Оглавление → Суда обеспечения навигации


Суда обеспечения навигации ВМФ Германии

*список не полный, указаны только те корабли, информация о которых есть на сайте.


Океанографические исследования были в большинстве случаев связаны с гидрографическими работами и поэтому выполнялись также многими гидрографическими судами. Кроме того, специально в качестве научно-исследовательских использовались некоторые военные корабли. Только в 1898 для исследований наняли гражданское судно "Valdivia". После первой мировой войны для исследований стали использовать постоянные специализированные суда.

Pommerania, в 1871


железное колёсное авизо (1870)
390 т, 12 уз
1-я немецкая
рыболовно-исследовательская
экспедиция в Балтийском море
Gazelle, 1874-1876
деревянный винтовой фрегат (1862)
1930 т, 8 уз.
1-е научное
кругосветное путешествие
императорского морского флота
Elisabeth, 1876-1878
деревянный винтовой фрегат (1869)
2450 т, 9 уз.
2-е научное
кругосветное путешествие
императорского морского флота
Falke, 1879


железное колёсное авизо (1870)
1000 т, 12 уз
исследования течений
между Зюльтом и островом Амрум
в Северном море
Luise, 1879

деревянный "открытый" корвет (1874)
1690 т, 14 уз.
океанографическое исследование
маршрута Аден-Бомбей
и Корейского пролива
Bismarck, 1879
железный "закрытый" корвет (1878)
2840 т, 12 уз.
промеры глубин
глубоководной зоны
южного Тихого океана
Moltke, 1882-1883
железный "закрытый" корвет (1878)
2840 т, 12 уз.
экспедиция в Южную Георгию
в рамках международного
полярного года 1882/83
Pelikan, 1893-1894

транспорт (1891)
2364 т, 15 уз.
океанографические исследования
Балтийского моря

Valdivia, 1898-1899


грузо-пассажирский п/х (1886)
2165 брт, 11 уз.
экспедиция для исследования
глубоководной зоны
Атлантического и Индийского океанов

ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Meteor, 1924-1945
исследовательское судно
стр., как канонерская лодка
1200 т

Первые гидрографические замеры в Балтийском море проводили в ходе учебных плаваний суда, арендованные для старшей ступени школы навигации в Данциге в 1820-1838. Затем до 1854 работ не проводилось за неимением кораблей.

При взятии в 1854 под свой контроль области Яде возникла необходимость провести замеры на побережье Северного моря. Для этого стали закупать или арендовать частные суда как ГИСУ, лоцманские и бакенщики.

После приобретения Шлезвига-Гольштейна в ходе войны с Данией, осенью 1864 г. к гидрографическим работам на новом побережье привлекался резервный дивизион канонерских лодок (Camäleon, Comet, Cyclop и Delphin), в 1865 авизо Loreley с канонерками Camäleon и Comet, а в 1866 с Wolf измеряли район Яде. В последующие годы канонерки и авизо периодически несли гидрографическую службу: в 1867 и 1868 Loreley работала у Ганноверского побережья, а Wolf и Basilisk в Северном море, в 1868 к ним присоединилась Comet, в 1869 работы выполняли Comet и Cyclop. После войны с Францией лодки продолжали привлекать к гидрографическим работам: в 1871 Wolf, в 1872 Meteor и Drache, в 1873 Meteor и Blitz, в 1874 Blitz, Delphin и Drache, причём две последние прошли переоборудование и служили как ГИСУ соответственно до 1879 и 1884 гг. Кроме этих двух, остальные в гидрографические суда не зачислялись, оставаясь в боевом составе.

После начала колониальной политики в 1870-х гг. практически все крейсера и канонерки в заграничных плаваниях имели и гидрографические задачи. Среди них стоит отметить: корвет Olga (1884 - обследование побережья Камеруна, 1887 - обследование побережья Восточной Африки, 1898 - обследование острова Барен), авизо Grille (1885 - обследование западной Балтики и острова Рюген), авизо Pommerania (1886-1887 - обследование побережья Северного и Балтийского морей), малый крейсер Cormoran (1899-1914 - обследование Южного моря), малый крейсер Condor (1901-1913 - обследование Южного моря), канонерскую лодку Eber (1903-1914 - обследование побережья Западной Африки), канонерскую лодку Tiger (1904 - обследование побережья Киатсчоу, 1908 - обследование бухты Киатсчоу), малый крейсер Sperber (1908-1909 - обследование побережья Того, Камеруна и Немецкой Юго-западной Африки), малый крейсер Geier (1911-1914 - обследование побережья Восточной Африки) и крейсер Königsberg (1914 - обследование гавани Багамойо в Восточной Африке).

Neptun, c 1854

"Neptun"
гидрографическое судно
куплено у частного лица
шмак, ? т
тип Genius, c 1855

"Genius" и "Marianne"
гидрографические суда
зафрахтованы у частных лиц
эверы, ? т
тип Limfjorden, c 1864

"Limfjorden" и "Augusta"
гидрографические суда
трофейные датские
п/х, до 95 брт
"Königin Marie"
гидрографическое судно
быв. яхта (1859)
шхуна, 47 нрт
тип Camäleon, с 1872-1874
"Drache" и "Delphin"
гидрографические суда
быв. канонерские лодки (1864-1869)
п/х, 422 т
тип Albatross, с 1888
"Albatross" и "Nautilus"
гидрографические суда
бывшие шлюпы (1872)
п/х, 713 т
Hyäne, с 1898
"Hyäne"
гидрографическое судно
бывшая канонерская лодка (1879)
п/х, 570 т

кроме того были промерочные баркасы:
"Peilbarkass I", 189? - возм. быв ГИСУ "Neptun" (1854)
"Peilbarkass III", 1907 - быв. яхта-стационер "Farewell" (1888, 67 т)

Triton, с 1920

"Triton"
гидрографическое судно
бывшая ловушка (1917)
п/х, 2160 т
Meteor, 1924
"Meteor"
исследовательское судно и ГИСУ
стр., как канонерская лодка
1200 т
Freundschaft, c 1855

"Freundschaft"
бакенщик
быв. частная шхуна
? т
тип Iltis, 1856-1857

"Iltis" и "Leopard"
бакенщики
шхуны
178 т
Wangeroog, 1855

"Wangeroog"
лоцманское судно
шхуна
98 т
Swine, c 1870

"Swine"
лоцманское судно
п/х, быв. частный буксир
200 т
"Wilhelmshaven"
лоцманское судно
п/х
147 т
Schillig, 1878

"Schillig"
лоцманское судно
куттер
31 т
Usedom, 1886

"Usedom"
лоцманское судно
шхуна
37 т
Mellum, 1895

"Mellum"
бакенщик
п/х с приданным ботом
369+22 т
Kamerun, 1895

"Kamerun" в Зап. Африке
бакенщик и лоц. судно
быв. правит. п/х
150 т
Ulanga, 1898

"Ulanga" в Вост. Африке
бакенщик
колёсный понтонный п/х
69 т
Mungo, 1898


"Mungo" в Зап. Африке
лоц. судно
колёсный понтонный п/х
40 т
Basilisk, с 1913

"Lotsenschiff B"
лоцманская баржа
быв. кан. лодка Basilisk (1860)
140 нрт
тип Außen-Jade, 1870-1876
"Außen-Jade" и "Minsener Sand"
шхуны
226 т
Geniusbank, 1877
"Geniusbank"
шхуна
100 т
тип Adlergrund, 1884-1885
"Adlergrund" и "Stollergrund"
шхуны
282 т
"Reserve Nordsee"
шхуна
250 т
"Reserve Ostsee"
шхуна
190 т
Kiel, 1869
"Kiel"
насосный земснаряд
40 т
тип Weichsel, 1875-1878

"Weichsel" и "Danzig"
черпаковые земснаряды
300? т
Bagger V, 1882
"Bagger V"
насосный земснаряд
265 т
тип Bagger IV, 1893
"Bagger IV" и "Bagger VI"
насосные земснаряды
600/950 т


"Schiewenhorst"
насосный земснаряд
350 т