Оглавление → Крейсера → Броненосные типа "Roon"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большие (броненосные) крейсера (Großerkreuzer) типа
Германия, 1905-1906 гг. 2 ед. (проект 1901 г.) * Roon * Yorck *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Мало отличались от крейсеров типа "Prinz Adalbert", за исключением небольших изменений в бронировании, мощности энергетической установки и скорости хода, а также 4-трубного силуэта. Как и предыдущие типы, в общем, не были достаточно защищены, вооружение и скорость считались недостаточными. Кроме того, слабой чертой конструкции стало слишком низкое расположение нижнего яруса центрального каземата: его орудия заливались даже при умеренном волнении. Правда, такая черта была общей для расположения артиллерии вспомогательного калибра (и не только в германском флоте), но, так или иначе, боевую мощь корабля это снижало весьма чувствительно. Спуск на воду британского линейного крейсера "Invincible" в 1907 году сделал эти броненосные крейсеры устаревшими уже в первый год службы. Несмотря на моральную устарелость, с началом мировой войны вошли в состав 3-й разведывательной группы Флота открытого моря. Следовавший 4.11.1914 на ремонт в Вильгельмсхафен "Yorck" в густом тумане, лежащем а устье реки Яде, наткнулся на две немецкие же мины и вскоре затонул. Погибли 336 человек, спаслись 382. "Roon" в начале 1916 был выведен из состава флота и разоружен, использовался в качестве брандвахты, а затем плавучей казармы. Списан в 1920 и частично разобран, в 1921 его корпус использовали для постройки Северного мола в Киле.
Два крейсера класса «Роон» были заказаны в 1902 году в рамках программы обновления флота, взамен списываемых кораблей. Проект был разработан Конструкторским бюро Имперского морского ведомства в 1901 г. Основным стремлением конструкторов при его разработке стало достижение заветных 21 узла, поэтому новый тип принципиально не отличался от предшествующего, за исключением чуть более длинного корпуса, увеличенного с 14 до 16 числа котлов, что увеличило мощность на 2000 л.с., скорость на 0,5 узла и потребовало добавить четвёртую дымовую трубу. В некотором роде это говорит об удовлетворённости моряков на тот момент выбранным типом. Незначительность нововведений и выбор тех же верфей, что и у предшественников позволили даже сократить стоимость постройки.
Корабли имели следующие тактико-технические данные: Набор корпуса имел 105 шп. (на 1 больше, чем "Prinz Adalbert"), в том числе: три минусовых и один нулевой. Набор и конструкция корпуса были аналогичны корпусам крейсеров типа "Prinz Adalbert". Принципиальная схема бронирования повторяла таковую на "Prinz Adalbert", только палубу в пределах цитадели сделали тоньше. Пояс из брони Круппа шириной два метра простирался по ватерлинии от минус второго шпангоута до форштевня. Над водой пояс возвышается на 0,7 м. Толщина плит в пределах цитадели (шп 21-72) составляла 100 мм, в оконечностях 80 мм. Везде плиты крепили на тик толщиной 55 мм. Трапециевидная броневая палуба служила горизонтальной защитой. Ее скосы примыкали к нижнему краю пояса. Толщина горизонтальной брони палубы в пределах цитадели составляла 60 мм (на "Prinz Adalbert" 80 мм), вне цитадели равнялась 40 мм (как и на "Prinz Adalbert"), скосы имели толщину 40-50 мм. (на "Prinz Adalbert" 80-50 мм) Над поясом возвышалась шестиугольная в плане и защищенная 100-мм броней цитадель в пределах от 21 до 72 шп. Над цитаделью длиной по борту от 32 до 60,5 шп и высотой от батарейной до верхней палуб располагался прямоугольный защищенный 100-мм броней каземат. Вне цитадели на промежуточной палубе находились коффердамы. Башни главного калибра бронировались традиционно, стены 100-150 мм, крыша 30 мм. Башни среднего калибра имели стены толщиной 80-100 мм. Носовая боевая рубка имела стены 150 мм и крышу 30 мм, кормовая соответственно 80 и 20 мм. Три трехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 19000 л.