Оглавление → Крейсера → Броненосный "Blücher"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большой (броненосный) крейсер (Großerkreuzer)
Германия, 1909 г. 1 ед. (проект 1904-1905 гг.) ![]() * Blücher *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
В итоге "Blücher" стал облегченным вариантом дредноута "Nassau", с единым 210-мм калибром. Как и у прототипа, артиллерия ГК размещалась в двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести только восемь орудий.
С 1911 года, почти сразу после вступления в строй, оказавшийся ненужным крейсер использовался в качестве учебного артиллерийского корабля, но после начала войны вошел в состав разведывательных сил Флота наравне с линейными крейсерами.
За 2 часа 53 минуты боя в германский крейсер с минимальной дистанции попали около 70 полубронебойных 343-мм снарядов, нанесших страшные повреждения преимущественно в подводной части, а также 7 торпед. Проявивший исключительную боевую живучесть "Blücher", в свою очередь, выпустил по противнику 300 снарядов главного калибра. После взрывов торпед опрокинувшийся крейсер некоторое время лежал на левом борту, затем перевернулся и в 12.30 затонул. С кораблем погибли 792 человека, в том числе командир — капитан 2 ранга Александр Эрдман. 260 спасшихся, в том числе 45 раненых, подобрали британские эсминцы.
На предыдущем типе крейсеров "Scharnhorst" пошли на усиление артиллерии ГК путём установки дополнительных 4-х орудий в казематах, за счёт батареи среднего калибра, но в целом компоновка осталась прежней. Лучшее решение было найдено при создании следующего корабля, спроектированного в период 1904-1905 гг., как раз перед тем, как военно-морские флоты всех стран в один момент устарели при известии о разработанном проекте британского линейного корабля "Dreadnought" с главной артиллерией одного калибра. Только спуском на воду этого нового линейного корабля можно объяснить последующую задержку постройки крейсера, обозначенного как "официальный проект броненосного крейсера под индексом "Е". Хотя на стапеле корабль находился до 1907 г., калибр его орудий был выбран намного раньше. Фактически броненосный крейсер под индексом "Е", позднее "Blücher", никоим образом не являлся ответом на появление первого английского линейного крейсера. В течение 1904 г., когда идея создания линейного корабля типа "Dreadnought" ещё витала в воздухе, подобной тенденции в развитии броненосных крейсеров вообще не наблюдалось. Находящийся в постройке английский крейсер типа "Defence" был вооружен 4 - 234-мм, 10 - 190-мм орудиями и имел скорость 23 узла. Подобным вооружением и скоростью располагали корабли других крупных морских держав. Франция ("Waldeck-Rousseau", 14100 т, 14 - 194-мм, 23 уз.), Италия ("San Giorgio", 10 - 164 т, 4 - 254-мм, 8 - 190-мм, 23 уз.), Россия ("Рюрик", 15430 т, 4 - 254-мм, 8 - 203-мм, 21 уз.) и США ("Tennessee", 15000 т, 4 - 254-мм, 16 - 152-мм, 22 уз.) имели в то время в составе своих флотов броненосные крейсера. Только японские броненосные крейсера типов "筑波" (Tsukuba) и "鞍馬" (Kurama) были вооружены 4 - 305-мм и 8 - 203 мм орудиями, но развивали скорость не более 21-22 узлов. Как ни скрывали англичане тактико-технические данные своего первого линейного крейсера "Invincible", кое-какая информация о нем все же просочилась в Германию. Предполагало, что "Invincible" станет подобием "Dreadnought", только вместо 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм. Автоматически немцы решили сделать так же. Заложенный броненосный крейсер "Е" был облегченным подобием строящегося в это же время первого германского дредноута "Nassau", но вооруженный не 280-мм, а только 210-мм орудиями. Увы, просочившаяся из Англии информация на деле оказалась дезинформацией. Выяснилось, что "Blücher" никоим образом не соответствует реальной концепции "Invincible". Так же, как и в случае с линейным кораблем "Dreadnought", британцы абсолютно засекретили данные своих новых линейных крейсеров. Но прежде чем это обнаружилось, он уже был в постройке.
