ОглавлениеКрейсера → Броненосный "Prinz Heinrich"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большой (броненосный) крейсер (Kreuzer I. Klasse, Großerkreuzer)

 Prinz Heinrich 


Германия, 1902 г. 1 ед. (проект 1896-1897 гг.)

 

*
Prinz Heinrich
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Prinz Heinrich <Kaiserliche Werft>, Киль, зав. № 26, "Großer Kreuzer A" 1.12.1898

c 15 мая 1908 г. учебно-артиллерийский корабль, в 1914 модернизирован <Kaiserliche Werft>, Киль, в 1916 разоружен, использовался в качестве плавказармы, штабного корабля, затем плавбазы, в 1920 исключён, слом.

22.03.1900
11.03.1902
ТТХ
Водоизмещение нормальное 8887 т
полное 9806 т
регистровое 5384 брт, 3018 нрт
Размерения длина МП 120,0 м
ВЛ 124,9 м
полная 126,65 м
ширина 19,06 м
осадка конструктивная 7,33 м
полная носом 7,65 м
кормой 8,07 м
1 см осадки = 16,81 т. водоизмещения
высота борта на миделе 12 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3х4-лопастных винта, 1 Ø 4,28 м, 2 Ø 4,65 м
3 МО 3 ПМ тройного расширения (вертикальные 4-цилиндровые)
4 КО 14 ПК "Дюрра" (42 топки, 15 атм., 4197 м²)
проектная мощность 15 000 л.с., 127 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 19,92 уз при 15 694 л.с., 125 об/мин.
запас топлива 900/1590 т угля., в 1908-1909: + 170 т нефти
дальность плавания на 9 уз. 5197 миль
на 10 уз. 4580 миль
на 18 уз. 2290 миль
Экипаж штат 567 чел. (35 офицеров), как флагман + 53 чел. (9 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором,  13 отсеков, двойное дно на 57% длины корпуса.
электроснабжение 4 динамо-машины, 246 кВт, 110 В
управление 1 полубалансирный руль, угол поворота 40°
плавсредства 2 минных катера, 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 двухвесельных яла, 2 рабочих катера, 1 ял и 3 шлюпки.
кренящий момент 10270 мт
цена 16 млн. 588 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
главный пояс 100 мм (середина), 80 мм (оконечности) на тиковой подкладке
верхний пояс 100 мм
траверсы 100 мм
палуба 40-35/50 мм
башни ГК 150 мм/ крыши-30 мм
башни СК 100 мм/ крыши-70 мм
цитадель и казематы 100 мм
щиты ПМК 25 мм
рубки носовая 150/30 мм, кормовая 12 мм
+ коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
2-240 мм/40 "С/99" - 4° + 30°, 16900 м (91,2 кбт.) 150 выстрелов
10-150 мм/40: шесть "С/97"/ четыре  "С/97.99" - 4°/- 8° + 30°, 13700 м (73,9 кбт.) 1200 выстрелов
10-88 мм/35 "С/89" - 10° + 20°, 12,9 кбт. 2500 выстрелов
10-37 мм/30 (после 1910 сняты) - 10° + 15°, 6,9 кбт. 15000 выстрелов
4 пулемёта "Максим" - 8 мм - 40° + 13°, 4,63 кбт. 40000 патронов
4 ТА 450 мм 1 надводный (кормовой) и 3 подводных (1 носовой, 2 бортовых) 11 торпед типа С/45.91
сперва - 4 прожектора
в 1916 разоружён



 

 

"Prinz Heinrich" — уникальный немецкий броненосный крейсер, построенный на рубеже 20-го века для немецкого Императорского флота, названный в честь младшего брата кайзера Вильгельма II, принца Генриха. Второй корабль этого класса, построенный в Германии. Проект представлял собой модификацию предыдущего броненосного крейсера "Fürst Bismarck" с меньшим числом орудий главного калибра и более тонкой бронёй, но с более высокой скоростью. Все последующие немецкие броненосные крейсеры были развитием "Prinz Heinrich".

"Prinz Heinrich" прослужил в составе немецкого флота в домашних водах всего четыре года, с 1902 по 1906 год. В этот период он служил флагманом разведывательных сил флота и занимался в основном подготовкой флота. Корабль стоял в резерве с начала 1906 года до середины 1908 года, после чего использовался в качестве учебного артиллерийского корабля до конца 1912 года. В 1914 году "Prinz Heinrich" подвергся переоборудованию в специальный учебный корабль, работы были завершены незадолго до начала Первой мировой войны.

