Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Siegfried"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосцы береговой обороны (Küstenpanzerschiffe, Panzerschiffe IV. Classe) типа
Германия, 1890-1896 гг. 8 ед. (проект 1885-1887-1889/1892 гг.) * Siegfried *
Beowulf *
Frithyof *
Hildebrand *
Heimdall *
Hagen *
Odin *
Ägir *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Когда после берлинского конгресса 1878 года Россия отказалась продлить союзный договор с Германией и стала рассматривать её как возможного противника, морской министр Каприви, опасаясь нападения русского флота на немецкое побережье, решил усилить флот береговой обороны новыми кораблями. В конце 80-х годов вместо планирующихся 10 броненосных лодкок немцы заложили серию более крупных броненосцев береговой обороны из шести кораблей типа Siegfried, в начале 90-х дозаказав ещё два таких корабля. При водоизмещении 3500-3600 т они были вооружены тремя 240-мм орудиями и обладали высотой борта, достаточной для плаваний на Балтийском море. В их конструкции явно прослеживалось влияние французской школы, продержавшееся в германском судостроении до конца века. Корабли оказались вполне мореходными и хорошо управлялись, не теряли скорость на волнении. Из за своеобразного внешнего вида они получили прозвище "Meerschweinchen" - морские свиноматки. В 1899 -1904 они были модернизированы. Как до, так и после модернизации, корабли первой шестерки в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам. Ägir и Odin, построенные последними, отличались от всей серии довольно серьёзно. Первые три имели только сталежелезную броню "Компаунд". На барбеты главного калибра Hildebrand, Hagen и Heimdall установили новую крупповскую броню. Ägir и Odin уже бронировались только сталью Круппа. Уже в начале ХХ века корабли вывели в резерв. С началом 1-й мировой войны их вернули в боевой состав, но вскоре перевели в береговую оборону на Балтике. К концу войны они числились либо учебными кораблями, либо блокшивами. Интересно, что, по окончании войны два из них: Odin и Ägir были перестроены в грузовые теплоходы.
Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учётом опыта франко-прусской войны, дорабатывался до 1889 г. Вторая серия разработана в 1892 г. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и Кильского канала, а также для действий в Балтийском море. Их появление в составе германского флота произошло в тот период, когда обострились колебания во взглядах германского морского командования на крупные корабли в связи с появлением минного оружия. Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном — это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела. Все корабли в незначительных деталях отличались друг от друга, но Ägir и Odin, построенные последними, отличались от первой серии довольно серьёзно.
Корабли имели водоизмещение 3500 т нормальное, 3741 т полное (Ägir 3550/3574 т), длину 76,4 м по конструктивной ватерлинии, 79 м наибольшую, ширина 14.9 м по конструктивной ватерлинии, у Ägir и Odin 15,4 м, осадка 5,51 м носом, 5,74 м кормой (Ägir и Odin 5,61/5,47 м), высота борта 10,23 м на миделе (Ägir и Odin 10,25 м). Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 8,61 т на первой серии и 8,63 т - на второй. Они имели сталежелезную броню "Компаунд" на тиковой подкладке. На Ägir и Odin, а также на броневые башни главного калибра на Hildebrand, Hagen и Heimdall установили крупповскую броню, также уложенную на тиковую подкладку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,115 м и возвышался над водой на 1,4 м. Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. У Ägir и Odin от 12 до 51-го шпангоута пояс имел толщину 220/120 мм, от ахтерштевня до 12 шпангоута и от 51 шпангоута до форштевня брони не было. Броневая палуба защищалась 30-35 мм (на Ägir и Odin 30 мм) листами. Барбеты главного калибра и башни имели 200-мм (на тиковой 200-мм подушке) плиты, купола башен 30 мм, артиллерийские щиты 12 мм, рубки: носовая 30-80 мм (на Ägir и Odin 30-120 мм). По бортам проходили пробковые коффердамы. Броненосцы были снабжены тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролётного типа (8 топок, 12 атм., 915-1100 м²). После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов системы "Марине-Шульц (1216-1402 м²). На Hagen и Ägir устанавливались котлы системы Торникрофта, изготовленные заводом "Oderwerke" в Штеттине (1500 м²). Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на Odin всегда стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трёхлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикаторных л.с., скорость 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов. Запас топлива составлял 220 тонн угля и 220 т нефти, после модернизации: 350-580 т угля и 100-500 т нефти (Odin и Ägir 270-370 т угля, после модернизации 480-580 т угля и 100-500 т нефти). Дальность плавания составляла 1490 миль 10-узловым ходом и 740 миль полным, 14-узловым (после модернизации 3400 миль 10-узловым и 1940 миль 14-узловым). У Ägir и Odin дальность плавания равнялась 2200 миль 10-узловым ходом и 1490 миль 14-узловым. Электроэнергией корабль обеспечивали 3 динамо-машины мощностью 29-36 кВт, напряжением 67 В. Позже мощность повысили до 48-60 КВт. Броненосец Ägir имел 6 динамо-машин мощностью 243 кВт и напряжением 120 В. Позднее мощность повысили до 250 кВт. Этот броненосец из-за наличия большого, по тем временам, количества вспомогательных механизмов получил у моряков прозвище "Электрическая Анна" (Elektrische Anna). На кораблях было установлено следующее вооружение: 3 240-мм орудия весом по 13 т в башенных установках с боезапасом 204, по 68 на орудие (позднее увеличен до 225) снарядов образца 1895 г. по 140 кг (1300 м, 2 выстрела в минуту). На последних двух боезапас составлял 174 снаряда - по 58 на орудие. 8 88-мм орудий весом по 6,89 т в имели общий боезапас в 1500 снарядов по 10 кг (590 м/с, 15 выстрелов в минуту) . На Siegfried до модернизации стояло только 6 88-мм пушек. На последних двух боезапас составлял 2000 снарядов, после модернизации и на остальных он был доведён до этой цифры. После модернизации все броненосцы имели по 10 88-мм орудий, 6 37-мм револьверных пушек, 4 8-мм пулемёта и 1 60-мм десантную пушку. Для вооружения десантной роты на кораблях имелось 118-146 винтовок и 10 револьверов. Минное вооружение состояло из 4 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой надводный поворотный, 2 бортовых надводных поворотных, 1 носовой подводный) с запасом из 8 торпед. На броненосцах Ägir и Odin установили 3 450-мм торпедных аппарата (2 бортовых поворотных и 1 носовой) с боезапасом из 8 торпед. После модернизации на всех кораблях стояло по 3 450-мм торпедных аппарата (один кормовой поворотный и 2 бортовых) и 1 350-мм (носовой). Боезапас торпед соответственно составил соответственно 8 и 3 торпеды. Корабли имели по 2 боевых прожектора. Экипаж включал 20 офицеров и 256 матросов. На Hildebrand и Ägir (как флагманских кораблях) добавлялось ещё по 6 офицеров и 22 матроса. Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 1-2 гига, 1-2 яла и 1 (позднее 2) двухвесельный ял. Корабли имели хорошую мореходность, спокойную качку, но сильно теряли скорость на волнении и сносились ветром. В штормовую погоду вынуждены были ложиться в дрейф. Броненосцы очень хорошо маневрировали и удерживали курс. После модернизации их мореходные и манёвренные качества улучшились.
