входоглавлениефлот Германии в 1-ой мировой войне → Поход к Либаве 22-25 января 1915 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Поход к Либаве 22-25 января 1915 г.
контр-адмирал Беринг

 

 

22 января 1915 г. германский отряд кораблей вошел в Балтийское море, имея задание произвести разведку в районе южной границы Оландсгаффа. Находясь в районе острова Готланд, командование отрядом решило изменить намеченный план операций и, пользуясь благоприятной погодой, направило часть кораблей для артиллерийского обстрела Либавы, возложив его на броненосный крейсер "Prinz Adalbert", посланный в сопровождении эскадренных миноносцев "G-132", "T-97", "S-131", "S-129". Во вторую группу входили легкий крейсер "Augsburg" и миноносцы "G-133", "G-134", "G-135", "G-136".

Предполагая провести корабль наиболее безопасным от мин фарватером от маяка Стейнорт до Либавы, наметили маршрут, проверенный ранее неоднократным плаванием германской подводной лодкой "U-25". В целях облегчения ориентировки при походе кораблей к Стейнорту, для определения места поворота на 20-метровой глубине, вперед был послан миноносец "S-132", которому предписывалось иметь на борту два белых огня, обращенных в море.

Крейсер следовал к Стейнорту за тралящими миноносцами. 23 января в 4 ч 13 мин с мостика крейсера был замечен силуэт небольшого судна, шедшего без огней, принятый немцами за русский дозорный корабль. "Prinz Adalbert" резко изменил курс на сближение с противником, но на самом деле темный силуэт оказался миноносцем "G-132".

Крейсер, пройдя несколько минут новым курсом, сначала ударился несколько раз подводной частью о грунт, а затем остановился вблизи берега на мелководье. Обшивка корпуса в носовой части корабля была пробита камнями в нескольких местах; через пробоины вода стала поступать внутрь, затопив несколько отделений в междудонном пространстве.

Все попытки снять корабль с мели работою машин на полный назад окончились неудачей. Буксирование за корму "Prinz Adalbert" миноносцами также не имело успеха. Тогда командование, предвидя возможность появления русских сил, решило возможно скорее разгрузить корабль спуском шлюпок и выбрасыванием за борт лишних материалов.

В это время у начальника оперативной части, находившегося на крейсере, возникла мысль снять корабль, приподняв его носовую часть волной от миноносцев, проходящих мимо него самым полным ходом, работая при этом машинами аварийного корабля. При выполнении миноносцами этого маневра в 6 ч 02 мин крейсер быстро сошел с камней.

Операция по обстрелу Либавы была отменена, после чего аварийный корабль направился в Свинемюнде для исправления повреждений в доке, идя средней скоростью около 5 узлов. Вечером 25 января "Prinz Adalbert" прибыл к месту ремонта.

По пути, ночью 24-25 января, "Augsburg" подорвался на русской мине у Борнхольма и потерял 8 человек убитыми. Корабль дошёл до Штеттина своим ходом, и прошёл там временный ремонт. После основательного ремонта на Blohm & Voss в Гамбурге, "Augsburg" был снова готов к службе в апреле 1915.

 

1-й отряд
2-й отряд

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта