Миноносцы  
  Заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Шестовые минные пароходы (Spierentorpedodampfer) типа

 Notus 


Германия, 1874 г. 3 ед. (проект верфи "Vulcan")
с 1881 года 1 ед. - минный заградитель

 

*
Notus
*
Zephir
*
Rival
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 Torpedodampfer Nr.I Notus <AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 68 1873 с 15.12.1875 буксир верфи и отметчик, 17.04.1909 исключён, слом.
2.08.1873
20.06.1874
2 Torpedodampfer Nr.II Zephir <AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 69 1873 с 15.12.1875 буксир, 1907 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
22.06.1874
13.10.1874
3 Torpedodampfer Nr.III Rival <AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 71 1873 в 1879-1880 перестроен, с 8.07.1881 минный заградитель Minenleger 4 обороны порта Вильгельмсхафен, в 1884 исключён, буксир, 15.01.1916 списан, слом в Вильгельмсхафене.
2.09.1874
14.12.1874
ТТХ
  Notus Zephir Rival Rival с 1881
Водоизмещение нормальное 303 т 129 т ?
полное 308 т 131 т 146 т
регистровое 308 брт 131 брт
Размерения длина КВЛ 31,5 м 28,9 м
полная 37,2 м 30,5 м
ширина по корпусу 6,7 м 5,25 м
осадка носом 2,5 м 1,65 м 1,98 м ?
кормой 1,09 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колеса Ø 4,2 м 2 гребных колеса Ø 3,8 м 2 водомёта Ø ок. 1 м 2 гребных колеса Ø 3,8 м
Notus остальные 2 наклонных колеблющихся 2-цилиндровых ПМ простого расширения
1 МО 1 МКО
1 КО 2 локомотивных ПК (2 атм., 256 м²) 1 локомотивный ПК (1,8 атм., 130 м²)
мощность 500 инд. л.с., 30 об/мин 225 инд. л.с., 34 об/мин 225 инд. л.с. (проектная - 250), 95 об/мин 250 инд. л.с., 36 об/мин
Ходовые данные скорость 10,6 уз. 9,0 уз. 6,5 уз. 9,5 уз.
запас топлива 30 т. угля 10 т. угля 14 т. угля
Экипаж 43 чел. (3 офицера, 40 матросов) 25 чел.
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
цена 78,5 тыс. талеров
35,0 тыс. талеров 38,0 тыс. талеров ?
ВООРУЖЕНИЕ
штат Rival с 1881
1 носовая шестовая мина в 41 кг ВВ мины заграждения

 

После опытов с прибывшим летом 1870 на Балтику из Гамбурга импровизированного миноносца (Hilfsdampfer für Torpedozwecke) "St. Georg", верфь "Vulcan" в 1872-1873 годах разработала инициативный проект так называемого "минного парохода" на базе колёсного буксира. Реальной боевой ценности проект не представлял и предназначался для отработки методов использования нового оружия и испытаний мин.

Трубицын в своей статье писал: "Остается загадкой, каким образом немцы хотели использовать в бою эти тихоходные колесники с высоченными дымовыми трубами: ни приблизиться незаметно к вражескому броненосцу, ни догнать последний в море у них не было никаких шансов. Это стало ясно сразу и после непродолжительных экспериментов оба корабля перечислили в буксиры". Надо полагать, что использовать их в бою никто и не собирался, в строй корабли вступали, как опытовые (Spieren-Torpedoversuche) и после года испытаний были переведены в буксиры, коими они, в общем то, и являлись.

Другое распространённое заблуждение: "Признав ошибочность идеи минных пароходов, германское морское ведомство в 1870 г. включило в кораблестроительную программу страны серию из шести минных катеров". На самом деле минные катера строились раньше "пароходов" и их постройка ни с каким признанием чего либо ошибочным не была связана. Это были просто разные способы освоить опыт использования мин в недавно закончившейся Гражданской войне в США.

Всего было построено три корабля. Первые два, "Notus" (нотус - древнегреческий бог южного ветра) и "Zephir" (зефир - древнегреческий бог западного ветра), были идентичной конструкции, но отличались размерами. Более оригинальным был третий - "Rival" (конкурент). По конструкции корпуса он был однотипным с "Zephir", но получил оригинальную силовую установку - вместо гребных колёс - водомётный движитель ("турбины водных потоков"), в который вода попадала через отверстия в бортах в районе машинного отделения и выталкивалась через трубы Ø ок. 1 метра по сторонам ахтерштевня.

Когда в декабре 1875 закончилась программа испытаний мин, и два его "собрата" отправились таскать на буксире другие плавсредства, "Rival" продолжил службу в качестве опытового судна, теперь уже для испытаний оригинального движителя. Дело в том, что, не смотря на расчёты и испытания моделей, на настоящем корабле водомёт показывал очень низкую эффективность и скорость оказалась не выше, а даже на целых 3,5 узла меньше, чем у колёсного аналога. Доводка экспериментального движителя продолжалась 4 года, но система водных потоков так себя и не оправдала, и после окончания экспериментов была заменена на обычные гребные колёса. При этом, прежде, чем стать, как другие, буксиром, корабль три года прослужил в качестве минного заградителя "Minenleger 4" в системе обороны порта Вильгельмсхафен. По другим данным, в этой роли он не прижился и в том-же году был заменён на новый паровой бот. Возможно, был назначен минным заградителем только на время летних учений.

После краткого использования в качестве миноносцев, добротно сделанные буксиры служили долго - до начала ХХ века, а "Rival" - до середины первой мировой войны. Известно, что "Notus" 20 сентября 1877 участвовал в снятии с мели Клеверберг у Киля севшего на мель нового корвета "Leipzig" и отбуксировал его на емператорскую верфь в Киле. 14 октября 1882 г. на нём вице-адмирал Карл Фердинанд Батч провожал уходящий в дальний поход из Киля принца Генриха, уходящего в плавание в Америку на корвете "Olga", а 13 марта 1883, на борту буксира его встречал брат, кронпринц Вильгельм, будущий император.

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Балакин С. - Лилипуты против великанов. // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.07.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1916
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1874-1903