ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → операции в Рижском заливе 23 сентября - 30 октября 1917 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Операции в Рижском заливе 23 сентября - 30 октября 1917 г.

 

 

Почти два года на Балтике почти ничего не происходило. Лишь после взятия Риги в сентябре 1917 г. германское морское командование запланировало в октябре провести в Балтийском море крупную операцию по высадке десанта и захвату лежащих у входа в Рижский залив о-в Эзель, Моон и Даго.

11 сентября для участия в операции в Балтийское море перешли III-я и IV-я линейные эскадры, до 21 сентября провели учения. Для проведения десантной операции к 15 сентября на "Kaiser" образовали штаб и сформировали "специальное соединение" под командованием вице-адмирала Шмидта. С 19 сентября вместо "Kaiser" флагманским кораблём соединения назначили линейный крейсер "Moltke".

Кроме "Moltke" в операции в составе "специального соединения" с 11 по 19 октября задействовали 10 дредноутов III-й ("Bayern", "König", "Kronprinz", "Großer Kurfürst" и "Markgraf") и IV-й ("Kaiser", "Friedrich der Große", "Kaiserin", "Prinzregent Luitpold" "König Albert") линейных эскадр.

23 сентября III-я (типа "König") и IV-я (типа "Kaiser") эскадры линкоров вышли из Киля на рандеву на подходах к Путцигер-Вик, где 24 сентября стали на якорь, с 25 сентября по 9 октября находились в полной боевой готовности и 10 октября направились к Либаве, где в этот день на рейде началась погрузка войск на транспорты. На рассвете 11 октября линкоры подошли к Либаве.

Утром 11 октября из Либавы вышел авангард десанта. За ним следовали III-я эскадра линкоров, флагманский "Moltke", лёгкий крейсер "Emden" и IV-я эскадра линкоров в охранении 17 эсминцев. Затем на значительном удалении следовали транспорты с главными силами десанта.

Ещё до наступления темноты 11 октября "Friedrich der Große" и "König Albert" отделились от IV-й эскадры для обстрела русских береговых батарей на мысе Церель полуострова Сворбе, который они провели на рассвете 12 октября. Они же повторили обстрелы этих батарей 14 и 15 октября. Торпедные атаки входящих в Балтийский флот русских и английских подводных лодок оказались безуспешными.

В ночь на 12 октября линкор "Bayern" и лёгкий крейсер "Emden" заняли позиции у входа в Соэло-Зунд для обстрела батарей у мыса Серро (остров Даго) и м. Памерорт (остров Эзель), остальные семь линкоров были посланы для подавления русской береговой батареи в бухте Тагалахт (остров Эзель) с целью обеспечения высадки десанта и к 4.00 заняли огневые позиции на подходах к этой бухте. При занятии позиции "Bayern" подорвался на мине и был отправлен на базу.

В 5.30 "Kaiser", "Kaiserin" и "Prinzregent Luitpold" открыли огонь по береговой батарее на мысе Хундва (Хундсорт), которую быстро подавили. Первым же залпом линкоры добились попадания в погреб боеприпасов второго орудия, который взорвался. Вторым залпом сбили наблюдательную вышку и встали на якорь в бухте Тагалахт.

Вечером 11 октября "König", "Kronprinz", "Großer Kurfürst" и "Markgraf" стали на якорь на северных подходах к бухте Тагалахт. Ранним утром 12 октября линкоры вошли в бухту, в 5.50 открыли огонь по стрелявшей по ним береговой батарее на м. Пинает и также быстро её подавили. После обстрела в 17.30 "König" ушёл в Нойфарвассер, но 16 октября вернулся в Рижский залив и стал на якорь в Аренсбурге.

12 октября во время перехода на позицию для обстрела береговой батареи на о. Эзель при входе в бухту Тагалахт в 5.04 "Großer Kurfürst" подорвался на мине. Противоторпедная переборка выдержала, линкор смог продолжить участие в операции и в 5.51 открыл огонь по береговой батарее на мысе Нинаст, и лишь 13 октября со скоростью хода 8-12 уз. направился в Данциг, откуда ушёл в Вильгельмсхафен на ремонт.