Схемы окраски Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
За характерную форму куполов барбетов и их расположению в носовой части, в народе получили прозвища "морские самки" (meerweibchen) и "морские свиноматки" (meerschweinchen). Корабли в незначительной степени отличались друг от друга: "Siegfried" имел только 6 - 88 мм орудий и соответственно - по 2 спонсона на борт. Он имел простую фок-мачту без марсов и широкий мостик, сперва без прожекторной площадки. Остальные корабли I серии имели по 3 спонсона на борт и характерную прожекторную площадку над мостиком. Фок-мачта была такой-же. "Hildebrand" отличался якорями Инглефильда в клюзах (вместо адмиралтейских в нишах на палубе). Odin отличался от предыдущих существенно: он имел фок-мачту с двумя большими марсами, высокую трубу (42 м), на нём отсутствовали спонсоны для 88-мм орудий, вместо раструбов дефлекторов были установлены воздушные шахты, отсутствовала компасная площадка перед грот-мачтой, якоря находились в клюзах. "Ägir" был аналогичен, но имел две трубы. Вместо шлюпбалок он имел большие краны у кормового мостика, опять была компасная площадка перед грот-мачтой. С 1890 по 1897 гг. корабли несли противоминные сети.
Корабль имел характерный отличительный признак - отсутствовали кормовые спонсоны. Броненосец (Panzerfahrzeug) "O" был заложен 27 декабря 1888 г., на год раньше двух последующих, на верфи "Germania Werft" в Киле под строительным номером 44, как броненосец "O". 10 августа 1889 г. был спущен на воду и получил имя "Siegfried". Корабль вошёл в строй 29 апреля 1890 года, после чего начались начались интенсивные испытания, которые продлились аж до 3 октября, после чего броненосец отправили на верфь для переделок. 16 апреля 1891 года испытания возобновились и продолжались до начала июня. Лишь 10 июня "Siegfried" присоединился к манёвренной эскадре, заменив Württemberg. Однако после маневров флота 1891 его вывели из эскадры и использовали в качестве брандвахтенного корабля в Вильгельмсхафене. 18 марта 1892 года в задней котельной лопнул главный паропровод, несколько членов экипажа получили тяжёлые ожоги, пять из них умерли. Корабль отправился на верфь до середины июня. В эскадре его сменил Beowulf. С 29 июня 1892 "Siegfried" сопровождал яхту кайзера Вильгельма II Kaiseradler в его визите в Норвегию. В ходе осенних маневров 1892 года, проводившихся с конца августа по конец сентября, "Siegfried" с минным кораблем Pelikan сформировали разведывательную группу. После маневров броненосец прошёл ремонтные работы на имперской верфи в Вильгельмсхафене, а затем заменил Kronprinz во II дивизии. 23 февраля 1893 года "Siegfried" был снова выведен из кампании. Императорская верфь в Вильгельмсхафене возобновила прерванный ранее ремонт. Так как испытания нефтяных котлов на миноносцах дали положительные результаты, котлы "Siegfried" были изменены соответствующим образом. Он стал первым крупным немецким военным кораблем с нефтяными топками. Весной 1895 года "Siegfried" был назначен в резервную дивизию Северного моря и 9 июля вернулся в строй как второй регулярный корабль. С 1 августа по 24 сентября соединение участвовало в маневрах флота 1895, как IV дивизия, а затем вернулось в Вильгельмсхафен. Летом 1896 года на корабле проводились курсы подготовки командиров для офицеров, которые служили на высоких или на специальных должностях (офицеры по 1 месяцу учились командовать кораблём). Кроме того, "Siegfried" принимал участие в различных учениях и осенних маневрах 1896 в составе IV дивизии и осенних маневрах 1897 годов в составе II дивизии. 27 сентября 1897 года корабль был выведен из компании. В конце года были демонтированы противоторпедные сети. В 1898 году броненосец в кампанию не вводился, а в 1899, 1900 и 1901 годах вводился в строй только для летних маневров флота. С осени 1900 года он принадлежал резервной эскадре Балтийского моря с базой в Данциге. Летом 1902 г. "Siegfried" был отправлен на модернизацию.
Корабль внешне идентичен "Heimdall", "Frithyof" и "Hagen", они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах. Броненосец (Panzerfahrzeug) "P" был заложен в январе 1890 г. на верфи "A.G. Weser" в Бремене под строительным номером 100. 8 ноября 1890 г. был спущен на воду и крещен директором морского департамента Имперского военно-морского ведомства контр-адмиралом Хансом Кестером именем "Beowulf". Достройка корабля продолжалась до осени 1891 года. Впоследствии были начаты испытания, точная дата их начала неизвестна. 1 апреля 1892 г. броненосец был принят в казну, в апреле-мае проходил флотские испытания и обучение. Хотя испытания ещё не были завершены, в марте он вошёл в состав манёвренной эскадры, что-бы заменить выбывший из-за аварии Siegfried. В апреле корабль совершил выход из Вильгельмсхафена в Гельголанд и Норденхам, на борту находились: император Вильгельма II, великий князь Фридрих Август фон Ольденбург и государственный секретарь Имперского флота, вице-адмирал Фридрих Холльманн. С мая были продолжены испытания у Киля. 7 июня корабль принял участие в параде флота по случаю визита русского царя Александра III и удостоился посещения обоих императоров. После окончания испытаний 19 июня броненосец приступил к службе в манёвренной эскадре и был переведен обратно в Северное море. С 30 июля по 8 августа 1892 г. эскортировал императорскую яхту "Kaiseradler" во время рейса в Коус (Англия). После четырехдневного пребывания в Амруме, 17 августа броненосец вернулся к эскадре и принял участие в осенних маневрах 1892 в составе I-й дивизии 1-й эскадры. В конце года его перевели во II дивизию, с которой, по некоторым данным, участвовал в осенних маневрах 1893 года. С 1 октября 1893 года броненосец принадлежал недавно сформированной резервной дивизии Северного моря, первоначально с сокращенным экипажем. С 1 февраля 1894 года "Beowulf" принял на себя функции корабля-базы резервной дивизии и готовил сменные экипажи для Frithyof. Для проведения осенних маневров 1894 года была сформирована резервная дивизия Северного моря из трёх кораблей под командованием контр-адмирала Ивана Фридриха Юлиуса Ольдекопа, составившая IV дивизию временно сформированной II эскадры. Флагманом дивизии стал Hildebrand. После окончания маневров 2 октября "Beowulf" был выведен из компании из-за течи в котельной системе и отправлен на императорскую верфь в Вильгельмсхафене для ремонта. Корабль вновь приступил к службе 1 августа 1895 года, и вскоре уже участвовал в осенних маневрах 1895 в составе IV дивизии во II эскадре под командованием контр-адмирала Отто фон Дидерихса. После окончания манёвров "Beowulf" сменил Hildebrand в качестве флагмана резервной эскадры Северного моря. В октябре и ноябре он выполнил учебные походы в Балтийском море. Во время осенних маневров 1896 года корабль снова был в составе II эскадры, которой в этом году командовал контр-адмирал Карл Барандон. 13 октября 1896 корабль был серьёзно повреждён в результате очередной аварии силовой установки. После аварийного ремонта в Киле он был переведен в Вильгельмсхафен, где 13 ноября был выведен из кампании для основательного ремонта. "Beowulf" был восстановлен к 3 августа 1897 года и участвовал в осенних маневрах 1897 года, но в их ходе, 13 сентября снова произошла серьёзная авария в машине. Ремонт в Вильгельмсхафене продолжался до 1 октября. До конца года корабль выполнял различные упражнения. С 15 по 18 ноября 1897 из-за непогоды пришлось спрятаться в порту Арендал. В 1898 году в дополнение к учениям резервной эскадры Северного моря, вместе с Frithyof был проведён учебный поход. Корабли вышли из Вильгельмсхафена 31 мая, посетили Норвегию (Мёлде, Олесунн и Ставангер) и вернулись 11 июня. После участия в осенних маневрах 1898, с 12 по 19 ноября корабль нанёс визит в британский Грейвсенд. В 1899 году можно упомянуть только участие в осенних маневрах 1899 в составе II эскадры под командованием контр-адмирала Пола Хоффмана. 23 марта 1900 года "Beowulf" был выведен из кампании в Данциге и 15 мая поставлен на модернизацию.