После начала войны корабль был вновь принят на действительную службу, первоначально в составе III разведывательной группы Флота открытого моря. Использовался для береговой обороны в Северном море, в декабре 1914 года участвовал в боевом выходе флота, прикрывая рейды на Скарборо, Хартлпул и Уитби. После того, как военно-морское командование определило, что "Prinz Heinrich" слишком стар, чтобы служить в Северном море против мощного британского флота, в начале 1915 года он был переброшен в Балтийское море, где поддерживал минные постановки и патрулировал центральную часть Балтики, но никогда не сталкивался с вражескими силами. Он обеспечивал огневую поддержку во время нападения на Либаву в мае 1915 года и обстреливал русские позиции во время битвы в Рижском заливе в августе. Из-за острой нехватки экипажа в конце 1915 года экипаж был сокращён и в конечном итоге корабль был списан и разоружен в марте 1916 года. После этого он до конца войны выполнял различные второстепенные роли. Разобран в 1920 году.

Из статьи В. Кофмана "Нелюбимые корабли кайзера", журнал "Моделист-конструктор", 2008 №4.

 

Занявшийся всерьез созданием большого линейного флота, Тирпиц вполне логично заключил, что продолжение постройки "бисмарков" есть не что иное, как пустая трата денег, и потребовал разработки более дешевого и скоростного броненосного крейсера. В итоге появился "Prinz Heinrich" — первый германский "большой крейсер", у которого боевые качества преобладали над крейсерскими. Однако конструкторы его не порадовали. Убавив водоизмещение на 1700 тонн, они воспроизвели "половинный Бисмарк", заменив двухорудийные 240-мм башни одноорудийными. Вдвое уменьшилась и толщина пояса, хотя площадь, прикрытая броней, значительно увеличилась, что, в общем, лежало в русле мировых кораблестроительных идей в связи с повсеместным развитием скорострельной артиллерии. Любопытное решение было принято для собственных скорострелок. Все десять шестидюймовок стянули в центр корпуса в двухуровневые казематы, однако, в отличие от британских "двухэтажек", орудия располагались в шахматном порядке в единой броневой коробке, над которой размещались еще и 88-миллиметровки. Такое расположение стало традиционным для всех последующих германских броненосных крейсеров. Оно имело свои достоинства, поскольку удавалось защитить не только сами орудия, но и довольно обширное пространство в средней части корпуса вплоть до верхней палубы. Присутствовал и явный недостаток: тяжелый снаряд, попавший в этот многоэтажный "курятник", мог разнести его напрочь. И немцам пришлось испытать это теоретическое положение на практике в Фолклендском бою, когда на "Scharnhorst" и "Gneisenau" от первых же попаданий стали выходить из строя именно средние орудия.

Внешне же "Prinz Heinrich", как и его предшественник, "Fürst Bismarck", очень напоминал своих неудачных сестриц — предшественниц типа "Victoria Louisa". Все тот же высокий полубак и характерный сильно изогнутый хищный форштевень... И вновь новичок оказался не у дел. На этот раз — почти официально: "Prinz Heinrich" изначально предназначался для службы в колониях. Однако по воле случая в начале войны он оказался в отечественных водах, что и определило его, в общем-то, печальную судьбу. По все той же схеме вместо боевой деятельности корабль "в расцвете сил" (он прослужил к тому моменту только 12 лет) отправили на модернизацию с последующим переводом в разряд вспомогательных. В 1914 перестроен, в 1916 разоружен, использовался в качестве штабного, учебного корабля, затем плавбазы. Разобран в 1920.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

ПОСТРОЙКА

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Сразу же по окончании проектирования "Ersatz Leipzig" (будущий "Fürst Bismarck"), проектное бюро Имперского морского ведомства приступило к работе над следующим броненосным крейсером, который, в отличие от предшественника, строившегося в качестве замены старого фрегата, был утвержден в соответствии с Морским законом 1898 года Альфреда фон Тирпица, как новое пополнение флота, большой крейсер "Großer Kreuzer A". Проект был подготовлен в конце 1890-х годов, когда строительство "Fürst Bismarck" еще продолжалось. Некоторые старые военно-морские историки, в том числе Хью Лайон и Джон Тейлор, писавшие в 1979 и 1969 годах соответственно, утверждали, что корабль предназначался для службы за границей, но Эйдан Додсон указывает, что корпус корабля не был обшит слоями дерева, меди или цинка, которые были бы необходимы для службы в тропических водах заграничных станций, где не была доступна собственная верфь. Додсон также отметил, что корабль никогда не ходил за границу на более-менее длительный период.

Главной идеей при проектировании была необходимость разработать единый универсальный тип большого крейсера вместо избыточного и дорогого "Fürst Bismarck" I класса и слабо защищённых и тихиходных крейсеров II класса типа "Victoria Louisa". Проект нового корабля основывался на базовой конструкции "Fürst Bismarck", но размеры были уменьшены примерно на 1500 тонн. Снижение веса было достигнуто частично за счет утончения брони корабля, хотя на самом деле это не было компромиссом, так, как в результате развития стальных технологий схема бронирования на самом деле была значительно более эффективной. Крупп недавно разработал цементированную броню, которая была значительно прочнее, чем более ранняя броня Харви, поэтому для достижения того же уровня защиты можно было использовать меньшее её количество. Кроме того, пояс можно было сделать выше, дойдя до уровня главной палубы, что защищало большую часть внутреннего пространства корабля. Броня палубы корабля имела наклон по бортам, где она соединялась с нижней кромкой пояса, что значительно усиливало систему защиты, обеспечивая еще один слой брони, который необходимо было пробить, чтобы повредить жизненно важные механизмы корабля.

Вооружение также было сокращено для экономии веса и стоимости: вместо четырех тяжелых орудий в двух двухорудийных башнях было установлен только два, каждое в одиночных башнях. Средний калибр также был сокращён на два орудия. Вместо распределения 15-см пушек по длине корпуса на предшественнике, они были сосредоточены в батарее на миделе корабля, что уменьшало необходимую площпдь бронирования, что еще больше экономило вес и позволяло использовать более толстую броню. Дальнейшая экономия веса была достигнута за счет надстройки меньшего размера и отказа от тяжелых боевых мачт. Однако машины были примерно на 1500 лошадиных сил мощнее, что делало корабль более быстрым.

Конструкция оказалась довольно удачной, и все последующие немецкие броненосные крейсеры в той или иной мере были дальнейшим развитием "Prinz Heinrich". Фактически, компоновка брони, впервые разработанная для него, легла в основу всех немецких крупных кораблей, спроектированных в течение следующих сорока лет, включая последние линкоры типов "Bismarck" и "H". Тем не менее, корабль не остался без критики: вице-адмирал Альберт Хопман в своих мемуарах Logbuch eines Seeoffiziers (Журнал морского офицера) назвал корабль «дешевым, но плохим». Военно-морские историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец считают критику Хопмана преувеличением, указывая, что "Prinz Heinrich" выигрывал в сравнении с зарубежными современниками, такими как французский "Desaix", русский "Баян" и итальянский "Giuseppe Garibaldi", хотя и уступал британским образцам. Тем не менее он пробыл на действительной службе в мирное время всего четыре года, после чего был заменен на более новые и мощные крейсера.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Корабль имел следующие тактико-технические данные: Водоизмещение: нормальное 8887 т (на 1700 т меньше, чем "Fürst Bismarck", на 3200 т больше, чем "Victoria Louise"), полное 9806 т (на 1700 т меньше, чем "Fürst Bismarck", на 3300 т больше, чем "Victoria Louise"). Длина между перпендикулярами 120 м (такая-же, как у "Fürst Bismarck", на 15 м больше, чем у "Victoria Louise"), по конструктивной ватерлинии 124 м (на 1,7 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 14,9 м больше, чем у "Victoria Louise"), максимальная 126,65 м (на 0,45 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 16 м больше, чем у "Victoria Louise"). Ширина максимальная по конструктивной ватерлинии 19,06 м (на 1,34 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 1,64 м больше, чем у "Victoria Louise"). Осадка проектная 7,33 м (на 0,57 м меньше, чем у "Fürst Bismarck"), фактическая: носом 7,65 м (на 0,15 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 1,07 м больше, чем у "Victoria Louise"), кормой 8,07 м (на 0,39 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 1,14 м больше, чем у "Victoria Louise"). Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 16,81 т. Высота борта на миделе (45 шп) 11,96 м (на 1,02 м меньше, чем у "Fürst Bismarck", на 0,56 м больше, чем у "Victoria Louise").

Конструкция корпуса была аналогична конструкции корпуса "Fürst Bismarck" и состояла из 104 шп. (в т.ч. 3 имевших знак минус, и 1-го нулевого) со шпацией 1,2 м.

Вся вертикальная броня была изготовлена по способу Круппа на заводе в Диллингене. Сплошной пояс высотой 2 м шел по ватерлинии с углублением его нижней кромки 1,4 м. Толщина плит от форштевня до 70,5 шп. и от 26 шп. до ахтерштевня составляла 88 мм на тиковой 50-мм подкладке. От 26 до 70,5 шп. толщина брони увеличивалась до 100 мм, положенной на 50-100 мм тик.

От носа до кормы, возвышаясь над жизненно-важными частями крейсера (15-73 шп.), шла броневая палуба из никелевой стали, ее скосы смыкались с нижним краем пояса. Броневая палуба была двухслойная, ее общая толщина с носа в корму колебалась 35-40-50-40 мм. От броневой палубы до батарейной шестиугольной формы по диаметральной плоскости с 25 по 73 шп., а по борту с 29,5 по 64,5 шп. располагалась цитадель, защищающая дымовые ходы, подачные шахты артиллерии среднего калибра и нижнюю часть шахты носовой боевой рубки.

На цитадели (до верхней палубы) стоял каземат, прямоугольной в плане формы, но длиной лишь от 35 до 59,5 шп. Толщина брони цитадели и каземата составляла 100 мм. Эта схема затем стала типовой для всех броненосных крейсеров.

Вне цитадели на промежуточной палубе были устроены пробковые коффердамы.

Башни главного калибра и носовая боевая рубка несли 150 мм вертикальную броню и 30 мм горизонтальную, их шахты имели толщину 50 мм, башни и казематы среднего калибра бронировались 100-мм броней, амбразуры в казематах 70-мм. Кормовая боевая рубка имела защиту из 12-мм листов.

Крейсер имел три вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения суммарной проектной мощностью 15000 л.с, работающие на три четырехлопастные гребные винта диаметром: бортовые 4,6 м, средний 4,3 м, с регулируемым шагом 5,7-6 м. Диаметр цилиндра высокого давления равнялся 890 мм, среднего 1330 мм, двух цилиндров низкого давления по 1530 мм. Ход поршня составлял 950 мм. Пар для машины вырабатывали 14 трехтопочных водотрубных котла системы Дюрра, изготовленные на трубокотельной фабрике в Дюссельдорфе. Рабочее давление пара равнялось 13,5-15 атм., площадь нагревательной поверхности 4197 м2, площадь колосниковых решеток 94,5 м2. Дымовые ходы десяти котлов из двух носовых котельных отделений объединялись круглой носовой дымовой трубой, а кормовые имели овальную в плане дымовую трубу.

По итогам 6-часовых испытаний с форсированной тягой на полный ход при превышении проектной мощности на 694 л.с. контрактная скорость: — 20 узлов при 125 об/ мин. винта оказалась не достигнутой. Крейсер развил лишь 19,92 узла при 127 об/мин. ("Fürst Bismarck" - 18,7 уз., "Victoria Louise" - 19,2 уз) На 26-часовых испытаниях на расход угля 18-узловой скорости соответствовали: расход 290 т/ в сутки и дальность плавания 2347 миль. Наиболее экономичный режим выходил при 9 уз. (5197 миль), расход угля при этом составлял 10,5 т на каждые 100 миль. При 10-узловой скорости табличные данные указывали 5064 мили и 31,3 т. Практическая же дальность плавания оказалась еще меньше. Полный запас угля (1590 т) позволял пройти 4580 миль с 10-узловой скоростью. Перерасчет на 18-уз ход означал 2290 миль. Нормальный запас угля на крейсере составлял 900 т.

Иллюстрацией к степени достоверности официальной печати может служить сравнение данных из статьи об испытаниях из журнала "Marine-Rundschau" с действительными, приведенными выше. Так мощность машин указана не достигнутая — 15703 л.с. Зато проектная скорость на бумаге уже достигала 20 уз. Это о 6-часовых испытаниях. Расход угля при описании 24-часовых испытаний, конечно, был занижен до 215,7 т/сутки, зато скорость, соответствующая этому показателю, конечно, завышена до 18,16 уз.

Корабль имел хорошую мореходность, небольшую килевую качку при сильной бортовой, мягко входил на волну, хорошо управлялся и был устойчив на курсе. Поперечная метацентрическая высота равнялась 0,731 м., продольная 128,0 м. Наибольшая остойчивость достигалась при крене 40,5°, нулевая при крене 85°.  Дифферентующий момент на метр осадки составлял 10270 т/м.

Крейсер имел один полубалансирный руль, полное электрическое освещение, ток вырабатывали четыре динамо-машины общей мощностью 246 кВт. (напряжение в сети постоянного тока 110 В). Два боевых прожектора устанавливались на салингах мачт и два на бортовых площадках на верхней палубе на 46 шп.

Два 240-мм скорострельных орудия С/99 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях с гидравлическим приводом по горизонту. Носовая башня стояла на шп. 77-82, кормовая на шп. 16-11. Высота орудий от конструктивной ватерлинии равнялась 9 и 6,7 м соответственно, а сами орудия имели вертикальные углы наведения - 4° + 30°. Максимальная дальность прицельной стрельбы равнялась 91,2 кбт., угол горизонтальной наводки в пределах 270°. Боезапас на ствол составлял 75 выстрелов.

Шесть 150-мм скорострельных орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров на станках с центральном штырём размещались по три с борта в казематах на батарейной палубе: носовые на 55,5 шп., средние на 46 шп., кормовые на 36,5 шп. Высота всех орудий над уровнем ватерлинии равнялась 4 м, угол вертикальной наводки равнялся - 4° + 30°, сектора горизонтальной наводки у средних орудий составляли 100°, у остальных 126°, наибольшая дальность прицельной стрельбы равнялась 73,9 каб. Боезапас составлял по 120 выстрелов на ствол.

Четыре 150-мм скорострельных орудия С/97.99 с длиной ствола 40 калибров в четырех башнях с электрическим приводом, располагались по два с борта на верхней палубе на 40 и 52 шп., имели высоту стволов над ватерлинией 6,5 м, угол вертикальной наводки - 8° + 30°, сектор горизонтальной наводки для носовых башен составлял 158°, для кормовых 156°. максимальная дальность огня была аналогична казематным орудиям. Боезапас равнялся 120 выстрелам на ствол.

Десять 88-мм скорострельных орудий С/89 с длиной ствола 30 калибров на станках на центральном штыре имели секторы вертикальной наводки - 10° + 20°, максимальную дальность выстрела 12,9 каб. и располагались симметрично по бортам: два на носовой надстройке (горизонтальный угол обстрела 128°), четыре на спардеке (горизонтальный угол обстрела носового орудия — 160", кормового — 110°), четыре на кормовой надстройке (горизонтальный угол обстрела 153°). Их боезапас равнялся 250 выстрелам на ствол.

Десять 37-мм револьверных пушек имели вертикальную наводку в пределах - 10° + 15°, наибольшую дальность выстрела 6,9 каб. и общий боезапас 15000 патронов.

Четыре 8-мм пулемета на марсах имели вертикальную наводку - 40° + 13°, наибольшую дальность стрельбы 4,63 каб. и общий боезапас 40000 патронов.

Десантные партии имели на вооружении винтовки Mod.98-297 и пистолеты Mod.79, замененные позднее на Mod.С/04-80.

Крейсер имел на вооружении три подводных 450-мм торпедных аппарата (носовой и два бортовых) и один надводный кормовой с запасом из 11 торпед типа С/45.91.

На корабле имелись два становых якоря Холла весом по 5 т, один такой же запасной, один кормовой якорь Холла весом 1,75 т, один верп весом 0,7 т.

Шлюпочное устройство включало : два минных катера, один паровой катер, по одному баркасу, вельботу, два двухвесельных яла, два рабочих катера, один ял и три гига различного размера. Всего 13 плавсредств.

Экипаж состоял из 35 офицеров и 532 матросов. Крейсер мог принять дополнительно как флагман еще 9 офицеров и 44 матроса.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Изменения

Сперва имел 6 прожекторов: по 1 на топах мачт и 4 на забортных площадках, с 1914 г. только 2: на топе фок-мачты и площадке у грот-мачты на высоте 14 м над КВЛ.

В 1914 г. сняли марсы на мачтах, палубу надстройки укоротили до шканцов, установили по одному закрытому корректировочному пункту на половине высоты фор-стеньги и на грот-мачте.

 

S.M.S. Prinz Heinrich

 

 

ПОСТРОЙКА

 

Большой крейсер "А" заложили на Кильской казенной верфи 1 декабря 1898 г. во исполнение принятого в том же году рейхстагом 1-го закона о флоте, предусматривавшего строительство 12 крейсеров. Для парламентариев приятной неожиданностью стала стоимость нового крейсера. В абсолютных цифрах она составила 16 588 млн. марок, что на 2,3 млн. меньше цены предыдущего большого крейсера. Однако, забегая вперед, стоит отметить, что фактическая окончательная стоимость крейсера была баснословной — "Prinz Heinrich" оказался самым дорогим среди всех больших крейсеров до "Blücher" включительно! Его тонна водоизмещения оценивалась в тонну водоизмещения броненосца!

Спуск на воду и крещение именем "Prinz Heinrich" состоялись 22 марта 1900 г. Его крестила принцесса Ирене, жена Генриха Прусского. На церемонии присутствовал и тезка корабля, сам принц Генрих Прусский, а речь произнес генеральный инспектор военно-морского флота адмирал Ганс фон Кёстер. Чуть менее двух лет спустя, 11 марта 1902 г. корабль сдали флоту. Затем он начал ходовые испытания, которые продолжались до июня.

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

1902

По окончанию испытаний с июня 1902 года крейсер стал разведывательным кораблем I эскадры и принимал участие в учебных мероприятиях в составе эскадры, в том числе в походе в воды Норвегии с 8 по 20 июля. В августе он сопровождал яхту "Hohenzollern" на "свидание" монархов кайзера Вильгельма II и царя России Николая II в Ревеле. Затем, в августе и сентябре "Prinz Heinrich" принял участие в осенних маневрах флота 1902, где он служил флагманом II разведывательной группы, в которую входили легкие крейсеры "Niobe" и "Nymphe". По окончании манёвров, в связи с уходом на ремонт второго флагмана 1-й эскадры броненосца "Kurfürst Friedrich Wilhelm" 18 сентября контр-адмирал Притвиц-унд-Гофан поднял на крейсере свой флаг, хотя оставался там недолго - уже 1 октября Притвиц передал дела контр-адмиралу Людвигу Боркенагену. "Prinz Heinrich" и остальная часть эскадры завершили год зимним учебным походом, во время которого 17 декабря он оказывал помощь новому линкору "Wittelsbach" после того, как тот сел на мель у Корсера в Большом Бельте.

1903

Военно-морской закон 1900 года учредил должность командующего разведывательными силами, и Боркенхаген стал первым человеком, занявшим эту должность. Поэтому он остался на борту "Prinz Heinrich", который 1 марта 1903 года стал флагманом Разведывательных сил флота, в которые кроме него вошли: защищенный крейсер "Victoria Louise" и легкие крейсеры "Amazone" и "Ariadne". Начиная с апреля они проводили учебные маневры. 12 апреля к ним присоединился легкий крейсер "Medusa", в конце апреля "Niobe", 23 апреля - "Frauenlob", а 2 мая - "Blitz". С 7 мая по 10 августа 1903 г. "Prinz Heinrich" посетил ряд портов Испании, в том числе Виго (20-30 мая). После возвращения в Германию флот провел в августе и сентябре осенние маневры флота 1903, завершившиеся 22 сентября, после которых Боркенхагена сменил контр-адмирал Густав Шмидт.

1904

В 1904 соединение разведывательных кораблей первым приступило к практической деятельности. Уже 11 января оно вышло из Киля в 10-дневный поход в Скагеррак и 21 января вернулось назад, а с 25 января по 1 февраля 1904 г. экипаж крейсера помогал разбирать завалы уничтоженного пожаром норвежского города Олесунн. Второе учение разведывательное соединение предприняло с 8 по 17 марта. Летом "Prinz Heinrich" в составе флота ходил с визитом в Англию. В середине 1904 года в разведывательный отряд вошел новый броненосный крейсер "Friedrich Саrl". Привычные осенние маневры 1904 проходили в августе и сентябре. По их результатам крейсер "взял" Императорский приз за отличную стрельбу. 3 декабря контр-адмирал Шмидт перенёс свой флаг на "Friedrich Саrl".

1905

1905 год прошел без происшествий, следуя той же схеме, что и предыдущие годы. Командующий вновь возвратился на старый флагман 11 марта и был на нем до 20 июня 1905 г., на время, пока "Friedrich Carl" конвоировал яхту кайзера в заграничном походе. Руководство флота очень заинтересовали угольные погрузки в открытом море на русской эскадре Рожественского, и в начале июля на "Prinz Heinrich" были начаты испытания устройства угольной погрузки конструкции инженера Лойне. Летом 1905 г. крейсер посетил Уддеваллу и Седертелье в Швеции. С 10 по 26 августа крейсер еще раз побыл флагманом, пока "Friedrich Carl" находился в сухом доке на ремонте после посадки на мель. Осенние маневры 1905 прошли без особых происшествий с 6 по 13 сентября. 1 октября была создана должность второго адмирала - заместителя командующего разведывательными силами, и первым на эту должность стал командир "Prinz Heinrich" капитан-цур-зее Раймунд Винклер. В ноябре на корабле продолжились испытания устройства угольной погрузки.

В резерве, 1906-1908

В феврале 1906 года на "Prinz Heinrich" прошёл третий раунд экспериментов с угольным аппаратом, а уже 2 апреля 1906 года корабль был выведен из состава разведывательных сил, а 4 апреля отправлен в резерв, хотя к этому времени он пробыл на флоте всего четыре года. Его место младшего флагмана занял "Friedrich Carl", который, в свою очередь, был заменен в должности основного флагмана новым броненосным крейсером "Yorck". Корабль провел в резерве два года.

Учебно-артиллерийский корабль, 1908-1912

15 мая 1908 г. "Prinz Heinrich" был возвращён в строй, теперь исключительно как учебно-артиллерийский корабль для практики кадетов морского артиллерийского училища в Зондербурге, где он должен был заменить старый учебный артиллерийский корабль "Mars". В течение следующих четырех лет "Prinz Heinrich" в основном (не считая ежегодного участия в осенних маневрах 1908 г., 1909 г., 1910 г., 1911 г.) оставался в порту, где на его борту проходили обучение артиллеристы для флота. В этом качестве он оставался до 31 октября 1912 г., когда его сменил "Prinz Adalbert". В этот день "Prinz Heinrich" снова вывели в резерв.

 

В резерве, 1912-1914

Год спустя, в ноябре 1913 года, Рейхсмаринеамт начал изучать возможность переоборудования корабля в специальный учебный корабль, с условием, что в случае чрезвычайной ситуации корабль по-прежнему можно будет использовать в качестве боевого. Роэтому все перестройки, связанные с размещением классов, кадетов и т.д. проводились с тем расчетом, чтобы в случае надобности они не мешали использовать крейсер по прямому назначению. В начале 1914 года "Prinz Heinrich" вошел в сухой док Тмператорской верфи в Киле для переоборудования. Было изменено расположение прожекторов, снят фальшборт надстройки, модернизированы мачты. Незадолго до начала Первой мировой войны в июле 1914 года все ремонтные работы были закончены, но крейсер оставался в резерве.

 

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

После волны объявлений войны между крупными европейскими державами в конце июля и начале августа, 5 августа 1914 Великобритания объявила войну Германии. В тот же день "Prinz Heinrich" был повторно принят на службу и отправился на верфь в Киле для подготовительных работ. 24-25 сентября "Prinz Heinrich" находился в Кильском заливе в составе боевого резерва и ожидал нападения британского флота. Не дождавшись англичан, немецкое командование включило крейсер в III Разведывательную группу в составе ФОМ, под руководством контр-адмирала Ребер-Пашвица (флаг на "Roon").

С 8 ноября 1914 по 14 апреля 1915 г. крейсер в основном нёс дозорную службу в устье Яде и на реке Эмс. В этот период, 15-16 декабря 1914 он в составе основного флота вместе с "Roon"  и флотилией миноносцев обеспечивал дальнее прикрытие линейных крейсеров контр-адмирала Франца фон Хиппера, проводивших бомбардировку Хартпула. Ночью 15-го числа немецкий флот, состоящий из двенадцати дредноутов и восьми додредноутов, оказался в пределах 10 морских миль от британской эскадры из шести линкоров. Однако стычки между завесами эсминцев в темноте убедили фон Ингеноля, что он столкнулся со всем британским флотом. По приказу кайзера Вильгельма II, чтобы избежать ненужного риска, фон Ингеноль прекратил бой и повернул флот обратно в сторону Германии.

