ОглавлениеЗаградители и тральщики → Минный транпорт "Rhein"

  Заградители и тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Транспорт, с 1883 минный заградитель
(Transporter, Streuminendampfer)

 Rhein 


Германия, 1867 г. 1 ед.

 

*
Rhein
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Rhein <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 55 ? сперва транспорт - тендер, с 1883 - минный закградитель, с 1888 учебный заградитель (Minenschulschiff), с 1896 минно-испытательный корабль (Minenversuchsschiff), 24.06.1911 исключён, учебный блокшив и плавмастерская для тральщиков в Куксхафене, 11.08.1920 продан в Рённебеке, перестроен в баржу.
7.09.1867
17.10.1867
ТТХ
Водоизмещение нормальное 398 т
полное 482 т
регистровое 353 брт
Размерения длина ВЛ 44,0 м
полная 47,1 м
ширина 6,01 м
осадка 3,24 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 2,5 м
? 1 вертикальная 2-цилиндровая ПМ простого расширения
1 коробчатый ПК (3 топки, 5 атм.)
мощность 200 л.с.
Ходовые данные скорость 9 уз., на испытаниях 9,7 уз. при 273 л.с.
запас топлива 39 т. угля
дальность плавания 1470 миль (на 7 узлах)
Экипаж как З/М 81 чел. (1 офицер, 80 матросов)
позже 50 чел. (без офицеров)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 1 палуба, 4 отсека
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
ВООРУЖЕНИЕ
в 1883
2 - 37 мм револьверных пушки
100 мин

 

В 1867 году, что-бы не зависеть от частных предпринимателей, растущий военно-морской флот решил приобрести собственный корабль для выполнения транспортных задач. В августе 1867 г. такой корабль был заказан штеттинской верфи A.G.Vulcan и уже 7 сентября 1867 г. он был спущен на воду. Для верфи это был первый заказ от военно-морского флота. Главнокомандующий Военно-морским флотом Принц Адальберт уже заранее дал кораблю имя "Rhein", положив традицию называть тендеры германского флота в честь немецких рек (предыдущий и первый тендер флота назывался "Elbe").

Корабль имел железный корпус с поперечным набором, разделённый на четыре водонепроницаемых отсека. Максимальная длина судна составляла 47,1 м, ширина 6,01 м а, при этом длина ватерлинии составляла 44,0 м. При максимальном водоизмещении 482 т корабль сидел в воде на 3,24 м. Расчетное водоизмещение составило 398 т. Экипаж корабля изначально состоял из 23 человек. Когда позже его использовали в качестве учебного заградителя, на борту находилось до 80 моряков.

"Rhein" был снабжён вертикально установленной двухцилиндровой паровой машиной простого расширения мощностью в 200 л.с., вращавшую трехлопастный винт диаметром 2,5 м. На испытаниях при мощности 273 л.с. максимальная скорость составила 9,7 уз, превысив проектную на 0,7 уз. Пар вырабатывался одним угольным котлом, который имел три топки и давал давление в 5 атм . Запас угля в 39 т позволял судну экономичным ходом в 7 узлов пройти 1410 морских миль. В 1896 году на судне испытывался новый водотрубный котёл Дюрра, изготовленный заводом в Дюссельдорфе-Ратингене. Сперва "Rhein" нёс такелаж трехмачтовой гафельной шхуны, который позже был снят.

Как гражданское судно для транспортных задач, корабль сперва не нёс вооружения. Только с 1883, при использовании в качестве минного парохода, он получил для самообороны и салютов две 3,7-см револьверные пушки. Кроме того, он мог принять 100 мин.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты и стеньги, тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП.
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски

 

 

14 октября 1867 года комиссия во главе с генерал-лейтенантом Карлом фон Эйзендехером приняла "Rhein" в состав флота и уже через три дня состоялся первый ввод в эксплуатацию. Транспортное судно отныне подчинялось военно-морскому депо в Киле, но в списке военных кораблей не числилось - статус гражданского корабля отражался как на флаге, так и на должности "капитана", а не "командира". С 1867 по 1873 год с небольшими перерывами корабль использовался качестве транспорта. В ноябре 1872 он с канонерками Meteor и Drache участвовал в оказании помощи пострадавшему от наводнения Фридрихсорту, обыскивая после шторма морскую область до Хиддензее в поисках потерпевших аварию кораблей.

С 1873 "Rhein" в течение четырех лет стоял в резерве. В это время из-за ввода в строй в 1874 году речного монитора Rhein на флоте временно находились два корабля с одинаковым названием. Передача монитора через год в распоряжение VIII армейского корпуса положило конец этому необычному состоянию. В течение краткого ввода в строй летом 1877, транспорт в последний раз нёс гражданский флаг, а в следующем году с начала апреля до конца ноября он использовался для гидрографических работ уже под военным флагом, после чего до 1883 г. снова стоял в резерве.