В то время, как проект "E3", получивший одобрение императора в марте 1905 г., вернулся к размещению большинства 21-см орудий в каземате, новый проект "E5" снова имел шестиугольную схему размещения в шести башнях. Теперь, однако, бортовые башни были только одноствольными. В апреле 1905 года император вернулся из поездки в Италию, в ходе которой он посетил итальянский флагман, броненосец "Sardegna". Командир "Sardegna" заверил монарха, что новый тип итальянских линкоров (Regina Elena) может развить скорость 22 узла, что очень впечатлило Вильгельма II. Это подтолкнуло его к идее единого типа быстроходного линкора, с которым не мог конкурировать ни один из представленных проектов большого крейсера. Тирпиц пытался отговорить императора от этой концепции, но тем не менее 13 мая тот поручил подготовить проект быстроходного линейного корабля. Государственный секретарь по финансовым, политическим и техническим соображениях настаивал на постройке больших крейсеров, имеющих возможность сражаться в боевой линии. Крейсер с такими возможностями был ближе к стандартному типу. В течение лета 1905 года начали ходить слухи об увеличении размера британских линкоров. Поэтому 19 августа фон Тирпиц просил центральный отдел (M) RMA, увеличить водоизмещение новых линкоров до 16000 тонн, и что бы ограничения, такие как размер шлюзов канала Кайзера Вильгельма, не влияли на этот вопрос. Тем не менее, хотя государственный секретарь и требовал увеличения размеров линкоров (и в меньшей степени крейсеров), он также хотел, чтобы они всё же оставались меньше современных британских и французских проектов, что бы не спровоцировать "гонку размеров". С увеличением водоизмещения в проект большого крейсера можно было включить двенадцать 21-см орудий и более толстую броню при сохранении 23,5-узловой скорости. Эти улучшения отразились в проектах от "E9" до "E11", представленных в сентябре 1905 года. Опыт русско-японской войны показал уязвимость крупных военных кораблей от мин и торпед, поэтому конструкция "E11" имела бронированные противоторпедные переборки толщиной до 30 мм и увеличенное количество отсеков. Это привело к росту водоизмещения до 15000 тонн. Тем не менее, со стоимостью 26,2 миллиона марок, "E11" всё ещё помещался в рамки бюджета (27,5 миллиона марок). На конференции RMA 22 сентября 1905 года неопределенность в отношении типа была преодолена: проект линкора должен был иметь 18.000 тонн водоищмещения с двенадцатью 28-см орудиями в шести башнях, а в основу конструкции крейсера должен был лечь проект "E11". Менее чем через неделю Баурат (офицер-строитель, иногда переводится как военно-морской архитектор) Бюркнер представил дополнительные усовершенствования для "E11" и получившийся в результате проект "E15" был утвержден кайзером 4 октября 1915 года.
7 мая 1906 года начальник отдела строительства, вице-адмирал фон Эйкштедт, представил проект "16В" (пересмотренный вариант "E15"). Конструкция получила ряд усовершенствований, в том числе увеличенную длину, что позволяло увеличить скорость до 24 узлов, больше пространства между бортом корпуса и торпедной перегородкой и большую длину бронированного пояса. Тем не менее, от установки турбины пришлось отказаться, потому что перепроектирование под неё должно было занять примерно три месяца. На встрече 22 мая для принятия окончательного решения по крейсеру "E", отдел строительства наконец смог определить внешний вид судна. При этом количество труб было уменьшено до двух. 21 июня Кайзер подписал строительное задание на постройку большого крейсера 1906 г. = "E". По сравнению со своими иностранными соперниками, крейсер оказался значительно более крупным. Проектная скорость была достаточно высокой, и выбор артиллерии главного калибра из двенадцати скорострельных морских орудий калибра 210 мм оказался довольно удачным. Как и у англичан, было разделение артиллерии на два калибра — главный и противоминный. Стало очевидно, что корабль вполне пригоден для выполнения предназначенных в то время для броненосных крейсеров задач, таких как поддержка разведки во время боевых действий соединения флота и крейсирование в заграничных водах.
