ОглавлениеCоединения и операции флота → Флот Германии во Франко-прусской войне

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

ФЛОТ ГЕРМАНИИ ВО ФРАНКО-ПРУССКОЙ ВОЙНЕ
1 августа 1870 - 10 мая 1871

 

СИЛЫ ФРАНЦИИ

Объявление 15 июля 1870 года войны застало французский флот подготовленным к борьбе несколько лучше, чем французскую армию. К несчастью для Франции, она не предвидела и не готовилась к особым условиям морской войны с Германией, хотя её флот по количеству боевых кораблей стоял неизмеримо выше германского. Но, как средство для достижения цели (нападение на германскую береговую линию), французские корабли оказывались непригодными, ведь при их постройке ориентировались на противоборство в открытом море с Англией .

К боевым судам, предназначенным для береговой войны, предъявляли другие требования: во-первых, их осадка должна быть мала, чтобы дать им возможность близко подходить к берегу, во-вторых, такой корабль должен быть неуязвим для снарядов из орудий того берегового укрепления, которое надо атаковать, в-третьих, он должен быть вооружён большим количеством пушек.

Подобными кораблями французский флот в 1870 г. был беден, отсутствовали мелкосидящие канлодки, малые размеры которых делали их неуязвимыми; не было плавбатарей, оказавшихся столь полезными в Крымской войне; на кораблях не было ни одной гаубицы или орудий, имевших большой угол возвышения.

Единственными броненосцами с малой осадкой были устаревшие плавбатарей типа "Opiniatre", с осадкой 3,05 м и защищённые слишком тонкой бронёй, чтобы устоять против германских орудий. Правда, имелись два американских монитора — "Rochambeau" и "Onondaga". Первый из них представлял собою гигантский "Мерримак", имел низкий борт и высокий центральный каземат, в котором находились 4 270-мм и 10 240-мм орудий, стрелявших ядрами. Осадка "Rochambeau" была 4,57 м. "Onondaga" — двухбашенный монитор, башни которого были обшиты прокатным железом в 12 3/4 дюйма толщиной. В них стояли 4 240-мм орудия. Но французы совершенно не воспользовались этим кораблём. Было ещё три судна, выстроенных во Франции для береговой службы: "Cerberus", "Boulogne" и "Taureau", но первые два имели осадку 20 футов (6,3 м), а последнее ("Taureau") — 18 футов.

Мореходные броненосцы Франции составляли к 1870 г. прекрасный и однородный флот. В плавании в начале войны были "Magnanime", "Provence", "Héroïne", "Couronne", "Montcalm" и "Atalante", образуя с посыльным судном "Renard" эскадру Средиземного моря под командой адмирала Фуришона. Это соединение было прекрасно обучено маневрам и эволюциям. В Леванте находился броненосец "Belliquese", отделённый от эскадры Фуришона. В Ла-Манше стояли "Gauloise", "Flandre" и "Thetis" под командованием контр-адмирала Дьедоне. "Alma" находился на пути в Китай.

В резерве или заканчивающими кампанию числились "Magenta", "Solferino", "Ocean", "Guyenne", "Revanche", "Savoie", "Surrveillante", "Gloire", "Invincible", "Valeureuse", "Armide" и "Jeanne D'Arc".

Они принадлежали к категории фрегатов или корветов, согласно классификации той эпохи, отличались высокобортностью и обладали скоростью от 12 до 14 узлов. Главный калибр французского флота составляли орудия 270-мм, 240-мм, 190-мм и 160-мм.

Общее количество боевых кораблей, которые Франция могла выставить против объединённой Германии, включая мореходные броненосцы и броненосцы береговой обороны, равнялось 49. Кроме того, ещё 11 кораблей стояли на стапелях. Для того чтобы сразиться с германским флотом в море, нужны были именно эти корабли, но их глубокая осадка (около 8 м), делала их совершенно непригодными для действий в мелких прибрежных водах. От востока до запада германский берег был трудно доступен и заграждён отмелями и песчаными наносами.

