31 июля 1914 г. командир гидрографического судна "Möwe" приступил к исполнению обязанностей старшего морского начальника в Восточной Африке. Немецкие моряки разоружили свое судно и 8 августа затопили его в гавани Дар-эс-Салама, в водах Индийского океана. Команда "Möwe" в составе семи офицеров и 95 матросов по железной дороге отправилась на конечную станцию Кигома, расположенную в середине восточного побережья озера Танганьика. Личный состав "Möwe" предназначался для укомплектования немецких пароходов, плававших по этому озеру, восточный берег которого принадлежат немцам. 30 августа командир "Möwe", капитан 3 ранга Цюммер, прибыл со своей командой в Кигому и принял командование германскими морскими силами озер Танганьика и Киву.
Немецкие моряки привезли с собой все вооружение, состоявшее из четырех 37-мм револьверных пушек и двух 88-мм орудий с боезапасом по 200 выстрелов на ствол. Это составило солидное подкрепление германской артиллерии в Восточной Африке, которая на начало войны располагала полудюжиной устарелых полевых 76-мм пушек образца 1873 г. Из них четыре, служившие для ритуальных салютов в Дар-эс-Саламе, получили упряжку мулов и доблестно провоевали вплоть до окончания войны.
До этого к 12 августа германский пароход "Hedwig von Wissmann" водоизмещением 20 т был переоборудован в канонерскую лодку путём установки трёх 37-мм орудий с "Möwe". С помощью этого корабля хотели уничтожить единственный плавающий по озеру бельгийский пароход "Alexandre Del Commune" водоизмещением 90 т.
На Танганьику перевезли также по железной дороге два промерных катера с "Möwe" и моторный катер железнодорожной компании с бензиновым двигателем "Benz". Кроме того, на озере имелся моторный катер с керосиновым двигателем "Peter". В середине октября 1914 г. туда же перебросили с моря казенный германский пароход "Kingani", водоизмещением 20 т. После необходимого переоборудования 10 ноября он вступил в строй, вооруженный одной 37-мм револьверной пушкой и с командой, состоявшей из одного офицера и шести матросов.
"Hedwig von Wissmann" первоначально имел на вооружении три 37-мм револьверные пушки, но к 10 ноября одну из них передали на "Kingani". В командах пароходов, кроме белых, служили и местные жители. Для 88-мм пушек пришлось построить специальный деревянный плот, который во время дальних буксировок по озеру показал отличную мореходность и удобное обслуживание обоих орудий.
Кроме перечисленных плавучих средств немцы собирали на эллинге пароход "Goetzen". И это несмотря на то, что многие важнейшие узлы и детали из-за начавшейся блокады не доставили в колонию.
Организация ремонтных мастерских в Кигоме и своевременное проведение ремонтных работ дали отличные результаты. Так, например, "Kingani", развивавший до начала войны скорость не свыше 8 уз., в декабре 1915 г. хорошо держал 10,5-узловую скорость.
После прибытия 105-мм орудий "Königsberg" мастерские в 1915 г. произвели их установку на берегу, а также оборудовали дальномерные посты и посты управления. Кроме того, мастерские сконструировали и изготовили передвижные лафеты для 37-мм револьверных пушек, которые позволяли применять их и в качестве зенитных орудий.
С мая по август 1915 г. в окрестностях озера Танганьика крупные военные действия на берегу происходили у Бисмарксбурга, а с сентября по декабрь 1915 г. — возле Урунди. В остальное время на озере Танганьика происходили лишь морские операции против бельгийских, а впоследствии и английских озерных сил.
Вооруженные силы Германии на побережье, по сравнению с силами противников, соотносились как 1:5. И в таком же соотношении союзники имели превосходство в полевой артиллерии. На озере, наоборот, у союзников имелись лишь бельгийский пароход "Alexandre Del Commune", два пароходных катера «Петта» и «Дикстес», моторный катер «Ведетте» и много стальных гребных шлюпок. Главным опорным пунктом для этих судов служила хорошо оборудованная гавань у устья реки Лукуга, на юго-запад от Кигомы, приблизительно на середине бельгийской озерной границы.
На английском, узком участке побережья, расположенном против Бисмарксбурга, находились лишь слабые сухопутные части силой около одной роты. Их подкрепляли бельгийские войска из числа 15-тысячной армии, находившейся в Конго.