с. (на "Prinz Adalbert" 17000) вращали три гребных винта различного диаметра: среднего трехлопастного в 4,5 м, два бортовых четырехлопастных диаметром 4,8 м переменного шага (как и на "Prinz Adalbert"). Параметры машин: диаметр цилиндра высокого давления 930 мм, среднего 1430 мм, низкого 2300 мм, ход поршня 1000 мм. Пар вырабатывали 16 водотрубных котлов (на "Prinz Adalbert" 14) системы Дюрра с рабочим давлением пара 14-15,5 атм., площадью нагревательной поверхности 514,88 м², и площадью колосниковых решеток 116 м², расположили в четырех котельных отделениях. Каждое котельное отделение имело свою дымовую трубу овального сечения. На ходовых испытаниях оба крейсера превысили как проектную мощность, так и скорость (21 узел). "Roon" показал при наибольшей мощности 20625 л.с. скорость хода 21,143 уз. "Yorck" — 20278 л.с. и 21,43 уз. Расход угля на скоростных режимах 20-12 уз. составил 0,905-0,848, кг/л.с, перерасчет на суточный расход топлива даст при экономической 12-уз. скорости хода 107,68 т. Сжигая ежедневно такой объем топлива до полного опустошения угольных ям (полный запас 1570 т), "Yorck" мог пройти 4200 миль. Нормальный запас угля составлял 750 т. Крейсера имели по одному полубалансирному рулю с углом перекладки 40°. Крейсера имели следующие данные по остойчивости: нагрузка при углублении на 1 см — 17,69 т., дифференцирующий момент на 1 м — 11500 т., поперечная метацентрическая высота — 1,04 м, продольная метацентрическая высота — 140,0 м., наибольший восстанавливающий момент при крене 39°, нулевой восстанавливающий момент при крене 82°. Электрический ток на крейсерах типа "Roon" вырабатывали четыре динамо-машины общей мощностью 260 кВт. и напряжением в сети постоянного тока 110 v. Ток подавался в том числе и на четыре боевых прожектора, расположенные на салингах обеих мачт и по бортам на площадках спардека в районе миделя. Четыре 210-мм скорострельных орудия С/01 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях по диаметральной плоскости. Носовая башня имела высоту орудий от ватерлинии — 9,06 м, кормовая — 6,84 м., сектора вертикальной наводки - 5° + 30°, горизонтальные сектора обстрела в пределах — 270°. Орудия имели наибольшую дальность прицельного выстрела 88 кабельтовых, боезапас первоначально 300, позднее 380 снарядов. Четыре 150-мм скорострельных орудия С/97.99 с длиной ствола 40 калибров находились в четырех башнях на верхней палубе по две с каждого борта в районе миделя. Высота орудий над ватерлинией равнялась 6,7 м, угол вертикального наведения -8° +30°, горизонтального 160° (максимальная дальность выстрела 73,9 кабельтовых). Боезапас первоначально составлял 480 снарядов, позднее был увеличен до 640 выстрелов. Шесть 150-мм скорострельных орудий С/02 на центральном штыре с длиной ствола 40 калибров находились в казематах, имели высоту стволов от уровня ватерлинии носового и кормового казематов — 4,2 м, среднего 4,1 м. Вертикальный угол наведения и максимальная дальность выстрела были аналогичны башенным орудиям, горизонтальный угол обстрела составлял 130°. Боезапас первоначальный включал 720, позднее 960 снарядов. Шестнадцать 88-мм скорострельных орудий на центральном штыре С/01 с длиной ствола 35 калибров расположили: два на среднем ярусе носового мостика (высота стволов над ватерлинией 10,6 м, горизонтальный сектор обстрела 113°, четыре в носовой надстройке (высота стволов над ватерлинией 8,5 м, горизонтальный сектор обстрела двух носовых — 113°, двух кормовых — 130°; четыре на спардеке в районе миделя по два с борта (показатели соответственно — 8,34 и 153°); четыре на кормовой надстройке, из которых у двух носовых орудий стволы находились на высоте от конструктивной ватерлинии на 8,5 м, двух кормовых — 8,6 м (горизонтальный угол обстрела носовых 142° и 160° для кормовых) и наконец, два 88-мм орудия установили в спонсонах на корме на батарейной палубе (высота оси орудий над конструктивной ватерлинией 4 м, угол горизонтального наведения в пределах 125°). Угол вертикального наведения всех 88-мм орудий равнялся - 5° + 25°, дальность прицельного выстрела 49,1 кабельтовых, боезапас 4000 выстрелов. На каждом крейсере имелись четыре 37-мм револьверных пушки с вертикальным углом наведения -10° + 15° и максимальной дальностью выстрела 20 кабельтовых (боезапас 6000 патронов). Четыре 8-мм пулемета стояли на марсах, имели максимальный угол снижения - 40°, максимальный угол возвышения +13°, дальность огня 13,5 кабельтовых и боезапас 10000 выстрелов на ствол. На каждом крейсере имелось одно 60-мм десантное скорострельное орудие с длиной ствола 21 калибр на колесном лафете С/00. Орудие было приспособлено для установки на шлюпке, и при максимальном угле возвышения + 19° наибольшая дальность выстрела составляла 4,3 км. Для вооружения десантных партий в арсенале хранились 297 винтовок Mod.98 и 79 пистолетов Mod.79 (позднее 80 Mod.C/04). Торпедное вооружение включало один носовой, два бортовых и один кормовой подводные 450-мм торпедные аппараты с запасом из 11 торпед С/45.91. Крейсер типа "Yorck" имел два становых якоря Холла весом по 6 т, один запасной 6-тонный якорь Холла, располагавшийся на левом борту в носовой части, один кормовой якорь Холла весом 1,75 т, и один верп весом 1,7 т. На каждом крейсере находились два паровых катера, один адмиральский катер, один баркас, один полубаркас, два вельбота, два рабочих катера, три гига различного размера, два шестивесельных яла, одна двойка — всего 13 плавсредств. Экипаж состоял из 35 офицеров и 598 матросов. Кроме этого, было предусмотрено размещение на "Yorck", как флагманском корабле, дополнительно 13 офицеров и 62 матросов, на "Roon", как втором флагмане, девяти офицеров и 44 матросов. Как и крейсера типа "Prinz Adalbert", имели хорошую мореходность, плавный ход при пустых нижних бункерах, чуть кренились от ветра, хорошо управлялись и были устойчивы на курсе, при повороте теряли до 60 % скорости, в штормовом море теряли скорость не так сильно, нижние казематы заливались в свежую погоду. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г.
Отличия и изменения Отличались формой шлюпочных кранов и расположением паровых трубок на дымовых трубах. Сперва несли по 4 прожектора: по 1 на топах мачт и 2 на крыльях носового мостика, с 1910 г. - 5: на топе фок-мачты появился второй, в 1914 г. установлены артиллерийские посты на половине высоты стеньг.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha
Головной корабль "Ersatz Kaiser" заложили на кильской казенной верфи 1 июля (по др. данным 1 августа) 1902 г. для замены броненосного фрегата "Kaiser". Спустя десять месяцев, 25 апреля 1903 г., на верфи частной фирмы "Blohm & Voss" в Гамбурге состоялась закладка второго крейсера "Ersatz Deutschland" для замены броненосного фрегата "Deutschland". 27 июня 1903 г. "Ersatz Kaiser" был спущен на воду. На церемонии спуска на воду фельдмаршал Альфред фон Вальдерзее окрестил корабль "Roon" в честь фельдмаршала Альбрехта фон Роона. Затем начались работы по оснащению, которые включали в себя подготовку к использованию крейсера в качестве флагмана. Почти через год, 14 мая 1904 г., сошел со стапеля "Ersatz Deutschland". С речью на церемонии спуска на воду выступил генерал Вильгельм фон Ханке. Корабль был назван "Yorck" в честь Людвига Йорка фон Вартенбурга, прусского генерала наполеоновских войн и крещён одной из его потомков, Жозефиной Йорк фон Вартенбург. Как и в случае с предыдущим типом, цены значительно отличались. "Блом и Фосс", построивший ранее "Prinz Adalbert" построил "Yorck" 16 млн. 241 тыс. марок, казённый "Roon" стоил ощутимо меньше - 15 млн. 345 тыс. марок).
1906 По завершении испытаний 5 апреля 1906 года "Roon" был принят в состав немецкого флота. Его первым командиром стал капитан-цур-зее Фриц Хоффманн. Затем корабль приступил к флотским ходовым испытаниям, которые продлились до 9 июля. 15 августа он вошел в состав соединения разведывательных кораблей, где заменил броненосный крейсер "Friedrich Саrl" на посту второго флагмана коммодора капитана-цур-зее Раймунда Винклера. С этим соединением "Roon" участвовал в ежегодных маневрах флота 1906, проводимых в конце августа - начале сентября. По окончании манёвров Хоффманн сменил фрегаттен-капитан Оскар фон Платен-Халлермунд, но уже в следующкм месяце был назначен новый командир - капитан-цур-зее Карл Циммерманн. Одновременно с уходом Гофмана свой пост покинул и коммодор Винклер. Его сменил коммодор капитан-цур-зее Ойген Калау фон Хофе, который в октябре пенёс свой флаг на "Friedrich Саrl". 