ОглавлениеКрейсера → Броненосный "Blücher"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большой (броненосный) крейсер (Großerkreuzer)

 Blücher 


Германия, 1909 г. 1 ед. (проект 1904-1905 гг.)

 

*
Blücher
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Blücher <Kaiserliche Werft>, Киль, зав. № 33, "Großer Kreuzer E" 21.02.1907 с 28 сентября 1911 г. до начала войны использовался, как учебно-артиллерийский корабль, 24.01.15 погиб в бою у Доггер-банки. Для его замены строился линейный крейсер Graf Spee.
11.04.1908
1.10.1909
ТТХ
Водоизмещение нормальное 15590-15842 т
полное 17526 т
регистровое 9382 брт, 4222 нрт
Размерения длина ВЛ 161,1 м
полная 161,8 м
ширина корпус 24,5 м
с сетями 25,62 м
осадка конструктивная 8,2 м
полная носом 8,84 м
кормой 8,56 м
1 см осадки = 26,19 т. водоизмещения
высота борта на миделе 13,8 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 1х4-лопастный винт Ø 5,3 м, 2х4-лопастных винта Ø 5,6 м
3 МО 3 ПМ тройного расширения (вертикальные 4-цилиндровые)
5 КО 18 водотрубных ПК "Schulz Thornycroft" (36 топок, 16 атм., 7638 м²)
проектная мощность 32000 л.с., 122 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 24,5  уз.
на испытаниях 25,4 уз. при 38323 л.с., 123 об/мин.
запас топлива 900/2510 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 6600 миль
на 18 уз. 3520 миль
Экипаж штат по разным данным 847-853 (41 оф.) - 895 чел.
как флагман 929 чел. (дополнительно 76 чел., в том числе 14 оф.)
как учебный 761 чел.
штат военного времени до 1097 чел., в последнем бою - 1028 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, 13 отсеков, двойное дно на 65% длины корпуса.
электроснабжение 6 турбо-динамо-машин, 1000 кВт, 225 В
управление 1 полубалансирный руль, угол поворота 55°
плавсредства 2 больших паровых катера, 3 малых паровых катера, 2 баркаса, 2 катера и 1 ял.
кренящий момент 21670 мт
цена 28 млн. 532 тыс. M
модернизация - 2 млн. 670 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
главный пояс 180 мм (середина), 80 мм (оконечности) на 30 мм тиковой подкладке
цитадель 160 мм
палуба 70-50 мм (скосы 50 мм)
башни ГК 180-80 мм
казематы 140-80 мм
ПТП 35 мм
рубки носовая 250-80 мм, кормовая 140-30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК - ок. 1040 кг
12-210 мм/45 - 5° + 30°, 19 100 м, 4 в/мин. 1020 выстрелов по 108 кг
8-150 мм/45 13500 м. 1320 выстрелов
16-88 мм/35 620 м/с., 11000 м. 3200 выстрелов
4 ТА 450 мм подводные, 1 носовой, 1 кормовой, 2 бортовых 11 торпед типа С/45.91
8 прожекторов



 

 

Создание этого корабля было связано с успешной операцией британской разведки: когда в Англии началось строительство линейных крейсеров типа "Invincible" с 305-мм артиллерией, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Фишер развернул широкий комплекс мероприятий, направленных на дезинформацию немцев: утверждалось, что новые британские корабли имеют нормальное водоизмещение 15000 тони и вооружены десятью — двенадцатью 231 мм орудиями.

Адмиралу Тирпицу это показалось логичным: если дредноуты создавались на базе броненосцев с единым 305-мм главный калибром, то строящиеся корабли, являвшиеся по определению крейсерами, должны были стать развитием "Warrior" и "Minotaur" с 203-мм или 234-мм орудиями. Немцы даже подумать не могли, что Фишер решится на создание кораблей с артиллерией линкоров и бронированием крейсеров средней руки.

В итоге "Blücher" стал облегченным вариантом дредноута "Nassau", с единым 210-мм калибром. Как и у прототипа, артиллерия ГК размещалась в двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести только восемь орудий.

Когда же новый корабль был почти готов, выяснилось, что "англичане" значительно крупнее его и вооружены 305-мм пушками. Британцы выиграли очередной виток "дредноутной гонки" — германский корабль не мог равняться с ними ни скоростью, ни вооружением. С. Переслегин пишет: "Blücher" "оказался самым несчастливым кораблем кайзеровского флота. Огромные средства были потрачены на создание прекрасного броненосного крейсера, который из-за существования у противника "Inflexible" не мог найти себе никакого применения и в результате бесполезно погиб".

Этот корабль недаром называется "крейсером-додредноутом": для линейного крейсера у него были недостаточно сильная артиллерия ГК и скорость хода. А для броненосного крейсера те же элементы, на говоря уже об огромных размерах корабля и неэкономичности энергетической установки, были избыточны. В результате "Blücher" оказался между двумя классами и не нашел подходящей области оперативного применения.

С 1911 года, почти сразу после вступления в строй, оказавшийся ненужным крейсер использовался в качестве учебного артиллерийского корабля, но после начала войны вошел в состав разведывательных сил Флота наравне с линейными крейсерами.

24.01.1915 германское соединение я составе трех линейных крейсеров и "Blücher" вышло в море с целью атаковать английские легкие силы у Доггер-банки. Во время этой операции немцы неожиданно встретили пять линейных крейсеров англичан. Ввиду серьезного превосходства сил противника (24—343-мм и 16—305-мм орудий против 8—305-мм, 20—280-мм и 12—210-мм германских кораблей) командующий немецким отрядом вице-адмирал Франц фон Хиппер начал отход к своим берегам, где надеялся навести вражеское соединение под удар линкоров и эсминцев. Англичане преследовали, причем основной удар на себя принял концевой "Blücher" (самый тихоходный среди "немцев").

В 11.30 ведущий ожесточенный артиллерийский огонь крейсер получил попадание 343-мм снаряда (до этого были отмечены еще два попадания), который пробил броневую палубу между двумя носовыми башнями и поджег около 40 зарядов, находившихся в коридоре для подачи боеприпасов. Пламя перебросилось через шахты элеваторов в обе башни и мгновенно уничтожило всех находившихся там людей. Новые попадания снарядов вывели из строя рулевой привод и котельное отделение № 3; середина корпуса была охвачена пожаром. Ход "Blücher" упал до 17 узлов, крейсер стал отставать от ордера. В 10.48 он выкатился из строя влево и с сильным креном стал уходить на север.

Хиппер, понимая, что спасти корабль не удастся, вел свои линейные крейсера к бухте Яде (на юго-восток), оставив "Blücher" наедине со всей эскадрой противника. Британцы необдуманно бросили преследование уходящего германского соединения и стали добивать одинокий корабль. Вскоре на немецком крейсера были снесены все кормовые надстройки и выведены из строя две башни кормовой группы. Один из снарядов вызвал пожар в погребе носовой башни (№ 1), но своевременное затопление погребов предотвратило взрыв.

Посла трехчасового артиллерийского боя потерявший ход "Blücher" представлял собой груду раскаленных докрасна развалин (загорелся даже уголь в наполовину пустых бункерах), но по-прежнему упорно на желал тонуть. Чтобы добить корабль, англичане послали в торпедную атаку эсминец "Meteor". Однако комендоры последней оставшейся в строю башни немецкого крейсера всадили в носовую кочегарку эсминца 210-мм снаряд, который вывел его из строя. Всего "Blücher" атаковали торпедами четыре эсминца, в следующей волне — еще три.

Затем в атаку пошел легкий крейсер "Arethusa": он выпустил два торпеды с дистанции 12,5 кабельтов. Одна из них взорвалась под носовой башней, вторая — в районе машинного отделения. Силой взрыва на "Blücher" выбило все электрическое освещение. Немцам удалось выпустить по противнику две торпеды, но в цель они не попали.

За 2 часа 53 минуты боя в германский крейсер с минимальной дистанции попали около 70 полубронебойных 343-мм снарядов, нанесших страшные повреждения преимущественно в подводной части, а также 7 торпед. Проявивший исключительную боевую живучесть "Blücher", в свою очередь, выпустил по противнику 300 снарядов главного калибра.

После взрывов торпед опрокинувшийся крейсер некоторое время лежал на левом борту, затем перевернулся и в 12.30 затонул. С кораблем погибли 792 человека, в том числе командир — капитан 2 ранга Александр Эрдман. 260 спасшихся, в том числе 45 раненых, подобрали британские эсминцы.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

ПОСТРОЙКА

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

СРАЖЕНИЕ ПРИ ДОГГЕР-БАНКЕ

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

На предыдущем типе крейсеров "Scharnhorst" пошли на усиление артиллерии ГК путём установки дополнительных 4-х орудий в казематах, за счёт батареи среднего калибра, но в целом компоновка осталась прежней. Лучшее решение было найдено при создании следующего корабля, спроектированного в период 1904-1905 гг., как раз перед тем, как военно-морские флоты всех стран в один момент устарели при известии о разработанном проекте британского линейного корабля "Dreadnought" с главной артиллерией одного калибра. Только спуском на воду этого нового линейного корабля можно объяснить последующую задержку постройки крейсера, обозначенного как "официальный проект броненосного крейсера под индексом "Е". Хотя на стапеле корабль находился до 1907 г., калибр его орудий был выбран намного раньше.

