Оглавление → Крейсера → Броненосные типа "Prinz Adalbert"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большие (броненосные) крейсера (Großerkreuzer) типа
Германия, 1903-1904 гг. 2 ед. (проект 1899-1900 гг.) ![]() * Prinz Adalbert * Friedrich Carl *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Как и на предшественнике, особое внимание было уделено развитию боевых качеств в ущерб крейсерским, причем, кроме надежной броневой защиты (помимо увеличенных габаритов главного пояса, толщина скосов карапасной палубы доходила до 80 мм), удалось значительно понизить силуэт. Днище было покрыто тиком и медью. 100-мм главный пояс в оконечностях утончался до 75 мм, общая площадь бронирования составляла 40%. Эти корабли стали прототипом для двух последующих серий. Тем не менее, после русско-японской войны вооружение и скорость "принцев" считались недостаточными. Кроме того, слабой чертой конструкции стало слишком низкое расположение нижнего яруса центрального каземата: его орудия заливались даже при умеренном волнении. Правда, такая черта была общей для расположения артиллерии вспомогательного калибра (и не только в германском флоте), но, так или иначе, боевую мощь корабля это снижало весьма чувствительно.
Вторым после вооружения параметром оставалась скорость. Здесь немецким кораблестроителям долго не удавалось достичь проектных показателей. Проектируемые корабли, несмотря на увеличенную до 16200-17000 л.с. мощность, больше 20 уз. дать не могли, следовательно, 20,5 уз. проектная скорость была заведомо недостижима.
Число шпангоутов в конструкции корпуса было таким-же, как у "Prinz Heinrich": 104 (в том числе три минусовых и нулевой) шпация 1,2 м. Принципиальная схема бронирования повторяла схему бронирования "Prinz Heinrich". Пояс по ватерлинии набирался из крупповской брони переменной толщины, шел от минус 2 шп. до форштевня. В пределах цитадели толщина брони составляла 100 мм, в оконечностях 80 мм. Везде плиты были положены на тиковую подкладку толщиной 50 мм.
Тип и число котлов остались такими же, как на "Prinz Heinrich": 14 хорошо зарекомендовавших себя водотрубных котлов Дюрра с рабочим давлением пара 13,5-14,25 атм и площадью нагревательной поверхности 460 м². Площадь колосниковых решеток составляла 101,5 м². В кормовом и среднем котельных отделениях размещались по четыре котла, в носовом - шесть; отсюда и дымовые выходы имели разное сечение: кормовая и средняя дымовые трубы — эллиптическое, носовая — круглое.Проектная скорость для крейсера типа "Prinz Adalbert" составляла 21 узел, на испытаниях "Prinz Adalbert", превысив проектную мощность (развил 17272 л.с.), на 0,6 узла не добрал контрактную скорость. "Friedrich Carl" при мощности 18541 л.с. прошел мерную милю лишь с 20,5-уз. скоростью. Вывод однозначен: по скорости корабли оказались неудачны. Позднее немецкие судостроители "задним числом" улучшили итоги испытаний и "подогнали" проектную скорость: для "Prinz Adalbert" - 20 уз, для "Friedrich Carl" - 20,5. На скорости от 12 до 20 уз. расход угля составлял для первого: 0,905-0,865, для второго — 0,917-0,840 кг/л.с. в час. Суточный расход угля соответственно составлял 351,8-94,49 и 374-92,45 т. При этом дальность плавания 12-уз. ходом достигала 4970 миль для "Prinz Adalbert" и 5080 миль для "Friedrich Carl". Запас угля нормальный равнялся 750 т, полный — 1630 т. "Friedrich Carl", таким образом, оказался экономичнее своего собрата. Электричество вырабатывали четыре динамо-машины общей мощностью 246 кВт. Напряжение в сети постоянного тока составляло 110 V. Крейсера несли по четыре боевых прожектора: два располагались на салингах мачт и два стояли побортно в районе миделя на площадках спардека. Четыре скорострельных 210-мм орудия С/01 с длиной ствола 40 калибров размещались в двух башнях по диаметральной плоскости корабля. Высота орудий от конструктивной ватерлинии составляла 7,8 м для носовой и 6 м для кормовой башни, угол вертикальной наводки равнялся - 5° + 30°. Максимальная дальность прицельного выстрела 108-кг бронебойным снарядом достигала 88 кабельтовых. Сектор горизонтальной наводки равнялся 270°. Боекомплект равнялся 300 (позднее увеличен до 340) снарядов.
Шесть скорострельных 150-мм орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров на станках с центральным штырём расположили в казематах на батарейной палубе (по три с борта). Стволы орудий отстояли от конструктивной ватерлинии на 4 м. Граница вертикальной наводки и дальность стрельбы были аналогичны башенным орудиям. Сектор горизонтального наведения носовых и кормовых орудий достигал 126°, средних орудий 100°. Первоначально боезапас состоял из 720, позднее из 900 снарядов. Двенадцать скорострельных 88-мм орудии С/01 с длиной ствола 35 калибров на станках с центральным штырём размещались симметрично: четыре в носовой надстройке, четыре на средней надстройке в районе миделя, четыре на кормовой надстройке. Их вертикальная наводка колебалась в пределах - 5" + 22". Максимальная дальность стрельбы достигала 49 кабельтовых. Боезапас первоначально состоял из 3000, позднее 1800 снарядов. На корабле имелись четыре 37-мм револьверных пушки с сектором вертикального наведения -10" + 15", наибольшей дальностью стрельбы 19,9 кабельтовых и боекомплектом из 6000 патронов.
Оружие для десантных партий включало винтовки Mod.98-297 и пистолеты Mod.79 (позднее Mod.C/04-80). Торпедное вооружение состояло из одного носового, одного кормового и двух бортовых подводных 450-мм торпедных аппаратов с запасом из 11 торпед марки С/45.91. Корабли имели хорошую мореходность, плавный ход при пустых нижних бункерах, чуть кренились от ветра, хорошо управлялись и были устойчивы на курсе, при повороте теряли до 60 % скорости, в штормовом море теряли скорость не так сильно, нижние казематы заливались в свежую погоду. Поперечная метацентрическая высота равнялась 0,734 м., продольная 126,0 м. Наибольшая остойчивость достигалась при крене 41°, нулевая при крене 88,5°. Дифферентующий момент на метр осадки составлял 10410 т/м. Крейсера имели по одному полубалансирному рулю с наибольшим углом поворота на борт 40°. На каждом корабле имелись два становых якоря Холла по 6 т, один — запасной якоря Холла (на левом борту в носу) весом 6 т, один кормовой якорь Холла весом 1,75 т и один верп Холла весом 0,7 т. На каждом корабле находились два паровых катера, один баркас, один полубаркас, два вельбота, три гига различных размеров, четыре яла. Всего 13 плавсредств. Экипаж насчитывал 35 офицеров и 551 матроса. Каждый крейсер проектировался с учетом на дополнительное размещение 9 офицеров и 44 нижних чинов штаба.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Отличия и изменения Отличались формой шлюпочных кранов. Сперва имели по 4 прожектора: по 1 на топах мачт и 2 на мостике у шлюпочных кранов в центре корпуса, с 1904-1905 гг. - 5: 1 на топе фок-мачты, 2 диагонально на крыше грот-марса и 2 на мостике у шлюпочных кранов, с 1910 с топа фок-мачты спущен на крышу фор-марса, переделаны стеньги.
Киль головного большого крейсера "В" заложен на Кильской казенной верфи в апреле 1900 г., спустили на воду 22 июня 1901 г. и назвали в честь "закрытого" корвета "Prinz Adalbert" (1878 - 1890). На церемонии спуска на воду присутствовали кайзер Вильгельм II, его жена кайзерина Августа Виктория, его брат адмирал принц Генрих и сын Вильгельма, принц Адальберт Прусский. Церемонию крещения корабля провела принцесса Ирена Прусская, жена принца Генриха, которая затем произнесла речь.
Спустя полтора года, в ноябре 1903 бригада верфи приступила к строительным испытаниям "Friedrich Carl", после чего он был переведён в Вильгельмсхафен для установки артиллерии. 12 декабря 1903 г. крейсер был принят в казну и начал ходовые испытания.
Вслед за сроками строительства второй особенностью казенного судостроения являлись цены. Строительство двух однотипных крейсеров наглядно это показывает. "Блом и Фосс", никогда ранее не привлекавшийся к созданию кораблей этого класса, строил ощутимо дешевле верфи, давно освоившей технологию производства больших крейсеров. "Prinz Adalbert" обошелся подданным кайзера в 16 371 млн. марок или в 1801,58 марок за тонну водоизмещения, дороже чем построенный 6 лет спустя Blücher (1801,03 марок/т)! "Friedrich Carl" стоил 15 665 млн. марок (1723,89 марок/т).
12 января 1904 года "Prinz Adalbert" был принят в состав Императорского флота для проведения испытаний под командованием капитана-цур-зее Германа Якобсена. Ходовые испытания были завершены к 30 мая, после чего крейсер, как и планировалось, приступил к своим обязанностям в качестве учебного артиллерийского корабля. Учебный характер службы не помешал привлечь крейсер к осенним флотским маневрам 1904 в сентябре, в составе соединения разведывательных кораблей. 1905 В начале 1905 года было создано специальное учебное подразделение - соединение учебных и опытных кораблей, состоящее из резервных кораблей, учебных кораблей и флотилии торпедных катеров. В мае 1905 г. на "Prinz Adalbert" поднял флаг командующий соединением контр-адмирал Гуго Цейе и оставался во главе до 1907 года. На кампанию 1905 г. соединение состояло также из малых крейсеров "München", "Undine", "Nymphe", броненосцев "Ägir", "Frithyof" и 1-й флотилии миноносцев.