Значительное превосходство бельгийской армии, и особенно в полевой артиллерии, ограничивало действия немцев только охраной своих границ. А это было возможно только при установлении морского господства на озере Танганьика. Тот из противников, который владел озером, получал возможность неограниченных перевозок по воде войск и снабжения. На первом этапе войны союзники держались пассивно, и немцы воспользовались этим для укрепления своего побережья и оборудования судоремонтной базы.
12 августа 1914 г. германские морские силы Танганьики, состоявшие всего лишь из вооруженного парохода "Hedwig von Wissmann", энергично начали поиски единственного бельгийского парохода "Alexandre Del Commune". Ввиду большой протяженности озера (по длине — около 350 миль) и незначительной скорости немецкого парохода, развивавшего скорость всего от 6 до 7 уз., старшему лейтенанту Хорцу удалось встретить "Alexandre Del Commune" лишь 23 августа, на высоте Пала, у бельгийского побережья.
Во время происшедшего между ними боя более быстроходный бельгиец уклонился и ушел к Лукуге, где и укрылся под зашитой береговых батарей, вооруженных многочисленными 76-и 47-мм пушками. Несмотря на то что 37-мм орудия германского корабля имели наибольшую дальность стрельбы в 2400 м, он продолжал бой в пределах артиллерийской дальности бельгийских батарей, обстреливая преимущественно "Alexandre Del Commune". В течение двухчасового боя бельгиец получил значительное количество попаданий в котельную установку, и тяжело поврежденный корабль выбросился на берег. "Hedwig von Wissmann" маневрированием искусно уклонялся от артиллерийского огня и получил пробоину только в кормовом флаге. Добившись решительного успеха, немецкие моряки прервали бой и вернулись в Кигому.
Между тем от местных жителей поступили сообщения, что бельгийцы вновь спустили свой пароход на воду. 4 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann", буксируя вооруженный 88-мм пушками плот, в сопровождении парового катера и моторного катера "Peter", вышел в озеро на север, по направлению на Барак. В это же время второй паровой катер искал "Alexandre Del Commune" на юге, в направлении Альбертвиля.
Ранним утром следующего дня "Hedwig von Wissmann" с плотом на буксире дошел до северной оконечности полуострова Убвари. Высланный вперед на разведку моторный катер "Peter" при проходе мимо Барака попал под ружейно-пулеметный обстрел, на что с катера отвечали из восьми винтовок. Подошедший буксир с плотом открыли беглый огонь по хорошо приметным позициям противника. Были замечены хорошие попадания.
На обратном пути к буксиру подошел посланный в разведку на юг паровой катер и сообщил, что "Alexandre Del Commune" находится в Альбертвиле. "Hedwig von Wissmann" с плотом пошел в Альбертвиль, чтобы попытаться снять смели бельгийский пароход, а в случае неудачи взорвать. Подход к Альбертвилю был спланирован на поздний вечер, чтобы приблизиться незаметно для противника. Скорость с плотом на буксире составляла 1—2 уз. Около 22 ч 30 немецких десантников, с офицером на паровом катере и шлюпкой на буксире, отвалили к берегу. Бельгийская рота, находившаяся в Альбертвиле, располагалась полукругом около вытащенного на берег судна. Несмотря на это, десант прошел незамеченным мимо постов и приблизился вплотную к кораблю, который защищался от волны невысоким земляным валом. Германские моряки взорвали машину и кочегарку динамитными патронами. Поднялась тревога, и им пришлось прорываться под напором превосходящих сил противника. Благодаря темноте и панике у бельгийцев, немцам удалось уйти без потерь. "Hedwig von Wissmann" с плотом вернулся в Кигому, а паровой катер получил приказ в течение следующей ночи определить состояние "Alexandre Del Commune". Повторная ночная разведка в составе одного офицера и восьми матросов показала, что в результате взрыва отошли лишь отдельные листы обшивки. Разведка попала под перекрестный огонь, но все же вернулась без потерь.
Для отвлечения внимания противника от Альбертвиля немцы провели разведку боем бельгийских позиций возле Увиры, в северной части Танганьики. Германские сухопутные войска поддерживал командующий озерными силами на "Hedwig von Wissmann", с артиллерийским плотом на буксире и двумя паровыми катерами. Немцам не удалось взять хорошо укрепленную позицию.