Фактически броненосный крейсер под индексом "Е", позднее "Blücher", никоим образом не являлся ответом на появление первого английского линейного крейсера. В течение 1904 г., когда идея создания линейного корабля типа "Dreadnought" ещё витала в воздухе, подобной тенденции в развитии броненосных крейсеров вообще не наблюдалось. Находящийся в постройке английский крейсер типа "Defence" был вооружен 4 - 234-мм, 10 - 190-мм орудиями и имел скорость 23 узла.

Подобным вооружением и скоростью располагали корабли других крупных морских держав. Франция ("Waldeck-Rousseau", 14100 т, 14 - 194-мм, 23 уз.), Италия ("San Giorgio", 10 - 164 т, 4 - 254-мм, 8 - 190-мм, 23 уз.), Россия ("Рюрик", 15430 т, 4 - 254-мм, 8 - 203-мм, 21 уз.) и США ("Tennessee", 15000 т, 4 - 254-мм, 16 - 152-мм, 22 уз.) имели в то время в составе своих флотов броненосные крейсера. Только японские броненосные крейсера типов "筑波" (Tsukuba) и "鞍馬" (Kurama) были вооружены 4 - 305-мм и 8 - 203 мм орудиями, но развивали скорость не более 21-22 узлов.

Как ни скрывали англичане тактико-технические данные своего первого линейного крейсера "Invincible", кое-какая информация о нем все же просочилась в Германию. Предполагало, что "Invincible" станет подобием "Dreadnought", только вместо 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм. Автоматически немцы решили сделать так же. Заложенный броненосный крейсер "Е" был облегченным подобием строящегося в это же время первого германского дредноута "Nassau", но вооруженный не 280-мм, а только 210-мм орудиями.

Увы, просочившаяся из Англии информация на деле оказалась дезинформацией. Выяснилось, что "Blücher" никоим образом не соответствует реальной концепции "Invincible". Так же, как и в случае с линейным кораблем "Dreadnought", британцы абсолютно засекретили данные своих новых линейных крейсеров. Но прежде чем это обнаружилось, он уже был в постройке.

Итак, 4 марта 1905 года департамент строительства, или (K) RMA, подготовил два проекта нового крейсера 1906 г. Проект "А" (E1) имел вооружение, похожее на "Scharnhorst", а проект "B" (E2) - двенадцать 21-см пушек в шести двухорудийных башнях, размещённых шестиугольником. Оба проекта имели примерно такие же размеры, как "Scharnhorst", но должны были ходить немного быстрее. Можно заметить, что в проекте "E2/B" уже была достигнута окончательная схема - окончательный проект был лишь несколько больше водоизмещением и имел две толстых трубы вместо четырёх тонких. Тем не менее, до принятия окончательного решения были разработаны и рассмотрены много других проектов.

В то время, как проект "E3", получивший одобрение императора в марте 1905 г., вернулся к размещению большинства 21-см орудий в каземате, новый проект "E5" снова имел шестиугольную схему размещения в шести башнях. Теперь, однако, бортовые башни были только одноствольными.

В апреле 1905 года император вернулся из поездки в Италию, в ходе которой он посетил итальянский флагман, броненосец "Sardegna". Командир "Sardegna" заверил монарха, что новый тип итальянских линкоров (Regina Elena) может развить скорость 22 узла, что очень впечатлило Вильгельма II. Это подтолкнуло его к идее единого типа быстроходного линкора, с которым не мог конкурировать ни один из представленных проектов большого крейсера. Тирпиц пытался отговорить императора от этой концепции, но тем не менее 13 мая тот поручил подготовить проект быстроходного линейного корабля. Государственный секретарь по финансовым, политическим и техническим соображениях настаивал на постройке больших крейсеров, имеющих возможность сражаться в боевой линии. Крейсер с такими возможностями был ближе к стандартному типу.

В течение лета 1905 года начали ходить слухи об увеличении размера британских линкоров. Поэтому 19 августа фон Тирпиц просил центральный отдел (M) RMA, увеличить водоизмещение новых линкоров до 16000 тонн, и что бы ограничения, такие как размер шлюзов канала Кайзера Вильгельма, не влияли на этот вопрос. Тем не менее, хотя государственный секретарь и требовал увеличения размеров линкоров (и в меньшей степени крейсеров), он также хотел, чтобы они всё же оставались меньше современных британских и французских проектов, что бы не спровоцировать "гонку размеров".

С увеличением водоизмещения в проект большого крейсера можно было включить двенадцать 21-см орудий и более толстую броню при сохранении 23,5-узловой скорости. Эти улучшения отразились в проектах от "E9" до "E11", представленных в сентябре 1905 года.

Опыт русско-японской войны показал уязвимость крупных военных кораблей от мин и торпед, поэтому конструкция "E11" имела бронированные противоторпедные переборки толщиной до 30 мм и увеличенное количество отсеков. Это привело к росту водоизмещения до 15000 тонн. Тем не менее, со стоимостью 26,2 миллиона марок, "E11" всё ещё помещался в рамки бюджета (27,5 миллиона марок). На конференции RMA 22 сентября 1905 года неопределенность в отношении типа была преодолена: проект линкора должен был иметь 18.000 тонн водоищмещения с двенадцатью 28-см орудиями в шести башнях, а в основу конструкции крейсера должен был лечь проект "E11". Менее чем через неделю Баурат (офицер-строитель, иногда переводится как военно-морской архитектор) Бюркнер представил дополнительные усовершенствования для "E11" и получившийся в результате проект "E15" был утвержден кайзером 4 октября 1915 года.

Не следует забывать, что ранее на крейсерах "Fürst Bismarck" и "Prinz Heinrich" были установлены 24-см орудия, и на конференции 4 октября статс-секретарь фон Тирпиц подробно остановился на устных инструкциях, данных (К) 27 сентября, провести параллельное исследование проекта "E15" с 24-см пушками. Это привело к появлению проектов от "E17" до "E23", нёсших от шести до восьми 24-см скорострельных орудий длиной ствола в 45 калибров в башнях, расположенных в различных конфигурациях. На "E21" и "E23" средний, 15-см калибр также был размещён в башнях. Скорость для каждого проекта осталась 23,5 узло, водоизмещение выросло до 15.900 тонн. Не ясно, почему конструкции с 24-см орудиями были отвергнуты, вероятно, по причине их большей стоимости, которая достигла 28,83 миллиона марок.

7 мая 1906 года начальник отдела строительства, вице-адмирал фон Эйкштедт, представил проект "16В" (пересмотренный вариант "E15"). Конструкция получила ряд усовершенствований, в том числе увеличенную длину, что позволяло увеличить скорость до 24 узлов, больше пространства между бортом корпуса и торпедной перегородкой и большую длину бронированного пояса. Тем не менее, от установки турбины пришлось отказаться, потому что перепроектирование под неё должно было занять примерно три месяца. На встрече 22 мая для принятия окончательного решения по крейсеру "E", отдел строительства наконец смог определить внешний вид судна. При этом количество труб было уменьшено до двух. 21 июня Кайзер подписал строительное задание на постройку большого крейсера 1906 г. = "E".

По сравнению со своими иностранными соперниками, крейсер оказался значительно более крупным. Проектная скорость была достаточно высокой, и выбор артиллерии главного калибра из двенадцати скорострельных морских орудий калибра 210 мм оказался довольно удачным. Как и у англичан, было разделение артиллерии на два калибра — главный и противоминный. Стало очевидно, что корабль вполне пригоден для выполнения предназначенных в то время для броненосных крейсеров задач, таких как поддержка разведки во время боевых действий соединения флота и крейсирование в заграничных водах.

Однако, всего через девять дней после подписания проекта, 31 мая 1906 года, военно-морской атташе в Лондоне контр-адмирал Кёрпер сообщил, что новый британский крейсер "Invincible" будет нести основное вооружение из 12-дюймовых орудий. Эта новость пришла в самый неподходящий для императорского флота момент. Скачок к линкорам концепции "all-big-gun" предполагал значительное увеличение расходов и статс-секретарь фон Тирпиц все еще стремится включить это увеличение в смету. Но теперь появилась вероятность того, что этот процесс повторится и для крейсеров. Всего несколько дней назад, 26 мая, рейхстаг утвердил военно-морской бюджет 1906 года, включающий средства для 15500-тонного крейсера. Таким образом крейсер "E" достиг предела своего бюджета.

