Оглавление → Суда обеспечения навигации ВМФ Германии


Суда обеспечения навигации ВМФ Германии

*список не полный, указаны только те корабли, информация о которых на сайте есть, либо находится в разработке (затемнённые ячейки).


Океанографические исследования были в большинстве случаев связаны с гидрографическими работами и поэтому выполнялись также многими гидрографическими судами. Кроме того, специально в качестве научно-исследовательских использовались некоторые военные корабли. Только в 1898 для исследований наняли гражданское судно "Valdivia". После первой мировой войны для исследований стали использовать постоянные специализированные суда.

Pommerania 1871 железное колёсное авизо ВМФ (1870) 390 т, 12 уз. рыболовно-исследовательская экспедиция в Балтийском море, 2 800 миль
Gazelle 1874-1876 деревянный винтовой фрегат ВМФ (1862) 1930 т, 8 уз. 1-е научное кругосветное путешествие императорского морского флота, 48 797 миль
Elisabeth 1876-1878 деревянный винтовой фрегат ВМФ (1869) 2450 т, 9 уз. 2-е научное кругосветное путешествие императорского морского флота
Falke 1879 железное колёсное авизо ВМФ (1870) 1000 т, 12 уз. исследования течений между Зюльтом и островом Амрум в Северном море
Luise 1879 деревянный "открытый" корвет ВМФ (1874) 1690 т, 14 уз. океанографическое исследование маршрута Аден-Бомбей и Корейского пролива
Bismarck 1879 железный "закрытый" корвет ВМФ (1878) 2840 т, 12 уз. промеры глубин глубоководной зоны южного Тихого океана
Bismarck 1882-1883 железный "закрытый" корвет ВМФ (1878) 2840 т, 12 уз. экспедиция в Южную Георгию в рамках международного полярного года 1882/83
Pelikan 1893-1894 транспорт ВМФ (1891) 2364 т, 15 уз. океанографические исследования Балтийского моря
Valdivia 1898-1899 грузо-пассажирский п/х (1886) 2165 брт, 11 уз. экспедиция для исследования глубоководной зоны Атлантического и Индийского океанов
Meteor 1924 научно-исследовательское и гидрографическое судно "Meteor" стр. как канонерская лодка, 1200 т в 12.1945 передано по репарациям СССР

Первые гидрографические замеры в Балтийском море проводили в ходе учебных плаваний суда, арендованные для старшей ступени школы навигации в Данциге в 1820-1838. Затем до 1854 работ не проводилось за неимением кораблей.

При взятии в 1854 под свой контроль области Яде возникла необходимость провести замеры на побережье Северного моря. Для этого стали закупать или арендовать частные суда как ГИСУ, лоцманские и бакенщики.

После приобретения Шлезвига-Гольштейна в ходе войны с Данией, осенью 1864 г. к гидрографическим работам на новом побережье привлекался резервный дивизион канонерских лодок (Camäleon, Comet, Cyclop и Delphin), в 1865 авизо Loreley с канонерками Camäleon и Comet, а в 1866 с Wolf измеряли район Яде. В последующие годы канонерки и авизо периодически несли гидрографическую службу: в 1867 и 1868 Loreley работала у Ганноверского побережья, а Wolf и Basilisk в Северном море, в 1868 к ним присоединилась Comet, в 1869 работы выполняли Comet и Cyclop. После войны с Францией лодки продолжали привлекать к гидрографическим работам: в 1871 Wolf, в 1872 Meteor и Drache, в 1873 Meteor и Blitz, в 1874 Blitz, Delphin и Drache, причём две последние прошли переоборудование и служили как ГИСУ соответственно до 1879 и 1884 гг. Кроме этих двух, остальные в гидрографические суда не зачислялись, оставаясь в боевом составе.

После начала колониальной политики в 1870-х гг. практически все крейсера и канонерки в заграничных плаваниях имели и гидрографические задачи. Среди них стоит отметить: корвет Olga (1884 - обследование побережья Камеруна, 1887 - обследование побережья Восточной Африки, 1898 - обследование острова Барен), авизо Grille (1885 - обследование западной Балтики и острова Рюген), авизо Pommerania (1886-1887 - обследование побережья Северного и Балтийского морей), малый крейсер Cormoran (1899-1914 - обследование Южного моря), малый крейсер Condor (1901-1913 - обследование Южного моря), канонерскую лодку Eber (1903-1914 - обследование побережья Западной Африки), канонерскую лодку Tiger (1904 - обследование побережья Киатсчоу, 1908 - обследование бухты Киатсчоу), малый крейсер Sperber (1908-1909 - обследование побережья Того, Камеруна и Немецкой Юго-западной Африки), малый крейсер Geier (1911-1914 - обследование побережья Восточной Африки) и крейсер Königsberg (1914 - обследование гавани Багамойо в Восточной Африке).