Корабль внешне идентичен "Beowulf", "Heimdall" и "Hagen". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах. Броненосец (Panzerfahrzeug) "Q" был заложен вскоре после "Beowulf", 15 февраля 1890 г., на той же верфи "A.G. Weser" в Бремене под строительным номером 101. Спустя 15 месяцев, 21 июля 1891 г. был спущен на воду, крещен начальником военно-морской станции Северного моря, вице-адмиралом Вильгельмом Шредером и получил имя "Frithyof". Достройка корабля заняла еще 14 месяцев. В ноябре 1891 г. начались заводские испытания, но лишь 23 февраля 1893 г. корабль был принят в казну и начал флотские испытания и обучение, заменив во 2-й дивизии маневрового флота Siegfried. Окончательно он вступил в строй 1 октября 1893 г. и вошёл в состав вновь сформированной резервной дивизии Северного моря в качестве флагмана. 1 февраля 1894 года он передал эту функцию Beowulf, экипаж был временно сокращён. В апреле численность экипажа была пополнена до штатной, поскольку весной и летом проводились различные учения, иногда вместе с маневровым флотом. При этом на корабле проводились курсы подготовки командиров для офицеров, которые служили на высоких или на специальных должностях (офицеры по 1 месяцу учились командовать кораблём). Для осенних манёвров 1894 г. в августе была временно сформирована II эскадра, к которой "Frithyof" принадлежал до 29 сентября. После завершения маневров корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где оставался в течение зимы с сокращенным экипажем. Служба 1895 года была во многом похожа на службу в предыдущем году. В качестве особого мероприятия 21 июня корабль участвовал в торжественном открытии канала кайзера Вильгельма. После осенних манёвров 1895 корабль был выведен из эксплуатации 28 сентября. С 1 августа по 21 сентября 1896 года он был вновь активирован для участия в осенних маневрах 1896. Поскольку Beowulf долго стоял на верфи из-за тяжелой аварии с машиной, 14 ноября 1896 "Frithyof" был введён в компанию с экипажем корабля-близнеца. Она снова взял на себя функции базового корабля резервного дивизиона Северного моря, которую выполнял в течение следующих четырех лет. В это время "Frithyof" участвовал в самых разнообразных маневрах флота, в том числе в осенних маневрах 1897 года. С 31 мая по 11 июня 1898 года он вместе с Beowulf предпринял поход в норвежские воды, посетив Мёлде, Олесунн и Ставангер и участвовал в осенних маневрах 1898. В июне 1899 года "Frithyof" долгое время стоял в Копенгагене. Во время осенних маневров 1899 г. корабль снова принадлежал временно сформированной II эскадре под командованием контр-адмирала Пола Хоффмана, которая состояла из шести однотипных кораблей. После осенних маневров 1900 г., 21 сентября 1900 года корабль вывели из компании в качестве базового корабля Резервной дивизии Северного моря. Весной 1902 года он стал на модернизацию.
Характерное отличие от других кораблей I серии - якоря в клюзах. Заложен 9 декабря 1890 г. на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле под строительным номером 20, как броненосец (Panzerfahrzeug) "R". 6 августа 1892 г. был спущен на воду. Начальник военно-морской станции Балтийского моря вице-адмирал Эдуард Кнорр окрестил корабль именем "Hildebrand". Завершение постройки корабля, в ходе которой на нём были оборудованы помещения для штаба для использования в качестве флагмана дивизии или эскадры, продолжалось до октября 1893 года. 28 октября 1893 года "Hildebrand" вышел на испытания, в ходе которых с 13 по 16 декабря корабль временно использовался в качестве брандвахты в Киле. Из-за проблем с котлами 6 апреля 1894 года испытания были прерваны, и корабль отправился на верфь для ремонта. Только 1 августа 1894 г. броненосец наконец вошёл в строй, а через 4 дня был зачислен в состав Резервной дивизии Северного моря в качестве флагмана. Командование резервной дивизии принял инспектор Второй морской инспекции, контр-адмирал Иван Фридрих Юлий Ольдекоп. После учений Резервной дивизии, на время осенних маневров флота 1894 г, с 19 августа до 21 сентября её переформировали в 4-ю дивизию II эскадры, которой командовал контр-адмирала Август Томсен на учебном фрегате "Stein". После завершения маневров с 22 сентября по 24 октября "Hildebrand" провел дополнительные испытания на Балтике и 27 октября присоединился к своей резервной дивизии Северного моря в качестве базового корабля. В первой половине 1895 года состоялось несколько обычных одиночных походов и артиллерийских учений, 21 июня корабль участвовал в церемонии открытия канала кайзера Вильгельма, для чего с 11 по 25 июня была сформирована II дивизия контр-адмирала Ольдекопа в составе эскадры контр-адмирала Отто фон Дидерихса. С 1 августа "Hildebrand" стал флагманом сформированной резервной дивизии, которая с 19 августа на время осенних маневров 1895 составила 4-й дивизю II эскадры. Начальником дивизии был снова контр-адмирал Ольдекоп. После окончания маневров 15 сентября базовым кораблём Резервной дивизии Северного моря назначили Beowulf, а "Hildebrand" стал рядовым кораблём соединения. 27 сентября его вывели из компании в Вильгельмсхафене, но он по прежнему принадлежал к дивизии. Следующий ввод в строй состоялся 1 августа 1896 года для участия в очередных осенних маневрах 1896, 9 августа была сформирована 4-я дивизия II-й эскадры, флагманом которой вновь стал "Hildebrand". Начальником соединения стал инспектор морской инспекции капитан-цур-зее Вальтер Кох. По окончании маневров 15 сентября дивизия была распущена, а броненосец выведен из кампании 22 сентября. Для осенних маневров 1897 года "Hildebrand" вновь был выведен из резерва. В этот раз вся II эскадра целиком состояла из кораблей этого типа. "Hildebrand" служил в качестве флагмана эскадры и III дивизии. Корабль был введен в эксплуатацию 3 августа вместе с 3-й дивизией. 4-я дивизия последовала 8 августа. Командиром 3-й дивизии и, в то же время флагманом II эскадры был инспектор морской инспекции контр-адмирал Пол Хоффманн, начальником штаба - корветтен-капитан Герман Якобсен, флаг-лейтенантом - Хуго Луран. Маневры начались 15 августа в Гданьском заливе и закончились 21 сентября в Вильгельмсхафене. "Hildebrand" спустя девять дней был снова выведен в резерв. В осенних маневрах следующего года корабль не использовался. 26 июля 1899 года броненосец был возвращен в строй и с 1 августа он снова служил флагманом II эскадры под командованием контр-адмирала Гофмана, которая была снова сформирована для осенних маневров 1899. Начальником штаба эскадры был корветтен-капитан Макс Грапов, 4-я дивизия находилась под командованием контр-адмирала Конрада фон Боденхаузена. Манёвры проходили с 16 августа по 16 сентября, а 22 сентября "Hildebrand" снова был выведен из кампании. В 1900 году его ввели в строй раньше - 26 марта. "Hildebrand" стал вторым кораблём соединения, которое теперь называлось Резевная дивизия броненосцев береговой обороны. В этой функции он сменил Beowulf. С 31 марта корабль занимался одиночной подготовкой, а в мае вместе с Frithyof посетил Гудванген и Берген в Норвегии. К осенним маневрам 1900 г. 30 июля снова была образована II эскадра. Её начальником стал контр-адмирал Фолькмар фон Арним, начальником штаба был сначала лейтенант Ричард Эккерманн, но в начале августа его сменил корветтен-капитан Карл Дик. Командиром 4-й дивизии снова стал контр-адмирал Фрайхерр фон Боденхаузен. После первоначальных учений в составе соединения, с 15 августа по 15 сентября последовали маневры флота. 22 сентября 2-я эскадра была расформирована, 2 октября "Hildebrand" был выведен из кампании в Данциге. Теперь он числился в резервной дивизии броненосцев береговой обороны Балтийского моря. Весной 1901 года корабль стал на модернизацию в Данциге.
Внешне идентичен "Beowulf", "Frithyof" и "Hagen". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах. Заложен 2 ноября 1891 г. на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене под строительным номером 14, как броненосец "U". 27 июля 1892 г. был спущен на воду в присутствии каузера Вильгельма II и получил имя "Heimdall". Достройка корабля продолжалась до весны 1894 года. 7 апреля 1894 г. корабль был принят в казну и вышел на флотские испытания, в ходе которых выявились некоторые проблемы с котлами, вызвавшие необходимость ремонта. С 1 ноября продолжились испытания. Окончательно корабль вступил в строй 15 декабря 1894 г. "Heimdall" был переведен в Киль и назначен в резервное подразделение Балтийского моря. До апреля 1895 года на борту корабля находилась только часть штатного экипажа. Лишь после того, как экипаж был доведён до полного, в апреле - июне 1895 корабль провёл учения с соединением на Балтике и 21 июня участвовал в церемонии открытия канала кайзера Вильгельма. Так, как в это время появилась необходимость отправить корабли в Марокко и Восточную Азию, их экипажи срочно пополнили матросами и офицерами с "Heimdall", а броненосец 5 июля 1895 г. был выведен в резерв, где находился два года. 8 августа 1897 г. был возвращён в строй для участия в осенних манёврах 1897, но в их ходе, 8 сентября, после аварии силовой установки у побережья Дании был послан на ремонт в Киль, таким образом вышел из строя ещё на год. Корабль был выведен из эксплуатации 24 сентября. 26 июля 1898 г. вошёл в строй после ремонта для участия в осенних манёврах флота 1898, а 29 сентября 1898 г. снова выведен в резерв. Следующий раз корабль ввели в строй для осенних манёврах флота 1900 24 октября, а по их окончании 29 сентября 1900 г. корабль стал на модернизацию.
Внешне идентичен "Beowulf", "Heimdall" и "Frithyof". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах. Заложен 14 сентября 1891 г. на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле под строительным номером 21, как броненосец "S". 21 октября 1893 г. был спущен на воду, его крестил генеральный директор верфи капитан-цур-зее Отто Дидрихсен именем "Hagen". Достройка корабля заняла еще одиннадцать месяцев. 2 октября 1894 г. корабль был принят в казну, и пройдя флотские испытания и обучение, 28 ноября 1894 г. окончательно вошёл в строй. По сравнению с предыдущими однотипными собратьями, страдающими от проблем с котлами, "Hagen" прошёл испытания быстро и удовлетворительно. 28 ноября броненосец вошёл в состав недавно сформированной резервной дивизии Балтийского моря. С 13 мая по 2 июня 1895 года он выполнил учебный поход, а 21 июня участвовал в церемонии открытия канала кайзера Вильгельма. Через четыре дня дивизия была расформирована. 29 июня - 19 августа 1895 г. он входил в состав корабельной группы, посланной в Марокко (10 июля прибыл в Танжер), которая должна была обеспечить выполнение требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов. В этой акции наряду с "Hagen" участвовали также крейсер "Kaiserin Augusta", фрегат "Stosch" и корвет "Mary". Марокко уступило требованиям Германии, и 10 августа "Hagen" отправился домой, достигнув Вильгельмсхафена через девять дней. Это путешествие осталось единственным дальним походом, выполненным кораблями этого типа. По возвращении домой корабль на время осенних учений 1895 в сентябре корабль был временно включен в соединение разведывательных кораблей, а с 19 сентября числился в составе резервной дивизии Балтийского моря. В 1896 году "Hagen" использовался в качестве брандвахты в Киле, с 28 июня по 9 июля временно принадлежал 1-й эскадре, а в сентябре снова участвовал в манёврах 1896 в составе соединения разведывательных кораблей. В 1897 году броненосец использовался в качестве базового корабля Резервной дивизии, а с 3 августа по 25 сентября в участвовал в осенних манёврах 1897 в составе II эскадры, при этом с 10 августа по 21 сентября на нём держал флаг командир дивизии контр-адмирал Фолькмар фон Арним. Во время осенних маневров в 1898 году "Hagen" снова был в составе II эскадры, но 31 августа преждевременно прекратил своё участие из-за аварии котла и был отбуксирован с помощью авизо Pfeil в Киль, где 29 сентября был выведен из кампании, а в мае 1899 г. первым отправлен на модернизацию.
Корабль отличался от предыдущих существенно: имел фок-мачту с двумя большими марсами, высокую трубу (42 м), отсутствовали спонсоны для 88-мм орудий, вместо раструбов дефлекторов были установлены воздушные шахты, отсутствовала компасная площадка перед грот-мачтой, якоря находились в клюзах. Заложен 15 апреля 1893 г. на верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге, как броненосец "V". 3 ноября 1894 г. был спущен на воду, крещён генеральным директором верфи графом фон Хаугвицем и получил имя "Odin". Достройка продолжалась до сентября 1896 года. 22 февраля 1896 корабль был принят в казну и через два дня начал флотские испытания, прошедшие без нареканий, и обучение. После окончательного оснащения, 14 октября броненосец был выведен из кампании в Киле и вошёл в состав резервной дивизии Балтийского моря. "Odin" был впервые введён в боевую службу 26 июля 1898 года и присоединился ко II эскадре, сформированной для осенних маневров 1898 из резервных дивизий Балтийского и Северного морей. В декабре корабль выполнил учебный поход в Копенгаген и Кристианию. В 1899 году последовал еще один поход, в ходе которого броненосец посетил Копенгаген, Апенраде и Свинемюнде. "Odin" оказал помощь севшему на мель в Каттегате лайнеру "Kaiserin Maria Theresia" компании NDL, а в июне совместно с Ägir сняли с мели в Большом Бельте крейсер Hansa, после чего последовали осенние маневры 1899 со II эскадрой. 20 марта 1900 года "Odin" вместе с крейсером Friedrich Саrl провел эксперименты с тогда еще новой беспроводной телеграфией. В июне корабль участвовал в снятии с мели у Шеттина лайнера "Deutschland" компании Hapag. Во время осенних маневров 1900 г. "Odin" снова принадлежал ко временно сформированной II эскадре. Впоследствии он был назначен вторым кораблем-базой Резервного дивизиона Балтийского моря и 10 октября прибыл в Данциг. После различных учебных походов и необходимого ремонта, в июне 1901 броненосец участвовал в Кильской Неделе. С 1 августа 1901 года проводились учения в составе объединённых резервных дивизий, которые на время осенних маневров 1901 составили II эскадру. После завершения маневров, 21 сентября "Odin" был выведен из эксплуатации в Данциге и в последующие месяцы поставлен там на модернизацию.