22 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann" с плотом еще раз приблизился к Альбертвилю. "Alexandre Del Commune" уже была на плаву под защитой 76-мм батарей, которые открыли огонь с дистанции 4 тыс. м. Немецким артиллеристам приходилось экономить снаряды, и они начали отвечать лишь с 2300 м, когда противник стал хорошо виден. Плот успел подавить сопротивление бельгийских батарей и начал обстрел неприятельского корабля. Из перехваченных сообщений бельгийского радио немецкие моряки впоследствии узнали, что "Alexandre Del Commune" получила 46 попаданий и уничтожен.
В начале ноября командующий флотилией получил сведения, что на английском участке побережья должны находиться два малых парохода, которые в течение нескольких лет стояли без употребления. 18 ноября "Hedwig von Wissmann" и "Kingani" обнаружили у Китуны вытащенный на берег малый английский пароход "Goodnews". При обследовании выяснилось, что его корпус и котел совершенно проржавели. Поэтому немцы взорвали пароход и находившиеся рядом с ним две стальные шлюпки.
19 ноября экспедиция нашла вытащенный на берег у Казакалавы и сохранившийся в очень хорошем состоянии пароход "Cecil Rhodes", у которого оказалось только несколько вмятин в днище. Этот участок английские войска не контролировали, так как место было заражено сонной болезнью. Работы по стаскиванию парохода начались в тот же день, но противник ночью атаковал немецкие посты. В наступлении участвовали одна бельгийская и одна английская роты с двумя пулеметами. После продолжительного боя противник отступил, но немцам пришлось оставить всякую мысль о спуске парохода на воду и взорвать его.
5 февраля немцы благополучно спустили на воду пароход "Goetzen", который при водоизмещении 1200 т имел длину 67 м, ширину 10 и осадку 2,3 м, развивая скорость 9 уз. Это был самый крупный корабль, когда-либо плававший на озере. Команда парохода состояла из 40 членов, единовременно он мог перевозить до тысячи человек.
Далее германские озерные силы вели набеговые операции, обстреливая побережье союзников. В марте 1915 г. немцы установили одно из 88-мм орудий батарейного плота на буксир "Adjutant", ранее захваченный у англичан.
В конце марта из перехвата сообщений бельгийского радио немецкому командованию стало известно, что англичане намерены доставить из Капштадта на Танганьику два моторных катера и с их помощью начать оспаривать у Германии господство на озере. Одновременно в эфире шли разговоры об усиленной достройке бельгийского парохода "Baron Dhanis" водоизмещением 800 т, сборка которого прервалась в начале войны, но все узлы и детали были доставлены в Конго. Этот пароход мог стать серьезным противником для "Goetzen". Разведки, произведенные "Kingani" вдоль побережья, никаких результатов не дали. Место постройки удалось обнаружить благодаря радиоперехватам; оно оказалось в маленькой протоке реки Калемне, южнее Лукуги.
9 июля пароход "Goetzen" вступил в строй, его первоначальное вооружение состояло из одной 88-мм пушки, снятой с батарейного плота, и двух 37-мм револьверных орудий. В августе 1915 г. огневая мощь парохода значительно возросла. В его носовой части ремонтная база установила одно 105-мм орудие, перенесла 88-мм пушку на корму и 37-мм орудия на надстройку в средней части корабля.
Ввиду начавшейся операции против английского побережья флотилии на некоторое время пришлось заняться переброской немецких войск на южный берег озера. При этом сроки операции значительно сократились благодаря большой вместительности "Goetzen" и лихтерам, которые буксировала каждая из канонерок. В это же время с помощью "Goetzen" удалось стащить и потопить на глубокой воде подорванный английский пароход "Cecil Rhodes". Корабли флотилии в конце августа перевезли обратно высаженный на английской территории отряд, а затем высадили и вернули обратно крупный германский отряд, оперировавший в устье реки Русиси.
К концу 1915 г. англичане доставили на Танганьику моторные катера "Toutou" и "Mimi", вооруженные 76-мм пушками последнего образца и развивавшие скорость до 15 уз. Первой жертвой этих новейших боевых единиц стала канонерская лодка "Kingani", которая с 40 матросами крейсера "Königsberg" занималась поиском бельгийского парохода "Baron Dhanis".