12 июля атташе подтвердил свою новость. Главное управление военно-морского флота и морской министр Тирпиц оказались перед очень трудным решением. Теоретически стало ясно, что новый немецкий броненосный крейсер водоизмещением 15 842 т значительно уступает новому британскому линейному крейсеру водоизмещением 17 600 т, хотя тот был крупнее всего на 1 800 т, но вооружен орудиями калибра 305 мм. Остановка его постройки и разборка могли оказаться напрасными. К этому надо добавить потерю времени, необходимого для ознакомления инженеров немецких проектных департаментов с английским проектом, поскольку проектирование немецких линейных крейсеров находилось ещё в самом начале. Но как раз эта потеря времени была самой чувствительной. RMA был вынужден снова вернуться к обсуждению пректа крейсера "Е". Варианты увеличения главного калибра до 24 см уже были изучены в проектах от "E17" до "E23", и было установлено, что они выходят за пределы бюджета крейсера "E". Так же должно быть улучшено бронирование, чтобы противостоять 12-дюймовым снарядам. Однако, постройка броненосного крейсера "Е" уже значительно продвинулась вперед. Кроме корпуса корабля, в работе был большой задел по машинной установке, вооружению и бронированию, так что при огромной стоимости этих механизмов их пришлось бы разбирать на металлолом. Это не нашло бы понимания у рейхстага и общественности Германии. Единственной альтернативой оставалась постройка крейсера "E" таким, каким он был разработан. Положение в классе броненосных крейсеров немецкого военно-морского флота в этот момент было катастрофическим. Типы "Prinz" (1900-02 гг.) и "Roon" (1903-04 гг.) явно устарели, а тип "Scharnhorst" (1906 г.) был предназначен для использования в заграничных водах. Можно было надеяться, что с помощью "Blücher" это расстояние, как выразился морской министр Тирпиц, до готовности уже находящихся в проектировании линейных крейсеров, начиная с "Von Der Tann", легче будет преодолеть, чем в случае, если постройку "Blücher" остановить полностью. Поэтому Тирпиц решился на продолжение строительства. Он был абсолютно убежден, что речь идет о вынужденном решении, из которого следует, и это он заблаговременно предусмотрел, что корабль вскоре будет выведен из состава флота и использован как "учебный". В любом случае, материалы и вооружение уже были заказаны и частично изготовлены, а 21 февраля 1907 года киль крейсера "Е" был заложен на императорской судоверфи в Киле. Так появился самый противоречивый и спорный в своей основе корабль военно-морского флота Германии — броненосный крейсер "Blücher". С тех пор он снова и снова приводился как пример неудачной судостроительной политики морского министра адмирала Тирпица, чему не в меньшей мере способствовали события его гибели. Оценка "Blücher" как неудачного корабля, что можно встретить довольно часто, вызвана, вероятно, двумя причинами. Первая — сравнение его с английским линейным крейсером "Invincible", вторая — его гибелью в бою у Доггер-банки 24 января 1915 г.
Чтобы усилить его боевую мощь, было решено из шести двухорудийных башен калибра 210 мм две башни установить в носу и в корме в диаметральной плоскости и по две башни в середине корабля у каждого борта рядом с броневым поясом, который защищал нижнюю часть башенных установок. При таком расположении башен в линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести. Носовая и кормовая башни имели сектор обстрела, ограниченный 240°, а бортовые башни — 160°. Таким образом, суммарный сектор всех башен составлял 1120°. При этом в различных секторах обстрела действовало разное число орудий главного калибра: сектор обстрела 0-30° — 6 орудий, 30-150° — 8 орудий, 150-180° — 6 орудий. Таким образом, по сравнению с "Scharnhorst", артиллерия главного калибра была увеличена на 50%. На корабле стояли 12 скорострельных 210-мм орудий новой модели с длиной ствола 45 калибров (9450 мм) против 40 у "Scharnhorst". Они имели угол склонения -5°, угол возвышения +30°, что обеспечивало дальность стрельбы 19 100 м. Боекомплект составлял 1020 снарядов или по 85 на орудие. Скорострельность — 4 выстрела в минуту (через каждые 15 секунд).
Артиллерия среднего калибра состояла из 8 скорострельных орудий калибра 150 мм новой модели с длиной ствола 45 калибров (6750 мм) против 40 у "Scharnhorst" с максимальной дальностью стрельбы 13500 м. Боекомплект составлял 1320 снарядов или по 165 на орудие.
На корабле имелось торпедное вооружение из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: один носовой, два бортовых и один кормовой с общим боекомплектом из 11 торпед.
Впервые была предусмотрена новейшая противоторпедная защита в виде проходящей почти вдоль всей длины цитадели противоторпедной переборки толщиной 35 мм. Кроме того, в отличие от кораблей последующей постройки, в этом же районе также располагалось отделение бортового подводного торпедного аппарата. Допотопный и бесполезный пробковый коффердам убрали. Во время постройки на корабле поставили противоторпедные сети, которые в 1913 г. сняли. В пяти главных котельных отделениях, расположенных в один эшелон, находились 18 котлов типа Шульц-Торникрофт (немецкий военно-морской тип) с двусторонней топкой и площадью нагрева 7638 кв.м, обеспечивающие давление пара 16 кгс/кв.см. Мощность паровой машинной установки, по сравнению с "Scharnhorst", была увеличена на 30%, что повысило скорость крейсера на 1,5 узла. В трех машинных отделениях установили по одной вертикальной четырехцилиндровой паровой поршневой машине тройного расширения, которые вращали три вала с четырехлопастными винтами. Средний винт имел диаметр 5,3 м, два крайних — 5,6 м. Номинальная проектная мощность на валах составляла 32 000 л.с. или 1,83 л.с./т полного водоизмещения, что при частоте вращения гребных валов 122 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 24,5 узла. При испытаниях на Нойкругской мерной миле паровые машины развили форсированную мощность 38 323 л.с. (более контрактной на 20%), что при частоте вращения гребных валов 123 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 25,4 узла.
Обычные паровые поршневые машины, как и на кораблях более ранней постройки с вертикальным расположением цилиндров нескольких различных диаметров, требовали для своего размещения довольно много места, главным образом, по высоте. В результате значительную часть внутреннего пространства крейсера пришлось использовать для их размещения, что вынуждало проектировщиков располагать орудийные башни ближе к оконечностям и бортам корпуса корабля. В то же время бортовые башни орудий калибра 210 мм необходимо было установить как можно дальше от палубной надстройки и мостика, чтобы при стрельбе в самой надстройке и боевой рубке не создавать излишнего шумового эффекта и ударной волны. Это можно было сделать только при размещении башен над котельным отделением. Поскольку только между котельным и машинным отделениями имелось место для погребов боезапаса бортовых башен, эти погреба разместили в районе задней пары бортовых башен. Доставка боезапаса к передней паре бортовых башен осуществлялась через специальный сквозной проход вдоль диаметральной плоскости корабля на броневой палубе. Два подъёмника снабжали снарядами и зарядами все четыре бортовые башни, что оказалось неудачным конструктивным решением и в бою привело к роковому исходу. Но, поскольку тяжелый крейсер "Е" должен был использоваться как учебный артиллерийский корабль для проведения опытных артиллерийских стрельб, его построили с этим дефектом, чтобы выявить преимущества и недостатки проекта. Это решение определило трагическую судьбу "Blücher". Его дальность плавания равнялась 6 600 миль при скорости 12 узлов или 3 520 миль при скорости 18 узлов. Нормальный запас угля составлял 900 т, полный, согласно Грёнеру 2 510 т, согласно Конвэю 2 260 т. Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 000 кВт, напряжением 225 В. Конструкция корпуса крейсера была примечательна тем, что на нем впервые установили доковые кили, так как до этого корабли устанавливали только на средний киль. Причиной этого стали повышенные, по сравнению с "Scharnhorst", перерезывающие напряжения корпуса корабля вследствие увеличенной почти на 3 м ширины, а также расположенные далеко от диаметральной плоскости веса бортовых башен. По сравнению с "Scharnhorst", резко бросались в глаза многие новшества внешнего вида "Blücher". От устаревшего тарана окончательно отказались. Хотя форштевень остался всё ещё выступающим, он больше не имел ярко выраженного таранного контура. Средняя надстройка также была ликвидирована. Громоздкие мачты с марсами заменили легкими полыми трубчатыми. Число дымовых труб уменьшили с четырех до двух. Число прожекторов было увеличено, и их объединили в две группы. Только передняя боевая рубка в основном сохранила свою прежнюю форму. Корабль имел один руль, обладал хорошими мореходными качествами, был слегка склонен к килевой качке, подвержен сильной бортовой, имел плавный ход, хорошую маневренность, нормальную циркуляцию, но тяжело поворачивал. После отклонения руля на угол больше 55° наступала потеря управляемости, при этом возникал крен до 10°. Метацентрическая высота составляла 1,63 м. остойчивость была максимальной при 37° крена и нулевой при 79°, дифференцирующий момент на 1 м — 21670 т. Многие из этих нововведений можно было найти у линейного корабля "Nassau". Хотя известно, что "Blücher" спроектировали почти за год до "Nassau", что также говорит относительно их первенства. Впрочем, оба типа кораблей продемонстрировали относительно большое увеличение водоизмещения, по сравнению со своими предшественниками, которое когда-либо было произведено в немецком военно-морском флоте, 36,5% у "Blücher" и 43 % у "Nassau". Экипаж корабля, согласно Конвэю насчитывал 847 человек и в бою у Доггер-банки 1028. Согласно Грёнеру экипаж состоял из 853 человек (из них 41 офицер). Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 76 человек (из них 14 офицеров). Всего 929 человек. Согласно Гильдебранду экипаж составлял 895 человек (в качестве учебного артиллерийского корабля — 761 человек). Корабль имел в качестве плавсредств два больших паровых катера, три малых паровых катера, 2 баркаса, два катера и 1 ял.
Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Изменения Впоследствии крейсер (в виде опыта) впервые в кайзеровском военно-морском флоте получил треногую фок-мачту, установленную в 1913-1914 гг. на Государственной верфи в Киле.
Корабль строился по кораблестроительной программе 1906 года на Государственной верфи в Киле под индексом "Е" (строительный номер — 33). Киль корабля был заложен 21 февраля 1907 г.
Испытания "Blücher", первым командиром которого стал капитан 1-го ранга фон Россинг, продолжались так долго, что крейсер лишь 27 апреля 1910 г. вступил в состав флота. Стоимость его постройки составила 28 532 тыс.марок или 14 266 тыс. рублей золотом. Интересно то, что в 1910 г. в связи с намерением Турции купить немецкие боевые корабли в прессе появилось сообщение, что возникал вопрос и о продаже "Blücher". Тогда все же остановились на продаже только броненосцев "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg".
Эта протекающая обычным порядком служба корабля в западной части Балтийского моря в апреле 1912 г. была прервана специальным заданием. "Blücher" вместе с броненосцем "Elsaß", входящим в состав 1-й эскадры, послали к Фарерским островам и с разрешения датского правительства с 10 по 21 апреля 1912 г. в Фуглё-фиорде с большим успехом провели боевые стрельбы на дальние дистанции с управлением от гиростабилизирующих приборов. 24 апреля 1912 г. корабли возвратились назад в Киль.
В первой половине марта 1913 г. "Blücher" ушел в Северное море, чтобы в районе между Куксхафеном и Гельголандом, используемым как полигон, провести учебные стрельбы в открытом море.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
После установки на марсе системы фирмы Сименс на "Blücher" стало действовать дистанционное целеуказание. Установку закончили в сентябре 1913 г. и во время испытаний провели сотни выстрелов из орудий офицерами и унтер-офицерами морской артиллерийской школы в Зондербурге. До начала войны 1914 г. крейсер больше не вводили в состав флота Открытого моря.
В этой операции, кроме "Blücher", должны были принять участие семь линейных кораблей 4-й эскадры (флагманский линкор "Wittelsbach", командующий эскадрой вице-адмирал Шмидт) из состава флота Открытого моря и часть легких сил. В легкие силы входили легкие крейсера "Straßburg", "Augsburg", "Gazelle", "Amazone" и "Stuttgart" под командованием "флагмана передового отряда". Командующий морскими силами Балтийского моря гросс-адмирал принц Генрих Прусский, лично на "Blücher" возглавивший оперативное соединение, прошел вместе с линкорами "Braunschweig", "Elsaß" и легким крейсером "Straßburg" западнее острова Готланд, линкоры "Wittelsbach", "Schwaben", "Wettin", "Zähringen" и "Mecklenburg" с тремя легкими крейсерами контр-адмирала Беринга — восточнее этого же острова до широты финских шхер. Русских крейсеров они здесь не обнаружили. 6 сентября немецкие эскадренные миноносцы разрушили маяк на острове Богшер. Во второй половине дня 6 сентября 1914 г. перед устьем Финского залива легкий крейсер "Augsburg" вступил в перестрелку с патрулирующими здесь русскими однотипными крейсерами "Баян" и "Паллада", которые тоже обнаружили немецкие корабли и легли на курс сближения с ними. "Augsburg" уклонился от боя и стал уходить на юго-запад, пытаясь навести русские крейсера на свои главные силы. Выдвинувшийся с севера из района финских шхер "Blücher" пытался атаковать эти русские крейсера и, сблизившись для вступления с ними в бой, обстреливал их в течение 5 минут на дистанции от 14 700 м до 17 800 м. Русские не отвечали и отошли в устье Финского залива за своё минное заграждение, куда "Blücher" не решился последовать, поскольку ему было неизвестно точное местонахождение прохода в минном заграждении русских.
8 сентября 1914 г. немецкие корабли отозвали к Гельголанду ввиду угрозы нападения англичан, поэтому "Blücher" был возвращен в Северное море в состав 1-й разведывательной группы, состоящей из одних линейных крейсеров. 9 сентября 1914 г. "Blücher" и крупные немецкие корабли снова были в Киле. "Straßburg" и эсминцы 2-й и 6-й флотилий также вернулись назад в Северное море. В этот период немецкое военно-морское командование провело в Северном море ряд операций силами 1-й разведывательной группы под командованием контр-адмирала Хиппера. Поддержка осуществлялась 2-й разведывательной группой. Операция "J-1"
Операция "J-2"
Встреченные в этот раз у побережья четырьмя английскими эскадренными миноносцами "Doon"","Waveney", "Test" и "Moy" (1905 г., 550 т, 1 - 76-мм, 2 - 457-мм торпедных аппарата, 25 уз.), немецкие линейные крейсера обстреляли города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Противодействие английских эскадренных миноносцев, их неудачная попытка выйти в торпедную атаку не смогли удержать линейные крейсера достаточно далеко от намеченной позиции обстрела. "Blücher" первым из немецких кораблей открыл огонь. Совместно с "Seydlitz" и "Moltke" они обстреляли город Хартлпул, центральный док, находящиеся в гавани старые крейсера "Patrol" и "Forward" и трехорудийную береговую батарею. В ответ британская береговая батарея выпустила по кораблям 123 снаряда калибра 152 мм, добившись восьми попаданий (6,5%).
В 8 ч. 50 м. 16 декабря 1914 г. немецкие корабли прекратили огонь и ушли, а в 11 ч. 00 м. этого богатого событиями дня немецкое оперативное соединение и флот Открытого моря под командованием адмирала Ингеноля вновь соединились на полпути домой. "Blücher" прошел через Кильский канал (тогда ещё носящий имя кайзера Вильгельма) для ремонта и замены двух 88-мм орудий. Он вернулся в Вильгельмсхафен ещё до конца 1914 г.
Инженеры и техники фирмы Сименс, налаживающие систему управления артиллерийским огнем, закончили работу и покинули корабль по приказу помощника командира корабля, который уже знал о времени проведении следующей боевой операции, ставшей для "Blücher" последней. В это время "Blücher" вместе с линейными крейсерами "Seydlitz" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Derfflinger" и "Moltke" стоял на якоре на рейде Шиллинг у входа в залив Яде в готовности к выходу в море.
В первой половине января 1915 г. общая ситуация в Северном море несколько разрядилась, поэтому было сокращено время пребывания в повышенной боевой готовности сил, предназначенных по приказу немедленно выйти на проведение операции из Вильгельмсхафена и бухты Яде. Стояла такая плохая погода, что рейд линейных крейсеров, намеченный на 21 января 1915 г. против Фёрт-оф-Форта (Шотландия), был отменен. Линейный крейсер "Von Der Tann" сроком на 20 дней был поставлен в док Вильгельмсхафена для текущего ремонта. 3-я эскадра линейных кораблей, в большинстве состоящая из новейших линкоров типа "Kaiser" и "König", прошла Кильским каналом в Балтийское море для проведения боевой подготовки недавно введенных в строй кораблей. Тем временем командующий флотом Открытого моря в Вильгельмсхафене перенёс свой флаг на борт додредноута "Deutschland".
Хотя фон Ингеноль имел по этому поводу разногласия с Экерманом, он одобрил рейд 1-й и 2-й разведывательных групп против английских легких сил и разведывательных судов, замаскированных под рыбаков. Хиппер понимал всю опасность ситуации, в которую мог попасть он и подчиненные ему корабли, так как в последние пять месяцев постоянно наблюдались пять английских линейных крейсеров. Эти пять новейших кораблей означали тот факт, что их было на два больше, чем у него, поскольку "Blücher" не был равным им кораблем по составу артиллерии главного калибра.
