входоглавлениеминоносцы → типа "V-105"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

 

Миноносцы

(Torpedoboote) типа

 V-105 


Германия, 1915 г. 4 ед. (проект 1913 г., строились для Голландии)

 

*
V.105-108
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-105 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 353 1914 с 1916 учебный корабль и тендер при артшколе, 20.08.1920 передан по репарациям Бразилии, выкуплен Англией и обменян на "A-69" в Польше, Mazur, 1.09.1939 потоплен бомбами германской авиацией в Гдыне, обломки разобраны
26.08.1914
5.01.1915
2 V-106 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 354 1914 с 1916 учебный корабль и тендер при минном отряде, 20.08.1920 передан по репарациям Союзникам, в 1920 слом
26.08.1914
25.01.1915
3 V-107 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 355 1914 8.05.1915 погиб на мине у Либавы в Балтийском море (56°33'N/20°58'O), 1 убитый
12.12.1914
3.03.1915
4 V-108 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 356 1914 с 1916 учебный корабль и тендер в учебной флотилии, 1-й полуфлотилии, 20.08.1920 передан по репарациям Польше, Kaszub, 20.07.1925 погиб от взрыва котла у стенки Гданьской верфи, 29.07.1925 поднят, слом
12.12.1914
23.03.1915
ТТХ
Водоизмещение нормальное 340 т
полное 421 т
Размерения длина КВЛ 62,0 м
полная 62,6 м
ширина 6,22 м
осадка носом 2,54 м
кормой 2,07 м
высота борта 3,50 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 1,68 м
2 МО 2 турбины "AEG-Vulcan"
3 КО 2 угольных и 2 нефтяных ПК Yarrow (18,5 атм., 750 м²)
проектная мощность 5500 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 28,0 уз.
на испытаниях 29,4 уз. при 5670 л.с., 697 об/мин.
запас топлива 60 т. угля + 16,2 т. нефти
дальность плавания 17 узлов 1400 миль
20 узлов 460 миль
Экипаж 60 чел. (3 офицера, 57 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 6 отсеков
электроснабжение 2 турбо-генератора, 8 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ?
ВООРУЖЕНИЕ
штат V-106 с 1916 V-105, 108 с 1916 Mazur и Kaszub с 1921 Mazur и Kaszub с 1925 Mazur с 1931 Mazur с 1935
2 - 53 мм/55 [200 снарядов] 2 - 88 мм/30 [120 снарядов] 2 - 88 мм/45 [120 снарядов] 2-47 мм пушки Гочкисса 2-75 мм пушки 4-75 мм пушки 3-75 мм пушки
1-40 мм/28 зенитка Викерс
2-7,92 мм пулемёта Максим 2х2-13,2 мм пулемета Гочкисс
2-7,92 мм пулемёта Максим
2 (V-105, V-106) или 3 (V-107 (?), V-108) (х1) ТА - 450 мм [3 торпеды] 2 ТА (1х2) - 450 мм [2 торпеды] ---

 

 

В 1913 году нидерландский королевский военно-морской флот заказал на германской верфи "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" четыре миноносца небольшого водоизмещения с высоким полубаком, получившие обозначение "Z" (Zeegard, что можно перевести как "морские"), но на самом деле они были предназначены для действий в прибрежных водах.

За основу верфь взяла тип V-25, сохранив компоновку, но уменьшив масштаб. При водоизмещении в 2,5 раза меньше, чем у прототипа, были сокращены количество и калибр артиллерии (с 3-88 мм до 2-52 мм) и торпедных аппаратов (с 6-500 мм до 2 или 3-450 мм), уменьшена скорость и дальность плавания. Получились, как бы миниатюрные "большие" миноносцы.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

Вскоре разгорелась мировая война, и немцы реквизировали почти готовые корабли, дав им номера V-105 — V-108. Приобретение оказалось довольно сомнительным - для действий в составе флота они были слишком маленькими, а для действий у берега - по немецким меркам великоваты.

Корабли сперва использовали на Балтике, где "V-105" и "V-107" вошли в состав разведывательных сил. Ночью 1 мая 1915 они ходили с отрядом в Рижский залив, высадили на остров Руно диверсионную группу, уничтожившую маяк, и обстреляли маяки Домеснес и Церель. Участие в захвате Либавы 8 мая 1915 окончилось плачевно для прослуживший всего два месяца "V-107", который погиб там на мине (56°33'N/20°58'O), правда людские потери составили всего 1 убитого.

На остальных миноносцах в 1916 г. 52-мм пушки заменили на более крупные 88-мм, но боевой ценности кораблям это особо не прибавило и далее миноносцы использовали как учебные корабли и тендеры.

После окончания войны корабли находились в Балтийском море. На основании соглашения, заключенного 18 ноября 1918 года между Антантой и Германией, корабли были переданы Союзникам по репарациям и перешли в Великобританию.

