту командира 2-й дивизии контр-адмирал фон Притвиц-унд-Гаффон 24 октября поднял свой флаг на борту линкора Kurfürst Friedrich Wilhelm, но на время продолжительного ремонта своего флагманского корабля с декабря 1901 г. по февраль 1902 г. перешёл на новый линкор Kaiser Wilhelm II. 24 ноября 1901 г. Wörth вывели из состава 2-й дивизии 1-й эскадры, чтобы первым из кораблей этой серии основательно отремонтировать и модернизировать. В составе эскадры его сменил устаревший линкор Sachsen. В декабре 1-я эскадра совершила зимний поход в датские и норвежские волы, во время которого с 7 по 12 декабря её корабли посетили Христианию (Осло). 1901 г. закончился, и Brandenburg перешёл на верфь на текущий ремонт.
Деятельность линкоров 1-й эскадры в 1902 г. в основном не изменилась, продолжались маневры и учения. Kurfürst Friedrich Wilhelm после продолжительного ремонта лишь 3 марта снова вошёл в состав 2-й дивизии и вновь стал флагманским кораблем младшего флагмана. 25 апреля 2-я дивизия во главе с линкором Kurfürst Friedrich Wilhelm в составе 1-й эскадры приняла участие в дальнем походе. Район плавания проходил мимо норвежских фиордов. Затем вокруг северной оконечности Шотландии эскадра направилась в ирландские воды и через пролив Ла-Манш вернулась в Германию. Во время этого похода линкоры посетили Бункран - портовые ворота Лондондерри, заливы Бантри, Кингстаун - портовые ворота Дублина и 28 мая вернулись в Киль. После этого эскадра начала подготовку к осенним маневрам учебного флота. В конце июня с линкором Weissenburg произошла авария, впрочем, окончившаяся для него вполне благополучно. Характер аварии в литературе не отражен и широким кругам остался неизвестен, однако на корабле пришлось заменить таран. Чтобы линкор смог принять участие в осенних маневрах, на нём в носовой оконечности временно установили деревянные подкрепления. Маневры прошли без происшествий, однако непосредственно после их окончания, 29 сентября, Weissenburg вывели из состава флота в резерв и заменили новым линкором Wettin. Weissenburg вторым из серии отправился на модернизацию. По окончании летних и осенних маневров 1902 10 октября Kurfürst Friedrich Wilhelm вывели из состава 1-й эскадры в резерв в Вильгельмсхафене и заменили новым линкором Wittelsbach. 18 сентября младшему флагману пришлось временно перейти на броненосный крейсер Prinz Heinrich, поскольку назначенный флагманским кораблём Wittelsbach ещё не вошёл в строй. 23 октября Brandenburg также вывели из состава 1-й эскадры в резерв, а экипаж перевели на новый линкор Zähringen, который занял тактическое место линкора Brandenburg. В 1903 г. имперская верфь приступила к модернизации линкора Brandenburg, а Kurfürst Friedrich Wilhelm оказался последним, ставшим на модернизацию.
В 1902-05 гг. линкоры типа Brandenburg один за другим подвергались модернизации на имперской верфи в Вильгельмсхафене с попыткой коренного улучшения расположения противоминной артиллерии. Но всё ограничилось только тем, что среднюю артиллерию всех четырёх кораблей серии увеличили до 8 105-мм орудий. Основную слабость артиллерийского вооружения кораблей, заключавшуюся в расположенной только на шкафуте (средней части палубы) артиллерии среднего калибра, можно было лишь несколько усилить установкой ещё двух 105-мм орудий, но окончательно исправить оказалось невозможным.
Корабли все же подверглись некоторым существенным переделкам. При этом произвели замену деревянного покрытия палуб и облицовку помещений, реконструировали котельную установку, увеличили объёмы угольных ям (это было следствием похода в Восточную Азию), установили бронированную кормовую боевую рубку с толщиной стенки 120 мм и крыши 30 мм, переставили надводные торпедные аппараты в подводную часть, демонтировали прожекторные площадки у мачт, прожекторы перенесли на крыши марсов. Все это повлекло за собой существенное изменение силуэта корабля, при этом корабли облегчили на 500-700 т.