1906
1907 В учебную кампанию 1907 г. вошли линкоры "Schwaben" и "Württemberg", "Prinz Adalbert", крейсера "Vineta", "Nymphe", "München", "Lübeck", броненосцы "Ägir", "Frithyof" и 1-й и 2-й учебные флотилии миноносцев. С 17 по 28 июня 1907 г., принц Генрих Прусский ходил на "Prinz Adalbert" в Тронхейм на торжества Хаакона VII по случаю заключения шведско-норвежского союза. В этот год крейсер участвовал и в осенних манёврах 1907. 1908
1909 В 1909 г. флагманом соединения стал "Friedrich Carl". На осенних маневрах 1909 г. Цейе, получивший теперь звание вице-адмирала, командовал Резервным флотом с борта линкора "Schwaben", а "Prinz Adalbert" был флагманом III разведывательной группы контр-адмирала Ёханнеса Мертена (Johannes Merten), который впоследствии командовал османскими укреплениями в Дарданеллах во время Первой мировой войны. 1910 В мае 1910 г. крейсер участвовал в артиллерийских опытах в Северном море и и посетил Торсхавн и Вестманну на Фарерских островах, а в августе и сентябре участвовал в традиционных осенних маневрах 1910 г. в составе соединения учебных и опытовых кораблей. 1911
1912-1914 После длительного ремонта "Prinz Adalbert" вернулся в строй 1 ноября 1912 года, снова при артиллерийском училище, базировался в Зондербурге, где заменил броненосный крейсер "Prinz Heinrich". Должность командира корабля до 1914 г. совмещалась с должностью начальника училища. До начала войны корабль больше не участвовал в больших учениях. УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ, 1914-1915 С началом войны крейсер вошел в состав IV (25 августа переименованной в III) разведывательной группы, командование кораблем принял капитан-цур-зее Андреас Михельсен. Первой операцией с участием корабля стал выход на помощь севшему на мель в Финском заливе лёгкому крейсеру Magdeburg. 10 часов 26 августа "Prinz Adalbert" вышел из Киля паре с "Roon" и направился на восток на скорости 16 узлов, но 27 августа в 12:30, когда они были уже у южной оконечности Эланда, получением известия об уничтожении крейсера операция была отменена и крейсера отозвали обратно. 7 сентября корабль перешел в Северное море, чтобы прикрывать операции минных заградителей "Nautilus", "Albatross" и "Kaiser". Ребер-Пашвитц перешел на "Roon". 25-27 сентября "Prinz Adalbert" снова недолго был на Балтике, участвуя в охране пролива Большой Бельт при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы. Затем он вернулся к Флоту открытого моря для прикрытия рейда на Ярмут 2–3 ноября. 29 ноября крейсер окончательно был переброшен на Балтику с исключением из состава III Разведывательной группы, он должен был заменить погибший "Friedrich Carl". 7 декабря на крейсере поднял флаг командующий морскими силами Балтийского моря контр-адмирал Беринг. "Prinz Adalbert" участвовал в следующих операциях: разведывательный набег к Аландам (15-18 декабря, вернулись не вступив в соприкосновение с российскими кораблями); прикрытие 5-й эскадры линкоров во время похода к о. Готланд (27-29 декабря, противника не встретили); набег на русский наблюдательный пост Утэ (6-9 января 1915 г., противника не встретили), 22 января 1915 г. поход в район Аланда с разведывательными целями был заменён на обстрел Либавы, однако перед Стейнортом крейсер сел на мель и получил повреждения, потребовавшие ремонта. Повреждение на камнях германского броненосного крейсера "Prinz Adalbert" в районе маяка Стейнорт 23 января 1915 г.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)
22 января 1915 г. германский отряд кораблей вошел в Балтийское море, имея задание произвести разведку в районе южной границы Оландсгаффа. Находясь в районе острова Готланд, командование отрядом решило изменить намеченный план операций и, пользуясь благоприятной погодой, направило часть кораблей для артиллерийского обстрела Либавы, возложив его на броненосный крейсер "Prinz Adalbert", посланный в сопровождении эскадренных миноносцев. Предполагая провести корабль наиболее безопасным от мин фарватером от маяка Стейнорт до Либавы, наметили маршрут, проверенный ранее неоднократным плаванием германской подводной лодкой "U-25". В целях облегчения ориентировки при походе кораблей к Стейнорту, для определения места поворота на 20-метровой глубине, вперед был послан миноносец "G-132", которому предписывалось иметь на борту два белых огня, обращенных в море. Крейсер следовал к Стейнорту за тралящими миноносцами. 23 января в 4 ч 13 мин с мостика крейсера был замечен силуэт небольшого судна, шедшего без огней, принятый немцами за русский дозорный корабль. "Prinz Adalbert" резко изменил курс на сближение с противником, но на самом деле темный силуэт оказался миноносцем "G-132". Крейсер, пройдя несколько минут новым курсом, сначала ударился несколько раз подводной частью о грунт, а затем остановился вблизи берега на мелководье. Обшивка корпуса в носовой части корабля была пробита камнями в нескольких местах; через пробоины вода стала поступать внутрь, затопив несколько отделений в междудонном пространстве. Все попытки снять корабль с мели работою машин на полный назад окончились неудачей. Буксирование за корму "Prinz Adalbert" миноносцами также не имело успеха. Тогда командование, предвидя возможность появления русских сил, решило возможно скорее разгрузить корабль спуском шлюпок и выбрасыванием за борт лишних материалов. В это время у начальника оперативной части, находившегося на крейсере, возникла мысль снять корабль, приподняв его носовую часть волной от миноносцев, проходящих мимо него самым полным ходом, работая при этом машинами аварийного корабля. При выполнении миноносцами этого маневра в 6 ч 02 мин крейсер быстро сошел с камней. Операция по обстрелу Либавы была отменена, после чего аварийный корабль направился в Свинемюнде для исправления повреждений в доке, идя средней скоростью около 5 узлов. Вечером 25 января "Prinz Adalbert" прибыл к месту ремонта.