Корабль в целом был аналогичен "Odin", но имел две трубы, большие кран-балки и компасную площадку перед грот-мачтой. Заложен 28 ноября 1892 г. на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле под строительным номером 22, как броненосец "T". 3 апреля 1895 г. был спущен на воду. Крещение корабля взял на себя лично кайзер Вильгельм II и дал кораблю имя "Ägir". 15 октября 1896 г. корабль был принят в казну и приступил к испытаниям, которые длились до апреля 1897 года, после чего был временно выведен из компании. Окончательно вошёл в строй 1 июля 1897 г. и был включен в состав резервной дивизии Балтийского моря, первоначально (до 29 сентября) с сокращенным экипажем. В ноябре был проведён первый учебный поход в Вильгельмсхафен. В 1898 году было проведено несколько стрельб. Во время осенних маневров флота 1898 "Ägir" служил флагманом временно сформированной II эскадры. Командиром эскадры и 3-й дивизии был контр-адмирал Пол Хоффманн В декабре "Ägir" вместе с Odin предпринял учебный поход в Копенгаген. С конца апреля по 31 мая 1899 года "Ägir" временно принадлежал 1-й эскадре, заменяя Oldenburg. Таким образом, он принял участие в походах с эскадрой в Португалию и Англию, а также в праздновании 80-летнего юбилея британской королевы Виктории. В июне броненосец совместно с Odin оказал помощь севшему на мель в Каттегате лайнеру "Kaiserin Maria Theresia" компании NDL, а затем сняли с мели в Большом Бельте крейсер Hansa. Во время осенних маневров 1899 со II эскадрой "Ägir" был флагманом 4-й дивизии. Во время маневров 28 августа броненосец недалеко от Дарсера столкнулся с британским пароходом "Aberfoyle" и в результате получил пробоину на ватерлинии по правому борту, что вынудило его немедленно отправиться на ремонт в Киль. Ремонт был выполнен быстро и корабль смог вернуться к маневрам. В 1900 году "Ägir", принадлежавший к резервной дивизии Балтийского моря, использовался в осенних маневрах 1900. Они были прерваны 2 сентября для оказанию помощи севшему на мель в Шеттинском заливе лайнеру "Deutschland" компании Hapag. После завершения маневров, 25 сентября броненосец был выведен из кампании в Данциге. 31 июля 1901 года "Ägir" был вновь введен в строй и использовался в качестве флагмана вновь сформированной активной резервной дивизии. Командующим соединением был контр-адмирал Хуго фон Шукманн . 6 августа пять кочегаров получили тяжелые ранения, так как во время учений в составе соединения произошёл прорыв одного из котлов левого борта. Для участия в осенних маневрах 1901 из резервной дивизии в Вильгельмсхафене была сформирована II эскадра под командованием вице-адмирала Фолькмара фон Арнима. "Ägir" из-за повреждения машины смог присоединится к ней лишь после ремонта. После завершения учений в середине сентября корабль был назначен в резервную дивизию Балтийского моря. В октябре состоялся учебный поход вдоль побережья Восточной Пруссии. В апреле 1902 года "Ägir" вместе с Hagen провели торпедные учения в Кильской бухте. В мае было выполнено несколько учебных походов по Балтийскому морю, а в июне - визит в Ларвик в Норвегии. 30 июня корабль был выведен из кампании в Данциге, а в феврале 1903 г. поставлен там на модернизацию.
Вскоре после постройки (после 5-7 лет активной службы) на рубеже XIX-XX вв. все броненосцы подверглись капитальной модернизации, изменившей их внешний облик. Первым в 1899 году, в виде опыта, удлинили Hagen с одновременной модернизацией корабля. Работы закончились в 1900 г. и были признаны вполне удачными. В 1902 г. закончили модернизацию "Beowulf", "Hildebrand" и "Heimdall", в 1903 - "Frithyof" и "Odin", а в 1904 - "Siegfried" и "Ägir". Работы проводились на казённых предприятиях "Kaiserliche Werft", но в разных городах — Киле и Данциге. После модернизации длина составила 81,4 м между перпендикулярами, 84.8 м по конструктивной ватерлинии, 86,13 м наибольшая. После модернизации изменилось и бронирование кораблей. Пояс по ватерлинии высотой 2,1 м и возвышавшийся, по-прежнему, на 1,4 м над ватерлинией от ахтерштевня до 5 шпангоута имел толщину брони от 180 до 240 мм. Все плиты укладывались на тик толщиною 100-290 мм. Барбеты и башни главного калибра имели плиты 200 мм (на тиковой подушке в 200 мм), амбразуры башен главного калибра 50 мм, купола башен 30 мм ("Ägir" и "Odin" 50 мм). Пробковые коффердамы сохранили. Как до, так и после модернизации, корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам. Внешне, однако, они стали выглядеть более одинаково. Основным отличием была высота труб, которые на "Hagen" и "Frithyof" и, по некоторым данным, на "Heimdall" были ниже на 1,2 м. На большинстве якоря размещались в клюзах, но на "Beowulf" и "Frithyof" их оставили в нишах на палубе. "Hagen", модернизированный первым, имел открытые носовые спонсоны, все остальные - закрытые, а два корабля второй серии так и остались без спонсонов. "Ägir" сохранилсвои отличительные кран-балки. В 1914 на всех кораблях сняли массивные круглые нижние марсы, заменив на "вороньи гнезда" на фор-стеньге.
Основные внешнее отличия: открытые носовые спонсоны 88-мм АУ, а также - короткие трубы, якоря в клюзах. 2 октября 1900 г. вышел на испытания после модернизации, 12 декабря прибыл в Данциг - Нойфарвассер и присоединился к резервной дивизии Балтийского моря. был включен в состав 2-й эскадры. 31 января 1901 г. был послан к острову Райт для участия в мемориальном параде памяти королевы Виктории. В январе 1901 года "Hagen" посетил британский остров Уайт, где вместе с Baden и Victoria Louise принял участие в похоронной церемонии, организованном там по случаю смерти королевы Виктории 31 января. Hagen вернулся в Данциг 11 февраля. За весенними учениями последовало нахождение в резервной дивизии, после чего состоялись осенние маневры 1901 г., во время которых "Hagen" принадлежал к недавно сформированной II эскадре. После капитального ремонта на Императорской верфи в Киле, в октябре и ноябре на борту броненосца были случаи неповиновения и повреждения имущества, что вообще было редкостью в имперском флоте до 1918 года. В последующие два года служба корабля была аналогичной - "Hagen" участвовал в манёврах флота 1902 и манёврах флота 1903 гг. 8-30 июля 1903 корабль прошёл ремонт в Данциге, а после осенних манёвров 1903 г., 17 сентября был надолго выведен в вооружённый резерв. Лишь с 22 июля по 15 сентября 1909 г. он вводился в строй для участия в осенних манёврах 1909, а всё остальное время до начала войны в море не выходил. Хотя корабль продолжал оставаться в списках флота, но уже не как линкор, а как корабль береговой обороны. Для его замены в качестве линкора в 1909 году был заказан дредноут Kaiserin. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Рихарда Эккермана, 15 сентября "Hagen" прибыл в Северном море, и уже девять дней спустя сел на мель у Фослаппа. Сняться ему помог Hildebrand. С 29 сентября по 13 декабря "Hagen" нёс сторожевую службу в устье Яде и Везера, 4 ноября участвовал в спасении 381 членов экипажа подорвавшегося на мине крейсера "Yorck". С 12 декабря по 14 июня 1915 года "Hagen" занимал пост в устье реки Эмс затем вернулся в Яде и Везер, а 30 августа был выведен со службы. На следующий день VI эскадра была расформирована. 1 сентября старый корабль отправился в Данциг, где через девять дней был выведен в резерв. В 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и использовался как плавказарма при учебных центрах, базируясь на Свинемюнде, затем в Либау (июнь 1916 года, при флотилии ПЛ). 19 августа корабль был сначала отбуксирован в Данциг, а 22 сентября - в Варнемюнде, где до конца войны служил вспомогательным судном при патрульной службе Балтийского моря. 17 июня 1919 года корабль был исключён и продан фирме "Norddeutsche Tiefganges" (Берлин), которая отправила его на слом в Нидерланды.
Основные внешнее отличия: якоря в нишах на полубаке, высокие трубы. После завершения модернизации и последующих заводских испытаний 1 июля 1902 г. "Beowulf" вошёл в состав 2-й эскадры. После осенних манёвров 1902 г., 25 сентября корабль был выведен в вооружённый резерв, но ещё дважды незапланированно вводился в строй. Первый раз - с 8 июля 1903 по 23 сентября 1904 г., чтобы заменить неисправный из-за аварии машин Hagen на осенних манёврах 1903. Наряду с обычными упражнениями в составе соединения, в июле и августе 1904 года "Beowulf" сходил в голландские и норвежские воды. После участия в осенних манёврах 1904 23 сентября корабль вывели в резерв. Второй раз корабль ввели в кампанию 22 июля 1909 года для участия в манёврах 1909 в июле - сентябре в составе временно сформированной III эскадры под командованием вице-адмирала Хуго Цейе. После окончания маневров резервный флот был снова распущен, а "Beowulf" вернулся в запас. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Рихарда Эккермана, и до мая 1915 г. он нёс патрульную службу в Северном море, 4 мая 1915 переведён на Балтику, где через три дня участвовал в бомбардировках и захвате Либавы. С 10 по 21 мая "Beowulf" стоял у Мемеля, затем у Либавы, 28 июня он обстреливал Виндау и лишь 12 июля, когда его сменили Wörth и Brandenburg, покинул Либау и перешёл в Данциг, где до 8 сентября 1915 прошёл ремонт и переборку котлов. За это время, 31 августа, VI эскадра была расформирована и "Beowulf" был назначен в дивизион береговой охраны Эмса. С 11 сентября 1915 г. по 28 февраля 1916 г. корабль нёс патрульную службу в Северном море, где в основном находился на рейде Боркума. Со 2 марта 1916 года корабль с сокращенным экипажем служил в качестве корабля-цели для подводных лодок и в качестве тендера при плавказарме Hamburg командования флотилии подводных лодок, а 12 марта 1917 года, был окончательно выведен в резерв в Данциге. Поскольку в конце 1917 года в Балтийском море не было ледоколов, 12 декабря "Beowulf" был вновь введен в строй и с января 1918 года взял на себя эту функцию, базируясь в основном на Либау или Виндау. С 11 марта корабль использовался в ходе Финской операции в качестве штабного судна начальника поискового соединения Балтийского моря, фрегаттен-капитана Хуго фон Розенберга. Во время стоянки в Турку экипаж использовал качестве тральщиков две захваченные русские канонерки: "Голубь" и "Пингвин", переименованные, соответственно в "Beo" и "Wulf". Позже эти лодки были переданы новому финскому флоту. 19 мая "Beowulf" покинул Гельсингфорс и перешёл в Либау, где с 27 мая по 24 июля находился на верфи. 1 июня была создана должность командующего Балтийскими водами (BBG, отвечал за район к востоку от линии Риксхёфт - Эланд и подчинялся непосредственно командованию военно-морской базы Балтийского моря), которую занял контр-адмирал Людольф фон Услар, а флагманским кораблём был назначен "Beowulf". Однако фон Услар не проводил много времени на борту. 8 августа корабль вышел из Либау в Хельсинки и Таллин для участия в операции "Schlußstein", запланированного занятия Петербурга совместно в русскими коммунистами, но 1 сентября операцию отменили. После окончания войны корабль отправился в Стокгольм (вероятно - из-за восстания в Германии), где 30 ноября был интернирован. 17 июня 1919 г. корабль был исключён из списков флота и продан на слом фирме "Norddeutsche Tieefbauges" (Берлин). В 1921 году разобран в Данциге.
Основные внешнее отличия: якоря в клюзах, высокие трубы, как у "Siegfried". От последнего можно отличить лишь по носовому украшению, или по наличию адмиральского флага - только "Hildebrand" из всех броненосцев I серии использовался как флагманский корабль. 1 июля 1902 года "Hildebrand" вошёл в строй после модернизации и заменил также отправленный на перестройку Ägir в качестве флагмана резервного дивизиона Балтийского моря. 30 июля броненосец в качестве флагманского корабля второго адмирала, морского артиллерийского инспектора контр-адмирала Карла Галстера вошёл в состав II эскадры под командованием контр-адмирала Курта фон Приттвица унд Гаффрона. Осенние манёвры 1902, начавшиеся в Балтийском море 17 августа, позднее были продолжены в Северном море и были официально завершены 18 сентября, а 21 сентября II эскадра была расформирована. В последующие месяцы "Hildebrand" предпринял несколько учебных походов в Балтийское море и посетил, в частности, Хельсингборг. Для осенних маневров 1903 года 4 июля в последний раз была сформирована временная II эскадра под командованием контр-адмирала Эрнста Фрица. С 30 июля "Hildebrand" был флагманом второго адмирала - контр-адмирала Рудольфа фон Эйкштедта. В дополнение к различным разведывательным и блокадным учениям, с 31 августа флот совершил безостановочный поход в норвежские воды из Вильгельмсхафена, который закончился 5 сентября в Киле без заходов в промежуточные порты. После окончания маневров 12 сентября эскадра была снова расформирована. Согласно постановлению Кабинета министров от 29 июня, с осени 1903 года Активный боевой флот должен был состоять из двух постоянно действующих эскадр, каждая из восьми кораблей, и соединения разведывательных кораблей. Для создания постоянной II эскадры были расформированы резервные дивизии Северного и Балтийского морей, главные корабли которых 22 сентября сформировали новую эскадру. Контр-адмирал Фриц принял командование соединением и в тот же день поднял свой флаг на "Hildebrand". Начальником штаба стал корветтен-капитан Отто Вурмбах. Так, как броненосец должен был отправится на верфь для текущего ремонта, 8 октября флагман перешёл на временно переданный из 1-й эскадры "Kaiser Friedrich III", а с 25 октября роль флагмана выполнял крейсер "Victoria Louise". 31 октября "Hildebrand" вернулся на своё место. С 23 ноября корабль вместе с флотом предпринял учебный поход в восточную часть Балтийского моря, а с 1 декабря последовал поход в Скагеррак с посещением Фредериксхавна. В мае 1904 года были проведены учения с флотом в Северном море. Во время Кильской недели флот был собран в Киле и его посетил британский король Эдуард VII . 6 июля активный боевой флот вышел на летний поход. Сначала были проведены совместные учения в немецкой бухте, затем флот отошел к Боркуму. I эскадра и разведывательные корабли направились с визитом в британский Плимут, а II эскадра, миноносцы и Friedrich Саrl продолжили учения. 14 июля II эскадра, миноносцы и разведывательные корабли встретились в Ден Хелдере. Первоначально запланированный визит голландской королевы Вильгельмины на немецкие корабли был отменён, и 20 июля корабли покинули голландские воды. Вдоль восточного английского и шотландского побережья через Шетландские острова они направились в северную часть Северного моря, где 29 июля отдельные группы кораблей посетили различные норвежские порты. "Hildebrand" со II эскадрой и миноносцами заходил в Берген. 6 августа соединение покинуло порт и 12 августа со всем флотом прибыло в Киль. Во время осенних маневров 1904 года, которые начались в Балтийском море 29 августа, "Hildebrand" продолжал служить флагманом эскадры. Во время маневров 6 сентября состоялся парад у Гелиголанда в присутствии Вильгельма II. Также прошли десантные маневры с IX армейским корпусом. Маневры закончились 15 сентября, а через два дня функция флагмана эскадры перешла к "Kaiser Friedrich III". "Hildebrand" вместе с другими кораблями береговой обороны был выведен из состава II эскадры, отправился в Данциг и 23 сентября был там выведен из компании. В течение следующих нескольких лет он принадлежал к резерву первой готовности резервной дивизии Балтийского моря. В мирное время корабль вводили в строй ещё раз для осенних маневров в 1909 году. Для этого 22 июля восемь броненосцев береговой обороны образовали III эскадру, с 5 сентября - под командованием вице-адмирала Хуго Поля, флагманом которой стал "Hildebrand". Маневры проходили в Балтийском море с 16 августа. Еще до окончания учений, 6 сентября III эскадра из флота ушла в Данциг, где 15 сентября была расформирована. В тот же день "Hildebrand" вновь отправился в резерв. И хотя он продолжал оставаться в списках флота, но уже не как линкор, а как корабль береговой обороны. Для его замены в качестве линкора в 1909 году был заказан дредноут Kaiser. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и он стал флагманом 6 эскадры Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Ричарда Эккермана. Вторым адмиралом до 22 августа 1914 года был контр-адмирал Элер Беринг, который затем был назначен "отдельным адмиралом" в восточной части Балтики, а должность второго адмирала замещена не была. 21 августа эскадра отправилась в Киль на учения. 1 сентября в командование эскадрой вступил капитан-цур-зее Херварт Шмидт фон Швинд. В середине сентября, окончив подготовку, эскадра перешла в немецкую бухту. Там корабли взяли на себя береговую охрану и были разведены на позиции в устьях рек. 28 сентября 1914 г. "Hildebrand" помогал снять с мели возле Фослаппа "Hagen". Во время набега разведгрупп на Ярмут и Лоустофт 2-3 ноября 1914 г., эскадра была собрана во Внешнем Яде в готовности к выходу, а 16 ноября вновь разведена по позициям. 9 декабря 1914 г. при попытке буксировки авиатранспорта "Answald" сел на мель в Яде. Оба корабля были сняты буксирами только на следующий день, после чего с 12 декабря старый броненосец находился на ремонте в Вильгельмсхафене до 6 апреля 1915 г. Флагман эскадры, произведенный 19 сентября в контр-адмиралы, перешёл на Ägir. После ремонта "Hildebrand" дежурил в Яде, а затем на Эльбе. После роспуска эскадры 31 августа, корабль был назначен в портовую флотилию Эльбы. Из-за нехватки персонала, полностью устаревший броненосец 9 января 1916 года был выведен из флотилии и 11 января через Киль отправился в Данциг, где 16 января был окончательно выведен из активной боевой службы, разоружен и в дальнейшем использовался одновременно как плавказарма и опреснитель воды в Либаве, а затем в Виндаве. Там корабль оставался до начала 1919 года.