После операции было установлено, что старым кораблям не место в операциях против мощного британского флота и 15 апреля 1915 III разведывательная группа была расформирована, а корабли переброшены на Балтийское море для действий против российского Балтийского флота. Корабли прибыли в Киль, где перешли в распоряжение командующего морскими силами Балтийского моря контр-адмирала Хопмана.

"Prinz Heinrich" принимал участие в следующих операциях на Балтике: 7 мая 1915 обстреливал крепостные укрепления во время захвата Либавы, 23-26 мая — обеспечение минной постановки перед Финским заливом, 3-5 июня — минной постановке в Рижском заливе, 20-26 июня — обеспечение минной постановки минзагом "Albatross", 11-12 июля — набег севернее Готска-Санде, 1-2 августа — набег в район между Либавой и Готландом, с 4 августа — набег в Рижский залив, в ходе которого 8-10 августа вместе с "Roon" участвовал в захвате Балтийских островов и 10 августа - в обстреле укрепления у Цереля, на самой южной оконечности полуострова Сворбе на острове Эзель. Несколько русских эсминцев стояли на якоре у Цереля, были застигнуты врасплох немецкой бомбардировкой. Крейсера во время атаки повредили один из них.

Тем временем котельные трубы крейсера нуждались в замене, поэтому корабль был отправлен на ремонт в Киль, куда прибыл 11 августа 1915. До 22 сентября он проходил ремонт паропровода на верфи "Блом унд Фосс", после чего вернулся в Либаву. 5-6 октября корабль участвовал в обеспечении минной постановки севернее Эстергарна.

К этому времени немецкий военно-морской флот начал испытывать острую нехватку экипажей, поэтому Рейхсмаринеамт решил вывести из эксплуатации старые, менее боеспособные корабли. В их число попал и "Prinz Heinrich". 10-11 ноября 1915 г. он перешёл из Либавы в Киль, где экипаж сократили, а корабль был переведен в "Дивизию готовности" вместе с "Wittelsbach". Там он оставался до 27 марта 1916 года, когда был выведен из состава флота и разоружён.

До окончания войны "Prinz Heinrich" служил плавштабом принца Генриха, главнокомандующего военно-морскими силами на Балтике. Он также использовался как казарменный корабль и тендер. Начиная с 1918 года, он также использовался для поддержки флотилии подводных крейсеров.

25 января 1920 г. бывший крейсер вычеркнули из военно-морского реестра и в том же году продали на металлолом в Аудорфе-Рендсбурге, где и разобрали.

 

командиры "Prinz Heinrich"
03.1902 - 09.1903 капитан-цур-зее Wenzel
10.1903 - 09.1904 капитан-цур-зее Erich Gühler
10.1904 - 02.1905 капитан-цур-зее Paul Rampold
03.1905 - 04.1906 фрегаттен-капитан Hoffmann
05 - 09.1908 капитан-цур-зее Gisberth Jasper
10.1908 - 09.1909 капитан-лейтенант (и.о.) Hans Erler
09 - 10.1909 капитан-лейтенант (и.о.) Karl v. Bodecker
10.1909 - 09.1911 капитан-цур-зее Otto Wurmbach
09.1911 - 10.1912 капитан-цур-зее Ferdinand Bertram
08.1914 - 11.1915 капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk
11 - 12.1915 фрегаттен-капитан (и.о.) Carl Feldman
12.1915 - 03.1916 капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk

 

 

МОДЕЛИ

  

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на русском
3 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
5 Кофман В. - Нелюбимые корабли кайзера. // журнал "Моделист-конструктор".-2008.-№4.
6 Смирнов Г., Смирнов В. - Срезанный цветок, обречённый на смерть. // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 23.01.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1902-1903
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" перед спуском на воду.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
Прожектор на "Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" и "Friedrich Carl" в Норвегии, 1911 г.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" и "Friedrich Carl" в Норвегии, 1911 г.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" и угольщик "Hermann Sauber".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" на достройке.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский (нем. Heinrich Albert Wilhelm Prinz von Preußen), 1862 — 1929, сын кайзера Фридриха III и Виктории Великобританской, единственный выживший брат германского императора Вильгельма II (двое других умерли в детстве), гросс-адмирал (с 4 сентября 1909).
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Норвегии.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
Погрузка угля на "Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
В котельном отделении "Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich", рисунок.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Следующая страница - германские большие (броненосные) крейсера типа "Prinz Adalbert"
Предыдущая страница - германский большой (броненосный) крейсер "Fürst Bismarck"