12 июля атташе подтвердил свою новость. Главное управление военно-морского флота и морской министр Тирпиц оказались перед очень трудным решением. Теоретически стало ясно, что новый немецкий броненосный крейсер водоизмещением 15 842 т значительно уступает новому британскому линейному крейсеру водоизмещением 17 600 т, хотя тот был крупнее всего на 1 800 т, но вооружен орудиями калибра 305 мм. Остановка его постройки и разборка могли оказаться напрасными. К этому надо добавить потерю времени, необходимого для ознакомления инженеров немецких проектных департаментов с английским проектом, поскольку проектирование немецких линейных крейсеров находилось ещё в самом начале. Но как раз эта потеря времени была самой чувствительной. RMA был вынужден снова вернуться к обсуждению пректа крейсера "Е". Варианты увеличения главного калибра до 24 см уже были изучены в проектах от "E17" до "E23", и было установлено, что они выходят за пределы бюджета крейсера "E". Так же должно быть улучшено бронирование, чтобы противостоять 12-дюймовым снарядам.

Однако, постройка броненосного крейсера "Е" уже значительно продвинулась вперед. Кроме корпуса корабля, в работе был большой задел по машинной установке, вооружению и бронированию, так что при огромной стоимости этих механизмов их пришлось бы разбирать на металлолом. Это не нашло бы понимания у рейхстага и общественности Германии. Единственной альтернативой оставалась постройка крейсера "E" таким, каким он был разработан.

Положение в классе броненосных крейсеров немецкого военно-морского флота в этот момент было катастрофическим. Типы "Prinz" (1900-02 гг.) и "Roon" (1903-04 гг.) явно устарели, а тип "Scharnhorst" (1906 г.) был предназначен для использования в заграничных водах.

Можно было надеяться, что с помощью "Blücher" это расстояние, как выразился морской министр Тирпиц, до готовности уже находящихся в проектировании линейных крейсеров, начиная с "Von Der Tann", легче будет преодолеть, чем в случае, если постройку "Blücher" остановить полностью. Поэтому Тирпиц решился на продолжение строительства. Он был абсолютно убежден, что речь идет о вынужденном решении, из которого следует, и это он заблаговременно предусмотрел, что корабль вскоре будет выведен из состава флота и использован как "учебный".

В любом случае, материалы и вооружение уже были заказаны и частично изготовлены, а 21 февраля 1907 года киль крейсера "Е" был заложен на императорской судоверфи в Киле. Так появился самый противоречивый и спорный в своей основе корабль военно-морского флота Германии — броненосный крейсер "Blücher". С тех пор он снова и снова приводился как пример неудачной судостроительной политики морского министра адмирала Тирпица, чему не в меньшей мере способствовали события его гибели.

Оценка "Blücher" как неудачного корабля, что можно встретить довольно часто, вызвана, вероятно, двумя причинами. Первая — сравнение его с английским линейным крейсером "Invincible", вторая — его гибелью в бою у Доггер-банки 24 января 1915 г.

 

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Водоизмещение корабля составляло: нормальное 15842 т, полное 17500 т, Conway приводит соответственно 15590 т и 17250 т. Длина корабля во всех источниках приведена разная: у Грёнера указана полная длина 161,8 м, между перпендикулярами 161,1 м, у Конвэя соответственно 162,0 м и 161,7 м. Ширина составляла 24,5 м, максимальная с учетом уложенных вдоль бортов выстрелов противоторпедной сети —25,62 м, осадка носом 8,84 м, кормой 8,56 м, высота борта в середине корпуса корабля 13,8 м. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 26,19 т.

Корпус корабля был разделен водонепроницаемыми переборками на XIII основных отсеков. Двойное дно шло на протяжении 65% длины корабля. Способ связей конструкции корпуса — смешанный (набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров).

Чтобы усилить его боевую мощь, было решено из шести двухорудийных башен калибра 210 мм две башни установить в носу и в корме в диаметральной плоскости и по две башни в середине корабля у каждого борта рядом с броневым поясом, который защищал нижнюю часть башенных установок. При таком расположении башен в линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести. Носовая и кормовая башни имели сектор обстрела, ограниченный 240°, а бортовые башни — 160°. Таким образом, суммарный сектор всех башен составлял 1120°. При этом в различных секторах обстрела действовало разное число орудий главного калибра: сектор обстрела 0-30° — 6 орудий, 30-150° — 8 орудий, 150-180° — 6 орудий.

Таким образом, по сравнению с "Scharnhorst", артиллерия главного калибра была увеличена на 50%. На корабле стояли 12 скорострельных 210-мм орудий новой модели с длиной ствола 45 калибров (9450 мм) против 40 у "Scharnhorst". Они имели угол склонения -5°, угол возвышения +30°, что обеспечивало дальность стрельбы 19 100 м. Боекомплект составлял 1020 снарядов или по 85 на орудие. Скорострельность — 4 выстрела в минуту (через каждые 15 секунд).

Конструкция башен была новой, аналогичное их расположение ко времени проектирования корабля применялось только на линейном корабле "Nassau" и оказалось целесообразным в свете выполняемых броненосными крейсерами задач, поскольку ведение боя на оба борта во время разведывательного похода могло быть очень вероятно. Но при этом из-за ограниченного размера помещений не оказалось достаточно места для размещения возросшего количества артиллерийского боезапаса, поэтому боекомплект не превысил 85 снарядов на орудие.

Артиллерия среднего калибра состояла из 8 скорострельных орудий калибра 150 мм новой модели с длиной ствола 45 калибров (6750 мм) против 40 у "Scharnhorst" с максимальной дальностью стрельбы 13500 м. Боекомплект составлял 1320 снарядов или по 165 на орудие.

Во вспомогательную артиллерию входили 16 скорострельных орудий калибра 88 мм с длиной ствола 45 калибров (3960 мм) с боекомплектом 3200 выстрелов или по 200 на орудие.

На корабле имелось торпедное вооружение из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: один носовой, два бортовых и один кормовой с общим боекомплектом из 11 торпед.

Хотя бронирование по толщине и расположению оставалось в основном таким же, как и на "Scharnhorst", главный броневой пояс все же увеличили до 180 мм. Бронирование жизненно важных частей корпуса было выполнено из крупповской цементированной стали. Главный броневой пояс по главной ватерлинии, в середине корабля имевший толщину 180 мм, был уменьшен до 80 мм в носовой и кормовой частях и установлен на прокладке из тикового дерева толщиной 30 мм. Бронирование цитадели выше главного броневого пояса в средней части корабля имело толщину 160 мм, каземата 140 мм, поперечных переборок по концам цитадели 80 мм, палубы 50-70 мм. Толщина лобовой части и стенок башни равнялась 180 мм, её крыши 80 мм. Толщина стенки передней боевой рубки составляла 250 мм, её крыши 80 мм, задней боевой рубки 140 мм и 30 мм соответственно.

Впервые была предусмотрена новейшая противоторпедная защита в виде проходящей почти вдоль всей длины цитадели противоторпедной переборки толщиной 35 мм. Кроме того, в отличие от кораблей последующей постройки, в этом же районе также располагалось отделение бортового подводного торпедного аппарата. Допотопный и бесполезный пробковый коффердам убрали. Во время постройки на корабле поставили противоторпедные сети, которые в 1913 г. сняли.

В пяти главных котельных отделениях, расположенных в один эшелон, находились 18 котлов типа Шульц-Торникрофт (немецкий военно-морской тип) с двусторонней топкой и площадью нагрева 7638 кв.м, обеспечивающие давление пара 16 кгс/кв.см. Мощность паровой машинной установки, по сравнению с "Scharnhorst", была увеличена на 30%, что повысило скорость крейсера на 1,5 узла. В трех машинных отделениях установили по одной вертикальной четырехцилиндровой паровой поршневой машине тройного расширения, которые вращали три вала с четырехлопастными винтами. Средний винт имел диаметр 5,3 м, два крайних — 5,6 м.

Номинальная проектная мощность на валах составляла 32 000 л.с. или 1,83 л.с./т полного водоизмещения, что при частоте вращения гребных валов 122 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 24,5 узла. При испытаниях на Нойкругской мерной миле паровые машины развили форсированную мощность 38 323 л.с. (более контрактной на 20%), что при частоте вращения гребных валов 123 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 25,4 узла.

Во время ходовых испытаний заданная проектом величина скорости была значительно превышена. По утверждению Штробуша, развивая скорость 25,8 узлов, "Blücher" являлся самым быстроходным в мире крупным боевым кораблем с паровыми поршневыми машинами. В совместных с флотом боевых действиях "Blücher" не отставал от других кораблей, в то время как 3 ноября 1914 г. во время возвращения после обстрела английского побережья линейный крейсер "Von Der Tann" временами не мог поддерживать необходимую скорость хода, правда, как потом утверждали, из-за низкого качества угля. Напротив, устаревший "Blücher" со своими паровыми поршневыми машинами выдерживал все установленные скорости.