О гибели "Kingani" немцы узнали из английских газет. 26 декабря 1915 г. рано утром британцы обнаружили "Kingani", входившую малым ходом в бухту Губва. Английские моторные катера "Mimi" и "Toutou", которые только за день до этого прошли сдаточные испытания, и бельгийские катера «Петта» и «Дикс Топес» под командованием капитана 2 ранга флота Великобритании Симпсона немедленно вышли из Лукуги для уничтожения противника. Около 11 ч 30 мин значительно более быстроходные английские корабли настигли "Kingani", пытавшуюся уйти в озеро. Британцы открыли огонь с дистанции 3 тыс. м и быстро пристрелялись. На этом расстоянии 37-мм орудия "Kingani" не доставали противника. Первое попадание пришлось в легкобронированную рулевую рубку, убило рулевого унтер-офицера и тяжело ранило командира корабля. Вторым попаданием убило вступившего в командование штурмана. Третьим попаданием убило трех негров. К 12 ч на корабле из белых остались в живых только машинист и рулевой, которые, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, сдались.
Корабль в сравнительно исправном состоянии британцы привели в Лукугу. Германское командование не знало подробностей этой первой победы английских быстроходных катеров. По ложным донесениям своих шпионов оно полагало, что канонерская лодка "Kingani" затоплена у Лукуги огнем береговых батарей. Поэтому 8 февраля 1916 г. для сбора сведений о судьбе "Kingani" к Лукуги пошла канонерская лодка "Hedwig von Wissmann". Здесь германский корабль атаковали английские катера. После непродолжительного боя немецкие моряки утопили свою канонерскую лодку. Об этом сражении командующий флотом узнал лишь в середине февраля из сообщений бельгийского радио, равно как и о прибытии английских катеров на озеро.
"Hedwig von Wissmann" в 7 ч обнаружил два катера противника и пошел с ними на сближение, но вскоре сзади них показались еще два силуэта, в том числе один пароход. Германский корабль отвернул и пошел к мысу Кабаго, где было условлено рандеву с "Goetzen". Между тем противник быстро приближался и открыл огонь с дистанции 8 тыс. м.
Дальность стрельбы носового орудия немецкой канонерки (английской 47-мм пушки, захваченной в реке Руфиджи) составляла около 3200 м, а кормовой 37-мм револьверной пушки— всего 2400 м. Сначала противник, несмотря на чрезмерный расход снарядов, вплоть до 12 ч не достиг ни одного попадания. "Hedwig von Wissmann" затруднял ему стрельбу, уклоняясь от залпов на зигзаге. Около 12 ч германский корабль подошел к мысу Кабаго, но "Goetzen" там не оказалось, так как он занимался срочными перевозками в другом месте. Вскоре канонерская лодка получила попадание в сухопарник парового котла. Осколки сорвали арматуру, вызвали пожар дров, пропитанных нефтью, и вследствие утечки пара "Hedwig von Wissmann" остановился. Личному составу германского корабля удалось спастись частично на шлюпке, частично на спасательных поясах. После подрыва канонерской лодки она затонула на большой глубине.
Потеря "Kingani" и "Hedwig von Wissmann" подорвала германское могущество на озере Танганьика. Кроме паровых катеров у немецкого командования остался только пароход "Goetzen", который не в состоянии был обеспечить контроль и перевозки по всему озеру. К тому же он, несмотря на свое сильное артиллерийское вооружение, имел очень высокие и совсем незащищенные борта и недостаточное количество поперечных переборок, которые не обеспечивали ему непотопляемости при получении боевых повреждений.
С другой стороны, немцам приходилось ожидать, что в ближайшее время английские моторные катера и вступивший в строй бельгийский пароход "Baron Dhanis" перейдут к активным действиям. Попытаться удержать морское господство на озере германское командование могло только путем переброски туда находившихся на реке Руфиджи канонерских лодок "Wami" и "Adjutant". Наступил момент, когда противники, ожидая подкреплений, избегали стычек, и "Goetzen" сравнительно спокойно занимался перевозками грузов и переброской войск.
В мае 1916 г. по приказу командования германской армии с "Goetzen" сняли и передали на фронт 88-мм и 105-мм пушки. Пароход в исправном состоянии стоял на якоре в гавани Кигомы и отражал воздушные налеты британских гидроаэропланов.
21 июня 1916г., при начавшейся эвакуации германских войск, "Goetzen" затопила своя же команда. Собиравшийся на стапеле "Adjutant" немцы вывели из строя, расколов корпус жаром сложенных под ним костров. Прикрывавшую отступление канонерскую лодку "Wami" команда взорвала в последнюю минуту.
На этом и закончилась боевая деятельность германской флотилии на озере Танганьика.