быв. китайский "Hai-Jing" (07.1898), 17.06.1900 захвачен у форта Таку, при крейсерской эскадре, в 1902 модернизирован, 13.06.1914 исключён из за непригодности котлов, 28.09.1914 затоплен в Киатсчоу.
03.1898
6.12.1900
ТТХ
Водоизмещение
нормальное
243 т
полное
284 т
регистровое
? брт
Размерения
длина
КВЛ
59,0 м
полная
? м
ширина
6,4 м
осадка
носом
1,40 м
кормой
2,55 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 1,85 м
2 МО
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО
4 ПК Thornycroft (12 атм., 1232 м²)
проектная мощность
5000 л.с.
Ходовые данные
скорость на испытаниях
32 уз. при 6000 л.с., 350 об/мин, к 1900 фактически 27 уз.
запас топлива
50 / 67 т. угля
дальность плавания
12 узлов
3000 миль
14 узлов
2100 миль
18 узлов
790 миль
Экипаж
57 чел. (2 офицера, 55 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной оцинкованный, набор по поперечной схеме, 9 отсеков
электроснабжение
1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
ок. 1 млн. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
c 1902
6 - 47 мм/35
2 - 50 мм/40
2 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
Во время боксерского восстания в Китае в начале июня 1900 восемь правительств высадили деблокирующие силы для помощи осажденным дипломатическим представительствам в Пекине. Последующее снабжение посланных в Пекин войск требовало освобождения фортов Таку у Тяньцзиня, чтобы проводить военные операции без китайского контроля. 17 июня 1900 года уже в 0.50 ч. занятые правительственными войсками форты начали обстрел канонерских лодок союзников: британской "Algerine", немецкой "Iltis", французской "Lion", русских "Бобр", "Кореец" и "Гиляк".
В это время на верфи Таку на реке Пей-хо находились четыре истребителя китайцев, построенные двумя годами ранее на немецкой верфи "Schichau". Британский командующий видел в них значительную угрозу его более медлительным кораблям, поэтому приказал современным британским истребителям "Fame" и "Whiting" под командой Роджера Киза атаковать их. Китайцы оказав слабое сопротивление, обратились в бегство и оставили корабли в руках британцев.
4 корабля распределили по международным вооруженными силами интервентов и они все получили имена в честь захваченного форта:
"Hai Lung", стр. № 611 - Великобритания, "Taku", 26 октября 1916 сдан на слом.
"Hai Hola", стр. № 610 - Россия, "Таку", с 1901 "Лейтенант Бураков" в честь погибшего под Таку артиллерийского офицера канонерской лодки Кореец, во время русско-японской войны 26 июля 1904 потоплен в Порт-Артуре японскими вооруженными силами.
"Hai Nju", стр. № 609 - Франция, "Takou" (с 13 мая 1901 в Сайгоне, 22 февраля 1911 потерпел крушение у побережья Вьетнама у острова Пуло-Кондор, в сентябре списан как непригодный для восстановления.
"Hai Jing" (Орлан-белохвост), стр. № 608 достался Германии и также получил имя "Taku"
Сперва корабль использовался, как причал, на нём демонтировали трубы и соорудили сторожку. 6 декабря 1900 года были проведены крестины "Taku", после чего его сразу отправили в док для ремонта и перестройки под германские стандарты, которая продолжалась полтора года. Артиллерия была заменена на две 50-мм пушки на обоих рубках, перед задней трубой была установлена радиорубка, верхние края дымовых труб стали горизонтальными. По окончании ремонта 14 июля 1902 миноносец был зачислен на службу в составе немецкой Восточноазиатской крейсерской эскадры.
Миноносец был сконструирован для достижения высокой скорости, поэтому имел очень лёгкую конструкцию и неоднократно усиливался, в результате чего к 1902 г. его скорость не превышала таковую у его коллеги "S-90".
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения
14 мая 1910 г. корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г., но для "китайских" миноносцев сделали исключение до 1912 г.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
Миноносец, как правило, нёс службу в "защитной области" - в китайских территориальных водах близ базы Циндао, однако, при случае использовался также и на китайских реках. 30 декабря 1913 "Taku" был сильно повреждён в результате посадки на мель в заливе Киатсчоу и, из-за отсутствия возможности выполнить ремонт, был выведен в резерв.
13 июня 1914 года вышел из строя один из котлов, использовавшийся для вспомогательных нужд, и миноносец окончательно вычеркнули из списка военных кораблей, и в боевых действиях начавшейся вскоре войны он не участвовал. 28 сентября 1914 года разоружённый корабль затопили в гавани Циндао в точке с координатами 36°03’N, 120°16’0, чтобы предотвратить его захват Японией. Судьба обломков неизвестна.
МОДЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 30.08.2019
ВМФ Китая (北洋海軍, Běiyáng Haijun) 1898-1900
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1900-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
"S-90" и "Taku" сопровождают крейсера, 1910 г.
"Taku" в доке в Циндао.
Миноносцы для Китая (будущие "Taku") в Эльбинге.
"Taku" на мели, 30 декабря 1913 г.
"Taku" на мели при отливе, 30 декабря 1913 г.
"Taku" в Циндао.
Постановка "Taku" в док в Циндао, 1914 г.
"S-90" и "Taku" в Циндао.
"Taku" и "S-90" в Циндао.
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
модель миноносца типа "Taku" в первоначальном виде.