ОглавлениеСуда обеспечения навигации → Плавучие маяки типа "Adlergrund"

  Навигационные суда  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Плавучие маяки типа (Marine-Feuerschiff)

 Adlergrund 


Германия, 1884-1885 гг. 2 ед.


*
Adlergrund
*
Adlergrund (Reserve) / Stollergrund
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Adlergrund <Kaiserlich Werft>, Данциг, стр. № 38 1883 на станции Адлергрунд, позиция: 54°48'10" N, 14°21'59" O, 30.06.1901 станцию перенесли на позицию 54°50'02" N, 14°21'59" O, в 1914 заменён.
1884
21.08.1884
2 Reserve Adlergrund <Kaiserlich Werft>, Данциг, стр. № 39 1884 резервный маяк для станции Адлергрунд, в 1892 установлен на новой станции "Stollergrund" (позиция: 54°30'03" N, 10°17'00" O), в 1893 станцию перенесли на позицию 54°30'25" N, 10°17'40" O, в 1896 списан как потерявший мореходность из за разрушения деревянного корпуса, 9.10.1896 сдан на слом.
1884
21.01.1885
ТТХ
Водоизмещение 282 т
Размерения длина 40,0 м
ширина 7,00 м
осадка 3,00 м
Экипаж 12 чел.
Дополнительные данные стоимость "Adlergrund": 257 тыс. марок (включая оборудование)
"Reserve Adlergrund": 198 тыс. марок
ОБОРУДОВАНИЕ
дневное 1 чёрный шар на мачте
ночное один мигающий белый огонь на мачте
туманное паровая сирена и колокол
экстренное 2 пушки
дополнительно позже установлен радио-телеграф

 

Из за опасности посадки на мель Адлергрунд в Балтийском море, расположенной на судоходном маршруте к юго-западу от о. Борнхольм, ещё в 1870 году центральное Гидрографическое управление в Берлине решило установить там плавучий маяк. В августе 1884 верфь флота в Данциге построила для этих целей красный деревянный полуторамачтовый корабль, который был закреплён за II окружным ведомством побережья в Штеттине и числился в составе ВМФ. Он обошёлся казне в 257 тысяч марок.

Плавучий маяк "Adlergrund" от заката до восхода солнца использовал в качестве основного сигнала белую сдвоенную вспышку, делающую каждые 30 секунд два мигания по 2 секунды с паузой в 6 секунд с последующим затемнением на 20 секунд. В дополнение к маяку, корабль также нёс якорный фонарь с белым фиксированным светом. Высота основного огня в зависимости от обстоятельств составляла 11,2; 9,6 или +8 м при высоте основной мачты в 22,5 м.

В туманную и пасмурную погоду корабль подавал каждые 3 минуты сигнал сиреной, состоящий каждый из двух 2-секундных гудков, высокого и низкого тона, разделенных 2-секундной паузой. Если сирена не работала, подавались раздельные двойные выстрелы с интервалами в 15 секунд с последующей паузой в 30 секунд, и, по крайней мере, каждые 2 минуты - звуковой сигнал, состоящий из нескольких коротких ударов колокола, сопровождаемых тремя длинными ударами. Корабли, проходящие опасным курсом вблизи маяка, предупреждались двойными выстрелами, сигналом колокола и флагом. Если это необходимо, маяк повторял аварийные сигналы других судов.

В дневное время в верхней части главной мачты, которая находится практически посередине, поднимался черный плетеный шар. Кроме того, на корабле имелась дополнительная мачта для флага на самом юте. Огонь на главной мачте располагался на высоте 11,2 м над уровнем воды и в ясную погоду был виден на расстоянии 11 морских миль, в плохую погоду при необходимости огонь опускали до 9,6 м. Корабль был выкрашен в красный цвет и с обеих сторон нёс надпись  ADLER-GRUND  белого цвета. Позже между мачтами была натянута антенна радиотелеграфа.

Маяк стоял на позиции 54°48,2'N-Br. 14°20,8'O-Lg при глубине 12 м с северной стороны мелководья на якоре с 200-метровой цепью, которая по мере необходимости (например при ледовой опасности) могла выбираться. К северо-востоку и юго-западу от маяка были выставлены также два красных буя - каждый на расстоянии около 350 метров.