Вечером 13 октября вице-адмирал Шмидт приказал эсминцам при артиллерийской поддержке "Kaiser" начать прорыв в Рижский залив через проливы Соэло-Зунд, Моонзунд и Кассарский плёс между островами Даго и Эзель.

14 октября в 13.45 Kaiser открыл огонь по находящимся на Кассарском плёсе кораблям дозора. 305-мм снаряд одного из первых залпов линкора попал в МО эсминца "Гром", пробил днище и, не взорвавшись, ушёл в грунт. Обе турбины вышли из строя, и эсминец потерял ход. Двухкратные попытки канонерской лодки "Храбрый" взять его на буксир не удались, после чего немецкий ЭМ V-100 обстрелял "Гром" из орудий, вызвав на нём пожар.

"В-98" пытается буксировать повреждённый "Гром"
   
канонерка "Храбрый"

 

Одновременно с попыткой прорваться в Моонзунд через Кассарский плёс 14 октября германский флот предпринял усилия для прорыва в Рижский залив через Ирбенский проход, где за тральщиками и прикрывающими их крейсерами с целью уничтожения устаревших линкоров "Слава" и "Гражданин" следовали "König", "Kronprinz" и "Markgraf". Здесь основную опасность представляли минные заграждения.

14 и 15 октября "Kaiserin" обстреливал береговую батарею на м. Церель, а 16 октября дредноут вывели из состава "специального соединения", и с заходом в Данциг направили в Киль, куда он прибыл 24 октября, после чего сразу же вернулся в Северное море.

16 октября "Kaiser" вёл огонь по площадям в районе мыса Тофри. В тот же день "König Albert" ушёл грузиться углём на рейд Путцигер-Вик, откуда должен был вернуться 18 октября в бухту Тагалахт, но ещё по пути в Путцигер-Вик получил приказание вице-адмирала Шмидта идти в Киль, куда и прибыл 23 октября.

15 октября после нескольких обстрелов тремя дредноутами III-й линейной эскадры береговые батареи на полуострове Сворбе были подавлены, и 16 октября их заняли немцы. После этого немецкие тральщики смогли наконец протралить минные заграждения, и 17 октября в 11.30 корабли германской эскадры прошли Ирбенским проходом в Рижский залив и направились к острову Вердер.

17 октября около 8.00 миноносцы "Дельный" и "Деятельный", высланные в дозор в Рижский залив, обнаружили на юго-востоке германскую эскадру в количестве 28 вымпелов и донесли о приближении её к Моонзунду, указав наличие двух дредноутов. Германская эскадра подходила в следующем составе: два линкора типа "König", пять лёгких крейсеров, два больших транспорта, большое количество эсминцев и тральщиков. "König" и "Kronprinz" под охраной восьми эсминцев, имея в голове тральщики, шли курсом норд к западному проходу в Моонзунд.

миноносец "Дельный"
   
миноносец "Деятельный"

 

Около 09.00 на рейде Куйваст сосредоточились "Слава", "Гражданин" и крейсер "Баян".

броненосец "Слава"
   
броненосец "Гражданин"
   
крейсер "Баян"

 

Германские тральщики, дойдя до линии мин, развернулись и приступили к тралению. С началом траления оба дредноута отделились от эскадры и, пройдя протраленное пространство, легли на ост, открыв в 9.40 стрельбу всем бортом.

В 10.05 "Слава" открыл огонь по головным тральщикам с дистанции 20800 м (112 кбт.). Третьим залпом он накрыл тральщики, и после ещё нескольких залпов они, поставив дымовую завесу, отошли.

В 10.15, пользуясь превосходством в дальности стрельбы своей артиллерии, развернувшиеся бортом "König" и "Kronprinz" открыли ответный огонь с дистанции 24000 м (130 кбт.), каждый порознь, давая одновременно залп из пяти орудий (по два залпа в минуту). Залпы ложились между русскими кораблями, имея характер небольших недолетов.

В 10.50 германские тральщики вышли из дымовой завесы и опять приступили к тралению. "Слава" и "Гражданин" открыли по ним огонь с дистанции 18200 м (98 кбт.), но тральщики ещё некоторое время продолжали траление, а затем отошли полным ходом за дымовую завесу. С уменьшением дистанции до тральщиков к стрельбе по ним присоединились крейсер "Баян" и береговая батарея 152-мм орудий. Ввиду этого "Слава" разделил свой огонь: носовая 305-мм башня стреляла по миноносцам, шедшим за тральщиками, а кормовая открыла огонь по дредноутам, которые без перерыва обстреливали русские корабли, однако безрезультатно.