Осенью 1883 года "Rhein" передали артиллерийской инспекции, чтобы в течение следующих четырех лет обслуживать вновь созданную Техническую комиссию по минным постановкам, а с формированием 1 апреля 1886 года торпедной инспекции, корабль передали в её состав. 3 июня 1887 года "Rhein" присутствовал при закладке первого камня канала Кайзера Вильгельма, и в том же году участвовал в осенних маневрах флота. После завершения экспериментов по минированию, корабль был временно выведен из эксплуатации, а с 17 февраля 1888 года числится в учебным судном и 6 апреля 1888 года снова был в строю в подчинении артиллерийской инспекции. До 1894 года "Rhein" летом выполнял функции учебного судна, а в зимние месяцы стоял в распоряжении судовой инспекции.

Со 2 октября 1895 года, согласно общему приказу кабинета "Rhein", который в то время был выведен из компании, передан новообразованной инспекции вспомогательных судов (Depot-Inspektion). С 1 апреля 1896 года он числился вторым минно-испытательным кораблём (первым был "Pelikan"). В этом году "Rhein" с 6 по 15 сентября участвовал в маневрах флота.

3 января 1898 года в рамках инспекции вспомогательных судов, как отдельный департамент, была образована комиссия по минированию, которой был подчинен "Rhein". С 24 января по 14 июля 1898 года он заменял проходящий капитальный ремонт "Pelikan" в качестве первого минного испытательного корабля. До апреля 1911 "Rhein" оставался в комиссии по испытанию мин, которая с 1899 года входила в инспекцию морской артиллерии, а с 1 октября 1904 года - в инспекцию береговой артиллерии и минных заграждений.

24 июня 1911 корабль был окончательного выведен из эксплуатации и сменил "Otter" в качестве учебного блокшива и плавмастерской для тральных подразделений в Куксхафене. С окончанием Первой мировой войны эта служба прекратилось и 11 августа 1920 г. "Rhein" был продан в Рённебеке, где затем использовался, как баржа.

17.10 - 24.12.1867 младший лейтенант-цур-зее Gustav Darmer транспортная служба
10.03.1868 - 1.02.1869
15.03 - ?.11.1869 младший лейтенант-цур-зее / лейтенант-цур-зее August Thomsen
12.1869 - 22.02.1870 лейтенант-цур-зее Ferdinand Schmidt
15.04.1870 - ?.05.1872 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант
05. - 09.1872 капитан-лейтенант Becks
09.1872 - 13.08.1873 лейтенант-цур-зее Julius Köthner
11.06. - 11.09.1877 командир неизвестен
1.04. - 30.11.1878 лейтенант-цур-зее Adolph Becker гидрографическая служба
30.11.1883 - 20.10.1884 лейтенант-цур-зее Fritz Sommerwerck при артиллерийской инспекции, техническая комиссия по минным постановкам
18.05. - 15.12.1885
1.04. - 31.12.1886 при торпедной инспекции
18.04.-17.12.1887
6.04. - ?.09.1888 учебное судно в подчинении артиллерийской инспекции
09.1888 - 03.1891 капитан-лейтенант Heyn
04.1891 - 31.07.1893 капитан-лейтенант Johannes Wallmann
20.05. - 3.10.1894 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Wilhelm Souchon
1.04. - 15.10.1896 лейтенант-цур-зее Puttfarken второй минно-испытательный корабль при инспекции вспомогательных судов
1.04. - 30.09.1897 лейтенант-цур-зее Karl Wedding
24.01. - 14.07.1898 корветтен-капитан Carl Franz и.о. первого минно-испытательного корабля при комиссии по минированию
14.07. - 9.11.1898 капитан-лейтенант Karl Zimmermann второй минно-испытательный корабль при комиссии по минированию
4.04. - 30.09.1899 старший лейтенант-цур-зее Wilhelm Heine
3.04. - 29.09.1900
2.04. - 30.09.1901 старший лейтенант-цур-зее West
2.04. - 30.09.1902 капитан-лейтенант Lebahn
1.04. - ?.09.1903 капитан-лейтенант Otto Breuer
09.1905 - 09.1906 капитан-лейтенант Karl Schultz
09.1906 - 03.1907 капитан-лейтенант Biermann
03.1907 - 09.1908 капитан-лейтенант Paul Wolfram
09.1908 - 09.1910 капитан-лейтенант Wichgraf
09.1910 - 7.04.1911 капитан-лейтенант Tholens

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart. Band 7: Schiffsbiographien von Preußischer Adler bis Ulan. Mundus Verlag, Ratingen.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 27.04.2019

 




 

 
Гражданский флаг Германской империи
Флаг вспомогательных судов ВМФ Германской империи (Kaiserliche Marine) 1877-1903
Rhein
"Rhein" и минный прам.
Rhein
"Rhein" в 1895-1911 гг.
Rhein
"Rhein" в 1895-1911 гг.
Rhein
"Rhein" в 1895-1911 гг.
Rhein
"Rhein" в 1878-1894 гг.
Следующая страница - минный транспорт "Pelikan"