Но приказ был отдан, и в 17 ч. 45 м. 23 января 1915 г. три немецких линейных крейсера "Seydlitz" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Derfflinger" и "Moltke", тяжелый крейсер "Blücher", четыре легких крейсера "Graudenz", "Stralsund", "Rostock", и "Kolberg" и 19 эскадренных миноносцев 2-й флотилии, 2-й и 18-й полуфлотилий покинули бухту Яде. Англичане имели возможность своевременно расшифровывать весь текущий радиообмен немецкого военно-морского флота. Сюда входили приказы, отданные в связи с изменением степени боевой готовности, время докования "Von Der Tann" и другие подробности и распоряжения, отданные при подготовке к рейду. Так, в 10 ч. 25 м. 23 января 1915 г., когда 1-я и 2-я разведывательные группы находились в базе, Хиппер по радио получил приказ, определявший задачу эскадры, состав сил, время выхода и время возвращения. Следствием этой дешифровки было сосредоточение рано утром 24 января 1915 г. у Доггер-банки пяти английских линейных крейсеров 1-й эскадры вице-адмирала Битти ("Lion"— 1912 г., 26 270 т, 8 - 343-мм, 16 - 102-мм, 27 уз., "Tiger" — 1914 г., 28 430 т, 8 - 343-мм, 12 - 152-мм, 28 уз., "Princess Royal" — 1912 г, (типа "Lion") и 2-й эскадры линейных крейсеров контр-адмирала Мура ("New Zealand" — 1912 г., 18500 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз. и "Indomitable" — 1908 г., 17373 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз., "Queen Mary" находился в доке в Портсмуте, "Invincible" в Гибралтаре, "Inflexible" в Средиземном море), семи легких крейсеров в составе 1-й эскадры легких крейсеров Гудинафа ("Southampton", "Birmingham", "Nottingham", "Lowestoft"), отряда легких крейсеров командора Тирвита ("Arethusa", "Aurora", "Undaunted") и 34 эскадренных миноносцев. Гранд Флиту в составе нескольких эскадр английских линейных кораблей было приказано прибыть туда же как можно скорее, и Хиппер шел 15-узловым ходом прямо в ловушку. Оперативные соединения противников столкнулись между собой в 8 ч. 00 м. по среднеевропейскому времени этого же дня или в 7 ч. 00 м. по гринвичскому. Начали крейсера охранения. В период между 8 ч. 15 м. и 8 ч. 25 м. легкий крейсер "Kolberg" и немецкие эскадренные миноносцы обменялись несколькими залпами с английским крейсером "Aurora" и сопровождавшими его эсминцами. Получив донесение своих крейсеров и под впечатлением радиоперехвата переговоров противника, указывающих на присутствие Гранд Флита в море, Хиппер решил повернуть свое оперативное соединение на обратный курс в надежде завлечь противника во внутреннюю часть Северного моря (к берегам Германии), где он мог рассчитывать на поддержку флота Открытого моря. Ветер дул с востока, заходя немного к северу, силой от 3 до 4 баллов, небо облачное, море довольно спокойное, видимость от 8 до 10 миль. Соединение Хиппера находилось в это время приблизительно в 125 милях от Гельголанда. Продолжая идти на юго-восток, Хиппер увеличил ход до 21 узла, так как британские корабли быстро приближались.
Вице-адмирал Битти с линейными крейсерами обходил немцев с правого борта с тем, чтобы оказаться между ними и их базами, а Гуденаф со своими четырьмя легкими крейсерами держался левее немцев. Вначале Битти увеличил ход до 26 узлов, затем до 27 и наконец до 28. Большие корабли обеих сторон сближались всё больше и больше. В 9 ч. 52 м. Битти назначил ход 29 узлов, хотя это было выше действительной скорости его кораблей. Тем не менее команды кораблей, возбужденные близостью противника, сделали невозможное, и приказ был выполнен. Однако 2-я эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Мура в составе "New Zealand" и "Indomitable" начала отставать. 9 ч. 52 м. Медленно приближавшийся флагманский линейный крейсер вице-адмирала Битти "Lion"дал первый залп по "Blücher" с расстояния 20400 м (110 каб.). Залп упал с недолетом.
10 ч. 12 м. Произошло первое попадание в "Blücher", он сел кормой, вероятно, вследствие полученной большой пробоины. До 10 ч. 14 м. "Lion", "Tiger" и "Princess Royal" стреляли преимущественно по "Blücher". 10 ч. 18 м. "Blücher" начал отвечать на огонь 1-ой эскадры английских линейных крейсеров с дистанции 17 000 -17 500 м (92-94 каб.). 11 ч.16 м. "Blücher" отразил атаку английских легких крейсеров и эскадренных миноносцев.
Этот проход под бронированной палубой также использовался для проведения наиболее важных внутренних коммуникаций, поэтому рулевое управление, машинный телеграф и система управления артиллерийским огнем были сразу же выведены из строя. Кроме того, взрывом повредило главный паропровод третьей кочегарки, в результате чего скорость крейсера упала до 17 узлов.
Но не это явилось причиной его гибели. Корабль вследствие потери скорости отстал от ушедшей вперед 1-й разведывательной группы и оказался перед лицом превосходящих сил противника. Несколько минут спустя флагманский линейный крейсер англичан "Lion" получил несколько попаданий тяжелых снарядов, и в 11 ч. 51 м. ему пришлось выйти из боевой линии, снизив свою скорость до 15 узлов.
Мур не осуществил важнейшего принципа: цель боя — уничтожение главных сил противника. Контр-адмирал Хиппер из-за тяжелых повреждений "Seydlitz" и большого расхода боеприпасов не смог прийти ему на помощь. Прекратив в 11 ч. 16 м. огонь, он повернул на юг и продолжал отход в Немецкую бухту. Бой продолжался около трех часов и закончился в 80 милях к западу от Гельголанда.
Теперь немецкий тяжелый крейсер стал мишенью четырех английских линейных крейсеров. Окутанный легкими желтыми облачками, вызванными разрывами их снарядов, он стрелял из последних уцелевших орудий. Отбиваясь от крейсеров и отражая торпедную атаку четырех английских эскадренных миноносцев, "Blücher" тяжело повредил эсминец "Meteor", но и сам получил два попадания торпед с легкого крейсера "Aurora", флагманского корабля командора Тирвита. Одна торпеда попала в крейсер под носовой башней, другая в кормовое машинное отделение.
Продержавшись под обстрелом ещё 1,5 часа, "Blücher" продемонстрировал невероятную боевую устойчивость и живучесть. Он затонул на глазах командора Тирвита, наблюдавшего за этим с дистанции 900 м, получив в общей сложности от 70 до 100 попаданий тяжелых снарядов и 7 торпед. Правда, Конвэй говорит о 50 попаданиях снарядов крупного калибра и двух торпед калибра 533 мм. 13 ч. 13 м. В Северном море на широте Техеля в точке с координатами 54°20' N, 5°43' W на расстоянии около 40 миль от голландского побережья "Blücher" опрокинулся на борт, несколько минут плавал вверх килем и затем затонул. Командир корабля фрегатен-капитан Эрдман и старший помощник командира корветен-капитан Росс, тяжело раненные и находящиеся в полубессознательном состоянии около боевой рубки, сползли в воду. В это время около трехсот человек команды корабля, стоя на юте, пели: "Германия, Германия превыше всего..." и песню о немецком флаге "Гордо реет черно-бело-красный флаг... "
После боя у Доггер-банки два адмирала были отстранены от командования. Одним явился английский адмирал Мур, которому пришлось принять на себя тактическое командование английским оперативным соединением после того, как "Lion" с вице-адмиралом Битти на борту был выведен из строя, и сконцентрировать все английские силы против "Blücher", в то время как остальные немецкие корабли ушли от преследования на юго-восток. Другим оказался немецкий командующий флотом адмирал Ингеноль, отстраненный от командования как ответственный за неудовлетворительную подготовку к операции. Немецкий морской генеральный штаб в своих выводах был полностью согласен с высокой оценкой боевой устойчивости "Blücher": "Роковое попадание в палубу, чьё разрушительное воздействие можно объяснить только чрезвычайно большим углом падения снаряда вследствие большого расстояния, могло быть наверняка таким же смертельным для любого линейного крейсера, поскольку достаточной защиты бронированных палуб против таких попаданий из-за огромных площадей самих палуб на новейших линейных крейсерах создать нельзя". Английская официальная история морских операций в первой мировой войне отдает должное поведению в бою экипажа "Blücher": "В течение трех часов, когда на крейсере был сосредоточен подавляющий артиллерийский огонь, он ни на минуту не переставал отвечать. Дважды наши легкие крейсера сближались с ним, чтобы уничтожить его, и дважды вынуждены были отойти. В качестве примера дисциплины, мужества, боевого духа его последние часы редко кем были превзойдены. (J.S. Corbett "Морские операции". 1921 г. с. 97-98).
|
Гебхард Либерехт фюрст Блюхер фон Вальстат (нем. Gebhard Leberecht von Blücher, 1742 — 1819). Прусский генерал-фельдмаршал, участник ряда Наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона, победитель при Ватерлоо.