В 11.10 после вторичного обстрела тральщиков все германские корабли повернули и стали отходить к зюйду. "Слава" прекратил огонь с расстояния 21500 м (116 кбт.), а немцы с 23700 м (128 кбт).

В 11.20 участвовавшие в бою дредноуты отошли за горизонт, а германские крейсера, миноносцы и транспорты продолжали держаться на меридиане м. Павастерота в дальности 28000 м (150 кбт) от русских броненосцев.

В 11.30 германская эскадра соединилась вновь, но на этот раз у восточного прохода в Моонзунд. В 12.05 эскадра двинулась курсом норд. Впереди шли четыре тральщика строем фронта в голове, ещё два тральщика им в кильватер, за ним оба дредноута под охраной эсминцев.

В 12.10 "Слава" и "Гражданин" открыли огонь по тральщикам, которые после нескольких залпов, закрылись дымовой завесой.

В 12.12 "Слава" с расстояния 20800 м (112 каб.) перенёс огонь на дредноуты. "König" и "Kronprinz", продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию до 16700 м (90 каб.), легли на ост, уменьшили скорость хода и в 12.13 открыли огонь, причем со второго залпа довольно быстро пристрелялись и 12.16 перешли беглым огнём на поражение.

Русские корабли стали отходить курсом на норд, отвечая на огонь противника, снаряды которого рвались вокруг кораблей.

В 12.25 произошло одновременное попадание в "Славу" трех 305-мм снарядов в подводную часть борта на 3-4 м ниже КВЛ. Получив крен, "Слава" лёг на курс 330° и в 12.27 малым ходом начал отходить к острову Шильдау.

В 12.29 произошло попадание в батарейную палубы "Славы" ещё двух снарядов. В 12.30 при падении снаряда у правого борта "Славы" поднялся столб воды высотой выше фор-марса и она обрушиваясь вниз, залила передний мостик.

В 12.39 "Слава" добился попадания в дредноут, что вызвало пожар в его носовой оконечности, но минуту спустя сам получил три снаряда. В 12.46 русские корабли вышли из-под обстрела.

За время боя, кроме указанных повреждений "Славы", один снаряд попал под носовой мостик крейсера "Баян". В "Гражданин" также попало два снаряда, разрушивших несколько офицерских кают па шкафуте. Всего "Слава" получил восемь попаданий, из которых первые два, вызвавшие крен до 8° и затопившие носовой отсек, решили судьбу корабля. Согласно Brayer, это были снаряды "König".

На 17 октября в 13.32 не имеющий возможности пройти в Финский залив "Слава", был оставлен экипажем и подорван у входа в канал.

После подрыва "Славы" и ухода "Гражданина" и "Баяна" Моонзундским каналом "König" подавил береговые батареи на островах Вердер и Вой.

18 октября во время перехода Рижским заливом "Kronprinz" сел на мель, но тут же сошёл с неё. В то время как линкоры III-й линейной эскадры ушли в Данцигскую бухту на подходы к Путцигер-Вик, "Markgraf" остался в бухте Тагалахт с целью 17 октября пройти в Рижский залив.

18 октября в 11.30 "Markgraf" сел на мель на юго-западных подходах к банке Ларина (Рижский залив), однако смог самостоятельно сойти с неё и 19 октября стал на якорь севернее банки Ларина среди линкоров подошедшей туда III-й линейной эскадры.

20 октября "Markgraf" вошёл в Моонзунд до траверза маяка Вердер, а 25 октября через банку Ларина перешёл к острову Кюно с целью его обстрела. В тот же день "Kronprinz", следуя Рижским заливом, уже основательно сел на мель с повреждением наружной обшивки борта с поступлением воды внутрь корпуса. "König" и "Markgraf"" тогда же вошли в Моонзунд до траверза маяка Вердер и своей артиллерией поддержали высадку немецкого десанта на остров Шильдау.

24 октября "Prinzregent Luitpold" вышел из состава "специального соединения" и ушёл в Киль на ремонт.