Число офицеров во французском флоте в 1870 году составляло 1210 офицеров и 22581 матросов.


Германское побережье в 1870 г.

СИЛЫ ГЕРМАНИИ

Германский флот, созданный Пруссией, был молод и не мог сравниться с французским ни численностью, ни мощью. Он создавался лишь в течение четырёх лет, предшествовавших войне. До 1848 г. Пруссия не имела совсем никакого флота и только с 1866 г. стала уделять ему внимание. В его составе было пять броненосцев: "König Wilhelm", "Friedrich Karl", "Kronprinz", "Prinz Adalbert" и "Arminius", вооружённых заряжавшимися с казённой части крупповскими пушками. Только "König Wilhelm" мог бы с успехом выйти из поединка с любым французским броненосцем. Он в 1870 году был одним из лучших броненосцев в мире.

 

К этим пяти броненосцам необходимо прибавить два корвета (Elisabeth, Nymphe), два авизо (Preußiseher Adler, Grille) и двадцать канонерок (Comet, Basilisk, Blitz, Cyclop, Camäleon, Drache, Wolf, Fuchs, Sperber, Schwalbe, Hyäne, Habicht, Pfeil, Hay, Jager, Wespe, Natter, Scorpion, Tiger, Salamander).

 

У японских берегов находились корветы "Hertha" и "Medusa", на стоянке у берегов Западной Африки - корвет "Arcona", а в Вест-Индии - канонерка "Meteor".

 

Кроме того, с началом войны были мобилизованы 6 пароходов в качестве вахтенных: "Helgoland", "Cuxhaven", "Diana", "Magnet", "Nordsee", "Bienenkorb" (позже заменён на "Roland") и "Holsatia", а также 23 июля 1970 г. было сформировано Добровольное морское ополчение (Freiwillige Seewehr) в составе 14 маленьких паровых катеров и 7 гребных лодок, вооружённых шестовыми минами.

 

Оборудованными были только два морских порта Вильгельмсхафен и Киль. Первый был приобретён Пруссией у герцогства Ольденбург. Он располагается на западной стороне узкого входа в залив Яде, и до начала войны Пруссия для его оборудования потратила около 1 500000 фунтов стерлингов.

К июлю 1870 г. укрепления Вильгельмсхафена еще не закончили, хотя великолепный бассейн для флота был открыт королём Пруссии, будущим императором объединённой Германии Вильгельмом I в 1869 г. Сразу после начала войны с Францией гавань на скорую руку защитили несколькими 203-мм орудиями. Кроме того, в бассейн Вильгельмсхафена большие броненосцы могли входить только во время высокой воды.

Крепость Киль находится в одноимённой бухте и была приобретена Пруссией в 1864 г. Кильская бухта может считаться лучшей гаванью Балтийского моря и укрывала в себе большой флот. Самые грозные укрепления, строившиеся для защиты Кильской бухты, в июле 1870 года ещё не были закончены, хотя одно из самых тяжёлых орудий уже находилось на месте. Это была 50-тонная крупповская пушка, заряжавшаяся с казённой части и стрелявшая ядрами весом в 1200 фунтов. На обоих берегах пролива Фридрихсорт были построены или строились батареи. Поперёк залива у Фридрихсорта протянули цепь по фарватеру и поставили мины. Помимо этих оборонительных мер, наготове был старый корабль, который в самое короткое время мог быть выведен и затоплен на фарватере.

ХОД ВОЙНЫ

Стратегическим планом, принятым Францией на случай войны с Германией, предусматривалась высадка экспедиционного корпуса на севере, причём предполагалось, что датчане, ещё не забывшие войну 1864 года, к нему присоединятся. Так как Дания располагала 40000-й армией, то союз с нею значительно увеличил бы силы французов. В самом начале франко-прусской войны французское военное министерство думало о таком варианте. Значительные силы морской пехоты сосредоточили в Шербуре и для перевозки. Однако, когда дело дошло до войны, то оказалось, что ничего не готово, и многообещающий план не мог быть выполнен по причине плохой организации.

10 июня стало известно, что будет объявлена война. 22 июля император Наполеон III назначил командующим флотом вице-адмирала Буэ-Вилломеза. Ему обещали флот, в составе которого будет 14 броненосцев. За этой эскадрой должен был следовать вице-адмирал ла Ронсье ле Нуари с флотилией транспортов, плавучих батарей, судов береговой обороны и канонерских лодок. Флотилия эта должна была доставить 40000 солдат, которыми командовал генерал Бурбаки.

Вице-адмирал Буэ-Вилломез после назначения немедленно отбыл в Шербур и был потрясён царившим там беспорядком. Обещанных четырнадцати броненосцев не оказалось, а вместо них стояла только Ламаншская эскадра из трёх кораблей. Но все же удалось собрать семь броненосцев и одно посыльное судно. 24 июля 1870 г. они вышли в море.

Буэ-Вилломез поднял флаг на "Surrveillante", на "Gauloise" был его помощник контр-адмирал Дьедонн. Кроме этих кораблей, в отряд вошли броненосцы "Guyenne", "Flandre", "Ocean", "Thetis" и "Jeanne D'Arc". Буэ надеялся встретить прусскую эскадру, так как предполагалось, что она крейсирует в Ламанше.

Прусская эскадра, состоявшая из "König Wilhelm", "Kronprinz", "Friedrich Karl" и "Prinz Adalbert", 10 июля 1870 г. вышла из Плимута в Файял и пришла в Вильгельмсхафен 16 июля. К тому времени "König Wilhelm" ни разу не проходил докования с момента его покупки и был весьма тяжел в управлении; "Friedrich Karl" снабдили в Англии новым винтом. Тем не менее, если бы четыре германских корабля встретили три французских броненосца Ламаншской эскадры, то нет сомнения, что они разбили бы их. Однако немцы не пытались найти французскую эскадру.

 

Не встретив немцев, Буэ направился вверх по Ламаншу и держался по направлению к Яде, рассчитывая встретить их там. 26 июля 1870 г. эскадра подошла к Вильгельмсхафену. Ни один из французских офицеров не был знаком с этими трудными для плавания водами. Не имелось и надлежащего запаса карт.

Глубокая осадка французских кораблей заставила их держаться на некотором удалении от берега. Вскоре запасы угля на французских броненосцах начали иссякать. Поэтому Буэ был вынужден зайти в один из датских портов, где получил приказ идти в Балтийское море. Ему предлагалось избрать базу для снабжения своих судов провизией и углём, не нарушая нейтралитета Дании, одновременно наблюдая за Балтийским морем, Эльбой и Яде, сосредоточив часть кораблей у Киля, другую против Вильгельмсхафена.

Буэ вошел в Балтийское море. Он нашёл лоцманов и начал рекогносцировку Киля и германского берега, что являлось тяжелой задачей, т.к. маяки уже погасили, а вехи сняли. Французские корабли блокировали все немецкие порты. Результаты оказались значительными, хотя, в виду того что Германия, кроме границы с Францией, граничила на суше с Россией и Австро-Венгрией, она могла совершенно свободно пользоваться сухопутным сообщением, ведь сеть ее железных дорог к 1870 г. оказалась одной из самых разветвленных в Европе. Таким образом, французская "блокада" не могла отразиться на экономике Германии.

Всего количество захваченных германских судов равнялось 80, а прямой убыток превысил 430000 фунтов стерлингов ("Times", 3 июня 1870 г).

История действий Средиземноморской эскадры Франции в этой войне заслуживает внимания с точки зрения стратегии. В течение нескольких дней после объявления войны французские войска, находившиеся в Алжире, активно перевозились в Тулон и Марсель. Местопребывание прусской эскадры после того, как стало известно, что она вышла из Плимута, было неизвестно. Французы могли предполагать, что она направилась на юг, чтобы, пройдя Гибралтар, прервать сообщение между Тулоном и Алжиром, поэтому было признано целесообразным удержать эскадру Средиземного моря в Оране для надзора за Гибралтарским проливом. Так как немцы не появлялись и так как стало известно, что принц Адальберт находится в Вильгельмсхафене, адмиралу Фуришону приказали прибыть со своей эскадрой в Брест, куда он и пришёл в конце июля. 8 августа 1870 года Фуришон был уже на пути в Северное море с броненосцами "Magnanime", "Provence", "Герон", "Couronne", "Valeureuse", "Revanche", "Invincible" и "Atalante".

Третья французская эскадра сосредоточилась в Шербуре для охраны этого порта, но экспедиционные силы требовались теперь в других направлениях. Поражения при Вейсенбурге, Вёрте и Форбахе, следуя одно за другим, открыли немецким сухопутным силам в начале августа прямой доступ во Францию, и отряды морской пехоты не могли уже быть посланы в Балтийское море.

11 августа 1870 г. адмирал Фуришон сосредоточился у Гельголанда. Его эскадра стояла у песчаных отмелей, где плавание невозможно без лоцманов. Кроме блокады, он не имел других задач. Англия не позволила французам пользоваться островом Гельголанд как временной угольной станцией, и французским броненосцам приходилось грузиться углем в открытом море. В конце августа 1870 г. начались сильные ветры, сделавшие погрузку угля ещё более затруднительной, чем когда-либо. В начале сентября погода ещё ухудшилась. Последовательно налетавший юго-западный и северо-западный ветер заставлял корабли французской эскадры выходить в открытое море. На некоторых броненосцах запас угля до предела истощился и возникла крайняя необходимость ухода во Францию. Так, на броненосце "Invincible" запасы угля позволяли этому судну дойти только до Дюнкерка, куда он и направился.

На подходах к Шербуру Фуришон получил весть о падении Империи и отречении Наполеона III, а также о своём назначении морским министром. С эскадры отправили значительную часть опытных комендоров для защиты Парижа, к которому (после Седана) приближались немцы. С этого времени (с сентября 1870 г.), французские корабли крейсировали с уменьшенным числом команды, разделившись на две эскадры, одна у Дюнкерка, другая у Яде. Между тем эскадра Буэ в Балтийском море не получала подкреплений. Килю она могла причинить очень немного вреда, т.к. немцы настолько хорошо укрепили эту крепость, что напасть на неё могла только очень сильная неприятельская эскадра. После неудач, которые потерпела французская армия в ряде сражений, Буэ получил приказание бомбардировать незащищённые города. Но из незащищённых городов французы, со своими глубокосидящими броненосцами могли подойти лишь к Кольбергу. Приказ бомбардировать беззащитный и открытый для всякого нападения курортный городок Кольберг, переполненный мирными жителями, единственная вина которых состояла в том, что они были немцами, адмирал Буэ, к чести своей, отказался исполнить. Одновременно он получил известие, что три прусских броненосца вышли из залива Яде и угрожают отрезать ему сообщение с Францией. Буэ немедленно направился в пролив Большой Бельт. Но, т.к. немцы были блокированы адмиралом Фуришоном, то ни о каком выходе их эскадры не могло быть и речи.

27 июля монитору "Arminius" удалось пройти Зундом из Киля к Эльбе. Его малая осадка позволила держаться близ шведского берега, что не позволило бы французам напасть на него, даже если бы "Arminius" и был бы замечен французской эскадрой. Корвет "Elisabeth" также предпринял попытку прорыва из Балтийского в Северное море. Но она оказалась неудачной — французы принудили его вернуться в Киль.

 

Эта нескладная блокада продолжалась до 29 сентября, до того момента когда Буэ ушел во Францию. За два месяца не произошло ни одного сколь-нибудь серьёзного случая боевого столкновения французских и прусских боевых кораблей, если не принимать во внимание попытки немецкого корвета "Nymphe" атаковать врасплох французские броненосцы возле Данцига. Попытку эту легко отразил французский корвет "Thetis".

Со своей стороны немцы, вследствие того что Киль, Любек, Нейштадт, Штеттин, Штральзунд и Рюген были объявлены блокированными, старались отплатить за это, объявив награду в 50000 талеров за уничтожение французского броненосного фрегата и 30000 — за уничтожение корвета.

