ОглавлениеУчебные и испытательные → Учебные суда навигационной школы в Данциге

  Учебные (навигация)  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Учебные корабли школы навигации в Данциге
Пруссия, с 1820-1837 г. 9 ед. (арендованные на сезон гражданские суда)

 

*
Fortuna
*
Wilhelmina
*
Satisfaktion
*
Danzig
*
Weichsel
*
Elisabeth
*
Emilie
*
George Canning
*
Glückauf
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя тип в аренде примечания
1 Fortuna бриг 1820-1821 грузовое судно данцигской компании "G. Wunderlich" (1815)
2 Wilhelmina "фрегат", полный корабль 1822 грузовое судно данцигской компании "J. J. Zachert" (1808)
3 Satisfaktion пинк, полный корабль 1823 грузовое судно данцигской компании "S.T.T.C. Frantzius" (1799)
4 Danzig шхуна 1824, 1828-1829 лоцманское судно (1823)
5 Die Weichsel шхуна 1827 грузовое судно данцигской компании "J. W. Domansky" (1826)
6 Elisabeth шхуна 1834 грузовое судно данцигской компании "F. J. Schmidt" (1830)
7 Emilie шхуна 1835 грузовое судно данцигской компании "J. W. L. Krummbiegel" (1829)
8 George Canning шхуна 1836 судно одной штеннинской компании
9 Glückauf шхуна 1837-1838 грузовое судно данцигской компании "F. Heyn" (1829)
ТТХ
  Fortuna Wilhelmina Satisfaktion Danzig Weichsel Elisabeth Emilie George Canning Glückauf
Водоизмещение регистровое брт 232, 247 или 280 333 708 ? 277 128 или 138 150 или 160 ? 170 или 180
регистровое нрт 174-188 249 или 252 530 или 600 24 207 93 112 ? 127
грузоподъёмность в ластах 124 или 133 178 ? ? 148 69 80 ? 91
Размерения нет данных,
известна только осадка самого маленького корабля - шхуны "Danzig" (1,16 м носом, 1,95 м кормой) и самого крупного - пинка "Satisfaktion" (4,88 м.)
Паруса бриг полный корабль полный корабль шхуна шхуна шхуна шхуна шхуна шхуна
Экипаж ? 13 чел. ? 4 чел. 9 чел. 7 чел. ? ? 8 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало, но шхуна "Danzig" была приспособлена для установки в случае войны 4...6 3-ф пушек

 

В 1817 доктор Л. Тобизен учредил школу навигации в Данциге. Она не относилась к военному флоту, но в первое время, до основания учебных подразделений флота, в ней проходили обучение военные моряки. Для старшей ступени обучения был необходим корабль для прохождения практики. Первым таким судном стала одолженная "флотом" 20 июля 1818 года военная шхуна "Stralsund". Она же использовалась и в 1819 году, но в последующие годы по финансовым причинам в строй не вводилась, и с 1820 школа вынуждена была на сезон арендовать суда у частных владельцев.

Для этой цели в 1820 и в 1821 годах у данцигской компании "G. Wunderlich" был арендован деревянный торговый бриг "Fortuna" в месте с его капитаном Эрдманом Вундерлихом (Erdmann Wunderlich). Корабль был близкий по размерам к предыдущей шхуне - по разным данным его водоизмещение составляло 280 т, 232 или 247 брт (174-188 нрт), рег. грузоподъёмность - 124 или 133 старопрусских ласта. Он был построен не позднее 1815 года и до 1820 назывался "Anna Sophia". Позже бриг продолжал возить грузы более 10 лет: последний раз он упоминается в 1833 году в рейсе Ливерпуль - Данциг с грузом соли.

В 1822 году курсанты тренировались на "фрегате", т. е. корабле с полным парусным вооружением "Wilhelmina" (также упоминается, как Wilhelmine), арендованным у данцигской компании "J. J. Zachert", который представлял из себя деревянный трёх-мачтовый однопалубный грузовой пинк со штатным экипажем 13 человек. Размерами он был несколько больше предшественников - 333 брт (249 нрт), 178 ластов груза. Впервые судно упоминается в 1808 году с пропиской в Кенигсберге, с 1817 пинк принадлежал данцигской компании J.Zachert & Co. Последний раз судно упомянуто в 1829 на маршруте Данциг - Ливерпуль.