Обычные паровые поршневые машины, как и на кораблях более ранней постройки с вертикальным расположением цилиндров нескольких различных диаметров, требовали для своего размещения довольно много места, главным образом, по высоте. В результате значительную часть внутреннего пространства крейсера пришлось использовать для их размещения, что вынуждало проектировщиков располагать орудийные башни ближе к оконечностям и бортам корпуса корабля.

В то же время бортовые башни орудий калибра 210 мм необходимо было установить как можно дальше от палубной надстройки и мостика, чтобы при стрельбе в самой надстройке и боевой рубке не создавать излишнего шумового эффекта и ударной волны. Это можно было сделать только при размещении башен над котельным отделением. Поскольку только между котельным и машинным отделениями имелось место для погребов боезапаса бортовых башен, эти погреба разместили в районе задней пары бортовых башен. Доставка боезапаса к передней паре бортовых башен осуществлялась через специальный сквозной проход вдоль диаметральной плоскости корабля на броневой палубе. Два подъёмника снабжали снарядами и зарядами все четыре бортовые башни, что оказалось неудачным конструктивным решением и в бою привело к роковому исходу. Но, поскольку тяжелый крейсер "Е" должен был использоваться как учебный артиллерийский корабль для проведения опытных артиллерийских стрельб, его построили с этим дефектом, чтобы выявить преимущества и недостатки проекта. Это решение определило трагическую судьбу "Blücher".

Его дальность плавания равнялась 6 600 миль при скорости 12 узлов или 3 520 миль при скорости 18 узлов. Нормальный запас угля составлял 900 т, полный, согласно Грёнеру 2 510 т, согласно Конвэю 2 260 т.

Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 000 кВт, напряжением 225 В.

Конструкция корпуса крейсера была примечательна тем, что на нем впервые установили доковые кили, так как до этого корабли устанавливали только на средний киль. Причиной этого стали повышенные, по сравнению с "Scharnhorst", перерезывающие напряжения корпуса корабля вследствие увеличенной почти на 3 м ширины, а также расположенные далеко от диаметральной плоскости веса бортовых башен.

По сравнению с "Scharnhorst", резко бросались в глаза многие новшества внешнего вида "Blücher". От устаревшего тарана окончательно отказались. Хотя форштевень остался всё ещё выступающим, он больше не имел ярко выраженного таранного контура. Средняя надстройка также была ликвидирована. Громоздкие мачты с марсами заменили легкими полыми трубчатыми. Число дымовых труб уменьшили с четырех до двух. Число прожекторов было увеличено, и их объединили в две группы. Только передняя боевая рубка в основном сохранила свою прежнюю форму.

Корабль имел один руль, обладал хорошими мореходными качествами, был слегка склонен к килевой качке, подвержен сильной бортовой, имел плавный ход, хорошую маневренность, нормальную циркуляцию, но тяжело поворачивал. После отклонения руля на угол больше 55° наступала потеря управляемости, при этом возникал крен до 10°. Метацентрическая высота составляла 1,63 м. остойчивость была максимальной при 37° крена и нулевой при 79°, дифференцирующий момент на 1 м — 21670 т.

Многие из этих нововведений можно было найти у линейного корабля "Nassau". Хотя известно, что "Blücher" спроектировали почти за год до "Nassau", что также говорит относительно их первенства. Впрочем, оба типа кораблей продемонстрировали относительно большое увеличение водоизмещения, по сравнению со своими предшественниками, которое когда-либо было произведено в немецком военно-морском флоте, 36,5% у "Blücher" и 43 % у "Nassau".

Экипаж корабля, согласно Конвэю насчитывал 847 человек и в бою у Доггер-банки 1028. Согласно Грёнеру экипаж состоял из 853 человек (из них 41 офицер). Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 76 человек (из них 14 офицеров). Всего 929 человек. Согласно Гильдебранду экипаж составлял 895 человек (в качестве учебного артиллерийского корабля — 761 человек).

Корабль имел в качестве плавсредств два больших паровых катера, три малых паровых катера, 2 баркаса, два катера и 1 ял.

 

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Изменения

Впоследствии крейсер (в виде опыта) впервые в кайзеровском военно-морском флоте получил треногую фок-мачту, установленную в 1913-1914 гг. на Государственной верфи в Киле.

 

ПОСТРОЙКА

 

Корабль строился по кораблестроительной программе 1906 года на Государственной верфи в Киле под индексом "Е" (строительный номер — 33). Киль корабля был заложен 21 февраля 1907 г.

11 апреля 1908 г. крейсер был спущен на воду, после заздравной речи на генерала пехоты фон Гольца и освящения его названия правнучкой того, в чью честь назывался крейсер, а именно графиней Блюхер фон Вальстат, получил имя "Blücher" (т. ж. в честь учебного корвета "Blücher" (1878)).

Стапельный период постройки корабля составил 13 месяцев, достройка на плаву почти 18 месяцев. После почти трехлетней постройки, по сравнению с двухлетней постройкой английского "Invincible", "Blücher" был готов к испытаниям и предварительно вошел в состав флота 1 октября 1909 г.

Испытания "Blücher", первым командиром которого стал капитан 1-го ранга фон Россинг, продолжались так долго, что крейсер лишь 27 апреля 1910 г. вступил в состав флота. Стоимость его постройки составила 28 532 тыс.марок или 14 266 тыс. рублей золотом.

Интересно то, что в 1910 г. в связи с намерением Турции купить немецкие боевые корабли в прессе появилось сообщение, что возникал вопрос и о продаже "Blücher". Тогда все же остановились на продаже только броненосцев "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg".

 

СЛУЖБА

 

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

Войдя в состав флота 27 апреля 1910 г.  "Blücher" тотчас же стал (вместо броненосного крейсера "Yorck") флагманским кораблем разведывательного отряда под командованием вице-адмирала Хейрингена. В составе флота, когда не проводились артиллерийские стрельбы, он использовался как головной крейсер разведывательных сил. Кроме него в состав разведывательного отряда входили следующие корабли: броненосный крейсер "Gneisenau", легкие крейсера "Danzig" (до 6 июня), затем "Mainz", "Königsberg", "Dresden", броненосные крейсера "Roon" (флагманский корабль 2-го флагмана контр-адмирала Бахмана), "Yorck", легкие крейсера "Berlin", "Lübeck", "Stettin".

После обычных летних учений флота состоялся поход в Норвегию. После ежегодных маневров флота 1910 последовали значительные изменения в составе командования разведывательного отряда. Командующим разведывательным отрядом был назначен контр-адмирал Бахман, на его место 2-го флагмана отряда вскоре пришел контр-адмирал граф фон Шпее, поднявший свой флаг на борту "Yorck". Кроме того, броненосный крейсер "Gneisenau" вывели из состава отряда и отправили в поход в Восточную Азию.

С 1911 г. протекала нормальная, без особых происшествий служба "Blücher" в составе флота. По результатом года и ежегодных маневров флота 1911 артиллерийской боевой части корабля под командованием капитан-лейтенанта Клаппенбаха удалось завоевать приз кайзера за лучшую на флоте артиллерийскую стрельбу.

В феврале 1911 г. первый немецкий линейный крейсер "Von Der Tann" вошел в состав флота. 28 сентября 1911 г. он стал флагманским кораблем отряда вместо "Blücher", который отныне, как и намечалось, должен был найти применение в качестве опытного артиллерийского корабля и был приписан к инспекции корабельной артиллерии. Председатель артиллерийской инспекции капитан 1-го ранга Пипер стал одновременно командиром корабля, на борту которого работала эта инспекция.

Служба "Blücher" в качестве учебного корабля была прервана уже в ноябре 1911 г. Когда весной 1911 г. после полуторагодичной службы "Blücher" в составе флота морской министр адмирал Тирпиц попытался провести в жизнь свое решение об использовании его в качестве артиллерийского корабля, возникли разногласия между ним и командованием флота. Они были такими бурными, что пришлось вмешаться кайзеру Вильгельму II.В своем письме командующему флотом и начальнику морского генерального штаба начальник морского кабинета кайзера фон Мюллер уведомил, что кайзер считает вполне обоснованным использование "Blücher" в качестве артиллерийского опытового корабля, как бы флот к этому не относился. Письмо оканчивалось порицанием командующему флотом и начальнику морского генерального штаба за их критику действий морского министра.

Компромисс был найден в том, что "Blücher" на время маневров флота Открытого моря будет предоставлен в его распоряжение. В результате упомянутой договоренности между командующим флотом и морским министром адмиралом Тирпицем на время зимнего похода "Blücher" вошел в состав флота Открытого моря. В ходе ежегодного ремонта в Киле также выполнили некоторое переоборудование, необходимое для использования его в качестве специального опытного артиллерийского корабля.

Эта протекающая обычным порядком служба корабля в западной части Балтийского моря в апреле 1912 г. была прервана специальным заданием. "Blücher" вместе с броненосцем "Elsaß", входящим в состав 1-й эскадры, послали к Фарерским островам и с разрешения датского правительства с 10 по 21 апреля 1912 г. в Фуглё-фиорде с большим успехом провели боевые стрельбы на дальние дистанции с управлением от гиростабилизирующих приборов. 24 апреля 1912 г. корабли возвратились назад в Киль.

После этого с 5 мая по 2 июня 1912 г. корабль впервые в этом году предоставили в распоряжение флота. Второй раз он был введен в состав флота на время ежегодных маневров флота 1912 со 2 по 22 сентября, являясь флагманским кораблем образованной специально для маневров 2-й разведывательной группы, которой командовал контр-адмирал Кох. Кроме него в эту группу входили: броненосный крейсер "Friedrich Саrl" (флагманский корабль 2-го флагмана контр-адмирала фон Ребер-Пашвица), легкие крейсера "Danzig", "München", "Stuttgart", "Augsburg" и после проведения ходовых испытаний - линейный крейсер "Goeben". Учения протекали без особых происшествий.

В первой половине марта 1913 г. "Blücher" ушел в Северное море, чтобы в районе между Куксхафеном и Гельголандом, используемым как полигон, провести учебные стрельбы в открытом море.

13 мая 1913 г. корабль снова ввели в состав флота Открытого моря, флагманским кораблём которого являлся линкор "Friedrich der Große", и до конца мая принимал участие в его маневрах. Время от времени он становился флагманским кораблем командующего разведывательной группы контр-адмирала Функе.

Когда 29 мая 1913 г. "Blücher" возвращался из Северного моря в Балтийское вокруг Ютландского полуострова, он основательно сел на мель в проливе Большой Бельт у острова Ромсё. Тотчас же по приказу военно-морского командования все находящиеся вблизи крупные боевые корабли были посланы к месту аварии. Первым подоспел легкий крейсер "Augsburg". С его помощью 1 июня 1913 г. "Blücher" удалось сойти с мели. Поскольку в первый момент ещё было неясно, в каком состоянии находятся машины и винты корабля, его сначала буксировали подоспевшие к этому времени легкие крейсера "Stettin" и "Stuttgart", пока не выяснилось, что с машинами все в порядке.

В Киле крейсер поставили в док для исправления повреждений (вмятины обшивки днища, повреждения винтов и т.д.). 23 июня 1913 г. военный суд инспекции морской артиллерии осудил командира "Blücher" капитана 1-го ранга Пипера за "небрежность при выполнении служебных обязанностей" к трем дням ареста, штурман корабля получил по той же причине 6 дней ареста. Для служебной карьеры обоих офицеров проступок не имел последствий.

         

В это время английский королевский военно-морской флот применил на линкоре "Dreadnought" корректировку стрельбы с самой высокой точки корабля по всплескам при падении снарядов. В немецком флоте эта идея также оценивалась положительно. Чтобы изучить возможности и сопоставить преимущества и недостатки этого метода, решили использовать артиллерийский опытовый корабль с расположенным на максимальной высоте корректировочным постом для более точного определения дистанции до точки падения снарядов.

Эти опыты привели к созданию первого в немецком военно-морском флоте центрального автомата управления артиллерийской стрельбой и его установке на борту "Blücher" в дополнение к оптическим цейсовским дальномерам стереоскопического типа. Эта система была оборудована на установленной также впервые в имперском флоте треногой мачте. Из-за технических трудностей и в соответствии с намерением освободить артиллерию главного калибра от опытного оборудования, артиллерия среднего калибра левого борта была снабжена "указателем направления" — прибором со стрелкой, указывающим направление на цель.

После установки на марсе системы фирмы Сименс на "Blücher" стало действовать дистанционное целеуказание. Установку закончили в сентябре 1913 г. и во время испытаний провели сотни выстрелов из орудий офицерами и унтер-офицерами морской артиллерийской школы в Зондербурге.

До начала войны 1914 г. крейсер больше не вводили в состав флота Открытого моря.

 

 

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

28 июня 1914 г., в день убийства австро-венгерского наследника трона эрцгерцога Франца-Фердинанда, "Blücher" находился в Зондербурге, где принимал участие в торжественной церемонии в честь 50-летия взятия штурмом Дюпелера. Но в Берлине опасность возникновения войны считали такой небольшой, что тяжелый крейсер после возвращения поставили в док в Киле на текущий ремонт. Но, когда в августе 1914 г. началась первая мировая война, его смогли ускоренно перевести из состояния резерва в действующий состав флота. С 5 августа он уже был в полной боевой готовности.

Уже тогда командир "Blücher" фрегатен-капитан Эрдман считал необходимым участие в войне корабля соответственно его возможностям. Крупных крейсеров, пригодных для такого рода операций, в составе флота в достаточном количестве не было. Поэтому командующий флотом Открытого моря, ответственный за боевые действия в Северном море, и командующий морскими силами Балтийского моря (гросс-адмирал принц Генрих Прусский, брат кайзера Вильгельма II) имели постоянные разногласия об использовании "Blücher", так как каждый командующий пытался добиться передачи этого корабля в свое подчинение.

После того как ходатайство командующего морскими силами Балтийского моря гросс-адмирала принца Генриха Прусского о передаче тяжелого крейсера в состав морских сил Балтийского моря было отклонено, 8 августа 1914 г. он вошел в состав 1-й разведывательной группы, действующей в Северном море. Группой командовал контр-адмирал Хиппер, его флагманским кораблем являлся линейный крейсер "Seydlitz". К этому времени в состав группы входили только три боеготовых линейных крейсера. Но уже в начале сентября морские операции в Северном море были прерваны и "Blücher" временно перевели в распоряжение командования морских сил Балтийского моря.

Получив донесение "флагмана передового отряда" контр-адмирала Беринга об обнаружении 1-2 сентября 1914 г. в районе острова Готланд отряда русских кораблей в составе крейсеров "Россия", "Рюрик", "Олег", "Богатырь", командующий морскими силами Балтийского моря принц Генрих Прусский решил с 5 по 8 сентября 1914 г. провести против них операцию, используя "Blücher" в качестве флагманского корабля. Операция проводилась с целью путём демонстрации силы заставить русских вернуться к оборонительному образу действий.

В этой операции, кроме "Blücher", должны были принять участие семь линейных кораблей 4-й эскадры (флагманский линкор "Wittelsbach", командующий эскадрой вице-адмирал Шмидт) из состава флота Открытого моря и часть легких сил. В легкие силы входили легкие крейсера "Straßburg", "Augsburg", "Gazelle", "Amazone" и "Stuttgart" под командованием "флагмана передового отряда".

Командующий морскими силами Балтийского моря гросс-адмирал принц Генрих Прусский, лично на "Blücher" возглавивший оперативное соединение, прошел вместе с линкорами "Braunschweig", "Elsaß" и легким крейсером "Straßburg" западнее острова Готланд, линкоры "Wittelsbach", "Schwaben", "Wettin", "Zähringen" и "Mecklenburg" с тремя легкими крейсерами контр-адмирала Беринга — восточнее этого же острова до широты финских шхер. Русских крейсеров они здесь не обнаружили.

6 сентября немецкие эскадренные миноносцы разрушили маяк на острове Богшер. Во второй половине дня 6 сентября 1914 г. перед устьем Финского залива легкий крейсер "Augsburg" вступил в перестрелку с патрулирующими здесь русскими однотипными крейсерами "Баян" и "Паллада", которые тоже обнаружили немецкие корабли и легли на курс сближения с ними. "Augsburg" уклонился от боя и стал уходить на юго-запад, пытаясь навести русские крейсера на свои главные силы.

Выдвинувшийся с севера из района финских шхер "Blücher" пытался атаковать эти русские крейсера и, сблизившись для вступления с ними в бой, обстреливал их в течение 5 минут на дистанции от 14 700 м до 17 800 м. Русские не отвечали и отошли в устье Финского залива за своё минное заграждение, куда "Blücher" не решился последовать, поскольку ему было неизвестно точное местонахождение прохода в минном заграждении русских.

Ввиду того, что русскими наблюдательными постами тяжелый крейсер "Blücher" был принят за линейный крейсер "Moltke", русские крейсера, извещенные об этом, отошли, чтобы не быть отрезанными от своих баз. Легкие крейсера "Augsburg", "Gazelle" и "Straßburg" вошли в Ботнический залив и в районе Раумо 7 сентября 1914 г. "Augsburg" потопил русский пароход "Улеаборг".

8 сентября 1914 г. немецкие корабли отозвали к Гельголанду ввиду угрозы нападения англичан, поэтому "Blücher" был возвращен в Северное море в состав 1-й разведывательной группы, состоящей из одних линейных крейсеров. 9 сентября 1914 г. "Blücher" и крупные немецкие корабли снова были в Киле. "Straßburg" и эсминцы 2-й и 6-й флотилий также вернулись назад в Северное море.

В этот период немецкое военно-морское командование провело в Северном море ряд операций силами 1-й разведывательной группы под командованием контр-адмирала Хиппера. Поддержка осуществлялась 2-й разведывательной группой.

Операция "J-1"

Первой такой операцией, в которой "Blücher" принял участие, стал обстрел города Ярмут на восточном побережье Англии 2/3 ноября 1914 г. В 16 ч. 30 м. 2 ноября 1914 г. из Вильгельмсхафена и бухты Яде под флагом контр-адмирала Хиппера вышли легкие крейсера "Straßburg" и "Graudenz", за ними на удалении трех миль шли линейные крейсера "Seydlitz" (флагманский корабль), "Moltke", тяжелый крейсер "Blücher" был третьим перед "Von Der Tann", чтобы ранним утром следующего дня начать артиллерийский обстрел английского побережья. За ними в кильватере — легкие крейсера "Kolberg" и "Stralsund" (последний с минами). В 18 ч. 00 м. для прикрытия в море вышли эскадры линейных кораблей флота Открытого моря. Немецкие линейные крейсера начали обстрел береговых батарей.

В 8 ч. 30 м. 3 ноября на ярмутском пляже стали рваться снаряды. Погода стояла туманная, и с берега ничего не было видно. Действенность огня по береговым батареям Ярмута с дистанции 13 30020 300 м (72-110 каб.) была ничтожна вследствие тумана и частой перемены курса на случай атак британских подводных лодок. Стрельба немецких кораблей оказалась совершенно безрезультатна, но под её прикрытием легкий крейсер "Stralsund" минировал пути между Ярмутом и Английским каналом. На этом минном заграждении в тот же день погибла британская подводная лодка "D-5", спешившая из Ярмута с целью атаки крейсеров противника. "Blücher" также принял участие в обстреле города Ярмут. В опубликованном в "Seekriegswerk" отчете с гордостью говорилось: ..."устаревший, имеющий паровые поршневые машины "Blücher" выдерживал все заданные скорости хода."

Операция "J-2"

Операцию повторили в декабре. До рассвета 15 декабря 1914 г. под эскортом 17 эскадренных миноносцев 1-й и 9-й флотилий 1 -я (линейные крейсера "Seydlitz" — флагманский корабль контр-адмирала Хиппера, "Moltke", "Von Der Tann", "Derfflinger" и тяжелый крейсер "Blücher") и 2-я (легкие крейсера "Stralsund", "Graudenz", "Straßburg" и "Kolberg", имевший на борту 100 мин) разведывательные группы покинули бухту Яде. В 21 ч. 00 м., как обычно, для прикрытия в море вышли эскадры немецких линейных кораблей.

Встреченные в этот раз у побережья четырьмя английскими эскадренными миноносцами "Doon"","Waveney", "Test" и "Moy" (1905 г., 550 т, 1 - 76-мм, 2 - 457-мм торпедных аппарата, 25 уз.), немецкие линейные крейсера обстреляли города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Противодействие английских эскадренных миноносцев, их неудачная попытка выйти в торпедную атаку не смогли удержать линейные крейсера достаточно далеко от намеченной позиции обстрела.

"Blücher" первым из немецких кораблей открыл огонь. Совместно с "Seydlitz" и "Moltke" они обстреляли город Хартлпул, центральный док, находящиеся в гавани старые крейсера "Patrol" и "Forward" и трехорудийную береговую батарею. В ответ британская береговая батарея выпустила по кораблям 123 снаряда калибра 152 мм, добившись восьми попаданий (6,5%).

Сам "Blücher" получил шесть попаданий снарядами калибра 152 мм, потеряв из состава экипажа трех человек ранеными и 9 человек убитыми. Одним из снарядов на "Blücher" было разбито два 88-мм орудия и уничтожено большое количество подготовленных к стрельбе боеприпасов, которые, к счастью для немцев, не взорвались. Немцы выпустили по городу Хартлпул и гавани 1150 снарядов крупного, среднего и вспомогательного калибров. В результате 86 мирных граждан, в том числе 15 детей, были убиты и 424 ранены.

В 8 ч. 50 м. 16 декабря 1914 г. немецкие корабли прекратили огонь и ушли, а в 11 ч. 00 м. этого богатого событиями дня немецкое оперативное соединение и флот Открытого моря под командованием адмирала Ингеноля вновь соединились на полпути домой. "Blücher" прошел через Кильский канал (тогда ещё носящий имя кайзера Вильгельма) для ремонта и замены двух 88-мм орудий. Он вернулся в Вильгельмсхафен ещё до конца 1914 г.

Как уже упоминалось, в Киле на "Blücher" к этому времени смогли закончить монтаж головной системы управления огнем артиллерии среднего калибра левого борта. В результате её испытаний было решено до конца 1914 г. установить такую же систему для артиллерии среднего калибра правого борта и артиллерии главного калибра. Вся система была готова к корректировке стрельбы морских орудий в полдень 23 января 1915 г.

Инженеры и техники фирмы Сименс, налаживающие систему управления артиллерийским огнем, закончили работу и покинули корабль по приказу помощника командира корабля, который уже знал о времени проведении следующей боевой операции, ставшей для "Blücher" последней. В это время "Blücher" вместе с линейными крейсерами "Seydlitz" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Derfflinger" и "Moltke" стоял на якоре на рейде Шиллинг у входа в залив Яде в готовности к выходу в море.

 

СРАЖЕНИЕ ПРИ ДОГГЕР-БАНКЕ

 

Третий набег "Blücher" 24 января 1915 г. вместе с тремя линейными крейсерами в составе 1-й разведывательной группы совместно с легкими крейсерами и эскадренными миноносцами закончился боем у Доггер-банки, и эта дата стала для него роковым днем.

В первой половине января 1915 г. общая ситуация в Северном море несколько разрядилась, поэтому было сокращено время пребывания в повышенной боевой готовности сил, предназначенных по приказу немедленно выйти на проведение операции из Вильгельмсхафена и бухты Яде. Стояла такая плохая погода, что рейд линейных крейсеров, намеченный на 21 января 1915 г. против Фёрт-оф-Форта (Шотландия), был отменен. Линейный крейсер "Von Der Tann" сроком на 20 дней был поставлен в док Вильгельмсхафена для текущего ремонта. 3-я эскадра линейных кораблей, в большинстве состоящая из новейших линкоров типа "Kaiser" и "König", прошла Кильским каналом в Балтийское море для проведения боевой подготовки недавно введенных в строй кораблей. Тем временем командующий флотом Открытого моря в Вильгельмсхафене перенёс свой флаг на борт додредноута "Deutschland".

Но внезапно погода улучшилась. По мнению начальника штаба флота вице-адмирала Экермана, появился хороший шанс провести рейд по ту сторону Доггер-банки (мелководного района Северного моря) для разведки и уничтожения в случае обнаружения легких сил противника, а также чтобы рассеять британские рыболовные суда, которые, как предполагалось, занимались разведкой.

Хотя фон Ингеноль имел по этому поводу разногласия с Экерманом, он одобрил рейд 1-й и 2-й разведывательных групп против английских легких сил и разведывательных судов, замаскированных под рыбаков. Хиппер понимал всю опасность ситуации, в которую мог попасть он и подчиненные ему корабли, так как в последние пять месяцев постоянно наблюдались пять английских линейных крейсеров. Эти пять новейших кораблей означали тот факт, что их было на два больше, чем у него, поскольку "Blücher" не был равным им кораблем по составу артиллерии главного калибра.

Главные силы флота Открытого моря в этот момент не были готовы поддержать соединение Хиппера. Очевидно, адмирал Ингеноль был убежден, что британский Гранд Флит не выйдет в море, так как 19 и 20 января 1915 г. он проводил поиск в Северном море и поэтому был занят погрузкой угля. Впоследствии, по объяснению Ингеноля, он не сосредоточил и не вывел линейный флот, потому что опасался привлечь этим внимание англичан.

Но приказ был отдан, и в 17 ч. 45 м. 23 января 1915 г. три немецких линейных крейсера "Seydlitz" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Derfflinger" и "Moltke", тяжелый крейсер "Blücher", четыре легких крейсера "Graudenz", "Stralsund", "Rostock", и "Kolberg" и 19 эскадренных миноносцев 2-й флотилии, 2-й и 18-й полуфлотилий покинули бухту Яде.

Англичане имели возможность своевременно расшифровывать весь текущий радиообмен немецкого военно-морского флота. Сюда входили приказы, отданные в связи с изменением степени боевой готовности, время докования "Von Der Tann" и другие подробности и распоряжения, отданные при подготовке к рейду. Так, в 10 ч. 25 м. 23 января 1915 г., когда 1-я и 2-я разведывательные группы находились в базе, Хиппер по радио получил приказ, определявший задачу эскадры, состав сил, время выхода и время возвращения.