1907 В начале 1907 года, корабль был отправлен в Соединенные Штаты для участия в Джеймстаунской выставке, посвященной 300-летию прибытия колонистов в Чесапикский залив. Чтобы возглавить немецкую делегацию, в которую вошёл также легкий крейсер "Bremen", Калау фон Хофе перешёл на "Roon". Два крейсера покинули Киль 8 апреля, пересекли Атлантику и прибыли в Хэмптон-Роудс (штат Вирджиния) 24 апреля. Через два дня в рамках экспозиции международный флот, в состав которого входили также корабли Великобритании, Японии, Австро-Венгрии, Франции, Италии и ряда других стран, провел военно-морской смотр. После церемонии "Bremen" был отправлен на Американскую станцию, а Роон вернулся в Германию и прибыл в Киль 17 мая. По возвращении Калау фон Хофе снова перешл на "Friedrich Саrl". По завершении ежегодных маневров флота 1907, в которых крейсер привычно участвовал в составе своего соединения разведывательных кораблей, с 11 сентября по 28 октября "Roon" недолго возобновил роль младшего флагмана, пока "Friedrich Саrl" исполнял роль основного флагмана разведгруппы, заменяя ушедший в ремонт "Yorck". В октябре командование кораблем принял фрегаттен-капитан Фридрих Шредер. 1908 С 7 по 28 февраля 1908 года "Roon" вместе с другими кораблями разведывательной группы отправился в большой круиз в Атлантический океан. В ходе похода корабли провели тактические учения и экспериментировали с использованием оборудования беспроводной телеграфии на больших расстояниях. Они остановились в Виго (Испания), чтобы пополнить запасы угля для путешествия домой. 5 марта "Roon" вернулся на флагманский пост, и теперь на борт корабля вновь поднялся Калау фон Хофе, теперь уже в звании контр-адмирала. В июле и августе последовал еще один поход в Атлантический океан, на этот раз - в составе эскадры линкоров Флота открытого моря. Командующий флотом, Принц Генрих, настаивал на таком походе ещё в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в немецких водах, хотя в это время была высокой напряженность в отношениях с Великобританией из-за гонки вооружений. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику. Вернулся флот в Германию 13 августа. Осенние маневры 1908 продолжались с 27 августа по 12 сентября, крейсер участвовал в них всё также в составе соединения разведывательных кораблей. 23 сентября Калау фон Хофе на посту младшего флагмана сменил контр-адмирал Якобсен, а в следующем месяце поменялся и командир "Roon", которым стал фрегаттен-капитан Георг Шайдт. 1909 В 1909 году было еще два похода по Атлантике: первый в феврале только с кораблями разведывательной группы, а второй в июле и августе - с остальным флотом. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде (Великобритания), где его встретил британский Королевскиё флот. После ежегодных маневров флота 1909 года, где крейсер возглавлял 2-ю дивизию разведгруппы, в сентябре Якобсена на посту второго флагмана сменил капитан-цур-зее Райнхард Кох, но 1 октября он перенёс свой флаг на "Yorck". 1910-1914 Следующие два года прошли для "Roon" без происшествий Помимо обычных тренировок, включая ежегодные маневры флота 1910 года и ежегодные маневры флота 1911 года, всё также в составе разведгруппы, он принял участие в военно-морском смотре кайзера Вильгельма II в сентябре 1911 года, после чего 22 сентября был выведен в резерв, где простоял до начала войны. УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ, 1914-1916 С началом войны, согласно мобилизационному расписанию, "Roon" 2 августа вновь был зачислен на военную службу и первоначально был направлен во II разведгруппу в качестве флагмана контр-адмирала Гисберта Яспера. Первым командиром корабля в военное время был капитан-цур-зее Иоханнес фон Карпф. В результате серии реорганизаций корабль был переведен в IV разведывательную группу взамен броненосного крейсера "Blücher", а 25 августа IV группа была переименована в III разведывательную группу. "Roon" остался флагманом, но теперь - контр-адмирала Хуберта фон Ребер-Пашвица. Первой операцией с участием корабля стал выход на помощь севшему на мель в Финском заливе лёгкому крейсеру Magdeburg 26 августа. В 10 часов "Roon" вышел из Киля паре с "Prinz Adalbert" и направился на восток на скорости 16 узлов, но 27 августа в 12:30, когда они были уже у южной оконечности Эланда, получением известия об уничтожении крейсера операция была отменена и крейсера отозвали обратно. С 6 сентября группа несла службу дозора в Северном море, 7 сентября крейсеры были направлены для сопровождения операции минных заградителей "Nautilus", "Albatross" и "Kaiser". 