Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Поход к Либаве 22-25 января 1915 г.
контр-адмирал Беринг

 

 

Несмотря на признаки того, что русские серьезно заминировали Балтику, гросс-адмирал запланировал на январь 1915 года две крупные операции надводными силами. Под прикрытием линейных кораблей V эскадры крейсера отряда отдельного адмирала должны были нанести мощный удар по шведской контрабанде в Ботническом заливе, а затем обстрелять военные объекты Либавы. Оба предприятия обсуждались с командиром V эскадры и откомандированным адмиралом, вызванным в Киль 18-19 января. Но от обоих операций отказались: от похода в Ботнический залив по просьбе адмиралтейства, которое из-за незаконченных политических переговоров хотело избежать любого нарушения шведской торговли, и от бомбардировок Либавы, потому что из-за недостаточной подготовки миноносцев к тралению не было достаточной защиты от мин.

Вместо этого контр-адмирал Беринг получил приказ, воспользовавшись благоприятными погодными условиями, как можно скорее выполнить разведывательный поход к южному входу в Аландское море, используя только "Augsburg" и четыре миноносца. Задействовать "Prinz Adalbert" и другие миноносцы было необязательно, а "Lübeck" и "Thetis" 19 января были отправлены на Кильскую верфь для ремонтных работ.

20 января контр-адмирал Беринг вернулся в Свинемюнде и уже 22 января вышел в море двумя группами, которые направились на север западнее и восточнее Готланда. "Augsburg", шедший западнее Готланда, сопровождался миноносцами "G-133", "G-134", "G-135", "G-136", флагман "Prinz Adalbert" шёл к востоку от острова и имел в прикрытии "G-132", "T-97" и два временно приписанных к операции миноносца из 4-й флотилии "S-129", командир - старший лейтенант-цур-зее Фетт (Fett) и "S-131", командир - старший лейтенант-цур-зее Кюффнер (Küffner).

На следующий день в полдень, идя к востоку от Готланда, адмирал решил изменить свое первоначальное намерение. Ясная погода с устойчивым слабым юго-восточным ветром и благоприятными показаниями барометра сделали операцию против Либавы и бомбардировку гавани «Принцем Адальбертом» многообещающими. И хотя принц Генрих считал уровень миноносцев в тральной подготовке недостаточным, чтобы можно было оправдать действия больших кораблей против Либавы, эти опасения не казались контр-адмиралу Берингу столь существенными для одиночного корабля. По его мнению, дальность траления от 160 до 200 м для трех миноносцев должна была быть достаточной для "Prinz Adalbert", особенно если он выбирал наиболее безопасный просматриваемый маршрут у Штайнорта, в период с 14 по 18 января проверенный лодкой "U 25" в рамках подготовки к бомбардировке этого порта, которую планировалось провести позже.

Контр-адмирал Беринг решил направиться к Штайнорту, а затем пройти вдоль побережья в сторону Либавы по линии 20-метровой глубины. В качестве навигационного пункта для подхода к берегу в 5 морских милях от Штайнорта должен был стать на якорь "G-132", на леерах которого должны были быть выставлены рядом друг с другом два белых фонаря, которые были видны только с моря. Три остальных миноносца должны были выполнять функции тральщиков.

В 16:00 корабли направились к северной оконечности Готланда, чтобы определить точную навигацию, а затем взяли курс на Штайнорт. В 1:30 ночи 24 января группа тральщиков получила приказ начать операцию, а "G-132" занял позицию "маяка".

23 января в 4:13 утра с правого борта был замечен силуэт небольшого судна без огней и в этот момент "Prinz Adalbert" несколько раз ударился о землю, а затем застрял. Темный силуэт оказался миноносцем "G-132", стоявшим на якоре на своей позиции. В то же время впереди идущая тральная группа зафиксировала внезапное падение глубины с 20 м до 8 м, и вскоре до 4 м и подала предупредительные сигналы, которые, однако, опоздали. Судя по всему севший на мель флагман ошибся в навигации и зашёл далеко на север.

Броненосный крейсер застрял вплотную к берегу, очертания которого вскоре проступили в бледном рассвете. Обшивка корпуса в носовой части корабля была пробита камнями в нескольких местах; через пробоины вода стала поступать внутрь, затопив несколько отделений в междудонном пространстве. С точки зрения русского наблюдательного пункта в Штайнорте следовало ожидать, как и в случае с "Магдебургом",что сразу после рассвета противник будет уведомлён и вышлет корабли чтобы уничтожить почти беззащитный корабль. Ближайшая реальная поддержка находилась в Киле и, конечно, не могла успеть вовремя придти на помощь.

Все попытки снять корабль с мели работою машин на полный назад окончились неудачей. Буксирование "Prinz Adalbert" за корму миноносцами также не имело успеха. Тогда командование, предвидя возможность появления русских сил, решило возможно скорее разгрузить корабль спуском шлюпок и выбрасыванием за борт лишних материалов.

В это время у начальника оперативной части, находившегося на крейсере, возникла мысль снять корабль, приподняв его носовую часть волной от миноносцев, проходящих мимо него сомкнутым строем самым полным ходом, работая при этом машинами аварийного корабля. Во время второго выполнения этого маневра в 6:02 крейсер успешно сошел с камней, и вовремя, потому что через несколько минут из Штайнорта несколько раз в сторону крейсера светили прожектором.

О продолжении дела теперь не могло быть и речи. Аварийный корабль направился в Свинемюнде для исправления повреждений в доке, идя средней скоростью около 5 узлов. "Augsburg" с миноносцами, который накануне вечером в своем районе западнее Готланда не встретил ни гражданских пароходов, ни кораблей противника, также взял курс на Свинемюнде.

***

Принц Генрих в 6:30 утра получил сообщение о том, что броненосный крейсер сел на мель и отозвал "Prinz Adalbert" с адмиралом в Киль. Гросс-адмирал считал, что контр-адмирал Беринг не должен был действовать против Либавы независимо. Адмирал же считал, что действовал в интересах принца, который 23 августа 1914 г. поручил ему самостоятельно планировать и проводить специальные операции на Балтийском море. Главнокомандующий регулировал детали только в тех случаях, когда совместные операции проводились с силами, не закрепленными на Балтийском море на постоянной основе.

На обратном марше в Свинемюнде 25 января в 0:56 ночи "Augsburg" подорвался на русской мине в 20 милях к востоку от Борнхольма. К счастью, ночь была ясной, море было спокойным. Идя 14-узловым ходом крейсер зацепил мину правым бортом в районе третьего котельного отделения, где погибла бригада кочегаров в количестве 8 человек. Корабль слегка приподнялся на миделе, затем последовала сильная вибрация бака и кормы. Корветтен-капитан Хорн немедленно приказал двум миноносцам сопровождения развернуть тралы и вести их перед крейсером, потому что он не знал, миновал ли он уже вражеские мины.

"Augsburg" мог двигаться только на малой скорости и первоначально зависел от навигации торпедных катеров, так как от сотрясения при подрыве отказали все компасы. В течение утра несколько раз останавливали главные турбины, так как из-за высокого содержания солей выкипали котлы, а пара едва хватало для поддержания работы трюмных насосов. В 11:30 турбины былт окончательно остановлены и крейсер шёл на буксире миноносца Эрхардта. Остальные миноносцы охраняли крейсер от подводных лодок, для которых он стал бы легкой добычей. Контр-адмирал Беринг, по донесению с "Augsburg", которое он получил на "Prinz Adalbert" в 2:03 ночи чуть севернее Борнхольма, направился на юг в сторону узости между Борнхольмом и Адлер-Грундом, чтобы помочь подорванному крейсеру. В то же время он радиотелеграммой приказал центру снабжения в Свинемюнде направить к поврежденному крейсеру буксиры и отдал находящимся в море севернее Борнхольма угольным пароходам приказ вернуться в Свинемюнде.

В 13:00 "Prinz Adalbert" встретил "Augsburg" в 30 милях к северо-востоку от Свинемюнде. О помощи крейсеру не могло быть и речи, так как он уже направлялся в Померанскую бухту в сопровождении двух буксиров. Опасность от подводных лодок в пасмурную погоду, перешедшую к полудню в густой туман, уже не была так велика.

Едва адмирал успокоился о состоянии "Augsburg", как в 14:10 он получил радиограмму с "Gazelle", что крейсер только что поврежден торпедой у Арконы. Беринг отдал приказ единственному еще остававшемуся при "Prinz Adalbert" миноносцу немедленно отправиться для оказания помощи крейсеру, а также приказал "Augsburg" направить туда все не занятые миноносцы.

Это были не единственные несчастья этого дня: 25 января в Либаве артиллерийским огнем с русских фортов был сбит дирижабль "PL 19", а его экипаж из семи человек попал в плен.

Во второй половине дня 25 января "Prinz Adalbert" и "Augsburg" благополучно добрались до Свинемюнде.

***

Ремонт флагмана на Кильской верфи продлился до 9 марта 1915, "Augsburg" после ремонта на верфи "Вулкан" в Гамбурге был снова готов к службе в апреле 1915, а ремонт старенькой "Gazelle" посчитали нерентабельным и 22 февраля 1915 года корабль был списан.

 

1-й отряд
2-й отряд

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.


последнее обновление: 07.06.2022