Следствием этой дешифровки было сосредоточение рано утром 24 января 1915 г. у Доггер-банки пяти английских линейных крейсеров 1-й эскадры вице-адмирала Битти ("Lion"— 1912 г., 26 270 т, 8 - 343-мм, 16 - 102-мм, 27 уз., "Tiger" — 1914 г., 28 430 т, 8 - 343-мм, 12 - 152-мм, 28 уз., "Princess Royal" — 1912 г, (типа "Lion") и 2-й эскадры линейных крейсеров контр-адмирала Мура ("New Zealand" — 1912 г., 18500 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз. и "Indomitable" — 1908 г., 17373 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз., "Queen Mary" находился в доке в Портсмуте, "Invincible" в Гибралтаре, "Inflexible" в Средиземном море), семи легких крейсеров в составе 1-й эскадры легких крейсеров Гудинафа ("Southampton", "Birmingham", "Nottingham", "Lowestoft"), отряда легких крейсеров командора Тирвита ("Arethusa", "Aurora", "Undaunted") и 34 эскадренных миноносцев. Гранд Флиту в составе нескольких эскадр английских линейных кораблей было приказано прибыть туда же как можно скорее, и Хиппер шел 15-узловым ходом прямо в ловушку.

Оперативные соединения противников столкнулись между собой в 8 ч. 00 м. по среднеевропейскому времени этого же дня или в 7 ч. 00 м. по гринвичскому. Начали крейсера охранения. В период между 8 ч. 15 м. и 8 ч. 25 м. легкий крейсер "Kolberg"

и немецкие эскадренные миноносцы обменялись несколькими залпами с английским крейсером "Aurora" и сопровождавшими его эсминцами.

Получив донесение своих крейсеров и под впечатлением радиоперехвата переговоров противника, указывающих на присутствие Гранд Флита в море, Хиппер решил повернуть свое оперативное соединение на обратный курс в надежде завлечь противника во внутреннюю часть Северного моря (к берегам Германии), где он мог рассчитывать на поддержку флота Открытого моря.

Ветер дул с востока, заходя немного к северу, силой от 3 до 4 баллов, небо облачное, море довольно спокойное, видимость от 8 до 10 миль. Соединение Хиппера находилось в это время приблизительно в 125 милях от Гельголанда. Продолжая идти на юго-восток, Хиппер увеличил ход до 21 узла, так как британские корабли быстро приближались.

9 ч. 25 м. "Blücher", оказавшись после поворота боевой линии концевым кораблем уходящей на юго-восток 1-й разведывательной группы ("Seydlitz", "Derfflinger" и "Moltke"), выпустил несколько залпов из своих кормовых орудий калибра 210-мм по преследующим его английским эскадренным миноносцам и отогнал их.

Вице-адмирал Битти с линейными крейсерами обходил немцев с правого борта с тем, чтобы оказаться между ними и их базами, а Гуденаф со своими четырьмя легкими крейсерами держался левее немцев. Вначале Битти увеличил ход до 26 узлов, затем до 27 и наконец до 28. Большие корабли обеих сторон сближались всё больше и больше. В 9 ч. 52 м. Битти назначил ход 29 узлов, хотя это было выше действительной скорости его кораблей. Тем не менее команды кораблей, возбужденные близостью противника, сделали невозможное, и приказ был выполнен. Однако 2-я эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Мура в составе "New Zealand" и "Indomitable" начала отставать.

9 ч. 52 м. Медленно приближавшийся флагманский линейный крейсер вице-адмирала Битти "Lion"дал первый залп по "Blücher" с расстояния 20400 м (110 каб.). Залп упал с недолетом.

"Blücher" оказался под прицелом трех английских линейных крейсеров, открывших огонь в 9 ч. 52 м. —"Lion", 10 ч. 00 м. — "Tiger", 10 ч. 07 м. — "Princess Royal" и добившихся первого попадания в 10 ч. 12 м. Немецкие линейные крейсера в свою очередь открыли огонь в 10 ч. 09 м.— "Derfflinger", 10 ч. 18 м. - "Blücher", 10 ч. 19 м.— "Seydlitz" и в 10 ч. 20 м. - "Moltke". Завязалась жаркая артиллерийская дуэль, в результате которой тяжелые повреждения получили "Derfflinger", "Seydlitz" и "Lion".

10 ч. 12 м. Произошло первое попадание в "Blücher", он сел кормой, вероятно, вследствие полученной большой пробоины. До 10 ч. 14 м. "Lion", "Tiger" и "Princess Royal" стреляли преимущественно по "Blücher".

10 ч. 18 м. "Blücher" начал отвечать на огонь 1-ой эскадры английских линейных крейсеров с дистанции 17 000 -17 500 м (92-94 каб.).

11 ч.16 м. "Blücher" отразил атаку английских легких крейсеров и эскадренных миноносцев.

11 ч. 30 м. "Blücher получил роковое попадание снаряда калибра 343 мм с "Princess Royal" с дистанции 17 300-18 200 м (93-98 каб.) в своё наиболее уязвимое место — горизонтальный проход под броневой палубой, который тянулся почти на одну треть корабля и служил для подачи боеприпасов в две передние бортовые башни. Разрыв снаряда воспламенил около 35-40 зарядов, передвигаемых в проходе по специальному навесному рельсу-транспортеру. Пламя перебросилось через шахты элеваторов передней пары бортовых башен, уничтожив там весь личный состав башенных расчетов. Яркие струи огня и газа вырвались из них, но взрыва снарядов не произошло. Не загорелись также и заряды, находящиеся в латунных пеналах. Вся середина корабля была охвачена пожаром. В этом же бою то же самое произошло с двумя кормовыми линейно-возвышенными башнями "Seydlitz", но сам корабль не погиб.

Этот проход под бронированной палубой также использовался для проведения наиболее важных внутренних коммуникаций, поэтому рулевое управление, машинный телеграф и система управления артиллерийским огнем были сразу же выведены из строя. Кроме того, взрывом повредило главный паропровод третьей кочегарки, в результате чего скорость крейсера упала до 17 узлов.

На "Seydlitz" был принят сигнал с "Blücher": "Все машины вышли из действия". "Blücher" отстал, число попаданий в него росло, но он непрерывно и часто стрелял. Согласно Вильсону, "Blücher" выпустил 300 снарядов калибра 210 мм или 29,4% боекомплекта, но, принимая во внимание, что он в основном вел бой кормовыми башнями, расход снарядов можно считать до 59%.

Но не это явилось причиной его гибели. Корабль вследствие потери скорости отстал от ушедшей вперед 1-й разведывательной группы и оказался перед лицом превосходящих сил противника. Несколько минут спустя флагманский линейный крейсер англичан "Lion" получил несколько попаданий тяжелых снарядов, и в 11 ч. 51 м. ему пришлось выйти из боевой линии, снизив свою скорость до 15 узлов.

Настоящая или демонстративная торпедная атака нескольких немецких эскадренных миноносцев, опасения присутствия немецких подводных лодок, трудности при передаче от одного флагмана другому командования английским оперативным соединением, вызванные тяжелыми повреждениями флагманского "Lion" и уменьшением видимости из-за сильного задымления, и последовавшее за этим неправильное понимание поданных флагманом сигналов — все это вызвало окончание боя между главными силами обеих сторон. Поэтому англичане отвернули от немецкой колонны, в то время как Хиппер решил предоставить тяжело поврежденный "Blücher" его судьбе.

12 ч. 10 м. - 13 ч. 13 м. После выхода из строя "Lion" остальные четыре британских линейных крейсера, перешедшие под командование командира 2-й эскадры линейных крейсеров контр-адмирала Мура (после отказа от преследования немецких кораблей) повернули на "Blücher", и он оказался под сосредоточенным огнем англичан. Британцы пошли добивать беспомощный корабль, позволив остальным уйти.

Мур не осуществил важнейшего принципа: цель боя — уничтожение главных сил противника. Контр-адмирал Хиппер из-за тяжелых повреждений "Seydlitz" и большого расхода боеприпасов не смог прийти ему на помощь. Прекратив в 11 ч. 16 м. огонь, он повернул на юг и продолжал отход в Немецкую бухту. Бой продолжался около трех часов и закончился в 80 милях к западу от Гельголанда.

Хиппера в этом очень трудном решении поддержало донесение с "Blücher", сообщавшее о подходе восьми крупных кораблей англичан. Вероятно, это были несколько линейных кораблей, посланных командующим британским флотом адмиралом Джеллико. Хиппер сообщил о безнадежном положении "Blücher" командующему флотом Открытого моря адмиралу Ингенолю, реакция которого уже не могла изменить окончательную судьбу героического корабля.

Теперь немецкий тяжелый крейсер стал мишенью четырех английских линейных крейсеров. Окутанный легкими желтыми облачками, вызванными разрывами их снарядов, он стрелял из последних уцелевших орудий. Отбиваясь от крейсеров и отражая торпедную атаку четырех английских эскадренных миноносцев, "Blücher" тяжело повредил эсминец "Meteor", но и сам получил два попадания торпед с легкого крейсера "Aurora", флагманского корабля командора Тирвита. Одна торпеда попала в крейсер под носовой башней, другая в кормовое машинное отделение.

Сразу перестало действовать рулевое управление. Заклиненный в крайнем положении руль вынудил почти не имевший хода корабль медленно двигаться по кругу. Кормовая 210-мм орудийная башня единственной среди всех была способна вести огонь. Большая часть его надстроек была разрушена. Один снаряд с грохотом упал рядом с башней, оторвав ствол и цапфы одного из орудий, но другое орудие продолжало стрельбу.

Продержавшись под обстрелом ещё 1,5 часа, "Blücher" продемонстрировал невероятную боевую устойчивость и живучесть. Он затонул на глазах командора Тирвита, наблюдавшего за этим с дистанции 900 м, получив в общей сложности от 70 до 100 попаданий тяжелых снарядов и 7 торпед. Правда, Конвэй говорит о 50 попаданиях снарядов крупного калибра и двух торпед калибра 533 мм.

13 ч. 13 м. В Северном море на широте Техеля в точке с координатами 54°20' N, 5°43' W на расстоянии около 40 миль от голландского побережья "Blücher" опрокинулся на борт, несколько минут плавал вверх килем и затем затонул. Командир корабля фрегатен-капитан Эрдман и старший помощник командира корветен-капитан Росс, тяжело раненные и находящиеся в полубессознательном состоянии около боевой рубки, сползли в воду. В это время около трехсот человек команды корабля, стоя на юте, пели: "Германия, Германия превыше всего..." и песню о немецком флаге "Гордо реет черно-бело-красный флаг... "

Из состава экипажа "Blücher" 281 человек были спасены английскими эсминцами. В то время как "Blücher" лежал на борту и британские эскадренные миноносцы были заняты спасением его команды, над ними появился немецкий самолет № 83 типа Friedrichshafen FF 19 и, не рассмотрев, что это свой же тонущий корабль, осыпал его бомбами.

Из-за этого многие из тонущих не были спасены. Среди спасенных был командир фрегатен-капитан Эрдман. 15 февраля 1915 г. в Эдинбурге он умер от воспаления легких, которым заболел в результате пребывания в холодной войне. 23 из 29 офицеров и 724 из 999 матросов и старшин погибли вместе с кораблем. Двадцать один человек из состава экипажа, включая самого капитана, умерли в плену от полученных ранений и болезней. Всего из состава экипажа погибло 768 человек. Это была чувствительная потеря для немецкого флота, поскольку среди них находилось большое число артиллеристов высокой квалификации.

На вопрос, ушел бы "Blücher" от гибели, если бы не получил этого рокового попадания в машинную установку, имеется только гипотетический ответ. Наличие уже упомянутого прохода для транспортировки боезапаса, на который можно было возложить вину за всё несчастье, едва ли можно было избежать при проектировании корабля. Громоздкая паровая поршневая машинная установка большой мощности при состоянии техники того времени заняла такую значительную часть корабля, что погреба боезапаса можно было разместить только в районе кормовой пары бортовых башен.

После боя у Доггер-банки два адмирала были отстранены от командования. Одним явился английский адмирал Мур, которому пришлось принять на себя тактическое командование английским оперативным соединением после того, как "Lion" с вице-адмиралом Битти на борту был выведен из строя, и сконцентрировать все английские силы против "Blücher", в то время как остальные немецкие корабли ушли от преследования на юго-восток. Другим оказался немецкий командующий флотом адмирал Ингеноль, отстраненный от командования как ответственный за неудовлетворительную подготовку к операции.

Немецкий морской генеральный штаб в своих выводах был полностью согласен с высокой оценкой боевой устойчивости "Blücher": "Роковое попадание в палубу, чьё разрушительное воздействие можно объяснить только чрезвычайно большим углом падения снаряда вследствие большого расстояния, могло быть наверняка таким же смертельным для любого линейного крейсера, поскольку достаточной защиты бронированных палуб против таких попаданий из-за огромных площадей самих палуб на новейших линейных крейсерах создать нельзя".

Английская официальная история морских операций в первой мировой войне отдает должное поведению в бою экипажа "Blücher": "В течение трех часов, когда на крейсере был сосредоточен подавляющий артиллерийский огонь, он ни на минуту не переставал отвечать. Дважды наши легкие крейсера сближались с ним, чтобы уничтожить его, и дважды вынуждены были отойти. В качестве примера дисциплины, мужества, боевого духа его последние часы редко кем были превзойдены. (J.S. Corbett "Морские операции". 1921 г. с. 97-98).

командиры "Blücher"
10.1909 - 09.1910 капитан-цур-зее Curt Freiherr von Rössing
09.1910 - 04.1911 капитан-цур-зее Georg Scheidt
04 - 09.1911 капитан-цур-зее Heinrich Trendtel
09.1911 - 09.1913 капитан-цур-зее Waldemar Pieper
10.1913 - 01.1915 фрегаттен-капитан Alexander Erdmann

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                     

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Kurt Gebeschus: Doggerbank. Kampf und Untergang des Panzerkreuzers "Blücher". Mit 12 Bildern, 8 Zeichnungen und 3 Gefechtskarten. Brunnen-Verlag, Berlin 1935.
3 Axel Grießmer: Große Kreuzer der Kaiserlichen Marine 1906–1918. Konstruktionen und Entwürfe im Zeichen des Tirpitz-Plans. Bernard & Graefe Verlag, Bonn 1996
4 Magnus von Levetzow: Die Seeschlacht an der Doggerbank. Norddeutsche Verlags- und Treuhand-Gesellschaft, Berlin 1927.
5 A. D. Lützow: Marinearchiv. Einzeldarstellungen des Seekrieges 1914–1918. Band 1: Der Nordseekrieg. Doggerbank – Skagerrak. Gerhard Stalling, Oldenburg 1931 (Nachdruck: Melchior-Verlag, Wolfenbüttel 2006).
на английском
6 Staff, Gary: German Battlecruisers of World War One. Seaforth Publishing, Barnsley 2014.
на русском
7 Мужеников В.Б. - Линейные крейсера Германии. Санкт-Петербург, 1997
8 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
9 Кофман В. - Невостребованное совершенство. // журнал "Моделист-конструктор".-2008.-№11.
10 Смирнов Г., Смирнов В. - Эскадренный крейсер-борьба мнений. // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№12.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.03.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1909-1915
Blücher
Гибель "Blücher".
Blücher
"Blücher" в английском справочнике “JANE'S FIGHTING SHIPS" 1909 г.
Blücher
Спуск "Blücher" на воду.
Blücher
Схема боевой рубки "Blücher".
Blücher
Британские эсминцы спасают экипаж "Blücher".
Blücher
Британские эсминцы спасают экипаж "Blücher".
Blücher
"Blücher" на стапеле.
Blücher
"Blücher" на стапеле.
Blücher
"Blücher" с миноносцами в годы войны.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher"
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
Виртуальная модель "Blücher".
Blücher
Повреждения мостика "Blücher" после обстрела Хартлпула.
Blücher
"Blücher"
Blücher
"Blücher" в составе соединения.
Blücher
"Blücher" в Киле.
Blücher
"Blücher" в Киле.
Blücher
"Blücher" в постройке.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
Гибель "Blücher", рисунок.
Blücher
Британские эсминцы спасают экипаж "Blücher".
Blücher
Гибель "Blücher".
Blücher
Гибель "Blücher".
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
Повреждения палубы "Blücher" после обстрела Хартлпула 14 декабря 1914 г.
Blücher
1-я разведгруппа в море. "Blücher" за кормой ""Von der Tann".
Blücher
"Blücher" следует в кильватер "Moltke", 14 декабря 1914 г.
Blücher
1-я разведгруппа в море.
Blücher
Командир "Blücher" Александр Эрдман.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
Старый и новый "Blücher", открытка начала XX века.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" на достройке.
Blücher
"Blücher" на достройке.

Гебхард Либерехт фюрст Блюхер фон Вальстат (нем. Gebhard Leberecht von Blücher, 1742 — 1819). Прусский генерал-фельдмаршал, участник ряда Наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона, победитель при Ватерлоо.

Blücher
Фото сделано с поста центрального автомата управления артиллерийской стрельбой на фок-мачт е"Blücher".
Blücher
"Blücher" в 1912 г.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
"Blücher" на параде в начале службы.
Blücher
"Blücher" в начале службы.
Blücher
Артиллерия "Blücher".
Blücher
Схема бронирования "Blücher".
Blücher
Продольный разрез "Blücher".
Blücher
Blücher
Blücher
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в первоначальном виде.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Blücher
"Blücher" в 1914 г.
Следующая страница - германский большой (линейный) крейсер "Von Der Tann"
Предыдущая страница - германские большие (броненосные) крейсера типа "Scharnhorst"