ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → операции в Рижском заливе 23 сентября - 30 октября 1917 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Операции в Рижском заливе 23 сентября - 30 октября 1917 г.

 

 

Почти два года на Балтике почти ничего не происходило. Лишь после взятия Риги в сентябре 1917 г. германское морское командование запланировало в октябре провести в Балтийском море крупную операцию по высадке десанта и захвату лежащих у входа в Рижский залив о-в Эзель, Моон и Даго.

11 сентября для участия в операции в Балтийское море перешли III-я и IV-я линейные эскадры, до 21 сентября провели учения. Для проведения десантной операции к 15 сентября на "Kaiser" образовали штаб и сформировали "специальное соединение" под командованием вице-адмирала Шмидта. С 19 сентября вместо "Kaiser" флагманским кораблём соединения назначили линейный крейсер "Moltke".

Кроме "Moltke" в операции в составе "специального соединения" с 11 по 19 октября задействовали 10 дредноутов III-й ("Bayern", "König", "Kronprinz", "Großer Kurfürst" и "Markgraf") и IV-й ("Kaiser", "Friedrich der Große", "Kaiserin", "Prinzregent Luitpold" "König Albert") линейных эскадр.

23 сентября III-я (типа "König") и IV-я (типа "Kaiser") эскадры линкоров вышли из Киля на рандеву на подходах к Путцигер-Вик, где 24 сентября стали на якорь, с 25 сентября по 9 октября находились в полной боевой готовности и 10 октября направились к Либаве, где в этот день на рейде началась погрузка войск на транспорты. На рассвете 11 октября линкоры подошли к Либаве.

Утром 11 октября из Либавы вышел авангард десанта. За ним следовали III-я эскадра линкоров, флагманский "Moltke", лёгкий крейсер "Emden" и IV-я эскадра линкоров в охранении 17 эсминцев. Затем на значительном удалении следовали транспорты с главными силами десанта.

Ещё до наступления темноты 11 октября "Friedrich der Große" и "König Albert" отделились от IV-й эскадры для обстрела русских береговых батарей на мысе Церель полуострова Сворбе, который они провели на рассвете 12 октября. Они же повторили обстрелы этих батарей 14 и 15 октября. Торпедные атаки входящих в Балтийский флот русских и английских подводных лодок оказались безуспешными.

В ночь на 12 октября линкор "Bayern" и лёгкий крейсер "Emden" заняли позиции у входа в Соэло-Зунд для обстрела батарей у мыса Серро (остров Даго) и м. Памерорт (остров Эзель), остальные семь линкоров были посланы для подавления русской береговой батареи в бухте Тагалахт (остров Эзель) с целью обеспечения высадки десанта и к 4.00 заняли огневые позиции на подходах к этой бухте. При занятии позиции "Bayern" подорвался на мине и был отправлен на базу.

В 5.30 "Kaiser", "Kaiserin" и "Prinzregent Luitpold" открыли огонь по береговой батарее на мысе Хундва (Хундсорт), которую быстро подавили. Первым же залпом линкоры добились попадания в погреб боеприпасов второго орудия, который взорвался. Вторым залпом сбили наблюдательную вышку и встали на якорь в бухте Тагалахт.

Вечером 11 октября "König", "Kronprinz", "Großer Kurfürst" и "Markgraf" стали на якорь на северных подходах к бухте Тагалахт. Ранним утром 12 октября линкоры вошли в бухту, в 5.50 открыли огонь по стрелявшей по ним береговой батарее на м. Пинает и также быстро её подавили. После обстрела в 17.30 "König" ушёл в Нойфарвассер, но 16 октября вернулся в Рижский залив и стал на якорь в Аренсбурге.

12 октября во время перехода на позицию для обстрела береговой батареи на о. Эзель при входе в бухту Тагалахт в 5.04 "Großer Kurfürst" подорвался на мине. Противоторпедная переборка выдержала, линкор смог продолжить участие в операции и в 5.51 открыл огонь по береговой батарее на мысе Нинаст, и лишь 13 октября со скоростью хода 8-12 уз. направился в Данциг, откуда ушёл в Вильгельмсхафен на ремонт.

Вечером 13 октября вице-адмирал Шмидт приказал эсминцам при артиллерийской поддержке "Kaiser" начать прорыв в Рижский залив через проливы Соэло-Зунд, Моонзунд и Кассарский плёс между островами Даго и Эзель.

14 октября в 13.45 Kaiser открыл огонь по находящимся на Кассарском плёсе кораблям дозора. 305-мм снаряд одного из первых залпов линкора попал в МО эсминца "Гром", пробил днище и, не взорвавшись, ушёл в грунт. Обе турбины вышли из строя, и эсминец потерял ход. Двухкратные попытки канонерской лодки "Храбрый" взять его на буксир не удались, после чего немецкий ЭМ V-100 обстрелял "Гром" из орудий, вызвав на нём пожар.