17 июня 1919 г. исключён из списков и продан в Голландию на слом. 21 декабря 1919 года, во время буксировки к месту разборки, сел на мель у Шевенингена (голландское побережье) и разрушен последовавшим штормом. Шесть человек из буксирной команды были спасены, но корабль пришлось покинуть. Обломки в 1933 году были частично взорваны и разобраны.
Основные внешнее отличия: якоря в клюзах (по другим данным - на палубе полубака), низкие трубы. Летом 1902 г. закончил модернизацию, но сразу же был зачислен в резерв. 15 июля он был введён в строй, чтобы в составе II эскадры принять участие в осенних маневрах 1902 г., продлившихся до 18 сентября. То же повторилось для осенних маневров в июле-сентябре 1903 г. В дальнейшем корабль почти всё время простоял в резерве, лишь в 1909 году его ещё раз вводили в строй для осенних маневров 1909 в составе III эскадры под командованием вице-адмирала Хуго Цейе, с 5 сентября - вице-адмирала Хуго Поля. После окончания маневра "Heimdall" 17 сентября снова отправился в резерв. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Рихарда Эккермана. После индивидуальных и групповых учений, 19 сентября "Heimdall" приступил к сторожевой службе на устье Яде и Везера. 23 декабря он столкнулся на рейде Вильгельмсхафена с линкором "Kaiserin", но повреждения были незначительными. С 15 июня 1915 года броненосец был переведён в устье Эмса. Командир корабля, капитан-цур-зее Рудольф Бартельс также был начальником дивизии береговой охраны Эмса и старшим морским командиром в Эмсе и прилегающих прибрежных водах. С роспуском VI эскадры в сентябре 1915 г. "Heimdall" также вывели из дивизиона береговой охраны Эмса и далее использовали как мишень при учебных стрельбах. 24 февраля 1916 года полностью устаревший броненосец был исключён из флотилии. 2 марта 1916 г. корабль был выведен из активной боевой службы, разоружен и использовался как плавказарма для IV флотилии подводных лодок, а с декабря 1917 года - при патрульной флотилии Эмса в Эмдене.
17 июня 1919 г. исключён из списка военных кораблей. Планировалась перестройка корабля в спасательное судно - плавкран. Разобран в Ронебеке в 1921 году.
Основные внешнее отличия: якоря на палубе полубака, низкие трубы, в отличие от "Hagen" - закрытые носовые спонсоны. 29 сентября 1903 г. вступил в строй после модернизации, прошёл положенные испытания и вошёл в состав 2-й эскадры. С ней в июле и августе 1904 г. "Frithyof" совершил поход с флотом в Нидерланды, на Шетландские острова и частично в Норвегию. После осенних маневров 1904 корабль покинул II эскадру и стал базовым кораблем вновь сформированной резервной эскадры в Данциге. В мае 1905 года "Frithyof" вместе с Ägir вошли в состав временного сформированного учебного соединения контр-адмирала Хуго Цейе и проводили учения у острова Рюген в центре Балтийского моря. В июле на борту корабля испытывались различные приборы для изучения погоды, а в сентябре и октябре он участвовал с тем-же соединением в осенних маневрах 1905. Тоже повторилось и в 1906 году, кроме того "Frithyof" также ходил и в Северное море, а на осенних маневрах 1906 принадлежал к вспомогательному соединению. В январе 1907 года "Frithyof", Ägir и учебный корабль пулеметчиков - легкий крейсер Nymphe провели совместные учения в Данцигском заливе. После индивидуальных учений в феврале и марте, с 15 апреля по 4 мая корабли маневрировал с соединением учебных и экспериментальных кораблей контр-адмирала Цейе. Во время они принадлежали ко временно сформированной III эскадре. "Frithyof" при этом 31 августа протаранил в корму справа крейсер Nymphe, и хотя повреждения были незначительными, крейсер отправили на ремонт в Данциг. И хотя он продолжал оставаться в списках флота, но уже не как линкор, а как корабль береговой обороны. Для его замены в качестве линкора в 1908 году был заказан дредноут Oldenburg. Служба "Frithyof" в следующий год была очень похожа, включая участие в осенних маневрах 1908. 30 марта - 29 апреля 1909 г. он входил в соединение учебных и опытных кораблей (броненосцы "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Württemberg", "Frithyof", "Ägir", крейсера "Prinz Adalbert", "München", три флотилии миноносцев). В августе 1909 года резервная эскадра полностью приняла участие в осенних маневрах 1909, как III эскадра. После их завершения "Frithyof" был заменен в качестве базового корабля резервной эскадры линейным кораблем Kaiser Barbarossa и 15 сентября выведен из кампании. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Ричарда Эккермана. После учений в Балтийском море в составе соединения, 14 сентября корабли эскадры перешли в Северное море и распределились по различным позициям на побережье Северного мор. "Frithyof" дежурил в устье реки Эмс до начала 1916 года. 5 января 1916 года он перешёл в Киль и пять дней спустя вместе с Hildebrand и Odin - в Данциг. 16 января состоялся вывод полностью устаревшего корабля из кампании. "Frithyof" до окончания войны использовался, как плавказарма в Гданьске для экипажей подводных лодок, 17 июня 1919 г. исключён. В результате корабль был куплен гамбургским судовладельцем Арнольдом Бернштейном, и в 1923 году на верфи "De Werke" в Рюстрингене был перестроен в моторное грузовое судно (сняты оставшиеся пушки и броня, паровые машины заменены на дизели (по 550 л.с.) с подводных лодок). Разобран в 1930 году в Данциге.