В ПОЛЬСКОМ ВМФ

 

Решением от 9 декабря 1919 г. "V-105" по жребию достался Бразилии, "V 106" Англии, "V-108" Польше. Бразильцы и англичане продали свои корабли на слом английской компании J. A. White Shipbreaker. 28 апреля 1921 года Польша направила предложение о замене одного из переданных Польше кораблей - "А 69" (как наиболее разрушенного, он использовался как склад запасных частей для других миноносцев) за дополнительную плату в 900 фунтов. На основании договора купли-продажи, подписанного 5 августа 1921 года между компанией J. A. White Shipbreaker и DSM, "А 69" был заменен на "V-105". Он без официального приказа получил имя "Mazur", который ранее носил "А 69".

С 12 декабря 1920 31 августа 1921 польские "Mazur" и "Kaszub" прошли ремонт на британской государственной верфи H.M. Dockyard в Розайте. После передачи польским морякам на "Mazur" из вооружения оставалась одна носовая 88 мм пушка без замка.

8 сентября 1921 года группа миноносцев в составе: "Mazur" (на буксире), "Góral" и "Ślązak" вышла в Польшу и после семи дней прибыли в Гданьск. По прибытию корабли поставили на ремонт в мастерских военного порта в Пуке.

В ходе ремонта было установлено новое вооружение. Первоначально планировали вооружить корабли английскими 4-дюймовками (102 мм) QF Мк. IV, но в итоге "поляки" получили по 2-47 мм пушки Гочкисса и по два 7,92 мм пулемёта Максим. Торпедное вооружение временно отсутствовало. Ремонт длился долго, "Mazur" начал службу 1 августа 1922 года, а "Kaszub" 17 сентября. Корабли вошли в Эскадру Эсминцев, а затем в Дивизион Миноносцев. Основной задачей кораблей было обучение новых кадров для военно-морского флота.

В 1925 году на средства, полученные от французского кредита, корабли были перевооружены на две 75-мм пушки, установлены по 1 двухтрубному 450-мм торпедному аппарату в кормовой позиции и минные рельсы.

20 июля 1925 года на "Kaszub" произошел взрыв, в результате которого корабль разломился на две части. Носовая часть затонула, а корма осталась на плаву. В катастрофе погибли три члена экипажа. Нос был поднят 27 июля и вместе с кормой введен в док, для проведения исследований причин взрыва - выяснилось, что взорвался котёл. Затем обломки были разобраны на металлолом. 22 октября 1925 "Kaszub" был исключен из списков кораблей флота.

В 1931 году "Mazur" был перестроен в учебный артиллерийский корабль, для чего был демонтирован торпедный аппарат, вместо которого установили еще две 75 мм пушки, доведя их количество до четырех, полубак продлили до мостика.

В 1935-1937 "Mazur" прошёл еще одну реконструкцию, в ходе которой были демонтированы два котла с задней трубой и грот- мачта. Кормовое 75 мм орудие заменили на 40 мм зенитку Викерс в 28 калибров. Также установили два спаренных тяжелых 13,2 мм. пулемета Гочкисса. Кроме того, в составе вооружения остались два 7,92 мм пулемёта Максим. После завершения реконструкции корабль служил при Центре Подготовки Специалистов Флота.

С началом войны 1 сентября 1939 года "Mazur" выполнял задачу доставки военнослужащих из Гдыни в Хельский гарнизон. Ок. 14.00 порт атаковали немецкие самолеты Юнкерс Ju 87 Stuka из эскадрильи IV/LG.1. Одна из бомб попала в причал в районе носа корабля вызвав разрушения корпуса и корабль начал тонуть. Еще одна бомба взорвалась в средней части судна, в результате чего он разломился пополам и сел на дно. Несмотря на многочисленные разрушения и потери около 40 человек, остальные члены экипажа вели зенитный огонь.

С обломков были оперативно демонтированы 75 мм пушки. Одна была установлена на суше, две другие - на бронепоезде "Smok Kaszubski" (Кашубский Дракон), который использовался в службе обороны побережья. После окончания военных действий обломки корабля были подняты немцами и сданы на металлолом.

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

               
                                           
                   
                           
                       
                   
                 
                 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Скандинавский путь // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№11-12.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 16.03.2018


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1915-1920
Флот республики Польша (Marynarka Wojenna) 1920-1939
V106
Модели "V-106" и "V-108".
V106
Модели "V-106" и "V-108".
V106
Модели "V-106" и "V-108".
V106
Модели "V-106" и "V-108".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V108
Модель "V-108".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V107
Модель "V-107".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V106
Модель "V-106".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
V105
Модель "V-105".
Mazur
"Mazur", как учебный артиллерийский корабль, 1937 г.
Mazur
"Mazur", как учебный артиллерийский корабль.
Mazur
"Mazur", как учебный артиллерийский корабль.
Mazur
"Mazur" в разные годы.
Mazur
"Mazur", как учебный артиллерийский корабль.
Kaszub
Обломки "Kaszub" в доке.
Mazur
Польские миноносцы, впереди "Mazur".
Kaszub
"Kaszub"
Mazur
"Mazur"
Kaszub
"Kaszub"
Kaszub
"Kaszub"
Kaszub
"Kaszub"
V105
"V-105"
V106
"V-106", "S-95" и "S-120" идут из Апенраде в Зонденбург, 1919 г.
V105
"V-105" в Киле, 28 марта 1919 г.
V106
"V-106"
V105
"V-105"
V105
"V-105"
V105
"V-105"
V105
"V-105"