25-27 сентября 1914 корабли кратковременно были направлены для развертывания в Балтийских проливах, после того, как поступили ложные сообщения о попытках прорыва британских военных кораблей в Балтику. Затем они сопровождали основные силы Флота открытого моря во время рейда на Ярмут 2–3 ноября. Месяц спустя, 15–16 декабря, он участвовал в прикрытии бомбардировки Скарборо, Хартлпула и Уитби. Вместе с броненосным крейсером "Prinz Heinrich" "Roon" был прикомандирован к авангарду Флота открытого моря, который обеспечивал дальнее прикрытие атакующих линейных крейсеров контр-адмирала Франца фон Хиппера. [14] В ходе операции "Roon" и приданные ему эсминцы столкнулись с британскими силами прикрытия. "Roon" вступил в зрительный контакт с британскими эсминцами "Lynx" и "Unity", но перестрелки не последовало, корабли отвернули. После сообщений о британских эсминцах от "Roon" и от "Hamburg", адмирал фон Ингеноль приказал флоту открытого моря развернуться и возвращаться в Германию, таким образом "Roon" и эсминцы стали арьергардом флота. "Roon", к которому к этому времени присоединились легкие крейсера "Stuttgart" и "Hamburg", встретился с британскими эсминцами командира Лофтуса Джонса. Джонс следил за "Roon" около 45 минут, после чего "Stuttgart" и "Hamburg" были порсланы потопить своих преследователей. Двадцать минут спустя "Roon" подал сигнал двум легким крейсерам прекратить преследование и отступать вместе с остальной частью флота. Тем временем вице-адмирал Дэвид Битти получил известие о местонахождении "Roon" и выделил линейный крейсер "New Zealand", чтобы выследить немецкие корабли, в то время как другие три его линейных крейсера последовали за ним на расстоянии. Продолжая преследовать отступающих немцев, Битти узнал, что немецкие линейные крейсера обстреливают Хартлпул, поэтому решил прервать преследование "Roon" и повернул в сторону немецких линейных крейсеров, что фактически спасло устаревший крейсер от потопления. Весной 1915 г. военно-морское командование решило, что медленные и не имевшие достаточно толстой брони броненосные крейсера III разведывательной группы непригодны для службы в Северном море, где они рискуют столкнуться с мощным британским флотом. Поэтому 15 апреля 1915 года они были переведены на Балтику, где им аротивостоял значительно более слабый русский Балтийский флот. 3-я разведывательная группа была расформирована, а корабли были переданы в состав Разведывательных сил Балтики под командованием контр-адмирала Альберта Хопмана. При этом Карпфа сменил фрегаттен-капитан Ханс Гигас, который, в свою очередь, стал заместителем командира соединения и сделал "Roon" своим (вторым) флагманом. 30 апреля корабль вошел в сухой док в Киле для капитального ремонта. В мае 1915 года крейсер участвовал в подготовке к захвату Либавы (7-8 мая участвовал в обстреле города). 11 мая британская подводная лодка "E-9" заметила у Либавы корабли, направлявшихся в поход к северу от о. Готланд и выпустила по ним пять торпед, но все промахнулись; две прошли близко за кормой "Roon". После этого "Roon" принял участие в серии выходов в центральную часть Балтики вплоть до Готска-Сандёна, первый состоялся 13–16 мая. 23–26 мая с крейсерами "Prinz Adalbert" и "Prinz Heinrich" он прикрывал минную постановку перед Финским заливом, 2–6 июня в том-же составе корабли выходили до линии Дагерорт - Готска-Санден для прикрытия минирования Рижского залива. Следующий выход последовал 11–13 июня, а 20-26 июня те-же корабли прикрывали минную постановку на подходах к Утэ. Очередной такой выход привёл к бою с русскими крейсерами у Готланда 2 июля 1915 г.: 30 июня корабль вышел с двумя крейсерами и 7 эсминцами на прикрытие минной постановки, которую должен был выполнить з/м "Albatross". Утром в 40 милях к NO от Эстергарна отряд разделился - 1 крейсер и 3 эсминца остались осуществлять ближнее охранение, а "Roon" с 1 крейсером и 4 ЭМ направился к Либаве. Вскоре оставленная группа запросила помощи, корабли повернули назад, пошли полным ходом и в 10 часов увидели 4 русских крейсера, только что потопивших "Albatross". С расстояния 13 км "Roon" открыл по ним огонь. Русские ответили. Осколки от близкого разрыва порвали антенну и лишили корабль связи на весь день. В ответ он добился попадания одним снарядом ГК в "Баян", разнёсшим на нём шлюпку. Вскоре русские увеличили скорость и стали отходить. Опасаясь, что это ловушка, немцы не стали их преследовать и 10:22 отвернули на юг, но в 10:35 встретили русский броненосный крейсер "Рюрик", который тут же открыл огонь. В ходе перестрелки оба противника получили по одному попаданию снаряда крупного калибра, не причинивших серьёзных повреждений. В 11:00 "Roon" стал отходить. "Рюрик" погнался было за ним, но вскоре отвернул и скрылся. По возвращении на базу "Roon" заменил на время ремонта повреждённый "Prinz Adalbert" в качестве флагманского корабля Хопмана, командира морских сил Балтийского моря. Карпф на этот период перешел на легкий крейсер "Lübeck". Позже в июле, когда немецкая армия начала продвигаться дальше на север от Либавы, военно-морское командование усилило военно-морские силы на Балтике для поддержки наступления. Броненосцы IV эскадры были переброшены на восточную Балтику, а ее командир вице-адмирал Эрхард Шмидт был назначен командующим военно-морскими силами в этом районе. В августе немецкий флот попытался очистить Рижский залив от российских военно-морских сил, чтобы помочь немецкой армии, наступающей на город. 1-2 августа 1915 г. "Roon" с двумя броненосцами участвовал в рейде в район между Либавой и Готландом а 8-13 августа - в попытке прорыва в рижский залив. Утром 10 августа он с большим крейсером "Prinz Heinrich" и двумя малыми крейсерами подошёл к Ирбенскому проливу для обстрела русской батареи на м. Церель, отогнал русские эсминцы, повредив один из них в короткой стычке и затем 40 минут обстреливал мыс. При этом трижды был атакован подводными лодками - русской "Гепард" и британской "Е-1", правда безуспешно. Сообщения о британских подводных лодках в этом районе побудили немцев отменить операцию 20 августа. Затем корабль прикрывал удачный прорыв в Рижский залив 16-19 августа и участвовал в демонстрационном выходе к Готланду 29-31 августа. 9 сентября Хопман вернулся на отремонтированный "Prinz Adalbert", что позволило "Roon" уйти в Киль для капитального ремонта. Работы были завершены к середине октября, и 18 октября корабль вернулся в Либаву. Два дня спустя Хопман снова сделал его своим флагманом. Гибель "Prinz Adalbert" три дня спустя от торпеды британской подводной лодки убедила немецкое командование в том, что угроза подводного оружия слишком серьезна, чтобы продолжать эксплуатировать старые корабли с недостаточной защитой. Соответственно, 15 января 1916 года Хопман спустил свой флаг, а через два дня "Roon" покинул Либаву и вернулся в Киль, где 4 февраля был выведен в резерв. ПОСЛЕ ВЫВОДА С АКТИВНОЙ СЛУЖБЫ, 1916-1918 "Roon" был разоружен и оборудован в учебно - жилой корабль, с 1 ноября 1916 года он подчинялся Опытной торпедной инспекции в Киле и выполнял роль опытного и учебного корабля, и до конца войны корабельные юнги проходили на нем практику.
Немецкий флот и ранее экспериментировал с гидросамолётами, включая переоборудование старого лёгкого крейсера "Stuttgart" в начале 1918 года, но он мог нести только два самолета, что было сочтено недостаточным для поддержки флота. В результате были составлены планы переоборудовать в авианосец "Roon", после чего он мог-бы нести четыре самолета. Планировалось заменить артиллерию; большой ангар для гидросамолетов должен был быть установлен в кормовой части главной надстройки. По проекту планировалось демонтировать все надстройки в корму от задней трубы, срезать корпус в корме на одну палубу для размещения там ангара и установить несколько кранов. Тяжёлая артиллерия заменялась на скорострельную и зенитную в составе шести 15-см орудий и шести 8,8-см зениток. Рассчитывали, что работы продлятся 20 месяцев, однако в 1918 перестройку отменили в связи с загруженностью заводов более срочными заказами. План не был реализован также потому, что ВМС Германии больше полагались для воздушной разведки на дирижабли. 25 ноября 1920 г. "Roon" был исключен из списков флота и в 1921 г. разобран в Киле у Северного мола.
1905-1906 Достроечные работы на "Yorck" были завершены к концу 1905 года, когда корабль приступил к заводским испытаниям, после которых команда верфи перевела его в Киль. 21 ноября 1905 г. "Yorck" вступил в строй и сразу формально вошёл в состав соединения разведывательных кораблей на время осенних учений, фактически ещё проходя испытания и обучение и в учениях не участвовал. 27 марта 1906 г. он уже действительно был включен в состав соединения. 2 апреля он заменил броненосный крейсер "Friedrich Саrl" в качестве флагмана командующего разведсилами, контр-адмирала Густава Шмидта и в этом качестве в конце августа - начале сентября принял участие в ежегодных маневрах флота 1906. По их окончании 29 сентября Шмидта на посту командира группы сменил контр-адмирал Гуго фон Поль. 1907 В 1907 году "Yorck" принимал участие в рутинных учениях мирного времени с разведывательными силами флота и со всем флотом открытого моря. После осенних маневров 1907 года крейсер вошел в сухой док для капитального ремонта и находился там с 11 сентября по 28 октября. В это время в качестве флагмана его временно заменял "Friedrich Саrl". 1908 Пока "Yorck" находился в ремонте, фон Поля заменил контр-адмирал Август фон Херинген, который по его возвращению крейсера с верфи поднял на нём свой флаг. С 7 по 28 февраля 1908 года "Yorck" вместе с другими кораблями разведывательной группы отправился в большой поход в Атлантический океан. В ходе похода корабли провели различные тактические учения и экспериментировали с использованием оборудования беспроводной телеграфии на больших расстояниях. С 17 по 23 февраля они останавливались в Виго (Испания), чтобы пополнить запасы угля для пути домой. 1 мая 1908 года к разведывательной группе присоединился новый броненосный крейсер "Scharnhorst", сменив "Yorck" в качестве флагмана. Еще один поход по Атлантическому океану последовал в июле-августе; на этот раз он проходил в составе эскадр линкоров Флота открытого моря. Принц Генрих настаивал на таком походе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в водах Германии, хотя напряженность в отношениях с Великобританией из-за гонки военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику. Во время похода "Yorck" останавливался в Фуншале на Мадейре и в Ла-Корунье (Испания). Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры 1908 года продолжались с 27 августа по 12 сентября. "Yorck" получил приз Кайзера за отличную стрельбу среди броненосных крейсеров в 1907–1908 учебном году. В этот период штурманом корабля служил будущий командующий флотом Эрих Редер. По окончании манёвров, в октябре 1907 командование кораблем принял капитан-цур-зее Артур Тапкен. Он служил командиром корабля до сентября следующего года. 1909 В феврале 1909 года разведгруппа отправилась в очередной учебный поход по Атлантике; "Yorck" снова остановился в Виго. После возвращения кораблей в Германию 11 марта "Scharnhorst" был отправлен в состав Восточноазиатской эскадры, освободив роль флагмана, которую снова занял "Yorck". Херинген со штабом в тот же день вернулись на корабль. Крейсер присоединился к Флоту открытого моря для еще одного похода по Атлантике в июле-августе и с 18 по 26 июля посетил Вилагарсиа-де-Ароса. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде, где был встречен британским королевским флотом. Осенние маневры 1909 года прошли в штатном режиме. 1910 К началу 1910 года был готов к службе новый броненосный крейсер "Blücher", и 25 апреля вице-адмирал Херинген спустил свой флаг на "Yorck" и через два дня перешел на новый корабль. После этого "Yorck" стал флагманом контр-адмирала Рейнхарда Коха, заместителя командира группы. Уже 16 мая Коха сменил контр-адмирал Густав Бахманн, но уже 15 сентября Бахманн сменил Херингена на посту командира группы, а должность второго флагмана занял контр-адмирал Максимилиан фон Шпее. В ходе осенних маневров 1910 года "Yorck" выиграл приз по стрельбе за 1909–1910 год. С сентября 1910 года командиром корабля служил капитан-цур-зее Людвиг фон Ройтер. 1911 Дальнейшая служба проходила не всегда гладко - 31 марта 1911 г., во время ремонта на верфи, в кормовом котельном отделении "Yorck" произошёл взрыв бензола, в результате чего погиб один человек и несколько получили ранения, что помешало крейсеру принять участие в маневрах соединения, но к началу осенних маневров 1911 года он был уже в строю. 1 октября Шпее в качестве младшего флагмана сменил коммодор капитан-цур-зее Франц фон Хиппер, после чего в ноябре корабль отправился в поход в Норвегию и Швецию, во время которого с 3 по 6 ноября он посетил Уддеваллу (Швеция). 1912 "Yorck" не принимал участия в маневрах соединения, проводившихся в феврале 1912 года, а в марте он и четыре легких крейсера выполняли роль I разведывательной группы во время учений флота. Руководил этим временным соединением вице-адмирал Бахманн, который держал свой флаг на "Yorck". Хиппер на время учений перешёл на новый линейный крейсер "Von Der Tann", но по окончании учений вернулся "Yorck" и оставался на нём до 28 августа. В ходе осенних маневров 1912 года "Yorck" входил в состав I разведнруппы, а по их окончании в сентябре Ройтера на посту капитана корабля сменил фрегаттен-капитан Макс Кётнер, хотя он прослужил в этой должности недолго, лишь до в ноября. 2 ноября 1912 г. во время учений одна из шлюпок с "Yorck" случайно взорвалась на морской мине, в результате чего двое матросов погибли и еще двое получили ранения. 1913 Неприятности продолжали преследовать "Yorck", и 4 марта 1913 г. во время учений у побережья Гельголанда крейсер случайно протаранил и потопил миноносец "S.178". Он попытался пройти перед кораблем, но его командир неправильно рассчитал расстояние и носовая часть крейсера проделала дыру в районе машинного и котельного отделения миноносца. S.178 затонул через несколько минут, в результате аварии погибли 69 человек. "Yorck", линкор "Oldenburg" и миноносец "S.177" смогли поднять из воды только пятнадцать человек. "Yorck" получил лишь легкие повреждения и продолжил маневры. Контр-адмиралы Феликс Функе и Бахманн чередовали периоды на борту "Yorck": Функе держал свой флаг с 7 по 14 марта, затем Бахманн с 14 марта по 1 мая и, наконец, Функе с 1 по 17 мая. После этого "Yorck" направился в Киль, где 21 мая 1913 был выведен в резерв, став последним броненосным крейсером, служившим в I разведывательной группе. После этого он прошёл капитальный ремонт. Большая часть экипажа перешла на недавно построенный линейный крейсер "Seydlitz". УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ И ГИБЕЛЬ, 1914 С началом войны, 12 августа 1914 г., крейсер вернулся в строй и был придан в состав IV разведывательной группы, которая 25 августа была переименована в III разведывательную группу под командованием контр-адмирала Хуберта фон Ребер-Пашвица. С 20 сентября ему было поручено охранять Немецкую бухту. 20-29 сентября корабли III разведгруппы временно находились в Балтийское море для имитации высадки десанта у Виндавы, после чего вернулись в Северное море и присоединились к Флоту открытого моря. 3 ноября "Yorck" принял участие в первой наступательной операции войны, проведенной немецким флотом - рейде на Ярмут 2–3 ноября. I разведывательная группа, которой к тому времени командовал Хиппер, должна былабомбардировать Ярмут на британском побережье, в то время как основная часть Флота открытого моря шла позади, обеспечивая дистанционную поддержку в случае, если рейд спровоцирует британскую контратаку. "Yorck" и остальные корабли III разведывательной группы обеспечивали разведку для основного флота. Корабли Хиппера нанесли небольшой ущерб, а минные заградители поставили у побережья минные поля, которые позже потопили британскую подводную лодку "D5". По возвращении в Вильгельмсхафен поздно вечером того же дня немецкие корабли попали в сильный туман, который не позволял им безопасно перемещаться по оборонительным минным полям, установленным за пределами порта, поэтому они бросили якорь на рейде Шиллиг. Командир "Yorck", капитан-цур-зее Пипер, полагал, что туман рассеялся достаточно, чтобы судно могло вернуться в порт, поэтому он приказал кораблю продолжить путь. Лоцман отказался брать на себя ответственность за маневрирование корабля из-за большой опасности попытки пройти через минные поля в условиях тумана. В 04:10 "Yorck" подорвался на мине и начал разворачиваться, чтобы покинуть минное поле, но вскоре после этого подорвался на второй мине и быстро опрокинулся и затонул на фарватере с большими человеческими жертвами. Источники расходятся во мнениях относительно количества погибших. Военно-морской историк В. Е. Таррант утверждает, что из 629 экипажа 502 погибли, а 127 человек были спасены, Эрих Грёнер пишет, что из 712 человек, бывших на борту, погибло 336. Историки военно-морского флота Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец согласны с Грёнером в отношении количества погибших и отмечают, что из 381 человек 127, включая Пипера, были спасены кораблем береговой обороны "Hagen". За безрассудное обращение с кораблем Пипера судили военным трибуналом, признали виновным и приговорили к двум годам тюремного заключения за халатность, неподчинение приказам и убийство по неосторожности. Место крушения, расположенное между Хорумерзилем и Хуксиэлем, изначально было отмечено для обеспечения безопасного прохода судов. Близость к берегу и небольшая глубина в месте гибели крейсера сделали возможным частые спуски на "Yorck". Начиная с 1926 года затонувший корабль был частично разобран, чтобы уменьшить навигационную опасность для судов с глубокой осадкой. По той же причине в 1936–1937 годах была проделана дополнительная работа. Во время серии строительных программ по расширению входа в Яде после Второй мировой войны в 1969 году были сняты башни корабля, а оставшиеся части корпуса были убраны в 1983 году для дальнейшей расчистки морского дна. Также в 1929/30 гг., в 1965 г., в последний раз в 1980-е гг. водолазы поднимали на поверхность сохранившиеся предметы оборудования. То, что осталось, до сего дня лежит на дне в слое наносного грунта метровой толщины.
|