Спустя полтора месяца, 9 марта, "Prinz Adalbert" закончил ремонт. 20 марта Беринг вернулся на свой флагман с борта "Thetis". Тем временем русские войска временно заняли Мемель. Адмиралштаб выделил из состава Флота открытого моря 2-ю эскадру броненосцев, 2-ю разведывательную группу и две флотилии миноносцев для усиления сил на Балтике. Корабли начали совершать отвлекающие атаки, чтобы поддержать кампанию немецкой армии по возвращению Мемеля; 23 марта "Prinz Adalbert" поддержал одну из таких операций - обстрел Паланги и Либавы со II разведывательной группой. На следующий день корабли Флота открытого моря были отозваны в Северное море. 13-17 апреля "Prinz Adalbert", "Lübeck" и "Thetis" прикрывали перед Даго минную постановку вспомогательного минзага "Deutschland".
С середины мая по конец июня 1915 г. "Prinz Adalbert" прикрывал минные постановки, в том числе 3-6 июня в Рижском заливе, 20-26 июня на подходах к Утэ и 2 июля, во время которой был потерян минзаг "Albatross". "Prinz Adalbert" вышел вместе с "Prinz Heinrich" на помощь минзагу, но в шести милях перед Риксхефтом был торпедирован английской подлодкой "Е9". Торпеда взорвалась под носовым мостиком (10 погибших). Адмирал Хопман перешел на "V.99", а "Prinz Adalbert" 4 июля кормой вперед дошел до Киля. Повреждение германского броненосного крейсера "Prinz Adalbert" от торпеды, выпущенной с английской подводной лодки "Е-9" 2 июля 1915 г.
Русское морское командование, имея агентурные сведения, что около 1 июля в Киле состоится смотр кайзера германскому флоту, на котором будет сосредоточена большая часть боевых кораблей, задумало осуществить в этот момент набеговую операцию крейсеров на Мемель, рассчитывая на отсутствие противника в море. Уже во время похода русских крейсеров к Мемелю выяснилось из перехваченных радиограмм, что немцы в свою очередь задумали в этот же день осуществить заградительную операцию в северной части Балтийского моря, выслав для этого крейсер "Augsburg" и заградитель "Albatross" с миноносцами. 2 июля в результате встречи отряда русских крейсеров с германским отрядом произошел бой у Эстергарна, в котором подбитый "Albatross" вынужден был укрыться в шведских территориальных водах у о. Готланд и был интернирован. Ввиду того, что в этот день произошло еще несколько боевых столкновений между русскими и германскими кораблями, германское командование решило усилить свои силы высылкой в море броненосных крейсеров "Prinz Adalbert" и "Prinz Heinrich" из Нойфарвассера. На указанных кораблях быстро были подняты пары (через 3 ч 48 мин), и в 11 ч они вышли 17-узловым ходом из базы. В 13 ч 57 мин в 6 милях от Рикогефта командир "Prinz Adalbert" заметил справа на расстоянии 400 м пузырь воздуха, поднявшийся на поверхность воды, и следы 2 торпед, выпущенных с английской подлодки "Е-9". Не прошло и 20 секунд, как одна из торпед (вес заряда 120 кг) попала в корабль, несмотря на то, что командир дал самый полный ход вперед. Произошел сильный взрыв под мостиком, и в воздухе поднялось черное облако газов и угольной пыли. От пробоины, диаметром в 2 м, заполнились водой первая кочегарка, отделение бортовых торпедных аппаратов, один погреб с боезапасом и центральный пост. Все приборы управления огнем вышли из строя; главный трюмный пост был затоплен водой и тем самым исключил возможность пользоваться трюмными магистралями переднего коридора. От взрыва заклинило рулевой привод, и управление кораблем пришлось перенести в румпельное отделение. Несколько переборок оказались сильно поврежденными, но броневая палуба и броневой пояс остались на своих местах. В помещениях торпедных аппаратов зарядное отделение одной из торпед было разбито, но не взорвалось. Опасаясь повторной атаки подводной лодки, крейсер вначале шел 15-узловым ходом, но затем вынужден был сбавить его до 12 узлов, чтобы уменьшить давление воды на переборки. Несмотря на то что водоотливные средства работали полным ходом, к вечеру носовая часть крейсера ушла под воду, помещения носовых торпедных аппаратов, носовой 210-мм погреб