29 сентября 1904 г. вернулся в строй Weissenburg и вступил на место броненосца береговой обороны Hildebrand в составе 2-й эскадры. В течение двух лет Weissenburg участвовал в учениях и маневрах этой эскадры, не достигнув, правда, за этот период особых успехов. ![]() ![]() Следующая авария произошла 5 июля 1905 г. При проведении учебных торпедных стрельб Wörth своим тараном так сильно ударил используемый в качестве корабля-мишени миноносец S.124, что его котельное отделение тотчас же заполнилось водой. Паром из разорванного паропровода сильно обварило трёх матросов, причем старшина машинного отделения вскоре скончался. ![]() Обычную боевую подготовку линкоров типа Brandenburg прервал поход 2-й эскадры к берегам Норвегии, продолжавшийся с середины июля до начала августа. Кроме того, первенство во время ежегодных гребных гонок корабельных баркасов на приз учрежденного ещё в 1902 г. кубка кайзера завоевал 12-весельный баркас с Kurfürst Friedrich Wilhelm. Осенние маневры 1905 прошли без особых происшествий. ![]() До 4 июля 1906 г. Wörth также принимал участие в маневрах и учениях 2-й эскадры, пока его не сменил новый линкор Lothringen. После того как Weissenburg принял участие в осенних маневрах 1906 г., его также вывели из состава эскадры в резерв. ![]()
28 сентября 1907 г. Weissenburg вывели в резервное формирование, уменьшив на нём численность экипажа, он поступил в качестве корабля-базы снабжения на место линкора Wörth. При этом Wörth сразу же перестал считаться "базовым" кораблем и стал обычным блокшивом с уменьшенной численностью экипажа.В то время как с осени 1907 г. на корабле-базе стали оставлять полную численность экипажа, для блокшивов предусматривали только караульную команду и часть экипажа в составе 4 офицеров и 200 матросов, необходимую для обслуживания механизмов и ухода за вооружением. ![]() С 1 октября кораблём-базой резервного формирования Северного моря стал Kurfürst Friedrich Wilhelm. Кроме того, в выведенную из состава флота группу кораблей входили Brandenburg, Weissenburg и Wörth, так что все корабли этой уже устаревшей серии линкоров находились в распоряжении 2-й инспекции морского ведомства.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В 1910 г. дальнейшая служба линкора Kurfürst Friedrich Wilhelm не претерпела изменений. С 4 по 29 апреля корабль снова входил в состав соединения учебных и опытовых кораблей. Следующий учебный поход, вопреки прежним годам проводившийся в проливе Скагеррак и западной части Балтийского моря, согласно плану прервали в августе, чтобы линкор смог принять участие в осенних маневрах. ![]() Однако вскоре после окончания формирования 3-й эскадры стало известно, что Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenburg предполагают продать Турции. 8 сентября их вывели из её состава. Тем самым частично получили подтверждение предположения, которые опубликовали в британской прессе ещё в начале 1910 г. Только всё произошло не так, как там представлялось. В газетах речь шла о тяжелом крейсере Blücher или даже о линкорах-дредноутах типа "Nassau". ![]() С благосклонного согласия кайзера главное управление имперского морского министерства заключило с Турцией торговый договор о продаже двух линкоров типа Brandenburg, а именно Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenburg, а также четырёх эскадренных миноносцев фирмы Шихау в общей сложности за 17 миллионов марок. ![]() ![]() Контр-адмирала Коха, первоначально назначенного младшим флагманом 3-й эскадры, сформированной для проведения осенних маневров флота Открытого моря, назначили начальником "передаваемого соединения". В служебных актах имперского морского
![]() Только на седьмой день похода, поскольку из-за политического противостояния с Великобританией по маршруту перехода нельзя было зайти для приёмки угля ни в один из находящихся под британским управлением порт, лишь с 21 по 25 августа, во время стоянки в Оране (Алжир) удалось произвести погрузку угля. Здесь они догнали четыре эскадренных миноносца фирмы Шихау, также закупленные Турцией. ![]() Когда 31 августа они вернулись назад, в бухте Кепач уже находился пароход с турецкими моряками на борту для передаваемых кораблей, а также лёгкий крейсер Hamidieh. В тот же день прибыл пароход Urania, принадлежащий немецкой компании "HAPAG" и доставивший в трюмах второй комплект боеприпасов. Пароход должен был перевести обратно в Германию немецкие экипажи. Вечером 1 сентября в бухте Кепач на передаваемых кораблях был спущен германский флаг и состоялась их официальная передача Турции, во время которой немецкий адмирал и командующий турецким военно-морским флотом коммодор обменялись речами. ![]() ![]() Бывшие немецкие линкоры вошли в состав турецкого военно-морского флота под названиями Heireddin Barbarossa (Kurfürst Friedrich Wilhelm) и Torgut Reis (Weissenburg). Они внесли большой вклад в боевую деятельность турецкого военно-морского флота как во время второй Балканской войны, так и в период первой мировой. Heireddin Barbarossa, командиром которого в это время являлся корветтен-капитан Лорей, 8 августа 1915 г. торпедировала и потопила в Мраморном море британская подводная лодка Е-11 с координатами места гибели 40°27'N, 26°48'O. Линкор следовал без охранения, так как сопровождавший его миноносец не мог идти одной с ним скоростью хода. Английская торпеда попала в район передней дымовой трубы. Вместе с кораблём погибло 253 человека. Torgut Reis пережил первую мировую войну. С 1924 г. он служил в турецком военно-морском флоте в качестве учебного корабля, затем как блокшив, и только в 1933 г. его вычеркнули из списков кораблей флота. До 1938 г. корабль использовался как учебный блокшив в Босфоре, после чего его окончательно вывели из состава флота. В 1939 г. с него демонтировали орудия главного калибра, использовав их для усиления обороны Дарданелл, с 1950 г. использовали как плавказарму, а в 1952 г. разобрали на металл.
