ОглавлениеМиноносцы → I класса "Taku"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Миноносец I класса (Torpedoboot I. Classe)

 Taku 


Германия, с 1900 г. 1 ед. (трофейный китайский (1898), проект верфи "Schichau")

 

*
Taku
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 Taku <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 608 1897 быв. китайский "Hai-Jing" (07.1898), 17.06.1900 захвачен у форта Таку, при крейсерской эскадре, в 1902 модернизирован, 13.06.1914 исключён из за непригодности котлов, 28.09.1914 затоплен в Киатсчоу.
03.1898
6.12.1900
ТТХ
Водоизмещение нормальное 243 т
полное 284 т
регистровое ? брт
Размерения длина КВЛ 59,0 м
полная ? м
ширина 6,4 м
осадка носом 1,40 м
кормой 2,55 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 1,85 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО 4 ПК Thornycroft (12 атм., 1232 м²)
проектная мощность 5000 л.с.
Ходовые данные скорость на испытаниях 32 уз. при 6000 л.с., 350 об/мин, к 1900 фактически 27 уз.
запас топлива 50 / 67 т. угля
дальность плавания 12 узлов 3000 миль
14 узлов 2100 миль
18 узлов 790 миль
Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной оцинкованный, набор по поперечной схеме, 9 отсеков
электроснабжение 1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ок. 1 млн. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально c 1902
6 - 47 мм/35 2 - 50 мм/40
2 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]

 

 

Во время боксерского восстания в Китае в начале июня 1900 восемь правительств высадили деблокирующие силы для помощи осажденным дипломатическим представительствам в Пекине. Последующее снабжение посланных в Пекин войск требовало освобождения фортов Таку у Тяньцзиня, чтобы проводить военные операции без китайского контроля. 17 июня 1900 года уже в 0.50 ч. занятые правительственными войсками форты начали обстрел канонерских лодок союзников: британской "Algerine", немецкой "Iltis", французской "Lion", русских "Бобр", "Кореец" и "Гиляк".

В это время на верфи Таку на реке Пей-хо находились четыре истребителя китайцев, построенные двумя годами ранее на немецкой верфи "Schichau". Британский командующий видел в них значительную угрозу его более медлительным кораблям, поэтому приказал современным британским истребителям "Fame" и "Whiting" под командой Роджера Киза атаковать их. Китайцы оказав слабое сопротивление, обратились в бегство и оставили корабли в руках британцев.

4 корабля распределили по международным вооруженными силами интервентов и они все получили имена в честь захваченного форта:
"Hai Lung", стр. № 611 - Великобритания, "Taku", 26 октября 1916 сдан на слом.
"Hai Hola", стр. № 610 - Россия, "Таку", с 1901 "Лейтенант Бураков" в честь погибшего под Таку артиллерийского офицера канонерской лодки Кореец, во время русско-японской войны 26 июля 1904 потоплен в Порт-Артуре японскими вооруженными силами.
"Hai Nju", стр. № 609 - Франция, "Takou" (с 13 мая 1901 в Сайгоне, 22 февраля 1911 потерпел крушение у побережья Вьетнама у острова Пуло-Кондор, в сентябре списан как непригодный для восстановления.
"Hai Jing" (Орлан-белохвост), стр. № 608 достался Германии и также получил имя "Taku".

***

Миноносцы типа «Хай-Лун» («Морской дракон») были заказаны правительством Китая германской фирме «Шихау» осенью 1896 года, постройка начата в 1897 году. Заказ предусматривал очень высокую контрактную скорость — 30 узлов. Немцы решили во что бы то ни стало побить мировой рекорд скорости, принадлежавший в то время французскому миноносцу "Forban" (31,03 узла). При проектировании истребителей инженеры германской фирмы увеличили отношение длины корпуса к ширине, ещё больше облегчили конструкцию и предусмотрели фокусировку котлов. Миноносцы спустили на воду в 1898 году, и после достройки провели испытания. На испытаниях все четыре показали высокую скорость, побив ранее поставленные рекорды. Китайские миноносцы с запасом угля 67 т развили скорость более 32 узлов, самый быстрый показал 33,6 узла. Они были официально переданы Китаю в 1899 году и отправлены на Дальний Восток своим ходом.

Конструкция была типичной для миноносцев фирмы «Шихау» со всеми характерными конструктивными решениями — клепанный корпус из оцинкованной стали, разделённый на девять водонепроницаемых отсеков. Каждая вертикальная трехцилиндровая машина тройного расширения с четырьмя водотрубными котлами системы Торникрофта размещалась в собственном отделении. Рабочее давление пара составляло 12 атм, а форсированное 16 атм. Движителем являлись бронзовые гребные винты диаметром 1,85 метра. Электричество обеспечивала паровая динамо-машина мощностью 4 кВт.