26 октября "König" вышел из состава "специального соединения" и во время возвращения в районе между Виндавой и Бакофном коснулся грунта и затем с заходом в Нойфарвассер 27 октября прибыл в Киль, где также встал на ремонт.

27 октября "Markgraf"" стал на якорь на рейде Аренсбурга. В тот же день "Friedrich der Große" вышел из состава "специального соединения" и ушёл в Северное море для несения службы в составе сил поддержки Передового сторожевого охранения. 28 октября "Kronprinz" (после посадки на мель) прибыл на имперскую верфь в Киле.

29 октября "Markgraf" вышел из состава "специального соединения" и на обратном пути в Киль правым бортом подорвался на мине. И здесь переборка выдержала силу взрыва, ограничив поступление воды через пробоину (260 т), но линкор вынужден был стать на ремонт. 30 октября "специальное соединение" распустили, и 2 ноября "Kaiser" вернулся в Киль, а 7 ноября перешёл в Северное море. Таким образом, после успешного завершения операции все линкоры вернулись в Северное море, а 3 ноября 1917 г. вице-адмирал Шмидт снова перешёл на свой флагманский "Ostfriesland".

 



Специальное соединение Балтийского моря
флагман (вице-адмирал Шмидт)
III-я линейная эскадра (5 дредноутов, вице-адмирал Бенке)
König флагман
IV-я линейная эскадра (5 дредноутов, вице-адмирал Сушон)
Friedrich der Grosse флагман


2-я разведгруппа (5 малых крейсеров, контр-адмирал фон Рёйтер)
Königsberg флагман
6-я разведгруппа (5 малых крейсеров, контр-адмирал Хопман)
Kolberg флагман
тендер Blitz

миноносцы (коммодор Хайнрих)
Emden флагман
2-я флотилия (корветтен-капитан Хайнеке)
B.98 флагман
3-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Ханс Кольбе)
G.101 флагман
4-я полуфлотилия (корветтен-капитан Фаульборн)
B.109 флагман
6-я флотилия (корветтен-капитан Вернер Тилльэссен)
V.69 флагман
11-я полуфлотилия (корветтен-капитан Рудольф Ланс)
V.43 флагман
12-я полуфлотилия (корветтен-капитан Цандер)
V.82 флагман
8-я флотилия (корветтен-капитан Ниден)
V.180 флагман
15-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Фолльхайм)
V.183 флагман
16-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Штовассер)
S.176 флагман
10-я флотилия (корветтен-капитан Хундертмарк)
V.56 флагман
19-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Вильгельм Ребенсберг)
T.170 флагман
20-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Рёдер фон Дирсбург)
V.78 флагман
4-я флотилия
7-я полуфлотилия (корветтен-капитан фон дер Реке-Фолльмерштайн)
T.154 флагман



+
 
+ торпедный глиссер SM Gleitboot

Курляндская флотилия подводных лодок (капитан-лейтенант Шётт)
 
UC 56, UC 57, UC 58, UC 59, UC 60, UC 78


Противолодочные силы
Балтийская поисковая флотилия (фрегаттен-капитан фон Ррзенберг)
T.144 флагман
1-я полуфлотилия (капитан-лейтенант резерва Зах)
T.142 флагман

 
+ траулер Emmich, логгеры Amsel, Hagen, Iltis, Berthold, Fuchs, Wiesel, Wolf, Ost

 
+ логгеры Adolf, Diedrich, Caroline, Ravensburg, Münster, Dortmund, Glückstadt, Sparenburg, Tony

 
+ траулер Forseti, логгеры Edward, Schwalbe, Fahrewohl, Königsberg, Elbe, Frankfurt, Willkommen, Tide

 
+ логгеры Bussard, Flosshilde, Gutheil, Kehrewieder, Sieglinde, Hunding, Ella, Mathilde


2-я полуфлотилия (капитан-лейтенант морского ополчения Вален)
T.130 флагман

 
+ логгеры Altair, Dorothea, Lübeck, Arnolde, Saturn, Venus, Helene, Gunther

 
+ траулер Delphin, логгеры Dohle, Ortrud, Woglinde, Falke, Clara, Wellgunde, Alberich

