ОглавлениеCоединения и операции флота → Флот Германии во Франко-прусской войне

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

ФЛОТ ГЕРМАНИИ ВО ФРАНКО-ПРУССКОЙ ВОЙНЕ
1 августа 1870 - 10 мая 1871

 

СИЛЫ ФРАНЦИИ

Объявление 15 июля 1870 года войны застало французский флот подготовленным к борьбе несколько лучше, чем французскую армию. К несчастью для Франции, она не предвидела и не готовилась к особым условиям морской войны с Германией, хотя её флот по количеству боевых кораблей стоял неизмеримо выше германского. Но, как средство для достижения цели (нападение на германскую береговую линию), французские корабли оказывались непригодными, ведь при их постройке ориентировались на противоборство в открытом море с Англией .

К боевым судам, предназначенным для береговой войны, предъявляли другие требования: во-первых, их осадка должна быть мала, чтобы дать им возможность близко подходить к берегу, во-вторых, такой корабль должен быть неуязвим для снарядов из орудий того берегового укрепления, которое надо атаковать, в-третьих, он должен быть вооружён большим количеством пушек.

Подобными кораблями французский флот в 1870 г. был беден, отсутствовали мелкосидящие канлодки, малые размеры которых делали их неуязвимыми; не было плавбатарей, оказавшихся столь полезными в Крымской войне; на кораблях не было ни одной гаубицы или орудий, имевших большой угол возвышения.

Единственными броненосцами с малой осадкой были устаревшие плавбатарей типа "Opiniatre", с осадкой 3,05 м и защищённые слишком тонкой бронёй, чтобы устоять против германских орудий. Правда, имелись два американских монитора — "Rochambeau" и "Onondaga". Первый из них представлял собою гигантский "Мерримак", имел низкий борт и высокий центральный каземат, в котором находились 4 270-мм и 10 240-мм орудий, стрелявших ядрами. Осадка "Rochambeau" была 4,57 м. "Onondaga" — двухбашенный монитор, башни которого были обшиты прокатным железом в 12 3/4 дюйма толщиной. В них стояли 4 240-мм орудия. Но французы совершенно не воспользовались этим кораблём. Было ещё три судна, выстроенных во Франции для береговой службы: "Cerberus", "Boulogne" и "Taureau", но первые два имели осадку 20 футов (6,3 м), а последнее ("Taureau") — 18 футов.

Мореходные броненосцы Франции составляли к 1870 г. прекрасный и однородный флот. В плавании в начале войны были "Magnanime", "Provence", "Héroïne", "Couronne", "Montcalm" и "Atalante", образуя с посыльным судном "Renard" эскадру Средиземного моря под командой адмирала Фуришона. Это соединение было прекрасно обучено маневрам и эволюциям. В Леванте находился броненосец "Belliquese", отделённый от эскадры Фуришона. В Ла-Манше стояли "Gauloise", "Flandre" и "Thetis" под командованием контр-адмирала Дьедоне. "Alma" находился на пути в Китай.

В резерве или заканчивающими кампанию числились "Magenta", "Solferino", "Ocean", "Guyenne", "Revanche", "Savoie", "Surrveillante", "Gloire", "Invincible", "Valeureuse", "Armide" и "Jeanne D'Arc".

Они принадлежали к категории фрегатов или корветов, согласно классификации той эпохи, отличались высокобортностью и обладали скоростью от 12 до 14 узлов. Главный калибр французского флота составляли орудия 270-мм, 240-мм, 190-мм и 160-мм.

Общее количество боевых кораблей, которые Франция могла выставить против объединённой Германии, включая мореходные броненосцы и броненосцы береговой обороны, равнялось 49. Кроме того, ещё 11 кораблей стояли на стапелях. Для того чтобы сразиться с германским флотом в море, нужны были именно эти корабли, но их глубокая осадка (около 8 м), делала их совершенно непригодными для действий в мелких прибрежных водах. От востока до запада германский берег был трудно доступен и заграждён отмелями и песчаными наносами.

Число офицеров во французском флоте в 1870 году составляло 1210 офицеров и 22581 матросов.


Германское побережье в 1870 г.

СИЛЫ ГЕРМАНИИ

Германский флот, созданный Пруссией, был молод и не мог сравниться с французским ни численностью, ни мощью. Он создавался лишь в течение четырёх лет, предшествовавших войне. До 1848 г. Пруссия не имела совсем никакого флота и только с 1866 г. стала уделять ему внимание. Немецкому флоту также пришлось столкнуться с особой проблемой на уровне руководства. Две личности, ранее находившиеся наверху руководства, выбыли: морской министр фон Роон, будучи одновременно военным министром, имел иные, более масштабные задачи, чем решение сравнительно небольших военно-морских проблем, Принц Адальберт уже не мог командовать по физическим причинам (болезнь и близорукость). Необходимо было создать совершенно новую структуру управления. Вице-адмирал Яхман номинально стал главнокомандующим Североморскими силами, но на самом деле был Верховным главнокомандующим флота. Это было тем более актуально, что должность главы администрации в Берлине занял старый «труппист» времен зарождения ВМФ контр-адмирал Ганс Кун, а станция Балтийского моря тоже получила не особо квалифицированного офицера, контр-адмирала Хайдта. Командный отдел, который был недавно сформирован в военно-морском министерстве, имел своим начальником чрезвычайно способного штабнго офицера капитана-цур-зее Бэтча, но он был еще очень молодой и, следовательно, относительно невлиятельный.

В составе немецкого флота было всего три больших броненосца: "König Wilhelm", "Friedrich Karl", "Kronprinz" и два малых: "Prinz Adalbert" и "Arminius", вооружённых заряжавшимися с казённой части крупповскими пушками. Только "König Wilhelm" мог бы с успехом выйти из поединка с любым французским броненосцем. Он в 1870 году был одним из лучших броненосцев в мире.

 

К этим пяти броненосцам необходимо прибавить два корвета (Elisabeth, Nymphe), два авизо (Preußiseher Adler, Grille) и двадцать канонерок (Comet, Basilisk, Blitz, Cyclop, Camäleon, Drache, Wolf, Fuchs, Sperber, Schwalbe, Hyäne, Habicht, Pfeil, Hay, Jager, Wespe, Natter, Scorpion, Tiger, Salamander).

 

У японских берегов находились корветы "Hertha" и "Medusa", на стоянке у берегов Западной Африки - корвет "Arcona", а в Вест-Индии - канонерка "Meteor".

 

Кроме того, с началом войны были мобилизованы 6 пароходов в качестве вахтенных: "Helgoland", "Cuxhaven", "Diana", "Magnet", "Nordsee", "Bienenkorb" (позже заменён на "Roland") и "Holsatia", а также 23 июля 1970 г. было сформировано Добровольное морское ополчение (Freiwillige Seewehr) в составе 14 маленьких паровых катеров и 7 гребных лодок, вооружённых шестовыми минами.

 

Оборудованными были только два морских порта Вильгельмсхафен и Киль. Первый был приобретён Пруссией у герцогства Ольденбург. Он располагается на западной стороне узкого входа в залив Яде, и до начала войны Пруссия для его оборудования потратила около 1 500000 фунтов стерлингов.

К июлю 1870 г. укрепления Вильгельмсхафена еще не закончили, хотя великолепный бассейн для флота был открыт королём Пруссии, будущим императором объединённой Германии Вильгельмом I в 1869 г. Сразу после начала войны с Францией гавань на скорую руку защитили несколькими 203-мм орудиями. Кроме того, в бассейн Вильгельмсхафена большие броненосцы могли входить только во время высокой воды.

Крепость Киль находится в одноимённой бухте и была приобретена Пруссией в 1864 г. Кильская бухта может считаться лучшей гаванью Балтийского моря и укрывала в себе большой флот. Самые грозные укрепления, строившиеся для защиты Кильской бухты, в июле 1870 года ещё не были закончены, хотя одно из самых тяжёлых орудий уже находилось на месте. Это была 50-тонная крупповская пушка, заряжавшаяся с казённой части и стрелявшая ядрами весом в 1200 фунтов. На обоих берегах пролива Фридрихсорт были построены или строились батареи. Поперёк залива у Фридрихсорта протянули цепь по фарватеру и поставили мины. Помимо этих оборонительных мер, наготове был старый корабль, который в самое короткое время мог быть выведен и затоплен на фарватере.

имя корабля тип ввод в кампанию дислокация
где когда по моб. плану на 31.07.1870
Северное море по моб. плану
König Wilhelm бронефрегат Киль 27.04.1870 Вильгельмсхафен Вильгельмсхафен
Kronprinz бронефрегат Киль 30.04.1870 Вильгельмсхафен Вильгельмсхафен
Friedrich Carl бронефрегат Киль 11.04.1870 Вильгельмсхафен Вильгельмсхафен
Elisabeth крытый корвет Киль 18.07.1870 Вильгельмсхафен Киль
Grille яхта-авизо Штральзунд 24.07.1870 Вильгельмсхафен Штральзунд
Comet канонерка I класса Гестемюнде 20.04.1870 Вильгельмсхафен Вильгельмсхафен
Jäger канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Вильгельмсхафен на пути в канал Айдер
Pfeil канонерка II класса Штральзунд 3.05.1869 Вильгельмсхафен Хузум
Natter канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Вильгельмсхафен на пути в канал Айдер
Salamander канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Вильгельмсхафен Штральзунд
Basilisk канонерка I класса Гестемюнде 17.07.1870 Везер Вильгельмсхафен
Hay канонерка II класса Киль 18.07.1870 Везер Эльба
Hyäne канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Везер на пути в канал Айдер
Prinz Adalbert броненосец Гестемюнде 14.04.1869 Эльба Эльба
Arminius броненосец Киль 18.07.1870 Эльба Эльба
Sperber канонерка II класса Штральзунд 19.07.1870 Эльба Вильгельмсхафен
Wolf канонерка II класса Гестемюнде 1.06.1870 Эльба Вильгельмсхафен
Schwalbe канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Эльба на пути в канал Айдер
Tiger канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Эльба Киль
Drache канонерка I класса Штральзунд 24.07.1870 Эмс Штральзунд
Wespe канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Эмс на пути в канал Айдер
Falke авизо Вильгельмсхафен 4.10.1870 --- ---
Балтика по моб. плану
Renown учебный корабль Плимут, Британия 15.05.1870 Киль Киль
Preußischer Adler авизо Киль 22.07.1870 Киль Киль
Delphin канонерка I класса Киль в ремонте --- ---
Camaeieon канонерка I класса Киль 17.07.1870 Киль Киль
Cyclop канонерка I класса Штральзунд 23.03.1869 Киль Эльба
Habicht канонерка II класса Киль 20.07.1870 Киль на пути в канал Айдер
Scorpion канонерка II класса Киль 22.07.1870 Киль Киль
Blitz канонерка I класса Штральзунд 24.07.1870 Штральзунд Штральзунд
Fuchs канонерка II класса Штральзунд 24.07.1870 Штральзунд на пути в канал Айдер
Nymphe открытый корвет Данциг 21.07.1870 Данциг Данциг
За границей
Arcona закрытый корвет Киль 24.09.1869 Западная Атлантика
Hertha закрытый корвет Киль 17.07.1869 Восточная Азия
Medusa открытый корвет Киль 20.08.1868 Восточная Азия
Meteor канонерка I класса Киль 6.09.1869 Вест-Индия (Карибы)

 

ХОД ВОЙНЫ

Стратегическим планом, принятым Францией на случай войны с Германией, предусматривалась высадка экспедиционного корпуса на севере, причём предполагалось, что датчане, ещё не забывшие войну 1864 года, к нему присоединятся. Так как Дания располагала 40000-й армией, то союз с нею значительно увеличил бы силы французов. В самом начале франко-прусской войны французское военное министерство думало о таком варианте. Значительные силы морской пехоты сосредоточили в Шербуре и для перевозки. Однако, когда дело дошло до войны, то оказалось, что ничего не готово, и многообещающий план не мог быть выполнен по причине плохой организации.

10 июня стало известно, что будет объявлена война. 22 июля император Наполеон III назначил командующим флотом вице-адмирала Буэ-Вилломеза. Ему обещали флот, в составе которого будет 14 броненосцев. За этой эскадрой должен был следовать вице-адмирал ла Ронсье ле Нуари с флотилией транспортов (27 бывших линкоров, 27 винтовых пароходов, 22 колесных парохода и 22 "парохода флотилии"), плавучих батарей, судов береговой обороны и канонерских лодок. Флотилия эта должна была доставить 30000 солдат, которыми командовал генерал Бурбаки.

Вице-адмирал Буэ-Вилломез после назначения немедленно отбыл в Шербур и был потрясён царившим там беспорядком. Обещанных четырнадцати броненосцев не оказалось, а вместо них стояла только Ламаншская эскадра из трёх кораблей. Но все же удалось собрать семь броненосцев и одно посыльное судно. 24 июля 1870 г. они вышли в море.

Буэ-Вилломез поднял флаг на "Surveillante", на "Gauloise" был его помощник контр-адмирал Дьедонн. Кроме этих кораблей, в отряд вошли бронефрегаты "Guyenne", "Flandre", "Ocean", бронекорветы "Thetis" и "Jeanne D'Arc" и авизо "Cassard".

Surveillante
Gauloise
Guyenne
Flandre

Ocean
Thetis
Jeanne D'Arc
Cassard

 

Буэ надеялся встретить прусскую эскадру, так как предполагалось, что она крейсирует в Ламанше. Однако прусская эскадра, состоявшая из "König Wilhelm", "Kronprinz", "Friedrich Karl" и "Prinz Adalbert", 16 июля вернулась из Плимута в Вильгельмсхафен. К тому времени "König Wilhelm" ни разу не проходил докования с момента его покупки и был весьма тяжел в управлении; "Friedrich Karl" снабдили в Англии новым винтом. Тем не менее, если бы четыре германских корабля встретили три французских броненосца Ламаншской эскадры, то нет сомнения, что они разбили бы их. Однако немцы не пытались найти французскую эскадру.

 

Буэ-Вилломез сначала искал немцев в Ла-Манше, затем крайне осторожно прошел через Северное море (призрак «огромной боевой мощи» "König Wilhelm" сыграл в этом главную роль), оставаясь вне поля зрения немецкого побережья. Ни один из французских офицеров не был знаком с этими трудными для плавания водами. Не имелось и надлежащего запаса карт. Глубокая осадка французских кораблей заставила их держаться на некотором удалении от берега. 28-го числа корабли обогнули мыс Скаген и 30 августа встали на якорь у выхода из пролива в Каттегат. Бронекорвет "Thetis", отправленный в Копенгаген, принес с собой неутешительные новости, что Дания не вступит в войну до дальнейшего уведомления. Сообщения о решительном сочувствии со стороны датчан и заверения, что французская эскадра получит всяческую поддержку в датских водах, были лишь скудным утешением.

В это время 27 июля монитору "Arminius" удалось пройти Зундом в обратном направлении, из Киля к Эльбе. Его малая осадка позволила держаться близ шведского берега, что не позволило бы французам напасть на него, даже если бы "Arminius" и был бы замечен французской эскадрой. Корвет "Elisabeth" позже также предпринял попытку прорыва из Балтийского в Северное море, но она оказалась неудачной — французы принудили его вернуться в Киль. "Arminius" сменил в составе эскадры "Prinz Adalbert", который отправился охранять порт Гамбурга на Эльбе.

 

Приказы и контрприказы, пришедшие в последующие несколько дней из Парижа (один из них даже требовал, чтобы Буэ-Вийоме снова разделил свою и без того небольшую эскадру и послал дивизию под командованием своего 2-го адмирала Дьедонне для форсирования Яде) ясно показали хаос, царивший в Париже. Только 2 августа пришел четкий приказ о том, что эскадра должна войти в Балтийское море. Ему предлагалось избрать базу для снабжения своих судов провизией и углём, не нарушая нейтралитета Дании.

Буэ вошел в Балтийское море. Он нашёл лоцманов и начал рекогносцировку Киля и германского берега, что являлось тяжелой задачей, т.к. маяки уже погасили, а вехи сняли. Французские корабли блокировали все немецкие порты. Результаты оказались значительными, хотя, в виду того что Германия, кроме границы с Францией, граничила на суше с Россией и Австро-Венгрией, она могла совершенно свободно пользоваться сухопутным сообщением, ведь сеть ее железных дорог к 1870 г. оказалась одной из самых разветвленных в Европе. Таким образом, французская "блокада" не могла отразиться на экономике Германии.

Всего количество захваченных германских судов равнялось 80, а прямой убыток превысил 430000 фунтов стерлингов ("Times", 3 июня 1870 г).

История действий Средиземноморской эскадры Франции в этой войне заслуживает внимания с точки зрения стратегии. В течение нескольких дней после объявления войны французские войска, находившиеся в Алжире, активно перевозились в Тулон и Марсель. Местопребывание прусской эскадры после того, как стало известно, что она вышла из Плимута, было неизвестно. Французы могли предполагать, что она направилась на юг, чтобы, пройдя Гибралтар, прервать сообщение между Тулоном и Алжиром, поэтому было признано целесообразным удержать эскадру Средиземного моря в Оране для надзора за Гибралтарским проливом. Так как немцы не появлялись и так как стало известно, что принц Адальберт находится в Вильгельмсхафене, адмиралу Фуришону приказали прибыть со своей эскадрой в Брест, куда он и пришёл в конце июля. 8 августа 1870 года Фуришон был уже на пути в Северное море с бронефрегатами "Magnanime", "Provence", "Heroine", "Valeureuse", "Revanche", "Couronne", "Invincible", бронекорветом "Atalante", деревянными корветами "Chateaurenault", "Cosmao" и авизо "Renard" и "Decres".

Magnanime
Provence
Heroine
Valeureuse
Revanche
Couronne
Invincible
Atalante
Chateaurenault
Cosmao
Renard
Decres

 

Третья французская эскадра сосредоточилась в Шербуре для охраны этого порта, но экспедиционные силы требовались теперь в других направлениях. Поражения при Вейсенбурге, Вёрте и Форбахе, следуя одно за другим, открыли немецким сухопутным силам в начале августа прямой доступ во Францию, и отряды морской пехоты не могли уже быть посланы в Балтийское море.

11 августа 1870 г. адмирал Фуришон сосредоточился у Гельголанда и 12 августа официально объявил о блокада немецкого побережья Северного моря, одна французская дивизия стала перед Эльбой, а вторая блокировала устья Везера и Яде, корабли стояли у песчаных отмелей, где плавание невозможно без лоцманов. Кроме блокады, он Фуришон имел других задач. Англия не позволила французам пользоваться островом Гельголанд как временной угольной станцией, и французским броненосцам приходилось грузиться углем в открытом море. В конце августа 1870 г. начались сильные ветры, сделавшие погрузку угля ещё более затруднительной, чем когда-либо. Нет никаких данных о числе захваченных немецких судов. Оно не могло быть большим, потому что даже официальный французский отчет в «Moniteur Universelle» ничего об этом не говорит.

После получения донесения о прибытии французской эскадры Яде вице-адмирал Яхманн подготовил свои корабли к бою и запланировал на 12 августа атаку, которая затем была отменена. Предполагают, что против предварительного плана выступил «военный совет» трех командиров броненосцев и убедил своего босса в его бессмысленности, что, вероятно, атака закончится разрушением кораблей, или по крайней мере, их длительным выходом из строя (из-за нехватки верфей для ремонта). Так, как "König Wilhelm" и "Friedrich Karl" все еще испытывали проблемы с машинами и что неповрежденная эскадра по-прежнему оставалась основным препятствием в случае, если французы захотят войти в устья рек и проникнуть в Гамбург или Бремен, должно было стать главным аргументом командиров. Яхманн перешёл к небольшими операциям, в ходе которых не имеющие технических проблем "Kronprinz", "Arminius" и вооруженный пароход непрерывно беспокоили французов.

 

Около 20 августа губернатор побережья генерал пехоты Фогель фон Фалькенштайн отправил прикомандированного к его штабу контр-адмирала принца Вильгельма фон Гессен-Филиппшталь-Бархфельдского на вооруженном пароходе "St. Georg" на переговоры с Фуришоном, чтобы сообщить ему, что обстрел немецкого побережья может привести к репрессиям в оккупированной Франции. В свою очередь 25 августа Фуришон приказал "если оно того стоит" атаковать Яде и уничтожить там все постройки, но приказ так и не был выполнен.

В начале сентября погода ещё ухудшилась. Последовательно налетавший юго-западный и северо-западный ветер заставлял корабли французской эскадры выходить в открытое море. На некоторых броненосцах запас угля до предела истощился и возникла крайняя необходимость ухода во Францию. Так, на броненосце "Invincible" запасы угля позволяли дойти только до Дюнкерка, куда он и направился.

На подходах к Шербуру Фуришон получил весть о падении Империи и отречении Наполеона III, а также о своём назначении морским министром. С эскадры отправили значительную часть опытных комендоров для защиты Парижа, к которому (после Седана) приближались немцы. Эскадра под руководством конир-адмирала Гедона изначально оставалась в Шербурге, чтобы ждать развития событий. С сентября 1870 г. французские корабли крейсировали с уменьшенным числом команды, разделившись на две эскадры, одна у Дюнкерка, другая у Яде.

Между тем эскадра Буэ в Балтийском море не получала подкреплений. Килю она могла причинить очень немного вреда, т.к. немцы настолько хорошо укрепили эту крепость, что напасть на неё могла только очень сильная неприятельская эскадра. Балтийская эскадра, базируясь на залив Кьёге на южном выходе из Зунда перед островом Зеаланд, лействовала так же безуспешно, как и эскадра Северного моря. Результат блокады - на побережье Балтийского моря она также была наложена 12 августа - даже упоминается во французских официальных источниках как «нулевой» против слабых немецких сил (которыми командовал контр-адмирал Хайдт, и, кроме флагманского авизо Preußiseher Adler, они состояли почти только из канонерских лодок. Деятельность французов была сильно затруднена противоречивыми приказами, которые неоднократно приходили из Парижа и колебались между осторожным и решительным подходом. В их числе было приказание бомбардировать незащищённые города на побережье. Но из них французы, со своими глубокосидящими броненосцами, могли подойти лишь к Кольбергу. Приказ бомбардировать беззащитный и открытый для всякого нападения курортный городок Кольберг, переполненный мирными жителями, единственная вина которых состояла в том, что они были немцами, адмирал Буэ, к чести своей, отказался исполнить. Одновременно он получил известие, что три прусских броненосца вышли из залива Яде и угрожают отрезать ему сообщение с Францией и немедленно направился в пролив Большой Бельт, но эта тревога оказалась ложной.

Таким образом деятельность Буэ была ограничена редкими набегами к прусскому побережью, при которых французские корабли только спорадически появились в виду немецких береговых наблюдательных станций. За два месяца не произошло ни одного сколь-нибудь серьёзного случая боевого столкновения французских и прусских боевых кораблей, если не принимать во внимание попытку немецкого корвета Nymphe атаковать врасплох французские броненосцы возле Данцига, которую легко отразил французский корвет "Thetis".

 

Со своей стороны немцы, вследствие того что Киль, Любек, Нейштадт, Штеттин, Штральзунд и Рюген были объявлены блокированными, старались отплатить за это, объявив награду в 50000 талеров за уничтожение французского броненосного фрегата и 30000 — за уничтожение корвета.

Блокада мешала правильной торговле, но не могла воспрепятствовать немецким торговым судам пробираться вдоль берегов, но она продолжалась только до 29 сентября, когда Буэ ушел во Францию. Боевые действия на Балтике закончились. Это было более или менее верно и для Северного моря. Адмирал Фуршишон отправил около 30 000 моряков на сухопутный фронт, где вскоре они принадлежали к основному отряду республиканской армии. Оставшийся активные корабли были реорганизованы в две эскадры под командованием вице-адмиралаов Гуидона и Буэта-Виилаумеза (позже Пенхо). Их задачи включали в себя защиту фланга армии в северной Франции. Также появилась задача защиты гаваней, так как теперь опасались нападений немецких бронированных фрегатов. Тесная блокада немецкого побережья была брошена и теперь французы довольствовались лишь отдельными выходами эскадр в немецкий залив, последний был незадолго до Рождества 1870 года. Однако при этом не было никаких столкновений с немецким флотом. Метод, выбранный французами, однако, заставил немецкие бронированные корабли поддерживать напряженную охранную службу.

Бурная зима 1870-1871 гг. была очень тяжела для французских кораблей и при всякой попытке выхода в море для выполнения боевых задач с ними всегда приключались небольшие несчастья. С декабря 1870 г. и до окончания войны блокаду немецкого побережья возложили на лёгкие и более быстроходные небронированные суда, а обе броненосные эскадры крейсировали, одна против Дюнкерка, другая в Ламанше, к югу от Ирландии. С началом ледостава в Яде в конце декабря немецкие броненосцы прошли ремонт в доках Вильгельмсхафена.

Немцы, решительно наступая на сухопутном фронте, вскоре заняли Гавр, Дьепп и Руан, и для того, чтобы помешать им пользоваться этими пунктами как базами, эти города блокировали французские броненосцы.

В середине января броненосцы Яхмана были нотовы к службе. Возобновлённая сторожевая служба был теперь намного проще, чем раньше. Приказы корвету Elisabeth, который прибыл на крейсерскую войну в водах Западной Индии и бронефрегату "Kronprinz" идти в атаку на Шербур, были отозваны. 3 февраля 1871 из Версаля пришла телеграмма, сообщавшая о вступлении в силу перемирия и военные действия немецкого флота закончились.

ФЛОТ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ

Дислокация немецкого флота во время блокады была следующей:

В заливе Яде находились броненосцы "König Wilhelm", "Kronprinz" и "Friedrich Karl", обычно стоявшие на якоре у о-ва Вандероге при входе в канал, три канонерские лодки (Comet, Basilisk, Blitz) оставались в Вильгельмсхафене. На входе в залив также несли вахту пароходы "Cuxhaven" и "Diana", а "Helgoland" был наготове в базе.

 

В Эльбе находились "Prinz Adalbert" и "Arminius" с тремя-четырьмя канонерскими лодками (Cyclop, Habicht, Pfeil, Jager) и буксир-разведчик "Magnet".

 

Устье Везера сторожили лишь два вахтенных парохода: "Nordsee" и "Bienenkorb" (позже заменённый на "Roland").

В Бюзюме стояла одна канонерская лодка (Hay).

 

Между Эльбой и Килем по каналу Айдер ходили семь канонерских лодок (Drache, Wolf, Fuchs, Sperber, Schwalbe, Hyäne, Salamander).

 

В Киле находились корвет "Elisabeth", посыльное судно "Preußiseher Adler", три канонерские лодки (Camäleon, Scorpion, Tiger) и вахтенный пароход "Holsatia".

 

В Штральзунде находились авизо "Grille", "Pommerania" и две канонерские лодки.

 

Корвет "Nymphe" стоял в готовности в Данциге, там-же находилась в резерве "Victoria".

 

Вне европейских вод "Hertha" и "Medusa" были блокированы у берегов Японии, а за "Arcona" французы следили в районе Азорских о-вов.

 

Один корабль, корвет "Augusta",   ускользнул из Киля во время блокады берегов Северного моря и, обойдя вокруг Британии, появился в Бискайском заливе, где захватил три французских судна: "Макс" у Бреста, "Св. Марк" и "Рене Адольф" у устья Жиронды. В конце концов "Augusta" была сама блокирована в Виго двумя французскими кораблями. Присутствие двух кораблей Франции было необходимо для удержания немецкого корабля в порту в силу закона о 24 часах.

Между боевыми кораблями Франции и Пруссии произошло только одно сражение. В Вест-Индии, как уже упоминалось выше, находилась немецкая канонерская лодка "Meteor", вооружённая одним 150-мм и двумя 120-мм орудиями с экипажем из 60 матросов и офицеров. Французская канонерская лодка "Bouvet", вооружённая одним 160-мм и четырьмя 120-мм орудиями с экипажем из 85 человек, находилась в гавани Гаваны, когда 1 ноября туда пришёл "Meteor". Дав знать немецкому командиру, что он готов сразиться с ним, командир французской канлодки Франке вышел в море в 8 часов 8 ноября 1870 г. Ровно через 24 часа после этого, исполняя предписываемые законом требования о 24-часовом промежутке, немецкое судно последовало за ним. Немецкая канлодка была слабее вооружена и, кроме того, обладала меньшей скоростью. За линией испанских территориальных вод его ожидала "Bouvet". Погода была пасмурная и с северо-востока поднимался ветер.

Около 2 часов 30 мин. пополудни "Meteor" открыл огонь на расстоянии 1200 ярдов. После начала боя корабли в течение двух часов сражались, описывая круги, причиняя, однако, весьма незначительный ущерб друг другу. Наконец французы решились пойти на таран и на полном ходу ударили форштевнем "Bouvet" в "Meteor". Хотя скорость французской канонерской лодки в тот момент составляла от 10 до 11 узлов, удар пришёлся под углом 45 градусов и не нанёс корпусу немецкого корабля серьёзного повреждения, но от сильного сотрясения на "Meteor" упали грот и бизань мачты, а часть свалившихся в воду снастей намоталась на винт. Немецкие моряки собирались абордировать "Bouvet", но корабли разошлись. Французы приготовились вторично идти на таран, но в тот момент на канонерке немецким снарядом пробило котёл. После этого "Bouvet" поставил паруса и начал удаляться от места боя, в то время как "Meteor" попытался его безуспешно преследовать. На "Bouvet" было 10 раненых и убитых, на "Meteor" двое убитых.

 

Кроме того стоит упомянуть, что моряки три раза поддержали армию на реках в ходе наземных операций. Так во время осады Страсбурга, военно-морской адьютант Роона, корветтен-капитан Фрейерр фон Рейбниц с небольшим отрядом действовал на Рейне против французских речных миных и канонерских лодок. Аналогичную задачу имел торпедный (минный) отдел, сформированный в устье Сены в декабре 1870/января 1871 года. Третий эпизод произошёл на Луаре во время зимней кампании. Там была сформирована группа из 130 моряков под руководством лейтенанта-цур-зее Йешке, которые заняли 6 французских речных канонерских лодок.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

В ходе войны для транспортных целей было мобилизовано значительное количество судов в качестве транспортных, плавскладов и брандеров.

В качестве транспортов при крепости Фридрихсорт в Киле служили 7 небольших мобилизованных пароходов: "Vorwärts", "Heinrich Adolph", "Courier", "Die Sonne", "Marie", "Schwentine" и "Kiel" с 3 шаландами и около 27 парусников перед гаванью Киля.

 

Не менее 12 пароходов, 35 барж и много парусников были арендованы флотом в качестве брандеров и приготовлены к затоплению на фарватерах в случае появления противника. Суда стояли на якоре, в готовности быть затопленным по приказу в течение получаса, таким образом произведя полную блокировку фарватеров. А пока этого не произошло, большинство из них использовались, как угольные склады. В устье Везера находились "Schwalbe", "Simson", "Roland" (позже заменён на "Bienenkorb"), "Vulcan", "Cyclop", "Comet", "Paul Friedrich August", "Solide", "Pilot", "Vorwärts", "Gnom" и ещё 35 барж. Также были заград-отряды у Грауэрорта на Эльбе и в Яде (в т. ч. шхуна "Eiche").

 

В результате контракта, заключенного военным министерством Пруссии с Рейнским пароходным обществом в период с 29 июля по 28 сентября 1870 года на 16 нанятых пароходах за 94 рейса по Рейну были перевезены 10 683 человека (8262 раненых, 2421 больной). Из этих судов достоверно известен только "die Königin". Так-же в августе и ноябре для перевозки раненых и больных были выполнены несколько рейсов по Мозелю.

С учетом поставленной перед армией цели - утверждения рейнской линии - армейский комиссариат 2-й армии арендовал флотилию из шести пароходов и необходимые баржи для использования в качестве мобильных складов на линии Вормс-Бинген. Флотилия была загружена всевозможными запасами, но наступление Второй армии было настолько неожиданно быстрым, что вскоре корабли пришлось разгрузить в Бингене, чтобы сэкономить ненужную ренту.

Иногда на более поздних этапах войны, особенно на севере Франции, использовались также французские водные пути и французские трофейные суда, но редко, отчасти потому, что реки не были достаточно близко к железнодорожным станциям, отчасти из-за отсутствия подходящих транспортных судов. Известен только один трофейный корабль: "Hableany". Кроме того, на Сене между Эльбеуфом и Дуклером сапёры использовали два парохода для контроля за течением при переправах.

 

Также на время войны были мобилизованы не менее 8 буксиров разных типов именно для буксирной службы на Балтике: "Schwentine", "Neptun", "Victor", "Lebbin", "Der Verein" и "Der Tartar", "Adler", "Greif".

---

 

Кроме вышеназванных можно добавить старый фрегат "Gefion", который использовался в качестве плавучей тюрьмы для военнопленных в Свинемюнде.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 Вильсон Х. - Броненосцы в бою. "ЭКСМО", М, 2003.
2 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Band 4, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, 1986
+ некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий



последнее обновление: 05.08.2024