В 1913 году нидерландский королевский военно-морской флот заказал на германской верфи "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" четыре миноносца небольшого водоизмещения с высоким полубаком, получившие обозначение "Z" (Zeegard, что можно перевести как "морские"), но на самом деле они были предназначены для действий в прибрежных водах.
За основу верфь взяла тип V-25, сохранив компоновку, но уменьшив масштаб. При водоизмещении в 2,5 раза меньше, чем у прототипа, были сокращены количество и калибр артиллерии (с 3-88 мм до 2-52 мм) и торпедных аппаратов (с 6-500 мм до 2 или 3-450 мм), уменьшена скорость и дальность плавания. Получились, как бы миниатюрные "большие" миноносцы.
Схемы окраски:
Принята 14 декабря 1898 г.
Принята 4 декабря 1916 г.
|
1916-1918 |
тёмно-серая - всё |
|
1918-1919 |
тёмно-коричнево-оливковая - всё |
|
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа. |
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
Вскоре разгорелась мировая война, и немцы реквизировали почти готовые корабли, дав им номера V-105 — V-108. Приобретение оказалось довольно сомнительным - для действий в составе флота они были слишком маленькими, а для действий у берега - по немецким меркам великоваты.
Корабли сперва вошли в состав 10-й флотилии миноносцев на Балтике. Ночью 1 мая 1915 "V-105" и "V-107" в составе разведывательных сил ходили с отрядом в Рижский залив, высадили на остров Руно диверсионную группу, уничтожившую маяк, и обстреляли маяки Домеснес и Церель. Участие в захвате Либавы 8 мая 1915 окончилось плачевно для прослуживший всего два месяца "V-107", который погиб там на мине (56°33'N/20°58'O), правда людские потери составили всего 1 убитого.
На остальных миноносцах в 1916 г. 52-мм пушки заменили на более крупные 88-мм, но боевой ценности кораблям это особо не прибавило и с 1916 года миноносцы использовали как учебные корабли и тендеры.
После окончания войны корабли находились в Балтийском море. На основании соглашения, заключенного 18 ноября 1918 года между Антантой и Германией, корабли были переданы Союзникам по репарациям и перешли в Великобританию.
В ПОЛЬСКОМ ВМФ
Решением от 9 декабря 1919 г. "V-105" по жребию достался Бразилии, "V 106" Англии, "V-108" Польше. Бразильцы и англичане продали свои корабли на слом английской компании J. A. White Shipbreaker. 28 апреля 1921 года Польша направила предложение о замене одного из переданных Польше кораблей - "А 69" (как наиболее разрушенного, он использовался как склад запасных частей для других миноносцев) за дополнительную плату в 900 фунтов. На основании договора купли-продажи, подписанного 5 августа 1921 года между компанией J. A. White Shipbreaker и DSM, "А 69" был заменен на "V-105". Он без официального приказа получил имя "Mazur", который ранее носил "А 69".
С 12 декабря 1920 31 августа 1921 польские "Mazur" и "Kaszub" прошли ремонт на британской государственной верфи H.M. Dockyard в Розайте. После передачи польским морякам на "Mazur" из вооружения оставалась одна носовая 88 мм пушка без замка.
8 сентября 1921 года группа миноносцев в составе: "Mazur" (на буксире), "Góral" и "Ślązak" вышла в Польшу и после семи дней прибыли в Гданьск. По прибытию корабли поставили на ремонт в мастерских военного порта в Пуке.
В ходе ремонта было установлено новое вооружение. Первоначально планировали вооружить корабли английскими 4-дюймовками (102 мм) QF Мк. IV, но в итоге "поляки" получили по 2-47 мм пушки Гочкисса и по два 7,92 мм пулемёта Максим. Торпедное вооружение временно отсутствовало. Ремонт длился долго, "Mazur" начал службу 1 августа 1922 года, а "Kaszub" 17 сентября. Корабли вошли в Эскадру Эсминцев, а затем в Дивизион Миноносцев. Основной задачей кораблей было обучение новых кадров для военно-морского флота.
В 1925 году на средства, полученные от французского кредита, корабли были перевооружены на две 75-мм пушки, установлены по 1 двухтрубному 450-мм торпедному аппарату в кормовой позиции и минные рельсы.
20 июля 1925 года на "Kaszub" произошел взрыв, в результате которого корабль разломился на две части. Носовая часть затонула, а корма осталась на плаву. В катастрофе погибли три члена экипажа. Нос был поднят 27 июля и вместе с кормой введен в док, для проведения исследований причин взрыва - выяснилось, что взорвался котёл. Затем обломки были разобраны на металлолом. 22 октября 1925 "Kaszub" был исключен из списков кораблей флота.
В 1931 году "Mazur" был перестроен в учебный артиллерийский корабль, для чего был демонтирован торпедный аппарат, вместо которого установили еще две 75 мм пушки, доведя их количество до четырех, полубак продлили до мостика.
В 1935-1937 "Mazur" прошёл еще одну реконструкцию, в ходе которой были демонтированы два котла с задней трубой и грот- мачта. Кормовое 75 мм орудие заменили на 40 мм зенитку Викерс в 28 калибров. Также установили два спаренных тяжелых 13,2 мм. пулемета Гочкисса. Кроме того, в составе вооружения остались два 7,92 мм пулемёта Максим. После завершения реконструкции корабль служил при Центре Подготовки Специалистов Флота.
С началом войны 1 сентября 1939 года "Mazur" выполнял задачу доставки военнослужащих из Гдыни в Хельский гарнизон. Ок. 14.00 порт атаковали немецкие самолеты Юнкерс Ju 87 Stuka из эскадрильи IV/LG.1. Одна из бомб попала в причал в районе носа корабля вызвав разрушения корпуса и корабль начал тонуть. Еще одна бомба взорвалась в средней части судна, в результате чего он разломился пополам и сел на дно. Несмотря на многочисленные разрушения и потери около 40 человек, остальные члены экипажа вели зенитный огонь.
С обломков были оперативно демонтированы 75 мм пушки. Одна была установлена на суше, две другие - на бронепоезде "Smok Kaszubski" (Кашубский Дракон), который использовался в службе обороны побережья. После окончания военных действий обломки корабля были подняты немцами и сданы на металлолом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983. |
на русском |
2 |
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000 |
3 |
Кофман В. - Скандинавский путь // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№11-12. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 05.03.2023