 
+ логгеры Vorwärts, Fink, Süd, Rabe, Wotan, Drossel, Elster, Lerche


Суда обеспечения
 
плавмастерская Donau
угольщик Adeline Hugo Stinnes
 
транспорты Castor, Coburg + 3 мотобота

Группа прикрытия из эскортной полуфлотилии "Ost" (капитан-лейтенант Хардер)
 
6 вооружённых траулеров

Балтийская группа охраны сетей заграждения (корветтен-капитан Каульхаузен)
 
пароходы Eskimo, Rossal, сетевой заградитель Burgfried, 6 буксиров и некоторое количество барж


Тральные силы
2-я тральная флотилия (капитан-лейтенант Дофляйн)
A-62 флагман
 
3-я полуфлотилия (капитан-лейтенант фон ден Марвиц)
T.136 флагман
 
+ M 67, M 68, M 75, M 76, M 77


4-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Максим фон Цитцевиц)
T-104 флагман

8-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Кёлльнер)
 
+ M 11, M 31, M 32, M 39, M 64 флагман
+
3-я полуфлотилия балтийской поисковой флотилии (корветтен-капитан Гёте)
T-104 флагман
 
+ 15 мотоботов, вспомогательные суда Flora и Primula
Группа прикрытия из эскортной полуфлотилии "Ost" (старший лейтенант-цур-зее запаса Рудольф Нордман)
 
6 траулеров
I. дивизион катеров-тральщиков (Рига) (капитан-лейтенант Астаймер)
 
11 судов (баржи, шаланды и мотоботы)
II. дивизион катеров-тральщиков (корветтен-капитан Август Альтфатер)
 
12 судов + тендер Ammon
III. дивизион катеров-тральщиков (капитан-лейтенант Вайдген)
 
12 судов + тендер Indianola
IV. дивизион катеров-тральщиков (капитан-лейтенант Кипке)
 
10 судов + вахтенный траулер O-2 Alice Busse, тендер Hochkamp

Вспомогательные суда
Суда обеспечения (капитан морского ополчения Захсе)
T.132 посыльный
 
лазареты Imperator, Kehrwieder, Titania, Viola, 4 транспорта боеприпасов, 3 транспортов вспомогательного оборудования, 1 угольщик, 1 нефтяной танкер, 1 водовоз, кабелеукладчик Alster, бакенщики Wilhelms и Mellum


Спасательная группа
 
4 насосных буксира, 7 буксиров для десанта, в т. ч. Netter, Falkenstein, Jägersburg, Wilhelm Cords, Stein, Sturm, 8 лёгких судов, 10 барж, брандеры City of Belfast и City of Cadiz


Tранспортная группа
1-я секция (фрегаттен-капитан Max Fischer)
транспорт 7 Batavia 
транспорт 8 Friedrichsort 
транспорт 12 Cassel 
транспорт 13 Chemhitz 


2-я секция (капитан-лейтенант Эрнми Ватер)
транспорт 1 Oron 
транспорт 2 Sangara 
транспорт 3 Coralie Horlock 
транспорт 4 Bordenland 


3-я секция (фрегаттен-капитан Келлер)
транспорт 6 Buenos Aires 
транспорт 11 Scharnhorst
транспорт 15 Frankfurt 


4-я секция (корветтен-капитан Глюэр)
транспорт 5 Bahia Castillo 
транспорт 9 Badenia 
транспорт 10 Schleswig 
транспорт 16 Gießen 
транспорт 17 Oswald
транспорт 18 Altenburg 


дополнительные войсковые транспорты
Equity 



Воздушная поддержка
Плавбаза (старший лейтенант-цур-зее Хольцапфель)
Дирижабли (корветтен-капитан Вендт)
L 30 
L 37 
LZ 113 
LZ 120 
SL 8 
SL 20 


Воздушные силы Балтийского спецсоединения (капитан-лейтенант Херманн Бертхольд)
81 гидроплан и 16 колёсных самолётов с морских авиастанций в Либаве, Виндаве и Риге.
1-я эскадрилья торпедоносцев (лейтенант-цур-зее Макс Штински)
резервная эскадрилья колёсных истребителей ВМФ (лейтенант резерва Виланд)
истребительная эскадрилья 8-й армии (лейтенант Рот)

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта


последнее обновление: 11.01.2021