![]() ![]() 15 сентября 1911 г. Wörth вывели в резерв из состава 3-й эскадры, и одновременно из состава "резервной дивизии Северного моря" (к этому времени так изменилось название "резервного формирования Северного моря"), поскольку стали выводить в резерв также линкоры типа Wittelsbach. Wörth в соответствии с распоряжением статс-секретаря от 11 октября 1911 г. перевели в распоряжение имперской верфи в Киле, на территории которой он находился в резерве второй очереди.
![]() 16 января Brandenburg и Wörth передали в состав 6-й эскадры и до 25 февраля использовали для усиления обороны устья рек Везер и Яде в Северном море. Однако такое использование оказалось очень кратковременным, поскольку в конце февраля в Киле их вывели в резерв. С 5 марта с уменьшенной численностью экипажей на борту оба линкора входили в состав базирующейся в Киле дивизии повышенной готовности Балтийского моря, и после планового ремонта в июне на верфи в систему обороны военного порта Либава. ![]() Прибыв в Либаву, Brandenburg и Wörth вынуждены были находиться в аванпорту, пока ведущий в гавань канал не очистили от судов, затопленных в нём при отступлении. Кораблям не пришлось принимать участие в боевых действиях, так как ожидавшийся обстрел гавани новейшими русскими линкорами типа "Петропавловск" не состоялся. 12 июля численность экипажей на них снова уменьшили. 20 декабря 1915 г. Brandenburg окончательно вывели из состава флота в резерв и по распоряжению начальника морских сооружений в Курляндии использовали в Либаве в качестве плавказармы и опреснителя воды. С корабля демонтировали орудия главного калибра, чтобы использовать их в Турции, но об их транспортировке и использовании сведений нет.
Согласно приказу командования флота от 15 января 1916 г., 5-ю эскадру расформировали. На линкоре Wörth спустили флаг контр-адмирала Бегаса. Теперь Brandenburg и Wörth подчинили непосредственно командующему военно-морскими силами Балтийского моря вице-адмиралу Шульцу. В конце 1915 г. стал возможен уход из Либавы линкора Wörth, поскольку военная обстановка допускала это. 7 марта 1916 г. Wörth покинул Либаву, 8 марта прибыл в Нойфарвассер, а 18 марта в Данциге линкор вывели из состава флота в резерв, с тем чтобы его экипаж и орудия можно было использовать в другом месте. До конца войны корабль использовали в Данциге в качестве плавказармы. В 1916-18 гг. Brandenburg продолжали использовать в Либаве как плавказарму и опреснитель воды. Перед самым окончанием первой мировой войны его перевели в Данциг, где начали переоборудовать в корабль-мишень, но начатую переделку не окончили.
Распоряжением имперского морского министерства от 10 марта Wörth, а 13 мая 1919 г. Brandenburg вычеркнули из списков кораблей флота. В тот же год Brandenburg продали северо-германскому обществу строительства подземных сооружений и в 1920 г. в Данциге разобрали на металл. Wörth наряду с крейсерами Gefion и Victoria Louise купила компания по постройке надземных и подземных сооружений, расположенная в Данциге. Первоначальное намерение компании переделать линкор и оба крейсера в торговые суда не осуществилось, и в 1920 г. в Данциге Wörth разобрали на металл.
|