Основные внешнее отличия: якоря в клюзах, высокие трубы, как у "Hildebrand". От последнего можно отличить лишь по носовому украшению, или, отчасти, по отсутствию адмиральского флага - только "Hildebrand" из всех броненосцев I серии использовался как флагманский корабль. Кроме прочего, в ходе модернизации отказались от нефтяного отопления котлов. Хотя оно доказало свои преимущества, но в сравнении с угольными систершипами оно обходилось примерно в 2,5 раза дороже. Оставили только небольшой запас нефти для розжига угля. По окончании модернизации в 1904 г. корабль сразу был зачислен в вооружённый резерв. И хотя он продолжал оставаться в списках флота, но уже не как линкор, а как корабль береговой обороны. Для его замены в качестве линкора в 1908 году был заказан дредноут Helgoland. Только 22 июля 1909 года "Siegfried" был снова введён в строй на время осенних маневров 1909 года и вошёл в состав временно сформированной III эскадры под командованием вице-адмирала (с 5 сентября) Хуго Поля на "Hildebrand". После завершения маневров 15 сентября "Siegfried" вновь был выведен из кампании. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили во 2-ю дивизию 6 эскадры Флота Открытого Моря под командованием контр - адмирала Рихарда Эккермана. После одиночных и групповых учений в Балтийском море, с сентября "Siegfried" использовался для береговой охраны в Северном море, в основном нёс вахту на входе в заливе Яде и устье реки Везер. После роспуска VI эскадры 31 августа 1915 года "Siegfried" стал флагманом портовой флотилии Яде и Везера. Поскольку корабль был полностью устаревшим и из-за нехватки персонала, 30 декабря 1915 года броненосец был отозван с патрульной службы, 5 января 1916 года покинул флотилию и через девять дней был выведен из кампании в Вильгельмсхафене. Целый год корабль простоял в резерве, с 1 января 1917 года стал плавказармой при 2-м матросском дивизионе. В ноябре корабль был переведен в Эмден и служил там в качестве резервного корабля при плавбазе IV флотилии подводных лодок "Heimdall". С 11 февраля 1918 года "Siegfried" был плавбазой патрульной флотилии Эмса. Исключён из состава флота 17 июня 1919 г. Планировалось переделать "Siegfried" в судоподъёмное судно - плавучий кран, но вскоре он был продан фирме "Н. Peters" в Вевельсфлете за 425 тыс. марок. Разобрали его в 1920 г. у Северного мола в Киле.
Основные внешнее отличия: как и на "Ägir", якоря в клюзах, высокие трубы, отсутствовали спонсоны и кормовые 88-мм АУ в закрытых установках. От последнего отличался отсутствием кран-балок. 2 октября 1903 года "Odin" был вновь введен в строй и назначен в состав постоянно действующей II эскадры активного боевого флота. С ней корабль совершил визит в Шотландию и Норвегию. На пути к Лервику он протаранил и сильно повредил миноносец S.98. После осенних маневров 1904 года в составе II эскадры, 10 октября корабль был выведен из компании в Данциге и отныне являлся частью резервной эскадры Балтийского моря. Последний раз он вводился в строй в мирное время с 22 июля по 15 сентября 1909 года для маневров флота открытого моря 1909. Хотя корабль продолжал оставаться в списках флота, но уже не как линкор, а как корабль береговой обороны. Для его замены в качестве линкора в 1908 году был заказан дредноут Prinzregent Luitpold. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Рихарда Эккермана. После индивидуальных и групповых учений, с 15 сентября "Odin" нёс сторожевую службу в устье Яде, Везера и Эльбы. После роспуска VI эскадрилья корабль, не меняя задачи, принадлежал к портовой флотилии Эльбы. 9 января 1916 года полностью устаревший броненосец вывели с действительной службы и через неделю вывели из кампании в Данциге и разоружили. В оставшееся время войны корабль использовался как плавказарма для I флотилии ПЛ, а с 25 июля 1917 года - для III-й флотилии ПЛ в Вильгельмсхафене. После войны с 28 марта по 9 октября 1919 года "Odin" служил в качестве жилого блокшива и вспомогательного судна при IV тральной флотилии Северного моря. 6 декабря 1919 г. корабль был исключён и продан на слом фирме "F. A. Bernstein" (Гамбург), которая однако в 1922 году перестроила его в моторное фрахтовое судно на верфи "Dе Wercke" (Рюстинеген), которое сохранило имя "Odin". Теплоход был разобран в 1935 г.
10 октября 1904 г. вошёл в строй после модернизации и был назначен в резервной эскадру в Киле. Вместе со вторым действующим кораблем эскадры - Frithyof они использовались при инспекции корабельной артиллерии для стрельб и торпедных учений. После завершения испытаний в марте 1905 года "Ägir" выполнил учебный поход в среднюю часть Балтийского моря. 4 апреля экипаж участвовал в тушении пожара на верфи JW Klawitter в Данциге. Учебные походы продолжились весной в составе соединения учебных и опытовых кораблей. В начале июля на борту "Ägir" проводились испытания различных устройств для научных исследований погоды и воздушных течений. За этим последовали учебные походы в Швецию и Норвегию, в ходе которых с 20 по 24 июля с флотом нанёс визит в Копенгаген. Затем последовали осенних маневры 1905 года в составе III эскадры. В 1906 году снова проводились учебные походы в составе соединения учебных и опытовых кораблей. "Ägir" в июле, как и в предыдущем году, проводил наблюдения за погодой, а затем привлекался к осенним манёврам флота 1906, На этот раз в составе вспомогательного соединения. В середине декабря броненосец снял с мели в Вислинском заливе пароход "Geestemünde". "Ägir" и в последующие годы также использовался для различных маневров и испытаний, участвовал в осенних манёрах 1907 г., осенних манёрах 1908 г. и осенних манёрах 1909 г. - всё время в составе соединения учебных и опытовых кораблей. По окончании последних учений, 15 сентября 1909 г. корабль был выведен из кампании в Данциге и переведен в резерв. До начала Первой мировой войны он больше не использовался. 12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря под командованием контр-адмирала Рихарда Эккермана. "Ägir" стал флагманом второго адмирала контр-адмирала Элера Беринга, пока он не был переведён на Балтику. Первые недели корабли проводили индивидуальные и групповые упражнения в Балтийском море, а 14 сентября перешли в Северное море, где вошли в береговую охрану в Германской бухте. "Ägir" занимал позицию в основном в устье Яде и Везера. С 13 декабря корабль стал флагманом эскадры после того, как предыдущий флагман Hildebrand повредил днище при посадке на мель и отправился на верфь для ремонта. Вторжение британских сил в немецкую бухту и ближняя блокада германских портов на Северном море к 1915 году казались все менее вероятными, поэтому 31 августа 1915 года VI эскадра была распущена. "Ägir" теперь принадлежал портовой флотилии Яде и Везера в Вильгельмсхафене. Поскольку его военная ценность была очень низкой, 14 января 1916 года корабль был выведен со службы и разоружен. В 1916-1918 гг. использовался как жилой блокшив для работников верфи в Вильгельмсхафене. Исключён 17 июня 1919 года и продан фирме "F.A. Bernstein" в Гамбурге и перестроен на верфи "De Wercke" (Рюстинген) в моторное фрахтовое судно для перевозки локомотивов и древесины. В последующие годы судно возило локомотивы и железнодорожные вагоны, особенно в Советский Союз и в Скандинавию. Также возил новые автомобили Ford Model T из Копенгагена в Мальмё, Осло и Хельсинки. 18 декабря 1929 года он сел на мель у о. Готланд около Карлсё и был брошен. Обломки затем частично разобраны фирмой "Marine-Ehremat Laboe".
|