Neptun с 1854 гидрографическое судно, куплено у частного лица шмак, ? т с 1868 транспорт; с 01.1875 снабженец плавмаяков, возможно также Peilbarkass I
Genius + Marianne с 1855 гидрографические суда, зафрахтованы у частных лиц эверы, ? т позже возвращены владельцам
Limfjorden + Augusta с 1864 гидрографические суда, трофейные датские п/х, до 95 брт в 1865 возвращены владельцам
Königin Marie с 1866 гидрографическое судно, быв. яхта ганноверского короля (1859) шхуна, 47 нрт в 1871 продана
Drache с 1872 гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1869) 422 т 13.12.1887 исключена, угольный блокшив, в 1888 слом.
Delphin с 1874 гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1864) 422 т с 1878 в рыбохране, в 1881 слом.
Albatross с 1888 гидрографическое судно, бывший шлюп (1872) 713 т 9.01.1899 исключён, продан.
Nautilus с 1891 гидрографическое судно, бывший шлюп (1872) 713 т 14.12.1896 исключён, угольный блокшив, в 1905 продана.
Hyäne с 1898 гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1879) 570 т с 08.1914 по 05.1916 брандвахта, 7.04.1919 исключена, продана.
Peilbarkass I 189? промерочный катер, возможно быв ГИСУ "Neptun" (1854) баркас, ? т судьба неизвестна
Peilbarkass III 1907 промерочный катер, быв. яхта-стационер "Farewell" (1888) п/х, 67 т к 1918 при Службе водных путей (WSA) в Куксхафене
M-17 1916 гидрографическое судно тральщик, 450 т 17.03.1920 исключён, 28.04.1922 продан
Triton 1920 гидрографическое судно "Triton" грузовой п/х и ловушка, 2160 т с 1923 спасательное судно
Meteor 1924 научно-исследовательское и гидрографическое судно "Meteor" стр. как канонерская лодка, 1200 т в 12.1945 передано по репарациям СССР
Freundschaft с 1855 бакенщик в Вильгельмсхафене быв. частная шхуна ? т с 1856 таможенная брандвахта в Ольденбурге
Iltis 1856 бакенщик в Вильгельмсхафене, с 1862 - лоцманское судно шхуна 178 т в 1876 - исключена
Leopard 1857 бакенщик в Вильгельмсхафене, с 1862 - лоцманское судно шхуна 30,18 нрт в 1876 - исключена
Wangeroog 1866 лоцманское судно в Вильгельмсхафене шхуна 98 т с 01.1875 транспорт-снабженец плавмаяков
Swine с 1870 лоцманское судно в Киле п/х, быв. частный буксир 200 т с 01.1875 транспорт-снабженец плавмаяков
Wilhelmshaven 1875 лоцманское судно в Вильгельмсхафене п/х 147 т в 1920 исключён
Schillig 1878 лоцманское судно в Вильгельмсхафене куттер 31 т в 1923 исключён
Usedom 1886 лоцманское судно в Вильгельмсхафене шхуна 37 т в 1913 исключена
Mellum 1895 бакенщик в Вильгельмсхафене п/х с приданным ботом 369+22 т с 1945 трофей, позже норвежский п/х
Kamerun с 1895 бакенщик и лоц. судно в Западной Африке (Камерун) бывший правит. п/х Nachtigal (1886) 150 т в 1901 продан частному лицу
Ulanga 1898 бакенщик в Вост. Африке колёсный понтонный п/х 69 т после 1917 судьба неизвестна
Mungo 1898 лоц. судно в Зап. Африке колёсный понтонный п/х 40 т служил до 1911
Lotsenschiff B с 1913 лоцманская баржа в Киле бывшая канонерская лодка Basilisk (1860) 140 нрт числилась до конца войны (1918)
Außen-Jade 1870 3-мачтовый у входа в залив Яде шхуна 226 т в 1905 заменён
Minsener Sand 1876 3-мачтовый у входа в залив Яде шхуна 226 т в 1914 заменён
Geniusbank 1877 1-мачтовый у входа в залив Яде шхуна 100 т в 1914-1918 военный маяк Jade - C, в 1920 списан
Adlergrund 1884 1-мачтовый у банки Адлергрунд шхуна 282 т в 1914 заменён
Adlergrund (Reserve) 1885 1-мачтовый у банки Адлергрунд шхуна 282 т с 1892 Stollergrund, в 1896 списан как потерявший мореходность, слом
Reserve Nordsee 1894 3-мачтовый резервный шхуна 250 т с 1900 Reserve Jade, с 1939 сторожевой, с 1945 Reserve Außenjade, с 1956 Reserve Wilhelmshaven, в 1958 списан
Reserve Ostsee 1896 2-мачтовый резервный шхуна 190 т в 1902 заменён
Kiel 1869 насосный земснаряд в Киле 40 т с 1924 Schlickpumpe в Вильгельмсхафене, дальнейшая судьба неизвестна
Weichsel 1875 черпаковый земснаряд в Данциге 300? т числился до 1912 г.
Danzig 1878 черпаковый земснаряд в Данциге 300 т в 1920 г. списан
Bagger V 1882 насосный земснаряд в Вильгельмсхафене 265 т с 1924 плавкран "Dauens"
Bagger IV 1893 насосный земснаряд в Вильгельмсхафене 600 т с 1912 IV BH, после 11.1920 судьба неизвестна
Bagger VI 1893 насосный земснаряд в Вильгельмсхафене 956 т судьба неизвестна
Schiewenhorst 1940 насосный земснаряд в Готенхафене 350 т в 1945 затоплен

вернутся на "плиточный" вариант оглавления