Океанографические исследования были в большинстве случаев связаны с гидрографическими работами и поэтому выполнялись также многими гидрографическими судами. Кроме того, специально в качестве научно-исследовательских использовались некоторые военные корабли. Только в 1898 для исследований наняли гражданское судно "Valdivia". После первой мировой войны для исследований стали использовать постоянные специализированные суда.
|
|
Pommerania |
1871 |
железное колёсное авизо ВМФ (1870) |
390 т, 12 уз. |
рыболовно-исследовательская экспедиция в Балтийском море, 2 800 миль |
|
Gazelle |
1874-1876 |
деревянный винтовой фрегат ВМФ (1862) |
1930 т, 8 уз. |
1-е научное кругосветное путешествие императорского морского флота, 48 797 миль |
|
Elisabeth |
1876-1878 |
деревянный винтовой фрегат ВМФ (1869) |
2450 т, 9 уз. |
2-е научное кругосветное путешествие императорского морского флота |
|
Falke |
1879 |
железное колёсное авизо ВМФ (1870) |
1000 т, 12 уз. |
исследования течений между Зюльтом и островом Амрум в Северном море |
|
Luise |
1879 |
деревянный "открытый" корвет ВМФ (1874) |
1690 т, 14 уз. |
океанографическое исследование маршрута Аден-Бомбей и Корейского пролива |
|
Bismarck |
1879 |
железный "закрытый" корвет ВМФ (1878) |
2840 т, 12 уз. |
промеры глубин глубоководной зоны южного Тихого океана |
|
Bismarck |
1882-1883 |
железный "закрытый" корвет ВМФ (1878) |
2840 т, 12 уз. |
экспедиция в Южную Георгию в рамках международного полярного года 1882/83 |
|
Pelikan |
1893-1894 |
транспорт ВМФ (1891) |
2364 т, 15 уз. |
океанографические исследования Балтийского моря |
|
Valdivia |
1898-1899 |
грузо-пассажирский п/х (1886) |
2165 брт, 11 уз. |
экспедиция для исследования глубоководной зоны Атлантического и Индийского океанов |
|
Meteor |
1924 |
научно-исследовательское и гидрографическое судно "Meteor" |
стр. как канонерская лодка, 1200 т |
в 12.1945 передано по репарациям СССР |
|
|
Первые гидрографические замеры в Балтийском море проводили в ходе учебных плаваний суда, арендованные для старшей ступени школы навигации в Данциге в 1820-1838. Затем до 1854 работ не проводилось за неимением кораблей.
При взятии в 1854 под свой контроль области Яде возникла необходимость провести замеры на побережье Северного моря. Для этого стали закупать или арендовать частные суда как ГИСУ, лоцманские и бакенщики.
После приобретения Шлезвига-Гольштейна в ходе войны с Данией, осенью 1864 г. к гидрографическим работам на новом побережье привлекался резервный дивизион канонерских лодок (Camäleon, Comet, Cyclop и Delphin), в 1865 авизо Loreley с канонерками Camäleon и Comet, а в 1866 с Wolf измеряли район Яде. В последующие годы канонерки и авизо периодически несли гидрографическую службу: в 1867 и 1868 Loreley работала у Ганноверского побережья, а Wolf и Basilisk в Северном море, в 1868 к ним присоединилась Comet, в 1869 работы выполняли Comet и Cyclop. После войны с Францией лодки продолжали привлекать к гидрографическим работам: в 1871 Wolf, в 1872 Meteor и Drache, в 1873 Meteor и Blitz, в 1874 Blitz, Delphin и Drache, причём две последние прошли переоборудование и служили как ГИСУ соответственно до 1879 и 1884 гг. Кроме этих двух, остальные в гидрографические суда не зачислялись, оставаясь в боевом составе.
После начала колониальной политики в 1870-х гг. практически все крейсера и канонерки в заграничных плаваниях имели и гидрографические задачи. Среди них стоит отметить: корвет Olga (1884 - обследование побережья Камеруна, 1887 - обследование побережья Восточной Африки, 1898 - обследование острова Барен), авизо Grille (1885 - обследование западной Балтики и острова Рюген), авизо Pommerania (1886-1887 - обследование побережья Северного и Балтийского морей), малый крейсер Cormoran (1899-1914 - обследование Южного моря), малый крейсер Condor (1901-1913 - обследование Южного моря), канонерскую лодку Eber (1903-1914 - обследование побережья Западной Африки), канонерскую лодку Tiger (1904 - обследование побережья Киатсчоу, 1908 - обследование бухты Киатсчоу), малый крейсер Sperber (1908-1909 - обследование побережья Того, Камеруна и Немецкой Юго-западной Африки), малый крейсер Geier (1911-1914 - обследование побережья Восточной Африки) и крейсер Königsberg (1914 - обследование гавани Багамойо в Восточной Африке).
|
|
Neptun |
с 1854 |
гидрографическое судно, куплено у частного лица |
шмак, ? т |
с 1868 транспорт; с 01.1875 снабженец плавмаяков, возможно также Peilbarkass I |
|
Genius + Marianne |
с 1855 |
гидрографические суда, зафрахтованы у частных лиц |
эверы, ? т |
позже возвращены владельцам |
|
Limfjorden + Augusta |
с 1864 |
гидрографические суда, трофейные датские |
п/х, до 95 брт |
в 1865 возвращены владельцам |
|
Königin Marie |
с 1866 |
гидрографическое судно, быв. яхта ганноверского короля (1859) |
шхуна, 47 нрт |
в 1871 продана |
|
Drache |
с 1872 |
гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1869) |
422 т |
13.12.1887 исключена, угольный блокшив, в 1888 слом. |
|
Delphin |
с 1874 |
гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1864) |
422 т |
с 1878 в рыбохране, в 1881 слом. |
|
Albatross |
с 1888 |
гидрографическое судно, бывший шлюп (1872) |
713 т |
9.01.1899 исключён, продан. |
|
Nautilus |
с 1891 |
гидрографическое судно, бывший шлюп (1872) |
713 т |
14.12.1896 исключён, угольный блокшив, в 1905 продана. |
|
Hyäne |
с 1898 |
гидрографическое судно, бывшая канонерская лодка (1879) |
570 т |
с 08.1914 по 05.1916 брандвахта, 7.04.1919 исключена, продана. |
|
Peilbarkass I |
189? |
промерочный катер, возможно быв ГИСУ "Neptun" (1854) |
баркас, ? т |
судьба неизвестна |
Peilbarkass III |
1907 |
промерочный катер, быв. яхта-стационер "Farewell" (1888) |
п/х, 67 т |
к 1918 при Службе водных путей (WSA) в Куксхафене |
M-17 |
1916 |
гидрографическое судно |
тральщик, 450 т |
17.03.1920 исключён, 28.04.1922 продан |
|
Triton |
1920 |
гидрографическое судно "Triton" |
грузовой п/х и ловушка, 2160 т |
с 1923 спасательное судно |
|
Meteor |
1924 |
научно-исследовательское и гидрографическое судно "Meteor" |
стр. как канонерская лодка, 1200 т |
в 12.1945 передано по репарациям СССР |
|
|