Блокада мешала правильной торговле, но не могла воспрепятствовать немецким торговым судам пробираться вдоль берегов.

Бурная зима 1870-1871 гг. была очень тяжела для французских кораблей и при всякой попытке выхода в море для выполнения боевых задач с ними всегда приключались небольшие несчастья. С декабря 1870 г. и до окончания войны блокаду немецкого побережья возложили на лёгкие и более быстроходные небронированные суда, а обе броненосные эскадры крейсировали, одна против Дюнкерка, другая в Ламанше, к югу от Ирландии.

Немцы, решительно наступая на сухопутном фронте, вскоре заняли Гавр, Дьепп и Руан, и для того, чтобы помешать им пользоваться этими пунктами как базами, эти города блокировали французские броненосцы.

ФЛОТ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ

Дислокация немецкого флота во время блокады была следующей:

В заливе Яде находились броненосцы "König Wilhelm", "Kronprinz" и "Friedrich Karl", обычно стоявшие на якоре у о-ва Вандероге при входе в канал, три канонерские лодки (Comet, Basilisk, Blitz) оставались в Вильгельмсхафене. На входе в залив также несли вахту пароходы "Cuxhaven" и "Diana", а "Helgoland" был наготове в базе.

 

В Эльбе находились "Prinz Adalbert" и "Arminius" с тремя-четырьмя канонерскими лодками (Cyclop, Habicht, Pfeil, Jager) и буксир-разведчик "Magnet".

 

Устье Везера сторожили лишь два вахтенных парохода: "Nordsee" и "Bienenkorb" (позже заменённый на "Roland").

В Бюзюме стояла одна канонерская лодка (Hay).

 

Между Эльбой и Килем по каналу Айдер ходили семь канонерских лодок (Drache, Wolf, Fuchs, Sperber, Schwalbe, Hyäne, Salamander).

 

В Киле находились корвет "Elisabeth", посыльное судно "Preußiseher Adler", три канонерские лодки (Camäleon, Scorpion, Tiger) и вахтенный пароход "Holsatia".

 

В Штральзунде находились авизо "Grille", "Pommerania" и две канонерские лодки.

 

Корвет "Nymphe" стоял в готовности в Данциге, там-же находилась в резерве "Victoria".

 

Вне европейских вод "Hertha" и "Medusa" были блокированы у берегов Японии, а за "Arcona" французы следили в районе Азорских о-вов.

 

Один корабль, корвет "Augusta",   ускользнул из Киля во время блокады берегов Северного моря и, обойдя вокруг Британии, появился в Бискайском заливе, где захватил три французских судна: "Макс" у Бреста, "Св. Марк" и "Рене Адольф" у устья Жиронды. В конце концов "Augusta" была сама блокирована в Виго двумя французскими кораблями. Присутствие двух кораблей Франции было необходимо для удержания немецкого корабля в порту в силу закона о 24 часах.

Между боевыми кораблями Франции и Пруссии произошло только одно сражение. В Вест-Индии, как уже упоминалось выше, находилась немецкая канонерская лодка "Meteor", вооружённая одним 150-мм и двумя 120-мм орудиями с экипажем из 60 матросов и офицеров. Французская канонерская лодка "Bouvet", вооружённая одним 160-мм и четырьмя 120-мм орудиями с экипажем из 85 человек, находилась в гавани Гаваны, когда 1 ноября туда пришёл "Meteor". Дав знать немецкому командиру, что он готов сразиться с ним, командир французской канлодки Франке вышел в море в 8 часов 8 ноября 1870 г. Ровно через 24 часа после этого, исполняя предписываемые законом требования о 24-часовом промежутке, немецкое судно последовало за ним. Немецкая канлодка была слабее вооружена и, кроме того, обладала меньшей скоростью. За линией испанских территориальных вод его ожидала "Bouvet". Погода была пасмурная и с северо-востока поднимался ветер.

Около 2 часов 30 мин. пополудни "Meteor" открыл огонь на расстоянии 1200 ярдов. После начала боя корабли в течение двух часов сражались, описывая круги, причиняя, однако, весьма незначительный ущерб друг другу. Наконец французы решились пойти на таран и на полном ходу ударили форштевнем "Bouvet" в "Meteor". Хотя скорость французской канонерской лодки в тот момент составляла от 10 до 11 узлов, удар пришёлся под углом 45 градусов и не нанёс корпусу немецкого корабля серьёзного повреждения, но от сильного сотрясения на "Meteor" упали грот и бизань мачты, а часть свалившихся в воду снастей намоталась на винт. Немецкие моряки собирались абордировать "Bouvet", но корабли разошлись. Французы приготовились вторично идти на таран, но в тот момент на канонерке немецким снарядом пробило котёл. После этого "Bouvet" поставил паруса и начал удаляться от места боя, в то время как "Meteor" попытался его безуспешно преследовать. На "Bouvet" было 10 раненых и убитых, на "Meteor" двое убитых.

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

В ходе войны для транспортных целей было мобилизовано значительное количество судов в качестве транспортных, плавскладов и брандеров.

В качестве транспортов при крепости Фридрихсорт в Киле служили 7 небольших мобилизованных пароходов: "Vorwärts", "Heinrich Adolph", "Courier", "Die Sonne", "Marie", "Schwentine" и "Kiel" с 3 шаландами и около 27 парусников перед гаванью Киля.

 

Не менее 12 пароходов, 35 барж и много парусников были арендованы флотом в качестве брандеров и приготовлены к затоплению на фарватерах в случае появления противника. Суда стояли на якоре, в готовности быть затопленным по приказу в течение получаса, таким образом произведя полную блокировку фарватеров. А пока этого не произошло, большинство из них использовались, как угольные склады. В устье Везера находились "Schwalbe", "Simson", "Roland" (позже заменён на "Bienenkorb"), "Vulcan", "Cyclop", "Comet", "Paul Friedrich August", "Solide", "Pilot", "Vorwärts", "Gnom" и ещё 35 барж. Также были заград-отряды у Грауэрорта на Эльбе и в Яде (в т. ч. шхуна "Eiche").

 

В результате контракта, заключенного военным министерством Пруссии с Рейнским пароходным обществом в период с 29 июля по 28 сентября 1870 года на 16 нанятых пароходах за 94 рейса по Рейну были перевезены 10 683 человека (8262 раненых, 2421 больной). Из этих судов достоверно известен только "die Königin". Так-же в августе и ноябре для перевозки раненых и больных были выполнены несколько рейсов по Мозелю.

С учетом поставленной перед армией цели - утверждения рейнской линии - армейский комиссариат 2-й армии арендовал флотилию из шести пароходов и необходимые баржи для использования в качестве мобильных складов на линии Вормс-Бинген. Флотилия была загружена всевозможными запасами, но наступление Второй армии было настолько неожиданно быстрым, что вскоре корабли пришлось разгрузить в Бингене, чтобы сэкономить ненужную ренту.

Иногда на более поздних этапах войны, особенно на севере Франции, использовались также французские водные пути и французские трофейные суда, но редко, отчасти потому, что реки не были достаточно близко к железнодорожным станциям, отчасти из-за отсутствия подходящих транспортных судов. Известен только один трофейный корабль: "Hableany". Кроме того, на Сене между Эльбеуфом и Дуклером сапёры использовали два парохода для контроля за течением при переправах.

 

Также на время войны были мобилизованы не менее 8 буксиров разных типов именно для буксирной службы на Балтике: "Schwentine", "Neptun", "Victor", "Lebbin", "Der Verein" и "Der Tartar", "Adler", "Greif".

---

 

Кроме вышеназванных можно добавить старый фрегат "Gefion", который использовался в качестве плавучей тюрьмы для военнопленных в Свинемюнде.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 Вильсон Х. - Броненосцы в бою. "ЭКСМО", М, 2003.
+ некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий


последнее обновление: 02.06.2023