Так, как полученный миноносец имел очень лёгкую для немецких стандартов конструкцию, его корпус неоднократно усиливался и в результате к 1902 г. скорость не превышала таковую у его коллеги "S-90".

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения
14 мая 1910 г. корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г., но для "китайских" миноносцев сделали исключение до 1912 г.

 

Принята 15 апреля 1896 г.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

СЛУЖБА

Сперва корабль использовался, как причал, на нём демонтировали трубы и соорудили сторожку. 6 декабря 1900 года были проведены крестины "Taku", после чего его сразу отправили в док для ремонта и перестройки под германские стандарты, которая продолжалась полтора года. Артиллерия была заменена на две 50-мм пушки на обоих рубках, перед задней трубой была установлена радиорубка, верхние края дымовых труб стали горизонтальными. По окончании ремонта 14 июля 1902 миноносец был зачислен на службу в составе немецкой Восточноазиатской крейсерской эскадры.

Миноносец, как правило, нёс службу в "защитной области" - в китайских территориальных водах близ базы Циндао, однако, при случае использовался также и на китайских реках.

     

30 декабря 1913 "Taku" был сильно повреждён в результате посадки на мель в заливе Киатсчоу и, из-за отсутствия возможности выполнить ремонт, был выведен в резерв.

     

13 июня 1914 года вышел из строя один из котлов, использовавшийся для вспомогательных нужд, и миноносец окончательно вычеркнули из списка военных кораблей, и в боевых действиях начавшейся вскоре войны он не участвовал. 28 сентября 1914 года разоружённый корабль затопили в гавани Циндао в точке с координатами 36°03’N, 120°16’0, чтобы предотвратить его захват Японией. Судьба обломков неизвестна.

командиры "Taku"
07.1902 - 06.1904 старший лейтенант-цур-зее Gerhard von Ledebur
06.1904 - 06.1905 старший лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Axel Walter
06.1905 - 11.1906 старший лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Wilhelm Schleusener
11. - 12.1906 капитан-лейтенант (и.о.) Heinrich Lampe
12.1906 - 05.1907 капитан-лейтенант Wilhelm Schleusener
05.1907 - 07.1909 старший лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Bernhard Hasse
07.1909 - 05.1911 старший лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Hans Kolbe
05.1911 - 05.1913 старший лейтенант-цур-зее Siegfried Claaßen
05. - 12.1913 старший лейтенант-цур-зее Harald von Maubeuge

 

МОДЕЛЬ

  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Bd. VII, Mundus, Ratingen. (Einbändiger Nachdruck der siebenbändigen Originalausgabe: Koehler, Herford 1979ff.)
на русском
3 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4 Афонин Н. Н., Балакин С. А. - «Внимательный» и другие (порт-артурские миноносцы зарубежной постройки) // Морская Коллекция : приложение к журналу. — М.: Моделист-Конструктор, 2000. — № 5.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 16.03.2024

 




 

 
ВМФ Китая (北洋海軍, Běiyáng Haijun) 1898-1900
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1900-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Taku
"S-90" и "Taku" сопровождают крейсера, 1910 г.
Taku
"Taku" в доке в Циндао.
Taku
Миноносцы для Китая (будущие "Taku") в Эльбинге.
Taku
"Taku" на мели, 30 декабря 1913 г.
Taku
"Taku" на мели при отливе, 30 декабря 1913 г.
Taku
"Taku" в Циндао.
Taku
Постановка "Taku" в док в Циндао, 1914 г.
Taku
"S-90" и "Taku" в Циндао.
Taku
"Taku" и "S-90" в Циндао.
Taku
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
Taku
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
Taku
модель миноносца типа "Taku" в первоначальном виде.
Taku
"Taku" на мели при отливе, 30 декабря 1913 г.
Taku
"Taku" на мели при отливе, 30 декабря 1913 г.
Taku
"Taku" в Циндао, 1910-1911 гг.
Taku
"Taku", "S-90", "Möwe" и "Luchs" в Циндао.
Taku
"Taku", "Vorwärts" и "S-90" в доке Циндао.
Taku
"Taku" в годы службы.
Taku
"Taku" в годы службы.
Taku
"Taku" в первоначальном виде.
Taku
"Taku" на верфи в Циндао.
Taku
"Taku" в годы службы.
Taku
"Taku" в первоначальном виде.
Taku
один из миноносцев этого типа на испытаниях на Балтике
Бураков
схема однотипного "Лейтенант Бураков".
Taku
один из фортов Таку
Taku
"Taku" в первоначальном виде.