В 1823 был арендован достаточно крупный деревянный пинк данцигской компании S.T.T.C. Frantzius "Satisfaktion" (также упоминается, как Satisfaction), водоизмещением 530 британских нрт = 708 брт при осадке 4,88 м. Парусник был предположительно построен в Данциге в 1799 году для судовладельца Якоба Кабруна (Jakob Kabrun), с 1802 он принадлежал Маттиэсу Брошке (Matth. Broschke, с 1808 Matth. Broschke Wittwe und Comp.), с 1810 - данцигской компании Solly & Co., с 1817 - Хёне (F. Höne), а с 1822 - St.Th.Ch. Frantzius. Последний раз судно упоминается в 1832 в рейсе из Лондона в Мемель.

Видимо, аренда предыдущего относительно крупного корабля показалась руководству школы слишком дорогой, и в 1824 учебным судном служила лоцманская шхуна "Danzig" постройки 1826 г. регистровым водоизмещением всего 24 нрт, по видимому - предоставленная королевской лоцманской службой. На случай войны она была приспособлена для установки четырёх или шести 3-ф пушек и использования в качестве курьерского (посыльного) судна. В мирное время ей мог управлять экипаж всего из 4 человек.

В 1825 и 1826 школа пользовалась новой канонерской лодкой флота Danzig, но затем вновь перешла на арендованные корабли.

2 июня 1827 для учебных целей была арендована деревянная грузовая шхуна Die Weichsel (Висла) дедвейтом в 277 брт (207 нрт, 148 старопрусских ластов) постройки 1826 г. со штатным экипажем 9 человек, принадлежащая данцигскому капитану Домански (J. W. Domansky). Последующая судьба шхуны была следующей: в 1831 её купил капитан Ланг (W. Lang) из Вольгаста, затем - его земляк капитан Бартельс (D.Bartels), а с 1850 шхуна принадлежала Блёдорну (F. Blödorn) из Мемеля. Известно, что судно погибло в 1857 году, дата, место и причина не выяснены.

Затем, в 1828 и 1829 годах школа вновь использовала уже знакомую лоцманскую шхуну "Danzig". После двух навигаций, с 1830 она использовалась, как камнеукладчик (Steinfahrzeug) при строительсве новой гавани в Данциге, а с 1833 служила учебно-гидрографическим судном.

В связи с прокатившейся по Европе массовой эпидемии холеры, унесшей 900 тыс. жизней, был объявлен морской карантин и с 1830 по 1833 школа не проводила учебных плаваний. Лишь в 1834 году у данцигского капитана Шмидта (F. J. Schmidt) была нанята деревянная грузовая шхуна "Elisabeth" (128 брт, 93 нрт, 69 ластов, штатный экипаж - 7 человек). Дата постройки судна неизвестна, Шмидту она принадлежала с 1830 года. В дальнейшем шхуна эксплуатировалась почти 20 лет, пока не разбилась с грузом угля осенью 1854 года немного не дойдя до Лондона.

Следующим учебным судном школы стала арендованная в 1835 году у данцигской компании "J. W. L. Krummbiegel" деревянная грузовая шхуна "Emilie" (150 брт, 112 нрт, 80 ластов груза), принадлежащая Круммбигелю с 1829 года. Позже, в 1842 она была продана Хепнеру (SLA Hepner) в Данциге и последний раз упоминается в 1847 году в рейсе в балласте в Лондон.

В 1836 году школа арендовала в Штеттене шхуну "George Canning" (Джордж Каннинг, к тому времени недавно умерший премьер-министр Великобритании), о которой неизвестно ровным счётом ничего, а в 1837 и 1838 при школе использовалась данцигская шхуна "Glückauf" ("Счастливо вернуться наверх!" - приветствие немецких горняков и водолазов, 170-180 брт, 127 нрт, 91 ласт, штатный экипаж - 8 человек). Она была построена в Данциге в 1829 году, как баркентина для капитана Дальковски (Johann Ernst Dalkowski), у которого и была арендована. В 1842 году шхуна была продана данцигскому судовладельцу Хейну (Friedrich Heyn) и последний раз упоминается в ноябре 1846 года в рейсе Лондон-Данциг с грузом чая.

С 1839 корабли больше не арендовались, руководство школы требовало от правительства специального учебного корабля и в апреле 1841 король Фридрих Вильгельм IV подписал приказ о строительстве для этих целей корвета. Таким образом, в 1844 флот, заодно и навигационная школа, наконец получили постоянный учебный корабль - корвет Amazone.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1988.
2 Siegfried Fornacon - Die Danziger Seeschiffe 1815-1945
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.04.2019

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1820-1838

Балтийская шхуна XIX в.

Балтийская лоцманская шхуна XIX в.

Балтийский пинк XIX в.

Один из данцигских бригов XIX в.

Королевская навигационная школа в Данциге.