Параллельно ведомство заказало второе однотипное судно в качестве резервного, сперва без оборудования - потому оно обошлось дешевле - в 198 тысяч марок. Оно впервые понадобилось уже 21 января 1885 года, когда основной маяк прибыл в Свинемюнде для ремонта. 10-12 марта позиция маяка была сдвинута на три мили к северо-востоку.

Резервный "Adlergrund" служил в этом качестве до 1892 года, когда понадобился в другом месте. В ходе строительсва Кильского канала имени Императора Вильгельма, посчитали, что одного гражданского маяка "Bülker Huk", сданного в эксплуатацию в 1865 г., недостаточно чтобы гарантировать безопасный вход в Кильский залив и 30 апреля 1892 ВМФ дополнили его новым "Stollergrund" к юго-востоку от одноимённой банки в позиции 54°30,3'N-Br 10°7,35'O-Lg. Сперва там был временно установлен небольшой чёрный бакен с надписью "положение плавучего маяка", но не желая ждать постройки нового судна, 7 мая для этой позиции решили использовать уже имеющийся резервный корабль. Маяк стал на позицию 5 сентября 1892 г. (54°30,3'N-Br 10°17,0'O-Lg).

Корабль красного цвета нёс с обеих сторон надпись  STOLLERGRUND  большими латинскими белыми буквами. Помимо фонарного столба, у корабля сзади была дополнительная мачта для флага. На вершине фонарного столба находится плетёный черный шар. От заката до восхода маяк подавал двойную вспышку группами. Каждая группа состояла из двух, продолжительностью 2 секунды, разделенных паузой около 6 секунд, за которыми следовало затемнение около 20 секунд. Высота огня над поверхностью моря составляла 11,2 м, видимость - 11 морских миль. В туман и при плохой невидимости использовался сигнал сирены два последовательных тона длительностью 2 секунды с 5-секундным интервалом. Более высокая нота звучала первой.

25 апреля 1893 г. в соответствии с измеренными углами новой станции маяк был немного перемещен на восток, и теперь находился в позиции: 54°30,3´N-Br., 10°17,3´O-Lg. В августе был изменён туманный сигнал сиреной - теперь он звучал каждые 40 секунд - два последовательных сигнала по две секунды каждый с интервалом между ними также в две секунды, а за вторым сигналом следовала 34-секундная пауза. Первый сигнал имел низкий уровень, второй - высокий.

В октябре 1894 года бакены около маяка "Adlergrund" получили "северную" верхнюю отметку (два треугольника, направленные вверх).

"Stollergrund" служил недолго, уже в 1896 году пришёл в негодность и был заменён на конструктивно идентичный "Stollergrund" (II).

"Adlergrund" прослужил значительно дольше. Когда 7 января 1901 г. он отправился на ремонт, вместо него временно стал "Reserve Ostsee". 25 марта "Adlergrund" снова занял свое место. В связи с тем, что глубины вблизи станции станции уменьшились, 1 маяк был перемещен на 2 мили севернее, в позицию: 54°50'2"N-Br. 14°22'0"O-Lg. 16 августа к югу от маяка были установлены три белых бакена на расстоянии 500 м друг от друга, обозначающие северный край мели, получившие "северный" верхний знак и надписи с запада на восток: Adlergrund Nord I, II и III.

20 февраля 1903 г. "Adlergrund" вернулся на свою станцию после очередного ремонта. 26 марта был изменён туманный сигнал сиреной: теперь каждые 150 секунд подавались два сигнала по 2,5 с каждый, разделенные паузой в 5 с, а затем паузой в 120 с. 23 июля 1904 управление назначило маяку высоту от ватерлинии до верхнего края дневной отметки в 22,5 м. С 18 марта 1905 г. туманный сигнал сирены подавался группами по 2 тона по 2 с каждый с паузой 4 с, длительная пауза 100 с, цикл - 106 с.

2 мая 1906 г. "Adlergrund" отправился на очередное докование, где находился до 15 мая, после чего, согласно новым правилам, стал нести в качестве дневного сигнала большой чёрный флаг. Чёрный шар по возможности оставался.

"Adlergrund" прослужил почти до начала войны в 1914 году, когда был заменён на новый корабль и отправлен на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1988.
2 www.baken-net.de
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 4.08.2019

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1884-1903, флаг лоцманской службы
Adlergrund
"Stollergrund"
Adlergrund
"Stollergrund"
Adlergrund
Adlergrund
"Adlergrund"
Adlergrund
Следующая страница - плавучий маяк "Reserve Nordsee"
Предыдущая страница - плавучий маяк "Geniusbank"