для снарядов, средний коридор с прилегавшими мелкими помещениями и погреба для хранения провизии оказались затопленными. Также вышли из строя расходные питьевые цистерны, и уменьшился запас пресной воды для котлов. На корабле возник крен на правый борт, требовавший затопления соответствующих отделений противоположного борта, но вследствие затопления угольных ям на левом борту крен выровнялся сам собою. Количество принятой воды увеличилось до 1600 т, а осадка носом до 11,5 м. Тяжелое положение корабля заставило в 20 ч 30 мин стать на якорь у Штольпмюнде и усилить борьбу за живучесть. Несмотря на энергичную работу экипажа, крейсер принял воды до 2000 т. Борьба за живучесть производилась под руководством старшего офицера и старшего инженер-механика; непосредственное участие в ней принимали пластырные партии. Ночью работал весь личный состав, и, когда удалось понизить уровень воды на 0,5 м, "Prinz Adalbert" 3 июня в 4 ч снялся с якоря и пошел 6-узловым задним ходом в Свинемюнде. Идя кормой, корабль плохо управлялся, а на мелководье совершенно не слушался руля, почему приходилось управляться машинами, иногда давая передний ход, чтобы привести крейсер на курс. При этом левая машина вообще не могла работать, так как ее циркуляционная помпа, откачивавшая воду из носового отсека, давала недостаточно воды для охлаждения холодильника. Ввиду чрезмерно большой осадки корабля и опасения, что корабль не сможет войти в Свинемюнде, его командир решил идти в Киль. Для прохода кильских боновых заграждений "Prinz Adalbert" развернулся и пошел носом, придя в Киль в 15 ч 3 июля. Из личного состава погибло 10 человек.
Водой заполнились помещение носовых торпедных аппаратов, носовой бомбовый погреб 210-мм артиллерии и средний коридор. Все помещения для хранения провизии были залиты водой, и личный состав оказался без пищи; только ночью траулер "Indianola" доставил из базы продукты голодному, уставшему от непрерывной работы личному составу; на корабле ощущалась большая потребность в пресной воде. Выравнивание крена явилось результатом случайного затопления угольной ямы левого борта. Корабль принял до 2000 т воды, что составляло 22,22% его водоизмещения. Водоотливные средства работали без перебоев, но им удалось понизить уровень воды в помещениях корабля только на 0,5 м. Для понижения давления воды на переборки корабль прошел 240 миль задним ходом со скоростью 6 узлов. Таким образом, корабль старой конструкции все же без посторонней помощи дошел до базы для ремонта, который был окончен 10 сентября 1915 г.
23 октября 1915 г. стал последним днем жизни крейсера. "Prinz Adalbert" шел из Либавы в сопровождении миноносцев "S.142" и "S.143". В 8:32 в 20 милях К западу от Либавы курс несчастливого крейсера вновь пересекла торпеда английской подлодки, теперь - "С-8". На этот раз торпеда, по-видимому, не была замечена. Крейсер погиб почти мгновенно, так как от взрыва торпеды сдетонировали погреба. Командир британской лодки Ф. Гудхарт записал в военном дневнике, что увидел в перископ «очень быстро следовавшие вспышки у ватерлинии, сопровождавшиеся сильным сотрясением, весь корабль исчез за громадным облаком дыма». Миноносцам, которые в момент торпедного выстрела «Е-8» находились на крамболах «Адальберта» в 5 каб от него и тоже не наблюдали ни перископа, ни торпеды, удалось спасти лишь трех моряков из находившихся на борту 675 человек (экипаж и кадеты военно-морского училища).
1904
В июне 1904 года "Friedrich Carl" присоединился ко 2-й эскадре и до августа с ней выполнил учебные походы, посетив голландские, норвежские и английские порты. 27-29 июля крейсер вел на буксире в порт пострадавший от столкновения возле Ставангера эсминец "S-98". По возвращении в Германию в августе и сентябре крейсер в составе разведгруппы принял участие в традиционных осенних маневрах флота 1904 на Балтике и Северном море и наконец-то смог завершить официальные испытания. После завершения маневров в сентябре Мертена на посту командира корабля сменил Фрегаттен-капитан Хуго фон Коцхаузен.
1905
В Лиссабоне "Friedrich Carl" посетил король Португалии Карлуш I. Канцлер Германии Бернхард фон Бюлов отправил Вильгельму II в Лиссабон послание с предложением посетить Марокко, и 31 марта 1905 г. оба корабля бросили якорь перед Танжером, обменялись при этом салютом с стоявшими там французскими крейсерами "Du Chayla" и "Linois". Вильгельм II произнес речь в поддержку независимости Марокко, что привело к Первому марокканскому кризису. Далее путь "Friedrich Carl" как "августейшего" конвоира пролегал в Гибралтар, где он случайно столкнулся с британским броненосцем "Prince Georg". 5 апреля в Неаполе Вильгельм перешел с парохода "Hamburg" на яхту "Hohenzollern", а "Friedrich Carl" исправлял повреждения от столкновения. 11 мая крейсер ушел на родину и 26 мая отшвартовался в Киле. В июне 1905 "Friedrich Carl" возобновил свою роль флагмана соединения разведывательных крейсеров, однако адмиральский флаг возвращался на "Prinz Heinrich" на время текущих ремонтных работ 10-26 августа 1905 г. В июле "Friedrich Carl" присоединился к остальному флоту для круиза по Северному и Балтийскому морям, во время которого он сел на мель, но не получил повреждений. Затем он участвовал в учениях эскадры на Балтике, но в осенних манёврах участия не принимал. 1906
Осенние маневры 1906 года проводились с 26 августа по 14 сентября в водах Норвегии и западной части Балтики. Крейсер в ходе их был рядовым кораблём разведгруппы. После маневров командование кораблем принял фрегаттен-капитан Франц фон Хиппер. 31 октября "Friedrich Carl" возобновил свою роль младшего флагмана, когда на борт поднялся капитан-цур-зее Ойген Калау фон Хофе. Крейсер занимал эту должность до 5 марта 1908 года.
1907 год прошел для "Friedrich Carl" без происшествий. Осенние маневры 1907 г. проводились в Балтийском море, причем на время выхода из строя из-за аварии адмиральского "Yorck", с 11 сентября по 28 октября "Friedrich Carl" служил флагманом соединения, а второй адмирал перешел на "Roon". 1908
1909
В кампании 1910 г. крейсер нес флаг контр-адмирала Ланса, сменившего Цейса. Программа учений была аналогична программе 1909 года, включая осенние маневры 1910 в составе соединения учебных и опытовых кораблей. 1911
1912
1913-1914
6 апреля на выходе из Свинемюнде крейсер сел на мель, к счастью, без повреждений. Быстро прибывшие буксиры стянули корабль на чистую воду. По случаю визита 2-й эскадры британского флота на празднование Кильской недели гросс-адмирал Тирпиц поднял свой флаг на "Friedrich Carl", чтобы наблюдать за торжеством, которое совпало с визитом. Во время визита британский посол Эдвард Гошен посетил Тирпица на борту корабля. Торжества внезапно закончились известием об убийстве австрийского кронпринца, а крейсер был срочно направлен на кильскую казенную верфь, чтобы выполнить большой объем накопившихся ремонтных работ. Таким образом, 31 июля крейсер вышел в резерв. Осенние манёвры и декабрьская кампания не состоялась — началась война. УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ, 1914 28 августа отремонтированный "Friedrich Carl" был введен в строй под командованием капитана-цур-зее Макса Шлихта. Он занимал эту должность всего два месяца, и вскоре его заменил фрегаттен-капитан Лёш. Корабль был приписан к Дивизии крейсеров Балтийского моря, заняв место флагманского корабля контр-адмирала Мишке вместо списанного из за плохого состояния крейсера "Freya". В конце сентября дивизия поддержала постановку оборонительного минного поля у Лангеланда. 24-28 сентября 1914 крейсер участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы.
24-30 октября 1914 г. "Friedrich Carl" возглавлял операцию с подводными лодками в восточном Балтийском море. Интересно, что на время этой операции 24 октября на борт были погружены два самолета и их экипажи: старшие лейтенанты-цур-зее фон Горриссен (v. Gorrissen) и фон Темпски (v. Tempsky) в качестве пилотов и мичманы Шварц (Schwarz) и Киллингер (Killinger) в качестве наблюдателей. Самолеты надежно стояли на палубе надстройки даже при штормовом ветре и сильном волнении, но из-за погоды их так ни разу и не применили. По некоторым данным, самолёты были на борту и в следующем, последнем походе.
Направляясь к Либаве ночью 17 ноября 1914 г. в 1 ч 46 мин, находясь в 33 милях к западу от Мемеля "Friedrich Carl" подорвался на русской мине, выставленной российскими эсминцами в октябре. Командир первоначально думал, что взрыв произошел в результате атаки подводной лодки и сразу же начал циркуляцию вправо. Взрыв второй мины в 1 ч 59 мин, последовавший в корме, вывел из строя левую машину. Скорость упала до 8 узлов. Подошедший в 6 ч 20 мин утра крейсер "Augsburg" снял почти всю команду "Friedrich Carl" (591 чел.), за исключением погибших при взрыве 7 или 8 человек. Крейсер опрокинулся и пошел ко дну только через 5,5 часов после подрыва (в 7 ч 15 мин). Гибель германского броненосного крейсера Friedrich Carl на минах 17 ноября 1914 г.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей от подводных взрывов и борьбе за живучесть". М., ОНТИ НКТП СССР, 1938)
Осенью 1914 г. германское морское командование на Балтийском море разработало ряд операций, с расчетом нанести до наступления зимы несколько ударов русскому флоту в устье Финского залива посредством подводных лодок. Для этой цели предполагалось послать подводные лодки на позиции к Финскому заливу, произвести демонстрацию надводными силами и, выманив русские корабли из Финского залива, атаковать их подводными лодками. Избрав Либаву объектом бомбардировки и заграждения входа в гавань блокшивами и минами, немцы приступили к выполнению операции 15 ноября, и первыми вышли из Нойфарвассера подводные лодки "U-23" и "U-25" в сопровождении крейсера "Augsburg". Крейсер "Lübeck" был послан для поддержки 20-й флотилии эскадренных миноносцев при осуществлении заградительной операции, а броненосный крейсер "Friedrich Carl" (флаг начальника действующего отряда) с крейсером "Amazone" должен был находиться южнее Либавы в прикрытии заградительной операции. 17 ноября в 1 ч 46 мин, находясь в 33 милях к западу от Мемеля, крейсер испытал сильное сотрясение, создавшее впечатление таранного удара о подводную лодку; в действительности крейсер подорвался на русском минном заграждении, поставленном 5 ноября банками русскими эскадренными миноносцами ("Новик", "Охотник", "Генерал Кондратенко" и "Пограничник") на подходах к Мемелю и перед Пиллау. Под кораблем последовал взрыв мины (вес заряда 96 кг), и вскоре в корпусе корабля обнаружилась течь. От взрыва мины обе стеньги свалились, и антенна оказалась поврежденной, но радиосеть была восстановлена через 13 минут. Ввиду предположения, что крейсер был атакован подводной лодкой, командир в целях избежания повторной атаки уклонился влево и дал самый полный ход (21 узел). Однако удержать его крейсер не мог, так как из-за падения пара ход вскоре уменьшился до 10 узлов, а усилившееся поступление воды заставило командование повернуть к берегу, чтобы привести корабль на мелкое место. В 1 ч 59 мин (т.е. через 13 минут после первого взрыва) под крейсером последовал второй взрыв, от которого "Friedrich Carl" получил крен на правый борт и дифферент на корму". Левая машина вышла из строя, и ход корабля уменьшился с 10 до 8 узлов. При этом на последнем повороте заклинило руль на левый борт на 20°, оба румпельных отделения были затоплены водой, хотя рулевая машина работала еще в течение 20 минут, а затем остановилась. Взрывом второй мины вывело из строя динамо-машину, и корабль погрузился во мрак. Радиостанция, лишившись тока, перестала работать, и корабль не имел возможности передать сигналы о помощи. Запасную радиостанцию полевого образца, которая могла работать независимо от корабельной электростанции, не могли использовать, так как она находилась в затопленном водой помещении. Когда работу динамо-машины через 45 мин восстановили, "Friedrich Carl" дал радиотелеграмму, принятую крейсерами "Augsburg" и "Amazone", которые поспешили ему на помощь. Несмотря на непрерывную работу пластырной партии под руководством старшего офицера, вода постепенно прибывала. Машинная команда, во главе со старшим инженер-механиком, в борьбе за живучесть корабля работала по шею в воде, не покидая своих постов. Отсеки постепенно заливались водою, и за 3 ч 24 мин корабль принял 2300 т воды, имея 14° крена на правый борт. В 5 ч 25 мин подошедший крейсер "Augsburg" ошвартовался у борта "Friedrich Carl" и за 15 минут снял 591 человек личного состава, кроме 8 минных машинистов, погибших в отделении кормовых торпедных аппаратов под броневой палубой. Между тем крен стал быстро возрастать и к 7 ч 15 мин достиг 70°, после чего крейсер перевернулся. Крейсеру "Amazone" было приказано попытаться отбуксировать на мелководье не вполне затонувший "Friedrich Carl", но все попытки оказались неудачными. Продержавшись несколько минут вверх килем, крейсер пошел ко дну. Итоги. Броненосный крейсер старой постройки последовательно подорвался на 2 минах. Первый взрыв произошел, вероятно, в средней части корабля. Второй взрыв, последовавший через 13 минут в кормовой части по правому борту, вывел из действия руль, динамо-машину, затопил румпельное отделение. Корабль принял 2300 т воды, что составляло 25,55% его водоизмещения. Личного состава погибло 8 человек, что составляло 1,5%. Корабль погибал в течение 5 ч 29 мин, что, с одной стороны, свидетельствует о недостаточной силе разрушения первого взрыва, пришедшегося в середине корабля, с другой стороны, о живучести корабля и организованной работе личного состава в борьбе за живучесть.