"В-98" пытается буксировать повреждённый "Гром"
   
канонерка "Храбрый"

 

Одновременно с попыткой прорваться в Моонзунд через Кассарский плёс 14 октября германский флот предпринял усилия для прорыва в Рижский залив через Ирбенский проход, где за тральщиками и прикрывающими их крейсерами с целью уничтожения устаревших линкоров "Слава" и "Гражданин" следовали "König", "Kronprinz" и "Markgraf". Здесь основную опасность представляли минные заграждения.

14 и 15 октября "Kaiserin" обстреливал береговую батарею на м. Церель, а 16 октября дредноут вывели из состава "специального соединения", и с заходом в Данциг направили в Киль, куда он прибыл 24 октября, после чего сразу же вернулся в Северное море.

16 октября "Kaiser" вёл огонь по площадям в районе мыса Тофри. В тот же день "König Albert" ушёл грузиться углём на рейд Путцигер-Вик, откуда должен был вернуться 18 октября в бухту Тагалахт, но ещё по пути в Путцигер-Вик получил приказание вице-адмирала Шмидта идти в Киль, куда и прибыл 23 октября.

15 октября после нескольких обстрелов тремя дредноутами III-й линейной эскадры береговые батареи на полуострове Сворбе были подавлены, и 16 октября их заняли немцы. После этого немецкие тральщики смогли наконец протралить минные заграждения, и 17 октября в 11.30 корабли германской эскадры прошли Ирбенским проходом в Рижский залив и направились к острову Вердер.

17 октября около 8.00 миноносцы "Дельный" и "Деятельный", высланные в дозор в Рижский залив, обнаружили на юго-востоке германскую эскадру в количестве 28 вымпелов и донесли о приближении её к Моонзунду, указав наличие двух дредноутов. Германская эскадра подходила в следующем составе: два линкора типа "König", пять лёгких крейсеров, два больших транспорта, большое количество эсминцев и тральщиков. "König" и "Kronprinz" под охраной восьми эсминцев, имея в голове тральщики, шли курсом норд к западному проходу в Моонзунд.

миноносец "Дельный"
   
миноносец "Деятельный"

 

Около 09.00 на рейде Куйваст сосредоточились "Слава", "Гражданин" и крейсер "Баян".

броненосец "Слава"
   
броненосец "Гражданин"
   
крейсер "Баян"

 

Германские тральщики, дойдя до линии мин, развернулись и приступили к тралению. С началом траления оба дредноута отделились от эскадры и, пройдя протраленное пространство, легли на ост, открыв в 9.40 стрельбу всем бортом.

В 10.05 "Слава" открыл огонь по головным тральщикам с дистанции 20800 м (112 кбт.). Третьим залпом он накрыл тральщики, и после ещё нескольких залпов они, поставив дымовую завесу, отошли.

В 10.15, пользуясь превосходством в дальности стрельбы своей артиллерии, развернувшиеся бортом "König" и "Kronprinz" открыли ответный огонь с дистанции 24000 м (130 кбт.), каждый порознь, давая одновременно залп из пяти орудий (по два залпа в минуту). Залпы ложились между русскими кораблями, имея характер небольших недолетов.

В 10.50 германские тральщики вышли из дымовой завесы и опять приступили к тралению. "Слава" и "Гражданин" открыли по ним огонь с дистанции 18200 м (98 кбт.), но тральщики ещё некоторое время продолжали траление, а затем отошли полным ходом за дымовую завесу. С уменьшением дистанции до тральщиков к стрельбе по ним присоединились крейсер "Баян" и береговая батарея 152-мм орудий. Ввиду этого "Слава" разделил свой огонь: носовая 305-мм башня стреляла по миноносцам, шедшим за тральщиками, а кормовая открыла огонь по дредноутам, которые без перерыва обстреливали русские корабли, однако безрезультатно.

В 11.10 после вторичного обстрела тральщиков все германские корабли повернули и стали отходить к зюйду. "Слава" прекратил огонь с расстояния 21500 м (116 кбт.), а немцы с 23700 м (128 кбт).

В 11.20 участвовавшие в бою дредноуты отошли за горизонт, а германские крейсера, миноносцы и транспорты продолжали держаться на меридиане м. Павастерота в дальности 28000 м (150 кбт) от русских броненосцев.

В 11.30 германская эскадра соединилась вновь, но на этот раз у восточного прохода в Моонзунд. В 12.05 эскадра двинулась курсом норд. Впереди шли четыре тральщика строем фронта в голове, ещё два тральщика им в кильватер, за ним оба дредноута под охраной эсминцев.

В 12.10 "Слава" и "Гражданин" открыли огонь по тральщикам, которые после нескольких залпов, закрылись дымовой завесой.

В 12.12 "Слава" с расстояния 20800 м (112 каб.) перенёс огонь на дредноуты. "König" и "Kronprinz", продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию до 16700 м (90 каб.), легли на ост, уменьшили скорость хода и в 12.13 открыли огонь, причем со второго залпа довольно быстро пристрелялись и 12.16 перешли беглым огнём на поражение.

Русские корабли стали отходить курсом на норд, отвечая на огонь противника, снаряды которого рвались вокруг кораблей.

В 12.25 произошло одновременное попадание в "Славу" трех 305-мм снарядов в подводную часть борта на 3-4 м ниже КВЛ. Получив крен, "Слава" лёг на курс 330° и в 12.27 малым ходом начал отходить к острову Шильдау.

В 12.29 произошло попадание в батарейную палубы "Славы" ещё двух снарядов. В 12.30 при падении снаряда у правого борта "Славы" поднялся столб воды высотой выше фор-марса и она обрушиваясь вниз, залила передний мостик.

В 12.39 "Слава" добился попадания в дредноут, что вызвало пожар в его носовой оконечности, но минуту спустя сам получил три снаряда. В 12.46 русские корабли вышли из-под обстрела.

За время боя, кроме указанных повреждений "Славы", один снаряд попал под носовой мостик крейсера "Баян". В "Гражданин" также попало два снаряда, разрушивших несколько офицерских кают па шкафуте. Всего "Слава" получил восемь попаданий, из которых первые два, вызвавшие крен до 8° и затопившие носовой отсек, решили судьбу корабля. Согласно Brayer, это были снаряды "König".

На 17 октября в 13.32 не имеющий возможности пройти в Финский залив "Слава", был оставлен экипажем и подорван у входа в канал.

После подрыва "Славы" и ухода "Гражданина" и "Баяна" Моонзундским каналом "König" подавил береговые батареи на островах Вердер и Вой.

18 октября во время перехода Рижским заливом "Kronprinz" сел на мель, но тут же сошёл с неё. В то время как линкоры III-й линейной эскадры ушли в Данцигскую бухту на подходы к Путцигер-Вик, "Markgraf" остался в бухте Тагалахт с целью 17 октября пройти в Рижский залив.

18 октября в 11.30 "Markgraf" сел на мель на юго-западных подходах к банке Ларина (Рижский залив), однако смог самостоятельно сойти с неё и 19 октября стал на якорь севернее банки Ларина среди линкоров подошедшей туда III-й линейной эскадры.

20 октября "Markgraf" вошёл в Моонзунд до траверза маяка Вердер, а 25 октября через банку Ларина перешёл к острову Кюно с целью его обстрела. В тот же день "Kronprinz", следуя Рижским заливом, уже основательно сел на мель с повреждением наружной обшивки борта с поступлением воды внутрь корпуса. "König" и "Markgraf"" тогда же вошли в Моонзунд до траверза маяка Вердер и своей артиллерией поддержали высадку немецкого десанта на остров Шильдау.

24 октября "Prinzregent Luitpold" вышел из состава "специального соединения" и ушёл в Киль на ремонт.

26 октября "König" вышел из состава "специального соединения" и во время возвращения в районе между Виндавой и Бакофном коснулся грунта и затем с заходом в Нойфарвассер 27 октября прибыл в Киль, где также встал на ремонт.

27 октября "Markgraf"" стал на якорь на рейде Аренсбурга. В тот же день "Friedrich der Große" вышел из состава "специального соединения" и ушёл в Северное море для несения службы в составе сил поддержки Передового сторожевого охранения. 28 октября "Kronprinz" (после посадки на мель) прибыл на имперскую верфь в Киле.

29 октября "Markgraf" вышел из состава "специального соединения" и на обратном пути в Киль правым бортом подорвался на мине. И здесь переборка выдержала силу взрыва, ограничив поступление воды через пробоину (260 т), но линкор вынужден был стать на ремонт. 30 октября "специальное соединение" распустили, и 2 ноября "Kaiser" вернулся в Киль, а 7 ноября перешёл в Северное море. Таким образом, после успешного завершения операции все линкоры вернулись в Северное море, а 3 ноября 1917 г. вице-адмирал Шмидт снова перешёл на свой флагманский "Ostfriesland".

 

Морские силы Балтийского моря (вице-адмирал Шмидт)
флагман
III-я линейная эскадра (5 дредноутов, вице-адмирал Крафт, младший флагман - контр-адмирал Сейферлинг)
König флагман
Markgraf младший флагман
IV-я линейная эскадра (5 дредноутов)
10 малых крейсеров
2-я флотилия миноносцев
6-я флотилия миноносцев
8-я флотилия эсминцев
тральщики (быв. миноносцы)
Балтийская поисковая флотилия
2-я тральная флотилия
A-62 флагман
+ тральщики
8-я тральная флотилия
A-35 флагман
+ тральщики
транспортная группа
транспорт 1 Oron 
транспорт 2 Sangara 
транспорт 3 Coralie Horlock 
транспорт 4 Bordenland 
транспорт 5 Bahia Castillo 
транспорт 6 Buenos Aires 
транспорт 7 Batavia 
транспорт 8 Friedrichsort 
транспорт 9 Badenia 
транспорт 10 Schleswig 
транспорт 11 Scharnhorst
транспорт 12 Cassel 
транспорт 13 Chemhitz 
транспорт 14 Hannover 
транспорт 15 Frankfurt 
транспорт 16 Gießen 
транспорт 17 Oswald
транспорт 18 Altenburg 
госпитальное судно Imperator 
тендер Blitz

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта