1869 / 1874 / 1875 / 1876 / 1877 / 1878 / 1879 / 1880 / 1881 / 1882 / 1883 / 1884 / 1885 / 1886 / 1887 / 1888 / 1889 / 1890 / 1891 / 1892 / 1893 / 1894 / 1895 / 1896 / 1897 / 1898 / 1899 / 1900 / 1901 / 1902 / 1903 / 1904 / 1905 / 1906 / 1907 / 1908 / 1909 / 1910 / 1911 / 1912 / 1913
контр-адмирал Карл Фердинанд Бач ![](/deutsch/schlachtschiff/images/03_karl/D-Panzerschgeschw_Playmouth_1876-deut-karl-kron-kaiser.jpg) |
К концу правления султана Абдул Азиза ситуация в Турции становилась все более нестабильной. Внутренние трудности, особенно на Балканах, привели к нападениям на христиан, однако напряженность между крупнейшими европейскими державами не позволяла им вмешаться. Послы, аккредитованные в Константинополе, ревностно следили за соблюдением деталей Парижского договора, обеспечившего суверенитет Турции над проливами. Германия даже не воспользовалась предоставленной в этом договоре возможностью постоянного размещения двух кораблей у Констанополя, в данный момент там стояла только канонерская лодка Meteor. Тем не менее рейхсканцлер запросил у послов в Константинополе (фр. фон Вертера) и в Афинах (фон Радовица) доклады о возможном использовании в водах Леванта более крупных немецких кораблей. Штош, узнав об этом, попытался воспрепятствовать отправке учебной эскадры и обратился непосредственно к кайзеру Вильгельму. Когда Бисмарк получил информацию от кайзера об этом, совершенном без его ведома, действии, ним и главой Адмиралтейства возник новый конфликт.
Тем временем ситуация на Балканах значительно ухудшилась. Этому способствовало восстание в Герцеговине (поддержанное Черногорией и Сербией, революция в Болгарии и т. д.), а убийство немецкого консула Эббота в Салониках привело к кульминации напряженности. Канцлер по-прежнему сохранял осторожность. Германские мероприятия (отправка в Эгейское море гладкопалубного корвета Medusa из Вест-Индии и перенаправление в Константинополь канонерской лодки Nautilus, находившейся в Порт-Саиде по пути в Восточную Азию) были проведены весьма незаметно. Броненосцы, конечно, были введены в кампанию, но не экстренно, а для давно запланированных манёвров в домашних водах.
Ситуация изменилась лишь 11 мая, после встречи в Берлине канцлера Германии с министром иностранных дел России князем Горчаковым и министром иностранных дел Австро-Венгрии графом Андраши, когда эти три крупнейшие державы взяли на себя обязательства по сохранению целостности Турции в так называемом «Берлинском меморандуме» (к нему присоединились Франция и Италия, только Великобритания высказала оговорки). Бисмарк теперь открыто потребовал как можно быстрее отправить учебную эскадру броненосцев в Левант, чтобы Германия присутствовала там на равных с другими крупными державами и могла заставить Турцию выплатить компенсацию за убийство консула. Штошу пришлось сдаться.
22 мая эскадра вышла из Вильгельмсхафена под командованием контр-адмирала Карла Фердинанда Батча в составе броненосцев Deutschland, Kaiser, Kronprinz и Friedrich Karl в сопровождении авизо Pommerania.
В её штаб вошли: командир - начальник штаба Адмиралтейства контр-адмирал Бач (Batsch), начальник штаба - корветтен-капитан Шрёдер (Wilhelm Schröder), флаг-офицер - лейтенант-цур-зее Криз (Kries), врач эскадры - штабврач ВМФ доктор Хюте (Dr. Hüthe), эскадренный машинный инспектор - старший нженер Бюддинг (Büdding).
30 мая при выходе из Плимута отказала машина на Deutschland, попытка буксировки с помощью Kaiser не удалась и какое-то время корабль шёл под парусами. На следующий день машину смогли запустить, но отказы повторялись на протяжении всего пути. В конце пути на Deutschland также разразилась эпидемия кори.
Эскадра шла через Плимут, Гибралтар и Ла-Валлетту. В начале июня в Гибралтаре к эскадре также присоединилась канонерка Comet, предназначенная в качестве Средиземноморского стационера.
По пути 12 июня Pommerania остановилась в Алжире, что стало одной из первых остановок немецкого военного корабля во французском порту после франко-прусской войны. 25 июня эскадра прибыла в Салоники, где к ней присоединился вызванный из Вест-Индии корвет Medusa, который ждал их там уже с 15 мая. Там-же находились корабли всех подписавших Берлинский меморандум государств, а также британское соединение. Немецкий адмирал действовал вместе с французскими, русскими, австрийскими и итальянскими кораблями.
В середине июля Medusa была отпущена из соединения и ушла продолжать свой поход по Средиземному морю, чтобы завершить программу обучение юнг, а в конце июля Comet отправилась к месту службы в Константинополь.
Политическая ситуация в Турции еще более осложнилась. Султан Абдул-Азиз был свергнут и покончил жизнь самоубийством. Через короткий переходный период его сменил Абду-у-Хамид II. Среди представителей Международного флота также были заявления, что Великобритания играет особую роль, потому что опасались, что Россия за спиной Германии и Франции намеревалась добиться изменения договора 1856 года относительно права прохода через Турецкие проливы. Однако сами переговоры с Турцией о компенсации за убийство велись довольно энергично, формальности были согласованы 11 августа. Салют флагам Германии и Франции 21 августа официально завершил процесс.
Когда в конце июля соглашение стало очевидным, Адмиралтейство и министерство иностранных дел вступили в конфликт в Берлине. Штош хотел как можно скорее вернуть всю эскадру, с одной стороны, потому что в его бюджете не было финансов для длительного пребывания кораблей за границей, а с другой стороны, потому что нужно было проводить запланированную военную подготовку экипажей, однако Министерство иностранных дел сочло необходимым дальнейшее присутствие эскадры в турецких водах. В конце концов был достигнут компромисс. Помимо того, что министерство иностранных дел взяло на себя большую часть расходов, оно еще и предусмотрело, что в Средиземноморье должна остаться только часть эскадры, а Kaiser и Deutschland, а также корвет Medusa могли вернутся домой. Бетч, получивший от рейхсканцлера благодарность за свое благоразумное поведение, 19 августа передал командование командиру Friedrich Karl Пшевизинскому в качестве коммодора и отбыл на родину. Другие два броненосца оставались в Средиземноморье до конца года.
Pommerania оставались в восточном Средиземноморье, сначала у Леванта, а затем в Смирне, до 15 ноября, когда её сменила канонерка Comet. 4 декабря Pommerania ушла в столицу Османской империи Константинополь для службы вторым кораблем-станцией, в то время, как Kronprinz 20 декабря отправился домой и достиг Вильгельмсхафена 31 января 1877. Friedrich Karl ушёл домой только 4 марта 1877 года.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
Страница составлена на основе материалов этого сайта |
последнее обновление: 04.12.2024
|