Гибель германского броненосного крейсера Friedrich Carl
(Из книги Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922)
В вечернюю вахту шел дождь, а ночью небо было затянуто тучами, дул слабый ветер с соответствующей зыбью. Ночью 17 ноября, в 1:46, когда "Friedrich Саrl" находился в точке в 33 милях к западу от Мемеля, на корабле почувствовалась сильная дрожь, которая первоначально создала на командном мостике впечатление, что корабль таранил подводную лодку. Вибрация казалась слишком маленькой для взрыва торпеды или мины. Однако вскоре начали поступать донесения о том, что вода затапливает различные отсеки, привело к убеждению, что крейсер подорван торпедой или на миной. Сам контр-адмирал Беринг первоначально находился под впечатлением от сообщения с "Augsburg" и считал, что атакован подводной лодкой, потому приказал командиру на полном ходу повернуть влево, чтобы избежать дальнейших атак "неприятеля". Командир, фрегаттен-капитан Лёш (Loesch) повернул и двинулся на запад с максимальной скоростью, которая позже из-за потери пара составила всего 12 узлов, а вскоре упала до 10. Поскольку вода в корабле поднималась, в 1:57 он повернул направо, на восточный курс, чтобы добраться до Мемеля или хотя бы вывести корабль под берег на мелководье. Во время поворота, в 1:59, в корме на левой раковине крейсера произошел второй, гораздо более сильный взрыв, в результате чего крейсер сильно накренился на правый борт и значительно погрузился кормой. Из-за остановки левой машины скорость упала до 8 узлов. И снова взрыв приписали торпеде: в 2:17 дозорный сообщил, что видел красный свет, который первоначально был принят за выстрел торпедой, выпущенной с миноносца противника. Командование корабля все еще было уверено в торпедном попадании с подводной лодки или миноносца. Командир повернул по направлению к предполагаемому свету, но затем по приказу адмирала вернулся на восточный курс, но во время разворота руль вышел из строя и остался в положении 20° на левый борт. Оба румпельных отсека заполнились водой при втором взрыве, рулевой привод продолжал работать в воде ещё 24 минуты, но в 2:23 остановился. Корабль уже не мог держаться на курсе и медленно вращался по кругу. Останавливаться командиру не представлялось целесообразным, чтобы не подвергать беспомощный корабль новым атакам противника. Вода на корабле постоянно поднималась и, несмотря на работу аварийно-спасательной службы под руководством первого помощника корветтен-капитана Шлёйзенера (Schleusener), шансы удержать корабль на плаву быстро таяли. Поначалу даже не могли вызвать помощь, потому что после первого взрыва порвалась антенна и вся система связи вышла из строя. Как только антенны были отремонтированы лично штабным офицером адмирала, капитаном-лейтенантм Герке (Gercke), произошел второй взрыв, в результате чего полностью вышла из строя динамо-машина и на некоторое время пропало электричество по всему кораблю. Переносны сухопутную электростанцию, независимую от машин корабля, с резервной антенной не представлялось возможным использовать, так как она была уложена в трюм, который уже заливала вода. Лишь в 2:48 снова удалось запустить радиооборудование. В 2.50 на "Augsburg", "Amazone", "Lübeck" и 20-ю полуфлотилию были отправлены телеграммы с призывом полным ходом прибыть к месту аварии. После долгого и томительного ожидания первый ответ пришел в 3:48 утра, от "Augsburg", что он торопился 20 узловым ходом. В это время он находился еще в 40 милях от места аварии, так что прибытие должно было занять не менее двух часов. "Lübeck" и 20-я полуфлотилия находились в разгаре блокады Либавы и, учитывая обстановку на месте, не считали правильным ее прерывать, что контр-адмирал Беринг вполне одобрил. "Amazone" сообщила в 4:26 утра, что идет на помощь на 19 узлах. После того, как прошло после второго взрыва два часа без следующей атаки на беспомощный "Friedrich Саrl", стало ясно, что оба взрыва произошли не от торпед, а были вызваны минами. Тем временем внутри корабля бушевала борьба с постоянно прибывающей водой. Персонал машины под руководством штабного инженера Ганса Хоффмана до последней минуты работал частично стоя по шею в воде, управляя горячими клапанами в асбестовых перчатках и шерстяных одеялах. Постепенно приходилось оставлять воде отсек за отсеком. Около 5 часов утра, еще в полной темноте, потому что бледный дневной свет зимних дней в этих широтах начинается лишь около 7 часов утра, "Friedrich Саrl" накренился на 14° вправо, приняв уже около 2300 тонн воды. В качестве шлюпок на борту имелись только два катера (Kutter) и один швертбот (Jolle), так как все остальные плавсредства в начале войны были сданы на верфь во избежание пожаров. Адмирал Беринг горько пошутил, обращаясь к своему начальнику штаба: "Мы унесем с собой на дно последнее утешение: английские торпеды никуда не годятся". Он имел в виду что старый броненосный крейсер так долго оставался на плаву, несмотря на два попадания, в отличие от "Паллады", моментально затонувшей от одной торпеды. В 5:25 белые сигнальные фонари на горизонте указали на приближающийся "Augsburg". Блестящим маневром корветтен-капитан Хорн стал вплотную к тонущему флагману и с 6:20 до 6:35 на малый крейсер перешёл почти весь экипаж "Friedrich Саrl", кроме 8 человек, которые остались в кормовом торпедном отсеке под броневой палубой. Либо они погибли при втором взрыве, либо были заблокированы затоплением и не смогли выйти. "Friedrich Саrl" тем временем медленно накренился на 70°, в 7:15 перевернулся и вскоре пошел ко дну. Беринг сперва приказал "Amazone", который тем временем также прибыл на место аварии, попытаться отбуксировать перевернувшийся "Friedrich Саrl" на мелководье, но это оказалось невозможным.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|